Конспект нод по развитию речи в. Конспект нод по развитию речи "путешествие в сказочный лес". Конспект занятия "Домашние животные"
Михеева Ольга Владимировна, воспитатель МАБДОУ детский сад №2 г.Балаково.
Описание материала: предлагаемый мною конспект НОД по развитию для детей старшей группы 5-6 лет речи по теме: «Бабушкина деревня». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект комплексного занятия по развитию речи, направленного на активизацию словаря и совершенствование грамматического строя речи.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Бабушкина деревня».
Интеграция образовательных областей: «Социализация»,«Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество», «Физическая культура», «Развитие речи».
Цели: активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к домашним животным.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о домашних животных.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость, умение создавать сюжетную композицию. Развивать интерес к пословицам и поговоркам.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения, составлять описательный рассказ по картине.
Воспитательные: воспитывать интерес, доброе отношение к домашним животным, желание заботиться о них.
Демонстрационный материал: фотография бабушки, фотография внучки Маши, посылка, картинки с изображением домашних животных в конверте, загадки о них. Муляжи овощей, 2 корзинки. Аудиозапись: голоса домашних животных. Плоскостное изображение «хлев». Магнитная доска. Картина, опорные картинки к картине.
Предварительная работа: знакомство с пословицами, поговорками, разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
Дети : выполняют движения.
Воспитатель: Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Тани. Она прислала нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что она пишет: «Дорогие ребята! У меня есть внучка Маша. Она сейчас очень далеко и не может ко мне приехать. Но она очень хочет знать, как я живу в деревне, чем занимаюсь, с кем дружу. Я уже не очень хорошо вижу и не могу ей обо все написать. Помогите мне, пожалуйста, рассказать внучке о моей жизни. Я надеюсь, что вы много интересного знаете и можете мне помочь. Большое спасибо вам. Бабушка Таня».
Ребята! Поможем бабушке Тане?
Дети: Поможем.
Воспитатель: ребята, бабушка Таня живет в деревне, в своем доме и много трудится. А вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети:
· Кончил дело - гуляй смело.
· Терпенье и труд все перетрут.
· Мала пчелка, да и та работает.
· Усердная мышь и доску прогрызет.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Узнай по голосу» (звучит аудиозапись «Голоса домашних животных»). У бабушки Тани много верных друзей, она за ними ухаживает, да и друзья в долгу не остаются. Хотите услышать, кто это?
Дети: Хотим.
Воспитатель: они спрятались в домике, который называется «хлев». Послушайте внимательно и угадайте, кто в нем живет.
Дети: Я услышал, как мычит корова и хрюкает поросенок. А я услышал, как ржет лошадь и блеет овца.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется дом для животных в деревне?
Воспитатель достает из-за «хлева» картинки с изображением тех животных, которых дети называли по очереди. О тех животных, голоса которых дети не узнали, воспитатель загадывает загадки и выставляет картинки на магнитную доску. Молодцы, ребята, вы все отгадали, а теперь расскажем Маше, какие животные живут в деревне (ответы детей).
Речевая игра: «Какой, какая, какие?»
На магнитную доску крепятся картинки с домашними животными. Кто это?
Какая она? А это кто? Какая она?
Воспитатель: ребята, кто желает описать картинку? (дети по очереди подходят к магнитной доске, берут картинку, рассматривают ее, показывают всем детям и рассказывают о том, кто на ней изображен).
Дети: Это корова. Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.
Это собака. Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.
Это коза - маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая.
Это кошка - маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая.
Один ребенок описывает, остальные добавляют.
Воспитатель: ребята, рассмотрите картинки. Как можно назвать одним словом этих животных? Какие они для людей?
Дети: Это домашние животные. Нужные, полезные, добрые.
Воспитатель: ребята, вы хотите со мной поиграть? Я знаю веселую игру с пальчиками. Повторяйте за мной:
Раз, два три, четыре, пять - вышла свинка погулять. Землю рыла пятачком, поднимала хвост крючком. Гуляла, гуляла, наконец, устала.
Раз, два три, четыре, пять - пошла свинка отдыхать.
Воспитатель: А еще у бабушки Тани есть большой огород. Что же растет в огороде?
Дети: в огороде растут овощи.
Воспитатель: бабушка Таня прислала нам угощение - овощи со своего огорода (воспитатель показывает корзинку с муляжами овощей). Давайте назовем их.
Ребенок достает из корзинки овощи, а другие дети называют: огурец, баклажан, капуста, лук, чеснок, помидор.
Упражнение «Будь внимательным». Определить места звука «К» в словах, найди овощ (воспитатель показывает корзину с овощами - муляжи)
Воспитатель: Ребята! Положите в корзину те овощи, в названии которых звук «К» слышится в начале слова (капуста, кабачок, картофель).
А теперь, положите те овощи, в которых звук «К» слышится в конце слова (лук, чеснок, кабачок).
Упражнение «Что можно приготовить из … »
Воспитатель:
Ребята, как вы уже знаете, бабушка Таня, умеет делать все. У нее просто «Золотые руки». Она очень гостеприимная и хочет пригласить нас в гости и приготовить нам угощения. А вот какое угощение, предлагаю вам угадать:
Из фруктов сварят…
Дети:
Компот, варенье
Из овощей сделают …
Дети:
Салат, икру
Из муки испекут…
Дети:
Пирог, торт, печенье
Воспитатель:
Бабушка Таня очень любит слушать интересные рассказы, истории, сказки, былины. И, она хотела бы услышать их от вас, ребята. Ребята, может, кто желает придумать свой интересный рассказ.
Воспитатель показывает картину и предлагает ее рассмотреть (составление описательного рассказа по картине).
ВОПРОСЫ:
1. Как можно назвать картину? (Грустный щенок)
2. Придумайте ему имя. (Его зовут Барбос)
3. Какого цвета щенок? (Черный, с белой грудкой)
4. Какая у него шерстка? (Мягкая)
5. С чем он любит играть? (С маленьким мячиком)
6. Какое у него настроение? (Грустное, невеселое)
7. Почему он грустный? (Он проголодался и желает, чтобы ему налили молочка. Его мячик закатился в будку. Ему скучно одному. Его кто-то обидел).
Воспитатель:
Что надо сделать, чтобы щенок стал радостный, веселый?
Дети:
Надо помочь ему достать мячик. Поиграть с ним. Позвать к нему другого щенка или его маму. Угостить его вкусным молочком.
Воспитатель:
Чтобы составить описательный рассказ, мы будем использовать опорные картинки.
Воспитатель расставляет картинки в определенной последовательности. Кто желает?
1 ребенок:
- У бабушки Тани живет щенок. Его зовут Барбос. Он черный, с белой грудкой. Шерстка у него мягкая. Он любит играть в саду с маленьким резиновым мячиком и спать на солнышке. Его мячик закатился в будку и щенок загрустил. Надо достать ему мячик, угостить его молочком и он опять станет веселым и радостным (выслушать 2-3 ребенка).
Рефлексия
Воспитатель:
Я записала все ваши рассказы, ответы, каждое ваше слово. Каждый из вас может рассказать про щенка дома, тому, кого вы хотите порадовать. Мы помогали бабушке и дедушке рассказать внучке Маше о жизни в деревне. Угадывали голоса животных. Играли в игру «Стадо». Рассказывали о котенке. Мы желаем бабушке Тане не болеть. Чтобы внучка Маша приехала к ней в гости.
Используемая литература:
1. М.А. Васильева, В.В. Гербова «Программа воспитания и обучения в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва 2006 г;
2. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». Пособие для логопеда. Издательство «Владос», город Москва, 1999 г.;
3. Л.Е. Белоусова «Удивительные истории», издательство «Детство-Пресс», 2001 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с,Звёздочка”
(старшая группа)
Воспитатель:Сорокина Екатерина Викторовна
Калязин,2017
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы , познание , коммуникация , здоровье .
Задачи:
Обучающие : Учить детей понимать образное содержание сказки .
Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи . Закрепить знания детей о русской народной сказке « Гуси – лебеди » , используя иллюстрации к этой сказке . Формировать умение правильно употреблять в речи слова , близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая , добрая – злая) . Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие : Развивать связанную речь , наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных , образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной) . Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька) . Развивать коммуникативные навыки общения
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам , быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству .
Оборудование : Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.
Предварительная работа: чтение сказки « Гуси – лебеди » , беседа по сказке « Гуси - лебеди » , рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди » (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки « Гуси – лебеди » , игры с загадками: «Узнай по описанию» , « Сказочный сундучок » .
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.
Ход образовательной деятельности
Орг.момент.
(Дети встают в круг.)
Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.
«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)
Здравствуй весь наш общий круг»
Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку.Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:
1.Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. ( Гуси )
2.Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко) ;
3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки) ;
4.Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река) ;
5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж) ;
6.Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка . (Баба Яга) .
Воспитатель: Из какой это сказки эти герои ? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку « Гуси-лебеди » ). Слайд 1.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку « Гуси-лебеди » ?
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки , если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором : «Нет, нет, нет» . Если ошибок нет, то говорят хором : «Да, да, да» .
Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да) .
Налетели гуси – лебеди , подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет) . Почему нет? (Объяснения детей : Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).
Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да) .
Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет) . (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла) .
Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да) .
Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да) .
Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт) .
Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка) .
Прибежала Маша домой : Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да) .
Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.
Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька.Давайте спросим у неё,почему она плачет.
Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?
Маша: Здравствуйте.дети! (Тяжело вздыхает) .Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой.Гуси-лебеди его унесли.
Воспитатель: (обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!
Встреча с яблоней. Слайд 2.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).
Воспитатель: Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!
Дети: Здравствуй,яблонька!
Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: ( голос в микрофоне).
Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке! (дети считают яблоки)
Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)
Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.
Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с печкой. Слайд 3.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).
Воспитатель: А это что,дети?
Дети: Это печка!
Печка ( говорит голос в микрофоне)
Мимо,путник,не пройди-
Пирожок мой прихвати!
Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.
Пальчиковая гимнастика,Печём пирожки”
Тесто мнём,мнём,мнём!
(Давят кулаками вображаемое тесто)
Тесто жмём,жмём,жмём!
(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)
Пирожки мы испечём!
(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой) .
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,
Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.
Воспитатель: Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?
Дети: Молочную речку с кисельными берегами.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с речкой. Слайд 4.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).
Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока) .Что значит кисельные берега? (Берега из киселя). Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова,кисель” и,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется.Потом вам это пригодится.(По окончании считалки дети делятся на две команды.)
Воспитатель: Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов.Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод.Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель.Воспитатель задаёт вопросы: ,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому,кисель из черники”,кисель из клюквы”?
Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота.Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках.Там и живёт баба-яга.Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.
Дорога к Бабе-Яге.
Воспитатель: Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая.то каменистая.Густой туман стелется под ногами.Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек.Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)
У избушки на курьих ножках.Слайд 5.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).
Воспитатель: Ну-ка послушаем,что тут творится!
Баба-Яга:( голос в микрофоне). Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей.Ты,Ванюша,не вздумай уходить.Сиди тут и смотри в окошко.
Воспитатель: Ребята,Баба-Яга в сказке добрая? (Нет,Баба-Яга в сказке злая)
Воспитатель: Она молодая? (Нет,старая)
Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная : у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).
( На экране появляется Ваня) Слайд 6.
Дети: Ваня!Ванюша!
Воспитатель: Ванечка,мы тебя спасём.Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться? (молочная речка-кисельные берега). Изобразим речку с помощью рук.(Дети руками изображают волны).
Воспитатель: Кто ещё поможет? (Печка) Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).
Воспитатель: А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)
Возвращение Вани.
Выходит мальчик в костюме Иванушки.
Маша: Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.) Вот моё угощение.А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся.До свидания! Слайд 7.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Теперь нам пора в группу возвращаться.
Звучит аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности детей
по развитию речи «Путешествие по лесным тропинкам»
в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)
Задачи :
- образовательные:
Продолжать формировать умение свободно общаться с взрослыми и детьми. Совершенствовать диалогическую форму речи, продолжать обогащать активный словарь. Продолжать закреплять представления детей о диких животных.
- развивающие:
Развивать интонационную и звуковую культуру речи, фонематический слух, совершенствовать умение внятно и четко произносит слова, фразы, пользоваться ударением, паузами, интонациями (выразительности речи), силой голоса, темпом речи. Формировать умение правильно произносить звуки [с] и [сʼ] в слогах, в словах. Продолжать развивать мышление, внимание, память.
- воспитательные:
воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, умение проявлять творческую самостоятельность, любознательность, интерес к литературным произведениям.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материал:
- демонстрационный: слайды-презентации, пиктограммы с изображениями различных эмоциональных состояний, ёлочки
- раздаточный: перчаточные три медведя, театр на палочке лиса, петух, заяц; фигурки девочек и мальчиков (на каждого ребёнка), фломастеры
Оборудование: USB -носитель, проектор, экран, ноутбук, мини-проигрыватель, мольберт.
Длительность: 20 минут.
Методические приёмы:
1. Организационный момент
3. Напоминание о правилах поведения в лесу
4. Упражнение «Три медведя»
7. Этюд «Лисичка»
10. Анализ, итог образовательной деятельности, рефлексия.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я вас приглашаю в необычное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку. Готовы? Слушайте внимательно.
2. Загадывание загадки о лесе
Воспитатель загадывает загадку о лесе
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Ответы детей
3. Напоминание о правилах поведения в лесу.
Воспитатель: Правильно, ребята. Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, как нужно вести себя лесу, даже если он и сказочный, воспитанным детям.
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, тогда нам пора.
дети идут за воспитателем
Воспитатель: Вот мы с вами и в сказочном лесу. Посмотрите внимательно, никто не отстал?
воспитатель подводит детей к экрану, на котором слайд с изображением леса.
(слайд лес)
Ответы детей
Воспитатель: А какой лес?
Ответы детей
Воспитатель : Войдём в лес. Раз шажок, ещё шажок… Чей-то домик впереди. Ребята, а чей это может быть домик? Давайте подойдём поближе и прислушаемся.
(имитация стука в дверь)
Воспитатель: Никого дома нет, наверное, хозяева пошли по лесу погулять. А чей же это может быть дом?
Ответы детей
( раздаётся медвежий рык)
Воспитатель : Ребята, вы слышите? Что это за звуки?
Дети отвечают
Воспитатель: Тихо. Медведи где-то далеко.
(подходим к столу с перчаточным театром, где стоят фигурки трёх медведей, выполненные в технике оригами).
Воспитатель : Посмотрите, около домика фигурки медведей. Как вы думаете, кто из них Михайло Иваныч? А кто Настасья Петровна? А кто Мишутка?
Ответы детей
4. Упражнение на развитие тембра голоса «Три медведя»
Воспитатель: Давайте поздороваемся с медвежьей семьёй. Что-то они молчат, они наелись холодной малины и простыли, потеряли голоса. Ребята, а давайте мы поздороваемся как медведи, поздороваемся так, как поздоровались бы они с нами своим голосом.
(дети выбирают перчатки и здороваются голосами медведей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас, пусть медведи заходят в свой дом и попьют тёплого чая с малиной.
(слайд медведи в домике, смотрят в окошко)
Воспитатель: Попрощаемся с медведями.
Дети прощаются
(слайд анимация метель со звуковым сопровождением)
Воспитатель: Это что за звуки? Что случилось?
ответы детей
Воспитатель: Как же изменилась погода?
5. Упражнение «Песенка вьюги»
Воспитатель: Давайте изобразим вьюгу. Вы не испугались? Какие громкие были звуки. По сигналу «Вьюга начинается» дети тихо произносят: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорят громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга заканчивается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга закончилась».
Воспитатель: Ветер сильный поднялся, все тропинки снегом замело. Мы с вами заблудились, как же нам выйти на тропинку?
6. Упражнение «Заблудились мы в лесу»
Воспитатель: Мы заблудились в лесу. Как же нам выбраться на тропинку, куда идти дальше?
Дети предлагают свои варианты
(слышится плачь)
Воспитатель: Слышите, ребята, кто-то плачет? Давайте пойдём на голос и посмотрим, у кого же случилась беда?
(слайд с изображением зайчика и лубяной избушки)
Воспитатель: Что же случилось с зайчиком?
Ответы детей
(слайд лисичка у домика)
7. Этюд «Лисичка»
Я лисичка хороша, хороша,
Хвост пушистый у меня, у меня.
Я живу в лесу, в норе,
Приходите все ко мне.
(дети рассказывают стихотворение, изображая лису)
8. Проговаривание чистоговорок про лису
Су-су-су – в лесу нашли лису.
Са-са-са – вот бежит лиса.
Сы-сы-сы – хвост рыжий у лисы
Се-се-се – в гости мы идём к лисе
Воспитатель: Вот ведь лиса какая, говорит, что живёт в норе, не признается, что забралась в лубяной домик зайчика, а его выгнала.
9. Ролевой диалог по сказке «Лиса и заяц»
Воспитатель: Сейчас мы превратимся с вами в персонажей сказки «Лиса и заяц».
1) Диалог лисы и зайца (лиса уверенная, заяц испуганный)
2) Диалог петуха и лисы (петух смелый, уверенный, лиса испуганная)
Воспитатель: Ну, вот мы помогли зайчику и вернули ему избушку. Давайте пожелаем сказочным героям, чтобы они жили дружно и попрощаемся.
Ну, вот мы с вами и дошли до конца тропинки.
(звучит музыка «В гостях у сказки»)
Возьмёмся за руки, друзья,
И по тропе лесной,
Тихонечко, и вы, и я
Отправимся домой
10. Анализ, подведение итогов образовательной деятельности, рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что было для вас интересным? Что было самым трудным?
Мне очень понравилось с вами сегодня путешествовать, вы такие любознательные, добрые, умные. А вам понравилось?
Ответы детей
Воспитатель: Кого же мы сегодня встретили на своём пути?
Ответы детей
До свидания лес! Мы к тебе ещё обязательно вернёмся.
Рефлексия «Нарисуй своё настроение»
Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю к столу. Здесь лежат фигурки, кого они напоминают, чьи это фигурки? Возьмите одну из фигурок, рассмотрите её. Представьте себе, что это вы. Нарисуйте настроение, которое появилось у вас после нашего путешествия.
Ответы детей
Воспитатель : Давайте мы с вами нарисуем своё настроение после нашего сказочного путешествия по лесу. А для начала нужно вспомнить, как мы изображаем эмоции, настроение на лице.
(пиктограмма эмоций человека на столе)
(дети рисуют эмоции на фигурках)
Воспитатель: О нашем сказочном путешествии вам будут напоминать эти фигурки. До свидания.
Использованные ресурсы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. «От рождения до школы». Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
3. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2 / авт.-сост. С.Д. Томилова- Москва: АСТ, 2014
4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. Сада и родителей / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.- М.: Просвещение, 1996
5. В.В. Цвынтарный. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
Конспект занятия (НОД)
по развитию речи
в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 6-7 лет
«Путешествие в Страну правильной речи»
(образовательная область «Речевое развитие»)
Воспитатель: Плотникова А.В.
г. Нижний Новгород
Цель: формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей обозначать детенышей домашних животных, соотносить названия домашних животных и их детенышей. Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных и в словообразовании.
Развивающие:
Развивать у детей умение составлять сложноподчиненные предложения.
Развивать у детей элементы логического мышления, умение строить причинно - следственные связи.
Воспитательные:
Воспитывать у детей желание выполнять задания, умение работать в паре, в коллективе.
Методические приемы: игровая проблемная мотивация, вопросы-задания, наглядный прием, работа в паре, поощрения.
Материал:
кассета со звуковым письмом, карта «Страны правильной речи»; картинки с детенышами домашних животных на магнитах, картинка с домашними животными; карточки с картинками, изображающими несклоняемые существительные; карточки к заданию «Угадай зверя»; карточки к заданиям «Что во что кладут» и «Каким бывает сок?»; картинки к заданию «Что происходит на картинках и почему?»; нарисованный Почетный орден «Мудрецам правильной речи»; изображение Мудрой Совы; мольберт, магнитная доска, магниты.
Ход занятия:
Ребята, сегодня почтальон принес нам бандероль. Предлагаю открыть ее и посмотреть, что в ней.
Дети с воспитателем находят в бандероли кассету и карту.
Ребята, я предлагаю прослушать кассету:
«Дорогие друзья, приглашаю вас в Страну правильной речи. Если вы пройдете все ступени испытаний, то попадете ко мне - Мудрой Сове, и я вручу вам Почетный орден «Мудрецы правильной речи». Высылаю вам карту, которая поможет пройти испытания и приведет вас к моему Замку.
Желаю успехов. Мудрая Сова».
Предлагаю рассмотреть карту. Как вы думаете, что обозначают цифры на пути нашего следования? (остановки, станции). Что обозначают кружочки с разными видами транспорта? (транспорт, на котором будем передвигаться).
Прежде, чем начать путешествие, карта показывает, что мы должны что-то сделать. Как вы думаете, что обозначает эта картинка (с изображением рта и языка)? (ответ детей: она обозначает, что надо сделать гимнастику для язычка).
Правильно, надо выполнить гимнастику для языка.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Теперь отправляемся в путь. На чем мы поедем? (ответ детей: на велосипеде). Как вы думаете, почему? (ответ детей: узкая дорожка, извилистая, на другом транспорте нельзя проехать). А отправляемся мы на Лесную полянку (Задание № 1 на карте).
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором картинки: лес, в котором гуляют детеныши домашних животных (на магнитах), и двор, по которому гуляют домашние животные (взрослые, так же на магнитах).
Ребята, куда мы попали? (в лес). Посмотрите, кто здесь гуляет? (ответ детей: детеныши домашних животных). Разве можно детенышам гулять одним в лесу? Что может с ними случиться? Чем мы можем им помочь? (ответ детей: помочь им найти своих мам, отправить их гулять на двор).
Это и есть первое задание «Помоги детенышу найти свою маму».
(Проверяем выполненное задание с детьми).
Молодцы! Теперь мы спокойны за детенышей, которые гуляют по двору со своими мамами.
Пройдем к карте и узнаем, какое задание нас ожидает сейчас. (Читаем на карте: задание № 2«Упрямые слова» ).
Как вы думаете, что это за упрямые слова? Объясните. (Ответ детей: это слова, которые не изменяются)
Предлагаю всем взять по карточке. Надо правильно назвать упрямые слова. Я буду читать предложение, а вы должны закончить его, вставив нужное слово. Заканчивает тот, у кого на карточке изображено это слово. (Например: «По утрам многие люди пьют вкусный, ароматный … кофе », «Пианист играет на … пианино »).
Мы все слова назвали правильно и можем продолжить свое путешествие. Подойдем к карте и посмотрим, на чем мы его продолжим, и какое испытание нас ожидает дальше. (Ответ детей: мы поплывем на пароходе).
Задание № 3 «Угадай зверя».
Это не просто задание, а игра - загадка.
Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, взять карточки и узнать зверей: по цвету шерсти «Чья шерсть?», по ушам «Чьи это уши?», по хвостам «Чьи хвосты?».
Дети по очереди называют свои ответы.
Хорошо, и с этим заданием справились. Можно двигаться дальше? Карта подсказывает, на чем мы поедем дальше (на поезде, ведь впереди железная дорога).
Задание № 4 «Назови правильно».
Чтобы выполнить задание № 4, мы должны разделиться на две команды. Первая команда выполняет задание «Что во что кладут», а вторая команда выполняет задание «Каким бывает сок?».
Команды по очереди объясняют выполненные задания.
Подойдем к карте и узнаем, насколько мы приблизились к Замку Мудрой Совы, и какое задание нас ждет впереди.
Дети с воспитателем читают название последнего задания № 5 «Что происходит и почему?».
Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что происходит на них и почему?
Дети составляют сложноподчиненные предложения. (Например: «Сосульки тают, потому что ярко светит солнце» ).
Вот мы и подошли к Замку Мудрой Совы.
Воспитатель предлагает постучаться к ней в Замок.
Появляется Мудрая Сова: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Расскажите мне, как вы добирались по маршруту, помогла ли вам моя карта? Какое задание было для вас трудным? А кто легко справился с заданиями? Какое задание вам понравилось? Вы достойно справились со всеми испытаниями, и я награждаю вас Почетным орденом «Мудрецы правильной речи». Желаю вам дальнейших успехов».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Мы – артисты»
Воспитатель Земелькина Надежда Николаевна. МБ ДОУ "Детский сад №203", г.Новокузнецка.
Данная работа будет полезна воспитателям старших групп. Занятие представлено в игровой форме. Действия происходят в "киностудии", где дети выполняют роль артистов.
Цель:
совершенствование речевых навыков.
Задачи:
Образовательные:
продолжать учить составлять рассказ-описание по предмету сообща с товарищем;
расширять словарный запас детей словами: аплодисменты, артист, реклама, киностудия, радиопередача, репетиция;
закрепить умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию согласные;
учить образовывать однокоренные слова;
учить дифференцировать звуки с и з на слух
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
воспитывать умение слушать друг друга, формировать навыки сотрудничества.
Реализуемые образовательные области:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
беседа с детьми о работе артистов, знакомство детей с языком жестов, чтение стихотворения А.Л. Барто «В театре».
Ресурсное обеспечение:
корзина с игрушками, картинки с изображением предметов со звуками с и з, маленькая корзина, микрофон, магнитофон, диск (флэшка) с танцевальной, веселой музыкой, шоколадные медали, «волшебная палочка».
Ход НОД:
Вам нравиться профессия артиста? (ответы детей) А вы хотите побыть сегодня артистами? Мы будем, как артисты учиться выразительно и интересно говорить и понимать друг друга.
Артисты работают: в театре, в киностудии, на радио… Во время работы артисты внимательно слушают друг друга, не перебивают говорящего.
А как зрители благодарят артистов? (артисты это называют аплодисментами)
Итак, представьте, что вы все знаменитые артисты. Вы пришли на работу в киностудию. Пожалуйста, пройдите, и сядьте, кто с кем хочет. Я, Надежда Николаевна, директор киностудии.
1. Вы любите мультфильмы? Сейчас мы будем артистами, которые озвучивают мультфильм.
На экране рой пчёл («Ж-ж-ж»)
Следующий кадр: вечер, кругом комары (з-з-з)
Кадр изменился: пески, кругом змеи (ш-ш-ш)
И вот на экране заработал нанос (с-с-с)
Поаплодируем за прекрасное озвучивание мультфильма!
2. Артисты умеют интересно рассказывать обо всём. О любой вещи они расскажут так, что вы захотите купить эту вещь. Это называется реклама. Сейчас мы будем рекламировать игрушки. Об игрушке нужно рассказать кратко, но интересно, чтобы всем захотелось с ней поиграть. Послушайте, как будем рекламировать игрушки.
Воспитатель даёт образец рассказа.
Образец:
1. Это кукла.
2. На ней розовое платье и есть туфельки.
3. кукла изготовлена из мягкого материала, волосы – из шерстяных ниток.
4. У куклы есть туловище, руки, ноги, голова. У неё добрые глаза и улыбка.
5. С куклой можно играть, кормить, гулять, укладывать спать.
Воспитатель проходит мимо детей с корзиной игрушек.
- Возьмите одну игрушку на двоих. Придумайте рассказ о ней и договоритесь, кто из вас будет рассказывать.
После каждого рассказа – аплодисменты.
«Эти артисты заслужили наши аплодисменты!» «Вы вместе составили рассказ об игрушке, поэтому реклама получилась удачная – все игрушки будут распроданы!»
3. Динамическая пауза.
- А теперь приготовьтесь к съёмкам Новогоднего карнавала, на который приглашены все игрушки, с которыми любят играть дети. Они будут танцевать под музыку. Когда музыка закончится – игрушки перестанут танцевать. А я буду корреспондентом (воспитатель подходит к ребенку с микрофоном). Расскажите, пожалуйста, какую игрушку вы изображали.
Аплодисменты.
4. Артисты умеют говорить одно и то же предложение по-разному. Вы будете на радиопередаче, и говорить предложение: «Наступила снежная зима». Я буду превращать вас волшебной палочкой в различных героев, и вы будете говорить их голосом это предложение. Говорит сердитый волк (хитрая лиса, весёлый Дедушка Мороз, добрая Снегурочка, грустный клоун)
После выступления всех артистов: «Аплодисменты не смолкают! Вы замечательно справились со своей ролью!»
5. Игра «Кузовок».
На репетиции, перед съёмками, артисты развивают свою речь. Они учатся находить нужный звук в словах. У вас на столах лежат карточки. В эту корзинку нужно положить карточку с предметом, в названии которого есть звук з. Вы посовещайтесь вдвоём и решите, карточку, с каким предметом нужно положить.
Давайте проверим, что же у нас оказалось в корзинке. Если в названии предмета, изображенного на карточке, есть звук з - вы ничего не говорите, а утвердительно киваете головой; если нет звука з - показываете жестом – «нет».
6. Продолжаем репетицию. Очень много надо уметь настоящим артистам, даже подбирать слова похожие на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые… (снежинки)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… (снегурка)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег)
Бурные аплодисменты!
7. Уважаемые артисты, подойдите, пожалуйста, к директору киностудии.
Рабочий день артистов подошёл к концу. Что вы делали, как артисты? (предполагаемые ответы детей: придумывали рассказы об игрушках, показывали разные движения, озвучивали мультфильмы, находили слова с разными звуками, подбирали слова похожие на снег).
Вам понравилось быть артистами?
Я, как директор киностудии, выражаю благодарность за хорошую работу, и хочу вручить премию (раздать шоколадные медальки)
Наше занятие закончилось, а всем артистам я предлагаю потанцевать.