Купание малыша и игры во время купания. Игра "купать малыша"
В данной статье мы поговорим об играх с малышом во время купания, ведь каждый заботливый отец, каждая любящая мать хочет, чтобы во время купания ее малышу было весело и приятно.
Вы играете с малышом во время купания? Наверное, в ванной комнате звучит смех, а пена взлетает в воздух, словно миниатюрные мыльные пузыри. Когда приходит время завершать купание, вы чувствуете себя виноватой. Успокаивает то, что завтра вечером малыш снова будет веселиться и плескаться в теплой ванне.
Сначала вы просто обираете ребенка влажной тряпочкой. Подробнее о том, написано в нашей другой статье.Через пару недель после рождения вам нужно переходить к более интенсивным процедурам. Когда на месте пупочного канатика останется маленькая ранка, вы должны искупать ребенка в ванночке. Родители осторожно наполняют ее кипяченой водичкой. Специалисты говорят, что подобная предусмотрительность лишняя. После купания вы все равно обработаете ранку зеленкой. Когда кожа в этом месте затянется, вы можете «переселить» карапуза в большую ванну. Теперь купание – это не только гигиеническая процедура, но и развлечение. Сначала малыш должен привыкнуть к такому количеству водички. Легкий способ показать ребенку, что вода оказывает поддержку – дать ему полежать на ней. Обязательно помогайте карапузу, потому что сам он никак не справится! Поддерживайте одной ладонью его под шейку, а другой – под спинку. Не спешите, «поплавайте» то в один конец ванны, то в другой. Спустя месяц добавьте новых ощущений. Приближайте ребенка к стенкам ванны ручками и ножками. Малыш будет отталкиваться от поверхности, укрепляя свои мышцы.
Когда карапуз научится самостоятельно сидеть, купание превратится в настоящее развлечение. Он чувствует себя намного
свободнее, чем раньше. Не нужно наливать слишком много водички в ванну. Постелите на дно ванны коврик из резины. Он предотвратит скольжение. Сначала ребенок научиться делать фонтанчик – бить ладошкой по водичке, а потом и шторм
– окунать ручки по локоть в водичку и двигать ими вперед-назад. Дайте малышу игрушки из резины. Возьмите
резиновую уточку и удержите ее на дне ванны. Потом резко отпустите ее, и она вылетит из-под воды. Карапузу очень понравится!
Купание малыша от года до двух лет. Совершенствуем координацию
Вода при купании должна быть прохладной. Ребенок будет активно двигаться в ней. Чересчур горячая вода негативно влияет
на сердце. Двигаться в водичке сложнее, чем в воздухе, поэтому во время купания укрепляются мышцы.
Налейте в ванну немного детской пены. Пока ванна полностью наберется, гора пены вырастет до размеров Гималаев. Можете
имитировать игру в снежки. Пена поможет вам без проблем помыть карапузу голову. Шампунь на волосах тоже становится пеной, а без нее вы не смогли бы создать столько оригинальных причесок. Да и Дед Мороз получается очень смешной!
Дайте карапузу ведерко. Пусть наберет в него воды, а потом выльет ее на себя. Заменой может стать бранд-спойт. Возьмите
самую обыкновенную пластиковую бутылку. Малыш опустит ее под воду и посмотрит, как пузырьки воздуха покидают бутылочку и замещаются водой. Когда бутылка заполнится, нужно направить горлышко в стену и сжать пластиковые бока.
Купание в ванной ребенка от двух до трех лет
Карапузы в этом возрасте любят проводить эксперименты. Вода – это великолепная возможность узнать что-то новое. Размер какой-нибудь емкости можно определить во время купания. Дайте малышу чашку или миску из пластика. Пусть ребенок с
помощью чашки наполнит мисочку. Сколько чашек с водой ему понадобилось? Объясните карапузу, что такое объем.Заморозьте отвар ромашки либо черный чай. Когда малыш будет купаться, дайте ему кубик льда. Предложите ему положить кубик на дно и посмотреть, что же произойдет. Кубик станет исчезать. Пусть малыш прикоснется и поймет, что вода возле кубика изменила свой цвет и стала прохладнее.
Панели для игры, которые прикрепляют на край ванны, помогают малышу понять, что вода имеет определенную силу. Выливая
водичку на лопасти водяной мельницы, карапуз увидит, как они вращаются. Это и есть энергия воды.
Можете познакомить ребенка с такой характеристикой, как вес. Покажите карапузу, как быстро тонет ложка. А так ли
быстро тонет пластмассовая лопатка и деревянный черпак? Кто быстрее достигнет дна, тот и весит больше. Поэкспериментируйте с резиновой лягушкой и маленьким воздушным шариком. Расскажите малышу, почему эти предметы не тонут. Ребенок
будет ждать следующего эксперимента с нетерпением! Таким образом купание для ребенка с элементами игры станет не просто процедурой гигиены и здоровья, а еще и увлекательной игрой, и каждое купание он будет ожидать с нетерпением и
восторгом!
Также очень советуем посмотреть интересное видео на тему «Какие игры можно придумать во время
купания вашего ребенка
».
Купание ребенка – это не только обязательная процедура, но и веселый и увлекательный процесс!
Существует огромное количество способов доставить радость малышу во время купания: от игр со стандартными игрушками для купания до игр с теми предметами, что есть под рукой в ванной комнате. Сегодня мы с вами подробнее об этом поговорим.
Игрушки для купания и ваша фантазия
Для купания можно купить в магазине обычные резиновые игрушки, наборы водоплавающих животных (рыбки, земноводные), водяные мельницы, книжки с проявляющимися от воды картинками, игрушки на присосках, лейки, водяные пистолеты. Можно использовать их по назначению, а если добавить еще и фантазию, это значительно разнообразит игры во время купания детей. Устраивайте соревнования между заводными игрушками, какая из них быстрее доплывет до края ванны. Водяным пистолетом старайтесь сбить игрушки на присосках. А лейка – не просто лейка, это дождевая тучка в стране лилипутов.
Загадывайте загадки про те игрушки, которые у него есть, а малыш отгадывает и достает нужную. Например,
У меня ученый …
… по имени Барбос.
Если в чем-то я не прав,
Громко лает он: «Гав–гав!»
Некоторым ребятишкам нравится отмывать до блеска свои игрушки. Если вы будете приговаривать: «Какие они чистые! И стали еще красивее!», малыш будет стараться еще усерднее.
И конечно же, используя игрушки, можно рассказать ребенку много–много красивых, добрых и поучительных историй. Дети любят слушать придуманные мамой истории про героев их любимых мультфильмов, а в ванной они становятся участниками этих событий.
Рисование пальчиковыми красками
Помимо игрушек, кроху можно занять рисованием пальчиковыми красками. Ими можно рисовать на стене, на ванне, раскрашивать игрушки.
В зависимости от возраста красками можно делать отпечатки ладошек, рисовать геометрические фигуры и изучать их, а также ванная – отличное место для изучения цифр и букв.
Если вы еще не купили пальчиковые краски, их легко приготовить самостоятельно по следующему рецепту:
- 1 стакан муки,
- 2 столовых ложки соли,
- 1 стакан растительного масла,
- пищевые красители.
Смесь по своей консистенции должна напоминать сметану. Пищевые красители можно купить перед Пасхой в магазине. Еще один рецепт специальных красок для рисования в ванной вы найдете .
А игры с мыльными пузырями и пеной?
Веселым развлечением для малыша в ванной будут мыльные пузыри, сделать их можно из детского шампуня, смешав пополам с водой. Надувайте пузыри соломинками для коктейля и устраивайте соревнования, чей пузырь больше; хорошо рассмотрите, как переливаются в нем все цвета радуги, или опускайте пузыри на ладошку и сдувайте их.
Кроме пузырей, большое удовольствие получают детишки от игры с пеной. Добавьте ее в ванну, пока воды еще мало, и получите снежный сугроб. Почему бы не поиграть в снежки? Можно построить башню, сделать малышу прическу Деда Мороза (бороду и усы). Или набрать пены в пластиковую тарелку и угощать «сахарной ватой» зверюшек.
Посадите 2-3 игрушки на полочку, пусть ребенок их запомнит, а потом накройте пеной и спросите: «Какие игрушки спрятались в сугроб?». Или наоборот, спрячьте в пену игрушку, и пусть кроха найдет ее на ощупь и назовет, кто это.
С тем, что под рукой
Играйте с тем, что есть под рукой. Со временем покупные игрушки становятся неинтересными. Чтобы этого не произошло, играйте иногда с теми предметами, что есть в ванной комнате: с пустыми флаконами от шампуня, пластиковыми тарелками, стаканами, мисочками, губками и т.д. Очень интересно наблюдать, как пустой флакон, опущенный на дно, резко выпрыгивает из воды, можно взять сачок или ситечко и вылавливать им тюбики или игрушки, спасая тем самым китов в океане или очищая загрязненный водоем.
Детям нравится переливать воду из одного пластикового стакана в другой. Пластиковая тарелка может стать кораблем, на котором храбрый капитан спасает свою невесту, а мисочка – отличной ванночкой для пупса.
Эксперименты в ванной
Если ваш малыш уже готов к экспериментам, смело приступайте к ним! Выберите несколько предметов, которые тонут в воде и которые плавают. Спросите ребенка: «Как думаешь, уточка утонет или нет? А серебряная ложечка?» И проверьте, что произойдет. Можно сравнить, как пустой флакон от шампуня плавает, а полный тонет.
Понаблюдайте, как растворится кубик льда (лучше цветной, например, замороженный черный чай) или кусочек рафинада. И объясните ребеночку, что произошло со льдом: вода изменила цвет, стала немного прохладнее, а сахар растворился и стал незаметным.
Покажите ребенку, что произойдет с салфеткой, опущенной в тазик – она расползется.
Следите за тем, как вода набирается в пустую пластиковую бутылку: воздух выходит пузырьками, и вода наполняет весь ее объем.
Если ребенок не любит купаться
Если ребенок не любит купаться, подумайте, какой мультфильм или какая сказка нравятся ему больше всего, и начинайте играть. Пусть малыш сам определит, кем будет. Дня 2–3 поиграйте на «суше», а затем начинайте в комнате минут 5, потом переходите в ванную и процесс завершайте снова в комнате.
Например, принцесса Лилифи сегодня в отличном настроении, она сделала много добрых дел, сейчас она идет плавать на прудик к Горацию (играйте и купайтесь в ванной). После купания принцесса попьет горячий чай.
Сюжеты можно менять или придерживаться одного в зависимости от пожеланий ребенка. И если малышу будет комфортно купаться, то через некоторое время он сам будет проситься в ванну.
Еще хороший способ приучить ребенка к водным процедурам – мыть любимую игрушку вместе с ребенком и озвучивать все действия, особенно, как игрушке нравится мыться. Параллельно старайтесь понять, почему кроха не любит мыться, может быть, его что–то испугало, вода была некомфортной для него температуры… Спросите его игрушку, и ребенок вам ответит.
Купание в русской бане и игры
Игры во время купания в русской бане менее разнообразны, так как основная цель не развлечь, а искупать непоседливого кроху. В бане у нас нет времени на веселые игры, так как высокая температура дает о себе знать. Но что делать, чтобы увлечь неугомонного малыша и посидеть немного в парилке? Лучше использовать резиновые игрушки для купания: накидать их в тазик, малыш будет возиться с ними, и несколько минут пролетят для него незаметно. Подойдет, например, утка с утятами. Пока ребенок играет с ними, можно прочитать потешку:
Рано, рано утречком
Недавно стали мамой малыша?
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит!
Вы плывите, ути-ути,
Плавно, в ряд.
Хоть сыночек не велик,
Не велик,
Мама трусить не велит,
Не велит.
– Плыви, плыви,
Не бойся,
Не утонешь.
Агния Барто
Отличной забавой в бане будет фонтан из брызг воды. В бане можно вдоволь побрызгаться и доставить малышу огромное удовольствие.
Можно загадывать загадки про животных, которые плавают в тазу или ванночке.
Если вы парите ребенка, пусть он сначала попарит игрушку веточкой от веника, а потом проговаривайте потешки:
Парим-парим ножки,
чтобы быстро бегали по дорожке.
Их можно использовать и в ванной, просто намыливая малыша. Это, кстати, хороший способ выучить части тела.
Купаемся и развиваем речь ребенка
Купая ребенка, проговаривайте каждое действие и объясняйте малышу, что происходит. А если вы это будете делать в стихах, у вас появится прекрасная возможность развить речь у ребенка и выучить стишки легко и непринужденно.
Даже если вы будете использовать лишь некоторые игры во время купания , вы доставите огромное удовольствие своему ребенку. А если счастлив малыш – счастливы его мама и папа!
Вы можете посмотреть варианты игр в ванной с игрой «Рыбалка» в этом видео:
Вам также может быть интересно:
А ваш малыш любит купаться? Какие игры в ванной у него самые любимые? Поделитесь в комментариях!
Чем занять годовалого ребенка во время купания? Как развлечь малыша и заинтересовать самим процессом купания? Как сделать так, чтоб ребенок полюбил купаться и с удовольствием бежал в ванную комнату? Конечно же, посредством интересных и увлекательных игр!
Продолжаю серию . Сегодня поделюсь с вами нашими играми в воде и любимыми игрушками.
Поющие бегемоты
Бегемотики купаютсяКоллекция бегемотиков, плавающих в спасательных кругах. Бегемоты по совместительству еще и свистки , поэтому, когда их опускаешь в круги, они начинают издавать характерный свист. За это и получили свое название — «Поющие бегемоты».
Нам их подарили рано – в месяцев 5. Сразу начали использовать игрушку, но долгое время бегемотики выполняли функцию мебели – просто болтались в воде, сын иногда их брать в ручки, минут пять игрался и терял интерес.
Ситуация изменилась буквально месяц назад. Теперь около половины всего времени купания мы играемся с ними . Ребенок свистит бегемотами, меняет их местами в разных кругах, в общем, всячески . Иногда даже их притапливает. Отличная игрушка!
Гостеприимный бегемот
Бегемот и его друзьяПлавающий бегемот с лапками-выемками. К бегемоту в добавку еще идут помощники: рыбка, пингвин, черепашка и кит . Все они круглые, чтобы помещаться в лапках бегемота. Каждая игрушка помимо основной функции еще имеет собственные «фишки». Черепашка выполняет функцию сита, кит – пускает струю, пингвин – погремушка, а рыбка крутится в шарике.
Игра заключается в том, чтобы разместить всех животных в лапках у бегемота. Возможны разные варианты: попросить ребенка разместить животных в четком порядке, предложить переложить одного животного в лапку или всех сразу, водить их друг другу в гости и прочее.
Также весело можно провести время пытаясь попасть китом, пингвином, рыбкой или черепашкой в пузико бегемота представляющее собой сетку . Забавно получается, так как вся живность разной формы, веса и изготовлены из разного материала. Бросая их, малыш знакомится с физическими свойствами материи: все они летят по-разному и при одинаковой приложенной силе одни долетают к бегемоту, а другие – нет.
Утенок-сказочник
Утенок-путешественникУтят ребенок любит с самого раннего возраста — еще с самого начала купательных процедур. Сначала он ими просто игрался, теребя в руках, сейчас же мы придумываем разные сказки про утенка, который путешествует по миру.
Он знакомится с другими животными (из предыдущих абзацев), ходит к ним в гости.
Также с помощью утят мы разрабатываем модели поведения, которые актуальны для сына и могут пригодиться ему в ближайшее время (как познакомиться, как попросить игрушку, как дать игрушку, как играться вместе и прочее). В общем, утенок — главный герой всех наших «водных» сказок!
Прорезиненные книжечки
Книжечки
Фавориты нашего . Сын еще тогда, несмотря на мешающий круг, тянулся к книжкам, переворачивал странички и рассматривал картинки. Сейчас книжечки — это вариант наших неактивных игр в воде , когда ребенок настроен просто спокойно посидеть в своем стульчике и «почитать». Правда, сейчас это явление уже нечастое.
Настенные животные
Отличный вариант занять ребенка, пребывающего на пике активности, когда он ни в какую не желает сидеть, вылезает из стула и бегает по ванне.
Игрушки на присосках крепятся на стену в любой последовательности. Если лить на них воду она начинает вытекать из разных мест: у кого изо рта, у кого из плавников или клешней. Можно даже сделать что-то на подобии цепной реакции, каскада , когда вода, налитая в верхнюю игрушку проходит долгий путь через все остальные.
Ребенок с удовольствие льет воду на игрушки, пытается их оторвать и переместить в другое место стены, иногда – притапливает и выбрасывает из ванны. В общем, есть во что поиграть!
Буду рада, если вы в комментариях расскажите о своих играх и игрушках для купания!
Все родители мечтают, что их чадо вырастит здоровым, крепким, умным и красивым человеком. Однако далеко не все до конца понимают, что об этом нужно позаботиться с самого рождения малыша (о здоровье ребенка нужно беспокоиться ещё до зачатия). С младых лет нужно развивать в ребенке силу, ловкость, находчивость, быстроту реакции, гибкость и так далее. Но как, спросите вы, все это делать, когда малютка ещё даже не может самостоятельно держать головку или только-только учиться сидеть? Ответ есть – развивающие игры во время купания.
Время купания ребенка
Практически все без исключения детки очень радуются купанию. Для ребенка это одновременно и развлечение, и удовольствие. Но как быть родителям, и как вычислить правильное время купания, для того чтобы водные процедуры малыша из пользы не перешли во вред?
Все элементарно, если соблюдать рекомендации врачей педиатров, согласно которым новорожденных малышей купают по 10-15 минут в день, при этом строго соблюдая время, в которое купают. Помните, у каждого ребенка, независимо от возраста должным быть индивидуальный режим который стоит безукоризненно соблюдать.
Детки постарше (от 10 месяцев и более) купаются гораздо дольше, их время отведенное на купание может достигнуть 15-20 минут, всё зависит от настроения малыша и температуры воды в ванночке или ванной. Если вода в ванночке быстро остывает, не забывайте долить еще немного теплой для того чтобы малыш от таких перепадов температуры не простудился. Только будьте осторожны! Не подливайте, горячу воду, когда малыш сидит в ванночке!!! Достаньте кроху из ванночки, подлейте воды, проверьте чтобы вода была нужной температуры и только затем поместите малыша обратно в ванночку.
Как проверить температуру воды для купания?
Температура воды для купания новорожденных должна быть не более 37 градусов, а температура помещения, в котором купают ребенка не менее 22. Лучше всего проверить температуру воды для купания при помощи специального градусника, который продается в любой аптеке. Но если градусника нет, то вы можете просто опустить свой локоть в воду – если вам будет комфортно, значит вода не горячая. Малышей постарше можно купать в более теплой водичке 40-42 градусов.
Развивающие игры во время купания
Пока ребеночек совсем маленький, конечно, о каких-либо развивающих играх трудно говорить. А вот ближе к четырем месяцам уже можно, к примеру, научить ребенка хлопать ручками по воде, постепенно можно брать в ванночку любимые игрушки. С момента, когда ребенок уже сможет самостоятельно сидеть, водные процедуры можно и нужно перенести в большую – взрослую ванну. Но тут родители должны быть крайне внимательны.
Итак, теперь к развивающим играм непосредственно. Когда ваш малыш сидит в теплой воде, а рядом его любимые родители – он счастлив. Вот тут-то и можно постепенно начать развивать у него не только ловкость рук, но творческие способности. В этой уютной атмосфере (ведь малыш 9 месяцев был именно в такой среде в животике у мамы) ребенок гораздо легче воспринимает новое, что, в свою очередь, вызывает его искренний восторг.
Развивающие игры для детей во время купания
Это только несколько возможных развивающих игр во время купания. Подключите фантазию и придумайте свои игры. Самое главное, что бы они были безопасны. Да и вообще, во время купания малыша будьте крайне бдительны. В первую очередь, ни при каких обстоятельствах не оставляйте малыша одного. Во-вторых, осторожно обращайтесь с моющими средствами. И, в-третьих, следите за температурой воды. Не затягивайте купание и игры, вода быстро остывает и ребенок может слишком охладиться.
Редакция сайт желает здоровья Вам и Вашим малышам. Не забывайте заботиться и беречь своих деток с первых дней жизни.
Игры на воде - не только интересное развлечение для детей во время купания, но и эффективное средство физического развития и закаливания. Они организуются на неглубоком месте открытого водоема или в бассейне как на мелком, так и на глубоком месте. Это зависит от характера игры. Не умеющим плавать игра поможет преодолеть страх перед водой, а тем, кто умеет держаться на воде, легче будет научиться плавать по-настоящему. Ведь плавание очень важный, жизненно необходимый навык. При организации игр на воде, так же как и при обучении плаванию, важно соблюдать все известные меры безопасности на воде (пересчитывать детей, внимательно следить за ними во время пребывания в воде). Важно помнить, что перед играми на воде необходимо хорошо разогреться, проделав ряд гимнастических упражнений, в том число таких, которые имитируют движения пловца.
ДЕЛЬФИНЫ
Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Каждую такую дорожку из 6 - 10 обручей выкладывают перед командами между бортиками бассейна. Игроки в командах выстраиваются колоннами.
После сигнала к началу игры первый из них прыгает (вбегает) в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать продвижение вперед. Руководитель и его помощники следят за правильностью преодоления дорожки. Если игрок, не показываясь на поверхность, пронырнет между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок. Усложняя игру, можно дать в руки преодолевающим обруч резиновый мяч.
ГОНКА КАТЕРОВ
Можно проводить гонку катеров в виде встречной эстафеты, где друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды из 5 мальчиков и 5 девочек. Для игры нужны 4 плавательные доски. После сигнала к началу игры по одному представителю от каждой пятерки одновременно плывут с доской вперед. Они работают одними ногами, оставляя за собой (словно катера) пенистый след, Задача игроков одной команды встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперед. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номером, а сами быстро выходят из воды. При этом каждый раз при встрече происходит обмен досками.
Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает команда, где мальчики и девочки первыми закончат гонку катеров, поменявшись между собой местами.
БОЙ НА ВОДЕ
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема (бассейна) занимают на досках положение лежа или сидя.
По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащить соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому потерять равновесие и оказаться в воде. Кого постигнет такая участь, - выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить на время (5 - 8 мин) или до полной победы одной из команд.
ЗА МЯЧОМ В ВОДУ
Участвуют две команды, которые выстраиваются на берегу или на одном из коротких бортиков бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. При этом каждый направляется не к своему мячу, а к тому, что бросил противник.
Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второму номеру. Сделавший это первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.
МЯЧ ЗА ЧЕРТУ
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных (коротких) бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том, чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна на его стороне. Можно бросить мяч в бортик, но с расстояния не более двух метров.
На открытом водоеме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее число раз перебросить мяч за границу дома противника.
БАСКЕТБОЛ НА ВОДЕ
В отличие от обычного баскетбола в водный баскетбол играют обычно не с двумя, а с одной корзиной. Участники игры должны уметь плавать и владеть мячом. В команде может быть 5-6 человек. У игроков - отличительные шапочки. Одна команда защищает корзину, другая - атакует. Сама корзина находится на середине водоема и представляет собой плавающую, хорошо надутую автомобильную камеру среднего размера. К ней на трех растяжках крепится груз, лежащий на дне, чтобы камера не могла свободно двигаться в процессе игры. Иногда к камере на трех-четырех распорках прикрепляют настоящее баскетбольное кольцо с сеткой.
Задача атакующей команды забросить в середину камеры (или в корзину) мяч. Через 10 минут, команды меняются ролями. Играют 20 минут, после чего подводится итог. Победитель определяется по числу заброшенных мячей. Можно приблизить игру к настоящему баскетболу, используя две камеры, в которые соревнующиеся пловцы должны забрасывать мяч.
МОРСКИЕ ВИТЯЗИ
Играют мальчики. Разделившись на пары, одни изображают коней, другие - всадников, то есть морских витязей. Играющие входят в воду по грудь и становятся друг против друга. Игра может носить характер командной борьбы. По сигналу витязи сближаются и стараются стянуть друг друга с коня, окунуть соперника в воду. В этом им активно помогают кони. Витязь, оказавшийся в воде, покидает вместе с конем поле боя. В игре разрешается одному витязю бороться против двух-трех. Заканчивается сражение витязей, когда все игроки одной из команд будут повергнуты в воду.
ЭСТАФЕТА В ВОДЕ
Эстафета может быть проведена с бегом по воде вдоль берега, с вбеганием в воду, окунанием возле вешки и возвращением обратно, а также на глубине по грудь (или на глубоком месте) - с преодолением отрезка одним из способов плавания.
На расстоянии 12 - 18 м от берега устанавливаются два-три флажка (воткнутых в землю или плавающих с грузом на дне). В бассейне эстафету можно проводить поперек ванны (с хорошо плавающими - вдоль ванны).
Против флажка выстраиваются команды, первые номера которых по сигналу вбегают в воду, плывут до флажка и обратно, передавая касанием руки эстафету следующему. Побеждает команда, затратившая меньшее количество времени на выполнение задания.
ЧЕХАРДА С ПОДНЫРИВАНИЕМ
Игра проводится на глубине по пояс. Участвуют две команды мальчиков по 6 - 8 человек. Игроки стоят в колонну по одному в двух метрах один от другого. Все игроки принимают положение ноги врозь. Игру начинают последние номера команд. Они перепрыгивают, отталкиваясь от дна, через стоящего впереди, опираясь на его плечи, а затем ныряют между ногами следующего игрока, поднимаются и снова прыгают и так далее, пока не окажутся первыми в своей колонне. Когда прыгавший встанет в исходное положение впереди направляющего, вся колонна делает 4 - 5 шагов назад. Сзади стоящий продолжает игру. Она заканчивается, когда начавший прыгать снова окажется последним, а направляющий, окончив прыжки и подныривание, поднимет руку вверх.
Можно проводить игру и следующим образом. Когда первый перепрыгнет через третьего игрока, в игру вступает тот, кто оказался последним. Упражнения должны проделывать все в команде, то прыгая, то ныряя один за другим, пока начавший игру снова не станет последним в колонне. Во время ныряния разрешается отталкиваться (подтягиваться), держась за ноги партнера. Для точной ориентировки в воде глаза лучше держать открытыми.
ГОНКИ МЯЧЕЙ В ВОДЕ
Команды по 6 - 8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится у направляющих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи находятся в воде), передают мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдет до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок, прогнувшись, принимает мяч от стоящего позади и передает игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передает его между ногами назад.
Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен завладеть им и продолжать передачи. Для умеющих плавать гонка мяча может заключаться в ведении мяча руками и головой, продвигаясь вперед до отметки и обратно. Соревнования носят командный характер и проводятся в виде эстафеты.
УСПЕЙ НЫРНУТЬ
Играющие делятся на две команды. Одна выстраивается по кругу на глубине выше пояса, стоя спиной к середине. Это охотники. Другая входит внутрь круга и выполняет роль уток. Охотники получают легкий резиновый мяч. По сигналу они начинают перебрасывать его друг другу, а при удобном случае осаливают им уток. Те, спасаясь, ныряют в воду (рис. 50). После каждого попадания утка покидает круг. Через 10 минут игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков противника.
С ДОНЕСЕНИЕМ ВПЛАВЬ
Игра проводится на глубоком месте. Играющие выстраиваются на берегу в шеренгу лицом к воде. Руководитель перед игрой раздаст всем по листу сухой бумаги. По сигналу игроки входят в воду и плывут к вехе, поставленной в воде на расстоянии 20-25 м от берега. Листок игроки держат в одной руке, а второй подгребают и, работая ногами, плывут до вехи, огибают ее и возвращаются обратно. Выигрывает тот, кто первым возвратит руководителю сухой листок бумаги. Запрещается мешать плыть товарищу или умышленно брызгать на бумагу рядом плывущего игрока, не разрешается также становиться и идти по дну. Игра проводится с группой учеников, умеющих достаточно хорошо плавать. Важно показать ребятам наиболее удобные приемы плавания с помощью движений ног и одной руки. Игру можно проводить в виде эстафеты, где донесение (бумагу или эстафетную палочку) передают из рук в руки. В этом случае в игре одновременно участвуют две-три команды. В бассейне игра проводится с касанием бортика при повороте.
Игра напоминает упражнение стрела. Соревнуются отдельные игроки или команды в умении, не работая руками и ногами, проскользить по воде как можно дольше. По сигналу играющие соединяют руки над головой, наклоняются вперед, ложатся на воду и, оттолкнувшись ото дна, скользят к берегу (противоположной стенке бассейна). Конец скольжения отмечается там, где играющий поднимает голову для вдоха. Выигрывает тот, кто проплывет таким образом большее расстояние.
ВОЛЕЙБОЛ ПО КРУГУ
Играющие встают в круг по пояс в воде и передают волейбольный или легкий резиновый мяч друг другу, стараясь при этом не уронить его. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в кругу останутся два-три самых ловких волейболиста. Можно играть и без выбывания. Тогда участник, допустивший ошибку, идет в середину круга. Его задача - коснуться мяча. Водящего сменяет тот, кто неточно передал мяч партнеру. Для ребят старшего возраста игру можно усложнить. Для этого место игры можно огородить поплавками (размер поля - 5х10 м) и установить сетку, высота которой зависит от степени подготовки участников. В каждой команде по 5 - 6 человек. Основное правило соревнования: мяч на одной стороне площадки не может переходить от одного игрока к другому более трех раз.
РЫБКА В СЕТКЕ
Шесть-восемь ребят, держась за руки, становятся в круг спиной к середине. Это сетка. В центре круга один из участников - рыбка (рис. 49). Этот игрок старается потихоньку выскользнуть из сети под руками играющих. Участник, с правой стороны от которого вынырнула рыбка, считается плохим рыбаком. Он меняется с рыбкой ролями. Поэтому, почувствовав с правой стороны от себя движение рыбки, игрок должен крикнуть: «Поймал!» Тогда рыбка должна искать другой выход из сетки.
ПЕРЕТЯЖКИ
Игра проводится на глубине но пояс. Участники делятся на две команды, в каждой из которых по 5 - 6 человек. Впереди встают капитаны, они берут друг друга за руки. Остальные игроки выстраиваются сзади и обхватывают один другого за пояс. В таком положении каждая команда старается перетянуть противника на три шага в свою сторону. Как только одной из команд удалось это сделать, руководитель останавливает игру. Если капитан выдернул руки или расцепились игроки, команде засчитывается поражение. Для игры можно использовать канат или толстую веревку, за которую берутся участники. Соревнование проводится 3-4 раза, после чего подводится общий итог.
КАРАСИ НА ПРОГУЛКЕ
Шесть-семь играющих, взявшись за руки, образуют круг. Это сеть. Такое же количество игроков находится за сетью. Они изображают карасей. Выбирается водящий - щука. Он, преследуя карасей (глубина воды - по пояс), передвигается только за кругом. Караси, спасаясь от щуки, могут нырять под руками стоящих в круге, но не задерживаться там и снова возвращаться в озеро.
Игрок, осаленный щукой, меняется с ней ролью. Через некоторое время игроки, образующие сеть, и караси меняются местами. Правила запрещают образующим сеть сходить с места, а свободно бегающим участникам игры хвататься за игроков, образующих сеть. Не разрешается также задерживать и топить друг друга.
РЫБАКИ И РЫБКИ
Играющие делятся на две равные команды - рыбаки и рыбки. Рыбаки делятся на три тройки, выстраиваются на берегу (около бортика бассейна) и берутся за руки.
По сигналу руководителя рыбаки ловят рыбок, свободно перемещающихся в воде (глубина по пояс). Рыбка считается пойманной, если трое рыбаков сомкнут вокруг нее руки. Отмечается время, за которое рыбаки поймали всех рыбок, после чего команды меняются ролями. Побеждает команда, которой понадобилось меньше времени, чтобы вывести из игры всех рыбок.
Можно провести не командный, а групповой вариант игры. В этом случае трое рыбаков ловят последовательно три рыбки, из которых составляют новую тройку ловцов. Игра продолжается, пока не останется одна самая ловкая рыбка. Она выбирает себе двух помощников, и игра повторяется.
БЕГОМ ПО ВОДЕ
Играющие выстраиваются вдоль бортика на мелком месте бассейна (водоема). Участники, соревнуясь по парам, должны пробежать как можно скорее к противоположному бортику (или по воде вдоль берега) и коснуться руками бортика или воткнутой в дно водоема вешки. Дается задание держать при этом руки на поясе, за головой или вверху. Побеждает тот в паре, кто выполнит упражнение быстрее. Бег повторяется в обратную сторону. Можно устроить простую или встречную эстафету с бегом по воде.
ВОДОЛАЗЫ
Эта игра для тех, кто любит нырять и плавать под водой. Участники выстраиваются на берегу, а руководитель бросает на дно реки или бассейна несколько (по числу играющих) пластмассовых тарелочек или резиновых шайб. По его сигналу водолазы ныряют и стараются собрать как можно больше предметов. На это дается 30 - 40 секунд. Кто из ребят лучше выполнит задание, тот и победитель. Можно устроить командные состязания водолазов.
САЛКИ В ВОДЕ
Водящий назначается руководителем. Водящий и остальные игроки могут передвигаться в воде произвольным способом: бегать, плавать с помощью ног и рук на груди, на спине. Не разрешается выбегать на берег и нырять. Салить можно только верхнюю часть туловища. Осаленный меняется с водящим местами.
Можно положить на поверхность воды два-три надувных круга. Тогда, спасаясь от водящего, игроку разрешается ухватиться за круг. Водящий не имеет права салить держащегося за круг и должен догонять другого участника игры. Правила запрещают держаться за круг более 5 секунд.
ПЯТНАШКИ С ПОПЛАВКАМИ
Игра напоминает обычные салки в воде, однако, спасаясь от водящего, в момент опасности играющие принимают положение поплавка. Игрок, которого пятнашка достигнет прежде, чем он примет положение поплавка, меняется с ним ролями. Положение поплавка можно заменить любым другим положением: на спине, с выставленной из воды ногой и т. п., в зависимости от умения играющих и поставленной задачи.
Игру можно проводить, как упражнение в парах. Игроки встают друг к другу лицом и берутся за руки, а затем отрывают ноги ото дна и упираются ступнями друг в друга. По команде «Марш!» они опускают руки и, оттолкнувшись ногами друг от друга, скользят по воде в противоположные стороны. Побеждает тот, кто сумеет проскользить дальше.
Игру можно провести, и разбившись на команды. На головах должны быть шапочки разного цвета. Каждый игрок, плавая свободно на спине ногами вперед, старается подплыть к игроку другой команды и дотронуться до него ступнями ног. Торпедированный игрок выбывает из игры, которая длится до тех пор, пока все игроки одной команды не выйдут из строя. Одновременное торпедирование друг друга расценивается как ничья, и оба игрока, расходясь в стороны, продолжают игру.
МОРСКОЙ БОЙ
На глубине по пояс дети становятся в две шеренги лицом к лицу на расстоянии 2-3 шагов. По сигналу они начинают бой, стараясь заставить противоположную сторону отступить, обдавая брызгами стоящих напротив игроков. Выигрывает шеренга, которая окажется более стойкой, не отступит и сохранит больше игроков. Тот, кто повернулся спиной к противнику, - выходит из игры, поле боя покидает и тот, кто, спасаясь от брызг, окунулся с головой. В ходе поединка не разрешается касаться друг друга руками.
Упражнения для освоения с водой
ПОПЛАВКИ
Играющие заходят в воду по грудь, делают глубокий вдох и приседают, опустившись на дно, голову наклоняют к коленям, а руки соединяют впереди. Затем раскрывают руки, чуть коснувшись дна, и всплывают, как поплавки наверх. После каждого всплытия игрок снова опускается на дно. Кто за 2 минуты сделает больше упражнений?
Играющие опускаются на дно и движутся по дну, вытянув ноги и опираясь только на руки, словно тритоны. Кто продвинется под водой дальше, тот и выиграл.
Играющие отходят от бортика и поворачиваются к мелкой части бассейна (водоема). С помощью ведущего или его помощников дети ложатся на воду головой к берегу, вытянув руки над головой, изображая стрелу. Руководитель, захватив одной рукой играющего за ноги, а другой поддерживая снизу за живот или спину (в зависимости от положения играющего - на груди, на спине), мягким движением с нарастающим усилием толкает его к берегу. Отличной считается та стрела, которая дольше всех проскользит. В условиях мелкого бассейна дети могут устроить соревнование, самостоятельно отталкиваясь ногами от одного из бортиков.
Играющие встают парами спиной друг к другу и захватывают партнеров согнутыми руками у локтей. После этого, сделав глубокий вдох, поочередно нагибаются вперед до касания лицом поверхности воды. Можно провести соревнование между парами на количество и качество выполнения упражнения.
Сделав глубокий вдох и наклонившись вперед, занимающиеся свободно ложатся на воду. Тело вначале несколько погружается в воду, а затем всплывает. Упражнение удается в том случае, если сделать глубокий вдох и не производить каких-либо движений.
Упражнение выполняется так же, как и вышеописанное, только руки и ноги занимающиеся разводят в стороны, стараясь таким образом пролежать на воде 10 секунд. Труднее выполнять упражнение, лежа лицом вверх.