Свадьба в восточных странах на несовершеннолетних. Йемен: искалеченные детские судьбы ("Dar Al-Hayat", Ливан). Причины заключения ранних браков
Фотограф Стефани Синклер (Stephanie Sinclair) 13 лет занимается освещением проблемы ранних браков. В 2012 году она основала неправительственную организацию «Too Young to Wed», которая борется за то, чтобы изжить эту практику во всём мире.
«Я пряталась каждый раз, когда видела его. Я его терпеть не могла», - вспоминает Тахани (в розовом) свои первые дни в роли жены Маджеда. На тот момент ей было 6 лет, а ему - 25. На этом снимке Тахани позирует фотографу вместе со своей бывшей одноклассницей Гхадой, которую тоже выдали замуж в детстве, возле своего дома в горах в мухафазе Хадджа, Йемен. Более половины женщин Йемена выходят замуж в детском возрасте.
16-летняя Сурита Шрешта Балами кричит в знак протеста, пока её увозят в её новый дом вместе с мужем, Бишалем Шрештой Балами, во время свадебной церемонии в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, январь 2007 года. Ранние браки - обычная практика в Непале, а деревня Кагати известна своей благосклонностью к этому явлению. Многие индуисты верят, что боги ниспошлют благословение их семье, если они женятся на девочке, у которой ещё не было менструации.
15-летняя Арасели кормит своего ребёнка, 2014 год. По данным исследования, проведённого Фондом ООН в области народонаселения в 2012 году, 30% женщин в Гватемале в возрасте от 20 до 24 лет, вышли замуж до достижения возраста 18 лет. В сельской местности этот процент выше. Подростковые беременности здесь настолько распространённое явление, что существует закон, согласно которому роженицы моложе 14 лет обязаны делать кесарево сечение, потому что их бёдра слишком узкие для родов.
После празднования свадьбы в кругу родственниц, йеменских невест, 11-летнюю Сидабу и 13-летнюю Галияу, сопровождают к их мужьям в Сане, Йемен, где у девочек начнётся новая жизнь, 2010 год.
17-летний Дурга Бахадур Балами посыпает красной пудрой голову 14-летней Нируты Бахадур Балами, которая находится на девятом месяце беременности, во время их свадьбы в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, 23 января 2007 года. Нирута стала жить в семье своего будущего мужа и забеременела, когда они были только помолвлены. В некоторых кругах это является допустимым.
Две молодые матери едут на заднем сидении автомобиля, принадлежащего фонду Samburu Girls Foundation. После переговоров лидеры общины позволили представителям организации увезти девушек в безопасное место. Молодые женщины сбежали из дома, потому что их детям грозила смерть. У народа самбуру существует обычай, не позволяющий молодым воинам жениться. Для таких воинов существуют девушки, которых разрешается использовать исключительно для удовлетворения сексуальных потребностей. Эти девушки не могут забеременеть или стать матерью. Если беременность всё же наступает, женщине предстоит насильственный аборт или роды, после которых ребёнка умерщвляют.
Женщина провеивает зёрна в сезон дождей недалеко от города Бахр-Дар, Эфиопия. В этой стране один из высочайших показателей ранних браков в мире. Каждая вторая девушка выходит замуж до 18 лет, а каждая пятая - до 15 лет. Однако, благодаря работе различных организаций, ситуация постепенно улучшается.
Нуджуд Али спустя два года после развода со своим мужем, который был на 20 лет старше неё. Её выдали замуж в 8 лет. История Нуджуд шокировала общественность, заставив парламент разработать закон о минимальном возрасте вступления в брак.
Во многих мусульманских странах ранние браки являются социальной нормой. Некоторые правители, желая завоевать большую популярность, намерены официально разрешить женитьбу взрослых мужчин на малолетних девочках. Например, потенциальный победитель парламентских выборов в Ираке Нури аль-Малики обещал принять «Закон Джафари о личном статусе», который открыто провозглашает возможность раннего брака. И все же во многих развитых странах подобные реформы трактуются как проявление педофилии и торговля несовершеннолетними.
Мусульманские страны
Государства, основная часть населения которых все чаще оказываются задействованы в международных отношениях. Во многих странах мира существуют мусульманские общины, строятся мечети и школы для правоверных. В самих исламских государствах демографический рост настолько стремителен, что население вынуждено постепенно эмигрировать на другие территории.
Официально мусульманскими странами являются:
- На территории СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.
- Страны Азии: Афганистан, Иран, Пакистан, Палестина, Турция, Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Ливан, Сирия, Иордания, Йемен, Катар, Бангладеш, Мальдивы, Бруней, Индонезия, Малайзия.
- Государства, которые входят в Джибути, Египет, Коморские острова, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия, Алжир, Западная Сахара, Мавритания, Ливия, Марокко, Тунис, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Чад.
В настоящее время количество мусульман стремительно увеличивается. Но следуя духу современности, многие молодые люди уже не придерживаются законов шариата так строго, как их предки. Происходит постепенная ассимиляция мусульман в европейскую культуру и, как результат, даже отрицание основных постулатов исламской веры. Но традиция ранних браков в мусульманских странах является актуальной и по сей день.
С какого возраста можно вступать в брак согласно исламу
Как говорится в «Законе Джафари о личном статусе», чтобы мужчине достаточно достичь 15-летнего возраста. Будущей жене должно быть не менее девяти лет. Поправкой своду служит утверждение, что по согласию отца или деда девочка может выйти замуж и раньше.
Такой взгляд на ранние браки в мусульманских странах история подтверждает. Согласно Корану, одной из жен пророка Мухаммада Аише на момент бракосочетания исполнилось шесть лет. Но по-настоящему девушка стала женой (то есть познала интимную близость с мужем) в девятилетнем возрасте.
Сегодня брачный возраст в мусульманских странах составляет восемнадцать лет. При особых обстоятельствах с одобрения опекунов можно выйти замуж и в пятнадцать лет.
Особенности ранних браков в мусульманских странах
Союз, скрепленный традициями ислама, является очень крепким. Прочность объясняется, в первую очередь, соблюдением системы ценностей и традиций, продиктованных Кораном. Не являются исключением и ранние браки в мусульманских странах.
Второй причиной прочности супружеского союза является поддержка семьи общественными институтами. Развод в мусульманских странах - дело более хлопотное, чем в европейских и американских. Кроме того, будущие супруги с детства привыкают к ролям мужа и жены. Окруженная многочисленными родственниками, пара в любой момент может рассчитывать на защиту, эмоциональную и материальную поддержку, что значительно укрепляет супружеский союз.
Выбор спутника жизни у мусульман
Конечно, брак должен строиться на взаимной любви и почитании. Многие правоверные, как и граждане других государств, могут выбирать свою половинку. Однако такой выбор практически невозможен при ранних браках в мусульманских странах. Обычаи таких союзов диктуют согласие старших мужчин в семье - отца, деда, а порой и старшего брата.
Случается, что малолетняя невеста становится платой за долги родственников. Бывали случаи, что жена перебиралась в дом супруга, прихватив любимые игрушки - куклы, плюшевые мишки, кукольные домики и т. д. Многие девочки до конца не осознают всю важность и безысходности события. Их радует праздник и новые красивые наряды. Последующая же реальность шокирует и пугает.
Церемония мусульманского бракосочетания
Никах - это бракосочетание между правоверными мужчиной и женщиной. История церемонии свидетельствует, что будущий муж, беря в жены девушку, должен был объявить об этом на главной площади города.
Как свидетельствует описание ранних браков в мусульманских странах, несмотря на древнюю историю, никах не имеет юридической силы. Однако это очень торжественная и красивая церемония, состоящая из нескольких этапов:
- Сговора.
- Сватовства (хитбы).
- Передачи невесты в дом жениха (зифаф).
- Собственно свадьбы (урса, валимы).
- Фактического вступления в (первой брачной ночи, никаха).
Чтобы бракосочетание было признанным обществом, (что является весьма важным для правоверных), необходимо соблюсти некоторые условия:
- Супруг - совершеннолетний мусульманин.
- Жених и невеста должны быть согласны вступить в брак.
- Женитьба между кровными родственниками запрещена.
- Девушку на церемонии должен сопровождать хотя бы один родственник-мужчина.
- За невесту со стороны жениха платится калым (махр).
- Мужчины могут жениться на мусульманках, а также христианках и иудейках. В случае межнационального брака родившиеся дети воспитываются согласно Корану.
Явление брачной полигамии
Как говорится в Коране, мусульманин может иметь до четырех жен. Условия заключения полигамного брака следующие:
- Первая (главная) жена должна быть осведомлена о намерениях супруга пополнить семейство.
- Последующие жены не должны сеять раздор в семье.
- Все супруги имеют право на равное отношение к себе.
Также мужчина волен выбрать себе вторую жену, если:
- В первом браке нет детей.
- Первая жена часто болеет, и требуется уход за ней, детьми и мужем.
Полигамия, по мнению мусульман, - явление в некотором роде полезное. Оно дает возможность воспитывать детей в законном браке и полной семье.
Роль мужа в мусульманском браке
Коран проповедует равенство между мужчиной и женщиной. Однако исторически так сложилось, что ведущая роль в семье достается супругу. От того, как справляется мужчина с ролью мужа и отца, зависит его социальное положение.
Супруг должен обеспечивать материальное благополучие своей семьи, быть защитником собственного жилища, выполнять обязанности отца. Самый лучший подарок для детей, который может преподнести родитель, - это отличное образование и воспитание нравственных принципов у молодого поколения. Также от решения отца зависит, в каком возрасте будут заключаться браки его дочерей.
Как ислам трактует обязанности жен
Ранние браки в мусульманских странах предполагают полное послушание главе семейства. Правоверная должна быть хорошей женой, матерью и успешно вести домашнее хозяйство. Также женщине вверяется религиозное и нравственное воспитание детей.
Сегодня многие мусульманки получают образование. Однако это отнюдь не отрицает их скромности и сдержанности в общении с окружающими. Находясь в обществе, женщина должна одеваться так, чтобы не вызывать соблазна у чужих мужчин. Голова мусульманки должна быть покрыта шарфом или вуалью, руки и ноги закрыты полностью (до запястий и щиколоток соответственно). Иногда необходимым является прикрывать лицо чадрой или вуалью.
Обычаи ранних браков в мусульманских странах относительно жен аналогичны европейским. Становясь матерью, женщина обременяется большой ответственностью. С рождением ребенка она обязана обеспечивать ему следующие права:
- Право на жизнь и равноправие в семье.
- Право на законность - ребенок должен носить имя своего отца.
- Право на отличное воспитание и образование.
- Право на безопасность.
Негативные результаты союзов с несовершеннолетними
Неблагоприятные последствия ранних браков в мусульманских странах обоснованы данными Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения. Согласно анализу опрошенных молодых женщин, вышедших замуж до восемнадцати лет, отрицательные результаты касаются физического и психического здоровья малолетних девочек. Они лишены детства, а многие из них подвержены психологическому и сексуальному насилию. Юные жены чаще болеют заболеваниями, передающимися половым путем.
Кроме того, организм незрелой девочки не приспособлен к деторождению. Бывали случаи, когда жена погибала от внутренних кровотечений или при рождении ребенка.
По мнению ВОЗ, ранние браки в мусульманских странах являются нарушением прав человека, угрозой для здоровья и безопасности подростков.
Бракоразводный процесс
Мусульманский развод почти всегда инициируется мужем. Иногда достаточно простого устного заявления, повторенного три раза публично. Однако юридическое обоснование развода требует и больших денег, и веских причин. Условиями расторжения брака у мусульман могут быть следующие явления:
- Нарушение обязанностей супругов.
- Вероотступничество жены или мужа.
- Измена одного из супругов.
- Физические и психические заболевания.
Также расторгнуть никах можно и при таких обстоятельствах:
- Опасение разногласий между супругами в будущем.
- Ущемление прав одного из супругов.
- Отвращение или неприязнь пары друг к другу.
- Прелюбодеяние одного из супругов.
Однако в случае ранних браков в мусульманских странах бракоразводный процесс практически невозможен. Малолетняя жена не имеет никаких прав в доме мужа ввиду ее несовершеннолетия. Муж же не желает расставаться с игрушкой, пока веские обстоятельства не вынудят его дать согласие на расторжение брака.
Современное мусульманское общество и ранние браки
Никах является простым обрядом, не имеющим юридической силы. Сегодня после соблюдения красивой традиции молодожены должны зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Свидетельство о браке, обручальные кольца и свадебный вальс - торжественная традиция официального признания супружества. Таким образом, бракосочетание современных правоверных делится на два этапа: традиционный и официальный.
Как свидетельствуют фото с ранних браков в мусульманских странах, такое торжество обычно радует малолетнюю невесту, воспринимающую событие как прекрасную сказку. Судьба ее предрешена, и порой не очень радостная. Но сейчас она счастлива, потому что является главной героиней на празднике.
Выбор партнера по браку
Величайшее событие в Индии - это бракосочетание. После свадьбы жизнь индуса меняется коренным образом: юность сменяется зрелостью. По традиции выбор супруга зависит не от жениха и невесты, а от интересов родителей. Некоторые родители уславливаются о браке ребенка уже при рождении, но большинство сговариваются позже. В прошлом, брачный возраст был очень мал. В Раджастане даже заключали браки между детьми младше пяти лет. По всей Индии было принято выдавать замуж девочек в возрасте 8 - 12 лет. Мальчиков тоже рано женили. Так, Махатма Ганди и первый президент Республики Индия Раджендра Прасад женились на своих ровесницах в 13 лет. Перепись 1921 года зафиксировала более 600 невест в возрасте от 1 до 12 месяцев. Узнав об этих данных, Ганди убедил юриста Хаар Биласа Шарду подготовить законопроект, препятствующий ранним бракам. Любопытно, что сам юрист был женат в возрасте 9 лет. "Закон Шарды", ограничивающий брачный возраст 14 годами для девочек и 18 для юношей, вступил в силу в 1929 году.
В 1955 году в Индии был принят закон, разрешающий вступать в брак по достижении 18 лет. В 1978 году в закон внесли поправку, допускающий брак мужчин с 21 года, а женщин - с 18 лет. Эти ограничения действуют и в настоящее время. Однако закон соблюдается лишь частично. Если члены высших каст и большинство горожан воздерживаются от ранних браков, стремясь дать детям образование, то деревенская беднота и члены низших каст продолжают заключать детские браки. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители тем самым сокращают расходы на их содержание. Семья жениха, в свою очередь, приобретает бесплатную рабочую единицу в хозяйстве. В многодетных семьях родители в целях экономии стараются женить всех детей одновременно. Согласно обследованию 2007 года, 47% индианок выходят замуж до 18 лет. При этом 13% рожениц составляли девушки 17 и менее лет. Социальная помощь и пропаганда постепенно уменьшают число ранних браков, но медленно - сложившиеся традиции сильны, особенно, в деревне.
Ортодоксальный индуизм не запрещает полигамию: среди высоких каст многоженство было распространено. "Кама-сутра" (III - IV вв.) и последующие руководства по любви - "Ратирахасья" (XIII в.) и "Анангаранга" (XV в.), описывают многоженство и даже гаремы. "Кама-сутра" советует взять вторую жену в следующих случаях: "Другую жену берут, когда [первая жена] глупа, дурного нрава, несчастлива, не рожает детей, рожает одних лишь девочек или когда муж непостоянен. Пусть поэтому она с самого начала стремится избежать этого, выказывая преданность, добрый нрав и ум. Если же она не рожает детей, то пусть сама побуждает его взять другую жену. И будучи замещена [другою], пусть по мере сил старается доставить [новой жене] высшее положение по сравнению с собой. ... Когда же она замещена многими женами, то пусть объединяется с той, которая ей ближе". Состоятельные индусы нередко заводили по две жены вплоть до ХХ века. Эта практика прекратилось после принятия в 1955 году закона о браке, запрещающем многоженство.
По подходу к выбору невесты Индию можно подразделить на два обширных региона - индоарийский север и дравидоязычный юг. На севере ищут брачного союза с семьями, не связанными кровным родством. Брак кровных запрещен. Родители выбирают невесту для сына за пределами деревни и даже соседних деревень из семьи той же касты, не имеющей с ними кровных связей. В результате, жители одной деревни заключают брачные союзы с жителями сотни других деревень. После свадьбы молодая жена попадает в незнакомый дом, где никого не знает. Она одинока, ее родные и знакомые далеко, и она вынуждена подчиняться требованиям новой семьи. В Центральной Индии также преобладала североиндийская система брака, но в смягченном виде: иногда встречаются браки в одной деревне и часто вступают в брак жители соседних деревень. Допускается обмен братьев и сестер - сестра жениха выходит замуж за брата невесты.
В отличие от северян-индоариев, дравидская семья Южной Индии скрепляет браком уже сложившиеся родственные связи. Здесь нет деления родственников по крови и по брачным связям. Но браки на юге заключают внутри ограниченного круга семей, и все их члены являются кровными родственниками. На Юге распространены браки между двоюродными братьями и сестрами и даже между дядями и племянницами. Главное то, что семья, отдавая в другую семью невесту, ожидает ответной невесты, если не сейчас, то в следующем поколении. Цель таких браков создать небольшую, крепко спаянную группу родственников. После свадьбы молодая жена попадает в дом своей бабушки или тетки и ей уютно среди близких. Муж, чаще всего, двоюродный брат, которого она знала с детства. Бывает, конечно, что невеста покидает круг родственников (если среди них нет подходящего жениха), но и тогда ее положение лучше, чем в Северной Индии.
Поиски партнера для брака - непростая задача. Родители ищут жениха или невесту через знакомых или по объявлениям в газетах, где указаны религия, каста, образование, красота невесты (с намеком на размер приданого) и доходы жениха. В деревнях родители договариваюся о браке без участия жениха и невесты, те даже не видят друг друга. В городах, в культурных слоях общества, жених и невеста обмениваются фотографиями и им могут разрешить встретиться в присутствии родственников невесты. Все больше молодых людей с высшим образованием сами решают свою судьбу. Сегодня браки по любви допустимы в высших слоях общества, если жених и невеста принадлежат к одной или близкой по рангу касте и имеют сходный образовательный и профессиональный уровень. Совсем другое отношение родителей в случае брака их ребенка с человеком другой религии (особенно, мусульманином) и, тем более, низкой касты.
В Индии, особенно на севере, семья невесты считается как бы низшей по отношению к семье жениха и должна делать ей подарки на протяжении поколения, а то и двух. Главным подарком является, разумеется, приданое. Его размер оговаривают до свадьбы. В состав приданого входят не только ювелирные украшения. Изначально, в качестве приданого невеста приносила с собой все, что нужно для обустройства быта на новом месте: белье, посуду, предметы домашнего обихода. С конца ХХ века приданое невесты все чаще стали составлять деньги и ценные предметы бытовой техники: мотоциклы, автомобили и т.д. Иногда родители жениха настаивают, чтобы семья невесты оплатила стоимость его высшего образования и даже несколько лет будущих заработков. Нередко отношение к новобрачной в доме родителей мужа определяется размером приданого. Бывают случаи, когда родные невесты не в состоянии выплатить приданое, тогда требование приданого повторяется после свадьбы, и в случае проволочек или отказа, платье молодой жены может по "неосторожности" вспыхнуть, и сама она погибнуть. Подобные убийства редко расследуют. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев, браки в Индии прочные и нередко счастливые, а свадьбы отличаются не только пышностью и красочностью, но имеют сакральное значение.
Индусы верят в то, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар - важнейших жертвоприношений в жизни индуса. Огромное значение имеет здесь целомудрие. Женитьба на девушке, лишенной девственности, исключена, как совершенно бесполезная. Люди, заключающие подобного рода браки и их дети, попадают в категорию изгоев. Дело в том, что, согласано ведическими представлениями, женщина есть поле - кшетра , а мужчина - владелец поля - кшетрин . Первый, засеявший своим семенем поле, становится его владельцем и владельцем всего, что на нем когда-либо взойдет. Посему, если первым сеятелем поля был не ты, то и плоды (дети), рожденные этим полем, тебе не принадлежат, а ты всего лишь вор, засеявший чужое поле.
Помолвка и свадьба
Свадьбы в Индии любят справлять в феврале: в это время в стране весна, уже тепло и сухо, но еще нет изнуряющей жары. Свадьба состоит из досвадебных церемоний, самой свадьбы и послесвадебных ритуалов. Угощения, подаваемые в этот период, состоят исключительно из молочно-вегетарианских блюд. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещены. Основные расходы по устроению свадьбы несут родители невесты. Первой церемонией является помолвка - тилак . В этой церемонии участвует мужская половина обеих семей. Отец невесты вместе с родственниками направляется в дом жениха, чтобы поставить на лоб жениха тилак (священный знак из кумкума - порошка красной куркумы или шафрана) в знак того, что его принимают как зятя. Сначала брахман , распевая мантры, проводит пуджу - ритуал поклонения богам. Затем брат невесты ставит тилак на лоб жениха и одаривает его подарками. Этот же ритуал выполняют все мужчины из семьи невесты. Семья жениха со своей стороны передает подарки невесте. Обычно во время помолвки жених надевает невесте на палец обручальное кольцо.
После помолвки наступает время подготовки к свадьбе, которое длится от одного до двух месяцев. Примерно за 15 дней до свадьбы проводится поклонение богу мудрости и благополучия - Ганеше (изображается в виде толстяка с головой слона). Ганешу просят устранить препятствия во время свадьбы. Оставшиеся дни до свадьбы семьи жениха и невесты будут поклоняться Ганеше. Следующим этапом является веселая церемония, предназначенная для женщин - Сангит. Семья невесты приглашает родственниц, которые собравшись вместе, под аккомпанемент деревянного барабанчика - дхолак , поют песни, посвящённые свадьбе и невесте. Во время веселья все женщины танцуют и поют, шутят, дразнят невесту, вспоминают свою юность и желают невесте благополучия в семейной жизни. Сангит оканчивается богатым угощением.
Затем наступает время Менди -- нанесение узоров на руки и ноги невесты хной. Церемонию проводят в доме невесты в присутствии родственников и подруг. По поверью, чем темнее узоры менди , тем сильнее будет любить свою жену будущий муж. Руки невесты должны быть расписаны по локоть. На правой ладони символически изображен жених, на левой - невеста. Среди узоров скрыты их имена: считается, что если жених в день свадьбы найдет свое имя на ладони невесты, их брак будет счастливым. Помимо рук невесте расписывают ступни. Церемония сопровождается пением и музыкой. По традиции, после замужества женщина не должна работать в доме, пока узоры не исчезнут. После проведения Менди невеста не выходит из дома до самой свадьбы. В день свадьбы или за день до нее проводят церемонию Халди, во время которой на лицо, руки и ноги невесты и жениха наносят пасту из куркумы, чтобы кожа сияла. В этот же день в домах жениха и невесты проводятобряд поминовения усопших предков.
В день свадьбы невеста одевает свадебное сари красного цвета на севере или зеленого у маратхов. На сари множество украшений - золотых нитей, бисера, страз, подвесок. Общий вес свадебного наряда может достигать 12 кг. Руки невесты украшены браслетами и кольцами. Ярко-красный цвет браслетов говорит о том, что девушка выходит замуж. Обряд бракосочетания совершается вечером в доме невесты, куда прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. Раньше жених приезжал верхом на лошади или на слоне; теперь чаще используется автомобиль. На женихе праздничный наряд. На севере - это камзол шервани, украшенной золотым шитьем, узкие штаны чуридары, красный пояс и яркий тюрбан. На юге на женихе белое дхоти (набедренная повязка) и ангавастрам (накидка из легкой ткани). У ворот жениха встречает мать невесты. Она кланяется ему и ставит на его лоб тилак , защищающий от всякого зла. Жених следует к мандапу - шатру, украшенному нарядными тканями, листьями банана и цветами; в центре шатра горит жертвенный огонь. Там он ожидает невесту для проведения Вар Мала (Джай Мала) - церемонии обмена цветочными гирляндами.
Появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены. Следуют другие ритуалы, проводимые в мандале. Одним из главных ритуалов является Канья Даан . Канья означает "девственница", а даан - "дар". Во время проведения Канья Даан отец невесты кладет правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху. Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому брахман связывает конец сари невесты с поясом жениха в узел, который даже после свадьбы не должен быть развязан. Затем молодые, взявшись за руки, четыре раза должны обойти вокруг огня, горящего в центре мандапы. Обойдя огонь, они вместе делают семь шагов. Как и круги вокруг огня, каждый шаг имеет свой смысл, является клятвой.
Завершающим ритуалом свадебного обряда является Синдурдана, во время которого жених наносит на пробор невесты синдур -- красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, символизирующее его любовь к ней. Затем молодожёны кормят друг друга сладостями, в знак того, что будут заботиться друг о друге. По окончании свадебной церемонии молодоженов благословляют брахман - пурохит , родители и близкие родственники. После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение. Празднование сопровождается песнями и танцами и длится всю ночь, а затем гости сопровождают молодых в дом мужа, где новобрачных ждут подарки и благословение. На следующий день устраивают прием родственников жены - принимают от них подарки, сажают за стол и празднование свадьбы продолжается.
Положение женщин
Индийская семья многочисленна - порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Положение женщины еще недавно зависело от ее касты. В низших кастах женщины работают по найму вне дома; они независимы, могут разводиться и повторно выходить замуж. В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях. По мнению брахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Она не может требовать развода, а овдовев, снова вступать в брак. Сейчас положение меняется: многие женщины из высших каст получают образование и идут работать. Соответственно, они позже выходят замуж. Ослаб и запрет на замужество вдов. Это ведет к постепенной эмансипации женщин из высших каст.
Еще в XIX веке в Индии был распространен обряд сати, когда вдовы сжигали себя в погребальном костре мужа. Как правило, сати совершали женщины из высших каст: особенно много самосожжений было в Раджастхане и Бенгалии. Изуверский обряд пытались запретить еще Великие Моголы, но побороть его (и то частично) смогли лишь англичане, начавшие вешать всех, кто содействовал самосожжению вдов. Известен ответ генерала Чарльза Непиэра на жалобу брахмана, недовольного тем, что британцы вмешиваются в традиции индусов. Сэр Чарльз тогда сказал:
"Пусть будет так. Сжигать вдов ваш обычай; готовьте погребальный костер. Но у моей нации тоже есть обычай. Когда мужчины сжигают женщину живьем, мы их вешаем и конфискуем имущество. Поэтому мои плотники построят виселицы, чтобы вешать всех, вовлеченных в гибель вдов. Давайте следовать - вы своим, а мы своим обычаям".
Несмотря на запреты, сначала британского, а затем индийского правительства, сати случаются и поныне. С 1947 года в Индии зафиксировано около 40 самосожжений, большинство приходится на район Шехавати штата Раджастхан. Против сати приняты жесткие меры, ставящие вне закона всех наблюдавших за ритуалом. Закон не делает различий между наблюдателями и подстрекателями - их равно признают виновными. Все же положение вдов в высших кастах остается тяжелым. Согласно древнеиндийским канонам, сразу после кремации умершего мужа вдова (видава) должна отправиться к пруду и смыть краску брака - синдур, со своего пробора, разломать свои браслеты и облачиться в белое траурное сари. Она никогда не должна снова надевать украшения, красивые наряды и придаваться веселью. В высших кастах к вдовам относятся пренебрежительно, особенно, если мужья умерли от болезни. Присутствие вдовы на празднованиях и торжествах нежелательно: считается, что за ней следуют несчастья. К участию в религиозных обрядах вдов не допускают.
Особенно жестко следуют обычаю безбрачия вдов в касте брахманов. Значительно лучше положение вдов в низших кастах, где им позволено повторно выходить замуж, и на Юге Индии, где женщинам вообще свободнее, чем на Севере. Женщины в южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, что и в Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане с исламскими странами Ближнего Востока. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге лицо закрывают только мусульманки. Компенсация к индийской женщине приходит с возрастом. Если после свадьбы она выполняет домашнюю работу под критическим надзором свекрови, то после рождения ребенка ее статус повышается. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама превращается в свекровь и главу домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Во всех слоях индийского общества мать - символ любви и защиты, объект уважения и добрых чувств.
Где можно пожениться в 12 лет, а где не стоит думать о свадьбе до 22?
«Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне 13 лет» — так описывала свое замужество няня Татьяны в «Евгении Онегине». Действительно, еще в XVIII-XIX веках церковь устанавливала бракоспособный возраст 13 лет для женщин и 15 лет для мужчин. Считалось, что в этом возрасте молодые люди уже созревают для супружеской жизни, а поскольку мальчики взрослеют позже, то и жениться им надо позже. Лишь в соответствии с императорским указом 1830 года брачный возраст был повышен до 16 лет для невесты и 18 — для жениха. Сейчас в России и мужчины, и женщины могут пожениться в 18 лет, но в разных странах брачный возраст сильно различается.
Шотландия: 16
Практически во всех европейских странах самостоятельно вступить в брак можно с 18 лет. Но есть и исключения — например, Шотландия, которая испокон веков считалась раем для влюбленных. Как и сейчас, там было разрешено вступать в брак с 16 лет без согласия родителей, в то время как еще в XVIII-XIX веках родители в Англии могли запретить своим детям жениться до совершеннолетия, которое тогда начиналось в 21 год. И вот молодые со всего острова бежали в Шотландию. До 1940 года там действовало положение, по которому достаточно было при свидетелях заявить о своем желании стать супругами, и брак считался заключенным. Действителен он был и в Англии.
Неслучайно романтическую славу обрела крохотная деревушка Гретна-Грин — ближайшая к английской границе. Молодые люди приезжали сюда кто как мог: кто по суше, кто по морю, кто явно, кто тайно. Часто их преследовали разъяренные родственники. Например, в 1782 году побег в Гретна-Грин совершил Джон Фейн, граф Вестморландский, вместе с дочкой лондонского банкира. Ее отец организовал погоню, и преследователи застрелили главную лошадь в упряжке, на которой в почтовой карете мчались юные влюбленные. Но это их не остановило. Перерезав поводья, они продолжили путь, оторвавшись от погони, добрались до деревни и поженились.
Была в Гретна-Грине и любопытная традиция: обряд бракосочетания проводил кузнец, который выступал за священника и свидетеля. Кстати, поклясться в верности под удары молота о наковальню можно и сейчас. Только чтобы брак был действительным, все-таки нужен священник. Он может провести обряд в одном из помещений старой кузницы, а потом новобрачные пройдут церемонию с наковальней.
США: 15-21
В США брачный возраст разный и определяется законами каждого штата. В большинстве случаев он составляет 18 лет и для мужчин, и для женщин, а с согласия родителей — 16. Но есть и исключения. Например, в штате Джорджия молодые люди могут пожениться в 15 с согласия родителей, а с 16 — уже без их согласия, если они ожидают ребенка. В штате Нью-Хемпшир с согласия родителей девушки могут выйти замуж в 13 лет, а молодые люди — в 14. В штате Массачусетс самый высокий брачный возраст — до 21 года без ведома старших поставить штамп в паспорте нельзя. Зато не определен низший порог вступления в брак с согласия родителей. Но все-таки на практике разрешают создать семью молодым людям с 17 лет, а девушкам — не раньше 15.
Китай: 20 и 22
В Китае самый высокий порог брачного возраста в мире: 20 лет для женщин и 22 года для мужчин. Но до этого предела он был поднят сравнительно недавно — современный закон о браке вступил в силу 1 января 1981 года. Считается, что к этому возрасту люди могут стать достаточно самостоятельными и в эмоциональном, и в материальном плане и сделать осознанный выбор.
Интересно, что в средневековом Китае была совершенно обратная ситуация. Тогда по закону 20 лет было предельным возрастом, в котором девушка могла выйти замуж. Мужчины могли жениться до 30. Таковы были представления Конфуция о брачном возрасте. Вступать в брак можно было девушкам с 13 лет, а молодым людям — с 15. Соблюдение закона контролировал специальный чиновник: он составлял списки 30-летних мужчин и 20-летних женщин в своем регионе и следил за тем, чтобы по достижении порога брачного возраста они образовали между собой пары и поженились. Если молодые люди все-таки не решались связать себя узами брака, то должны были понимать: теперь придется оставаться холостяком всю жизнь.
Индия: 18 и 21
Сейчас официально вступить в брак индийские девушки могут с 18 лет, а молодые люди — с 21 года. Но так было не всегда. С давних времен в Индии процветала традиция детских браков. Перепись населения 1921 года выявила более 600 девочек в возрасте до одного года, которые уже были замужем. Проблемой детских свадеб обеспокоился Махатма Ганди — духовный лидер и главный идеолог национально-освободительного движения Индии. По его поручению был разработан закон Сарды, препятствующий заключению ранних браков. По иронии судьбы, его подготовил знаменитый юрист Харбилас Сарда, который сам был женат с 9 лет. Кстати, сам Махатма Ганди женился в 13 лет.
Впрочем, многим индусам до сих пор законы не писаны. Перепись 2001 года показала, что 3 млн индианок стали матерями до того, как им исполнилось 15 лет. Детские браки можно заключать во время массовых бракосочетаний, которые регулярно проходят в индийских поселениях.
Одно из объяснений традиции ранних браков гласит: в XI веке в Индию пришли мусульмане-завоеватели. Они считали незамужних индусок военной добычей. Боясь за судьбу дочерей, родители стали выдавать их замуж еще в младенчестве. Потом завоеватели ушли, а традиция осталась. Сейчас этому есть экономическое объяснение. Детские браки активно практикуются у низших социальных слоев. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители сокращают расходы на их содержание, так как с этого момента за молодую жену отвечает семья мужа. Но не просто так: она получает бесплатную рабочую силу для помощи в хозяйстве.
Тунис: 17 и 20
Девушки в Тунисе могут выходить замуж с 17 лет, а молодые люди — с 20. Но современные молодые люди предпочитают создавать семью все позже. Для мужчин здесь нормально жениться после 35, а женщины спокойно выходят замуж в 25 и даже 30 лет. Для мусульманской страны это очень поздно, учитывая, что еще меньше века назад 14-летние невесты здесь никого не удивляли. Просто страна активно развивается: женщины получают образование, могут отдохнуть за границей в том числе и без сопровождения мужчин, часто одеваются на европейский манер.
Но не только курс на равноправие полов стал причиной повышения брачного возраста. Одна из причин — дороговизна самого праздничного ритуала. Свадьбу отмечают семь дней. При этом не только молодожены, но и их самые близкие родственники, друзья и подруги должны появиться на торжестве в богатых нарядах, а мужчина, прежде чем вступить в брак, должен быть в состоянии обеспечить молодую жену. К тому же за измену в Тунисе полагается тюремный срок и для женщин, и для мужчин. Поэтому и к созданию семьи местные жители стараются подходить осознанно.
Эквадор: 12 и 14
В Эквадоре брачный возраст — один из самых низких в мире: 12 лет для девушек и 14 для молодых людей. Традиционно считалось, что именно в этом возрасте молодые люди взрослеют и созревают для того, чтобы стать родителями. Но сейчас законом ранние браки в Эквадоре не поощряются. Минимальный брачный возраст установлен как 12 и 14 лет, но если кому-то из пары меньше 18, то потребуется согласие его родителей или опекунов. На деле все обстоит просто: родители обычно дают согласие, и подростки женятся. Особенно много ранних браков в сельской местности.
Кстати, перепись населения, проведенная Институтом статистики и цензов Эквадора (INEC) в 2001 году, выявила 23 869 женатых подростков в возрасте 12-17 лет. Перепись 2010 года показала, что число браков среди несовершеннолетних сократилось на 43,3 %, до 13 517. Правда, в последнее время власти страны решили поднять брачный возраст. Уже готовится новый Гражданско-процессуальный кодекс Эквадора, который установит единый возраст для вступления в брак: 18 лет. И никаких поблажек — с 12 и 14 лет подростки не смогут жениться даже с согласия родителей. На эти меры правительство решило пойти из-за того, что столь низкий сейчас брачный возраст фактически нарушает права детей — вступив в брак, многие ребята бросают учиться. Особенно девочки, которых традиционно воспитывают в первую очередь как будущих жен и матерей.
Фото: Голос России
Интифаду, бушующую в в Йемене, славят во всем мире. Во всяком случае, в арабском — точно! Штурмуя бастионы диктатуры, антисалехская, южноаравийская революция обходит стороной болевые проблемы общества, не пытаясь даже слегка реформировать вековой уклад и шариатские устои, ставшие тормозом прогресса, символом косности, дремучей отсталости и невежества.
Арабские интеллектуалы задаются вопросом: что, в таком случае опаснее? Тоталитарный режим или традиции, якобы освященные Кораном: бытовое насилие, многоженство, ранние браки…
В какой стране мира вы встретите бабушку, которой нет и тридцати? Да еще с целым выводком внуков. Национальная южноаравийская специфика. Чисто йеменская прерогатива, исконное, так сказать, право, которое веками остается незыблемым и неизменным. А сколько за ним горя. Детских слез. Выплаканных и невыплаканных.
Фатиме 14 лет. Ее выдали замуж в 12. Муж вдвое старше. Она поведала мне о своем тайном желании развестись с ним, жаловалась на агрессивность мужа, ежедневно подвергающего ее побоям. Девочка вся в синяках и ссадинах. От сильного удара повреждена барабанная перепонка левого уха.
Подобных примеров искалеченных детских судеб в Йемене сколько угодно. Фатиму выдали замуж не по любви, а «по согласованной договоренности», точнее сказать, отец продал ребенка «взрослому мужчине» за 200 долларов. Такая вот такса… Через два года истязаний и жизни впроголодь девочка сбежала к матери. Однако суров закон гор и племен: беглянку вернули в лоно семьи, супруг сжег куклы, прочие побрякушки: ничто не должно напоминать юной жене об украденном детстве.
Защитники прав человека давно исследуют «ранние йеменские браки», высвечивая чудовищный социальный изъян общества, где женщин если и принято считать гражданами, то лишь второго сорта. Подросткам и юношам столь ранние браки запрещены. Девочек же, по сути, продают в рабство, лишают возможности ходить в школу, заточают в семейное узилище, где нещадно эксплуатируется детский труд. И где господствует средневековый уклад. Жены-малолетки подвержены более серьезным опасностям, чем взрослые женщины. Это признают все правоведы, кто занимается этим вопросом.
За порогом родительского дома бытовая жестокость и насилие, черствость и враждебность новой семьи. Оторванные от ласковых материнских рук, девочки попадают в сущий ад.
21-го февраля 2012 года ныне действующий президент Йемена Али Абдалла Салех слагает полномочия главы государства. Будем молиться, чтобы первым декретом новой власти стал указ о запрещении ранних браков. В одном ряду среди главных приоритетов реформы йеменского общества.
Известная йеменская правозащитница Таваккюль Курман, лауреат Нобелевской премии мира, первой заявила о том, что как юноши, так и девушки должны иметь право вступать в брак не ранее 18 лет.
«Режим свергнут, и революция должна позаботиться прежде всего о построении цивилизованного гражданского общества. Чтобы никто не смог упрекнуть нас в том, что кровь мучеников была пролита напрасно», сказала Таваккюль на недавней пресс-конференции в Сане.
По данным исследовательской программы ООН, сорок восемь процентов йеменок выдают замуж в детском возрасте. Редкий случай, когда невеста идет под венец в восемнадцать лет. Зато на селе, в горных деревнях, в местах обитания многочисленных оседлых племен почти в каждый дом входит восьмилетняя заплаканная девчушка, в неокрепшей душе и в детском сознании которой никак не укладывается тяжелая премудрость нового ее положения — замужней женщины.
И представьте, ни одна из этих юных барышень даже не догадывается, кто ее, так сказать, суженный. Это не ее забота. Случается, увидев, наконец, «избранника судьбы», да еще с ликом бородатым, морщинистым и неприглядным, девочки приходят в ужас и закатывают рев. Что в новой семье воспринимается крайне неодобрительно.
Кявкаб. 16 лет. «О замужестве я даже и не думала… Мой отец и отец будущего супруга были в суде и оформили договор. Потом мне сообщили: отныне ты мужняя жена».
Султана. 13 лет. «Я горько тосковала по маме, по любимой учительнице, по нашему классу и подружкам. Я научилась читать и писать, но считаю себя неграмотной. Зачем тебе образование, приговаривает отец, чем оно тебя одарит»?
Суад. В день бракосочетания ей исполнилось 14 лет. Своего жениха она увидела лишь в первую брачную ночь…
Афрах. 16 лет. «Отец настоял на браке. А так хотелось поступить в университет и выучиться на адвоката. Жду ребенка».
Мир, не ведающий о горькой участи йеменок, возмущается тем, что 50 миллионов девушек в третьем мире вступают в брак в возрасте от 15 до 19 лет.
По данным ВОЗ, крайне высока смертность от ранней беременности, особенно когда роженице нет еще и пятнадцати. Не успевший сформироваться по-женски организм, отсутствие элементарных знаний, медицинских препаратов и средств, невежество, предрассудки — все это превращает юных йеменских жен в реальную группу риска. И мы не знаем, что творится за массивными, окованными темной медью воротами деревенских жилищ, где жизнь вращается по замкнутому кругу, сокрытому от глаз людских…
В 1999 году йеменский парламент взялся было за исправление ситуации. После долгих прений пришли к заключению, что возраст брачующихся не должен противоречить исламскому шариату. На том и поладили. А что изменилось за прошедшие годы? Скольких девочек продали за 200 долларов, даже не справившись, что по этому поводу думает какой-нибудь уважаемый толкователь Корана?
В 2009 году вновь собрались по тому же поводу. Решено было определить возраст вступающих в брак не моложе 17 лет. Но Партия реформ и правящая Партия Национальный конгресс отклонили проект. Было принято расплывчатое решение — «зрелым возрастом считать тот, при котором брак не будет представлять угрозы для детского здоровья».
Йемен вступает сегодня в новую эру. Революция готова упразднить все, что угодно, однако считает неприкосновенными такие болевые проблемы и традиции, как многоженство и браки с теми, кто не достиг совершеннолетия. Зло глубоко коренится в обществе. Проще свергнуть режим, труднее реформировать сознание.
Или начать новую интифаду? С нуля. В надежде, что революционеры разглядят наконец кое-что пострашнее диктатуры — нашу собственную косность, отсталость, архаичность и мракобесие…
Революция, возможно, победит. Но если под пение фанфар и гром литавр всеобщего торжества где-нибудь в глубинке в чужой дом неслышно войдет девочка, держа под мышкой куклу, по-детски всхлипывая, испуганная и растерянная, и преподнесена будет великовозрастному греховнику-сластолюбцу, знайте, господа мятежники, — ваша революция пошла прахом. И кровь за нее пролита напрасно.
Надия Халифа — ученый-исследователь Центра «Права женщин Ближнего и Среднего Востока».