Соут основания назначения льготной пенсии. Специальная оценка условий труда и выход на досрочную пенсию. Взносы работодателей в ПФР за вредные и особо тяжелые условия труда
Работа, связанная с вредными или опасными факторами является неотъемлемой частью технологической цепочки многих предприятий. Большинство из них составляют промышленные и сложные производства.
Однако ни работодатель, ни сам сотрудник не могут на основании своих впечатлений утверждать, что условия труда для конкретной должности негативно влияют на здоровье работника. Законодатель исключает конфликт интересов и передает эти полномочия профессиональным сертифицированным организациям.
Что такое вредные условия труда?
Еще несколько лет назад, до 2013 года, предприятия использовали понятие « » и самостоятельно принимали решение о необходимости ее проведения.
Федеральный закон № 426-ФЗ ввел понятие Специальной оценки условий труда (СОУТ) и правила ее проведения. Начиная с 2014 года работодатель инициирует эту процедуру в обязательном порядке.
И только на этом основании становится возможным утверждать, опасны ли рабочие места для здоровья работника, в связи с чем он имеет право на дополнительные льготы и гарантии.
Важно помнить о штрафных санкциях, которые будут наложены на работодателей, пренебрегающих законом о СОУТ. Результат оценки должен быть зафиксирован и предоставлен для ознакомления каждому сотруднику.
Кроме того, его необходимо включить в , прописав в разделе «Условия труда». Это означает, что работник еще до начала выполнения трудовой функции предупрежден о возможном риске для здоровья.
Проводить спецоценку необходимо каждые 5 лет. Актуальный список организаций, имеющих право оказывать услугу по проведению СОУТ, опубликован на официальном сайте Роструда.
Закон установил 4 класса рабочих факторов:
- Оптимальные;
- Допустимые;
- Вредные;
- Опасные.
Прежде чем отнести условия труда к одному из них, специалисты по оценке замеряют уровень и пульсацию освещенности, вибрации, загазованности, запыленность, температуру и шумы в месте выполнения работы.
Дополнительным фактором риска являются рентгеновское облучение, электромагнитные поля, инфра- и ультразвук, использование пневмооборудования, биологические препараты.
Третий класс опасности встречается наиболее часто, поэтому он разбит на несколько подкатегорий, от первой до четвертой, по степени возрастания риска для здоровья. Для удобства они обозначаются индексами 3.1, 3.2, 3.3., 3.4.
Льготы для работающих во вредных условиях
Список льгот за вредные условия.
Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя компенсировать риски рядом льгот, регулируя при этом нормы производительности, периодов отдыха и медицинского обслуживания.
Для рабочих мест с индексом 3.1 и 3.2 выделяют следующие виды льгот:
- сокращенная норма рабочих часов. Корректировка должна быть произведена в графике рабочего времени. Если основной нормой для большинства сотрудников является 40 часов еженедельно, то наличие вредных факторов сокращает ее до 36 часов.
Однако законодатель не отбирает у работника права выходить на работу чаще, но данные часы будут считаться переработкой и должны быть оплачены в двойном размере. Необходимо помнить, что законодательство запрещает переработку свыше 120 часов в год.
Особые нормы установлены для специалистов, которым установлен . Нарушением будет выбрать «вреднику» годовую норму, в данном случае возможна только ежеквартальная;
- . Помимо основного оплачиваемого отпуска, который предоставляется ежегодно каждому работнику, существуют специальные гарантии добавленного времени отдыха. Эта льгота распространяется только на сотрудников, чье рабочее место по результатам проверки имеет индекс 3.2.
Минимальная продолжительность дополнительных отпусков равна 7 дням. По аналогии с основным их необходимо включить в график в порядке общей очереди. Преимущественного права в отношении сроков предоставления наличия вредных факторов не дает;
- доплата за работу в неблагоприятных условиях труда. По общему правилу она составляет не менее 4% от окладов или тарифных ставок сотрудников, работающих на аналогичных должностях в более комфортных условиях. Во многих производственных сферах существуют также межотраслевые соглашения, действующие на территории одной или нескольких федеральных субъектов.
- досрочный выход на пенсию, до наступления официально утвержденного в стране пенсионного возраста. В соответствии с данной нормой мужчины могут выйти на пенсию уже в 55 лет, а женщины – в 50. При этом необходимо соблюдение двух важных условий.
Во-первых, контакт с труда должен приходиться как минимум на 80% времени нахождения на рабочем месте. Во-вторых, необходимо точное соответствие названия должности с указанными в квалификационном справочнике ЕТКС.
Стоит отметить, что выход на досрочную пенсию будет невозможен, если общий рабочий стаж на вредном производстве менее 12 лет.
Таким образом, законодатель не допускает хитрости со стороны работника, готового поступить на работу в особых условиях труда непосредственно перед наступлением предпенсионного возраста;
- плановые медицинские осмотры. Служба Роспотребнадзора несет ответственность за контроль правильного оформления медицинских книжек сотрудников. Регулярные медицинские осмотры регламентированы приказом №302-н. Их сроки и программа описаны в Приложениях к приказу.
Молоко и отпуск можно заменить денежной компенсацией.
Обязательным для всех является обследование на туберкулез, ВИЧ и нервно-психические расстройства. Работник проходит осмотр самостоятельно, а работодатель на основании представленных квитанций или чеков компенсирует эти расходы.
Если заключение, выданное медицинской организацией сотруднику, содержит противопоказания к работе на занимаемой должности, его необходимо перевести. В случае отсутствия подходящих ему штатных позиций, трудовой договор с ним прекращается;
- выдача молока и его равнозначных заменителей. Это относится к работам, на которых специальной оценкой условий труда выявлены риски по химическим факторам;
- оплата страхования жизни и здоровья. Федеральный закон № 125-ФЗ обязывает работодателя обеспечить страховку от несчастных случаев. При наступлении такой ситуации сотруднику будет выплачена страховая сумма. Получение работником травмы на производстве гарантирует оплату лечения, лекарственных средств, реабилитации и санаторно-курортного лечения.
Кроме того, многие работодатели с помощью дополнительной медицинской страховки (ДМС) дают возможность своим сотрудникам проходить профилактическое лечение по врачебным профилям зоны риска;
- средства индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо не просто выдать каждому работнику под подпись, но также провести инструктаж по правилам их использования. В стандартный набор СИЗ входят спецодежда, средства для защиты головы, органов дыхания, рук, смывающие средства, специальные мыла.
Законодатель категорически запрещает внутреннее и внешнее на должностях, каждая из которых выполняется во вредных условиях труда. Несовершеннолетие сотрудника также должно стать причиной отказа в приеме на должность с индексом 3.1 или 3.2.
Беременную сотрудницу также необходимо не просто перевести на легкий труд, как это принято делать, но оградить от воздействия вредных факторов, переместив рабочее место в другое подразделение.
Аналогично оформляют отношения с женщинами, имеющими детей в возрасте до полутора лет, но уже вышедшими на работу.
Многие предприятия имеют традицию составлять и подписывать коллективный договор. Все гарантии и компенсации необходимо зафиксировать и здесь. При приеме в организацию с документом ознакамливают под подпись каждого сотрудника.
Особый порядок начисления компенсаций.
Замена льгот на денежные выплаты законодателем не запрещена. Так, например, работодатель вместо выдачи молока может компенсировать его суммой, эквивалентной его стоимости.
До января 2014 г даже по желанию сотрудника не мог быть заменен выплатой дополнительный отпуск. Роструд обусловливал это логически и объяснял тем, что качественное питание работником может быть организовано самостоятельно, а отдых возможен только при условии отвлечения от работы.
В настоящее время стала возможна его частичная замена, в ситуации, когда накопленный отпуск более 7 календарных дней. Но с работником такая договоренность должна быть заранее закреплена в дополнительном соглашении к действующему трудовому договору.
Минимальный размер выплаченной компенсации рассчитывается исходя из среднего заработка работника за последний год. Отраслевые соглашения или коллективный договор могут устанавливать дополнительные коэффициенты, увеличивающие компенсации.
Большинство компенсационных выплат, которые связаны с выполнением рабочих обязанностей, законодатель освобождает от вычета НДФЛ. К ним относятся командировочные, расходы за эксплуатацию личного автотранспорта, амортизация.
Но по решению Министерства финансов в компенсации за особые условия на рабочем месте не относится к таким видам дохода. Официальным письмом, содержащим разъяснение по ситуации Минфин заявляет, что оснований для освобождения от налогообложения нет.
Приказ № 185, изданный Министерством здравоохранения, содержит перечень профессий, которые относятся к зоне риска. Среди них не только работники промышленного сектора, но и пекаря, педагоги, медики, сотрудники авиации, метро, железнодорожного сообщения, исправительных учреждений.
При определении перечня специалисты руководствовались частотой появления профессиональных заболеваний, принимающих хронический характер.
Особую роль и влияние на предприятии имеет профсоюзная организация. Она контролирует качество проведения СОУТ, соблюдение гарантий, предоставленных «вредникам», своевременный инструктаж по технике безопасности, выдачу СИЗ и их качество.
Профсоюз не имеет полномочий, разрешающих запретить или приостановить работы, грозящие рисками для здоровья. Однако он может оформить свое мнение в виде письма работодателю, подать коллективное обращение в надзорные органы.
Документ не будет являться руководством к действию, но при назревании конфликта разумно договориться с профсоюзом. Практика споров показывает, что в большинстве случаев суды и трудовая инспекция встают на сторону представителя работников. Минимизировать риски конфликта поможет заключение коллективного трудового договора с подробным описанием всех компенсаций и гарантий.
Из этого видео вы узнаете о льготах и компенсациях за вредные условия труда.
Форма для приема вопроса, напишите свой
03.06.2015 4:54:00
Переход к специальной оценке условий труда (далее - СОУТ), осуществляемой на базе Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ), а также принципиальные нова-ции, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации в связи с принятием Феде-рального закона "О специальной оценке ус-ловий труда”» (далее - Закон № 421-ФЗ) в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен-сионном страховании в Российской Федера-ции» и другие законодательные акты, оз-начают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компен-саций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита-ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.
Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.
Олег КОСЫРЕВ ,
Президент Межрегиональной Ассоциациисодействия обеспечению безопасных
условий труда «ЭТАЛОН»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА
СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:
- надомников;
- дистанционных работников;
- работников, вступивших в трудовые от-ношения с работодателями - физически-ми лицами, не являющимися индивиду-альными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
СОУТ является комплексом последова-тельно выполняемых мероприятий по иден-тификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (да-лее - Классификатор) и оценке их воздей-ствия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами соглас-но Методике проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены при-казом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.
Если вредные и опасные факторы не вы-явлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.
Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:
- работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови¬ями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспот-ребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее - Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оцен-ка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержа-лась в Р 2.2.2006-05 - документе, который по своему юридическому статусу носил реко-мендательный (необязательный) характер.
Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и их соот-ветствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или от-сутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 За-кона № 426-ФЗ позволяет снижать его в слу-чае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о сниже-нии класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну сте-пень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территори-альным органом Роспотребнадзора.
Следует обратить внимание на ст. 5 За-кона № 426-ФЗ, в которой перечислены пра-ва и обязанности работника в связи с осу-ществлением СОУТ. Так, работник вправе:
- присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
- обращаться с вопросами, предложения-ми, высказывать свое мнение работода-телю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.
Работник обязан ознакомиться (под под-пись) с результатами проведенной на его ра-бочем месте СОУТ. Однако подпись не озна-чает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориаль-ный орган Роструда или иска в суд.
С 1 января 2014 г. изменился механизм обосно-вания и назначения компенсаций категориям работников, включенным:
- в Список производств, цехов, профессий и долж-ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановле-нием Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);
- Списки производств, работ, профессий, должно-стей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);
- Списки производств, работ, профессий и долж-ностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. по-становлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);
- иные списки «льготников», предоставляющие право получения компенсаций в связи с вредны-ми и (или) опасными условиями труда.
Суть нововведений заключается в том, что нали-чие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника-«списочника» теперь должно быть подтвержено в ходе СОУТ.
Важная законодательная новация - класс условий труда в ходе СОУТ устанавливается с учетом эффективности применяемых работ-ником средств индивидуальной защиты. Оцен-ка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик средств индиви-дуальной защиты, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.
РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА
Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ резуль-таты СОУТ имеют широкую сферу примене-ния. Выделим наиболее важные направления:
- установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
- установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом клас-са (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное стра-хование от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных заболева-ний;
- разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- оценка уровней профессиональных ри-сков;
- решение вопроса о связи возникших за-болеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных за-болеваний;
- обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
- осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организация обязательных предвари-тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- обоснование финансирования меро-приятий по улучшению условий и охра-ны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.
В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работода-телю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований госу-дарственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральны-ми законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не-счастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион-ный фонд Российской Федерации, Фонд со-циального страхования Российской Федера-ции, Федеральный фонд обязательного ме-дицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представи-телями указанных государственных структур.
Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ
Результаты специальной оценки условий труда
|
||
Расходы внутри организации |
Выплаты в государственные внебюджетные фонды |
|
Дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ) |
Доплаты (ст. 147 ТК РФ) |
Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») |
Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ) |
Молоко и лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ) |
|
Медосмотры (ст. 213 ТК РФ) |
Обеспечение СИЗ (ст. 221 ТК РФ) |
Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда (ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ) |
Как известно, необходимость разработ-ки Закона № 426-ФЗ возникла после допол-нения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязан-ность работодателя уплачивать в ПФР стра-ховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на рабо-тах с тяжелыми и (или) вредными условия-ми труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по резуль-татам СОУТ, проводимой в порядке, уста-навливаемом отдельным федеральным за-коном.
С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополни-тельные страховые тарифы дифференцирова-ны в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).
Таблица 2
. Дополнительные страховые взносы (солидарная часть),
уплачиваемые работодателем в ПФР
в зависимости от класса условий труда на рабочих местах
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасные |
4 | 8% |
Вредные | 3.4 | 7% |
3.3 | 6% | |
3.2 | 4% | |
3.1 | 2% | |
Допустимые |
2 | 0% |
Оптимальные |
1 | 0% |
Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опас-ные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест - тем выше сумма дополни-тельных отчислений.
По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.
Другие компенсации работникам, за-нятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращен-ная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам усло-вий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улуч-шение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.
ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ
До тех пор пока на рабочем месте не про-ведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вред-ных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работни-ков, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.
Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден-ных результатами СОУТ, гарантии и ком-пенсации работникам не устанавливают-ся. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не использу-ются.
Новый порядок их установления на осно-ве результатов СОУТ представлен в табл. 3.
Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз-мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за-нятым во вредных и (или) опасных усло-виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде-ляется работодателем с учетом мнения пред-ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.
Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию - ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше - его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.
Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).
Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае-мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и ины-ми особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.
Добавлены принципиальные новации - возможность монетизации части дополни-тельного отпуска (превышающей семиднев-ный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования про-должительности смен при сокращенной ра-бочей неделе. Прежде такой практики не существовало.
Следует подчеркнуть, что ТК РФ допу-скает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работни-кам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:
- имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдель-ного соглашения к трудовому договору;
- порядок и условия корректировки, раз-меры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглаше-нии, участником которого является ор-ганизация;
- в коллективном договоре (на уровне ор-ганизации) закреплены согласованные работодателем и представительным ор-ганом работников условия и порядок корректировки.
Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в орга-низации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.
ДОСРОЧНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ
В отношении прав работника на досроч-ную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льго-ты, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установ-лены ранее, сохраняются.
Обязанность по финансированию до-срочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вред-ных и (или) опасных условиях труда, возла-гается на работодателей, имеющих соответ-ствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с упла-той работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.
Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в со-ответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенси-онный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.
В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Феде-рального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О тру-довых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:
- работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ (на что уже указывалось выше);
- вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.
Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на до¬срочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.
В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон №75-ФЗ) внесены до¬полнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».
Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение - это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.
В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры - снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.
Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда
Норма ТК РФ | Новая редакция |
Основание для коррек-тировки компенсаций |
Возможность корректировки компенсаций |
Статья 92 |
Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше), - не более 36 ч в неделю. |
Отраслевые (межотрас-левые) соглашения и коллективные догово-ры, а также письменное согласие работника. |
Продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 ч в неделю с выплатой денежной компенсации |
Статья 94 |
Максимально допустимая продолжитель-ность ежедневной работы (смены) не может превышать: - при 36-часовой рабочей неделе - 8 ч; - при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 ч. |
Максимально допусти мая продол-жительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена: - при 36-часовой рабочей неделе - до 12 ч; - при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 ч. |
|
Статья 117 |
Продолжительность ежегодного дополнитель-ного оплачиваемого отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.2 и выше), - не менее 7 календарных дней. . |
Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышаю-щая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией |
|
Статья 147 |
Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда (класс 3.1) - не менее 4%. |
По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию, превышающую месячный оклад. С учетом монети-зации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.
Вопросы начисления пенсионных выплат, особенно, если речь идет о досрочном выходе на пенсию, являются весьма актуальными. И особенно они вызывают тревогу у тех работодателей, предприятия которых отличаются опасными или вредными условиями труда. Для того, чтобы решить все вопросы и сложности, которые возникают в отношении досрочного назначения пенсий для отдельных категорий работников, необходимо чтобы была проведена специальная оценка условий труда. Именно данная процедура в будущем будет играть роль важнейшего фактора, на основании которого и будет проходить досрочный выход на пенсию.
Специальная оценка условий труда и досрочная пенсия
Главная сложность в понимании механизма и правил назначения досрочной пенсии связана с тем, что с 1 января 2014 г. отменена аттестация рабочих мест и введена специальная оценка условий труда. Мы расскажем, как столь серьезные изменения повлияли на установление льготной пенсии лицам, работающим в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Порядок исчисления стажа для определения льготной пенсии установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
Пять шагов, которых не избежать кадровику,
Как следует из п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), периоды трудовой деятельности на определенных видах работ засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным действующим законодательством РФ.
С 1 января 2014 г. дополнительный тариф можно определить только по итогам проведения специальной оценки условий труда.
Специальная оценка труда и особенности ее первого проведения
Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. Проводить специальную оценку в этот период необязательно.
Регламент проведения спецоценки установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Методикой проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
Методика более подробно расписывает порядок проведения спецоценки, детализируя процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, критериев классификации условий труда на рабочих местах, подлежащих специальной оценке, а также механизм снижения класса условий труда на рабочем месте в случае, предусмотренном п. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ.
Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), основным или одним из видов деятельности которой (которых) является проведение указанной процедуры на основании гражданско-правового договора.
При этом работодатель в основном осуществляет функции по организации специальной оценки: он создает комиссию, возглавляемую им самим или его представителем, утверждает ее состав и порядок деятельности, а также график проведения мероприятий по спецоценке.
В состав комиссии включаются, в частности, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).
Участие кадровой службы в специальной оценке условий труда
Действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность работников кадровой службы принимать участие в комиссии по проведению спецоценки. Данный вопрос находится под полным контролем работодателя и его доверенных лиц.
Но поскольку работодатель формирует комиссию по своему усмотрению, он вправе привлечь к ее работе кадровика, ведь в процессе специальной оценки порой возникают вопросы, решить которые могут только эти специалисты.
НАПРИМЕР
При составлении перечня рабочих мест, предусмотренных Списками № 1 и 2, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест (список составляется до идентификации) или перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов требуется знание законодательства по досрочному пенсионному обеспечению и умение применять его в отношении конкретных рабочих мест, подлежащих спецоценке.
Такими знаниями и опытом обладают именно работники кадровой службы. От правильно составленного перечня в конечном счете зависит право работника на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку право на досрочную пенсию связано с работой во вредных и (или) опасных условиях, особое значение имеет процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которая проводится в соответствии с Методикой.
Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест
Основные отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест заключаются в следующем.
Отличие 1. Спецоценка должна проводиться даже в отношении тех рабочих мест, аттестация которых ранее была необязательна. Таким образом, спецоценке подлежат все рабочие места.
Исключения установлены лишь в отношении надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Отличие 2. Спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения устанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда.
Отличие 3. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется экспертом организации, проводящей спецоценку.
В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, условия труда на признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.
В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений выявленных факторов. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.
Отличие 4. При отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов декларируется соответствие рабочих мест государственным нормативам.
Размеры дополнительных тарифов страховых взносов
Порядок идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда в соответствии со Списками №1 и №2
Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных условий труда понимается сопоставление и установление их соответствия факторам производственной среды и трудового процесса, предусмотренным классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.
Процедуре идентификации подлежат рабочие места, на которых присутствуют потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, кроме указанных в п. 10 Методики.
НАПРИМЕР
Идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
К данной категории относятся не только застрахованные лица, чьи профессии и должности предусмотрены Списками № 1 и 2, но и работники, чьи профессии и должности указаны в других списках, с учетом которых назначается указанная пенсия:
- железнодорожники (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272);
- женщины-текстильщицы (список утвержден постановлением Правительства РФ от 01.03.1992 № 130);
- лесозаготовители (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 273) и др.
Особенности идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда
Следует отметить, что факт непроведения идентификации на указанных рабочих местах не является свидетельством оптимальных или допустимых условий труда на них. Наоборот, федеральными нормативными правовыми актами условия труда на рабочих местах сотрудников, предусмотренных в Списках № 1 и 2 и других списках, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, признаны вредными и (или) опасными.
Они подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям, но вначале необходимо установить наименование конкретного вредного или опасного производственного фактора.
Согласно п. 10 Методики перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов определяется в соответствии с классификатором экспертом организации, осуществляющей специальную оценку (далее – эксперт).
Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет), форма которого предусмотрена приложением № 3 к Методике.
В случае если вредные и (или) опасные условия по результатам идентификации не выявлены или обнаруженные факторы не подпадают под это определение, эксперт фиксирует отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов.
Условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодатель в установленном порядке подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Экспертное мнение
Имеют ли право на досрочное назначение пенсии судовые сборщики-достройщики, выполняющие судоремонтные работы не внутри отсеков, а на поверхности судна?
Упомянутые Списки содержат много наименований профессий и должностей, работники которых приобретают право на указанную пенсию при определенных показателях (условиях). В частности, Списком № 2 предусмотрены судовые сборщики-достройщики – в случае постоянной занятости внутри отсеков судов при производстве судостроительных и судоремонтных работ. В рассматриваемой ситуации работники трудятся на поверхности судна, а значит, условия их труда отличаются от указанных в Списке № 2. При этом данных о присутствии на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов нет. Определить их наличие или отсутствие поможет процедура идентификации.
Установление итогового класса (подкласса) в специальной оценке условий труда
Основанием для уплаты работодателем дополнительного тарифа, а также включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, того или иного периода трудовой деятельности является класс (подкласс) условий труда.
Классы (подклассы) отражают степень вредности и (или) опасности условий труда, но далеко не всегда служат единственным основанием для определения дополнительного тарифа. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте согласно п. 94 Методики может быть снижен в соответствии с Законом № 426-ФЗ.
Основанием для снижения и установления итогового класса (подкласса) является зафиксированный факт применения на рабочем месте эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (оформляется решением комиссии на основе заключения эксперта).
Согласно Методике снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в порядке, предусмотренным Законом № 426-ФЗ.
В то же время ч. 6 и 7 ст. 14 Закона № 426-ФЗ установлено, что решением комиссии класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень в соответствии с Методикой, а по согласованию с территориальным структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.
В том и в другом случае снижение должно осуществляться в порядке, предусмотренном Методикой.
Специальная оценка условий труда и ее влияние на назначение досрочной пенсии по старости
Результаты специальной оценки условий труда применяются для определения дополнительного тарифа, уплачиваемого работодателем в Пенсионный фонд РФ. Как мы уже отметили, факт начисления и уплата дополнительного тарифа являются дополнительным условием для включения периодов работы, предусмотренных подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости. При этом основным условием является вредный и (или) опасный класс условий труда на конкретном рабочем месте, установленный по результатам специальной оценки.
Таким образом, указанные периоды работы включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при соблюдении всех трех условий:
- постоянной занятости в течение полного рабочего дня;
- уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
- начисления и уплаты дополнительного тарифа в ПФР.
Отсутствие хотя бы одного из трех этих элементов послужит основанием для отказа со стороны территориального органа ПФР во включении определенного периода в стаж работы, позволяющий претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии.
Практический вопрос на тему проведения спецоценки
По результатам спецоценки, проведенной в 2014 г., на рабочем месте сортировщика алмазов установлен допустимый класс условий труда. Будут ли указанные работники иметь право на досрочную пенсию?
Указанная профессия предусмотрена в Списке № 2. Но если с 01.01.2014 работодатель прекратит начисление и уплату дополнительных страховых взносов в ПФР в связи с тем, что по результатам специальной оценки класс условий труда признан соответствующим допустимому, у территориальных органов ПФР не будет оснований для включения данного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство , вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда ...
Строго говоря, мы точно не знаем, что государство планировало. А что оно пытается сделать (на практике, фактически) - очевидно:
согласно закону о спецоценке класс вредности и / или даже опасности может быть снижен (со всеми вытекающими последствиями) при обеспечении рабочих СИЗ.
Извините, опячатка - не СИЗ, а СЕРТИФИЦИРОВАННЫМИ СИЗ (что подразумевает их надёжность в отношении сохранения жизни и здоровья рабочих). При этом - вопреки статье 219 ТК РФ - не разработаны критерии, позволяющие определить - какие именно СИЗ органов дыхания (по конструкции) способны обеспечить защиту в известных условиях работы...
Это также противоречит конвенции 148 МОТ, которая в статьях 9 и 10 достаточно однозначно отдаёт предпочтение улучшению условий труда, а не использованию СИЗ:
Статья 9
По мере возможности, на рабочих местах устраняется любой риск, вызываемый загрязнением воздуха, шумом и вибрацией:
a) - при помощи технических мер, применяемых к новым установкам или процессам в ходе проектирования или сооружения, или добавляемых к существующим установкам или процессам; или, если это невозможно,
b) - при помощи дополнительных организационных мер.
Статья 10
Если
меры, принимаемые согласно статье 9, не приводят к снижению загрязнения воздуха, шума и вибрации на рабочих местах до уровней, указанных в статье 8, работодатель обеспечивает работников соответствующими средствами индивидуальной защиты...
Источник: три W .ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c148_ru.htm
Конвенция 148 МОТ ратифицирована РФ, но её выполнение, вероятно, потребует от работодателя дополнительных затрат (и некоторого изменения отношения к рабочим
), и уменьшит прибыль продавцов и изготовителей СИЗ, которые увеличили объём продаж СИЗ:
... за последние 5 лет объем продаж такой продукции вырос в 5 раз и составил больше 100 млрд руб. в год...
- вероятно, из-за систематичного и неуклонного ухудшения условий труда, которое фиксируется даже официальной статистикой.
Источник: Российская газета 23.04.2013
Н Швабауэр "Молоко за инициативу" три W
.rg.ru/2013/04/23/trud.html
Такой подход МОТ - использование в первую очередь технических средств защиты и улучшение условий труда - объясняется вовсе не тем, что МОТ беспокоится о снижении производительности труда, неизбежного при использовании СИЗ, а тем, что даже в промышленно-развитых странах с достаточно хорошо работающей системой охраны труда использование СИЗ показало себя как последняя и как самая ненадёжная мера защиты жизни и здоровья
. При технической способности фильтрующей полумаски - сертифицированной, индивидуально подобранной к лицу обученного и тренированного рабочего - снизить запылённость вдыхаемого воздуха в 10 раз в подавляющем большинстве случаев, её реальная эффективность в угольных шахтах Англии 2-8 раз.
Использование СИЗ может создавать опасность для жизни и здоровья рабочих. Например, в США при использовании респираторов с подачей сжатого воздуха по шлангу за 1984-1995 погибло 15 человек - из-за ошибочного подключения шлангов к трубопроводам с не пригодным для дыхания газом (покрашен в неправильный цвет и т.п.).
О возможности сохранения здоровья работающих в загрязнённой атмосфере при использовании СИЗОД и снижении классов вредности(при том порядке выбора и организации использования СИЗ органов дыхания, который имеется сейчас в РФ) лучше всего посмотреть приложенный внизу файл. Цензурно выражаясь - это бессмысленно.
Ну и о сертификации. Слово специалисту - интервью у Саввы Шипова, руководителя Росаккредитации:
- Всем известно, что многие сертификаты ничего не значат
. Они не дают потребителям гарантий качества, производители их просто покупают, никаких испытаний не проводят. В интернет-поисковике можно найти недорогой сертификат на любой вкус. Выдача сертификатов наверняка большой теневой рынок.
- Я бы не стал говорить, что это сплошь теневой рынок, но серая его часть действительно немаленькая
. Если говорить в целом об оценке соответствия и сертификации, то речь идет о сотнях миллиардов рублей в год
. На этом рынке работают и добросовестные участники, и не очень.
Принятый в декабре 2013 года и вступивший в силу с января 2014 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.
До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:
- профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
- работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.
При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).
С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно
должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2. Страховые тарифы в пенсионный фонд РФ, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.
Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда 1 (оптимальные) или 2 (допустимые) классов, и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?
Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в Письме Пенсионного Фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает – то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.
Уже сейчас понятно, что закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство, вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда, так как чем лучше условия труда, тем ниже страховой тариф. А если условия труда безопасные, то тариф равен нулю.
Хорошо это или плохо, и как отразится такой механизм на работниках в реальности, покажет только время.
МАТЕРИАЛ С САЙТА http://ohranatruda.ru
С этим также читают.