Нужно ли наказывать ребенка. Стоит ли наказывать ребёнка? Нужно ли наказывать детей физически советы психолога
Последствия физического наказания ребенка
Во-первых, ребенок учится таким способом проявлять агрессию по отношению к более слабому . И не удивляйтесь, когда в старости, он не пощадит и вас. Ведь тогда вы поменяетесь ролями.Во-вторых, часто это не решает проблемы и не приводит к послушанию . Наоборот, ребенок, может замыкаться в себе, становиться неуверенным, неспособным постоять за себя или, наоборот, мстить и протестовать.
В-третьих, часто потом сам взрослый, использовавший физическую силу, испытывает стыд и чувство вины за свое поведение. И старается компенсировать свое поведение, не всегда адекватными способами, например, задабривая подарками.
В-четвертых, ребенок, которого били в детстве, и который привык испытывать боль, может во взрослой жизни искать похожие отношения и даже испытывать удовольствие от «садо-мазо» ролей . Что отражается и на формировании сексуальности. Так, девочка, которую бил отец, может избегать физической близости или получать удовольствие только при унижении, побоях и жестоком обращении.
А мальчик, при жестоком обращении матери, может обьектом любви впоследствии выбирать людей одного с ним пола или избегать близости , имея много сексуальных контактов и не вступая в длительные отношения (поведение Дон Жуана), таким образом, «наказывая» всех женщин.
И, самое главное, ребенок начинает испытывать страх перед взрослым . И делать что-то не потому, что понял, что так делать нельзя, но потому что просто боится. При этом страх может порождать тайную ненависть, обиду, провоцирует желание скрывать и обманывать , говорить не то, что есть, а то, чего от него ждут, чтобы любым способом не допустить повторения. Отношения могут никогда больше не стать доверительными и близкими.
И, тем не менее, практически каждый родитель рано или поздно сталкивается с непослушанием. Как же тогда быть?
Как вести себя при непослушании ребенка?
Во-первых, стоит выяснить, почему ребенок так поступил
. Мы можем видеть только верхушку айсберга и не понимать причин, которые вызвали «плохое» поведение. При этом причины могут быть достаточно веские и, например, вынуждать ребенка защищать себя. Так, мы можем увидеть, что наш ребенок затеял драку и начать стыдить его, не зная, что «пострадавший» долго и жестоко дразнил его или даже нелестно отзывался в его присутствии о вас или вашей семейной ситуации, например, в случае отсутствия отца; измены или развода. Или «поймать с поличным на воровстве», при этом не знать, что с него требуют деньги и угрожают расправой, если он их не принесет.
Во-вторых, необходимо задуматься - какую функцию в семейной системе играет непослушание . Известно, что дети, которые отчаялись достучаться до своих родителей и получить любовь и внимание, начинают «позорить» их и вести себя так, как для родителей было бы наименее приемлемо перед обществом, чтобы получить внимание пусть и со знаком минус.
Так, дети учителей, могут плохо учиться. Дети военных, нарушают режим и правила. Дети полицейских, совершают правонарушения. Если в семье «боятся» наркотиков или алкоголизма, «наказывают» употреблением и становятся зависимыми. Поэтому каждый родитель в первую очередь должен задать вопросы себе:
- Достаточно ли я внимания уделяю своему ребенку?
- Не является ли его плохое поведение результатом отношений в семье?
- Не берет ли ребенок пример с меня в проявлении агрессии?» И попробовать честно на них ответить.
Важно, чтобы родители придерживались одной стратегии в воспитании ребенка, а в доме существовал свод правил «что разрешаем, что запрещаем» с разработанной системой поощрений и штрафов .
При этом и это очень важно: нельзя ребенка ругать больше, чем хвалить . Ребенок должен знать эти правила и четко понимать, чего от него ждут и какие последствия могут наступить в случае неисполнения.
В качестве «наказания» лучше всего использовать отказ от удовольствий .
Случай из практики:
Однажды, в моем опыте был случай, когда ребенок был наказан на полгода вперед. И ему уже не имело смысла стараться, потому что хорошее принималось, как должное (в семье было не принято хвалить), а за плохое он уже и так был надолго наказан. Кроме того, что–то делать часто означало допускать новые ошибки, за которые сумма наказания росла. Не удивительно, что ребенок ничего не хотел делать, что и послужило поводом для обращения.
Также очень важно сказать о том, что родителям нужно быть последовательными
в своем воспитании. «Нет» должно означать «нет».
Воспитательная мера должна быть адекватной произошедшему событию ивступать в силу сразу после эпизода непослушания. Наказывать должен тот, кто столкнулся с непослушанием. Если ребенок сделал много разных поступков, наказание должно быть одно «один раз за все» .
В каждом из нас заложено справедливое начало. Мы в душе всегда знаем, когда нас наказывают справедливо, а когда нет.
Даже если проступок велик, старайтесь выражать недовольство не ребенком, а именно ЕГО ПОСТУПКОМ или ПОВЕДЕНИЕМ. Не ребенок плохой, а поступок плохой. Так появляется возможность исправить поведение.
Если же ребенок все время слышит: «ты-плохой» и чувствует недовольство по поводу себя, то для него это звучит, как «меня не любят», «я плохой и недостоин любви». Что может формировать низкую самооценку или озлоблять ребенка, заставляя на кулаках доказывать, свою правоту и право быть значимым и нужным.
Когда ребенок знает, что его любят «несмотря ни на что», ему проще слушать вас, выполнять ваши требования и контролировать свое поведение.
Перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос: стоит ли наказывать ребенка? В данной статье мы разберем все тонкости этого вопроса, чтобы поступить правильно в такой ситуации.
Наказание детей - это один из элементов воспитания, поэтому оно должно присутствовать в том или ином объеме в жизни ребенка обязательно. Суть наказания заключается в разъяснении ребенку какого-либо понятия, передаче важной информации, попытке разграничить сферы интересов. В отличие от объяснения, наказание всегда выражается в дисциплинарной форме - именно за счет строгости достигается нужный эффект.
Основа воздействия
Наказание не должно быть физическим - ребенок, которого бьют, замыкается в себе, теряет потенциал для дальнейшего развития. Ломая психику малыша с ранних лет, родители лишают своего ребенка возможности полноценно развиваться, строить отношения со сверстниками, взрослыми людьми, родственниками. Приобретенный в детстве страх может перерасти в комплекс, который помешает человеку реализовать свои амбиции в личной и профессиональной сфере.
Метод наказания подбирается в каждой семье индивидуально, исходя из особенностей характера ребенка, его пристрастий, кодекса отношений, принятых между поколениями.
Объясняйте детям
Постарайтесь понять логику рассуждений малыша - ребенок в возрасте до двух лет еще не в состоянии соотнести действие и последствия. Он не понимает, чем может закончиться игра со спичками, почему кошке может быть больно, когда ее тянут за хвост и т.д. Наказывать ребенка за то, что он не понимает, бессмысленно - объясняйте, чем могут закончиться шутки с опасными предметами, но не надейтесь на то, что ваши слова будут услышаны и поняты. Исследовательский интерес превалирует, и малыш будет стараться по-прежнему приблизиться к запретному предмету или совершить запрещенное действие. В этом возрасте нужно ограждать ребенка, лишать его возможности совершить эти действия, останавливать в нужный момент.
С подросшими детьми нужно научиться договариваться - так вы избежите многих проблем, решение которых видится многим лишь в наказаниях за проступки. Разговаривайте с ребенком на равных, аргументируйте свои действия, приводите примеры.
Рамки наказаний
Вопрос о том, за что нужно наказывать, а за что нельзя, является одним из самых сложных. Родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, рискуют вырастить безвольного и неуверенного в себе человека. В семьях, где детям позволяется все, чаще всего вырастают избалованные, капризные и абсолютно несамостоятельные люди. Придерживаться «золотой середины» непросто - определите для себя рамки дозволенного. Ребенка следует наказывать за то, что он совершает преднамеренно, заранее зная, что за этим последует осуждение его поступков и действий - чаще всего, это то, что он уже один раз сделал и за что получил наказание. Нельзя ругать ребенка в том случае, если он осознает тяжесть поступка, искренне раскаивается и предпринимает попытки для исправления ситуации. Когда дети проявляют любознательность и ломают технику, бытовые приборы случайно, то следует рассматривать это как изучение мира - ведь вы заранее не предупреждали малыша о том, что он может что-то испортить. Нельзя наказывать ребенка за то, что является проявлением болезни или отклонений неврологического характера - за мокрую постель, заикание, обгрызенные ногти и т.д.
Принять в собственном ребенке личность бывает нелегко - родители хотят быть авторитетом для малыша, но часто путают это понятие с диктатом. Малыш не должен беспрекословно подчиняться взрослым только потому, что они знают, что лучше для него.
Будьте справедливы в наказании
Никогда не наказывайте детей, основываясь на чьих-то словах - если вы не были свидетелем конфликта, то попробуйте получить доказательства причастности ребенка к инциденту, его вины. Единственный прецедент незаслуженного наказания и последовавшая за ним обида и потеря веры в справедливость может навсегда изменить восприятие действительности у ребенка. Верьте своему ребенку, учитесь доверять и общаться с ним. Старайтесь разбирать конфликты, в которых участвует несколько детей, и никогда не наказывайте «за компанию», «для профилактики».
Строго придерживайтесь правил поведения в семье - если вы сами не будете их соблюдать, то не следует требовать этого от ребенка. Чтобы малыш знал, за какое из действий последует наказание, разъясняйте ему основные правила, четко деля их на то, чего категорически делать нельзя, и на дозволенные действия при определенных условиях.
Наказывайте правильно
Оскорбление, ругательные слова, навешивание ярлыков недопустимо - подобными методами можно вызвать у ребенка ответную агрессию, озлобленность или полное равнодушие к происходящему. Из продуктивных методов наказания можно выделить игнорирование - лишение на время родительского внимания, живого общения. Обязательно предупреждайте ребенка, объясняя, почему вы не хотите с ним разговаривать и всегда сдерживайте свое обещание - будьте последовательны, и тогда игнорирование будет эффективным.
Очень хорошие результаты дают беседы - разъясняйте ребенку суть проблемы, выясняйте причины его поступков и поведения. Подобные беседы должны носить доверительный характер - не ругайте, не обвиняйте, не критикуйте.
Всегда обрисовывайте перспективы и результативность нежелательных действий. Если малыш не хочет одеваться, то время прогулки придется сократить. За нежелание убирать игрушки он лишится сказки перед сном, так как было упущено время, которое должно было быть потрачено на чтение книги. Наказывая сам себя, ребенок приучается нести ответственность за свои действия.
Одним из распространенных методов наказания детей является удержание их в одном месте, без движения - на стуле, в углу и т.д. Это символичное наказание и предполагается, что в период бездействия ребенок должен осознать свои деяния. Метод срабатывает не всегда и не со всеми детьми - гиперактивные дети не могут долго усидеть на месте. Таких детей следует наказывать, лишая их любимых развлечений - просмотра мультфильмов, игры на компьютере и т.д.
Наказывая ребенка, всегда обозначайте свое недовольство его поступком, а не личностью - он должен быть уверен в том, что его по-прежнему любят.
Психологи утверждают: физическое наказание недопустимо, оно ломает психику ребенка на многие годы вперед. Крики и дерганые жесты лишь истончают нить отношений между родителями и детьми, особенно если мать кричит на ребенка прилюдно. Поставить ребенка в угол тоже не вариант - это воспринимается как ограничение свободы. Чем больше ограничений – тем острее желание отвоевывать свое мнение.
Как же объяснять ребенку, что он не прав? Словесно, тщательно подбирая слова. Вот пять основных способов контролировать детское поведение без психологических и физических наказаний:
1. Устанавливайте и обговаривайте правила заранее . Идя в магазин, спокойно повторите правила поведения в магазине. Сыграйте в игру: «Мы в магазине», обыграв куклой положительные и отрицательные моменты. Вот кукла хочет новую игрушку, упала на пол и закатила истерику. Спросите у ребенка: правильно ли кукла себя ведет? Советуйтесь с ребенком, словно с взрослым человеком. Правила поведения в домашних условиях необходимо распечатать крупными буквами и повесить на видное место в доме.
2. Метод «Меняемся местами» . Если ребенок имеет привычку драться, швырять предметы в человека и т.д., необходимо поставить ребенка на место этого человека. Опять же играючи. Спросите: «Когда тебе больно, ты плачешь?». Объясните, что взрослые могут контролировать свои слезы, но это не значит, что от прилетевшего в лицо или плечо кубика не больно. Нарисуйте карточки (или найдите подходящие ), когда можно драться, а когда нет. Например, можно вступить в драку, защищаясь. Но нельзя драться просто так.
3. Сказкотерапия. Придумывайте сказки, где главного героя зовут так же, как вашего ребенка, и он совершает те же плохие поступки. Делайте акцент на том, что хорошо, а что плохо. Можно перефразировать уже имеющиеся сказки, вставив туда подходящие ситуации.
4. Устраивайте раз в неделю «День веселья» . Детская энергия требует выхода, разрешите ребенку выплеснуть накопившуюся агрессию – побейте чучело из подушек, порвите бумагу, громко покричите вместе где-нибудь на природе и т.д.
5. Метод «Волшебные часы» . Возьмите любые часы со стрелками. Когда ребенок совершил плохой поступок, объясните, почему это плохо и предложите поиграть в «Машину времени», чтобы самостоятельно исправить ситуацию: поверните стрелки на несколько часов назад, и пусть ребенок сам найдет вариант правильного поведения в аналогичной ситуации. Вариантов может быть несколько, не забывайте каждый раз переводить часы назад. Можно добавить музыкальный элемент, как знак временного перемещения.
Процесс воспитания достаточно сложный, поскольку должен происходить ежедневно, а его успех зависит от последовательности и целенаправленности действий у взрослых. Но как бы родители ни старались с самого рождения объяснить ребенку правила и нормы поведения в социуме, всё равно наступает момент, когда он их нарушает, после чего обязательно следует наказание. Вот тут и возникает у взрослых проблема, поскольку не каждый из них знает, как наказывать ребенка за непослушание правильно, чтобы этот процесс был эффективным, и малыш в будущем не поступал так же. Это более серьезная проблема, чем кажется на первый взгляд.
Как можно наказать ребенка при непослушании
В первую очередь нужно уяснить, что существует четкий запрет в процессе воспитания, который ни в коем случае нельзя нарушать - физические наказания недопустимы! Независимо от того, что сделал ваш ребенок, применять к нему силу ни в коем случае нельзя. Даже если дети становятся слишком упрямым, все свои действия совершают намеренно, при этом никакие уговоры не действуют, всё равно нужно искать иные способы наказания, нужно найти те слова или действия, которые смогут повлиять на поведение ребенка. Лучше изучить специальную литературу, которая подскажет, как правильно наказывать детей за непослушание.
Пресекать неправильные действия и поступки ребенка нужно сразу после того как вы их заметили. Перед наказанием нужно быть абсолютно уверенным в том, что конкретный плохой поступок совершил именно ваш ребенок, и ваши действия будут правомерными, поскольку иначе наказание будет иметь обратный эффект. И тогда вы станете думать о том, за непослушание, постоянно.
Всегда нужно ли наказывать детей за непослушание
Иногда родители путают намеренные капризы с капризами по причине недомогания, голода или жажды, и очень часто малыши ведут себя так после болезни, поскольку чувствуют слабость. Выражаться это может следующим образом: во время обеда они хотят спать, а вовремя дневного сна чувствуют прилив сил. В таком случае наказывать ребенка нельзя, потому что изменение режима дня является ненамеренным. Поэтому сначала нужно выяснить, чего они добиваются, перед тем как наказывать детей за непослушание. Комаровский говорит: нужно объяснить малышам, что их капризы только расстраивают родителей.
С какого возраста можно наказывать ребенка?
Психологи утверждают, что наказание ребенка в возрасте до двух с половиной лет не несет за собой никакого смысла. Ребенок не осознает, что он совершил но будет думать, что родители внезапно перестали его любить, потому что запрещают играть в обычные игры, в которые он до этого играл. Да, ребенок понимает, что эта игрушка сломана или стена испачкана, но он не понимает того, что делать этого нельзя и не чувствует вину за собой, поэтому родителям рекомендуется не наказывать ребенка до этого возраста. Не нужно думать, как наказывать детей за непослушание, нужно лишь каждый раз ребенку объяснять последствия его поведения, например, что тарелка может разбиться, если выкинуть ее, игрушка может сломаться и играть с ней ребенок больше не сможет.
В этом возрасте эффективным будет собственный пример. Родители могут показать, какие поступки будут радовать близких людей, а какие огорчат их.
Только при достижении возраста 2,5-3 года ребенок потихоньку начинает самостоятельно управлять своими поступками и поведением. Но это не значит, что нужно сразу пускаться во все тяжкие и наказывать малыша. И в указанном возрасте это нужно делать правильно. В первую очередь, нужно успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать. Постарайтесь рассказывать малышу причину того, почему он не прав, строго, но спокойно. Буквально через год ребенок уже сможет самостоятельно отличать хорошие поступки от плохих. В том случае, если вы правильно его наказывали, он будет бояться вашего гнева, и сам во всем будет признаваться. Вот почему нужно знать, как наказывать детей за непослушание.
Помните также и про особенность трехлетних детей идти наперекор своим родителям не потому, что они хотят насолить вам, а потому что начинают чувствовать свою независимость и пытаются показать это.
Как правильно наказать трехлетнего ребенка
При выборе в этом возрасте учитывайте тот факт, насколько вы владеете своими эмоциями в данный момент, можете ли вы выслушать своего малыша, можете ли достаточно уделять ему времени для разбора ситуации.
При достижении трех лет ребенок начинает активно интересоваться окружающим миром. Если раньше ему для этого достаточно было просто пощупать что-то, то сейчас этот интерес более глобальный, и главным вопросом становится «Почему?». Он еще не способен понять, почему нельзя рисовать карандашами на обоях или дергать кота за хвост.
Правила наказания детей в возрасте от 6 до 10 лет
В этом возрасте ребята уже понимают и знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Однако при определенных обстоятельствах у ребенка может возникать желание бунтовать, как бы заявляя о своих правах. Способы того, как наказать ребенка 8 лет за непослушание, должны быть такими же, как и для детей младшего возраста, однако появляются и новые принципы:
- Перед тем как наказать ребенка за непослушание (9 лет - это тот возраст, когда наказания уже должны быть), нужно убедиться, что нет свидетелей, поскольку их наличие будет унижать ребенка, что приведет к еще большему упорству.
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, результатом этого будет не хорошее поведение, а неуверенность в себе и своих силах.
- У ребенка должны быть определенные обязанности в школе и дома, однако они не должны быть наказаниями, например, нельзя наказывать его уборкой или уроками.
- Линию поведения всегда нужно держать до конца, например, если вы решили с малышом не разговаривать, то нужно поддерживать такое поведение до тех пор, пока ребенок не поймет, в чём он виноват, в противном случае он решит, что вы всегда будете идти на уступки, и от проступков избавиться не удастся.
- Не используйте частицу «не», старайтесь объяснять то, что нужно делать, а не запрещать, например, «Нельзя есть с немытыми руками» лучше заменить на фразу «Перед едой нужно мыть руки». Так ребенок будет понимать, что ему не запрещают что-либо делать, а говорят, как лучше поступать.
- Наказывать нужно даже за мелкие проступки. Помните, что если после небольших нарушений порядка ребенок останется безнаказанным, то они с каждым разом будут всё крупнее и крупнее, и остановить непоседу уже не получится.
Общие правила наказания
Есть определенные правила наказания, соблюдение которых поможет достичь желаемого эффекта и не испортить отношения с ребенком. Они не зависят от возраста малыша.
Первое правило заключается в том, что срывать злобу на ребенке нельзя. Независимо от величины проступка, наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно будет иметь достаточную силу. При срыве злобы любое наказание становится несправедливым, ребенок это обязательно почувствует. Такие наказания он не считает серьезными, просто испугается вашего крика, может заплакать, но будет уверенным в том, что вы не правы, а значит, и свое поведение не изменит.
Наказание в обязательном порядке должно соответствовать поступку. Оно не должно быть слишком мягким или чересчур серьезным. Для этого нужно тщательно проанализировать ситуацию, к тому же рекомендуется учитывать многие факторы, например, повторное наказание за аналогичный проступок должно быть суровее предыдущего. Если же ребенок понял свою вину, искренне раскаивается, то наказание может быть условным.
В том случае, если воспитанием ребенка занимаются сразу несколько членов семьи, все они должны придерживаться единственного мнения по поводу наказания. Например, если наказывает папа, а мама постоянно жалеет, то ребенок будет понимать, что всегда сможет уйти от наказания. Поэтому перед этим родителям лучше посоветоваться и прийти к единому мнению.
Наказание - это способ продемонстрировать ребенку последствия его плохих поступков. Оно не должно быть направлено на устрашение малыша, он должен осознать, что так поступать нельзя. Иногда не нужно постоянно думать, как наказать ребенка за непослушание (10 лет - при достижении этого возраста человек может четко осознавать причинно-следственные связи, а значит, и наказание будет эффективным), а лучше выяснить причины такого поведения.
Что будет, если детей не наказывать?
Многие современные родители считают, что счастливое детство ребенка связано с отсутствием наказания. Они живут в надежде, что ребенок перерастет свое плохое поведение, с возрастом всё поймёт. Такого мнения был и американский педиатр Он считал, что дети требуют уважения, признания естественных потребностей, и считал наказание насилием над психикой. С ребенка, таким образом, ответственность полностью снималась. Однако такая методика воспитания ведет к тому, что родители идут на поводу у собственного ребенка. Да, самому малышу так спокойнее жить сейчас, в мире, где за все отвечает мама, но по мере взросления такому ребенку становится гораздо сложнее адаптироваться в социуме.
Основная цель наказания
Правильное наказание позволяет сформировать у ребенка представление о границах дозволенного, избежать эгоистического, неуважительного отношения к другим людям, а также поможет ребенку научиться организовывать себя. Отсутствие наказания приведет к тому, что родители в течение определенного времени просто будут накапливать в себе раздражение, негативные эмоции, которые рано или поздно всё равно выльются в наказание. С большой вероятностью это будет именно применение силы, что для ребенка станет трагедией.
Если ребенка не наказывать, он не будет чувствовать заботу о себе, поскольку он вполне вероятно будет считать, что родителям всё равно, что он делает. Снисходительность родителей не приводит к изменению поведения, а только к конфликтам. Поэтому в жизни ребенка обязательно должны быть определенные правила, ограничения и запреты.
Если наказаний слишком много
В равной степени отсутствие наказания и их излишнее количество не приводит к желаемому результату. В той семье, где ребенка наказывают слишком часто, есть два пути развития личности. Либо он вырастает запуганным, тревожным, несамостоятельным, он не понимает, что можно делать, а что нельзя. Либо же ребенок может не соблюдать нормы, бунтовать, в результате чего наблюдается И первый, и второй вариант - это пример личности с психологической травмой. К ребенку, которого часто наказывают, с трудом удастся родителям найти подход, в результате будут возникать трудности с принятием ответственности, самооценкой, реализацией себя как личности.