Спортивный костюм. Спортивная форма – это одежда, обязательная для спортсменов, но любимая всеми Общие сведения о конструкции одежды
(sport style) – свободный стиль одежды, главными характеристиками которого являются удобство, практичность, функциональность, свобода движения. Стилю свойственны свободные силуэты и прямые геометрические линии кроя.
Спортивный стиль и спортивная одежда: различия
Спортивная одежда предназначена исключительно для занятий спортом, а гардероб в спортивном стиле можно использовать для повседневного ношения, за исключением деловых и торжественных событий. К спортивной одежде относится униформа для различных видов спорта и фитнеса, спортивное белье, с протекторами и уплотнителями, обувь для занятий танцами и пр. Вещи в спортивном стиле имеют отдельные детали кроя, силуэта и отделки, свойственные спортивной одежде.
«О, спорт! Ты - мир!»
Пьер де Кубертен
Характеристики спортивного стиля
Одежда
- Однотонные или принтованные и топы простого кроя, футболки-тенниски, худи, толстовки, олимпийки, прямого кроя. Верх в спортивном стиле отличается разнообразием типов горловины: воротники, капюшоны, бейки, ворот гольф.
- , широкие шорты или велосипедки, -карго, теннисные , трикотажные и хлопковые свободного кроя, . Для спортивного стиля брюки характерны в большей степени, чем юбка. Они не имеют стрелок и часто дополнены накладным карманами. Юбки и платья обычно имеют длину мини или миди, а также типичный для стиля декор – карманы с клапанами, кокетки, декоративную прострочку. По бокам юбок этого стиля иногда располагаются односторонние складки.
- Куртки свободного кроя, пуховики, ветровки, анораки. Куртки часто имеют карманы на молнии или кнопках, на спине может располагаться односторонняя складка-гольф. Анораки выполняются в разных вариантах: полупальто с капюшоном и двойной застежкой; непромокаемые куртки без застежек, надеваемые через голову; легкие летние куртки с карманом-кенгуру и капюшоном, с застежкой или без.
Крой: прямой, трапеция, полуприлегающий. Обычно вещи имеют свободный силуэт, но отдельные предметы могут быть обтягивающими (водолазки, велосипедки, леггинсы и пр.). Жакеты и в спортивном стиле не бывают приталенными. Талия может подчеркиваться поясом или шнурком на кулиске, в том числе и на платьях. Обычно в комплекте спортивного стиля сочетаются узкие и свободные вещи (водолазка и широкие брюки, просторная майка и леггинсы), чтобы образ не был похож на тренировочный.
Ткани: хлопок, шерсть, обычная или жатая плащевка, трикотаж, трикотаж с лайкрой, смесовые или синтетические материалы.
Цвета: спортивный стиль не имеет предпочтений в цветовой палитре, но его особенностью является допустимость контрастных цветовых сочетаний (в том числе использование неоновых цветов).
Принты: графические, печатные, Color Blocking, полоска, аппликации, логотипы.
Типы рукавов: рубашечный, цельнокроеный. Спортивному стилю характерны манжеты — на резинке или застежках (липучке, молнии, кнопках).
Декор: накладные детали (в том числе карманы, часто с клапанами), пояса, складки, шлицы, хлястики, кокетки, прострочка (двойная, декоративная, контрастная, зигзагообразная), канты, манжеты на рукавах и брюках, вставки из сетки, лампасы (в том числе неоновые), металлическая фурнитура, заклепки, застежки-молнии и крючки.
Аксессуары
Обувь: кроссовки lifestyle, кеды, ботинки на плоской подошве, теннисные туфли, . Главными характеристиками обуви являются удобная колодка, натуральная кожа или текстиль. Зимней обувью являются утепленные кроссовки и ботинки на утолщенной рифленой подошве.
Головные уборы: вязаные и трикотажные шапки и шарфы, кепки, повязки для волос, банданы.
Тип фигуры: традиционно спортивный стиль подчеркивает подтянутость, атлетичность фигуры. Поэтому наиболее хорошо такая одежда подходит стройным людям. В том числе спортивный стиль подчеркивает достоинства и скрывает недостатки девушек с «мальчишеским» типом фигуры – узкими бедрами и невыраженной талией.
Подвиды спортивного стиля
- Спорт-шик (спорт-глэм)
Направление спорт-шик существует с 2004 года. После появления на стиль быстро распространился среди звезд: в штанах с лампасами и трикотажных топах на публике появлялись Мадонна и Дженнифер Лопес. Главной особенностью стиля является сочетание и спорта. Гардероб преимущественно предназначен для вечеринок и ночных клубов. Одежда в стиле спорт-шик отличается прямым, трапециевидным, полуприлегающим и прилегающим типами кроя; цельнокроеными, реглан или рубашечными рукавами; наличием на вещах карманов, застежек-молний, декоративной прострочки. Для спорт-глэма характерны такие ткани, как трикотаж, лаке, синтетические и смесовые материалы, в частности натуральные с добавлением лайкры. Цвета стиля преимущественно яркие. Основными считаются черный, серый, розовый и металлик. Также спорт-шику свойственны комбинированные предметы: комбинезон, платье-пальто, платье-жилет, платье-рубашка, блузон и т. п.
Главные отличия спорт-шика состоят в допустимости обуви на каблуках, металлизированных материалов, стразов, клепок и пайеток, а также в большем количестве обтягивающих вещей и ярком макияже.
В сезоне весна-лето 2013 образы в стиле спорт-шик представил Ashish: меланжевые спортивные брюки было предложено сочетать с металлизированным топом с пайетками. Образы в стиле спорт-глэм также появились у Antonio Berardi, Chalayan, Ohne Titel, Richard Chai Love и . В сезоне осень-зима 2013-2014 спорт-шик в некоторых комплектах продемонстрировали , BEssARION, .
- Спорт-casual
Спорт-кэжуал в чистом виде появился уже в XXI веке, но его прототипом во многом можно считать стиль . Главной особенностью sport-casual является сочетание элементов спортивного стиля с . Предпочтительны прямые модели, возможно, слегка потертые. Общими со спортивным стилем являются многие детали одежды: дутые , свитеры, водолазки, футболки-поло, свободные брюки и пр., а также удобная обувь на плоской подошве.
Отличия от спортивного стиля:
Главными отличиями являются: использование при создании комплекта джинсов, а также допустимость аксессуаров в стиле – разнообразных шарфиков, ремней, шляп, серег, браслетов и пр. В спорт-casual преимущественно используются натуральные материалы – хлопок, шерсть, деним.
В сезоне весна-лето 2013 образы в стиле спорт-casual предложили Reserved. Одним из вариантов стал комплект из яркой спортивной куртки кораллового цвета, топа с длинными рукавами и простой черной юбки в пол. Также комплекты спорт-casual появились у DKNY и . Сочетание спорт-casual и этно предложил голландский бренд Maison Scotch.
- Сафари
Источники гардероба в спортивном стиле
Основой гардероба в спортивном стиле является одежда для профессионального и любительского спорта, спецодежда, экипировка для охоты и туризма и пр. Большую часть предметов спортивный стиль позаимствовал из униформы для различных видов спорта:
- из аэробики — лосины, короткие шорты и топы,
- из баскетбола — длинные майки-безрукавки, широкие шорты и высокие кроссовки,
- из бодибилдинга — футболки размера XXL,
- из футбола - гетры и футболки,
- из тенниса - теннисные , футболки-тенниски, шорты, плиссированные мини-юбки и юбки-шорты,
- из американского бейсбола – бейсболки,
- из гольфа – брюки-гольф,
- из конного спорта – укороченный спереди пиджак, брюки-галифе и рейтузы,
- из велосипедного спорта – обтягивающие шорты из лайкры, брюки длиной ¾,
- из лыжного спорта – вязаные шапочки и свитера с узорами.
История спортивного стиля
Первая половина XIX века
Спорт в современном понимании появился в Англии в первой половине XIX века. Массовое увлечение воскресным спортом породило увеличение спроса на готовую одежду. Польский историк костюма Анджей Банах считает, что основной причиной появления одежды, подобной спортивной, стали прогулки в горы. Для них мужчины покупали готовые костюмы, так как использовать на природе дорогую, пошитую на заказ одежду, было непрактично. Готовые костюмы того времени редко садились по фигуре – пиджак часто свободно висел на плечах. Этот нюанс и положил начало одежде спортивного стиля. Мужчины в то время подбирали к костюму оригинальные детали: длинные шарфы, свитера, сапоги на шуровке и пр.
Начало ХХ века – 1930-е годы
Популярность спорта во многом сказалась на дизайне женской одежды, упростив ее. В начале ХХ века дамы начали играть в гольф, крокет и теннис, ездить на коньках, лошадях и в открытых автомобилях. Для катания на велосипедах женщины стали надевать юбки длиной до колен. Позднее появились теннисные платья с плиссированной юбкой, костюмы для игры в крокет, гольф и кегли. Дамы также переняли у мужчин кожаные куртки и блузоны. Гимназистки прогрессивно настроенных женских учебных заведений стали играть в хоккей в джемперах машинной вязки. С развитием автомобилизма стала появляться специальная теплая одежда для женщин: специальные шапочки и плотно застегивающиеся и накидки. Распространению спортивного стиля среди женщин во многом способствовала , которая занималась охотой, ездила верхом, а также рыбачила со спиннингом. С 1926 по 1931 год она создавала наряды для активного образа жизни: куртки, спортивные плащи, дамские английские костюмы мужского покроя.
С появлением летного дела важным параметром стал вес одежды. В 1929 году газеты описывали легчайший костюм виконтессы де Сибур, которая совершила кругосветное путешествие на своем самолете. Одновременно с появлением лыжного костюма возникла одежда «апре-ски» – вещи, которые надевали в помещении после занятий спортом, во время еды или отдыха возле камина. К ним относились удобные брюки и , вышитые вязаные кофты, шали и теплые . К 30-м годам ХХ века сформировался прямой прототип современного спортивного костюма.
1960-е годы
В 60-е годы, на волне популярности стиля преппи, появились майки, футболки и поло. Горловина теперь оформлялась множеством способов: появились отложные воротники, стойки, капюшоны и пр. Спортивный стиль окончательно сформировался в конце 60-х годов в коллекциях и .
1970-е годы
В 70-е годы ХХ века стали популярны аэробика, фитнес, здоровый образ жизни. Постепенно спортивные элементы стали появляться на повседневной одежде: брюках, юбках, пиджаках, блузках. Кроме того, на одежду того периода оказали воздействия такие течения, как феминизм и «сексуальная революция».
1980-е годы
В это десятилетие большое внимание уделялось красоте тела. Мужчины занимались культуризмом, женщины – шейпингом и аэробикой. Одежду для спортзала стали носить и в повседневной жизни. Спортивный стиль 80-х подразумевал яркие цвета (красный, синий, голубой, оранжевый, фуксия, желтый) и эластичные ткани. Популярной стала одежда, обтягивающая фигуру: лосины, шорты из лайкры, рейтузы, боди. Также популярными стали спортивные штаны и куртки, толстовки, свитшоты, футболки-поло, майки-борцовки, шорты, куртки-ветровки. С 1984 года в качестве повседневной обуви стали использоваться фирменные кроссовки. Женщины носили пластиковые украшения, яркие повязки для волос, широкие ремни и пояса. Наиболее распространенными прическами были химическая завивка и колосок. Макияж не отличался естественностью: модными считались подводка для глаз и помада красного, коричневого или ярко-розового цвета.
В СССР, в связи с популярностью спорта, спортивный костюм считался практически культом, который могли позволить себе только привилегированные представители спортивной касты.Спортивные костюмы, кроссовки и бейсболки считались роскошью. После перестройки спортивный стиль стал общедоступным. Многие стали носить поддельные костюмы известных спортивных марок. Со временем штаны с лампасами стали символом «дворовой братвы». Торговая марка Adidas до сих пор наиболее распространена именно в России. Предположительно, это связано с тем, что товары бренда импортировались в СССР с 1979 года и являлись дефицитом, а также с большим количеством китайских подделок Adidas.
1990-е годы
90-е годы стали расцветом «маркетинговой моды» , и . Они популяризовали американскую моду во всем мире – сочетание комфорта и элегантности, подчеркивающие подтянутую спортивную фигуру.
В 1992 году американский дизайнер Томми Хилфигер разработал костюм для рэппера Snoop Dogg, в котором он появился на Saturday Night Live. Одежда Tommy Hilfiger стала пользоваться популярностью среди американских актеров и музыкальных исполнителей. Толстовки и теплые куртки размера XXL имели большой успех в среде рэпперов США. Хитами Хилфигера стали свободная классическая «оксфорд», рубашка спортивного кроя «регби» из нескольких цветовых блоков, двусторонний галстук из ткани разных цветов.
В США в 1996 году появилась марка , которая сначала выпускала одежду для беременных, а затем изменила направленность на вещи в спортивном стиле. Главным хитом бренда стали велюровые спортивные костюмы, которые быстро стали для простых женщин и для знаменитостей. С 2002 года стали выпускаться мужская и детская линейки Juicy Couture.
В России 90-х годов, с приходом голливудских фильмов, популярным стало сочетание кроссовок и юбки. Также в этом десятилетии до России дошла мода на спортивный стиль 80-х: яркие лосины, велосипедки, крупные украшения. К началу 2000-х годов массовая популярность спортивного стиля в России постепенно сошла на нет.
Весна-лето 2008
Для сезона весна-лето 2008 Маша Цигаль представила коллекцию «Равновесие» в традиционном для нее стиле спорт-шик. Дизайнер предложила женские спортивные костюмы из велюровых и бархатных олимпиек, шелковых и атласных брюк-шароваров. Для вечерних выходов она создала спортивные костюмы серебряного и золотого цветов и платья-майки. Мужчинам Маша Цигаль предложила бархатный темно-синий спортивный костюм в сочетании с голубой футболкой. Кульминацией показа стал «наряд невесты» — купальник, спортивные штаны, фата и букет.
Весна-лето 2012
Спортивный стиль был одним из сезона весна-лето 2012. Особенно популярно было сочетание спортивного кроя и романтических материалов – шелка, атласа, шифона. в своей коллекции Alexander Wang представил оригинальные костюмы с олимпийкой и очень узкими спортивными брюками. Julien David предложили уютные костюмы из свитшота с капюшоном и спортивной юбки. за счет ткани и декора адаптировала традиционное для нее платье-футляр под спортивный стиль. DKNY и Kenzo сочетали в своих коллекциях спорт и женственность.
Весна-лето 2013
В сезоне весна-лето 2013 спортивный стиль, особенно спорт-шик, вновь стал одним из трендов. Основным цветом комплектов стал белый – он был представлен у брендов , Guy Laroche, Richard Nicoll, и др. Модные дома представили белый как в чистом виде, так и в сочетании с черным и серым, а также с яркими кислотными оттенками.
Донна Каран в коллекции DKNY предложила носить спортивные футболки с эмблемами и надписями, короткие облегающие топы и спортивные трусы в сочетании с кедами на шпильках. Victoria Beckham представила платья спортивного кроя в традиционном для нее минималистичном дизайне. Бренд Issey Miyake предложил майки и бриджи с геометрическим , похожие на униформу для легкой атлетики. Rag & Bone представили спортивные брюки с лампасами, дополненные классической белой рубашкой навыпуск, укороченным джемпером и необычными .
Самым необычным воплощением спортивного тренда стал трикотажный комбинезон с шортами, формой напоминающий костюм дайвера, в коллекции Prada. предложила сочетать его с классической сумкой и обувью в японском стиле, напоминающей .
Moschino Cheap & Chic сочетали яркие приталенные платья, юбки и блузы в с разноцветными спортивными кроссовками.
Ohne Titel предложили традиционные для спортивного стиля принты - полосы, геометрические фигуры, цветовые блоки.
Одним из трендов сезона весна-лето 2013 стали козырьки в спортивном стиле. Различные вариации были представлены у Sarah Burton for Alexander McQueen, Hussein Chalayan, Goga Sabekia, Gaetano Navarra.
Осень-зима 2013-2014
Включила в осенне-зимнюю коллекцию 2013-2014 темно-серые спортивные костюмы из плотного материала в сочетании с картузом в тон. DKNY представили удлиненные куртки спортивного кроя, а также гибрид спорта и классики — брюки со стрелками на контрастных трикотажных манжетах-резинках. Juicy Couture добавили в коллекцию традиционный спортивный костюм черно-розового цвета. У Moncler Gamme Rouge спортивный стиль осень-зима 2013-2014 проявился в «эскимосских» мехах. дополнили черные комплекты яркими кроссовками с белоснежной шнуровкой. Бренд 3.1 Phillip Lim предложил спортивный джемпер оверсайз с аппликацией.
Спортивный стиль и другие направления
В коллекциях дизайнеров спортивный стиль в чистом виде встречается нечасто. В основном, модельеры представляют стилизацию, либо в различных пропорциях сочетают этот стиль с элементами других направлений. Наиболее распространенными комбинациями являются симбиоз спорта и , сафари, классики, романтики, гламура. Чертами спортивного стиля в одежде других направлений являются крупные накладные карманы, хлястики, манжеты на широкой резинке, декоративная прострочка, карманы на молнии, сочетание в одном комплекте ярких контрастных цветов.
Спортивный стиль одежды плотно вошел в нашу жизнь. Подобную одежду носят сегодня не только профессиональные атлеты, но и те, кто вообще далек от физических упражнений. Она легкая, удобная и комфортная.
Спорт существует в жизни не только профессиональных атлетов. Любой может найти у себя дома его частичку. Достаточно только заглянуть в гардероб. И, наверняка, каждый среди одежды найдет спортивные куртки, толстовки, трикотажные брюки. И уж точно, у каждого есть футболки, шорты и кроссовки. Именно эти аксессуары относятся к такому понятию, как спортивный стиль. И ведь не обязательно, что все эти вещи используются по прямому назначению - для занятия спортом. Нет, их часто используют и в повседневной жизни. А все потому, что это очень удобная и комфортная одежда.
Возникновение спортивного стиля
Во-первых, надо разобраться, когда появился профессиональный спорт. Было это много веков назад, в Древней Греции. Эта страна является родиной Олимпийских игр. Именно их и стоит считать первыми спортивными соревнованиями на планете. Помимо выявления лучших, Олимпиада имела и другую цель. Таким образом, люди чествовали своих богов. Но сама идея определять самых сильных, быстрых и ловких прижилась, как показывает время, надолго.
Причем простые люди получают сегодня сразу два удовольствия. Во-первых, они имеют возможность наслаждаться многочисленными соревнованиями, турнирами, и просто следить за выступлением выдающихся спортсменов. А во-вторых, в магазинах для них полно той одежды, которую принято также относить к спортивной. И не обязательно при этом самим заниматься какой-то дисциплиной. В этих вещах можно просто совершать прогулки, ездить отдыхать, встречаться с друзьями.
Яркий пример - спортивные костюмы. Это, можно сказать, универсальная одежда, которую не носят разве что на официальные приемы. Правда, к выбору одежды надо относиться внимательно. Лучше заплатить подороже, но приобрести качественную вещь. В качестве совета, можем порекомендовать . Это японский бренд, который сегодня пользуется огромной популярностью. Причем эту продукцию предпочитают и профессиональные спортсмены.
Что откуда пошло?
Спортивных дисциплин сегодня великое множество. Есть зимние и летние, тяжелые и легкие, командные и индивидуальные. И многие из видов спорта подарили нам определенные аксессуары, которые стали частью повседневной жизни.
Самая массовый вид спортивной одежды подарила нам игра номер один - футбол. Именно оттуда пошли в моду футболки и шорты. А вот из легкой атлетики в гардеробы, особенно женские, перекочевали майки, топики, леггинсы и кроссовки.
Не отстают в этом плане и зимние виды спорта. Так, из лыжных дисциплин в гардероб повседневной одежды попали вязаные шапочки с характерными узорами, а также свитера. Ну, и такая одежда, как велосипедки, понято, откуда взялась. Правильно, из велосипедных гонок. Из них же вышли и популярные сегодня бриджи.
Часть одежды нам подарил такой экзотический вид спорта, как гольф. В этой дисциплине игроки часто носят трикотажные жилетки с большими карманами. Не так давно подобная одежда стала продаваться в любом неспортивном магазине.
И наконец, один из лидеров продаж - бейсболка. Этот головной убор есть почти в каждом доме. Он удобный, и без него невозможно представить прогулки в жаркую погоду. И как нетрудно догадаться по названию, перекочевали бейсболки из любимой одноименной американской игры.
Незаметный спортивный стиль
Многие могут подумать, что ничего нового в спортивном стиле придумать уже нельзя. Все, что могли, уже взяли. Тем не менее, современные модельеры уже сами умудряются создавать новую одежду. Сейчас стало модным сочетать классику и спорт.
Ярким примером такого симбиоза часто является декоративная отделка. Например, когда на классической куртке вышивают узор, напоминающий скандинавские рисунки, распространенные на одежде для зимних видов спорта. Или другой пример, карманы на молнии. Да-да, не удивляйтесь. Этот элемент тоже достался нам от атлетов. Так же, как большие карманы на пиджаках, воротники-стойки, манжеты на резинках.
оде́жа ). Праславянское *odedja < *obdedja образовано с помощью приставки оb- и суффикса -j-a от корня *ded-, который представляет собой неполное повторение корня dě- (de-d-) глагола *děti > рус. деть .Основные понятия
История одежды
Homo sapiens начал одеваться от 83 000 до 170 000 лет назад .
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества . Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизующей функции.
Первобытное общество
С древнейших времен человек стремился прикрыть своё обнажённое тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда . Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным, поскольку известны племена, которые обходились и обходятся без одежды (например, аборигены Австралии и др.). Вероятнее всего, одежда была не только и не столько прикрытием, сколько символом защиты от угрозы извне, как действительной, так и (может быть, даже ещё в большей степени) мнимой. Даже амулет был в своё время «одеждой», так как он являлся преградой между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром.
Данные археологических раскопок свидетельствуют, что одежда появилась уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первобытной одежды повсеместно были шкуры животных. Необходимые для их обработки инструменты (скребки, ножи, проколки и т. п.) обнаруживают на стоянках первобытных людей, относящихся к эпохе мустье (100-40 тыс. лет назад). Самыми первыми видами одежды были, по-видимому, набедренные повязки и плащи . Затем, привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки ; потом появились нарукавники, предохранявшие от повреждений руки. И наконец, все эти отдельные части одежды начали соединять в одно целое, скрепляя их ниткой из жил или растительных волокон.
Судя по археологическим данным, сшитая одежда появилась уже в эпоху верхнего палеолита . Так, в 1964 г. экспедиция О. Н. Бадера на стоянке Сунгирь (близ Владимира) обнаружила погребение пожилого мужчины, умершего 23 тыс. лет назад. Археологам удалось воссоздать его одежду, которая состояла из короткого плаща, кожаной или замшевой рубахи с длинными рукавами, без разреза спереди, надевавшейся через голову (такие рубахи - малицы , или анораки - и сейчас носят народы Арктики), и длинных кожаных брючин , сшитых вместе с кожаной обувью типа мокасин . Вся одежда была богато отделана бусами из бивня мамонта, общее количество которых превышало 3000. Неповторимые скульптурные изображения женщин, одетых в меховые «комбинезоны » с капюшонами, были найдены на сибирских палеолитических стоянках Буреть и Мальта .
В эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. В зависимости от применяемых материалов и климатических условий одежду по-разному крепили на теле: надевали через голову или драпировали вокруг тела. Примерно в это же время появилась распашная одежда (с разрезом спереди).
Получить представление о гардеробе человека того времени помог учёным мумифицированный труп Этци - охотника бронзового века, найденный в 1991 году в Эцтальских Альпах (на границе между Австрией и Италией). Верхней одеждой ему служил плащ , сплетённый из травяных волокон (такие плащи местные пастухи носили ещё в XX в. н. э.). Под плащом находилась одежда, сшитая из козьих шкурок - безрукавка длиной до колен, сшитая сухожилиями, длинные гетры и набедренная повязка . Безрукавка была в нескольких местах заштопана нитками из волокон жёсткой травы. Одежду Эци дополняли меховая шапка , завязанная ремешками под подбородком, и высокие башмаки из меха и замши, утеплённые внутри слоем сена (своего рода доисторические снегоступы). Значение этой находки трудно переоценить - впервые в истории археологии в руки исследователей попал столь полный комплект одежды обычного человека эпохи неолита , причём одежды повседневной, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века .
Древний Восток
«Древний Восток» - собирательное географическое, социально-экономическое и культурно-историческое понятие, объединяющее древнейшие в истории человечества государства - Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирию, Древнюю Иудею, Древний Китай, Древнюю Индию и др. Различие природно-климатических и социокультурных условий определяло значительную разницу в эстетических идеалах, вкусах и предпочтениях народов, населявших регион, поэтому говорить об одежде на Древнем Востоке в целом довольно сложно.
Ассирийская одежда на иллюстрациях 1882 года
Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской. Женская туника была, как правило, длиннее мужской, в верхней своей части шилась в обтяжку, иногда имела разрезы сбоку. Была известна также юбка , сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, каждое из которых имело 0,5 метра в ширину, причём верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс . В Вавилоне и Ассирии женщины носили длинные прямые платья с длинными узкими рукавами.
Античность
Виды одежды
По опиранию на части тела человека
- Плечевая одежда - одежда, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу - линией, проходящей через выступающие точки лопаток и груди: пальто , полупальто , плащ , накидка (пелерина), куртка , блуза, пиджак , жакет , жакетка, джемпер , жилет , свитер , комбинезон , полукомбинезон , ползунки , платье , халат , блузка , кофточка , верхняя сорочка, нижняя сорочка , ночная сорочка , фартук , комбинация , распашонка , рубашечка, фуфайка , майка , купальник .
- Поясная одежда - одежда, опирающаяся на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линией талии, а снизу - линией бедер: брюки , шорты , рейтузы , юбка , нижняя юбка , трусы , плавки , кальсоны , панталоны .
По функциональным признакам
- Нательное бельё - изделие для создания необходимых гигиенических условий тела: майка, трусы, панталоны и т. д.
- Корсетное изделие - швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело для формирования и поддержания отдельных частей тела, а также для держания чулок: бюстгальтер , грация , полуграция, корсет , полукорсет, пояс для чулок .
- Верхняя одежда - одежда, надеваемая на корсетные изделия, нательное бельё и (или) изделия костюмно-платьевой группы: куртка, пальто, плащ и т. д.
- Головной убор - швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову: шапка-ушанка , кепи , кепка , шляпа , шапка , берет , шлем , жокейка , пилотка , капор , чепчик , фуражка , бескозырка , тюбетейка .
- Чулочно-носочное изделие - трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть туловища и (или) ноги, каждую в отдельности, включая ступни: подследники , носки , получулки , чулки , гетры , колготки
- Перчаточное изделие - швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья: варежки , рукавицы , перчатки , рукавички
- Платочно-шарфовое изделие - швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову и (или) шею: платок , косынка , шарф
- Обувь - изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции
По половозрастным признакам
- Мужская
- Женская
- Детская
- для новорождённых - для детей до 9 месяцев
- для детей ясельной группы - для детей от 9 месяцев до 3 лет
- для детей дошкольной группы - для детей от 3 до 7 лет
- для детей младшей школьной группы - для мальчиков от 7 до 12,5 лет и девочек от 7 до 11,5 лет
- для детей старшей школьной группы - для мальчиков от 12,5 до 15,5 лет и девочек от 11,5 до 14,5 лет
- для детей подростковой группы - для мальчиков от 15,5 до 18 лет и девочек от 14,5 до 18 лет
По климатическим характеристикам
- Летняя
- Зимняя
- Демисезонная - одежда для весенне-осеннего периода
- Всесезонная - одежда для ношения в любое время года
По эксплуатационным признакам
- Бытовая
- Домашняя - бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях
- Рабочая - домашняя одежда для работы в бытовых условиях
- Повседневная - бытовая одежда для повседневного ношения
- Торжественная - бытовая одежда для ношения в торжественных условиях
- Спортивная - бытовая одежда для занятий спортом
- Национальная - бытовая одежда, отражающая специфику национальной культуры и быта народа. Может быть повседневной, торжественной или обрядовой.
- Домашняя - бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях
- Производственная (не путать с бытовой рабочей одеждой
) - одежда для ношения в производственных условиях различных отраслей хозяйства
- Специальная (спецодежда) - производственная одежда для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов
- Санитарная - производственная одежда для защиты предметов труда от работающего и работающего от общих производственных загрязнений
- Технологическая - разновидность санитарной одежды для защиты предметов труда
- Форменная - одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учащихся, для которых установлена форма
По комплектности
- Отдельные полнофункциональные изделия одежды - изделия одежды, могущие использоваться самостоятельно, отдельно от других изделий одежды.
- Комплекты одежды - изделия одежды, выполненные в едином стиле и предназначенные для совместной носки: костюм (в том числе: мужской костюм , женский костюм), брючный комплект , купальный костюм , пляжный комплект , пижама .
По технологии изготовления
- Швейная - одежда, изготовленная в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий
- Трикотажная - одежда, изготовленная в условиях трикотажного производства из трикотажного полотна или цельновязаное
- Валяная
По типу производства
- Одежда массового производства - одежда на типовые фигуры, изготовленная сериями в условиях поточного производства
- Одежда по индивидуальному заказу - одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели.
По основному материалу
- Тканевая
- Кожаная
- Меховая
- Перо-пуховая
- Резиново-полимерная
Размеры одежды
Уход за одеждой
Производство одежды
В ателье чаще всего разделение труда происходит между рабочим персоналом таким образом: закройщик снимает мерки с клиента, обсуждает фасон будущего изделия, отрисовывает эскиз, подбирает материалы (ткань, фурнитура), изготавливает лекала и проводит предварительные и окончательные примерки; портной осуществляет раскрой и пошив изделия.
В ателье и частными мастерами при проектировании конструкции одежды используется метод макетирования, методики конструирования - чаще всего, «Единый метод конструирования ЦОТШЛ» и методика «Мюллер и сын».
Метод макетирования (он же муляжный метод или метод наколки) - получение объёмной формы конструкции путём накалывания (или наклеивания) на манекен или фигуру человека кусков бумаги, макетной ткани или материала, из которого будет изготовлена одежда. После завершения процесса макетирования объёмную форму с человека или манекена снимают, укладывают на плоскую поверхность и разрезают - получая уже конструкцию на плоскости. Правильно выполненное макетирование учитывает все особенности фигуры, одежду по лекалам, спроектированным таким методом, можно шить без промежуточных примерок.
Эксплуатационные требования к одежде
Эксплуатационные требования заключаются в удобном условия носки и надёжности изделия в эксплуатации. Удобство в носке создаётся за счёт правильности выбора припусков, размеров и положения деталей материала.
Надёжность то есть безопасная служба в заданных условиях в течение срока до машинно-морального или физического износа, обеспечивается за счёт правильного выбора материалов в соответствии с значением изделия, использованием различных прокладок, кромок, технических обработок.
Эстетические требования включают в себя художественное оформление, подбор материала по цвету, рисунку, отделке, соблюдение пропорций частей одежды.
Производственные требования, направлены на обеспечение приготовление одежды с рациональным использованием материалов и трудоёмкости обработки. Это способствует снижению себестоимости изделия и повышению эффективности производства. Экономически модель по расходу материалов обеспечивается при разработке конструкции модели, снижение потерь при обработке изделия в швейном цехе, минимальной трудоёмкости обработки достигается за счёт технологии, прогрессивных новых материалов, высокопроизводительного оборудования.
В техническом описании одежды модели изделия даётся общая характеристика изделия конструкций изделий в следующем порядке:
- вид и назначение модели
- вид основного материала, цветовой гаммы
- силуэт
- покрой
- вид застёжки
- характеристика основных деталей (перед, спинка, рукав, воротник)
- отделка
- рекомендации размера и роста полнотной группы
Общие сведения о конструкции одежды
Конструкция одежды опирается формой и количеством деталей, строением и расположением её швов и узлов. Характер конструкции одежды можно различать по нескольким признакам: внешние формы, конструктивное построение оси частей, вид соединения швов, вид материала.
Силуэт - плоскостное изображение, очертания, передаваемое классическим силуэтом является прямой, прилегающим в отдельные периоды становления модными и другими силуэтами. К основным признакам покроя плечевой одежды относится покрой рукава, членение основных деталей продольных линий (рельефы), поперечных (соединений лифа с юбкой) швами. Основным покроем рукава является втачной, реглан, цельновыкроенный. В свою очередь втачной рукав имеет две разновидности: обычный и рубашечный покрой.
Ниточные соединения деталей одежды
При изготовлении одежды используют несколько способов соединения деталей и обработка их краев: ниточный, клеевой, сварной, комбинированный.
При ниточном способе детали скрепляются ручным стежком или машинной строчкой.
В клеевых швах, материал скрепляют клеем в виде плёнки, порошка, нити.
В сварных швах используют термопластические свойства синтетических и пленочных материалов.
Стежок - один элемент структуры, полученный при ниточном способе между двумя последующими проколами материала и иглой. При без ниточном соединении - между контактами инструмента с соединением деталей.
Строчка - последовательный ряд стежков.
Шов - последовательный ряд стежков на материале в один или несколько слоев.
Стежки и строчки бывают: машинные, ручные, сквозные, потайные.
Новшества в производстве одежды
Основные направления внедрения ИТ-технологий в швейной промышленности - автоматизированное проектирование моделей одежды и автоматизированный раскрой.
Последнее время активно используются САПР (система автоматизированного проектирования , CAD) - программа, создающая базовые и модельные конструкции, их лекала. Позволяет создавать градацию по размерам, составляет схему эффективной схемы раскладки лекал на материале, создаёт 3D-модель, помогает специалистам-технологам составить технологическую документацию.
Следующие автоматизированные устройства упрощают составление лекал и раскрой:
- Фотодигитайзер - устройство, позволяющее преобразовывать бумажные лекала в электронный вид.
- Бодисканер - устройство для сканирования фигуры человека для дальнейшего составления 3D-модели. В сочетании с САПР позволит составить лекала по индивидуальным меркам.
- Автоматизированный раскройный комплекс - устройство, осуществляющее автоматический раскрой материала (ткани, кожи) при помощи лазера или роликового ножа по заданной программе.
В производстве трикотажной одежды используются программируемые вязальные машины, облегчающие задачу конструктора-модельера и позволяющие создавать более сложные рисунки-переплетения.
Постоянно совершенствуется и смежная область - ткацкое производство, осваивая новые натуральные волокна (бамбук, крапива), совершенствующая состав тканей (смешение натуральных и синтетических волокон позволяет добиться интересной фактуры ткани, повысить прочность, истираемость, эластичность ткани), разрабатывает новые составы для обработки ткани (несминаемость, стойкость к загрязнениям и влаге).
Экономика одежды
Согласно исследованию , проведённому в 1997 году, одежда, проданная в магазинах за 10 евро, фактически будет иметь, самое большее, себестоимость производства всего в 3 евро. А стоимость одежды будет распределена следующим образом:
Процентные границы зависят от количества посреднических звеньев между производством и конечным потребителем. Поэтому некоторые бренды полностью контролируют цепочку создания стоимости от производства (с собственными фабриками) до распределения (со своими магазинами или через интернет).
Большинство текстильных изделий производится в странах третьего мира, и особенно в Азии. Некоторые из используемых для производства одежды материалов относятся к числу наиболее загрязняющих веществ. Например, хлопковое сельское хозяйство использует 28 % мировых пестицидов , на около 2,5 % всех обрабатываемых земель. Кроме того, условия труда и заработная плата основных работников в этой отрасли часто являются самыми низкими.
Спортивный костюм
"...А. Спортивные костюмы, то есть трикотажные изделия из двух предметов, без подкладки, но иногда с ворсованной внутренней поверхностью (начесом), по своему общему виду и характеру материала предназначенные для ношения исключительно или в основном во время спортивных занятий.
Спортивные костюмы состоят из двух предметов, а именно:
Первый предмет одежды предназначен для верхней части тела и доходит до талии или несколько ниже. Эта одежда с длинными рукавами с эластичными манжетами или манжетами ластичного переплетения, застежками-молниями или другими стягивающими элементами на манжетах. Аналогичные стягивающие детали, включая тесемки, обычно расположены в нижней части этой одежды. Если спереди имеется разрез, начинающийся от горловины и проходящий по всей длине изделия или только его части, то обычно вшивается застежка-молния; изделия могут быть снабжены капюшоном, воротником и карманами или эти детали могут отсутствовать;
Второй предмет одежды - , могут быть облегающими или свободными, с карманами или без таковых, с эластичным поясом, с затягивающей тесемкой или другим приспособлением для стягивания одежды на талии, без разреза на талии и поэтому без пуговиц или другой застежки. Однако такие брюки могут иметь манжеты ластичного переплетения или эластичные, застежки-молнии или другие приспособления для стягивания нижних частей штанин, которые обычно находятся на уровне щиколоток. Кроме того, брюки могут иметь или не иметь штрипки..."
Источник:
"Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)" (Том 3. Разделы IX - XIII. Группы 44 - 70)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое "Спортивный костюм" в других словарях:
спортивный костюм - сущ., кол во синонимов: 2 трико (10) трикошка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
спортивный костюм - sporto kostiumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Speciali puošni apranga, susidedanti iš kelnių ir švarko arba sijono ir švarko, kartais dar liemenės. Dėvima oficialių asmenų ir sportininkų per prestižines varžybas (Europos,… … Sporto terminų žodynas
спортивный - прил., употр. сравн. часто Морфология: спортивен, спортивна, спортивно, спортивны; спортивнее; нар. по спортивному, спортивно 1. Спортивным называют то, что относится к организации занятий спортом. Спортивное мероприятие, соревнование, состязание … Толковый словарь Дмитриева
СПОРТИВНЫЙ - СПОРТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. 1. см. спорт. 2. С качествами, внешностью спортсмена, такой, как у спортсменов. Спортивная фигура. С. юноша. Костюм спортивного покроя. | сущ. спортивность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
спортивный - ая, ое; вен, вна, вно. 1. к Спорт. С. разряд. С ая литература. С ые игры. С ое мастерство. С ая площадка. С. костюм. С. инвентарь. 2. Имеющий качества, внешность спортсмена. С. юноша. // Такой, как у человека, занимающегося спортом. Юноша… … Энциклопедический словарь
спортивный - ая, ое; вен, вна, вно. 1) к спорт Спорти/вный разряд. С ая литература. С ые игры. С ое мастерство. С ая площадка. Спорти/вный костюм … Словарь многих выражений
костюм - а; м. [франц. costume] 1. Одежда, платье. Рабочий к. Домашний к. Купальный к. Спортивный к. Национальный к. Выставка костюма. 2. Верхнее платье, состоящее из пиджака, брюк, иногда жилета (у мужчин) или жакета и юбки или брюк (у женщин). Брючный к … Энциклопедический словарь
костюм - а; м. (франц. costume) см. тж. костюмчик, костюмный 1) Одежда, платье. Рабочий костю/м. Домашний костю/м. Купальный костю/м … Словарь многих выражений
Виват, Россия! - Открытый Международный Турнир по спортивным танцам «Виват, Россия!» Танцевальный турнир Место проведения Сочи Россия Площадка концертный зал «Фестивальный» Страны участники Россия, Армения, Болгария, Беларусь, Хорватия, Чехия, Эстония,… … Википедия
Эми Вонг - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Спортивная одежда уже давно вошла в жизнь современного человека. Причём она стала практически универсальной. Её одевают и для занятий спортом, и для прогулок, походов, а также просто для создания модного образа.
Некоторые элементы спортивной одежды уже даже смешивают с классикой и надевают в театры, на приёмы, модные показы и т.д.
Найти магазин спортивной одежды сегодня не составляет труда, они есть практически во всех городах, а также на просторах Интернета.
А когда же спортивная одежда вошла в жизнь людей?
Родиной спортивной одежды считается Англия. Первым типом спортивной одежды историки считают одежду сельской английской аристократии, предназначенную для верховой езды.
Также истоки современной спортивной одежды можно найти в охотничьих костюмах, созданных в XVII веке во время первых коллективных охот. Такая одежда позволяла охотникам двигаться легко и с удобством.
В XVIII веке уже появилась стандартная форма для охоты, главным свойством которой являлась практичность. Основой такого костюма являлся сюртук прилегающего силуэта.
Тогда же стала расти и популярность английских клубов, члены которых проводили досуг на охоте и за игрой в крикет. Крикет и стал первым видом спорта с настоящей формой.
Сначала спортивная форма была атрибутом клубной элиты. «Простые смертные» играли в крикет в повседневной одежде.
В XIX веке крикетные команды стали создавать на фабриках, заводах и школах. Таким образом клубная форма из элитной превратилась в спортивную.
Тогда же стали появляться и другие виды спорта-регби, футбол, гандбол, хоккей, гольф, лёгкая атлетика и т.д. Рост популярности спорта привёл и к массовой потребности в спортивной одежде.
Всё это породило новые технологии и дизайнерские находки. Постепенно производство спортивной одежды становится гигантской частью международного бизнеса.