Старинные народные обычаи и обряды населения калмыкии, калмыкского народа. Калмыцкая свадьба — традиции и обычаи Калмыцкие обычаи и обряды на свадьбу
Здравствуйте, любознательные читатели! Сегодня нам предстоит заглянуть в юго-восточный уголок европейской части России, где в междуречье Дона и Волги раскинулась Калмыкия. Это единственная страна в Европе, где исповедуют . Данная религия сильно повлияла на калмыцкие обычаи и традиции.
О них мы и поговорим.
Историческое прошлое
Калмыки, потомки западномонгольских ойратов, перебрались в низовья Волги в середине XVII века, когда у них произошли разногласия с другими обитателями Джунгарского ханства.
На новом месте было образовано Калмыцкое ханство. Позднее оно было упразднено российскими государями.
Калмыцкому народу пришлось пережить тяжелейшие несчастья во время существования в составе СССР. Они потеряли автономию, подверглись депортации, в результате чего лишились больше половины своего населения.
Только к 60-м годам прошлого столетия калмыков реабилитировали. Сейчас их государство входит в состав Российской Федерации под названием Республика Калмыкия.
В ней два государственных языка – русский и калмыцкий.
Калмыки и лотос
Несмотря на пережитые трудности, калмыки не теряют оптимизма. Возможно, помогает им в этом следование древнему буддийскому учению.
Калмыкия – единственное государство в мире, у которого и на гербе, и на флаге изображён лотос. По-калмыцки, – это «бадм». А на санскрите – «падма», на тибетском языке – «пад-ма».
Калмыцкий народ почитает бодхисаттву сострадания Авалокитешвару, который изображается несущим этот цветок. Именно к нему они обращают свою молитву «Ом мани падме хум», что в переводе означает «О, сокровище, в сердцевине лотоса!»
Из трёх видов лотоса, один, индийский, растёт на берегах Волги. Дальше, на север от этого места, его уже не встретишь, да и во всей Европе он водится только здесь. Калмыки гордятся тем, что могут наслаждаться его цветением в природных условиях.
Они считают, что их народ удостоился особого права жить рядом с местом произрастания этого чуда и иметь его на своих государственных символах. Нередким калмыцким именем является Бадма, существует множество фамилий, образованных от этого корня: Бадмахалгаев, Бадмаев, Бадминов и др.
Повседневная жизнь
Так как калмыки являлись кочевниками, то и жильё у них было передвижное, называемое «кибитка» — подобие , утеплённой войлоком. Летом в ней было прохладно, зимой – тепло.
В кибитках обитали более зажиточные кочевники, так как обтягивалась она кошмой из овечьей шерсти, а для этого надо было иметь домашний скот.
Бедные калмыки не могли себе такого позволить в быту. Их жилища назывались джолум и сооружались из камышовых снопов, устанавливаемых по кругу и связанных вверху наглухо.
Они были без окон, и внутри было темно. Для утепления использовалась глина, которой джолум обмазывался изнутри и снаружи. В нём было очень холодно, что иногда даже служило причиной смерти жильцов.
Кстати сказать, раньше у калмыков не было принято хоронить умерших. Их оставляли в степи на съедение хищникам. Сейчас на похороны приглашают ламу, который «указывает» путь отошедшему в мир иной.
Символичные кушанья
Самым любимым лакомством местных жителей являются борцоки. Раньше их могли позволить себе только богачи, из-за дороговизны и недоступности пшеничной муки.
Существует свыше десяти разновидностей этих лепёшек, и каждый вид имеет глубокий смысл и предназначение.
- в виде солнца обязательны на праздники;
- в форме бублика символизирует бесконечность жизненного колеса – сансары, непременно вкушаются за столом во время празднования Зул;
- как рогалик напоминают верхнюю часть коровы и преподносятся с напутствием увеличения поголовья крупного домашнего скота;
- формой напоминающие часть или целого барашка, дарятся, чтобы у хозяина было больше овец, символически представляют древнее заклание животных;
- похожие на конскую внутренность – кит – символизируют обилие еды;
- небольшого размера – хорха – преподносятся с тем, чтобы было больше детей или скота;
- шор белг, как штыки, показывают решимость защищаться от недругов;
- шовун, в виде птичек, возвещают о приходе весны.
Это далеко не полный перечень таких мучных изделий, которые, по замыслу калмыков, указывают на взаимосвязь всего живого в мире, его причинно-зависимое происхождение в соответствии с одним из буддийских положений.
Главные торжества
Среди главных праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада». Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года.
В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу .
Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают.
И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.
Народная этика
У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая.
Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.
После перекочевания на новое пастбище, пожилых людей угощают, чтобы они благословили новое место. Когда старшие разговаривают, им не перечат, не перебивают, прислушиваются к их советам, никогда не повышают голос в их присутствии.
Во время праздников говорить йорялы – благопожелания – тоже предоставляется тем, кто старше. Они же употребляют крепкие напитки, молодым это не дозволено.
Вся вековая мудрость калмыцкого народа собрана в его героическом эпосе под названием «Джангар». Он описывает подвиги богатырей, которые проживают в несуществующей стране Бумбы.
Эпосу около тысячи лет, и сохранился он до наших дней благодаря жителям, которые наизусть знали все его песни и передавали их устно следующим поколениям.
У калмыков не принято хвалить своих жён, но для укрепления духа и поднятия авторитета повсеместно расхваливают мужчин. Существует даже пословица «Без похвалы нет богатыря».
Родственные связи
В былые времена калмыки жили кланами – хотонами. Каждый хотон назывался по имени главного в роду.
Считалось очень важным знать своих родственников до седьмого колена. Отцовская линия всегда главенствовала в доме, так как мать приходила в семью из другого рода.
Примерно до четвёртого колена родственники были близкими, а с пятого до седьмого – считались дальними. Родственникам по отцовской линии не дозволялось вступать в брак между собой, так как потомство рождалось в таком случае больным, и род ослабевал.
Свадебное таинство
В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:
- знакомились семьями в доме невесты;
- сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
- договаривались о дне церемонии.
В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.
Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жених готовит свадебный поезд, который должен был состоять из нечётного количества, 9 или 11, женатых мужчин.
Перед празднованием полагается совершить омовение рук и ополаскивание рта и помолиться перед бурханом. Само оно длится недолго, так как к обеду невесту нужно доставить в дом жениха.
После застолья невеста надевает платок, молится бурханам, пьёт молоко и уходит из отчего дома. Её приданое грузят в свадебный поезд, и молодые уезжают.
Заключение
Калмыки – удивительный народ, который имеет богатейшее культурное и духовное наследие. Его представители отличаются высокой нравственностью, мудростью и простотой.
7 апреля 2016, 15:20Хотелось написать пост о обычаях и культуре, и сделать акцент именно на "свадьбе", так как сейчас эта тема особенно актуальна. Но думаю немного рассказать о самой республике, возможно я ошибаюсь, но еще не замечала о ней постов, да и думаю что есть немало читателей не знакомых с моей маленькой Родиной.
Я из солнечной, степной Республики Калмыкия, которая располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Эта республика очень интересная и возможно капризная, лето у нас жаркое и сухое, зима малоснежная с пронизывающим степным ветром, и большими холодами. Народ у нас добрый и простой. Возможно вы посчитаете меня лютой патриоткой, но разве это плохо? Я не скрываю что люблю свою республику.
Природа у нас гармоничная, степи весной усыпаны красными тюльпанами, протекает длинная река Волга, имеются небольшие озера и на востоке омывается Каспийским морем, где цветут волшебно красивые лотосы. Народ в Калмыкии самый простой, но гордый. Перенесший войну и геноцид. Если вы никогда не были у нас, будем рады вашему визиту. Уверена вам понравится наш колоритный и гостеприимный городок, своей простотой и красотой, наша степная жемчужина - город Элиста. Приехав к нам вы окунетесь в экзотический город, с не менее экзотичным народом для России. В котором находится множество достопримечательностей, Шахматный городок, интересные памятники.
Стоит отметить что калмыки - единственный в Европе народ, традиционно исповедующий буддизм, а еще у нас расположен один из крупнейших Буддийских храмов в Европе - под названием "Золотая Обитель Будды Шакьямуни". Здание хурула имеет 63 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе девятиметровую статую Будды .
Итак перейдем к свадьбам.
В Калмыкии издревне к подготовке к свадебному торжеству подходили ответственно, это должно было выглядеть празднично и красиво. На свадьбе роднились семьи, рода и хотоны. Все старались показать себя во всей красе, поэтому и устраивали две стороны друг для друга различные испытания.
За два дня до свадьбы начинаются свадебные обряды. В дом невесты приходят родственники и каждый должен что-то добавить к приданному. Невесту дружно готовят: родные срезают ногти, локон, от приданого отрезают нитки. Все это нужно сжечь. Это означает, что девушка, выходя замуж, оставляет этот дом, прежнюю жизнь навсегда. Недаром в доме мужа ей дадут новое имя, символизирующее начало нового жизненного этапа.
А в это время в доме жениха снаряжают свадебный поезд. Возглавлять делегацию должен мужчина (дядя по отцу, брат или старший роду). Число делегатов обязательно должно быть нечетным. Но среди них не должно быть молодых незамужних родственниц, которые, согласно поверью, могут "оттянуть" счастье молодых на себя. Свадебная делегация должна выехать пораньше, чтобы успеть зайти в дом сватов до обеда. И еще одна немаловажная деталь: выезжают и въезжают в дом только - правой стороны (по солнцу), в этом случае, считается, дело будет удачным.
Приезд гостей в дом невесты также сопряжен с многочисленными ритуалами. В первую очередь заносят подарок женщинам, так называемый "берячудин хот" ("подарок молодухам"). Затем вносят чай, масло, вареную баранину (если уговаривались о живой овце, ее тоже вводят в дом), сладости. В последнюю очередь в дом заносят спиртное: водку, вино. Полагают, что если сваты не сполна привезут обещанное, то неполным будет и счастье невесты, а кроме того проверяется и верность сватов данному слову.
И только после всех церемониалов гости проходят в дом, однако перед тем, как сесть за праздничный стол, они должны вымыть руки, ополоснуть рот и помолиться. За столом начинается свадебная трапеза, которая сопровождается многими интересными и веселыми обрядами.
Раньше гости, приехавшие за невестой, должны были переночевать в доме сватов. Пир, по обычаю, длится всю ночь. В разгар торжества, обычно за полночь, женихова сторона тайно держит совет, на котором выбирается ловкий и быстрый парень. Ему поручают важную миссию: дотронуться до невесты.
На рассвете, когда заря только начинает заниматься, а музыка по-прежнему гремит на всю округу, парень в процессе танца должен незаметно проскользнуть в шатер, где сидит невеста и дотронуться до ее плеча. Но сделать это нужно так неприметно, чтобы ни в коем случае этого маневра не заметили невестины подружки, иначе курьеру не избежать насмешек, позора. Вот почему важно остановить выбор на ловком и расторопном молодом человеке. Гонец дотронулся до плеча невесты - это знак, что пора собираться в дорогу.
Невесту выводят к жениху. В это время девушки и замужние женщины разделяются. Женщины выводят невесту за руки, а молодые девушки мешают, всем видом показывая, что не хотят отдавать свою подружку, родственницу.Перед выходом мать приказывает дочери последний раз приложиться к родительским бурханам (буддийский алтарь) и сделать прощальный глоток молока родного очага, навеки ею покидаемого.
Голову невесты при выходе из дома один из сватов покрывает платком, привезенным из дома жениха. Смысл этого обряда в том, что, во-первых, это знак нового статуса женщины, т.к. раньше у калмыков женщина не должна была появляться на людях с непокрытой головой. Этот платок она должна будет износить. Отдавать его кому-либо нельзя. Во-вторых, чтобы она не смогла найти дорогу обратно. Этот путь для нее отныне закрыт. Под всеобщий шум, гам, шутки, смех, слезы и причитания будущую хозяйку выводят к жениху. Он сажает невесту к себе на лошадь и увозит.
А в доме приступают к выносу приданого. Эта почетная миссия возложена на приехавших за невестой гостей. Наконец, когда все будет нагружено, свадебный поезд отправляется домой.Часть всадников, тем не менее, остается для того, чтобы выкупить у молодух ту часть приданого, которую они сумели спрятать под общий шум. Посланцы предлагают гостинцы: ящик конфет, печений, вдобавок одаривают их платками. Как только угощение и подарки будут приняты, остатки вещей отдают.Кроме того, представители жениха должны забрать с собой полог, за которым невеста сидела во время свадебного пира. Женщины расстилают полотнище по земле, а ребята устраивают скачки. Полог должен быть поднят с земли на скаку. В этом состязании участвует и жених. По негласному правилу, полог должен был подхватить именно он. На этом свадебные гуляния продолжаются у жениха.
P.S: Спасибо всем за внимание, была очень рада окунуть вас всех в надеюсь, познавательную для вас историю. И надеюсь сей пост вам понравится,буду рада почитать комментарии и ответить на вопросы. Еще раз прошу прощения за какие- либо допущенные ошибки. Всем любви, добра и благополучия в ваш дом, и отличных выходных!
Калмыцкая свадьба это в первую очередь сватовство, которое делится на три части.
Первая часть-знакомство
Старейшина общины с молодым человеком и его друзьями прибывает в дом к выбранной девушке. При себе делегация имеет три кувшина с водкой и угощения. Совершается обряд «цацл цацлгн» и после этого ритуала можно считать, что свадьба состоится.
Вторая часть-большое сватовство
На этом этапе жених в сопровождении отца с материю и ближайших родственников наносит визит в дом избранницы. Здесь устраивают посиделки с национальными угощениями и обговаривают сопровождающих жениха и количество человек, а также составляют свадебное меню и подарки.
Третья часть-договор о дне свадьбы
Несколько человек собираются и уточняют дату торжества.
Традиционные обряды
Калмыцкая свадьба подразумевает соблюдение определенного ряда поверий. За несколько дней до праздника начинают подготавливать избранницу к новой семейной жизни. Родственники приходят с подарками для приданого. Девушке обрезают локон, ногти, нитки с приданого и все это сжигают. Это символ что девушка начинает новую замужнюю жизнь.
Интересно! Сравни традиции буддисткой церемонии бракосочетания и .
В это время в доме молодого парня проходит подготовка . В его состав должно входить нечетное количество человек, состоящее из женатых мужчин.
Приезд свадебной процессии в дом за девушкой сопряжено соблюдением ритуалов. В первую очередь в жилище заносят продукты, обещанные сватами, а потом только спиртное. Этими дарами члены делегации доказывают серьезность намерений.
После церемониальной части, все присутствующие моют руки, ополаскивают рот и молятся перед бурханом. И наступает время праздничного банкета, который, в свою очередь, также сопровождается национальными ритуалами.
Свадебная церемония
Калмыцкая свадьба-это не только тожество, в этот момент роднятся целые семьи, хотоны. Поэтому все приглашенные стараются проявить себя и проводят ряд испытаний друг для друга.
Все гости празднуют свадьбу до глубокой ночи и один из друзей со стороны жениха, должен исполнить обряд. Заключается в ритуал в том, чтобы дотронуться до суженой.
Наутро пока все гуляют, ловкий парень пробирается в шатер к девушке и дотрагивается до ее плеча, тем самым давая понять что пришла пора отправляться в мужний дом. Процесс проходит необходимо максимально незаметно, иначе подружки невесты засмеют молодца. После обряда женская половина делится на две части. Замужняя часть провожает девушку, а незамужняя всеми силами удерживает невесту.
Перед выходом из отчего дома мать девушки говорит склониться перед родительскими бурханами и испить домашнего молока. Невесте покрывают голову платком, это знак замужней девушки и чтобы не смогла запомнить дорогу к прежнему дому. Она покидает отчий дом раз и навсегда. В это время нагружают поезд приданым девушки.
Но здесь гостей со стороны жениха ожидает сюрприз, подружки невесты спрятали часть приданого, и теперь придется выкупить эти подарки. Посланцы откупаются сладостями. Женская сторона жениха забирает полог, за которым сидела молодая жена всю свадебную церемонию.
Полог расстилают на земле и поднять его можно только вовремя скачек на лошадях, когда он оторвется от земли. Конечно, в это участвует и жених именно он первым должен подхватить полог.
После соблюдения всех ритуалов свадебный поезд с женихом и невестой отправляется в новый дом к молодому парню, калмыцкая свадьба подошла к концу.
Сватовство как часть свадебного ритуала встречается в самых различных культурах. Из века в век передаются традиции и приметы, связанные с этим обрядом.
Через этот обычай семьи молодых договаривались о предстоящей свадьбе, обсуждали полагающееся приданое.
Родители благословляли своих детей на предстоящее супружество.
Русские традиции
Сватовство по русским традициям - это обязательный, сложный, со множеством своих обычаев ритуал. Прежде всего, молодым нужно было получить родительское одобрение.
Когда сын высказывал намерение жениться на конкретной девушке или когда сами родители выбирали сыну жену - они обязательно спрашивали совета у родственников.
На малознакомую девушку собирали информацию, старались как можно больше о ней узнать. Родительское благословение молодых – было неотъемлемой частью для счастливой семейной жизни.
Старшее же поколение, в основном, ориентировалось на материальные и сословные интересы будущего супруга , поэтому, если существовали и другие варианты для женитьбы, то старались отговорить сына от менее выгодного союза и устроить его судьбу как можно достойнее.
Когда невеста была одобрена со стороны жениха, приходила очередь сватов. В большинстве случаев, в этой роли находился отец молодого человека, реже - сам жених или его старший брат.
Особую роль на Руси играли профессиональные свахи - люди, специально приглашенные на сватовство. Только такой человек, порой лучше молодоженов, мог определить что нужно для их дальнейшей жизни.
Народная мудрость «Выбирай не невесту, а сваху» отражает, насколько серьезным было отношение народа к этому обычаю. Профессиональные свахи делились на две категории:
- первой категории не имели выгоды от брака, их отношение было полностью добросовестным и бескорыстным, как в народе говорили: «люди женятся, а у них глаза светятся»;
- второй категории для того, чтобы добиться выгодного брака вполне могли и слукавить: «люди хвастают - не перелезешь, сват хвастает - на коне не перескочишь».
Во время обряда разговор сначала заводили от свадебных дел совершенно отрешенный, и только потом, когда были соблюдены такие формальности, спрашивали - согласна ли невеста на супружество.
В случае, если невеста была благосклонна - она начинала мести веником в сторону печи, если же ее ответ был отрицательным, то от печи, как бы отгоняя пришедших гостей.
Если же родители девушки посчитали юношу неподходящей кандидатурой, то обряд проводился так: жениха благодарили за выпавшую им честь, но потом говорили, что вынуждены ему ответить отказом, так как их дочь еще слишком молода для замужества.
Когда наступало время подготовки к бракосочетанию, невеста со своими близкими подругами должна была приготовить подарки.
Жених, в свою очередь, интересовался – какой подарок преподнести невесте в день их свадьбы. В то время самыми распространенными дарами были дорогие ткани, сапожки, ботинки.
Приметы
С обрядом связано множество примет, которые соблюдались предками.
Для того, чтобы не сглазить молодых, сваты приезжали после заката.
Когда сваты ехали на встречу со своими будущими родственниками, хорошим вестником для них служила встреча с молодой девушкой с водой, плохим знаком считалась перебежавшая дорогу кошка.
Всем известная примета «в мае жениться - всю жизнь маяться» берет свои корни еще с тех времен, когда этот месяц был плотно занят посевными работами, поэтому говорилось что в апреле сватаются до последнего дня.
Также внимание уделялось и дню недели - так, в среду и пятницу - постные дни, об таких вещах, как женитьба, думать не полагалось.
Числа также имели значение. Число 13 считалось несчастливым, а вот 3, 5, 7 и 9, наоборот, крайне удачными.
Гости по дороге к невесте ни с кем не должны были заводить разговоры, а приехав, прежде чем стучать, незаметно прикоснуться к косяку двери плечом или рукой.
Как только гости переступали порог, дверь за ними обязательно закрывалась на крючок - делалось это для того, чтобы посторонний человек не зашел и не сглазил предстоящее таинство.
Было плохой приметой, если сватья в доме невесты садилась - считалось что дела сразу не заладятся. Еще эта же примета была связана с тем, что дети у молодых могут родиться седунами - то есть поздно начать ходить.
Также ей не полагалось ни есть ни пить. Если будет есть - то считалось, что дети будут от обжорства страдать, а если выпьет, то дети вырастут пьяницами.
Сваха, ведя разговор, для того чтобы встреча разрешилась в их пользу и «счастье не убежало», пыталась незаметно от остальных дотронуться до ножки стола.
Традиции со стороны невесты
Девушка во время церемонии не разговаривала. Она располагалась спиной к пришедшим гостям и выгребала золу из печи.
Существовал ритуал испытания невесты. В центре комнаты девушка демонстрировала свое мастерство и таланты.
Например, если она была кружевницей, то показывала свою ловкость, перекидывая коклюшки из руки в руку, а после демонстрировала изготовленный ею кружевной рушник для венчания.
Отец невесты соединял руки детей в знак благословения их семейной жизни.
Традиции со стороны жениха
Жених очень редко участвовал в ритуалах, чаще это делали только его сваты. Жених присутствовал, но чтобы не испортить церемонии, в разговоры не вступал.
Когда церемония была завершена, жених со своими родителями обязательно должны были обсудить невесту.
Для того, чтобы их разговора не слышали со стороны невесты, они выходили на крыльцо или в сени. Делалось это даже в том случае, если девушка была им давно и хорошо знакома.
Когда они возвращались, мать девушки подносила молодому человеку стакан питья. Если стакан был выпит полностью, то это означало что свадьба состоится.
Если же отказывался или же возвращал стакан недопитым - говорило о том, что невеста не пришлась по нраву и свадьбы между ними не состоится.
Современный обряд в России
В наше время конечно же сватовство не носит такого знакового ритуального характера. Чаще всего молодой человек сначала получает согласие от девушки, и только после этого приходит знакомиться с ее родными.
Во время своего визита к будущим родственникам, жениху не стоит приходить с пустыми руками - букеты для девушки и ее матери станут отличными подарками. Сватом может выступать отец молодого человека или близкий друг.
Свое согласие на бракосочетание родители невесты могут выразить, соединив руки будущим молодоженам.
Невесте тоже необходимо посетить дом родителей жениха , и также будет не лишним сделать будущей свекрови какой-нибудь подарок, например букет цветов.
Раньше считалось что все свадебные расходы родственники жениха берут на себя. Сейчас же расходы и хлопоты распределяются по общей договоренности, и чаще всего сами будущие молодожены берут все затраты на себя.
Обычаи у разных народов
Татарские обычаи
Сваты (къудалар) посещают дом невесты для проведения обряда, во время которого расспрашивают о невесте и обмениваются подарками.
В случае, если жених по нраву девушке, она через посредников передает ему в знак своего согласия расшитый платок белого цвета. Невесте къудалар тоже обязательно преподносят подарки - очень красиво упакованные и оформленные сладости или украшения.
Чувашские обычаи
У чувашей этот ритуал традиционно организуют весной, в гости отправляются обязательно в нечетном количестве. Это делается для того, чтобы уйти из дома невесты в четном количестве - то есть образовать пару. Гостинцы подаются также в нечетном количестве.
Однако специально поджаренное пресное тесто, скатанное в форме шариков - йавача - подается без счета, как символ желания большого потомства.
Армянские обычаи
Прежде чем отправляться в гости к невесте, родители жениха просят посредницу миджнорд кин, также знакомую с семьей невесты, уговорить тех выдать их дочь замуж. После этого на встречу отправляются посредница и близкие родственники-мужчины по отцовской линии жениха.
По традиции, сложившейся у армян, даже если родители невесты и согласны выдать ее замуж, то они ни в коем случае не говорят об этом напрямую , они выражаются иносказательно (например, «этот платок теперь стал вашим»), после этого накрывают на стол угощения и празднуют.
Казахские обычаи
В Казахстане этот обычай называется куда тусу. Родственники жениха отправляются в дом невесты, где родители девушки угощают их традиционными блюдами, и они обмениваются приготовленными подарками.
Во время празднований куда тусу обсуждаются и все предстоящие расходы, связанные со свадьбой, а также, что для казахского народа имеет особое значение - размер калыма. Молодые во время куда тусу не присутствуют.
Корейские обычаи
Сваты (усикундыри) отправляются в первой половине дня в дом невесты в назначенный день в нечетном количестве. Мать жениха не должна присутствовать в этом обряде, поэтому остается дома.
Если сторона невесты согласна на супружество, то молодых объявляют женихом и невестой , но все проходит в довольно скромной и тихой обстановке - пышные празднования при этом устраивать не полагается.
Калмыцкие обычаи
Жених, старейшина и друг с угощениями и водкой приезжают к невесте на лошадях. Старейшина должен совершить ритуал — для этого он выкладывает клей, монеты белого и желтого цвета на божницу, после открывает водку и произносит пожелания.
После всего начинается подготовка к торжеству. Позже жених с родителями и другими родственниками направляются в дом невесты с угощениями и подарками для того, чтобы обговорить детали предстоящей свадьбы.
Следующая встреча сторон позволяет окончательно договориться и назначить дату свадьбы.
Многие современные пары стараются проводить обряд сватовства перед свадьбой, конечно, не в такой форме и скорее символически, в отличие от наших предков. Но, безусловно, такие правильные, многовековые традиции будут храниться в истории и отмечаться следующими поколениями.
Из следующего видео вы узнаете, как провести один из сценариев сватовства:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
В свадебной обрядности калмыков сватовству предшествовал предварительный сговор. До начала XX в. этот процесс занимал довольно продолжительный период и состоял из нескольких поездок родных жениха к родным невесты. Они не предавались широкой огласке на случай, если одна из сторон решит расторгнуть сговор, при котором ни одна из сторон не несла никаких материальных потерь. Если же расторжение сговора происходило после сватовства, то отказавшая сторона должна была возместить все потраченные средства пострадавшей стороне.
Сватовство проводилось примерно через месяц, во время третьего визита родных жениха, и носило название «три бортхи». Число сватов могло достигать 9 человек (обязательно нечетное количество). В набор привозимых с собой продуктов входили три бортхи водки, связки борцоков, сладости для детей, туша свежезабитого барана вместе с овчиной. Сваренная голова привезенного барана вместе с другой пищей подносилась в качестве жертвоприношения родовым божествам в доме отца невесты. Особую обрядовую символику имели предметы, привозимые сватами: белый платок с завязанными в него серебряными монетами и клей. Белый платок символизировал чистоту помыслов, клей означал неразрывность брачного союза, а серебряные монеты – символ богатства, счастья, долголетия. Обряд сватовства у калмыков обязательно включал в себя обмен подарками. Состоятельные семьи в качестве подарка родителям невесты привозили дорогие шубы и приводили коня. В малообеспеченных семьях ограничивалось дарением наплечной одежды, платков, поясов и т.п. Прибывших со стороны жениха гостей, в свою очередь, должна одарить сторона невесты. Между сватовством и проведением основных свадебных церемоний нередко проходило несколько лет, и для обеих семей это связано с большой хозяйственной подготовкой.
В структуре традиционной свадебной обрядности калмыков четвертый визит носил название смотрины жениха. На смотрины приезжал сам жених с большой группой родственников и друзей численностью до 30 человек. Они привозили спиртное в обязательных четырех кожаных сосудах бортх, кумыс, сладости, чай, сваренное мясо нескольких баранов. Главное содержание обрядовых действий – знакомство жениха с родными невесты.
Одним из заключительных этапов подготовки сторон к свадьбе были кройка и шитье постельных принадлежностей и одежды. Эти обрядовые действия совершаются во время пятого визита родных жениха к невесте.
Свадьба – переломный момент в жизни каждого человека. Несомненно, что в первую очередь она имела социализирующее значение. По бытовавшему у калмыков мнению, человек только после свадьбы становится человеком. Близкие родственники обеих сторон оказывали посильную финансовую и материальную помощь в сборе необходимых средств для проведения основных свадебных церемоний. Традиционная калмыцкая свадьба состояла из следующих обрядов: выезд свадебного поезда со стороны жениха, встреча гостей родными невесты, обряды проводов и увоза невесты, встреча свадебного поезда стороной жениха, поклонение невесты и обряды вхождения в новую семью.
Для проведения основных свадебных церемоний сторона жениха определяла благоприятный день и оповещала родных невесты. У калмыков за невестой ездил сам жених в сопровождении большого количества друзей, мужчин-родственников по отцовской линии, двух замужних женщин.
По традиции свадебный поезд не подъезжает сразу к дому невесты. Сначала они получали разрешение от родственников невесты. Для этой цели отправляли в дом невесты специального вестового, верхом на лошади. С собой он вез угощения в виде молочного продукта, водки, сладостей и масла. Затем родные невесты разрешали въезд свадебного поезда жениха.
Свадебное пиршество продолжалось до утра. Калмыцкая свадьба – не только шумное пиршество с обильным угощением, танцами и песнями, но и своеобразное состязание между двумя родами: в мастерстве исполнения песен и танцев, в умении использовать в дискуссиях образцы устного народного творчества. Суть свадебной игры – противоборство двух роднящихся сторон, желание каждой стороны показать остроту ума, находчивость, умение вести полемику, стремление показать свое превосходство.
Точное время увоза невесты указывал монах-астролог, который присутствовал на пиру. Увозили невесту обычно на рассвете. По знаку астролога один из родственников жениха пробирался к невесте и касался ее рукой, что служило началом обряда увоза невесты и отделения от родного сообщества. Прощание невесты сопровождалось протяжными песнями в пределах дома. По традиции она угощала своих родных, поднося им напитки с песнями, в которых выражалась скорбь по утраченной девичьей свободе, любовь к родителям, печаль по поводу разлуки с родным домом, подругами. Прощание сопровождалось плачем невесты. Считалось, что чем горше будут рыдания, тем благополучнее будет ее новая жизнь.
Жениха и невесту со свитой встречали его представители на большом расстоянии от дома. Одного из возвращающихся домой высылали в качестве вестового в хотон жениха. Участники свадебного поезда и представители встречались на некотором расстоянии от хотона жениха, где совершали возлияние духам – хозяевам местности и угощались сами. Невеста должна была въехать в хотон жениха верхом на лошади. Прибыв на место, сразу начинали собирать кибитку молодых.
Во второй половине дня исполнялся обряд принятия невесты в род мужа. Перед обрядом бракосочетания происходило поклонение невесты новым родственникам, родителям мужа и семейному очагу. Невеста совершала на пороге троекратные поклоны солнцу как источнику света, тепла, жизни; большой берцовой кости овцы – просила о даровании ей сына; семейному очагу как символу семьи; духам предков; отцу и матери мужа.
До заката солнца проводили обряд бракосочетания, который совершал священнослужитель в кибитке родителей жениха. Молодым вручали обрядовую берцовую кость: жених держал ее левой рукой, а невеста правой. После слушания молитв, молодые совершали троекратные поклоны на пороге и у семейного алтаря. Завернув в ткань берцовую кость, символ брачного союза, помещали за изображения божеств и хранили там постоянно. Перед брачной ночью производилась смена одежды и прически у невесты. Заменив одежду, заплетали две косы, на которые надевали чехлы для кос из черного атласа, бархата или сатина. На конце чехлов прикрепляли серебряные подвески в виде стрелы.
Свадебное гуляние у калмыков длилось до трех суток. По окончании свадьбы родные невесты уезжали домой, одаренные подарками. Обряды принятия в род мужа завершались на следующий день после свадьбы. Утром невестка шла в кибитку родителей жениха варить первый свой чай в семье мужа, на который собирались самые близкие родственники.
К числу послесвадебных обрядов относятся посещение родных невесты и ее приезд к родителям, завершавшие свадебный цикл. Родители невесты посещали ее примерно через месяц после свадьбы. Мать невесты давала ей последние наставления как вести себя в семье мужа, делала подарки. Очередная встреча происходила примерно через год, когда молодая приезжала домой погостить. Обычно это происходило после рождения первенца. Молодую женщину сопровождали два-три близких родственника мужа. У калмыков по качеству и количеству подарков после посещения родных судили о состоятельности всего рода новобрачной. Этим объясняются богатые подарки, в число которых входили отары овец в несколько тысяч голов или десяток лошадей.
За последнее столетие структура свадебной обрядности претерпела значительные изменения, вызванные переходом от кочевого образа жизни к оседлому, иноэтничным окружением, периодом депортации калмыков в Сибирь и т.д. Из структуры калмыцкой свадьбы полностью исчезли многие этапы. Современная калмыцкая свадьба состоит из следующих этапов: знакомство, сватовство, свадьба, приезд родных невесты к родственникам жениха после свадьбы, знакомство новобрачных с родственниками обеих сторон. В настоящее время в основном свадебная церемония проводится за один день. Практика дарения наплечной одежды частично утрачена. При проведении обрядов на стороне невесты символически шьют новую подушку, что, вероятно, заменило собой бытовавший в прошлом ритуал шитья постельных принадлежностей молодым. Символические черты имеет и ритуал битья родных жениха при выносе приданого невесты. Прежде чем войти в дом жениха, невеста совершает поклоны на пороге. Вместо войлочной подстилки используют специально привезенный небольшой матрас. Сохраняется практика подношения родовым божествам, подношения сакральных цветовых маркеров. В наше время сложился своеобразный ритуал: после бракосочетания молодые в сопровождении родных обходят (объезжают) главные достопримечательности города. В число таких мест входит: скульптура Будды Шакьямуни, Пагода Семи дней в центре города, главный хурульный комплекс, а также памятник жертвам депортации «Исход и возвращение». Городское население активно практикует проведение свадебного вечера совместно двумя семьями, что диктуется экономическими причинами. Накануне брачной ночи невесте символически делят волосы на две половины, хотя с современными короткими прическами это сделать бывает сложно. По желанию родителей мужа по традиции невесте символически дают новое имя.
Заключение
Калмыки – монголоязычный народ, и это обусловило общность их культуры с культурой бурят и монголов. Генетическое родство, контакты, сходный характер хозяйства определили общность традиционных представлений, верований, обрядов, культов. Но уже на самых ранних этапах западные монголы – ойраты – являлись самостоятельным объединением племен с характерными для них особенностями культуры. Дальнейшая история ойратов и калмыков, их уход с исконных мест кочевий, изолированность от монголоязычного и буддийского мира, контакты с новыми соседями в приволжских степях, формирование различных этнотерриториальных групп внутри калмыцкого народа обусловили своеобразие буддизма в Калмыкии, специфическими чертами которого являются:
Определенный консерватизм, сочетающийся с возникающими в смлу ряда причин нововведениями;
Возможное на раннем этапе сосуществование традиций двух тибетских буддийских школ: Сакьяпа и Гелугпа, но официально признаваема была только Гелугпа – в сфере вероучения действова ли ее канонические установки;
Прямые связи с Тибетом в XVII – первой половине XVIII в.;
Полный контроль со стороны царской администрации в XIX – начале XX в. за состоянием дел буддийской калмыцкой церкви;
Деление хурулов на большие и малые, произведенное искусственным путем;
Ограниченная структура должностной иерархии хурулов;
Наличие у хурулов крепостных – шабинеров;
Отсутствие института перерожденчества.
Самостоятельностью обладала календарная обрядность калмыков, обусловленная хозяйственно-культурным укладом жизни их предков – ойратов, сочетавших скотоводство с земледелием, в отличие от монголов и бурят, чья традиционная обрядность – чисто скотоводческая.
В собственно храмовой обрядности калмыцких хурулов отмечается терпимость к нововведениям: это и введение новых дат службы, заимствование обрядов у других буддийских народов, установление собственно калмыцких канонов.
Исследователями отмечалась и такая специфическая черта, как утрата культа «ова» родовых признаков: на курганах «ова» калмыки поклонялись не конкретным родовым покровителям, а общенациональному покровителю Цаган аав.
Обряды жизненного цикла также обладают чертами, отличающими калмыцкую ритуальность от традиций родственных народов – буддистов.
Все эти специфические черты калмыцкого буддизма формировались в течение долгого времени. Истоки их уходят вглубь, к периоду сложения сначала ойратского, а затем калмыцкого народа.
Ничто не остается постоянным. Традиции всегда оспариваются, появляются новые. Эти две тенденции переплетены и взаимосвязаны. На наших глазах исконно калмыцкие традиции претерпевают изменения, входят в нашу жизнь в обновленном виде. Пример тому – вновь открытый хурул, где обрядность переживает такое видоизменение. Пока храмовая обрядность не только ведется на тибетском языке, но и не отличается от монгольской и бурятской. Многое зависит от новых кадров буддийского монашества, от их связей с последними носителями традиций. Верится, что со временем продолжится дело, начатое Зая-пандитой, и буддийские тексты как некогда прозвучат на подлинно калмыцком языке.
Но как ни обстояли дела с обновлением обрядности, старое – это наше наследие. И не растерять его, помнить о нем – наша задача, так как это часть этнической, духовной культуры ойратов и калмыков.
Список использованной литературы
- Авляев Г. О., Происхождение калмыцкого народа, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2002г.
- Бакаева Э. Б., Буддизм в Калмыкии, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1994г.
- Бакаева Э. Б., Жуковская Н.Л., Калмыки, Москва, Наука, 2010г.
- Катушов К. Л., Навеки вместе, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1989г.
- Митиров А. Г., Истоки, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2002г.
- Ользеева С. А., Калмыцкие народные традиции, Элиста, «Джангар», 2007г.
- Эрдниев У. Э., Калмыки,Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1985г.
- Статья: Правительство России утвердило оргкомитет по празднованию юбилея – газета «Известия Калмыкии» от 10.02.2006г.