Домашнее задание для родителей средней группы по темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы. Развитие речи. лексическая тема "домашние животные и их детёныши"
Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и их детенышей, картинки на тему «Скотный двор»;
Вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними;
Рассказать о профессии пастуха, скотника.
Задание 2. Вспомнить загадки о домашних животных.
Недовольна мама-Жучка: дождик капает из тучки,
И, наверно, весь промок где-то бегавший щенок.
Мама-кошка на окошке моет с головы до пят непоседливых котят.
Вот пасутся на лужайке и резвятся как хотят
Мама-козочка и с нею двое беленьких козлят.
Знают, верно, все ребята: дети у коров - телята,
И у лошади ребенок - тонконогий жеребенок.
А у свинки есть хотят десять славных поросят.
Кто что любит.
Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,
Кролику - листок капусты, а корове - травки
Мышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.
Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,
Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.
Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.
Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,
Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,
Прочирикал воробей песенку про сто червей.
Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.
Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,
В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.
Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.
На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,
Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.
У кого кто есть
У верблюда есть горбатый верблюжонок.
У серой мышки - маленький мышонок.
У кошки - пушистые котята,
У белки - рыжие бельчата.
У крольчихи - пуховые крольчата,
У собаки - шаловливые щенята,
У коровы - ласковый теленок,
У свиньи - веселый поросенок,
У лошади есть жеребенок,
У козы - смешной козленок,
У овцы - кудрявые ягнята,
А у мамы - конопатые ребята.
Задание 4. Дидактическая игра «Назови семью».
Он - кот, она - кошка, детеныш(и) - котенок (котята).
Он - конь, она - лошадь, детеныш(и) - жеребенок, (жеребята).
Задание 5. Дидактическая игра «Кто где живет»
Корова живет в коровнике, свинья - в свинарнике, лошадь - ... , (собака).
Задание 6. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает,)
Сторожит, грызет, лает? - ....
Хрюкает, роет? - ....
Ржет, бегает, скачет? - ....
Мяукает, лакает, царапается? - ....
Мычит, жует, ходит? - ....
(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)
Задание 7. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании «Два брата Ик и Ищ».
Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, а другого - Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище - котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит предмет большой.)
Задание 8. Подобрать как можно больше действий к предмету: кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, ласкается, облизывается... ; собака - сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает... .
Задание 9. Дидактическая игра «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).
Хвост (чей?) - кошачий... .
Туловище (чье?) - кошачье... .
Голова (чья?) - кошачья... .
Задание 10. Пересказать рассказ.
Кошка
(рассказ-описание)
У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.
Дружок
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
(Объяснить ребенку значение словосочетаний: «стадо овец», «отбил овечку».)
Тема урока: Домашние животные, их роль в жизни человека.
Задачи урока: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их потомством; познакомить с характерными признаками каждого животного; развивать память, внимание, речь; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: запомнить домашних животных и их отличительные особенности; уметь объяснить для чего они нужны человеку.
Оборудование: иллюстрации животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Речевая зарядка. (позволяет сконцентрировать внимание детей)
Кошка серая гуляет (язык влево, вправо)
Сладко, сладко так зевает (широко отрыт рот)
Молоко она лакает (язык высунуть, затем убрать)
Кошка губки облизала (облизать губы)
Кошка зубки показала (улыбнуться)
И «СПА-СИ-БО» нам сказала»(сказать «Спасибо»)
II. Активизация знаний.
Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы урока
Если правильно загадку угадаем
Тему новую урока мы узнаем.
Загадка.
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова)
Корова это домашнее или дикое животное? (домашнее). Правильно, сегодня мы поговорим о домашних животных, их потомстве и выясним какую роль они играют в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
На доске висят иллюстрации с изображением домашних и диких животных. К доске вызываются два учащихся, которые делят рисунки на две группы: домашние и дикие. После дети с учителем делают проверку.
С давних времён люди учились охотиться на животных. Со временем они стали их приручать и разводить в своём хозяйстве. Домашние животные живут рядом с человеком в специально построенных помещениях (сарае, хлеву, конюшне, свинарнике, будке).
Домашних животных можно разделить на группы. Давайте перечислим представителей каждой группы и назовём их отличительные особенности.
- Фермерские животные (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки).
- Часть животных (сельскохозяйственные) приносят выгоду человеку, являясь источником пищи. А остальные полезны тем, что помогают перевозить грузы и охраняют имущество хозяина.
- Домашние птицы (гуси, куры, индюки, перепёлки, утки, попугаи, канарейки). Рядом с человеком живут два вида птиц, одних выращивают в качестве еды, они живут в специально оборудованных сараях.
- Другие приносят эстетическое удовольствие и живут в клетках, которые размещаются внутри дома.
- Домашние рыбы (гуппи, дискус, макропод, золотая рыбка, скалярия, неон, сомик, дисхлида).
- Разнообразие аквариумных рыбок огромен. Они бывают разных размеров и цветов. Хозяева выбирают себе питомцев в зависимости от того какого размера аквариум.
- Домашние насекомые (тараканы, пауки).
- Экзотическое увлечение, которое не требует каждодневного ухода. Кормить необходимо сверчками или другими мелкими мошками. Молодые особи едят два раза в неделю, а постарше один раз в десять дней. Живут в террариумах.
Какие продукты питания дают нам домашние животные? (мясо, сало, молоко, яйца).
Что ещё получают от домашних животных? (шерсть, кожу, перо, пух).
Корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза).
Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок. Куры дают человеку мясо, яйца, перо. Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла.
Объясните пословицу «Мы в ответе за того, кого приручили». Если человек заводит себе животное, то он обязан ухаживать за ним, кормить, поить, следить за чистотой в жилище питомца.
Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Давайте сыграем в игру «Отгадай детёныша». Учитель называет животного дети - детёнышей. (Свинья - поросята; корова - телята; гусь - гусята; лошадь - жеребята; овца - ягнята; курица - цыплята).
IV. Физминутка
Вы со мной знакомы близко. (идут по кругу на носочках, крадучись)
Я приветливая киска. (держа согнутые руки перед грудью)
Кверху — кисточки на ушках, (останавливаются, встают лицом в круг)
Когти спрятаны в подушках. (делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу крадучись)
Понапрасну не обижу. (опять останавливаются, встают лицом в круг)
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно. (показывают «когти»)
V. Закрепление изученного материала.
Задаются вопросы по пройденному материалу:
- Про каких животных мы сегодня поговорили?
- На какие группы делятся домашние животные?
- Какие продукты питания они нам дают?
- Для чего ещё выращивают домашних животных?
- В какое время года у домашних животных появляется потомство?
VI. Подведение итогов урока.
Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.
VII . Домашнее задание.
Составить рассказ о своём домашнем питомце.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый.
ГЛАГОЛЫ: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАХОДИТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ:
У кошки – котенок, у собаки – щенок, у козы – козленок…
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Щенок – маленький, длинноухий, забавный, глупый, смешной..
Теленок - …,
Кошка - …,
Кролик - …
ОПИСЫВАТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Название.
Внешний вид.
Чем питается.
Где живет.
Как голос подает.
Какую пользу приносит.
Расскажите детям, какую пользу приносят домашние животные:
- собака и пес охраняют дом;
- кошка и кот ловят мышей;
- корова дает молоко и мясо, а бык только мясо;
- лошадь, конь, осел, ослица, верблюд и верблюдица, перевозят грузы или людей верхом;
- свинья и хряк дают мясо и щетину;
- овца и баран - шерсть и мясо;
- кролик и крольчиха дают мех;
- козел дает шерсть, коза - шерсть и молоко.
Побеседуйте с детьми о том, чем кормят домашних животных, в каких жилищах они живут, о ком заботятся конюх, свинарка, доярка, скотник.
СРАВНИВАТЬ ДВУХ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Какое тело?
Чем покрыто?
Какие уши, нос, глаза, хвост, морда…?
Чем питаются?
Где живут?
Игра: «Скажи, какая?» (Прилагательные, характеризующие внешний вид).
Большая, маленькая, пушистая, пятнистая, породистая, крупная,
Игра: «Назови повадки» (Прилагательные характеризующие повадки животного).
Шустрая, быстрая, медлительная, неуклюжая, подвижная игривая, отважная,
Игра: «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Большая – маленькая, толстая – тонкая, длинная – короткая.
Игра: «Как передвигается?» (Активизация глагольного словаря)
Прыгает, бегает, ластится, ходит, бредёт, бежит, потягивается.
Игра: «Один – много (Образование существительных множественного числа от единственного)
Собака – собаки, щенок – щенки, пудель – пудели, овчарка – овчарки.
Игра: «Посчитай» (Согласование числительных с существительными в роде и числе)
Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак и т.д.
Игра: «Чья, Чей, Чьи?» (Притяжательные прилагательные)
Морда (чья?) собачья, лапы (чьи?) собачьи, хвост (чей?)собачий и т. д.
Игра: «Сложные слова»
Длинная шерсть – длинношёрстная, короткий хвост – короткохвостая, обвислые уши – вислоухая.
СОБАКИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ.
Пудель - цирковая собака: хорошо поддаётся дрессировке и, кажется, до бесконечности готовыа демонстрировать забавные трюки. А ещё пудели отличные пловцы.
Шотландский скотч – терьер – сторожевая собака: не стоит принимать его за маленькую, безобидную собачку. У него отлично развит сторожевой инстинкт.
Такса – охотничья собака, способная благодаря своим размерам и строению тела пробираться в норы.
Овчарка – охранник, охраняет преступников, служит на границе.
Колли – собака - поводырь, которая помогает слепым переходить улицу, дойти до магазина и т.д.
Бобтейл – сторож овец, сторожит стада овец.
Лайка – ездовая собака, возит людей на санках.
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО "ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ"
Спит под крылечком
Хвостик колечком,
Лает, кусает,
В дом не пускает (собака).
Собака бывает ездовая, цирковая, служебная, охранник, сторожевая, собака – поводырь и т.д.
Узнаем ещё об одном назначении наших самых верных помощников.
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть.
Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
Читаем рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», последовательно выставляя соответствующие опорные сигналы.
Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.
Понравился ли рассказ, чем именно?
Задаём детальные вопросы по тексту, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений:
Что произошло один раз? (Один раз загорелся дом)
С кем приехали к дому пожарные? (Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб)
Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? (К ним выбежала женщина)
Что делала женщина, о чём говорила? (Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)
Как Боб нёс девочку? (в зубах за рубашку нёс девочку).
Что сделала мать девочки? (Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива)
Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? (Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)
Куда рвался Боб? (Боб рвался в дом)
Что подумали пожарные? (Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его)
Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? (Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки)
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
Напомните ребенку, что мы называем домашними, тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Рассмотрите картинки домашних животных и их детенышей. Пусть ребёнок показывает и называет их.
Обогащаем и активизируем словарный запас детей существительными: овца, баран, ягнёнок, ягнята, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, поросенок, поросята, свинья, кабан, коза, козел, козлята, козленок, пес, собака, щенок, щенята, кот, котенок, котята, кошка, свинарник, коровник, конюшня, будка, конура; туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы; пастух, доярка, свинарка, телятница, стадо, табун, отара, конюх; глаголами: бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить ловить, мяукать, лаять, мычать, ржать, хрюкать, жевать, блеять, щипать (травку), рычит, мурлычет, грызет, жует, бодает, лакает, ухаживает, кормит; прилагательными: полезные, домашние, пушистые, преданный, ласковая, рогатая, игривый, мягкий, сильный, быстрый, добрый, злой, глупый, умный, заботливый, кошачий, собачий, коровий, козий, лошадиный, полезный, гладкий, рогатый, свирепый, злобный, упрямый; наречиями: быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, лениво, красиво, холодно, глубоко, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.
Игры и упражнения
Игра «Один – много» с существительными по теме:
Конь - кони Ягнёнок – ягнята
«Назови ласково"
Кошка - кошечка
Лошадь - ... Корова - ... и т. д.
«Назови детёныша ласково»
котёнок – котёночек
щенок – … поросёнок – …
козлёнок – … телёнок – …
Игра «У кого кто?». У козы - козленок и т.д.
Упражнение «Назови всю семейку».
Например: мама – собака, папа – пёс, детёныш - щенок, детёныши – щенята.
«Чей, чья, чьи?» хвост, нос, голова, уши
Например: у коровы хвост коровий, голова коровья, уши коровьи.
«Кто кем был?»
Например: Собака была щенком.
«Назови детёныша ласково»
котёнок – котёночек
щенок – … поросёнок – …
козлёнок – … телёнок – …
Игра «Кто где живет?»
Например: Корова живёт в коровнике.
"Посчитай" (детям от 4 лет)
1 кошка, 2 кошки, 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 кот, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 котенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... и т. д.
Упражнение «Сосчитай до семи» (детям 6-8 лет)
Игривый щенок Пушистая кошка
Рогатая коза Преданный пес
Игра «Отгадай по описанию» - Вы даёте описание животного, а ребенок должен отгадать, кого вы описывали.
Корова - "му-у" - мычит. Кошка - "мяу" - мяукает. И т. д.
«Какое животное так разговаривает?» (детям 6-8 лет)
лает - …, ржёт - …, мычит - …, блеет - …, хрюкает - …, мурлыкает - …
Учить подбирать прилагательные к существительным.
Кошка (какая?) - ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая.
Собака - ... Свинья - ...
Корова - ... Овца - ...
Упражнение "Кто и что делает?"
Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, охотится, облизывается.
Собака - сторожит, лает, кусает, грызет, охраняет, воет, бегает.
Лошадь - ...
«Кто (что) лишний и почему?»
Конь, баран, копыто, бык.
Овца, коза, корова, лось.
Беседа о том, что мы получаем от домашних животных – шерсть, молоко, мясо…
Упражнение на развитие мелкой моторики (детям от 3 лет)
Коготочки
У кошечкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их спрятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко "мяу".
Выполните пальчиковую гимнастику. Выучите с ребёнком стихотворение о домашних животных.
Веселая встреча (детям 4 лет)
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной поросенок!
Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.
В деревне (детям 5-8 лет)
Я в деревне отдыхаю,
Вам животных называю: Хлопки попеременно ладошками и кулачками.
Кролик, лошадь и коза, На каждое название животного загибать пальчик.
Кот, корова и свинья,
А еще баран с овцой,
Да верный пёс – помощник мой.
Стихотворения для автоматизации поставленных звуков
Кот Васька (С, Л)
Ваську выгнали метлою.
Васька – кот мышей не ловит.
Ваське хулигану
Подавай сметану!
Он вчера не для красы
Ею вымазал усы.
Вот за это и досталось
Разбойнику…
Большие уши (Л)
На лужайке ослик пел,
Но сказала муха:
Ой, как всем ты надоел!
У тебя нет слуха.
Ослик крикнул ей в ответ:
Ты молчи да слушай!
Как же это слуха нет?
Вон какие уши!
В. Попов
*** (Р,РЬ )
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
В. Орлов
Глупая лошадь (Ш, Л, Р)
Лошадь купила четыре галоши –
Пару хороших и пару поплоше.
Если денек выдавался погожий,
Лошадь гуляет в галошах хороших.
Стоит просыпаться первой пороше –
Лошадь выходит в галошах поплоше.
Если же лужи по улице сплошь,
Лошадь гуляет совсем без галош.
Что же ты, лошадь, жалеешь галоши?
Разве здоровье тебе не дороже?
В.Левин
Киска (С, Л)
Угости, Танюша, киску –
Разверни и дай ириску.
Чтоб ей было веселей,
Сливок в блюдечко налей!
Таня сливок налила,
Таня киску позвала.
Киска носик обмакнула:
Мяу - мур, благодарю,
Я вам мышку подарю!
Н. Городецкая
Корова (Р, Л)
Идет, идет корова –
Длинные рога.
Где была, корова?
Ходила на луга.
Подошла корова
К дому своему,
Стала, замычала:
«Му! Му! Му!»
Н. Френкель
Кот и мышонок (Ш)
Эй, мышонок-быстроножка,
Потолкуй со мной немножко! –
А мышонок на бегу
Отвечает:
Не могу!
Ты не можешь? Отчего ж?
Вот подумай – и поймешь!
Н. Дабижа
Мурка (Ш, Р, Л)
Заболела, видно, кошка, -
Говорит малыш Сережка. –
Целый день с утра лежит
И хвостом не шевелит.
Нет! – руками машет Шурка. –
Отдыхает наша Мурка,
Потому что по ночам
Не дает шалить мышам.
В. Кудлачев
Обыкновенная история (Л, Р)
Гулял по улице щенок –
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и солнцепек,
И под дождем гулял и мок,
И если даже шел снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и в сырость,
В. Левин
Подарок (Л, Р)
В Новый год под яркой елкой
Я нашла подарок свой.
В старой обувной коробке
Спал котенок золотой.
Носик кнопкой, хвостик кистью,
Лапки в белых башмачках,
А усищи-то, усищи!
И полоски на боках.
Заберу его в кроватку.
Тихо песенку спою,
Чтобы спал он сладко-сладко,
Сказку на ночь расскажу!
С. Суворова
Пес (С, Л)
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
Не скули, - сказал я псу, -
Прогони скорей осу.
Л. Клюшев
Сирота (Л)
Кот украл на кухне сало,
На крыльцо с добычей сел
И решил, подумав: - Мало,
Я б ещё чего-то съел.
Влез он в погреб, тише мыши,
Сливки съел и холодец,
И над ухом вдруг услышал:
Ну, попался, наконец?!
Хворостину кот увидел,
Стало боязно коту,
Закричал он: - Помогите!
Обижают сироту!!!
В. Шуржик
*** (Щ)
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес
Настоящий!
«Домашние животные и их детеныши"
Вы поможете своему ребенку стать более любознательным, развитым и успешным, если :
1. Повторите с ребенком названия домашних животных и почему эти животные называются домашними (живут рядом с человеком, приносят человеку пользу, а он ухаживает за ними)
2. . Вспомните с ребенком названия детенышей домашних животных .
3. Предложите ребенку поиграть в игру «Кто у кого?» : Взрослый называет любое домашнее животное , а ребенок называет детеныша этого животного .
4. Выясните, знает ли ребенок, как подают голос животные (Кошка- мяукает; свинья - хрюкает; собака -лает; овца - блеет; корова - мычит)
5. Предложите ребенку отгадать загадки о домашних животных .
6. Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие домашних животных . (Например : кошка - пушистая, ласковая, ловкая, усатая; лошадь - сильная, быстрая, выносливая, грациозная и т. д)
7. . Поиграйте с ребенком в игру «Бюро находок» . Вы бросаете мяч ребенку и называете
часть тела животного , ребенок образовывает словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например : уши кролика - кроличьи, хвост собаки - собачий и т. д.
«Домашние животные »
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать животных и их детенышей. Расска-зать, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за
ними ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные».
2. Обрати внимание на отличительные особенности животных. Упражнение: «Что у
кого?»:
Покажи по картинкам и назови части тела домашних животных.
У коровы — рога,.... У лошади — грива,....
У свиньи — пятачок,.... У собаки — лапы,....
3. Упражнение «Назови ласково»: Назови ласково папу, маму и детеныша каждого до-машнего животного.
Кот — котик, кошка — кошечка, котенок — котеночек.
Пес — ..., собака — ..., щенок — .... Бык — ..., корова — ..., теленок — ....
Козел — ..., коза — ..., козленок — .... Баран — ..., овца — ..., ягненок — ....
4. Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек построил для домашних
животных (для коров — коровник, для свиней — свинарник и т.д.).
Корова
— мычит.
Кошка — .... Собака — .... Лошадь — .... Свинья — ....
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:
Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-действий).
Собака (что делает?)
— нюхает, рычит, грызет, охраняет...
Лошадь (что делает?) — .... Свинья (что делает?) — ....
7. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»:
Кого нарисовал художник? Чего
не хватает у каждого животного? {У кролика не хватает ушей.
И т. д.) Помоги худож-нику. Дорисуй недостающие части тела.
8. Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения:
У козы нет рогов. Она безрогая. Ты дорисовал рога, и теперь она рогатая.
У кролика нет ушей. Он.... Ты дорисовал уши, и теперь он....
У кошки нет хвоста. Она.... Ты дорисовал хвост, и теперь она....
9. У маленького поросенка праздник. Решили домашние животные поздравить его с днем рождения. Посмотри на картинку. Назови животных, которые пришли к поросенку на праз-дник. Как называются их домики? Соедини каждое животное с его домиком цветной лини-ей-дорожкой. Как ты думаешь, что подарил каждый из гостей поросенку? (Соедини линия-ми гостей и их подарки).