Что должны unet 5 месячный ребенок. Гимнастика и физическое развитие. Изменения в режиме дня
Режим дня ребенка в 5 месяцев практически идентичен тому, которому были подчинены все режимные моменты его жизни в предыдущем месяце. Продолжительность периодов сна и бодрствования, количество кормлений остаются такими же, меняется лишь сам малыш: день ото дня он становится все подвижнее, крепче и любознательнее.
Таблица с примерным распорядком дня
- 6:00-8:00 Пробуждение малыша, утреннее кормление с последующим выполнением обязательных гигиенических процедур, воздушные ванны, легкий массаж, общение с мамой;
- 8:00-10:00 Первый сон, совмещенный с прогулкой на свежем воздухе;
- 10:00-12:30 Второе кормление, выполнение гимнастики, массаж, активное бодрствование.
- 12:30-14:30 Дневной сон.
- 14:30-17:00 Третий прием пищи, активный досуг, заполненный развивающими играми и физическими упражнениями.
- 17:00-19:00 Сон на свежем воздухе.
- 19:00-21:30 Четвертое кормление, развивающий досуг, общение с членами семьи, купание крохи.
- 22:30 Последний прием пищи.
- 23:00-6:00 Сон до утра.
Другой вариант:
Ознакомившись с данным распорядком, каждая мама может подстроить его под индивидуальные потребности своего пятимесячного ребенка.
Родителям крохи следует подготовиться к тому, что в пять месяцев у него могут появиться . Это знаменательное событие может проявляться по-разному: одним малышам оно не доставляет особых мучений, другие же реагируют на него повышением температуры, постоянными капризами, расстройством стула и нарушением режима сна. Это на какое-то время может стать причиной непредсказуемого поведения недомогающего крохи, чреватого несоблюдением привычного распорядка дня .
К счастью, такие периоды достаточно кратковременны. После прорезывания зубов маме следует позаботиться о возвращении крохи к прежнему режиму.
Сон
Ночной сон пятимесячного ребенка обычно бывает крепким: плотно подкрепившийся малыш способен проспать около десяти часов, не требуя кормления и не тревожа спящих родителей. Чтобы добиться такого результата, мама должна правильно организовать дневной отдых своего малыша, разбив его на три двухчасовых периода:
- Первый сон необходим малышу после двухчасового утреннего бодрствования. Если погодные условия тому благоприятствуют, мама может отправиться с ним на прогулку, поскольку именно в утренние часы сон на свежем воздухе будет наиболее благоприятен для него.
- Второй сон крохи приходится на послеобеденное время. В теплое время года и его можно совместить с прогулкой.
- Третий раз ребенка следует уложить уже в вечерние часы. В этот момент на прогулку с малышом может отправиться папа, вернувшийся с работы.
Именно такой режим дневного сна педиатры считают оптимальным для ребенка. Если малыш разоспался, превысив отведенный двухчасовой лимит, следует осторожно его разбудить, чтобы не выбиться из привычного распорядка дня .
Кормим
В 5 месяцев ребенок за день должен съедать не менее литра грудного молока. Во время кормления он уже не дремлет, а очень активно сосет грудь. Именно в этом возрасте следует постепенно отучать малыша от привычки засыпать исключительно у маминой груди. Каждый период дневного сна теперь следует начинать не с кормления, а с укачивания .
Исключение следует сделать перед укладыванием крохи на ночь: в этот момент мамина грудь будет для него не только источником питания. Быстро успокоившись, малыш будет спать особенно крепко.
Пятимесячные младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, по-прежнему не нуждаются в прикорме: им вполне достаточно тех питательных веществ, которые содержатся в материнском молоке . Бывают случаи, когда маминым молочком малыш не наедается и потому часто капризничает и почти не набирает вес. Такая ситуация является основанием для его перевода на смешанное вскармливание с использованием безмолочных каш. Через некоторое время каши можно сделать молочными.
Если в рацион ребенка искусственника прикорм был введен уже в четырехмесячном возрасте, график его питания будет выглядеть следующим образом:
- 6:00 Кормление кефиром или молочной смесью (200 мл).
- 10:00 Кормление прикормом: безмолочная каша (150 мл), творожок (40 г), овощной сок (100 мл). Кашка может быть рисовой, гречневой или кукурузной.
- 14:00 Кормление овощным супом или пюре из картофеля, кабачка или цветной капусты, заправленным капелькой растительного масла (150 мл).
- 19:00 Кормление молочной смесью (200 мл).
- 22:30 Кормление кефиром или смесью (200 мл).
Вводя новые продукты в рацион крохи, следует следить за его стулом и состоянием кожных покровов: при появлении высыпаний и изменении характера испражнений от них необходимо немедленно отказаться .
Гуляем
Частота и продолжительность прогулок в основном зависят от погодных условий. В холодные дни можно погулять с малышом не более сорока минут, в теплые дни – до нескольких часов.
При идеальном стечении обстоятельств все периоды дневного отдыха можно совместить с прогулками, поскольку активное поступление кислорода улучшает качество сна: он становится более продолжительным и глубоким .
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Во время прогулок необходимо знакомить кроху с предметами и явлениями окружающего мира, сопровождая все увиденное простыми комментариями, доступными его пониманию .
Развиваемся
В возрасте пяти месяцев ребенок овладевает целым комплексом навыков. Он умеет:
- Узнавать близких людей и собственное отражение в зеркале;
- Радостно реагировать на материнский голос;
- Тянуться к понравившемуся предмету, хватать и отнимать его;
- Нажимать на клавиши и кнопки музыкальных инструментов;
- Играть с погремушкой и пищалкой;
- Обследовать форму и фактуру предметов, ощупывая их ручками;
- Тянуть в рот свои ручки/ножки и все, что попадется ему под руку;
- Следить глазами за предметом, поворачивая голову в любом направлении;
- Самостоятельно . Перевернуться в обратном направлении тоже не составляет для него большого труда;
- Подолгу лежать на животике, разглядывая окружающую обстановку;
- Опираясь на головку и коленочки, приподнимать таз и туловище;
- Совершать первые попытки к самостоятельному сидению ();
- Крепко ухватившись за пальцы взрослого, приподниматься и занимать вертикальное положение.
Не стоит форсировать развитие малыша, заставляя его выполнять действия, которые уже освоил ребенок близкой подруги. Пятимесячные ребятишки развиваются совершенно индивидуально: сегодня он мало что умеет, а неделю спустя может освоить сразу несколько навыков, оставив «соперника» далеко позади . Залогом успешного развития малыша служат ежедневные занятия с мамой.
Игры и занятия
Для успешного развития крохи в пять месяцев можно приобрести несколько ярких игрушек, оснащенных комплексом звуковых эффектов. Наиболее полезными для него будут:
- Мягкие игрушки с вшитыми пищалками, твердыми шариками, вставками из фольги;
- Детские барабанчики и многоцветные погремушки;
- Яркие матрешки;
- Куколки для пальчикового театра;
- Озвученные мягкие зверюшки, исполняющие песенки и сказки;
- Детские музыкальные инструменты (пианино, металлофон). Полноценной заменой таких инструментов могут стать ложки, кастрюля с крышкой и т. п.
Каким должно быть содержание развивающих занятий?
Пятимесячный ребенок очень смышлен и любознателен. Он уже понимает, что означает , правильно реагирует на слова: «дай», «на», «иди к маме». Пониманию малыша доступны разные интонации: при ласковом обращении он будет улыбаться, а в ответ на ворчливое замечание может заплакать.
- Следует продолжать чтение книжек, рассматривание картинок. Крохе можно показывать фотографии членов семьи и рассказывать о них;
- Рассказывая малышу стихи и потешки, очень полезно поглаживать, разминать и растирать его крохотные пальчики: такой массаж будет способствовать улучшению кровообращения, активизации речевых центров и стимуляции функционирования внутренних органов. Для выполнения массажа мама может использовать грецкий орешек, мячик или карандаш, перекатывая их между детских ладошек или по внешней поверхности кистей рук;
- Желая позабавить кроху, можно, подхватив на руки, дать ему полетать «самолетиком». Не меньший восторг вызовет возможность попрыгать на коленях у кого-нибудь из домашних;
- Обходя квартиру с крохой на руках, необходимо продолжать знакомить его с названиями находящихся в ней предметов;
- Можно знакомить кроху не только с разной фактурой материала, но и с разностью физических свойств, дав ему прикоснуться к кусочку льда или к кружке с теплым чаем;
- С ребенком необходимо разговаривать как можно больше, стараясь четко и правильно произносить слова, помня о том, что они откладываются в его памяти, создавая пассивный лексический запас.
Гимнастика и физическое развитие
Досуг ребенка должен быть активным, поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы предоставить ему свободное и безопасное пространство для выполнения физических упражнений () .
- Очень важно учить кроху ползать. Выложив ребенка на пол и подставляя ладони под маленькие пяточки, необходимо давать ему возможность отталкиваться и совершать первые попытки к продвижению вперед ();
- Невероятно полезны для младенца гимнастические упражнения с большим мячом, улучшающие растяжку и укрепляющие мышечно-связочный аппарат ();
- Малыша, еще не научившегося самостоятельно переворачиваться со спинки на животик, следует постоянно поощрять к этому, подкладывая под бочок ладонь или выкладывая неподалеку от него любимую игрушку;
- Можно только приветствовать желание многих родителей научить своих малышей плавать. Регулярные занятия в бассейне способствуют расширению легких и улучшению координации движений. Ребятишки, умеющие плавать, быстрее начинают ходить. Длительность плавательных нагрузок должна составлять не более десяти минут . Чтобы малыш занимался с удовольствием, необходимо превратить процесс в увлекательную игру, используя яркие озвученные игрушки. После плавания необходимо сделать крохе расслабляющий массаж.
Причины нарушения распорядка дня и способы их преодоления
Чаще всего сбои в режиме сна и питания пятимесячного младенца происходят по вине:
- прорезывания первых зубов.
- чересчур активного введения нового прикорма в рацион.
Облегчить состояние крохи, капризничающего в период прорезывания зубов, можно при помощи , предназначенных для массажа разбухших и зудящих десен.
Если причиной детских капризов стало нарушение правил введения прикорма, следует на время полностью исключить проблемный продукт из рациона малыша. По прошествии нескольких дней можно попробовать ввести его снова, но уже очень маленькими порциями, внимательно присматриваясь к реакции детского организма .
Поскольку кроха, еще не умеющий говорить, сообщает о неудовлетворенных потребностях исключительно громким плачем (), заботливой маме следует как можно быстрее установить и устранить его причину (плач может быть обусловлен недостатком внимания, чувством голода, сильным переутомлением).
Грамотно выстроенный распорядок дня для малыша в 5 месяцев является гарантом отличного самочувствия ребенка, дисциплинирующим его поведение и стимулирующим успешность физического и интеллектуального развития.
Видео гид: ребенку 5 месяцев
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
За пятый месяц ребенок набирает в среднем 700 грамм веса и вырастает на 2 см. Таким образом, вес пятимесячного ребенка около 6500 - 6800 г, а рост - 64-68 см.
Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (до полугода прибавка в весе может составлять до 2 кг в месяц), но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .
Что умеет ребенок в 5 месяцев
- с удовольствием рассматривает лица на картинках;
- мелодично гулит, переходя на лепет;
- хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы;
- различает знакомых и незнакомых людей;
- демонстрирует настороженное отношение к незнакомцам;
- самостоятельно 5-10 минут занимается игрушками;
- переворачивается со спины на живот, подтягивается на руках, пытаясь сесть;
- лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук;
- играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.
Тест развития ребенка в 5 месяцев:
1. Если ребенку дать в руку погремушку, то он будет ее рассматривать очень внимательно. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный.
2. Дайте в руки ребенку небольшой мяч. Он сможет захватить его обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.
3. Если вы накроете лицо ребенка, лежащего на спине, пеленкой, то он сможет освободиться от нее.
4. Из положения на спине (поддержите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять ее выше.
5. Вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее становится трудно.
6. Ребенок уже хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.
7. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони выпрямленных рук.
8. Если вы поставите ребенка на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения лежа на спине сможет перевернуться на живот.
9. Ребенок уже может долго сидеть с поддержкой, пытается сесть сам, садится при легкой поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо.
10. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные (”а”, “э”, “ю”, “я”), может повторять звуки, подражая взрослому.
Сколько ест ребенок в 5 месяцев
Питание 6-разовое через 3,5 часа. С конца пятого - начала шестого месяца переход на 5-разовое кормление через 4 часа. Общий объем пищи, включая соки, - не более литра. Если ребенок на естесственном вскармливании, прикорм в этом возрасте еще не вводят (исключение составляет педагогический прикорм).
Сколько спит ребенок в 5 месяцев
К 5 месяцам большинство младенцев спит 14-16 часов в день, 10 из них ночью, и 3 дневных сна примерно по 2 часа.
Режим и распорядок дня ребенка в 5 месяцев
Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .
Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.
Здоровье ребенка в 5 месяцев
Возможные проблемы: могут выявиться не замеченные ранее неврологические отклонения - ребенок отстает в развитии движений, мало или совсем не улыбается, не реагирует на ласковую речь, резко запрокидывает голову, при испуге закатывает глаза так, что почти не видно зрачка. В этих случаях еобходима консультация невропатолога.
Развивающие занятия и игры для 5-месячного ребенка
В этом возрасте малыш любит музыкальные игрушки - погремушки, пищалки, колокольчики, барабан, бубен, игрушечный мобильный телефон. Играйте с лялькой в традиционное Ку-ку (когда мама прячется за пеленку и потом выглядывает из-за нее). Это время учиться садиться самостоятельно, для развития мышц рук и живота подвешивайте на уровне вытянутых полусогнутых рук ребенка турничек (перекладинку на веревоках). Вместо турника можно использовать свои пальцы, дайте малышу ухватиться за них и немного приподнимите, придерживая, чтобы не уронить. Стимулируйте перевороты со спины на живот и ползание, положив невдалеке яркую игрушку, чтобы ребенок пытался до нее дотянуться.
Есть развивающая методика, по которой уже в 5 месяцев можно научить малыша названиям фигур. Нужно вырезать их из цветной бумаги и показывать на расстоянии 50-60 см от глаз, хорошо проговаривая вслух названия фигур. Общаясь с любимым чадом, четко произносите названия игрушек, их характеристики (мягкое, твердое, холодное...) - малыш сейчас все очень хорошо запоминает.
Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что ребенок в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: ребенок уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.
Сколько должен весить ребенок в пять месяцев
Вес ребенка в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.
Средний рост пятимесячного ребенка составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».
Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело ребенка становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.
Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.
Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек
Читайте также о питании ребенка:
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.
Двигательные навыки
- Ребенок осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
- Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
- В положении «лежа на животе» ребенок может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
- Если положить ребенка на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.
Некоторые мамы, видя попытки ребенка научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:
- гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
- заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
- гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.
Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.
Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев
Физиологическое развитие
- Зрение. Зрение ребенка совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
- Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
- Пищеварительная система. в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
- Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.
Важно! Дети, питающиеся грудным молоком и не получающие прикорма, отличаются нестабильностью стула – это вариант нормы. Стул у таких детей может быть как очень частым (до 3-4 раз в день), так и отсутствовать в течение 1-3 дней подряд.
Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца
Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.
- Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
- Если ребенок остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
- Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
- Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
- Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.
Читайте также о развитии ребенка:
Как развивать ребенка в 5 месяцев
Игра — это основной вид деятельности ребенка, который способствует его развитию, начиная, с самого раннего возраста.
Пальчиковые игры
Подобного рода игры важны не только для развития мелкой моторики, но и для развития интеллекта. Простая стихотворная форма, окрашенная яркой интонацией, легко воспринимается малышом, а движения с пальчиками способствуют формированию зрительных образов. Самые простые игры — это «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Примеры пальчиковых игр
Коза и козленок
Сорока-ворона
Прятки
Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.
Футбол
Перед ножками ребенка, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.
Покажи часть тела
Уже в 5 месяцев можно пробовать учить ребенка показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.
Слушаем музыку
Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.
Волшебные мешочки
Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.
Прогулка по дому
С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.
Догонялки с игрушкой
Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.
Игрушки для правильного развития
Игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка и познанию окружающего мира.
В этом ребенку могут помочь:
- игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
- различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
- игрушки с зеркальными элементами;
- браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание ребенка, но и будут способствовать развитию слуха;
- детские развивающие коврики;
- озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.
Уход
Купать пятимесячного ребенка необязательно каждый день, но водные процедуры должны быть не реже 1 раза в 3 дня. для детей этого возраста – не просто гигиеническая процедура, но и важнейшее закаливающее мероприятие. В воду для купания можно добавлять отвары лекарственных трав (череды, ромашки, липы), морскую соль или хвойный экстракт. Такие процедуры оказывают комплексное действие на детский организм:
- повышают сопротивляемость простудным заболеваниям и респираторным инфекциям;
- расслабляют мышцы (особенно важно для детей с признаками гипертонуса);
- стимулируют регенеративные функции кожных покровов и укрепляют местный иммунитет;
- устраняют нервное возбуждение и помогают справиться с гиперактивностью.
После купания рекомендуется провести профилактический и общеукрепляющий массаж, длительность которого должна быть не менее 10-15 минут. Техника массажа в этом возрасте немного меняется: если раньше движения состояли из поглаживаний, растираний и легких поколачиваний, то теперь к ним необходимо добавить вибрацию и пощипывание. Такая техника положительно влияет на состояние детского организма и способствует правильному развитию ребенка, а также обеспечивает профилактику многих заболеваний опорно-двигательной системы.
Гимнастику на шестом месяце жизни рекомендуется проводить 2 раза в день: после первого дневного сна и во второй половине дня. Не стоит заниматься с ребенком в вечернее время, так как это может привести к повышенной возбудимости и проблемам с засыпанием.
Прогулки при хорошей погоде должны быть частыми и длительными. Идеальным считается двухразовое пребывание на свежем воздухе общей продолжительностью 4-5 часов в день. Желательно 20-30 минут из каждой прогулки выделять на изучение окружающего мира: животных, птиц, растений, насекомых. Это положительно скажется на интеллектуальном развитии малыша и работе органов зрения: доказано, что дети, которые смотрят на природные оттенки зеленого цвета не менее 30 минут в день, реже страдают глазными болезнями.
Развитие ребенка в первое полугодие жизни – это сочетание физических, психологических и физиологических показателей, которые в совокупности формируют физическое и эмоциональное здоровье младенца. Не стоит полагаться только на существующие стандарты развития детей в пятимесячном возрасте, так как они отображают только средние показатели и не учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оценить правильность формирования навыков и темп роста сможет только педиатр, поэтому для спокойствия родителей достаточно регулярных профилактических осмотров.
Вконтакте
К пяти месяцам у ребенка сформировывается устойчивое расписание дня. Мама за истекшее с рождения малыша время полностью адаптируется к новому образу жизни, наслаждаясь удовольствием от общения с крохой. Каждый день - это новые впечатления, новые радости и удивления. Первые звуки, улыбки крохи и его стремление к познанию мира - родители с удовольствием наблюдают за развитием ребенка, испытывая за него неподдельную и искреннюю гордость.
Две трети всего времени малыш спит. Этого времени вполне хватает для выполнения домашних обязанностей. В моменты бодрствования ребеночка можно на 20–30 минут оставлять одного - в эти моменты за ним очень интересно наблюдать. Чего только не придумывает кроха ради собственного развлечения: вертит игрушки в руках, осматривая их со всех сторон, пытается «сосчитать» пальчики на ножках и даже попробовать их на вкус, удивленно озирается вокруг, если раздаются громкие звуки.
Бодрствование
В течение всего дня малыш спит три раза. Продолжительность бодрствования варьируется в пределах 2–2,5 часов. В течение этого времени ребенку предстоят важные дела: утренние гигиенические процедуры, гимнастика, кормление, прогулки и вечерняя ванна. Особое значение приобретают игры - именно с них начинается воспитание ребенка.
Игрушки для 5–месячного малыша
- Кубики. Желательно однотонные. На их примере вы будете объяснять малышу цвета, конечно, он не сможет повторить их, зато названия отложатся у него в памяти.
- Шарики. Разумеется, такого размера, чтобы кроха их мог взять в ручку.
- Пищалки. Чаще всего это молоточки или особые погремушки.
- Неваляшки.
Не забывайте уделить немного времени на игры с малышом. Вы удивитесь тому, насколько интересным может быть этот процесс.
Социализация крохи в 5 месяцев
Хотя кроха еще не различает отдельные слова, для него крайне важно слышать ваш голос. Общайтесь с ним все время, пока находитесь рядом. Показывая малышу предметы, говорите их названия. Комментируйте действия родственников, например, «папа пришел с работы», «Вовочка кушает» или «мама сидит». Через какое-то время ребенок научится понимать смысл ваших слов.
Музыка - одно из важных средств воздействия на детскую психику. Пойте малышу не только во время засыпания, но и тогда, когда вы с ним играетесь. Совсем необязательно напевать известные песни, можете придумывать свой мотив и сочинять песенки про окружающие вас предметы. Пребывая в хорошем расположении духа, малыш обязательно начнет вам вторить.
Физическое развитие
К пяти месяцам большинство малышей может быстро переворачиваться со спинки на животик и обратно. Некоторые детки предпринимают попытки ползать. Есть крохи, которые в этом возрасте уже способны самостоятельно садиться. Поверьте, для ребенка это самый настоящий прорыв в развитии и открытие совершенно иных возможностей. Очень занимательно наблюдать за сидящим малышом на прогулке - теперь он может увидеть столько всего нового. Возбужденный ребенок кричит от восторга, сосредоточенно рассматривая окрестности.
Гимнастика
К этому времени максимальная продолжительность выполнения упражнений может составлять 30 минут. Основные варианты:
- традиционный «велосипед»;
- сгибания/разгибания ручек;
- покачивания на надувном мячике;
- перемещение за ручки в сидячее положение и обратно;
- первые «шаги» с поддержкой.
Стимулируйте активность ребенка. Предлагайте ему игрушку так, чтобы он за ней тянулся. Двигательная активность способствует развитию мышц, а значит, ваш ребенок будет крепче и здоровее.
Что делать, если малыш отстает в развитии, если все ровесники уже умеют сидеть, а ваш кроха не обладает такими же навыками, как они? Проконсультируйтесь с педиатром. Скорее всего, ребенок еще «не дозрел» до приобретения определенных навыков, и в том нет ничего страшного, разумеется, если при медицинском обследовании не будут выявлены другие патологии. Помните, что все малыши уникальны и нельзя оценивать их развитие по общей схеме.
Питание
Малыш кушает пять раз. Если он на искусственном вскармливании и в 4 месяца уже начал пить соки, ежедневная порция к этому времени достигает 30–50 мл. Самое время ввести пюре. Оптимальный вариант - из привычных для вашего региона фруктов: яблок, груш, абрикосов. Практически все малыши отлично воспринимают бананы. Несколько сложнее с клубникой - стоит убедиться, что у ребенка нет на нее аллергии.
В зимний период удобнее покупать готовые пюре. Летом и осенью их можно делать самим, предлагая малышу натуральный свежий продукт, в котором сохранены абсолютно все витамины. Благодаря отсутствию тепловой обработки полезные вещества, содержащиеся во фруктах, максимально эффективны. Как и в случае с соками, приготовленную порцию пюре желательно употребить в этот же день.
Творожок и овощное пюре
Если с пищеварительной системой ребенка-искусственника все нормально и педиатр не возражает против добавления в рацион малыша пюре из овощей и творожка, можно постепенно расширить меню крохи. Важное правило! Нельзя приучать дочку или сына сразу к двум новым блюдам. Сначала вводите, к примеру, творожок, и лишь после того, как ребенок к нему привыкнет, можно добавить овощное пюре.
Опытные мамы советуют самим готовить творог из прокисшего молока. Для ускорения процесса можно использовать хлористый кальций. На 100 мл молока необходимо 1 мл препарата. Его добавляют в кипяченное охлажденное молоко, после чего смесь нагревают на медленном огне. Затем, когда произойдет створаживание, отливают на дуршлаг, выстеленный марлей.
Расписание дня
- 07:00 - пробуждение.
- 07:00–08:00 - первый завтрак, гигиенические процедуры.
- 08:00–09:00 - общение с взрослыми, активные игры.
- 09:00–11:00 - сон, по возможности малыша стоит вывезти на улицу.
- 11:00–11:30 - второй завтрак, самое время предложить прикорм, например, творожок.
- 11:30–12:00 - малыш предоставлен сам себе, пока он играется, мама может, к примеру, помыть посуду.
- 12:00–12:30 - гимнастика.
- 12:30–13:30 - активные игры с малышом.
- 13:30–15:30 - очередной сон, если позволяет погода, это время можно провести на свежем воздухе.
- 15:30–16:00 - полдник, в качестве добавки к молочной каше можно предложить малышу фруктовое пюре.
- 16:00–18:00 - прогулка или игры.
- 18:00–20:00 - сон.
- 20:00–20:30 - ужин.
- 20:30–21:00 - подготовка к купанию.
- 21:00–22:00 - водные процедуры, массаж, укладывание спать.
- 22:00–07:00 - ночной сон.
В пятимесячном возрасте малышей чаще всего беспокоят прорезывающиеся зубки. Из-за них он становится беспокойным и ночью, и в дневное время. Если нет аллергии на продукты пчеловодства, лучший способ помочь - массировать десны медом, нежно втирая его мягкими движениями. Также можно приобрести специальные составы, содержащие анальгетики - они помогают уменьшить болевые ощущения малыша, правда, обладают кратковременным эффектом.
Малышу 5 месяцев! И это прекрасно. Замечательное время, чудесное и незабываемое. Сейчас вы получаете такой огромный отклик на вашу заботу, и это непередаваемо. Ваш ребенок ваше счастье и отражение вашей любви ко всему миру. Он так радуется вашему появлению, он улыбается вам так, как никто и никогда вам не улыбался, вы для него вселенная. И ради этого стоит быть родителями!
Что новенького
К 5 месяцам малыш обычно удваивает свой вес в роддоме и вырастает в среднем на 14 см. Однако если этого не случилось, то есть вес чуть больше или чуть меньше усредненных значений, то не надо впадать в панику. Дело в том что все дети разные. Детским специалистам хорошо известно, что рост детей происходит скачкообразно, и это вполне нормально. Если же ваша душа неспокойна, посоветуйтесь с педиатром, который с помощью специальных подробных таблиц сверит «правильность» роста и веса вашего крохи. И не забывайте, что все эти средние показатели весьма условны, а ваш малыш имеет полное право на свой индивидуальный график роста.У некоторых детей начинают резаться зубки. Их появление можно предугадать по белым бугоркам внутри десен, которые постепенно растут и причиняют малышу сильный зуд. Вот почему он тянет все в рот и чешет десны.
Для того, чтобы прорезывание прошло легче, купите малышу грызунок, или прорезыватель. Грызунки могут быть резиновые, пластмассовые и деревянные. Купите сразу несколько, чтобы малыш мог их попробовать и выбрать тот, который ему подойдет больше.
Полезно знать
Время от пяти до шести месяцев - переходный этап в развитии ребенка. В этом возрасте большинство малышей преодолевают пассивное положение лежа на спине и начинают вовсю переворачиваться, кувыркаться, пытаются ползать и сидеть, хотя и с поддержкой.
К пяти месяцам жизни почти все малыши уже умеют переворачиваться на животик. А вот обратный поворот - с животика на спинку - кроха освоит немного позже, скорее всего, месяцам к шести. Что интересно: вначале карапуз переворачивается быстрым и резким движениям, а уже вскорости учится делать это движение свободно, чтобы проследить глазами за мамой, достать интересующий его предмет. Такие навыки чрезвычайно важны как для физического, так и для психического развития ребенка. Кроме того, они поддерживают радостное настроение крохи, готовят его к ползанию.
Полезно знать
Очень важно помнить, что кроха на пятом месяце жизни не должен никогда оставаться на высоте в пространстве, не ограниченном бортиками (на столе, диване) без подстраховки мамы или папы. Даже если вы уверены, что ваш малыш еще не умеет переворачиваться. Вполне может быть, что он может неожиданно для вас повернуться, когда вы на секунду отлучитесь. Поэтому на пятом месяце жизни крохи родители должны быть очень собранными и осознавать свои действия. Если вам надо оставить карапуза на несколько минут, лучше посадите его в манеж - во-первых, пространство огорожено со всех сторон, во-вторых, достаточно места для таких необходимых для малыша движений.
В эмоциональном плане возрасте 5 месяцев ребенок хорошо узнает близких ему людей, по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему. Малыш узнает их с расстояния 2–3 метров, находясь на руках другого взрослого. Он не просто выделяет близких людей, но и отмечает такие мелочи, как цвет и фасон одежды, прическу. Поэтому сейчас не нужны резкие эксперименты с внешностью - малышу придется заново с вами знакомиться.
Кроме того, кроха способен узнать близкого, даже не видя его, а только по голосу. Незнакомые же люди вызывают у малютки в первую очередь недоверие, и к ним он не так сразу пойдет на руки. Когда рядом мама, малыш ничего не боится. Но если же мамы рядом нет, новый человек в поле зрения крохи может вызвать у него истерику. Поэтому необходимо сначала познакомить малыша с гостем, дать ему возможность привыкнуть, осмотреть и изучить его, и только после этого можно попробовать личный телесный контакт - прикоснуться или взять на руки.
Чувствительная и нежная кожа крохи становится все более окрепшей. Но она все еще склонна к аллергическим реакциям. Чтобы избежать раздражения кожи малыша, важно постоянно следить за его гигиеной, каждый день его купать, своевременно менять подгузники, обрабатывать раздраженные места детской присыпкой.
К пятому месяцу жизни обычно пропадает физиологическое косоглазие новорожденных. Карапуз может фиксировать взгляд на интересных предметах, следить глазами за движением предметов.
Совершенствуется слух крохи. Малыш реагирует на звуки, узнает их, любит слушать человеческую речь. Поэтому очень полезно для дальнейшего развития слуха разговаривать с ребенком, показывать и называть предметы, хлопать в ладошки, греметь погремушками, рассказывать потешки и стишки, петь.
Гулением кроха старается привлечь к себе внимание. Он пытается имитировать звуки, менять мимику лица. Малыш узнает себя в зеркале, отличает свое отображение от других. Очутившись в новом для него помещении, кроха осматривается.
Как выглядит ребенок в 5 месяцев
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев
В положении на животе малыш может опираться не только на предплечья, но и на ладони выпрямленных рук, поднимая при этом корпус. Некоторые дети начинают использовать свободную руку при опоре на локоть другой руки, чтобы подтянуться, схватить увиденный предмет и направить его в рот. Для этого вокруг ребенка должно быть достаточно игрушек. В положении на животе внимательно разглядывает окружающий мир и издает звуки. В положении на спине поднимает одну ногу в вертикальную позицию и захватывает ее рукой. Начинает сам поднимать вперед не только голову, но и плечи (немного). За счет такого достаточно выраженного приподнимания может посмотреть на свои ноги.Перекатывается (переворачивается) со спины на живот уже не всем туловищем сразу, а с наличием ротации (скручивания) в позвоночнике. Может переворачиваться и с живота на спину.
Тест
При подтягивании за руки из положения лежа на спине стремится сесть: сгибает свои руки, активно приподнимает голову вперед так, что подбородок достает до грудины. Посаженный вами ребенок начинает сидеть самостоятельно с опорой на ладони рук.
Если в 5 месяцев вы начнете высаживать ребенка для того, чтобы он сидел сам или с помощью каких-либо приспособлений, то у него может развиться искривление позвоночника. Ни в коем случае не держите ребенка долго в сидячем положении, пока он не начнет садиться самостоятельно.
Тест-игра
Если поставить ребенка вертикально с опорой на стопы, он хорошо на них опирается, стоит прямо, переступает ногами, начинает подпрыгивать или пританцовывать. Ребенок сам держит свой вес. Ваши руки нужны только для того, чтобы поддерживать его равновесие, чтобы он не упал в сторону. Сразу после проверки верните ребенка в положение лежа. Долго держать его в положении стоя нежелательно. Эту игру нельзя использовать как упражнение.
Мелкая моторика
Ребенок достаточно хорошо способен управлять движениями рук. Может направить обе руки так, чтобы взять игрушку, разумеется, если она удобна для захвата пальцами. Целесообразно использовать погремушку с ручкой длиной 10–15 см. Лучше всего держать ее над грудью ребенка по средней линии его тела. По цвету предпочтительны погремушки и игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Кроме этого, ребенок может перекладывать взятую игрушку из одной руки в другую. Если хочет взять вторую игрушку, то первую выпускает из рук, так как держать два предмета ему пока очень сложно.С 5 месяцев, если ребенок научился длительно лежать на животе, что ему в этом возрасте положено, подвешивать игрушки над кроватью ребенка уже не требуется. Их надо класть на расстоянии вытянутых рук перед лежащим на животе ребенком. К 5 месяцам там, где бодрствует малыш, должно быть достаточно много места для движения. Располагать игрушки следует в разных местах кроватки или манежа, чтобы побудить малыша к активности и передвижению - к переворачиванию, ползанию. В течение одного периода бодрствования игрушек не должно быть много: обилие впечатлений ведет к переутомлению, излишнему возбуждению ребенка. Периодически игрушки надо менять, что также поддерживает активность, и предупреждает возникновение утомления.
Покупка игрушек ребенку в 5 месяцев
В 4 месяца ребенок ударял по висящему предмету в поисках новых ощущений, затем хватал его, чтобы сразу засунуть в рот. В 5 месяцев он внимательно знакомится с предметом. Прежде чем сунуть погремушку в рот, ребенок в течение 1–2 минут трясет ее, вертит, подносит к лицу, подробно изучает и лишь затем тянет в рот.Главная цель действия ребенка с игрушками, начиная с этого возраста, это исследование ее разнообразных особенностей: формы, цвета, звука и т. п. Поэтому игрушки должны различаться по форме, по смысловым образам (бабочки, рыбки), по цвету и материалу (пластик, дерево, ткань).
Игрушки также должны звучать, даже мигать различным цветом. Хороши резиновые и мягкие пластиковые игрушки: жирафы, рыбки, слоны и прочие звери, которых можно мять в свое удовольствие, причем лучше покупать такие, которые пищат при нажатии. Родителям рекомендуется начинать пытаться обращать внимание малыша на эти особенности игрушек, называя не только сами игрушки, но их свойства.
Для развития мелкой моторики необходимо купить ребенку кубики, удобные для его ладони. Однако не следует забывать и о безопасности - кубик должен быть достаточно большим, чтобы ребенок не мог полностью засунуть его в рот и попытаться проглотить. Игра в кубики приучает ребенка к точным движениям, развивает умение не только брать, но и выпускать игрушку из рук, перекладывать ее из одной руки в другую и т. д. Уже в 5 месяцев ребенку необходимо купить достаточно крупный мяч. С этого возраста ему может понравиться обхватывать мяч руками. На протяжении последующих лет жизни мяч понадобится для других целей. Следует помнить, что основными игрушками для этого возраста остаются те, которые имеют удобную ручку для захвата, в основном это погремушки. Погремушка с ручкой - отличное средство для развития координации и хватательных движений малыша. Выбирайте такие погремушки, которые ваш ребенок мог бы сосать, бросать и бить без всякого для себя риска. Не покупайте погремушки с маленькими шариками внутри: малыш может разбить их и случайно проглотить эти шарики.
Правильные игрушки для малыша в 5 месяцев
- Браслеты на ножки, носочки с колокольчиками или погремушками.
- Мяч с колокольчиком.
- Неваляшка.
- Заводная музыкальная игрушка (музыкальная шкатулка).
- Кукла би-ба-бо.
- Пальчиковые краски.
Играя с пятимесячным ребенком, нужно понимать, что:
- Пятимесячный ребенок больше интересуется игрушками, чем людьми.
- Он может играть, сосредоточившись на определенном объекте и маме нужно не мешать его действиям. Можно находиться поблизости и наблюдать за ним, не вмешиваясь в процесс игры и быть готовой предложить другую игру, когда малыш насытится игрушкой.
- Все игры хорошо проводить на полу, предварительно постеленном толстым одеялом или матрасом для обеспечения наилучшего простора в движениях и кругозора.
- Ребенок учится на своем пути отодвигать препятствия.
- Стараемся давать игрушки, трудные для захвата (крупные, с неудобными для пальцев краями), чтобы малыш мог приспособиться к ним, развить моторику и координацию движений.
- Если пятимесячный ребенок теряет с поля зрения игрушку, он не предпринимает ничего, чтобы поискать и найти ее: просто забывает и переключается на другой объект. Это нормально (до 7 месяцев).
Психическое развитие ребенка в 5 месяцев
Малыш с интересом следит взглядом за тем, что происходит вокруг него, рассматривает предметы и людей, в том числе при нахождении на улице. На новом месте осматривается, может появляться реакция испуга. С 4–5 месяцев косоглазия уже не должно быть, даже периодического.Слух
Поворачивается, услышав интересующий его звук или голос. Реагирует на звук шагов, и, когда кто-нибудь входит в комнату, он настораживается и может искать взглядом вошедшего.Ребенок четко отличает ухаживающего за ним человека, мать - от других знакомых взрослых не только по внешнему виду, но и по голосу. Активно реагирует на голос матери, когда она находится вне поля его зрения. Услышав ее голос, улыбается, ищет взглядом мать. Беспокоится, если не может быстро ее найти взглядом или если ее голос исчезает. Когда мать выходит из комнаты, ребенок продолжает пристально смотреть на то место, где она только что находилась. Если мать входит обратно, он следит за ее движениями, может прореагировать комплексом оживления (радостными звуками и движениями). В меньшей степени реагирует на других близких. На голос малознакомого человека может не обращать внимания или не так активно ищет этого взрослого своим взглядом.
Кроме матери малыш начинает различать знакомых и людей как по внешнему виду, так и по голосу. При попытке врача или «чужого» играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Ребенок сначала присматривается к неизвестному ему взрослому, при этом оживление ребенка может пропасть, а движения замедлятся. Затем ребенок может нахмуриться и заплакать. Если же ребенок в хорошем настроении и не устал, то чаще всего он, наоборот, реагирует положительно. В этом случае после настораживания малыш опять оживляется и реагирует на «чужого» как на своего. По характеру реакции ребенка на взрослого можно делать первые выводы о формирующемся характере - общительный или замкнутый.
Развиваются эмоции
В более раннем возрасте у ребенка чувства удовлетворения или недовольства были связаны в основном с физическим комфортом или неприятными ощущениями. Постепенно эмоции становятся социальными, то есть связанными с общением. Ребенок раздражается, когда не может получить того, чего хочет. Например, вы кладете его в кроватку, а малыш хочет бодрствовать и играть.Будьте готовы к тому, что ребенок начнет общаться с вами с помощью жестов. Некоторые дети в этом возрасте тянут к вам свои руки, когда видят, что вы собираетесь взять его на руки. Если этого еще не происходит, то можно тренировать развитие общения с помощью жестов.
Тест-упражнение
Когда вы подойдете к кроватке ребенка после сна, то вместо того, чтобы, как обычно, взять его на руки, протяните к нему свои руки. Ждите, что будет делать малыш. Если он уже достаточно подрос и в хорошем настроении, то сообразит и протянет вам в ответ свои ручки. Возьмите сразу же ребенка на руки, обнимите, похвалите. Если не получится, то в дальнейшем, независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, ласково разговаривая с ним. Через некоторое время он обязательно начнет тянуться вам навстречу.
С 5–6 месяцев ребенок может дергать мать или другого взрослого за рукав для того, чтобы привлечь к себе внимание.
Понимание речи
В процессе ухода за малышом не забывайте разговаривать с ним: комментируйте свои действия, называйте вещи. Пробуйте описывать эмоциональное состояние ребенка: «Ты плачешь. Наверно, ты хочешь пить? Давай поищем, где твоя бутылочка». Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь. Обсуждайте с ребенком его же действия и намерения: «Я вижу, ты хочешь, чтобы я взяла тебя на руки». Разговор с ребенком необходим для его полноценного развития. Даже если он еще не понимает значения слов, ваша речь развивает его слух, способствует эмоциональному контакту.Ребенок в этом возрасте должен четко различать ласковую и недовольную интонацию вашего голоса. Кроме того, он постепенно начинает различать и другие более тонкие эмоциональные оттенки вашего голоса и интонации.
Предречевое развитие ребенка в 5 месяцев
Ребенок начинает «петь» - длительно тянет гласные звуки («ауа», «уау», «ау», «иоа» и др.), причем их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Некоторые ученые сравнивают такое певучее гуление ребенка с игрой на свирели. Если общаться с малышом правильно, то есть играть в звуки, как это описано ранее, то своей «свирелью» ребенок может подражать интонациям и ритмичности звуков взрослого.Продолжает агукать.
Произносит согласные звуки «п», «б», «м», «т», «д», «л», связывая эти согласные с гласными «ба, га, да, ма, ам, та». Таким образом, появляются элементы лепета. Лепет - это сочетание согласных и гласных в виде слогов. Случайно произносит два слога подряд, но с одним согласным «а-ма» или «а-ба», «а-на», «а-да» и др. Может произнести «ма-ма», «папа», «на-на». В этом возрасте еще почти никогда не произносит слоги по одному, например «ма», а только «ма-ма» или «ма-ма-ма-ма».
Какой режим у ребенка в 5 месяцев
Малыш на пятом месяце жизни готов к новому режиму дня. В частности, вместо шестиразового питания он уже может есть пять раз в день, спать 14–15 часов в сутки - 10–11 часов ночью и два-три раза днем по 2 часа. Некоторые детки спят, не просыпаясь, всю ночь, другие просыпаются на кормление. Поэтому родители должны прислушиваться к желаниям крохи и строить свой режим в соответствии с ними. Другими становятся прогулки с малюткой - теперь он не просто спит на свежем воздухе, как прежде, а наблюдает за всем происходящим вокруг.Установите четкий режим ночного и дневного сна и придерживайтесь его
Пока ваш ребенок был новорожденным, вы могли решить, когда укладывать его в течение ночи, наблюдая за признаками сонливости (трет глаза, теребит ухо и так далее). Теперь, когда он стал немного старше, вы должны установить для него определенное время для ночного и дневного сна.
Вечером хорошее время для ребенка - между 19.00 и 20.30. Позже он, скорее всего, будет слишком утомлен и ему будет тяжело заснуть. Ваш ребенок может не выглядеть уставшим поздно вечером - напротив, он может казаться очень энергичным. Но поверьте, это - верный признак, что ребенку пора спать.
Точно также вы можете устанавливать время дневного сна - планировать его на одно и то же время каждый день, или идти на ощупь, укладывая ребенка спать, когда вы видите, что он утомлен и должен отдохнуть. Любой подход приемлем, если ребенок спит достаточно.
Начинайте устанавливать ритуал отхождения ко сну
Если вы еще этого не делали, то в возрасте 3–6 месяцев уже пора. Ритуал отхождения ребенка ко сну может включать следующие действия: сделайте ему ванну, поиграйте с ним в тихие игры, почитайте одну-две сказки на ночь, спойте колыбельную. Поцелуйте его и пожелайте «Спокойной ночи».
Независимо от того, что именно включает ритуал вашей семьи, вы должны выполнять его в одном и том же порядке, в одно и то же время каждый вечер. Детям необходима последовательность, и сон не является исключением.
Будите вашего ребенка утром
Если ваш ребенок часто спит больше 10–11 часов ночью, желательно разбудить его утром. Тем самым вы поможете ему восстановить режим. Соблюдение расписания ночного сна может показаться вам не сложным, но помните, что ваш ребенок должен спать по режиму и в течение дня. Этому поможет пробуждение в одно и то же время каждое утро.
Как кормить ребенка в 5 месяцев
Вскармливание исключительно грудное. Кормления организуются вокруг снов: малыш сосет, укладываясь спать, и во время пробуждения.Кормления становятся прерывистыми - малыш очень часто отвлекается от груди, буквально на каждый шум или шорох, и поиск более тихого места для кормления не помогает. Это особенность возраста, которую надо принять. При грудном вскармливании не рекомендуется давать прикорм до шести месяцев жизни. До того как появится возможность жевать прикорм, то есть до появления первых зубов, следует кормить только грудью.
При искусственном вскармливании малыш начинает есть с ложки не только полугустую, но и густую пищу. Открывает рот, когда ложка касается его губ, а иногда уже при виде ложки с пищей. Вообще, благодаря сосательному рефлексу напоить ребенка с ложечки можно уже на первых месяцах жизни. Но эффективно кормить с ложечки возможно только с 4–5 месяцев.
Питание 5 месячного ребенка на искусственном вскармливании
Существует несколько мнений, когда именно нужно начинать вводить прикорм у детей на ИВ. Иногда бывает необходимость делать это уже в 4 мес, а иногда при искусственном вскармливании начинают давать прикорм всего на 2 недели раньше, чем малышу, который кушает мамину грудь, т.е. начиная в 5 с половиной месяцев.
Если вы прикармливаете ребенка с 5 месяцев, то примерно он должен получать один полноценный прикорм, которым чаще всего бывает каша. Для прикорма готовят безмолочные каши, не содержащие глютена: гречневую, кукурузную или рисовую (при отсутствии запоров), они хорошо усваиваются. В кашу нельзя добавлять сахар или соль. Безмолочные каши готовят на воде, а обычные размалывают в порошок и варят на молоке. При этом кладут 5 г. крупы на 100 мл молока, а когда ребенок полностью усвоил этот прикорм, ее кладут уже 10 г.
Полезно знать
Домашние каши часто не имеют широкого ассортимента и витаминов. Заменить их можно промышленными инстантными кашами с натуральными добавками, солями железа и кальция. Именно эти каши предотвращают развитие анемии, рахита, гиповитаминоза.
Малышу искуственнику в 5 месяцев можно дать попробовать фруктовое пюре-яблоко или грушу. В течение 2 недель заменяют одно кормление смесью, но каши дают немного меньше по объему - на количество, равное объему фруктового пюре, которое часто дают после каши (но не перед ней, так как после фруктов ребенок может отказаться от несладкого прикорма).
При введении вместо каши прикорма из овощного пюре, овощи для него варят в воде без соли, а потом растирают до консистенции густой кашки в однородную смесь. Первым овощем чаще всего становится брокколи, но можно начинать и с других овощей (цветной капусты, кабачка, картофеля, моркови), но пока вводить только один. Новые овощи вводят, когда ребенок хорошо усваивает предыдущие.
В пюре уже можно добавить четверть желтка при хорошей переносимости. Если ребенку не нравится вкус пюре, его разводят привычной для него молочной смесью. Полностью одно кормление заменяют овощами за 2 недели, а недостающий объем пищи дополняют до нужного смесью.
Какой стул у ребенка в 5 месяцев? И сколько он писает?
Детки на пятом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2–3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз
Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев
Мячи.Тряпичный: с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком - развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.
Спрятался.
Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.
Попрыгаем.
Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.
Называем игрушки.
Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.
Выполняя свои повседневные дела, можно занять и развлечь малыша.
- Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.
- Дайте ребенку чашку Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2–3 капли и дайте подержать ее своему малышу. Называйте части тела ребенка Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.
- Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.
- Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.
Шалите с малюткой, гримасничайте, корчите рожицы, показывайте язык, и смотрите, как он вас копирует! Можно использовать для игры стишок:
«Мы - веселые мартышки!
Мы играем громко слишком!
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку!
Пальчик поднесем к виску!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Шире рот откроем!
Гримасы все состроим!»
«Ладушки»
Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
«Каравай»
«Мешу-мешу тесто» - разминаем ножки и ручки, поднимаем и опускаем их, поглаживаем головку ребенка;
«Есть в печи место. Пеку-пеку я каравай» - легонько хлопаем по телу крохи;
«Головушку валяй-валяй!» - аккуратно покачать головкой малыша из стороны в сторону.