Проекты по духовному воспитанию дошкольников. Проект "духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры"". Предполагаемые результаты исследования
Светлана Сычева
Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»
Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей. Задача является главной задачей семейного воспитания . В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно -нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим , добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
В статье 18 Закона РФ «Об образования» говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 сентября 2013года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В направлении познавательного развития предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентации духовно -нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоции, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально- культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.
Приоритетной для формирования основ нравственности является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейными традициями и обычаями. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение заповедей, национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
И в настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания . Впервые разработана Концепция православного дошкольного образования, созданы авторские программы, сформулированы основные положения методики , разработаны пути педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и воспитания меленьких детей .
Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что сотрудничество с семьей, требует новых форм, а подчас и обновления содержания сотрудничества. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников .
Творческая группа педагогов, для решения стандарта составила план проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников , в котором определены цель работы по данному направлению :
1. Сохранение духовно - нравственного здоровья детей (занятия, беседы, устные поучения) .
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов) .
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Взаимодействие с семьями организуется в нескольких направлениях.
Определила цели и задачи проекта :
1.. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры) .
4. Сохранение духовно -нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры
Просветительное направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно -нравственного развития и воспитания детей . Тематика встреч посвящена духовно – нравственным основам уклада жизни семья, годовому кругу праздников в жизни семьи.
Предлагаемый проект включает циклы мероприятий :
«Мир вокруг нас» ; «Дерево добра» ; «Край, в котором ты живешь» ; «История в архитектурных памятниках» ; «О чем поет колокол?» ; «Православная Россия в лицах» ; «Православная культура» ; «Хозяева и хозяюшки» .
Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, придумали герб девиз, составляли родословную своей фамилии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов :
Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
Семья – хранительница духовных , национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Молодые родители узнают, что в дошкольный период, важно показать ребенку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку «ты плохой» , а сам являет норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование посредственного сказочного образа или пример из жизни Святых.
Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства : презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поиске сайтов. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видеотеки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.
Организация взаимодействия с семьей предполагает обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания, проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей.
Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются родители. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей.
Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с настоятелем церкви. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры, повышается духовно -нравственный потенциал. Происходит знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей . Заключен договор с епархией о сотрудничестве и будет проводиться факультатив с этого учебного года.
Не менее значительными являются такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр. Имеет возможность реализовать такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая семья» .
В духовном воспитании ребенка - одно из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции. Общее дело объединяет. С особой любовью,дети вместе с родителями изготовляли белые цветы к акции «Белый цветок» . эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка.
В ДОУ для родителей и воспитанников организован уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал :
Литература для детей и педагогов;
- аудиокассеты и видеоматериалы : «беседы с батюшкой» ,
» Святые таинства», «Сказания и былины» и т. д.
Демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
Игры по духовно-нравственному воспитанию ;
Иллюстрации, календари, альбомы «Храмы» , «Православные святые» ;
Памятки и консультации по темам» Правила поведения в храме» ,
» Православные праздники зимой» и др. ;
Выставки работ детей и родителей;
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса дало положительные результаты. Повысился духовно -нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников , возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка , родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно -нравственное развитие детей.
Понятие духовно-нравственного воспитания
Ответим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно - нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка : во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром.
Известно, что основной духовно- нравственного воспитания являются духовная культура той среды , в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания . Тот дух, который царит в семье и в детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги- люди. Составляющие ближайшее социальное окружение ребенка,- оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
1.Аналитическая:
Актуальность — Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».. Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Культура, народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда от чего то отталкиваешься. Движение от ничего или из ничего невозможно.Так же и будущим поколениям не возможно обойтись без нас ныне живущих, без нашего культурного и нравственного опыта, как нам без опыта предшествующего поколения. Все взаимосвязано. Возрождение духовно- нравственного патриотического воспитания — это шаг к возрождению России. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
Гипотеза : если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным его особенностям, применяя различные методические приёмы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма. Данная работа предполагает, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности
Проблема : засилье на экранах ТВ мультфильмов и кинофильмов смутного содержания, стремление к обеспеченной жизни, не серьезное отношение родителей к труду на земле, ускорение ритма жизни, внедрение в повседневную жизнь эталонов западной «благополучной» жизни (праздник ведьм, хеллуин и т.д.) привело к отрыву от национальной культуры, ее истоков. В итоге 80% детей подготовительной группы не знают героев русской старины, не могут назвать орудия труда (кроме лопаты, грабель, ведра), не знают народные ремесла и промыслы, плохо ориентируются в росписях, о православных праздниках знания поверхностные.
Цель : старший дошкольный возраст-период многоаспектной социализации ребенка. И одной из ее сторон-воспитание духовно-нравственных,патриотических чувств и убеждений. Одним из направлением работы является изучение истории, традиций, быта наших предков.
Задачи:
— одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
— показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшие и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Краеведческий материал играет большую роль в формировании исторического сознания детей.
— через обращение к особенностям культуры и быта, помочь детям осознать свою принадлежность к культурно-природной среде, понять меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, через знакомство с ремеслами и промыслами Руси, принять участие в созидательной продуктивной деятельности
— раскрытие личности в ребенке через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому следующей задачей является расширение игрового опыта детей через сюжетно-ролевые, хороводные, подвижные,обрядовые, настольные игры
Обратиться к истокам поможет фольклер, ведь его содержание- жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовного мира человека, его мысли, чувства, переживания
— формирование целостной картины мира через пополнение и актуализацию знаний детей о истории родного города,
Учить чувствовать красоту природы, развивать интерес к фольклеру
— уточнять знания о знаменитых ржевитянах
— учить детей пользоваться доступной информацией, в том числе пользоваться географической картой, воспитывать самостоятельность
— знакомить с поступками, достижениями людей как примерами возможностей человека
Учить задавать вопросы морального содержания
— комплексно воздействовать с помощью различных видов искусства народного творчества на эмоциональную сферу ребенка
— гендерное воспитание
— воспитание у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков -город, народ
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность : год
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №8, работники детского сада, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.
- Теоретическая часть.
Ресурсное обеспечение: научно- методическая и художественная литература, фотографии, ТВ, бумага, карандаши, краски, клей, бросовый материал, аудиозапись.
Образовательные области:
Наличие межпредметных связей - разные виды деятельности:
— Познавательно-исследовательское;
— Чтение художественной литературы;
— Игровая;
— Коммуникативная;
— Художественно-продуктивная;
— Музыкальная.
Прогнозируемые результаты:
— Повысится нравственный уровень воспитанников;
— Расширится кругозор детей, их интерес к истории, традициям, быту нашей страны
— Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
— Преобразуется предметно-игровая среда группы;
— активизируется организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;
— Укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам духовно-нравственного воспитания;
— Появится у детей чувство гордости за свой город, уважение к его истории,традициям народа.
— Ознакомление с историей и традициями продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.
- Практическая часть
Разработка проекта (Этапы реализации проекта):
1.провести диагностическое обследование детей
2.донести до участников проекта важность данной темы
3.создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки,атрибуты для игровой, театральной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу.
4.подобрать материал для продуктивной деятельности
5.составить перспективный план мероприятий
Перспективный план мероприятий :
НОД «Экскурсия в мини –музей группы. Убранство русской избы», «Былинные герои», «Русский костюм», рисование « Веселая ярмарка», лепка «Пестрый хоровод», ручной труд «Русская куколка своими руками».
Рассказ воспитателя «Народные промыслы и ремесла Руси», о праздниках русского народа, орудия быта на Руси, «Как выращивали хлеб», «Как рубашка в поле выросла».
Рассказ детей «Народные приметы», проигрывание сюжетов из народной жизни.
Чтение художественной литературы «Сказки», «Былины», «Потешки, поговорки», разгадывание загадок, чтение пословиц поговорок, « Как люди жили на Руси».
Рассматривание наглядности «Русский костюм», «Посуда», народные росписи, рассматривание элементов вышивки, элементов одежды.
Разучивание музыкально-хороводных игр.
Слушание старинных русских песен.
Просмотр по ТВ выступления народного танцевального ансамбля имени Моисеева.
Знакомство с подвижными играми «Ловишки», «Салки», «Лапта», «Городки».
Проведение экскурсии по городу, в исторический краеведческий музей, выставочный зал.
Проведение праздников фольклерный весенний, Пасхальный.
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду невозможно организовать без участия родителей. Работу с родителями мы начали с выявления их информированности по данной теме. Далее были использованы такие формы работы, как:
— Помощь в создании мини –музея «Как жили люди на Руси»
— Проведение конкурса «Изучаем народные приметы всей семьей»
— Составление картотеки «Орудия быта на Руси»
— Изготовление альбома «Народные промыслы и ремесла», «Народные праздники»
— Помощь в проведении экскурсий по городу Ржеву, с целью изучения архитектуры, памятников, истории города. Проведение экскурсии в исторический музей. Планируется посещение городского выставочного зала
— Совместный фольклерный праздник в старшей группе, участие в проводах «Масленицы»,планируется проведение Пасхального торжества с чаепитием
— участие в городском Рождественском конкурсе
— Консультация «Из истории Ржева», фоторепортаж «Духовно-нравственное воспитание ребенка через знакомство с родным краем», презентация «Духовно-нравственное воспитание детей через знакомство с традициями и бытом наших предков».
Оснащение педагогического процесса:
— Создание в группе мини-музея «Как жили люди на Руси»»;
— Выставка книг о городе; народных промыслах и ремеслах, народных праздниках, фольклер и былины
— Выставка альбомов о Ржеве,городах-соседях, земля Калининская
— Оформление продуктов детского творчества (рисунки, макеты, поделки);
— Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр
— Обновление и изготовление дидактических игр по теме. «Что сначало, что потом», «как рубашка в поле выросла», «Расскажи сказку», « Литературный калейдоскоп»
Продукт проектной деятельности : оформление мини-музея,составление макета «Обелиск»», выставка рисунков «Веселая ярмарка» и «Пестрый хоровод» по народным ремеслам, праздник «Проводы масленицы», изготовление куколок из чурбачков и ниточные куколки.
Итог проекта:
В ходе работы по данной теме дети познакомились с историей возникновения города Ржева, его местоположением. Научились ориентироваться по карте города. Дети могут составить короткий рассказ о родном городе, его памятниках, о внутреннем убранстве избы, о труде крестьян. Узнали много нового о традициях русского народа, праздниках. Хорошо ориентируются и различают различные ремесла (кузнец, гончар, швея и т.д) и соответствующих им орудиях труда. В творческих работах с удовольствием используют росписи-хохломскую, каргопольскую, гжельскую. Узнали много пословиц о труде,об орудиях труда, народных приметах, природных явлениях, о поведении людей. Дети проявляли инициативу в ходе беседы, игры, в художественном творчестве. У детей появилось чувство гордости за достижения своих предков.
Родители были заинтересованы в образовательном процессе, духовно патриотического воспитания своих детей. В полной мере ощутили свою ответственность за развитие и подготовки детей к будущей взрослой жизни.
Сотрудники детского сада создали условия для реализации проекта.
Л.П.Гаврикова,
ПРОЕКТ
по духовно-нравственному воспитанию на тему:
«Русский народный костюм».
Паспорт проекта «Русский народный костюм»………………………….
Описание работы……………………………………………………………
3.1.Введение…………………………………………………………………..
3.2. Описание работы над проектом и её результаты……………………
Исследование…………………..………………………………………..
Ход исследования………………………………………………………...
Вывод…………………………………………………………………….
Используемая литература……………………………………………….…
Приложение
2. Паспорт проекта «Русский народный костюм»
1. Направление проекта : воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). Воспитание уважительного отношения к традициям русского народа.
2. Тип проекта : творчески-исследовательский.
3. Информация заявителя: учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5«А» класса.
5. Участники проекта:
Классный руководитель;
5 «А» класс.
6. Партнеры: родители учеников.
7. Сроки реализации проекта : долгосрочный.
8. Основные направления реализации:
Исследовательская деятельность (поиск классом материала о костюмах);
Творческая деятельность (разработка русского народного костюма);
Внеклассные мероприятия (поход в музеи «Русский лён», «Центр народного творчества»);
Участие в выставке.
9. Форма защиты проекта: презентация, литературно-музыкальная композиция.
10. Продукт проектной деятельности : альбом «Русский народный костюм», русский народный костюм.
3. Описание работы
3.1. Введение
«Чтобы понять русский народ, нужно одеть на себя однажды русский костюм. Тогда можно ощутить сложное, но доброе отношение русского человека к миру, его таинственную связь с природой, открытость и жизнелюбие, сострадание к ближнему. Думаю, что в русском костюме заключено одно из звеньев разгадки русской души…»
Юлия Николаевна Хижняк, кандидат педагогических наук.
Актуальность.
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди стали забыли о своих русских ценностях. В семье уже мало кто рассказывает детям русско-народные сказки. Ученики часто любят смотреть иностранные мультики и больше времени проводят за компьютерными играми.
Поэтому важно в жизнь детей и в педагогический процесс школы включать разнообразные виды народного творчества и рассказывать о русско-народных традициях школьникам.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности школьника.
Проблема : Забыты народные промыслы, многие дети почти не знают традиции и обычаи русского народа, своей семьи.
Цель: познакомить учащихся с русским народным костюмом, его особенностями и воспитание у школьников любви и интереса к русской национальной культуре и народному творчеству.
Задачи, поставленные для реализации проекта:
1)учебные:
Познакомить учащихся с видами национального русского костюма, его особенностями и историей создания; народными названиями одежды;
Познакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма);
2)развивающие:
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;
Расширение кругозора;
Развитие умения использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности;
3) воспитывающие:
Нравственно-эстетическое воспитание;
Воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
План работы
Первый этап . Сообщение темы, постановка целей, формулировка основополагающих вопросов. Деление учащихся на группы.
Второй этап . Обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов, гипотез и целей исследования.
Третий этап. Учащиеся проводят исследования. Поиск информации.
Четвертый этап . Оформление информации, подготовка презентации по данной темы. Разработка творческого задания.
Пятый этап. Экскурсия в музеи «Смоленский лен», «Центр народного творчества». Реализация проекта. Создание костюма.
Шестой этап. Оформление выставки. Создание презентации.
Заключительный этап. Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта.
3.2. Описание работы над проектом и её результаты
Методы проекта:
- исследовательский метод (сбор большого количества информации о русском народном костюме, его истории и особенностей; экскурсия в музей «Смоленский лен»)
Научный метод (знакомство с техникой изготовления костюма)
Практический (освоение на практики техники при изготовлении русско-народного кокошника и сарафана)
Исследование
Объект исследования: традиционный русский народный костюм.
Предмет исследования: особенности русского народного костюма.
Ход исследования
Этапы проекта, | Формы работы | Участники |
|||
1 этап. Подготовительный (1 неделя) | Анкетирование учащихся. Подбор информации, литературы для осуществления проекта. Составление плана мероприятий. | Обозначить проблему, сформулировать цели и задачи проекта. Выявить знания учащихся о народном творчестве, традиций русского народа. | учащиеся |
||
(2 неделя) | Деление класса на творческие группы. Поиск учащимися информации (у каждой группы свое задание). Подготовка презентаций. | Способствовать формированию у детей интереса к культуре и быту русского народа. | |||
2 этап. Основной (3 неделя) | Выступления учащихся с докладами и подготовленными презентациями. Создание мини-альбома «Виды русского народного костюма». | Расширение кругозора о русском народном творчестве, его традициях, особенностях русского народного костюма. Закрепление знаний с помощью творческой работы. Знакомство с картинами русский художников, выражающих народные представления о красоте. | учащиеся |
||
(4 неделя) | Экскурсия в музей «Смоленский лён». Проведение мастер-класса «Кукла-обережка». | Знакомство с созданием с русскими традициями ткачества и переработкой льна. – Знакомство с богатой коллекцией смоленского костюма с поясами и головными уборами - «андараки», «саяны», «сорококлины», вышивки, набойка, кружево, раскрывающие красочный мир народного искусства. Практическое выполнение куклы-обережки. | Учитель, учащиеся, сотрудник музея |
||
(5 неделя) | Реализация практического задания «Русский народный кокошник». | Знакомство с основными видами и процессом создания русского народного кокошника. Закрепление знаний о русском народном головном уборе. | Учитель, учащиеся, родители |
||
(6 неделя) | Экскурсия в музей «Центр народного творчества». | Знакомство с выставкой «Костюмы народов мира». Знакомство с особенностями национальных костюмов. | Учитель, учащиеся, сотрудник музея |
||
(7 неделя) | Реализация практического задания «Русский народный сарафан» | Знакомство с основными видами и процессом создания сарафана. Знакомство с различными видами вышивки, украшений сарафана. Закрепление знаний о русском народном костюме. | учащиеся, родители |
||
3 этап. Заключительный (8 неделя) | Оформление выставки. Создание презентации о проделанной работе. Чаепитие. Подведение итогов. | Закрепление знаний учащихся о русской народной культуре, её традициях. | учащиеся, родители |
||
(9 неделя) | Защита проекта. Выставка. |
Предполагаемые результаты исследования:
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
Формирование чувств национального достоинства;
Расширение представлений у детей о быте русского народа;
Приобщение к народным традициям;
Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Мероприятия
1. Классный час на тему: « Что мы знаем о русских народных традициях, быте». Анкетирование учащихся.
2. Классный час на тему: « Русский народный костюм». Выступления учащихся с докладами по темам: «Виды русского народного костюма», «История русского костюма», «Смоленский народный костюм».
3. Классный час. Просмотр презентации « Виды и особенности русского народного костюма».
4. Классный час на тему: «Знакомство с картинами русский художников, выражающих народные представления о красоте». Просмотр иллюстративного ряда (Билибина, Васнецова). Создание мини-альбома «Виды русского народного костюма».
5. Экскурсия в музей «Смоленский лён».
6. Классный час «Русские народные головные уборы». Создание подготовительного рисунка будущего кокошника. Подготовка материала.
7. Творческая деятельность. Создание русского народного кокошника.
8. Экскурсия в музей «Русское народное творчество».
9. Творческая деятельность. Создание русского народного сарафана. (Подготовка лекал, сбор материала).
10. Творческая деятельность. Создание русского народного сарафана. Совместная деятельность учеников, учителя и родителей.
11. Чаепитие «За круглым столом». Обсуждение проделанной работы, подведение итогов.
12. Защита проекта. Выставка «Русский народный костюм».
Назначение и применение проекта
Данный проект разработан для формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях, а также для повышения интереса учащихся к русской народной культуре, традиций русского народа. Воспитание у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине. Проект создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся, раскрывает роль декоративно-прикладного искусства, развивает творческие способности учащихся.
Данный проект может быть использован при разработке уроков рисования и технологии в общеобразовательных школах и в художественных школах.
Вывод
Изучение истории народного костюма позволяет познать тесную связь времени и общества, приобщить наше новое поколение к исторической памяти народа, привить уважительное отношение к родной земле, к народным традициям, обычаям, искусству.
Ребята, работая над проектом достигли поставленных задач и цели проекта.
Список используемой литературы
1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
2. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,2001
3. Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебно-методическое пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ,2003. – 83с.
4. Клиентов А.Е. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.
Проект по организации духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ.
Тема: «Каким я хочу быть».
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Морозова Наталья Петровна
Возраст детей: 4-5 лет.
Актуальность .
Духовно-нравственное воспитание детей - это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно - нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим , добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Дошкольный возраст - важнейший период в духовно - нравственном становлении и развитии личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении: дом, двор, улица, город, страна.
В настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания. Обращаясь к духовно - нравственным традициям отечественного образования и воспитания , значительно повышается эффективность воспитательной работы по духовно - нравственному развитию детей , повышается
компетентность воспитателей , воспитанников , родителей, расширяется
воспитательное пространство и обеспечивается активный выход в общество.
Цель:
Сохранение духовно - нравственного здоровья детей;
Становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, человека - гражданина России;
Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
Задачи :
- воспитание гражданственности , патриотизма;
Любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Различение хороших и плохих поступков;
Представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
Установление дружеских взаимоотношений в группе , основанных на взаимопомощи;
Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
Эстетическое воспитание.
Тип проекта : краткосрочный.
Сроки проведения : 2 месяца (январь - февраль 2017года)
Участники проекта : воспитанники средней группы №5 (4-5 лет), воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Задачи проекта :
Провести занятия, беседы, развлечения по духовно-нравственному воспитанию ;
Организовать художественные и фотовыставки по данной тематике проекта ;
Ознакомить детей с литературными , художественными и музыкальными произведениями по тематике;
Использовать в реализации проекта консультации, рекомендации для родителей по данной тематике;
Провести физкультурное мероприятие, посвященное дню здоровья, совместно с родителями воспитанников;
Подбор литературы и иллюстраций с коми сказками и фольклором;
Изготовление альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».
Этапы реализации проекта :
1 этап : Подготовительный.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта :
довести до участников важность данной темы;
– подбор методической литературы для реализации проекта ;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы по теме проекта;
Организация развивающей среды в группе ;
Составление плана работы.
2 этап : Основной:
Ознакомление детей с художественной литературой;
Рассмотрение картин, иллюстраций, фотографий и беседы по их содержанию;
Работа с родителями;
НОД;
Проведение мероприятий;
Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
Рисование и аппликация с детьми;
Создание и проведение презентации.
3 этап : Заключительный:
Анализ результатов проекта;
-выставка детских рисунков и фотовыставка;
Выпуск альбома «Дружная семейка», «Наши добрые дела».
Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию детей:
Семья (родители, кем работают);
Детский сад (название сада, группы);
Родной край (Республика Коми, родной город Сосногорск);
Страна (Россия, столица, символика).
Организация развивающей среды:
- пополнение уголка по нравственно-патриотическому воспитанию (внести куклу в национальном коми костюме, предметы быта, фотоальбом «Мой город», альбом «Православные храмы»);
Пополнение настольных дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию;
Оформление «Стены Добрых дел» (рисунки и фотографии детей);
Пополнение книжного уголка художественной литературой по теме проекта (русские народные и коми сказки о добре и зле).
Формы и методы реализации проекта:
Речевое и познавательное развитие.
- НОД:
- «Моя семья»
- «Наш детский сад. Правила поведения»
- «Край, в котором я живу»
-«По улицам города»
-«Моя страна родная. Государственная символика»
-«Коми народный костюм»
- «Православные праздники зимой»
- «Каким я хочу быть»
2. Творческие рассказы:
-«Места нашего города, где я люблю бывать»
-«Я мамин помощник»
- «Мои добрые дела»
3.Чтение и заучивание пословиц, поговорок, народных примет:
- заучивание потешек с переводом на русский язык, коми народных игр со словами, показ коми национального костюма с помощью куклы;
Чтение коми сказок с сюжетом о добре и зле;
Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок.
4.Отгадывание загадок:
- о растениях, животных, птицах, насекомых родного края;
О предметах быта современных и старинных.
Игровая деятельность:
Оформление игротеки дидактических игр:
- «Кто лишний»;
- «Найди животных нашего края»;
- «Назови предмет»;
- «Хорошо – плохо».
Сюжетно – ролевые игры:
- «Моя семья»;
- «Добрые волшебники»;
- «Экскурсия по городу на автобусе».
Трудовая деятельность. Ручной труд:
- «Сувенир для мамы», «Подарок для друга» (поделки из природного и бросового материала);
Дежурство по столовой и в природном уголке;
- «Помоги взрослому», «Поможем малышам» (трудовые поручения)
Подготовка совместно с родителями природного и бросового материала для поделок
Изобразительная и конструктивная деятельность:
Изготовление закладок для книг с коми орнаментом;
Рисование по мотивам русских народных сказок;
Рисование Российской символики;
Рисование «Я – помощник»;
Лепка «Животные нашего края»;
Лепка «Угощение для гостей»;
Аппликация «Флаг нашей республики»;
Конструирование «Мой дом».
Экскурсии:
- «Улицы нашего города»;
- «Где живут сказки» (в детскую городскую библиотеку).
Здоровье и физическое развитие :
Утренняя гимнастика, физические упражнения на прогулке;
Народные игры: «Ручеек», «Горелки», «Жмурки с колокольчиком», «Каравай»; коми-народные игры: «Льдинки, ветер и мороз», «Волк и олени», «Важенка и оленята».
Беседы по ОБЖ:
- «Полезные привычки»;
- «Правила поведения на дороге»;
- «Опасные предметы».
Беседы по ЗОЖ:
- «Здоровые зубки»;
- «Полезная пища»;
- «Будем спортом заниматься, для здоровья закаляться!».
Взаимодействие с родителями:
Фотовыставка «Места нашего города, где мы любим бывать вместе»;
Подготовка совместно с родителями природного и бросового материала для поделок;
Подготовка к физкультурному мероприятию «Папа, мама, я – спортивная семья» (к дню здоровья);
Подготовка атрибутов к празднованию «Широкой масленицы» (маски, костюмы).
Открытые мероприятия с приглашением родителей:
- «Папа, мама, я – спортивная семья» (к дню здоровья);
Праздник «Мой папа – самый лучший» (к дню защитника Отечества).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса предполагает положительные результаты. Повышается духовно - нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников , возрастает интерес родителей к формированию личности ребенка , родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно - нравственное развитие детей.
Составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми (помогать другим, человеческое благородство).
Известно, что основной духовно-нравственного воспитания являются духовная культура той среды , в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Ближайшее социальное окружение ребенка оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка, воспитании настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 18 муниципального образования
Усть-Лабинский район
Проект
по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе православной культуры
Выполнила:старший
Воспитатель МБДОУ №18
Захарова О.А.
«…Душа является в мир голой силой,
возрастает, богатеет во внутреннем
она уже позже».
(Феофан Затворник)
Тема проекта: «Духовное воспитание дошкольника – основа дальнейшего воспитания»
Актуальность: Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. С 2012 года в школьную программу начальных классов введен учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», одним из его модулей является модуль «Основы православной культуры». Все это говорит об актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному воспитанию с дошкольного учреждения.
Воспитание начинается с появления ребёнка на свет, являясь фундаментом, на котором впоследствии будет создаваться здание образования, именно оно занимает подобающее место в пробуждении расширении сознания ребёнка, его души.
Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной религии. Одно из основных представлений православной культуры – это духовность.
Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в воспитании ребенка – питании его души.
Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня. Ребенок – это наше будущее, он нуждается в постоянной заботе и духовном воспитании. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие социальное окружение ребенка, оказываются определяющим в формировании его внутреннего мира.
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им:ибо таковых есть Царствие Божие»
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнутьего. «Отче, сказал оно своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!»Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особых усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым».
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начали воспитание их с юных лет. («Поучение Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей» Екатеринбург, 1901г.). Эти слова были написаны в ХХ веке, но и в настоящее время они остаются актуальными и в полной мере относятся к духовно-нравственному воспитанию.
Проблема: Проблема заключается в том, что такие категории как, нравственность и духовность занимают далеко не первые места. В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребёнка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни.Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многие родители не знают, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и поведения на основе подражания. Нам педагогам необходимо помочь родителямосознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности чтимые нашими предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цель: Формирование нравственных качеств личности ребёнка, содействие духовно-нравственному развитию дошкольника, оказание помощи родителям в воспитании детей основанном на христианских традициях.
Задачи:
- начальное знакомство с православной верой;
Формирование представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
Интеллектуальное и духовное обогащение детей;
Возрождение православных традиций и обычаев;
Сохранение нравственных семейных ценностей.
Ожидаемые результаты:
Дети получат начальные знания о православной вере;
Дети познакомятся с необходимыми понятиями для развития духовно-нравственных качеств личности;
Родители осознанно включатся и будут опираться в воспитании детей на православные традиции
Проект рассчитан на 1учебный год.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный – анкетирование родителей, обсуждение целей и зада. (сентябрь 2017г)
Второй этап – диагностический (октябрь 2017 г.)
Третий этап – организационный (ноябрь 2017г.)
Четвёртый этап – практический (декабрь 2017 г. – апрель 2018г)
Пятый этап-итогово- аналитический (май 2018 г.)
Участники проекта:
– Педагоги групп;
– Воспитанники;
– Родители;
– Музыкальный руководитель;
– Инструктор по физической культуре.
Руководитель проекта
Старший воспитатель.
Используемые технологии:
Проектирование.
Используемые методы:
Наглядно-действенный (наблюдение; показ сказок; рассматривание икон, книжных иллюстраций)
Словесно- образный метод (чтение и обыгрывание русских сказок; загадывание и отгадывание загадок; рассматривание наглядного материала; беседы о житейских ситуациях; рассказы о истории религиозных праздников)
Практический метод (организация продуктивной деятельности воспитателей с детьми и родителей с детьми).
План реализации проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение мероприятия |
|
Сбор православной литературы | Воспитатели старшей подготовительной группы |
|||
Июль-август | Составление планаработы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год | Методист |
||
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников актуально в наше время» | Заведующий |
|||
Сентябрь | Оформление уголка «Православная культура России» | Воспитатели |
||
В течение года | Проведение занятий, развлечений, бесед, согласно теме | воспитатели |
||
В течение года | Разработка сценариев праздников | |||
Сентябрь, май | Диагностическоеобследование детей | Воспитатели |
||
В течение года | Проведение праздников: Покров, Рождество, Вербное воскресенье, Красная горка, Троица. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
||
В течение года | Изготовление поделок для праздников | Воспитатели, родители |
||
В течение года | Конкурс «Яйца-крашенки», «Русский кокошник», «Поздравительная открытка», «Рождественская звезда желаний». | Родители |
||
В течение года | Постановка спектаклей | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
Диагностический инструментарий:
Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников будет использована «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры» (метод наблюдения).
Критерии оценки духовно – нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:
1.Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
2.Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
3.Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
4.Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
5.Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
6.Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
7.Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
8.Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
9.Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;
Уровни развития:(высокий, средний, низкий).
- для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р. Тэммл, М.Дорки;
- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»
- для диагностики самооценки старших дошкольников - Методика «Какой Я».
Критериями развития: (адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников) .
- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой.
Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;
Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников.
У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается:
Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.
Диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;
В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.
Наблюдение, опрос.
Условия, обеспечивающие достижение результатов.
Информационные ресурсы: интернет, аудио, видео – записи, книги по духовно-нравственному воспитанию;
Кадровые: педагоги ДОУ;
Технические: компьютер, телевизор, музыкальный центр, медиапроектор;
Используемая литература.
- Лесгафт П.Ф./ Семейное воспитание ребенка и его значение/ С.П.: Миберком,2010г.
- Азы православия для детей / издательство «Новая мысль», 2013г. под ред. Диакона Георгия Максимова, священника Михаила Шполянского, Алексея Фомина.
- Куломзина С. /Закон Божий для самых маленьких/ М.: Паломник, 2012г.
- Зорин К.В. /Почему страдают дети/ М.: Русский хронограф, 2012.
- Вакуленко Ю.А. /Игры, праздники, забавы в ДОУ/ издательство «Учитель»
6.Духовные основы нравственного воспитания /Петракова Т.И./