Досуг для младших школьников в лагере. Пиратские приключения. «Академия досуга». Программа досугового клуба дневного пребывания Долгосрочная досуговая программа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №144 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ДОСУГ+»
Возраст детей: 5-11 класс
Фролова Ксения Андреевна, педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
Пояснительная записка…………………………………..……………….…3
Учебно-тематический план ………………..…………………………….....8
Методическое обеспечение………………………………………………..11
Литература …………….………………………………….………...……...25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа определяет успешность своей деятельности в зависимости от результатов учебно-воспитательного процесса: повышения успеваемости учащихся, гармонизации межличностных отношений всех участников учебного процесса, статуса учреждения в образовательном пространстве. Главным показателем хорошей работы является успешный выпускник, который подготовлен к «взрослой жизни»: он самостоятелен, знает основные принципы демократического общества, интеллектуально развит, претендует на лидерские позиции в будущем, владеет навыками самоорганизации, управления, коммуникации и т.д.
Наиболее интенсивно такие качества развиваются при активном участии школьника в процессе ученического самоуправления, которое дает возможность исполнить ту роль, которая соответствует личности учащегося. Ученическое самоуправления вовлекает учащихся в управление своими школьными делами, что целесообразно рассматривать как способ подготовки их к жизни в демократическом обществе.
Реализация программы имеет повседневную практическую пользу. Программой предусмотрено развитие коммуникативных и организаторских способностей, формирование гражданских чувств, базовых умений общения. У учащихся появляются навыки конструктивной работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива.
К концу обучения старшеклассники расширят свои знания об организации мероприятий и о деятельности органов местного самоуправления, освоят методы работы в коллективе, завоюют авторитет через практику взаимоотношений, научатся создавать и воплощать в жизнь различные проекты.
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.
Как отклик на это и создана данная дополнительная образовательная программа «Досуг+». Она даёт возможность обучающимся развиваться интеллектуально и физически, эмоционально и духовно, самореализоваться и приобрести организаторский опыт.
Цель Программы - создание условий для развития организаторских способностей, коммуникативных качеств и творческой инициативы обучающихся, посредством включения их в досуговую деятельность.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразными игровыми формами досуга, а также методами организации и проведения массовых мероприятий;
развивать специальные умения, необходимые организатору досуга;
включать в практическую деятельность по организации и проведения досуговых мероприятий;
создавать условия для развития коммуникативных навыков и художественно-эстетического вкуса;
способствовать формированию сплочённого детского коллектива, умений обучающихся работать в команде.
Данная программа является общекультурной и имеет социально-педагогическую направленность.
Программа предназначена для детей и подростков 11 - 17 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Освоение Программы не требует предварительной подготовки и специального отбора обучающихся.
Условия реализации
Программа ориентирована: на детей 11-17 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Количество занятий: 2 раза в неделю по 90 минут.
Количество занятий в год: 146 часов.
Наполняемость групп: 15 человек.
В объединение осуществляется прием учащихся лицея и всех учеников других учебных заведений Калининского района по желанию и по заявлению родителей. В объединении может заниматься любой ребенок, независимо от природных задатков и навыков. не имеющих медицинских противопоказаний.
Возможен дополнительный набор в течение года по результатам собеседования.
Формы и методы проведения занятий
Образовательная программа «Досуг+» предполагает решение комплексных педагогических задач в процессе учебной и воспитательной деятельности, массовых творческих мероприятий, работы с классными руководителями, учителями, родителями.
Программа составлена согласно принципам педагогической целесообразности перехода от простых работ к более сложным. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка,
Форма организации детей на занятии: групповая.
Программа дополнительного образования «Досуг+» представляет собой сложную многогранную структуру, которая развивает ученическое самоуправление на школьном уровне и одновременно гармонично развивает личность подростка. Обучение по программе проходит в разнообразных формах, способствующих лучшему улучшению материала с дельнейшим его применением:
практикум,
деловая игра.
Для реализации используются следующие формы работы: беседа, обсуждение, поручение, метод убеждения, разъяснение, презентации, индивидуальная работа, общественно-полезная деятельность, коллективно-творческая деятельность, игра, соревнование.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Любой ребенок в процессе творчества является созидателем. Задача педагогов, работающих по программе «Досуг+» - направить свою педагогическую деятельность на достижение успеха обучающихся, используя различные приемы и средства. От слаженности действий, от правильности выбора содержания учебно-воспитательного процесса, постановки воспитательных задач, грамотного выбора форм и методов работы напрямую зависит и предполагаемый результат деятельности педагогов по данной (как и иной другой) программе. Результатом успешной реализации программы должно стать:
К концу обучения обучающиеся должны знать:
цели и функции ученического самоуправления;
механизм взаимодействия органов ученического самоуправления с другими школьными и внешкольными объединениями;
основные институты местного самоуправления, разнообразие его форм;
стадии формирования и управление коллективом;
основные понятия психологии личности.
уметь:
организовывать и проводить мероприятия;
планировать, анализировать, стимулировать, контролировать работу органов ученического самоуправления;
ориентироваться в собственных склонностях, способностях и на основании этого разрешать возникающие проблемы;
ставить цели, достигать их;
самостоятельно планировать и реализовывать идеи, инициативы;
составлять и реализовывать социальные проекты;
работать с информацией.
Формы подведения итогов (способы проверки знаний).
Проводится входной, промежуточный и итоговый контроль. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения. Используются следующие методы диагностики: наблюдение, опрос, анализ образовательной деятельности обучающихся.
Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, участию в выставках, проводимых при участии объединения. На этих мероприятиях проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися по предметным программам, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения комплексной программы социальная адаптация обучающихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей.
По результатам промежуточной (вторая половина учебного года) и итоговой диагностик родителям обучающихся выдаются рекомендации педагогов дополнительного образования и психолога школы, в каком направлении деятельности ребенок может реализовать себя в большей степени.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов (тем) | Общее количество часов | Практика |
||
Комплектование группы | ||||
Введение. Лидер. | ||||
Игры на выявление лидера. | ||||
Коллектив. | ||||
Искусство общения. | ||||
Конфликты и пути их решения | ||||
Основы публичного выступления. | ||||
Основные формы организации досуговой деятельности. | ||||
Общие сведения. | ||||
Мероприятия. | ||||
Социальное проектирование. | ||||
Комплектование группы.
Вводное занятие.
Теория. Знакомство с группой.
Практика. Игры «Арифметика», «Я еду». Тестирование «Я - лидер». Формула успеха лидера.
Игры на выявление лидера.
Теория. «Кто такой лидер?»
Практика. «Кораблекрушение», «Кулачок», «Необитаемый остров», «Поезд», «Возьмите меня».
Коллектив.
Теория. Этапы развития коллектива. Стиль руководства коллективом. Закономерности работы коллектива. Влияние на коллектив.
Практика. Упражнение «Выбор организатора», «Ситуации», «Суета сует». Самоаттестация коллектива (по Лутошкину).
Искусство общения.
Теория. Понятие общения. Стили общения. Эффективные способы начала общения.
Практика. Упражнение «Давайте познакомимся». Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Устойчивость контакта. Выход из общения. Упражнение «Место встречи». «Маски в общении». Игры «Найди по описанию», «Обратная связь», «Найди по инструкции», «Горячий стул», «Репка». Игровые методики. «На златом крыльце сидели», «На плоту». «Свободный разговор», «Разброс мнений». Ток-шоу.
Конфликты и пути их решения .
Теория. Человек в конфликте. Диагностика конфликта. Виды поведения в конфликте. Стратегия сотрудничества в конфликте.
Практика. Искусство ведения переговоров.
Основы публичного выступления .
Теория. Искусство полемики. Виды вопросов. Простые и сложные вопросы. Искусство отвечать. Правила поведения в дискуссии.
Практика. Игровые методики. «Публичная лекция», «Турнир ораторов», «На пне в лесу», «Разброс мнений», «Сократовская беседа», «Диалог с веком».
Основные формы организации досуговой деятельности .
Общие сведения
Теория. «Досуговая деятельность это…».
Практика. Тренинги «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...», «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...». Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».
Игра.
Теория. Общие сведения «Что такое игра?».
Практика. «Репка». Тренинг «Ты выбираешь». Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась». Подвижные игры «Американский треугольник», «Бояре», «Голова - хвост», «Моргалки». Игры с залом. «Чайничек», «У тети Моти четыре сына», «Меня укусил гиппопотам», «Колобок», «Летают- не летают», «Летит, летит по небу шар», «Вместе мы одна семья», «Охота на льва», «Глава, рамена, колена, пальцы», . «Часы», «Семья дяди Томаса», «Веселая грамматика», «Это я, это я, это все мои друзья», «Ежики». Игровые методики. «Терем-теремок», «Волшебный стул», «Конверт дружеских вопросов», «Три королевства». Творческие игры. Конкурсы актерского мастерства. «Ромашка». Тренинги. «Пальцы сверху», «Или - или», «Синхронный перевод», «Принцесса и крестьянин», «Моя машина не заводится», «Будь собой!», «Живая пирамида», «Судоходная линия». Спокойные игры.
Мероприятия.
Теория. Основные характеристики. Виды мероприятий. Возрастные особенности участников. Этапы подготовки и проведения.
Практика. Проведение. Анализ проведения мероприятия. Ближайшие последствия проведенного мероприятия.
Дело.
Теория. Основные характеристики. Воспитательные возможности дела. Творческая мастерская «Конструируем КТД».
Практика. Предварительная подготовка дела. Упражнение «Выбор организатора». Анализ условий, потребностей и интересов участников, постановка цели деятельности. Коллективное планирование дела. Игра «Корзина грецких орехов». Коллективная подготовка. Упражнение «Организаторское лото», «Сценарий мероприятия», «Памятка главному организатору». «Распределение ролей». Проведение дела. Коллективный анализ дела. Выявление ошибок. Определение ближайших последствий проведенного дела.
Социальное проектирование.
Теория. Общие сведения. Основные признаки проекта. Определение проблем. Мозговой штурм «Решаем проблемы». Составляющие проекта: проблема, цели и задачи, результаты, методика (шаги, мероприятия), ресурсы, шаги для разработки проекта.
Практика. Реализация проекта. Презентационная папка проекта. Анализ реализации проекта. Определение ближайших последствий реализации проекта.
Под организаторскими способностями понимают такое сочетание индивидуально-психологических свойств, которое помогает быстро, надежно, уверенно включать людей (в случае индивидуальной деятельности - включаться) в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность в ходе этой деятельности. Организаторские способности представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, которые условно можно представить в виде четырех блоков: 1) знания и умения, связанные с пониманием особенностей внутреннего состояния и поведения людей (знание психологических особенностей людей, организаторская проницательность и т.д.); 2) знания и умения, связанные с построением эффективного общения и обеспечения разнообразностороннего влияния (знание этапов общения, умение убеждать и т.д.); 3) знания и умения, связанные с пониманием закономерностей работы коллектива и управления им (знание психологической совместимости, влияние на коллектив, знание законов развития коллектива, выбор оптимального стиля руководства и т.д.; 4) знания и умения, связанные с организацией и проведением дела (понимание цели, умения планировать, рассчитывать и распределять работу, осуществлять контроль и стимулирование, подводить итоги и т.д.). Таким образом, формирование организаторских способностей требует комплексного подхода, в том числе подразумевающего одновременное ознакомление человека с теоретическими основами организаторской деятельности и выработку у него соответствующих практических умений и навыков.
Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся педагогическое явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.
В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента:
информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;
операционный. Он включает в себя формирование у подростков организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем;
практический. Управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, корректируются управленческие действия.
В основе обучения и воспитания учащихся-организаторов лежат следующие основные принципы:
компенсаторной подготовки учащихся, предполагающий выделение доминирующих направлений подготовки, адекватных наименее развитым качествам личности учащихся;
взаимосвязи формирования у учащихся организаторских знаний и организаторской практики, т.е. их практического участия в решении организаторских задач;
преемственности в формировании организаторских знаний и умений при решении организаторских задач различного уровня.
Но необходимо помнить, что организаторская техника - не самоцель, а важное средство успешной деятельности школьника-организатора, совокупность способов достижения цели.
Одно из главных условий подготовки организаторов - стимулирование их работы над собой, поэтому уже на вводном занятии используется методика М.И.Рожкова «Чтобы расти, надо смотреться в «зеркало», сочетающую самодиагностику и разработку программы самосовершенствования.
Дидактический материал
Карточки с описанием ролей к сюжетно-ролевой игре «Праздник»
раздаточный материал таблица к игре «Кораблекрушение»
Карточки «Совет лидеру»
Карточки к играм
Карточки для разбивки на микрогруппы
Карточки «Виды мероприятий»
Карточки к упражнению «Выбор организатора».
Карточки к упражнению «Распределение ролей».
Методичка «Формула успеха лидера»
Презентация «Социальный проект - современная воспитательная технология»
Презентация «Составляющие социального проекта»
Раздаточный материал к игре «Три королевства»
Раздаточный материал к игре «Калоши счастья»
Таблица «Как слушать», «Как говорить»
Таблица «Лидерские качества»
Таблица «Стили руководства»
Таблица «Формы организации досуговой деятельности»
Таблица «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину)
Тест «Я - лидер»
Литература для педагогов
Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Организация и планирование работы. М.,2006г.
Э.Кристофер, Л.Смит. Тренинг лидерства. С.-Петербург, 2002г.
Н.Е. Щуркова. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004г.
Т.Г.Григорьева и др. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999г.
С.Оськина. Формирование организаторских умений подростков.// ж. Воспитание школьников №5 2008г.
Н. Галеева. Формирование организаторских способностей у школьников.// ж. Воспитание школьников. №3 2008г.
М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. Владос. М. 2002г.
Андерсон Джилл. Думай. Пытайся. Развивайся. Общая редакция и перевод А.Л. Шлионский. С-Петербург. «Азбука»,1996
Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.
Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 1991.
Долил Митчелл. Страус Давид. Как работать вместе.- АЮЛ, 1994.
Дополнительное образование, № 4, 2006 г.
Закон РФ "О поддержке детских и молодежных общественных объединений"
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
Леванова Е. Готовясь работать с подростками.- М., 1993 г.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1987 г.
Петрова Н.П. Тренинг победителя. Издательство «Речь», С-Петербург, 2002 г.
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.- М., 1993 г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. Москва. «Новая школа», 1995 г.
Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.
Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.
Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.
«Я - лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.
Литература для обучающихся
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- Лениздат, 1992 г.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Москва. «Просвещение», 1998 г.
Данилова В.Л. Как стать собой. Пособие для самообразования. Москва, «Интерпракс», 1994
Леви В. Искусство быть собой.- М., 1991 г.
Леви В. Искусство быть другим.- М., 1980 г.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.- М., 1993 г.
Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.- М., 1993 г.
Программа по организации досуга детей младшего школьного возраста «Передай добро по кругу»
Пояснительная записка
Значение досуга в становлении и развитии личности ребёнка велико. Он выполняет ряд важных функций в сфере свободного времени, среди которых коммуникативная, творческая, рекреационная, гедонистическая. Посредством досуга происходит приобщение детей к культурным ценностям, традициям и обычаям. Досуг способствует успешному процессу социализации детей посредствам различных форм культурно-досуговой деятельности.
Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Национальные проекты нацеливают нас на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности воспитательного процесса.
Программа по организации досуга детей младшего школьного возраста «Передай добро по кругу» имеет несомненную ценность, так как стимулирует развитие умений и навыков у детей младшего школьного возраста, предоставляет право выбирать и участвовать в различных видах деятельности в соответствии с мотивационно-потребностной ориентацией. Мероприятия программы содержат различные конкурсные задания, выполнить которые детям помогут дружеские отношения, хорошее настроение и добрые дела.
Предлагаемая программа разработана на основе социологического исследования, в основу которого был положен анализ деятельности Дома культуры пос. Борзовая Заимка, досуговых предпочтений детей, возможностей социокультурной среды пос.Борзовая Заимка. Принципиальное отличие предлагаемой программы заключается:
- · в новом подходе к организации культурно-досуговой деятельности;
- · в выборе форм культурно-досуговой деятельности, исходя из досуговых предпочтений детей;
- · в развитии самодеятельного народного творчества путем создания новых кружков;
- · во включении в организацию досуга большего количества детей.
Основу программы составляет игровая деятельность. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Каждое мероприятие программы знакомит детей с тем или иным видом игр и направлено на развитие творческих способностей, организаторских и лидерских качеств, ловкости, сообразительности и умения взаимодействовать в коллективе. Конкурсно-игровые формы, из которых состоит программа, формируют мировоззрение детей, расширяют кругозор, знания, воспитывают чувства уважения к старшему поколению, чувства патриотизма, активизируют интерес к истории родного края, к проблеме экологии.
План работы предусматривает включение таких мероприятий как спортивные, театрализованные, концертные, познавательные, развлекательные игровые программы. Предусмотрено участие детей в районных массовых мероприятий. Участие детей в процессе подготовки мероприятий, в разработке идеи, сюжета, в изготовлении декораций сделают мероприятие ярким и запоминающимся событием в жизни ребенка.
Цель программы:
· создание условий для организации полноценного досуга и занятости детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- · совершенствование качества проводимых мероприятий для детей младшего школьного возраста;
- · использование традиционных и инновационных форм культурно-досуговой деятельности;
- · осуществление совместной работы по организации детского досуга между социокультурными институтами поселка (МБУК «ДК пос. Борзовая Заимка», МБОУ «СОШ №96», МБДОУ «Детский сад №208»);
- · развитие творческих способностей детей в результате участия в различных кружках;
- · воспитание чувства сопереживания, формирование мотивации на сплочение и умение действовать в коллективе для достижения поставленной цели;
- · возрождение и сохранение народных традиций, обрядов;
- · способствование физическому совершенствованию детей младшего школьного возраста;
- · пропаганда здорового образа жизни;
- · воспитание у детей чувства уважения и любви к родному краю, к своей истории, к природе и бережного отношения к ней;
- · через совместные игры раскрыть творческие способности каждого ребёнка.
Участники: дети младшего школьного возраста и их родители, специалисты ДК, жители поселка.
Этапы реализации программы:
Реализация программы включает 4 этапа:
- 1. Аналитико-диагностический - май-июнь 2012 г. - на этом этапе происходит сбор и изучение информации о досуговых предпочтениях детей младшего школьного возраста.
- 2. Организационный этап - июль-август 2012 г. - решение задач программы, разработка сценариев мероприятий, расширение связей с родителями, с образовательными учреждениями.
- 3. Основной этап - сентябрь 2012 г. - август 2013 г. - проведение мероприятий программы.
- 4. Заключительный этап - август 2013 г. - анализ выполнения программы, анализ предложений, поиск новых форм, перспектив развития.
Реализация программы предусматривают ряд принципиальных условий:
- · финансирование программы в полном объеме;
- · стимулирование сотрудников, ответственных за реализацию программы;
- · улучшение материально-технической базы.
Условиями успешной реализации программы являются учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, способностей и возможностей детей; создание ситуации «успеха» для проявления творчества, преодоления трудностей при достижении целей; материально-техническое обеспечение программы.
Ожидаемый результат:
Мероприятия программы формируют духовно-нравственный уровень детей, патриотическое и гражданское сознание, здоровьесбережение, приобщают детей к традициям народной культуры, ее сохранению, возрождению и популяризации, воспитывают чувства толерантности, бережного отношения к природе. Также в качестве результатов реализации программы выступают:
- · осмысление детьми досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
- · осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
- · приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
- · освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
- · повышение культуры взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми.
Мы полагаем, что успешное выполнение предлагаемой программы позволит:
- · заложить основы нового подхода к организации культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста поселка Борзовая Заимка;
- · сформировать определенные традиции в досуговой сфере п.Борзовая Заимка;
- · повысить досуговую активность детского населения;
- · разнообразить жизнь поселковых детей.
Таблица. План мероприятий, программы организации досуга детей младшего школьного возраста «Передай добро по кругу»
Название мероприятия |
Форма мероприятия |
Цель мероприятия |
Время и место проведения |
Ответ-ственный |
|
«Первоклассная тусовка» |
Конкурсно-игровая программа |
Расширение кругозора; повышение интеллектуаль- ной и творчес-кой активности |
|||
«Путешествие в страну Знаний» |
Игра-путешествие |
Расширение кругозора; повышение интеллектуаль-ной и творчес-кой активности |
Культ-орг-р |
||
«Безопасное колесо» |
Игра-путешествие |
Профилактика нарушений правил дорожного движения; расширение кругозора детей |
|||
«Листая истории страницы» |
Викторина к 75-летию Алтайского края |
Расширение знаний об истории родного края; привитие чувства любви к малой Родине, чувства патриотизма |
Культ-орг-р |
||
«Что нам осень подарила» |
Культ-орг-р |
||||
«Примите наши поздравления!» |
Концерт к дню пожилого человека |
Привитие уважения к пожилым людям; ; реализация творческих способностей |
ДК (зр.зал) |
Концерт-мейстер |
|
«Россия! Русь! Храни себя, храни!» |
Викторина к дню народного единства |
Воспитание чувства патриотизма; привитие интереса к истории России |
|||
«Все на земле от материнских рук» |
Концерт к дню матери |
Популяризация семейных праздников; реализация творческих способностей |
ДК (зр.зал) |
Концерт-мейстер |
|
«Весело, весело встретим Новый год!» |
Культ-орг-ры Концерт-мейстер |
||||
«Сияй огнями, елка новогодняя!» |
Театрализо-ванный концерт |
Создание праздничного настроения |
ДК (зр.зал) |
Концерт-мейстер |
|
«Под чистым небом Рождества» |
Посиделки |
Культ-орг-р |
|||
«Аты-баты, шли солдаты!» |
Конкурс к дню защитника Отечества |
Воспитание чувств патриотизма, стойкости, мужества, уважения к защитникам Родины; расширение знаний об истории страны |
|||
«Праздник маленьких принцесс» |
Реализация творческих способностей |
Культ-орг-р |
|||
«Для бабушек и мам» |
Популяризация семьи; реализация творческих способностей |
(зрит.зал) |
Концерт-мейстер |
||
«Весенний переполох» |
Театрализо-ванное представле-ние |
Знакомство с народными традициями и обрядами, их сохранение |
Открытая площадка возле ДК |
Худ.рук. Культ Концерт-мейстер |
|
«И в шутку, и всерьез» |
Игра-импровиза-ция к дню смеха |
Создание праздничного настроения |
Культ-орг-р |
||
«Космическое путешествие» |
Игра-путешествие |
Расширение знаний о космосе |
|||
«Папа может все!» |
Популяризация семьи; укрепление связей поколений |
Культ-орг-р |
|||
«Нам не нужна война!» |
Конкурс детских рисунков |
Формирование чувств уважения и благодарности ветеранам за их подвиг и защиту Родины; привитие интереса к знанию истории страны; реализация творческих способностей |
Культ-орг-р |
||
«Это нужно живым!» |
Вечер-встреча поколений |
Формирование чувств уважения и благодарности ветеранам за их подвиг и защиту Родины; укрепление связей поколений |
Культ-орг-р |
||
«Мальчишки и девчонки, а также их родители» |
Семейный конкурс |
Популяризация семьи; укрепление связей поколений |
Культ-орг-р |
||
«Радуга талантов» |
Отчетный концерт |
Реализация творческих способностей; поощрение талантливых детей |
ДК (зр.зал) |
||
«Вредные советы» |
Игра-инсцениров-ка |
Эстетическое воспитание |
|||
«Тайна заклинаний старой ведьмы» |
Игра-путешествие |
Открытая площадка школы №96 |
|||
«Экология и дети» |
Театрализо-ванная игровая программа, посвященная дню защиты детей и дню защиты окружающей среды |
Формирование бережного отношения к природе |
Открытая площадка возле ДК |
Культ-орг-ры Концерт-мейстер |
|
«Вместе весело играть!» |
Театрализо-ванная эстафета |
Повышение интеллектуаль-ной и творческой активности |
Дворовая площадка |
||
«Иван Купала» |
Театрализо-ванный концерт |
Знакомство с народными традициями и обрядами, их сохранение |
Берег реки Барнаулки |
Культорг. |
|
«Приходите к нам на праздник!» |
Театрализо-ванная игровая программа |
Повышение интеллектуаль-ной и творческой активности |
Дворовая площадка |
Культ-орг-р Концерт-мейстер |
|
«Поход выходного дня» |
Экологичес-кая акция |
Формирование бережного отношения к природе |
Берег реки Барнаулки |
Культ-орг-р |
Одной из главных задач программы «Передай добро по кругу» является содействие физическому, психологическому, интеллектуальному, творческому развитию детей, воспитание патриотизма, реализация личности ребёнка в интересах общества. В программе «Передай добро по кругу» основной акцент делается на игровые программы, так как именно через игру можно достичь результатов. Дети играют - занимают своё свободное время, а ещё и узнают что-то новое. В программе используются разные направления: пропаганда здорового образа жизни, экологическая акция, познавательные викторины, развлекательные игровые программы.
ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ЦРТДиЮ "ПОЛЯРИС"
БУДАНОВОЙ ПОЛИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Мончегорск - 2011 г.
Пояснительная записка:
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.
На сегодняшний день на территории всей России строятся детские и подростковые досуговые центры, разрабатываются доступные досуговые программы, но, тем не менее, острота проблемы дополнительного образования практически не стачивается.
ЦРТДиЮ «Полярис» - центр досуговой деятельности детей и подростков города Мончегорска, где созданы все условия организации доступного досуга для каждого.
Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».
Для реализации программы необходимы определенные условия:
1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом
4. Самореализация творческого и индивидуального потенциала воспитанников ЦРТДиЮ "Полярис" .
Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:
Досуговые мероприятия внутри объединений ЦРТДиЮ "Полярис" (дни рождения творческих коллективов, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);
Праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис" и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);
Конкурсные, игровые программы для отдельных классов по заявкам школ города;
Мероприятия, проводимые в каникулярное время для обучающихся и детей посещающих профильные оздоровительные лагеря дневного пребывания, организованных ЦРТДиЮ "Полярис» и др.
В реализации программы принимают непосредственное участие обучающиеся отдела художественно- эстетического воспитания ЦРТДиЮ "Полярис".
При разработке программы учитывался личный опыт досуговой деятельности, опыт работы Центров творчества г. Москвы, Калининграда, Самары, Санкт-Петербурга и базируется на основных методических материалах: Гальченко А.Б. «О типологии досуговой программ и не только/ Сфера досуга – сфера социализации», Кульпетдинова М.Е. «Подходы к разработке досуговых программ/ Ключ к успеху».
Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по целевой воспитательной программе «Будущее начинается сегодня».
Задачи:
Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;
Сплочение обучающихся центра через совместную досуговую деятельность;
Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
Популяризация семейного досуга;
Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;
Повышение культуры досугового общения обучающихся;
Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;
Рост уровня сплочённости объединений обучающихся ЦРТДиЮ «Полярис»;
Повышение качества проведения досуговых мероприятий.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Анализ подготовки и проведения мероприятия.
Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа. отзывы, наблюдение, анкетирование).
Самоанализ организационной деятельности.
Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.
Формы проведения досуговых мероприятий:
конкурсно – познавательные программы;
конкурсно-развлекательные программы;
конкурсно-игровые программы;
театрализованные представления;
концерты;
беседы, викторины, диспуты.
Современные технологии и методы, используемые при проведении досуговых программ:
При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые, клубные.
В проведении программ использует следующие методы:
Метод театрализации, (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.);
Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, формирование межличностных отношений);
Метод импровизации (используется на всех программах);
Соревновательный метод (используется в конкурсно - развлекательных и спортивных мероприятиях);
Метод формирования познавательного интереса;
Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей на концертах и праздниках).
Традиционные мероприятия в рамках программы:
1 модуль – «Досуг, общение, творчество»: «Посвящение в Полярисники», «День друзей»; «День именинника»; Новогодние программы; «От всей души!»; выпускные мероприятия для школьных учреждений города и обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис";
2 модуль – «Семья»: «А ну-ка, папы»; «Мамин портрет»; Отчетный концерт для родителей обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис"; «День матери» (в т.ч. для многодетных семей).
3 модуль – «Каникулы»: Мероприятия для детей, посещающих оздоровительные лагеря; «23+8»; «Хорошее настроение»; Тематические дискотеки для обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис".
4 модуль - «Думай о будущем»: тематические дискотеки для обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис", мероприятия по профилактике правил дорожного движения, пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде, популяризации государственных символов Российской Федерации.
Календарный план мероприятий на год составляется с учетом потребностей объединений отдела ХЭВ ЦРТДиЮ «Полярис», образовательных учреждений города.
Даная досуговая программа реализуется в рамках целевой воспитательной программы «Будущее начинается сегодня», которая состоит из четырех модулей: «Досуг, общение, творчество», «Семья», «Каникулы», «Думай о будущем».
Модуль 1.«Досуг, общение, творчество».
Цель: -
воспитание культуры праздника и общения обучающихся ОХЭВ ЦРТДиЮ «Полярис» и воспитанников образовательных учреждений города.
Задачи:
- развитие системы досуговых мероприятий;
- вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;
Развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.
Ожидаемые результаты:
Участие обучающихся в досуговых мероприятиях;
Раскрытие творческой индивидуальности детей.
№ |
Мероприятия |
Форма проведения |
Цель |
1. |
«Чудеса под Новый год» |
Театрализованное представление |
|
2. |
«В кругу друзей» (посвящение в «Полярисники») |
Игра- путешествие |
|
3. |
«День именинника» |
|
Создание традиционной атмосферы праздника |
4. |
«23+8» |
Конкурсно-развлекательная программа |
Развитие сплоченности коллектива через совместное участие в конкурсах |
5. |
«Мисс Золушка» |
|
|
6. |
«Мисс Полярис» |
Конкурсная программа (I, II отборочные туры) |
Развитие креативного и коммуникативного потенциала личности |
7. |
«Вместе целая страна». |
Отчетные концерты объединений ХЭВ,награждение обучающихся. |
Развитие творческой индивидуальности детей. Отслеживание творческого роста. |
Модуль 2. «Каникулы».
Цель:
Создание условий для организации досуговой деятельности подростков в каникулярное время.
Задачи:
Пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;
Профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;
Развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.
Ожидаемые результаты:
Реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;
Положительная динамика в физическом и нравственном здоровье детей;
Приобретение дополнительных знаний по различным направлениям досуговой деятельности.
Модуль 3. «Семья».
Цель:
Создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Задачи:
Взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;
Организация семейных праздников;
Воспитание бережного отношения к семейным традициям.
Ожидаемые результаты:
Активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;
Удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.
Модуль 4. «Думай о будущем».
Цель:
Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
Задачи:
- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;
Развитие интереса к истории своего Отечества;
Обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;
Привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов государства- Герба, Флага, Гимна РФ, другой российской символики;
Формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.
№ |
Мероприятия |
Форма проведения |
Цель |
1 |
«Государственные символы России» |
Беседа |
Знакомство с символикой Российской РФ. Патриотическое воспитание. |
2 |
«Выбор за мной» |
Тематическая дискотека (в рамках городской декады» SOS») |
Профилактика вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни. |
3 |
«Конвенция ООН по правам ребенка» |
Беседа |
Знакомство с правовыми нормами ребенка |
«Детство-это ты и я». |
Концерт в рамках городской акции «Быть ребенком не должно быть больно» |
Развитие художественно-эстетического и креативного потенциала личности. Воспитание духовности, нравственных качеств |
|
«Мы памяти этой верны!» |
Концерт для ветеранов |
|
|
«Сынам отечества» |
Концерт для военнослужащих |
Воспитание и развитие нравственно-патриотических качеств |
Методическое обеспечение программы.
Приложение №1 «Методическое сопровождение воспитательных мероприятий» /сценарии, беседы, викторины, и пр./
Приложение №2 «Диагностика воспитательного процесса: формы диагностики воспитанности, критерии экспертизы воспитательного мероприятия».
Приложение №3 «Формы досуговых мероприятий».
Литература.
1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.
2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.
3. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005
4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;
7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.
Периодическая печать.
1.Воспитание школьников.- Теоретический и научно-методический журнал.
2.Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.
3.Дошкольная педагогика. – Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей.
4.Обруч. – Научно-методический журнал.
5.Последний звонок. – Газета.
6.Праздник в школе. – Минск «Красико-принт».
7.Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».
8.Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы./ Кулешова Н.В. – Ростов н/Д:Феникс,2005.
ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка:
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.
На сегодняшний день на территории всей России строятся детские и подростковые досуговые центры, разрабатываются доступные досуговые программы, но, тем не менее, острота проблемы дополнительного образования практически не стачивается.
ЦВР - центр внешкольной работы с детьми Приморского района Санкт-Петербурга, центр где созданы все условия организации доступного досуга для каждого.
Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».
Для реализации программы необходимы определенные условия:
1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом
4. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся
Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:
Досуговые мероприятия внутри объединений (дни рождения творческих коллективов, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);
Праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);
Конкурсные, игровые программы для отдельных классов по заявкам школ города;
В реализации программы принимают непосредственное участие обучающиеся Центра
При разработке программы учитывался личный опыт досуговой деятельности, опыт работы Центров творчества и базируется на основных методических материалах: Гальченко А.Б. «О типологии досуговой программ и не только/ Сфера досуга – сфера социализации», Кульпетдинова М.Е. «Подходы к разработке досуговых программ/ Ключ к успеху».
Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по целевой воспитательной программе «Будущее начинается сегодня».
Задачи:
Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;
Сплочение обучающихся центра через совместную досуговую деятельность;
Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
Популяризация семейного досуга;
Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Ожидаемые результаты:
Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;
Повышение культуры досугового общения обучающихся;
Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;
Рост уровня сплочённости объединений обучающихся ЦВР
Повышение качества проведения досуговых мероприятий.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Анализ подготовки и проведения мероприятия.
Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа. отзывы, наблюдение, анкетирование).
Самоанализ организационной деятельности.
Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.
Формы проведения досуговых мероприятий:
конкурсно – познавательные программы;
конкурсно-развлекательные программы;
конкурсно-игровые программы;
театрализованные представления;
концерты;
беседы, викторины, диспуты.
Современные технологии и методы, используемые при проведении досуговых программ:
При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые, клубные.
В проведении программ использует следующие методы:
Метод театрализации, (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.);
Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, формирование межличностных отношений);
Метод импровизации (используется на всех программах);
Соревновательный метод (используется в конкурсно - развлекательных и спортивных мероприятиях);
Метод формирования познавательного интереса;
Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей на концертах и праздниках).
Традиционные мероприятия в рамках программы:
1 модуль – «Досуг, общение, творчество»: «Посвящение в ЦВР-ки», «День друзей»; «День именинника»; Новогодние программы; «От всей души!»; выпускные мероприятия для обучающихся ЦВР;
2 модуль – «Семья»: «А ну-ка, папы»; «Мамин портрет»; Отчетный концерт для родителей обучающихся ЦВР; «День матери».
3 модуль - «Думай о будущем»: мероприятия по профилактике правил дорожного движения, пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде, популяризации государственных символов Российской Федерации.
Календарный план мероприятий на год составляется с учетом потребностей объединений.
Даная досуговая программа реализуется в рамках целевой воспитательной программы «Будущее начинается сегодня», которая состоит из трех модулей: «Досуг, общение, творчество», «Семья», «Думай о будущем».
Модуль 1.«Досуг, общение, творчество».
Цель: -
воспитание культуры праздника и общения обучающихся.
Задачи:
- развитие системы досуговых мероприятий;
- вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;
Развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.
Ожидаемые результаты:
Участие обучающихся в досуговых мероприятиях;
Раскрытие творческой индивидуальности детей.
Модуль 2. «Семья».
Цель:
Создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Задачи:
Взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;
Организация семейных праздников;
Воспитание бережного отношения к семейным традициям.
Ожидаемые результаты:
Активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;
Удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.
Модуль 3. «Думай о будущем».
Цель:
Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
Задачи:
- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;
Развитие интереса к истории своего Отечества;
Обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;
Привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов государства- Герба, Флага, Гимна РФ, другой российской символики;
Формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.
Методическое обеспечение программы.
Приложение №1 «Методическое сопровождение воспитательных мероприятий» /сценарии, беседы, викторины, и пр./
Приложение №2 «Диагностика воспитательного процесса: формы диагностики воспитанности, критерии экспертизы воспитательного мероприятия».
Приложение №3 «Формы досуговых мероприятий».
Литература.
1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.
2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.
3. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005
4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;
7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.
Периодическая печать.
1.Воспитание школьников.- Теоретический и научно-методический журнал.
2.Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.
5.Последний звонок. – Газета.
6.Праздник в школе. – Минск «Красико-принт».
7.Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».
8.Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы./ Кулешова Н.В. – Ростов н/Д:Феникс,2005.
9.Чем развлечь гостей. – Журнал.
10. «В кругу друзей»
(посвящение в «ЦВР-ки»)
Игра- путешествие
Развитие сплоченности коллектива через совместное участие в конкурсах
«День именинника»
Конкурсно-развлекательная программа
Создание традиционной атмосферы праздника
11.«Вместе целая страна».
Отчетные выставки, концерты в объединениях, Развитие творческой индивидуальности
награждение обучающихся. детей. Отслеживание творческого роста.
Алия Аймухамбетова
«Академия досуга». Программа досугового клуба дневного пребывания
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Летний отдых - самые продолжительные детские каникулы. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным. В это время ребенку необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года.
На территории г. п. Федоровский в 2015 году работали следующие лагеря :
1. пришкольный летний оздоровительно-образовательный лагерь «Островок безопасности» на базе МБОУ ФСОШ №1 (июнь) – 55 человек;
2. пришкольный летний оздоровительный лагерь «Солнышко» на базе МБОУ ФНСОШ №4 (июнь, июль) – 250 человек;
3. оздоровительный лагерь «Ахтиурье» на базе МБОУ ДОД «Федоровский центр дополнительного образования» (июнь, июль, август) – 150 человек;
4. оздоровительный лагерь «Сталкер» на базе МБОУ ДОД «ФДШИ» (июнь) – 30 человек;
5. летняя площадка кратковременного пребывания «Золотой ключик» на базе центра социальной помощи семье и детям «Апрель» - 174.
За пределами Сургутского района отдохнуло 85 детей.
В 2012 году в летний период из 2694 детей, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях г. п. Федоровский, в летние каникулы на территории поселения осталось :
Июнь – 1365 человек,
Июль – 1083 человек,
Август – 1409 человек.
Практика показывает, что летними организованными формами отдыха охвачено недостаточное количество подростков.
Причины :
1. Не все родители имеют возможность оплатить предлагаемые лагеря с выездом за территорию округа.
2. Многие лагеря имеют целевую группу «одаренные дети» и возрастной ценз
3. Пришкольные лагеря работают только июнь (с 9.00 до 15.00) и охватывают возрастную категорию до 11 лет.
Следовательно, многие подростки охвачены летними формами отдыха и оздоровления в неполном объеме.
С 2008 года в МКУ «КМЦ «Резерв» работает досуговый клуб дневного пребывания «Звезда» . Ежегодно в процессе работы менялся подход к организации и проведению досугового клуба : формы работы, режим работы, возраст участников, виды деятельности, которые могли бы удовлетворить желания и запросы подростков.
Разработка и написание программы «Академия досуга » основана на систематизации предыдущего опыта проведения клуба дневного пребывания «Звезда» для детей и подростков в период летних каникул, учитывая их психологические и возрастные особенности, давая им возможность выбора разнообразных форм отдыха и занятости.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель : создание условий для полноценного отдыха, реализации творческих и спортивных возможностей подростков.
Задачи :
1. увеличение охвата детей организованными формами отдыха;
2. развитие чувства коллективизма, дружбы, ответственности, самостоятельности, взаимовыручки у детей и подростков;
3. привитие навыков здорового образа жизни через игровые, познавательные и состязательные формы деятельности;
4. развитие интеллектуально-творческих способностей;
5. формирование игровой базы (напольные, настольные игры) ;
6. подготовка, переподготовка и повышение квалификации исполнителей программы ;
7. распространение опыта, эффективных форм и методов в СМИ о реализации программы .
СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Место проведения : помещение здания МКУ «КМЦ «Резерв» (актовый зал, спортивный зал, музей, спортивные, игровые площадки и природная зона г. п. Фёдоровский Сургутского района.
Время проведения : июнь-август.
Количество смен : 3.
Наши мотивации
(или почему мы этим занимаемся)
Мы чувствуем благодарность.
У нас есть возможности для роста.
Мы видим собственную способность что-то изменить.
У нас появляются новые друзья и интересы.
Мы чувствуем себя частью большого целого.
Мы решаем проблемы, которые считаем актуальными.
Программа «Академия досуга » позволит каждому ребенку испытать себя в чем-то новом, попробовать силы в раннее совершенно неизвестной деятельности, сделать открытие в самом себе. А мы призваны ему в этом помочь, создать условия для проявления этих возможностей, способностей и талантов, удовлетворения запросов и потребностей. Пусть лето станет для него порой открытий. Ведь лето – это маленькая жизнь! Выбор деятельности детей основан на принципах : добровольности, интереса, удовольствия, творчества, психологического комфорта, выбора разнообразных видов досуговой деятельности , что является залогом формирования позитивного отношения к жизни. И эта программа поможет организовать интересно и содержательно досуг детей и подростков .
Программа предусматривает организацию досуга , пропаганду здорового образа жизни, развитие творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей и подростков, формирование умений и навыков по первичной туристической и военно-спортивной подготовке.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - подготовительный (апрель-май) :
Корректировка программы ,
Определение кадрового состава,
Проведение пиар – компании по набору участников,
Проведение консультационного семинара для педагогического состава,
Подготовка материально-технической базы.
II этап – организационный этап (май) :
Подготовка и оформление помещения,
III этап – обеспечение безопасности участников (май-август) :
Подготовка инструктажей по ТБ для педагогического состава и участников;
Предоставление информации родителям о месте проведения и режиме работы клуба с контактными телефонами;
Предоставление родителями заявления о согласии пребывания ребенка в клубе с контактными телефонами;
Проведение инструктажей по ТБ для участников в зависимости от рода деятельности.
IV этап – основной (июнь-август) :
Реализация программы .
V этап – аналитический (сентябрь) :
Анализ эффективности работы клуба дневного пребывания .
Направления деятельности программы
Спортивное Творческое Гражданско-патриотическое Нравственно-эстетическое
Утренняя зарядка,
Соревнования,
Подвижные игры на свежем воздухе,
Командные игры,
Конкурс рисунков на спортивную тематику. конкурсы,
Викторины,
Театрализованные представления,
Праздники,
Конкурсно-игровые программы ,
Танцевальные шоу-программы экскурсии в музей ,
Викторины,
Просмотр фильмов, роликов,
Первоначальная военная подготовка (разборка-сборка АК, стрельба из пневматической винтовки) ;
Первоначальная туристическая подготовка (укладка рюкзака, установка палатки, Школа выживания, ориентирование на местности) игры на сплочение,
Праздник «Давайте жить дружно!» ,
Справочное бюро «Добро пожаловать» ,
Школа общения
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Всем живущим звезды эти
светят миллионы лет.
Где истоки радостей, печали
этой невозможной красоты?
Тайны жизни скрыты за печатью
самой щедрой на добро звезды…
Легенда клуба
Далеко-далеко на Небе жила одинокая Звезда. Ей было холодно и грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти друзей. Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле, она увидела задорных и беспокойных людей. Эти люди обустраивали в учреждении Резерва досуговый клуб . По вечерам их вдохновляли мечты о том, как сюда придут дети, и как их веселый звонкий смех будет будоражить стены.
Позже, среди людской суеты и гула машин, Звезда услышала звонкие голоса детей. В уютном, просторном досуговом клубе играли дети . О, как захотелось Звезде спуститься на Землю и стать свидетельницей этого земного чуда, родившегося на базе молодёжного центра Резерв! Но суров закон Космоса! Звездам нельзя опускаться на Землю, иначе они погибнут, непременно погибнут! Однако желание было сильней, и Звезда устремилась к Земле.
С тех пор прошло много лет. Досуговый клуб «Звезда» каждую смену наполняется веселыми детскими голосами, и каждый раз отправляется в удивительное путешествие, а Звезда.
Нет, она не погибла. Достигнув детской страны, Звезда разлетелась на тысячи мелких искорок. Дети г. п. Фёдоровский до сих пор находят искорки той Звезды, которые дарят им Счастье.
Система роста
Создается карта индивидуального роста – «зачетная книжка» , которая находится в деканате и заполняется на каждого ребенка ежедневно .
Ежедневно на сборе участников клуба подводятся итоги дня. Отмечается позиция участия детей в делах клуба в течение дня : проспавший, наблюдатель, исполнитель, организатор, активный участник и др. позиции. Дети получают стикеры. Педагоги в конце дня подсчитывают стикеры и выставляют «звезды» в «зачетную книжку» .
И так каждый день зажигаются путеводные звезды :
Красная звезда – все любуются вами, вы постарались
по полной программе ;
Розовая – чуть-чуть не хватило до ликования, но вы сегодня достойны
внимания;
Желтая - что-то сегодня не получилось, дыханье второе вам не
открылось.
По итогам смены дети получают ученые звания «Академии досуга » : бакалавр, магистр, академик I степени , академик II степени , академик III степени , академик досуга . А также дети получают поощрительные призы.
*Финансирование программы предполагается за счёт различных многоканальных источников : бюджета Сургутского района, грантовых поддержек УКМПТиС, спонсорская помощь.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Главный прогнозируемый результат программы видится в осуществлении максимальной увеличения охвата подростков и занятости детей на период летнего отдыха.
Условия успешной реализации программы :
Своевременная адаптация участников программы .
Создание атмосферы психологического комфорта.
Доверие и сотрудничество в отношениях между детьми и взрослыми. Обеспечение разумной дисциплины и порядка как условий защищенности каждого участника и взрослого.
Ежедневный анализ происходящего.
Органическое сочетание различных видов деятельности.
Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение программы .
По реализации проекта предполагаются следующие результаты :
Организационные :
Увеличение охвата подростков в летнее время (до 150 подростков) ;
Удовлетворение потребности детей и подростков в ярком, полноценном насыщенном отдыхе (мониторинг «Карман впечатлений» );
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди подростков, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей (ежедневное проведение психологических тренингов) ;
Формирование временного коллектива с благоприятным микроклиматом.
Развивающие :
Приобщение подростков к различным видам творческой деятельности;
Развитие мотивации к здоровому образу жизни;
Активный отдых подростков, приобретение ими положительных эмоций;
Привитие полезных качеств личности, коммуникабельности.
Образовательные :
Приобретение умений и навыков на основе выбора деятельности по интересам;
Расширение информационного поля в области ЗОЖ;
Приобретение новых знаний, умений и навыков в туристической и военно-спортивной деятельности.
Воспитательные :
Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
Формирование ответственного подхода к собственному здоровью;
Формирование эстетически-нравственных качеств через социально-значимую деятельность.
Методические :
Наработка новых методических материалов, сценариев для организации досуга детей и подростков ;
Обобщение опыта работы по организации досуга подростков .
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для выявления эффективности проекта создается рабочая группа, которая после окончания каждой смены проводит мониторинг результативности программы . Эффективность деятельности оценивается по степени решения конкретных задач.
Основные критерии :
Увеличение количества участников;
Наличие постоянного состава участников;
По письменным отзывами благодарностям родителей, подростков;
Эффективность оценивается на основе различных способов (механизмов) оценки : устных опросов, анкетирования, социометрии, а также в процессе наблюдения и экспертных оценок.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ
Актуальность.
Массовость.
Востребованность у подростков.
Наличие кадрового потенциала.
Системность.
Поддержка на муниципальном и окружном уровнях.
Наличие материально-технической базы.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Осуществление программы способствует :
Увеличению охвата детей и подростков в летний период;
Освоению подростками различных видов творческой деятельности, новых умений и навыков по первичной туристической и военно-спортивной подготовке;
Увеличению количества детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни;
Снижению темпа роста негативных социальных явлений среди подростков;
Увеличение количества участников клубов , кружков, секций военно-спортивной и туристической направленности из числа участников клуба дневного пребывания .