Дёгтев вячеслав"разумные существа". Почему на Земле люди единственные разумные существа? Теории эпохи Возрождения и Нового времени
В научно-фантастических рассказах о внеземной жизни на других планетах часто идёт речь о нескольких видах существ с высоким развитием интеллекта, в отличие от Земли, где человек доминирует. Почему у нас также нет такого же разнообразия? Есть ли что-то такое, что изначально препятствует развитию сценария, такого же, как на других планетах?
Почему вы решили, что развитие нескольких видов высокоинтеллектуальных существ это только из области научной фантастики? Некоторые исследователи полагают, что два разумных вида боролись за доминирование на Земле. Как сегодня обычные люди делятся на демократов и других, так и в не таком далёком прошлом нашей планеты Homo sapiens боролись за место под солнцем с Homo неандертальцами и, безусловно, этот конфликт является одним из самых острых в истории человечества.
Некоторые говорят, что победили кроманьонцы , а неандертальцы обреченно сдались в бессмысленной интеллектуальной битве: более тупые и немые вымерли?
Но, дело в том, что возможно не все неандертальцы не умели разговаривать, и были интеллектуально не развитыми. Хотя имя стало нарицательным для обозначения дурака и тупицы, археологические исследования показывают, что размер мозга у неандертальцев сопоставим с человеческим. Правда, по остальным факторам они резко отличаются от современного человека.
Нужно сказать, что при любом обсуждении развития hominid (семейство приматов) часто встречаются спекуляции в утверждениях трех типов, такие как:
Неандертальцы и современные люди произошли от общего предка, примерно 400000 лет назад, и неандертальцы жили в основном в Европе, а наши предки главным образом в Африке.
Вид Homo sapiens (человека разумного) начал развиваться в Африке около 60 тысяч лет назад, и появился в Европе, может быть, 45 000 лет назад.
По археологическим исследованиям, время существования неандертальцев, как вида, короткое. Этот вопрос является предметом дискуссий, но возможно время ограниченно 5000 годами. Что произошло на самом деле? Некоторые из теорий:
Мы убили их. Например, автор научно-популярных книг Джаред Даймонд считает, что возможно это мы уничтожили неандертальцев, так же как европейцы болезнями и войнами извели многие коренные народы. Несмотря на многие недостатки, неандертальцы были коренасты и мускулисты, хороши в ближнем бою. (Но, то, же самое можно сказать и о Голиафе). Привезенные с Европы микроорганизмы — возбудители болезней, привели к вымиранию населения Нового Света в катастрофических масштабах. Племена Taino практически вымерли через шесть десятилетий, после прихода Колумба в 1490-х годах на их земли. Таким образом, тот факт, что вид неандертальцем существовал всё-таки 5000 лет, говорит о том, что исчезновение было связано не с занесенными нами болезнями.
Произошла ассимиляция, то есть мы подавили их своим развитием или виды просто смешались. Тоже вряд ли. Исследования генов показывают, что мужчины неандертальцы и женщины Homo sapiens вступали в связи, но не так часто. Признаки ДНК неандертальцев в формуле генома большинства современных европейцев и азиатов не более чем в 4% случаев, у африканцев показатели ещё ниже, прямые предки которых мало контактировали с неандертальцами.
Они не смогли приспособиться. Модная версия – неандертальцы не смогли приспособиться к изменяющемуся климату, хотя палеонтологи говорят, что климат того периода был благоприятным для развития. (Или долгое время придерживались этой версии, а некоторые факты последних исследований говорят обратное). Многие утверждают, что у неандертальцев не было сложных социальных организаций и хороших охотничьих навыков (например, у них никогда, по всей видимости, не было одомашненных собак), и вообще они были неуклюжими и медлительными и не смогли приспособиться к всё более развивающемуся миру.
Мы вытеснили их. В этом, скорее всего суть вопроса. Теория неумения адаптироваться предполагает то, что неандертальцы вымерли, а Homo sapiens нет. Теория конкуренции наоборот говорит о том, что даже, если мы не уничтожили их в открытых войнах, то превзошли в умении осваивать скудные ресурсы.
Доказательства, в большинстве случаев косвенные, но попробуем объяснить. Неандертальцы смогли выживать сотни тысяч лет. А с появлением предка человека, исчезли за 5000 лет. Некоторые приводят в качестве объяснения – конкурентный принцип исключения: два вида не могут занимать одну и ту же экологическую нишу, один в конечном итоге вытеснит другой.
Это не значит, что два высокоинтеллектуальных вида одновременно существовать не могут. Рассмотрим, например, дельфинов, по многим данным самых умных животных на Земле. Дельфины на втором месте по коэффициенту отношения массы мозга к общему весу тела. Некоторые даже говорят, что у них так развит мозг, что можно их рассматривать, как прототип людей. Разница в том, что они находятся в другой экосистеме. И в отличие от неандертальцев не конкурируют с нами в борьбе за ресурсы.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
С какими живыми обитателями природы мы познакомились? Докажите, что растения и животные – живые существа. Что необходимо для жизни растений и животных? ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ДЫШАТ РАСТУТ ПИТАЮТСЯ РАЗМНОЖАЮТСЯ УМИРАЮТ Питание Тепло Свет Вода
Стр. 70 Послушайте рассказ и попробуйте определить, о ком будет идти речь на уроке. Что это за существо? Докажите. Можно ли считать, что человек тоже часть природы? Определите тему урока Человек – разумное существо.
Что человеку необходимо для жизни? Откуда человек берёт всё необходимое для жизни? ВОЗДУХ ВОДА ПИЩА ТЕПЛО
ВЫВОД: Стр. 70 Что общего у человека и животных? Чем отличается человек от животных? Какой вывод можем сделать? Сравните свой вывод.
Стр. 65, № 1 Найдите сходные части тела у человека и животного. Соедините линиями.
Согласны ли вы с утверждением, что человека можно отнести к животным? ДЫШАТ РАСТУТ ПИТАЮТСЯ РАЗМНОЖАЮТСЯ УМИРАЮТ
Чем человек отличается от животных? Как вы понимаете друг друга? Как общаетесь друг с другом? Что вам помогает учиться?
Стр. 71 К ак человек может состязаться с разными животными?
У человека есть множество органов снаружи и внутри организма. Каждый орган имеет своё назначение, как бы «профессию». Стр. 65, № 2 Назовите предметы, которые видите. Кто их придумал? Каким органам помогают нарисованные предметы? Возможность изобретать вещи, имитирующие органы, в сочетании со способностью обучаться и передавать свои знания другим позволила человеку построить современную цивилизацию. ВЫВОД:
Назовите героя мультфильма? Кто такой Маугли? Что отличало Маугли от животных? Посмотрите отрывок из мультфильма « Маугли ». ВЫВОД: Человек может понимать животных, но жить и развиваться он может только в обществе себе подобных.
Рассуждение, расчёт, что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятий разума и рассудка . Но рассудок в современных представлениях не создаёт нового знания , а лишь систематизирует уже существующее.
Разум в философии
Разум и язык
Действие разума, как осмысления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью (языком), которая закрепляет за одним знаком неопределённое множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений, подобных или однородных между собой. Если рассматривать языковой знак в его целости, нераздельно с тем, что им выражается, то можно признать, что действительная сущность разумного мышления выражается в словах, из которых рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия).
Подходя к вопросу о возможности невербального мышления Брауэр показал, что математика - автономный, находящий основание в себе самом вид деятельности, не зависящий от языка и что идеи математики уходят в разум куда глубже, чем в язык, не завися от словесного восприятия. Естественный язык способен, по Брауэру, создать лишь копию идей, соотносимую с ней самой, как фотография с пейзажем.
Разум и божество
В философии древней Греции созерцательный разум традиционно связывался с благом и божеством. После того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление - τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом разуме) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась [уточнить ] в неоплатонизме , ставившем Разум и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной - за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта - за умоисступлённым восторгом (έχστασις). Христианская традиция не связывает разум с божеством, требуя для приближения к божеству не разума, но избежания греха , определённое и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении (схоластика) между разумом как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (illummatio divina s. lux gratiae).
Разум и опыт
В некоторых философских течениях XIX века разум противопоставлялся естественному опыту , или эмпирии. Существовало и обратное стремление - выводить разум или саму идею всеобщности из единичных фактов опыта (см. Эмпиризм).
Разум и мозг
Разум у животных
Можно сказать, что, хотя многие животные, кроме человека, способны к мышлению, разум у них проявляется лишь в исключительных случаях, в целом животные, кроме человека, неразумны, но обладают интеллектом , высокоразвитыми инстинктами и другими адаптивными способностями.
Примечания
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Разумное существо" в других словарях:
разумное существо - Искусственное существо, которое обладает способностью к мышлению. Канадские учёные сконструировали возможный внешний вид нечеловеческого разумного существа. E. Reasonable being D. Vernünftiges Wesen … Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках
Зенон - Зенон, сын Мнасея (или Демея), из Кития, что на Кипре, греческом городе с финикийскими поселенцами. У него была кривая шея (говорит Тимофей Афинский в Жизнеописаниях), а сам он, по свидетельству Аполлония Тирского, был худой, довольно… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
- (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
ЗЛО - [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия
Кант Иммануил - Жизненный путь и сочинения Канта Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… … Западная философия от истоков до наших дней
Известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском университете, в 1882 83 гг. московским городским головой; по выходе в отставку живет в своем имении (село Караул, Кирсановского… … Большая биографическая энциклопедия
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога. В Свящ. Писании ВЗ и НЗ, к рое свидетельствует о Боге и является основанием христ. веры в… … Православная энциклопедия
Стоическая философия возникает в эпоху, когда греческая мысль, утомленная теоретическим умствованием, все более и более стремится к цельному догматическому миросозерцанию, которое могло бы стать на место разложившихся верований и обосновать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Способность любить Фромм Аллан
Разумное ли существо человек?
Разумное ли существо человек?
Во времена Фрейда преобладало мнение, что все поступки человека мотивируются разумом. Люди считали себя разумными существами, которые стремятся к приятному и хорошему и избегают боли и зла, как диктует их рациональное, разумное сознание. Акцент на разумности и рациональности мы находим во всех социальных учениях до того момента, как в конце XIX века Фрейд высказал свои революционные предположения. Считалось, что человеку может недоставать образования, ума, что его способность мыслить может быть несовершенной, но рациональная основа всех его действий сомнению не подвергалась.
Фрейд сам начинал с веры в рациональность человека. Вначале психология его не интересовала, ранние годы своей карьеры он посвятил медицинским исследованиям в области анатомических изысканий. Фрейду нравилась работа в лаборатории, он провел исследования, которые привели к открытию анестезирующих свойств кокаина. Он также описал некоторые случаи детской невропатологии, его описания до сих пор можно встретить в современной медицинской литературе.
Можно считать большой удачей, что он выиграл право на научную поездку во Францию, где смог учиться у двух выдающихся французских медиков и психиатров Шарко и Бернхайма. Шарко тогда возглавлял клинику в знаменитой парижской больнице «Сальпетриер», где его лечение пациентов гипнозом привлекло всемирное внимание.
На сто лет раньше немецкий врач Франц Антон Месмер применил гипноз во Франции. Он назвал свое открытие «животным магнетизмом», другие называли его «месмеризмом». Он пользовался огромным успехом у широкой публики, но Французская медицинская академия осудила его за театральность в использовании техники гипноза, и он уехал в Швейцарию, где умер в безвестности в 1815 году. Великий Шарко возродил его метод и использовал для лечения пациентов, страдающих истерией.
Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр АлександровичЧеловек - это?. - Сегодня мне бы хотелось начать с такого вопроса. Что такое человек? Что это за существа, живущие на Земле и называющие себя людьми? Например, Максим Горький утверждал, что "человек - это звучит гордо". Многие считают, что человек - это высшее существо на
Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор ВикторовичЧеловек открытый и человек-игрок Люди, стремящиеся получать результат преимущественно при помощи откровенности и близости, и люди, достигающие своего результата преимущественно при помощи игр и интриг, как многие чиновники, политики и лидеры научной среды - при
Из книги Понимание языка стрессов автора Виилма ЛуулеМама есть мама, святое духовное существо И ни у кого нет права низводить маму на материальный уровень, сделать ее только телом. Никто не дает нам этого права, даже сама мама не может дать этого права в отношении себя, хотя сами матери такое право себе берут. И мы берем себе
Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений ПавловичГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество
Из книги Психоаналитическая традиция и современность автора Лейбин Валерий МоисеевичЧеловек – сексуальное существо Обвинения в пансексуализмеПредставление о человеке как сексуальном существе ассоциируется, прежде всего, с теорией австрийского врача, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856–1939). Подобное представление настолько укоренилось в
Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс ДжонЧеловек справа, человек слева У вас за спиной справа кто-то стоит. Поверните голову и посмотрите через правое плечо, узнайте, кто это, выясните о нем все, что можно. (…) Во что он одет? (…) Как этот человек выглядит? (…) В какой позе он стоит, какое у него выражение лица? (…) Что
Из книги 48 аффирмаций для укрепления веры в себя автора Правдина Наталия БорисовнаЯ – СУЩЕСТВО СВЕТА! Я праздную каждый свой день и благодарю за любовь.Я ЕСМЬ существо
Из книги Уроки судьбы в вопросах и ответах автора Свияш Александр ГригорьевичГлава 10 Политика – разумное ли это дело? Нужно отметить, что наша методика направлена, в первую очередь, на выявление тех закономерностей, которые создают те или иные ситуации в жизни каждого отдельного человека. То есть мы обычно рассматриваем ситуации, связанные с
Из книги Бизнес-Класс Для Деловой Стервы автора Владимирская Анна Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри АугустоГЛАВА 8. Вы - уникальное существо во Вселенной Нью-Йорк плакал, и мир был опечален: логика террора предала жизнь Когда я заканчивал эту книгу, я посмотрел изображения терактов в Нью-Йорке. Я решил написать несколько слов, чтобы показать, что логика терроризма идет против
Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга ПавловнаРебенок – неполноценное существо? Главная задача человека не в обогащении своего ума различными познаниями, но в воспитании и совершенствовании своей личности, своего «Я». С. Кьеркегор Дети все хотят делать сами, причем даже то, что еще не умеют. Заканчивается это часто
Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев КонстантинРазумное мышление Любое мышление приводит к появлению мысленной картинки. Но раньше мы говорили о том, что каскадная интерпретация также приводит к появлению в сознании мысленных образов. Так как же отличить воспринятое от воображаемого?По самим картинкам отличить эти
Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан77 Человек одновременно и одиночка, и общественное существо Эта мысль Эйнштейна выводится из следующего его высказывания: «Как одиночка, человек старается защитить существование свое собственное и тех, кто ему наиболее близок, чтобы удовлетворить личные желания
Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил Из книги Не бери в голову автора Пэйли КрисМоральному выбору нелегко найти разумное оправдание У философов нет своих лабораторий, поэтому они проводят эксперименты мысленно – на званом обеде в Афинах или с трубкой и бокалом портвейна в Кембридже они представляют себе сценарий и решают, что может произойти.
Долгое время учёные отказывали в разуме животным, однако исследования последних десятилетий показали неправоту этой точки зрения […]
Особенно удивительны достижения общественных насекомых, достигнутые ими, по-видимому, благодаря именно социальному образу жизни.
Если считать, что разумное существо, в отличие от «неразумного», обладает сознанием, то собака - это разумное существо, а плоский червь - нет. В самом деле, собака совершенно определённо обладает сознанием, поскольку может его потерять, что мы заметим по её глазам. По плоскому же червю не поймёшь, в сознании ли он, что означает (во всяком случае, для нас с Вами), что у него нет сознания. Тем не менее, поведение плоского червя, как говорилось выше, достаточно «разумно», т.е. в каких-то отношениях он ведёт себя как разумное существо.Чтобы охватить все объекты, ведущие себя «разумно», обобщим понятие разумного существа в понятие «разумной системы». В обоих случаях поступающие извне сигналы-раздражения вызывают сигналы-отклики, которые затем обрабатываются, подобно тому, как это происходит в мозге, генерируя реакцию, обеспечивающую системе оптимальное функционирование в данных условиях среды. Особенность «разумной системы» в том, что она может не обладать сознанием, тогда как для разумного существа это по определению обязательно.
Феномену сознания посвящена громадная литература, однако наука пока не приблизилась к его пониманию. Используемое нами феноменологическое определение сознания «по глазам», опирающееся на здравый смысл и находящееся в русле бихевиоризма, не хуже других. Из-за размытости понятия сознания размыта и граница между «разумной системой» и разумным существом. Особенно тонкой грань между ними делает тот факт, что основная часть нашего мышления протекает на подсознательном уровне: их различие, получается, состоит в том, что всё «мышление» первого может происходить без участия сознания, тогда как мышление второго частично осуществляется на сознательном уровне. Непонятно, чем отличается (полностью) бессознательное «мышление» «разумной системы» от бессознательной компоненты мышления разумного существа.
Размытость понятия «разумной системы», однако, не может служить препятствием на пути его применения. Понятие разумного существа тоже размыто, однако широко применяется. Наука вообще зачастую использует понятия, не имеющие строгого определения. В физике, например, отсутствует строгое определение понятия силы, в биологии - понятия жизни (размыта граница между живыми и неживыми системами). Может оказаться полезным, полагаю, и понятие «разумной системы».
Множество «разумных систем», к которому принадлежит и человек, значительно разнообразнее множества разумных существ. К первому может быть отнесён, например, геном, который, на мой взгляд, «мыслит» подобно мозгу. Как «разумные», мне кажется, могут рассматриваться также белок, эндокринная и иммунная системы.
Ярким примером «разумной системы» в мире животных является колония общественных насекомых. Населяющая муравейник семья совершенно определённо не обладает сознанием, что не мешает ей достаточно «разумно» вести войны, содержать рабов (тлей) и вообще адекватно отвечать на вызовы среды. Особенно показателен опыт, проведённый Дж. Брауэром, который на 3 года поместил около семьи муравьев Formica integra чувствительный для них источник гамма-излучения (10 Р/час). Муравьи построили крытую дорогу длиной 12,5 м, что позволило им в какой-то мере ослабить воздействие радиации. Сознание в этом явно не участвовало, тем не менее муравьи, не понимая, что делают, построили по сути дела инженерное сооружение.
Разумеется, поведение муравьев в данном случае было в своей основе инстинктивным, т.е. генетически обусловленным. Однако инстинкт определяет лишь основные составляющие поведения, его «макроструктуру», но не реакцию на конкретные особенности среды. Инстинкт не скажет муравьям, в каком конкретном направлении строить крытую дорогу, чтобы минимизировать воздействие источника радиации и где брать подручные материалы. Реакция человека на внешние обстоятельства тоже часто имеет инстинктивную основу, что не отменяет его разумности.
Не являясь разумным существом, муравьиный социум ведёт себя так, как если бы им был, что мы и обозначаем термином «разумная система». К числу «разумных», на мой взгляд, может быть отнесена и сама морфофизиологическая система, обеспечивающая инстинктивное поведение, вот только носителем этой системы является не особь, а органический вид, обучение которого растянуто на несколько (много) поколений.
Не исключено, что достаточно «разумно» может вести себя даже ассоциация бактерий. Л. Маргулис и Д. Саган указывают на то, что «все бактерии в мире, по существу, имеют доступ к единому генофонду и, соответственно, к общему адаптивному механизму царства бактерий. Скорость генетической рекомбинации превосходит скорость мутации: если эукариотным микроорганизмам для адаптации к изменениям в мировом масштабе может потребоваться миллион лет, то бактерии решают эту задачу всего лишь за несколько лет... В результате имеется единый сверхорганизм, обеспечивающий связь и взаимодействие внутри мира бактерий и создавший на планете такие условия, которые сделали её пригодной для жизни более крупных биологических форм» […]
Подчеркну, что в понятии «разумная система», как мы его понимаем, нет ничего мистического, это просто такой язык описания достаточно развитых систем, которые ведут себя как разумные существа. Ведь даже о физической системе, выведенной из состояния равновесия и возвращающейся в него в соответствии с принципом Ле-Шателье , при желании можно было бы сказать, что «она действует так, чтобы вернуться в равновесное состояние», т.е. как если бы она преследовала некую цель, тогда как речь идет только о направлении её реакции. «Разумные системы», не обладающие сознанием, тоже функционируют так, как если бы они сознательно преследовали некую цель, тогда как речь идёт лишь об их определённым образом направленных реакциях на внешние раздражения. Не обладая сознанием, нельзя действовать сознательно.
Хайтун С.Д., Номенклатура как «разумная система», журнал «Вопросы философии», 2006 г., N 4, с. 97-99.