Конкурсы. Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки
ГОКУ «Школа-интернат р.п. Квиток»
Занятие:
«Экономика в сказках»
6 класс
воспитатель Трохимчук Т.Г.
2018 год.
Цель
Программные задачи:
Образовательные:
-
-
2. Развивающие:
-
-
- 3.Воспитательные:
Воспитывать
» Сказки –
«Мужик и медведь» .
Материал и оборудование
Посмотрели на гостей, сели правильно. Отвечать на вопросы когда вас спросят и уметь слушать других.
Организационный момент:
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети:
Воспитатель:
Для чего нужны деньги?
Дети:
Воспитатель:
Ответы детей : «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде».
Воспитатель:
Кто прочитает тему занятия?
Тема: «Экономика в сказках»
-
Я вас прошу быть внимательными.
Сказка «Три поросёнка»
Ситуация 1 .
Вопросы к детям:
Подумайте и скажите зарплата для поросят это что? (Доход)
Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.
Вопросы к детям: Подумайте и скажите.
Расход? Прибыль?
Что такое расход?
Деньги, Расход.
Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.
Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом? (Потребности)
потребности (надо)
(Раздать карточки детям для в группах работы)
Расход семьи : (в месяц)
Оплата за воду – 20 руб.00к.
Покупка дров - 19 руб.20к.
расход: 1000 рублей
Вопросы к детям: Подумайте и скажите.
? Расход
Д Р , Д
Бюджет семьи:
Доход 1500руб.90к.
Расход - 1000 руб.00к .
500 руб.90к. (Сбережения?)
«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.
Ситуация 4.
Вопросы к детям: Подумайте и скажите.
Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?
Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?
Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?
Когда - Экономишь
Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.
: раздать детям Экономические задачи, решить самостоятельно.
- Будьте внимательны.
Экономическая задача - по электроэнергии
Бабушка девочку очень любила
Шапочку Красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А, ну-ка ребята вспомним его? (Красная шапочка)
В:
В:
Продолжение сказки «Красная шапочка»
После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка: учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.
В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».
В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.
В:
В : Как вы думаете ,
В:
Заключительная игра:
Дидактическая игра: « Доход - расход»
Я начну, а вы кончайте
Мама получила зарплату- доход
Бабушка заболела- расход
Выиграла приз -доход
Потеряла кошелёк -расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
- Поиграем в игру: «Дорого, дёшево» Я буду говорить вам Крылатые выражения, фразы.
ДОРОГО ДЁШЕВО
На вес золота
За бесценок
По божеской цене
Не подступиться
Цена кусается
Не по карману
По сходной цене
Подведение итогов.
Вопрос:
И на этом наше занятия закончилось, спасибо за внимания.
Занятие: «Экономика в сказках» 6 класс.
Цель : познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказками и её героями.
Программные задачи:
Образовательные:
- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.
- познакомить с экономическим понятием: потребность « Хочу» и « Надо».
2. Развивающие:
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления,
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас,
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. 3.Воспитательные:
Воспитыватьлюбознательность в процессе познавательно - деятельности
Формировать положительные взаимоотношения детей.
Предварительная работа: « Чтение художественной литературы » Сказки –
«Три поросёнка» английская сказка, «Петушок и бобовое зернышко» - русская народная сказка, «Как старик корову продавал» С. Михалков, «Золотой ключик или приключения Буратино», «Трое из Простоквашино», «Красная шапочка» Ш. Перро,
«Мужик и медведь» .
Материал и оборудование . Презентация, карточки с заданиями, загадки, отрывки сказок на новый лад, карточки - сочини продолжения сказки «Красная шапочка» используя такие слова (Зарплата, стипендия, труд, пенсия, семейный бюджет и т.д.; Экономический словарь - где будут делать записи.
Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино» песенка Лисы Алисы.
Организационный момент:
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети: Деньги, монеты (рассматривание монет разных стран: Крона- Чехия, Казахстан – тенге, Украина- гривна, Россия- рубль) Страны Евро союза- евро.
Воспитатель: Правильно, ребята, ответьте мне на второй вопрос.
Для чего нужны деньги?
Дети: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать.
Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в без них прожить невозможно.
А вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.
Ответы детей :
Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Вот видите, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся со сказочными героями в мир Экономики.
Кто прочитает тему занятия?
Тема: «Экономика в сказках»
Ребята обратите внимания, что у вас лежит на краю стола.
- Экономический словарь, в него вы будете записывать слова, а какие вы узнаете во время занятия.
Я вас прошу быть внимательными.
Сказка «Три поросёнка»
Ситуация 1 .
Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Три брата поросёнка были очень трудолюбивые, они работали на стройке. И за свой труд получали зарплату. Накопили денег и решили построить дом.
И вот заспорили поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.
Вопросы к детям:
Подумайте и скажите зарплата для поросят это что?
Наводящие вопросы: А деньги что они приносят людям?
Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?
Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили в Сибири?
Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.
Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, и были очень довольны.
Вопросы к детям: Подумайте и скажите.
Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?
Израсходованные деньги – это Доход? Расход? Прибыль?
Что такое расход?
Какое слово запишем в экономический словарь? Деньги, Расход.
Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.
Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, покупают дрова.
Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом?
Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей, но и увидели свои потребности (надо)
(Раздать карточки детям для работы в группах)
Расход семьи : (в месяц)
Покупка продуктов питания - 300 руб.00к.
Покупка одежды, обуви - 500 руб.00к.
Оплата за электроэнергию – 150 руб.00к.
Оплата за воду – 20 руб.00к.
Оплата за телефон - 10 руб.80к.
Покупка дров - 19 руб.20к.
расход:
Вопросы к детям: Подумайте и скажите.
Как можно назвать деньги, потраченные поросятами? Расход
Назовите, в каком случае можно сказать об экономии денег:
Подумайте и скажите. О какой семье можно сказать, что они хорошо живут.
Д Р , Д
Учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года – это Семейный бюджет.
Самостоятельное решение на карточках (Индивидуальная работа)
Бюджет семьи:
Доход 1500руб.90к.
Расход - 1000 руб.00к .
500 руб.90к.
«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.
Ситуация 4.
Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.
Вопросы к детям: Подумайте и скажите.
Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?
Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?
Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?
Когда - Экономишь
Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.
- Поросята рассказали Волку разные истории : Экономические задачи, решить самостоятельно.
- Будьте внимательны.
Экономическая задача - по электроэнергии
Это было однажды Ниф-Ниф когда уходил на работу, забыл выключить свет.
Какой ущерб нанес семейному бюджету Ниф-Ниф, если за час использования электроэнергии поросята платили 3 рубля, а свет горел 8 часов?
Решение: ________________________________
Экономическая задача - о воде.
Как-то у поросят сломался кран, они его быстро починили. Но посчитали если:
При неисправности крана, с самой тонкой струйкой за сутки может уйти в канализацию до 15 литров питьевой воды. Сколько литров питьевой воды уйдет в канализацию за месяц (30 дней)?
Решение: ______________________________________
Бабушка девочку очень любила
Шапочку Красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А, ну-ка ребята вспомним её? (Красная шапочка)
В: Вы помните, что случилось с Красной шапочкой? (Ответы детей)
В: А как же сказка закончилась? (Ответы детей)
А давайте вы сочините сказку на новый лад используя такие слова: Труд, зарплата, стипендия, пенсия, семейный бюджет: расход, доход.
(Дети рассказывают свои сказки).
Предлагаю свой вариант сказки «Красная шапочка »
После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка : учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.
А как вы думаете, почему они могут позволить ездить отдыхать на море?
Заключительная игра:
Дидактическая игра: « Доход - расход»
Я начну, а вы кончайте
Хором мне не отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату- доход
Бабушка заболела- расход
Выиграла приз -доход
Потеряла кошелёк -расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
Из чего состоит семейный бюджет? (Ответы детей) дохода и расхода.
Поиграем в игру: «Дорого, дёшево»
ДОРОГО ДЁШЕВО
На вес золота
За бесценок
По божеской цене
Не подступиться
Цена кусается
Не по карману
По сходной цене
В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».
В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.
В: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями « Надо» т.е то что нужно каждому человеку,
В : Как вы думаете , какие это потребности – назовите? (Ответы детей) Продукты питания, одежда. обувь, оплата электричество, покупка дров, оплата за вода
В: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями
« Хочу» - Путешествия, покупка телефона, домашнего кино-тетра, бытовой техники для кухни. Без чего может прожить человек.
Подведение итогов: Ребята мы сегодня в экономический словарь записывали слова .
Деньги, расход, доход- семейный бюджет, потребность.
Угадайте, что в «Шкатулке» (находятся шоколадные монеты)
Вопрос: Их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№48 «Золотой петушок»
Педагогический проект
«Королева Экономика»
г. Нижневартовск
Педагогический проект
Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.
«Королева Экономика»
Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.
Задачи:
Расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;
- развитие в ребенке понимания внутреннего мира людей;
- пробудить фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).
Паспорт проекта
Тип проекта – познавательный
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
Актуальность проекта :
Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка . «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Мы осуществили анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».
Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).
В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.
Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).
Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).
Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.
А мы считаем, что именно сказка позволяет педагогам формировать нравственные взгляды детей.
У сказки множество функций:
Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
Способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
Помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.
Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).
Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.
Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
2.Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.
Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.
Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.
Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:
Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
Организация комплексной работы со сказкой;
Создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;
Сказки, отражающие труд людей;
Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.
В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
2.Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».
4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Народных: «Лиса и козел».
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
по мотивам сказок А.С.Пушкина
"Сказка ложь, да в ней намек! Добрым мол одцам урок."
На одном большом острове в океане правил когда-то молодой князь Гвидон и женился он на прекрасной царевне Лебеди.
Много было на том острове разного богатства: и леса, и горы, и заливные луга, и много рыбы в океане. Однако народ острова жил бедно, так как в ту пору в качестве денег в ходу были золотые, да серебряные монеты, да еще драгоценные камни, а на острове не добывалось ни злата, ни серебра, ни каменей драгоценных. А все это было привозное - заморское, из соседнего царства - государства, где правил славный царь Салтан. По указу царя Салтана его купцы закупали на острове только лес, да уголь и более - ничего. И вот, сколько закупят купцы заморские этого товару, столько и денег ходило, а других денег на острове в ходу не было. А князю Гвидону надо было еще платить целому войску великанов - "Все равны, как на подбор; старый дядька Черномор с ними из моря выходит и попарно их выводит, чтобы остров тот хранить и дозором обходить..."
Еще надо было содержать большой княжеский двор, чиновников, да многочисленную челядь, чтобы перед заморскими гостями в грязь лицом не ударить. Как оплатит все это князь, так денег в казне боле и нет, народу перепадали жалкие крохи. Так что, жили люди в основном своим натуральным хозяйством - "сколько потопали, столько и полопали." Между собой люди занимались натуральным обменом, так что торговля не развивалась.
Хоть леса и руды на острове было много, так ведь когда-нибудь могло и закончиться. А чем тогда торговать, и где потом деньги брать? Сильно об этом кручинился молодой князь.
Как водится, князь еще разбирал споры между людьми и вершил правый суд. А споров было очень много, почитай каждый день приходилось разбирать - сколько и на что можно менять разного товару. Каждый, кто приходил, был обижен и жаловался князю, что его мол обделили и обобрали. Так что, вместо того, чтобы с молодой женой - лебедушкой о наследниках радеть, приходилось одни и те-же жалобы каждый день слушать, "ряды рядить, да лясы точить."
И еще очень печалился князь Гвидон, что в городе, да и в округе бродят много нищих, оборванных людишек и просят подаяния. Беда в том, что много среди нищих было вдов с голодными детишками: у какой муж - рыбак в шторм пропадет, у какой - на лесоповале надорвется или в шахте поломается. Все, пиши:- пропало, детей кормить нечем. И шли вдовы с детками в город к добросердечному князю просить подаяния. Много он милостыни раздавал, только нищих становилось все больше и больше. А заморские купцы его еще и подначивали - "Что это у тебя столько нищих, князь? Не умеешь ты стало-быть ни хозяйство вести, ни порядок навести."
Князь у купцов спрашивал: "А что в царстве славного Салтана делается? Как он с нищетой справляется?"
На что гости отвечали: "Как царские слуги увидят какую-нибудь нищенку с ребенком, так они их хватают, в бочку сажают, да в море-океан с горы сбрасывают. И нищих в том царстве-государстве, почитай - и не видать. Хоть баб, да их детишек всем жалко, да делать нечего, надо-же как-то с нищетой бороться."
И вот Князь три ночи не спал, не ел - все думу думал: как нищету одолеть и всех богатыми сделать, и при этом жизни человеческие не губить?
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?" - Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает: "Грусть-тоска меня съедает; чудо чудное завесть мне б хотелось. Где-то есть ель в лесу, под елью белка; диво, право, не безделка - белка песенки поет да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд; но, быть может, люди врут".
Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает; это чудо знаю я; полно, князь, душа моя, не печалься; рада службу оказать тебе я в дружбу".
Жена князя была волшебницей, она умела превращаться хоть в лебедя, хоть в муху, хоть в комара, и в таком обличие летала в дальние три-девятые и три-десятые царства, и даже в другие - параллельные миры. Она смотрела, что там происходит и могла присылать от туда разные диковинки, каких на острове сроду не видывали.
И вот, по желанию Гвидона, выросла на княжеском дворе ель с золотыми орешками и изумрудными ядрами, которые белка добывала, да еще при этом и песни пела.
Князь было собрался из золотых скорлупок лить монеты, да пускать их в ход по свету, а княгиня и говорит: "Ты князь, у ели стражу поставь, пусть люди на это чудо из далека любуются, а все золотые скорлупки, да изумрудные ядрышки в казну, под спуд запирай. А народу раздавай золотые деньги да изумруды, но только не реальные, а виртуальные. и чтобы торговля велась через магазины - тоже виртуальные."
"Это как же так?" - Изумился князь.
"А так, елка с золотыми орешками у тебя одна и белка тоже одна, а народу много. Как начнут они товар производить и торговлю вести, и с этого - богатеть, так ни каких шишек не напасешься. Ты народу объяви, что мол для сохранности от грабителей - злодеев, все эти драгоценности будут храниться в княжеской казне, а народ будет регулярно получать необходимое количество денег в виде условных чисел на их именных счетах и люди смогут самостоятельно ими распоряжаться для ведения хозяйства и торговли. И объяви, что количество условных чисел соответствует определенному количеству ценностей, хранящихся в княжеской казне."
Князь сначала обрадовался: "Это ты хорошо придумала! Выходит, что виртуальных денег я смогу раздавать сколько угодно!"
А волшебница отвечает: "Да, только я это не сама придумала, а в три-десятом царстве подсмотрела. Скоро от туда придет корабль и привезет волшебные зеркала - айфоны, через которые люди будут управлять своими виртуальными деньгами. Но за айфоны пока придется заплатить настоящим золотом и настоящими изумрудами, так как к тебе пока еще не достает доверия у заморских купцов."
"Но погоди!" - Воскликнул князь: "От куда же возьмется доверие? Когда я умру, наследники откроют мои закрома и увидят, что на самом деле там драгоценностей - кот наплакал. Что они тогда обо мне скажут?"
"Не тревожься об этом, князь!" - Ответила княгиня лебедь: "Пусть люди вначале привыкнут к виртуальным деньгам, да на собственном опыте убедятся, что для торговли им не нужны ни золото, ни изумруды, а нужны только виртуальные числа на их денежных счетах, да государственный закон - принимать эти числа в уплату за реальные товары. А потом мы как-нибудь эту привязку к золоту и отменим. В тех дальних мирах, где я побывала, "золотого стандарта" давно уж и в помине нет."
Но все-таки у князя ни как не могло уложиться в голове, как с помощью каких-то абстрактных, не реальных чисел, можно добывать реальные ценности, он ведь никогда такого не видывал и никогда о таком не слыхивал. Тогда княгиня дала ему волшебное зеркало - айфон и сказала: "Вот, иди поиграй в социальную игру, а заодно и потренируйся."
Несколько дней князь игрался с демо-версией в социальной игре, пока постепенно не начал постигать суть дела, но кое-какие неразрешенные вопросы все-таки остались. Пришел князь к своей лебедушке и спрашивает: "Если золотой стандарт - это фикция, то чем тогда инвестиционные деньги реально обеспечены? И сколько их надо выпускать? И почему их объем надо к народонаселению привязывать?"
"Реально инвестиционные деньги обеспечены потенциалом." - Ответила лебедушка.
"Каким таким потенциалом?" - Изумился князь.
"В первую очередь - человеческим созидательным потенциалом, а во вторую очередь - потенциалом окружающей нас природы. Поэтому деньги должны быть привязаны к населению. Вот мы идем с тобой сейчас по песчаному берегу и ты думаешь, что из песка невозможно построить прочный дом; а между тем, человек придумал как превращать песок в легкую, но прочную пену, из которой можно строить легкие и прочные дома. Человек способен придумать и потом воплотить в реальной жизни такое, что без него в природе никогда не было и не будет. Вот волшебное зеркало у тебя в руках - его тоже человек придумал.
С другой стороны, производство без людей - покупателей не имеет смысла, поэтому потребительские деньги тоже должны быть привязаны к народонаселению, чтобы люди смогли спокойно жить и самовоспроизводством заниматься (детей растить да воспитывать) да еще, чтобы все находили себе занятие по душе и сотрудничали друг с другом для совместного созидания разных благ.
Но есть такие страны, где деньги привязаны к ростовщикам, и люди к ним за деньгами на поклон ходят. Если ростовщик захочет, может деньги дать, а может и не дать, а может все имущество у должника отнять и по миру его пустить. Потому, что владеет ростовщиком страсть власти и наживы - маммона, и испытывает он такой голод, который невозможно ни чем утолить, хоть ты все богатства мира влей в его ненасытную глотку."
"От чего же зарождается такая ненасытная страсть?" - Подивился молодой князь.
"От страха нищеты, поэтому нищету надобно одолеть, но не уничтожая нищих (от этого страх только растет), а нужно людей умиротворить и обнадежить. Для этого им надобно обеспечить достойный (не нищенский) базовый уровень жизни и вселить уверенность в завтрашнем дне. Когда человек уверен, что ни он, ни его близкие не будут страдать от голода и холода, и что есть у них надежная защита, тогда сможет человек спокойно посвятить себя тому, к чему у него душа лежит. А чем более люди образованы и развиты духовно, тем больше у них проявляется жажда творчества, тем больше им хочется созидать что-то новое и доселе невиданное."
"Все это хорошо." - Вздохнул князь: "Но если людей обеспечить базовым уровнем жизни, никто тогда и работать не захочет."
"Не беспокойся!" - Ответила княгиня: "В других странах проводили такие эксперименты, где людям просто раздавали деньги. Вначале они, правда - пили и гуляли, но потом брались за голову, и начинали порядок наводить да жизнь обустраивать, человеческое здравомыслие еще никто не отменял."
"А от чего зависит базовый уровень жизни?" - Поинтересовался князь.
"От технического прогресса. Чем выше уровень технического прогресса, тем ниже потребность в рабочих руках, то есть в людях, делающих монотонную стандартную работу. Но зато, повышается потребность в специалистах, обладающих высокой умственной способностью и глубокими знаниями. Хоть их труд оценивается высоко, но в общем и целом затраты на человеческий труд сокращаются, это называется - сокращение внутренних затрат. Но, с другой стороны, все руководители предприятий заинтересованы в росте объемов производства и сбыта своей продукции. Этот парадокс как раз и устраняется при помощи электронной денежной системы (системы распределения благ). Когда на потребительские счета граждан регулярно перечисляются деньги, составляющие разницу между объемами предложения продукции (в деньгах) и объемами спроса, обеспеченного заработанными деньгами."
"Почему деньги должны быть разделены на два отдельных потока - инвестиционные и потребительские?" - Спросил князь, подумав.
Должен работать сбалансированный товарно-денежный механизм, чтобы с одной стороны - не было перепроизводства товаров или денег, а с другой стороны - нехватки товаров или денег. Такой механизм автоматически регулируется и отлаживается с помощью электронной денежной системы и электронной системы товарного оборота.
Инвестиционные деньги можно тратить только на средства производства и на материалы и еще - на оплату труда. Потребительские деньги тратятся уже на готовую продукцию. Чтобы деньги контролировались по назначению платежей применяются автоматические ограничители и контролеры. Для этого используются два вида электронных порталов, через которые проводятся электронные (безналичные) платежи: один портал для частных инвесторов и частных покупателей розничной продукции; второй портал - для производителей продукции, через него ведется торговля промышленным оборудованием и оптовая торговля сырьем и материалами, а также к нему подключена электронная биржа труда.
Чтобы цены были предсказуемыми и фиксировались на определенный отрезок времени, по всей цепочке заключаются длинносрочные договоры поставок продукции и различных услуг по фиксированной цене."
"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; о н бежит себе в волнах н а раздутых парусах м имо острова крутого,м имо города большого; п ушки с пристани палят, к ораблю пристать велят. Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовет их в гости. Он их кормит, и поит, и ответ держать велит: "Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет, т
орговали мы недаром н
еуказанным товаром; а
лежит нам путь далек: ... м
имо острова Буяна, в
царство славного Салтана".
Князь им вымолвил тогда:
"Добрый путь вам, господа, п
о морю по Окияну к
славному царю Салтану; д
а напомните ему, г
осударю своему: к
нам он в гости обещался, а
доселе не собрался - ш
лю ему я свой поклон".
Весь товар скупил Гвидон, а назывался он - айфон.
Уговорил князь остаться на острове двух специалистов, которых звали Ай и Ти, а остальных гостей отпустил с миром. Ай Ти - Специалисты помогли Гвидону организовать беспроводную сеть - интернет, а питание все IT-устройства получали от солнечных батарей.
Потом князь раздал всем жителям острова, и малым и старым, волшебные зеркала - айфоны и велел играть в социальные игры, чтобы значит - нужные знания получать и цифровые технологии изучать, да учиться понимать - как при помощи виртуальных чисел торговать и реальные богатства преумножать. А тем, кто грамоту не разумеет - велел через интернет ее изучать.
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается."
И вот, прошло какое-то время и повелел молодой князь каждому жителю острова, и малому и старому, открыть по два счета в специальном электронном банке. На один счет приказал князь каждый месяц начислять деньги инвестиционные - инвесты, а на второй счет начислять деньги потребительские (как-бы, на потребу) и назывались они - потребы. Доступ к счетам был само-собой - через айфоны. И еще объявил князь, что деньги эти, хоть их потрогать и нельзя, но самые, что ни на есть - настоящие и обеспечены они золотом и изумрудами, которые хранятся в княжеской казне. А кто сомневается, пусть приходит на княжеский двор и на белочку с золотыми олешками полюбуется: "И усеян двор большой золотою скорлупой."
Куплю-продажу такими нереальными деньгами князь приказал вести только через специальные (тоже нереальные) интернет-магазины, которые все прописывались на специальном электронном портале.
И вот, на таком портале дает один человек объявление: "Желаю мол птице-ферму открыть, чтобы птицей и яйцами торговать. Кому птица, да яйца потребны?"
Одни люди откликаются: "Мне потребны! Да мне потребны!" А другие люди добавляют: "Мы тоже хотим покупать, да только у нас денег нет."
Или наоборот, кто-то делает заявку: "Мол желаю хлеб покупать - три буханки в неделю, вот по такой цене. Кто еще хочет покупать?" И другие люди откликаются: "Мы хотим! Да мы хотим!"
Тут вступает в действие еще один электронный портал - оптовая товарно-сырьевая биржа. На ней пекарь делает предварительную заявку: нужно столько-то муки, яиц, сахара и всего-прочего для выпуска хлеба, в оптовых объемах по фиксированной цене в течении одного года - как минимум. И еще нужно столько-то сотрудников, вот на такую зарплату.
Узнав что по чем и в какие сроки, и подсчитав предварительный спрос, пекарь на специальной программе делает расчет (бизнес-план) и делает на первом портале объявление: "Желаю расширить производство хлеба. Нужны инвестиции в таком-то размере и нужны постоянные покупатели, которые будут покупать целый год вот такой объем хлеба - минимум. А качество хлеба я гарантирую вот такое, и поставки своевременные тоже гарантирую. А цена хлеба для покупателей предварительно будет вот такая, а всем инвесторам - скидки (или бонусы, или баллы) вот такие. Люди откликаются: "Да, мы его знаем, он печет хороший хлеб, согласны покупать столько-то и столько-то в течение всего года." А другие люди отвечают: "А мы согласны покупать, да еще и инвестировать столько-то, да столько-то."
Как набралось у пекаря нужное количество инвестиций и покупателей, так пошло-поехало, процесс запущен!
Между всеми участниками заключаются предварительные договоры о намерениях, которые обязательны к исполнению в том случае, если все стороны будут соблюдать взятые на себя обязательства. Там уже окончательно утрясаются все цены, объемы и сроки, и процесс переходит в стадию реального воплощения, то есть - в стадию создания новых реальных благ с помощью виртуальных чисел (электронных денег).
Для всех производителей продукции, кто пользуется ресурсами живой природы, князь повелел ввести налог "на природосбережение" для того, чтобы люди о природе заботились, и если срубят какое дерево, чтобы новое посадили, или - убьют какую живность, чтоб новую вырастили.
Наш князь никогда не забывал о вдовах и сиротах, о больных и престарелых и поэтому он издает указ - чтобы в следующем году на потребу всем гражданам (и старым, и малым) регулярно перечислять на их потребительские счета деньги в размере разницы между объемами реального производства и объемами денежного спроса (то есть спроса, обеспеченного заработанными деньгами). Но пусть там будет действовать внешний ограничитель в виде "базового уровня жизни", чтобы у людей был стимул самим деньги зарабатывать и еще, чтобы понапрасну природные ресурсы не переводить. С этой целью князь обязывает всех производителей подсчитывать реальный спрос и сравнивать его с денежным спросом, да рассчитывать: в каких объемах смогут они в следующем году увеличить свое производство, и на сколько процентов смогут удовлетворить реальный спрос. И чтобы всю эту информацию производители на электронных информационных порталах размещали.
Тут может возникнуть вопрос: почему базовый уровень жизни надобно обеспечивать всем людям, а не только нищим, больным, престарелым да убогим? Как справедливо рассудил князь - нельзя кого-то обидеть и кого-то обделить, ведь все мы под богом ходим, как говорится: "от сумы да от тюрьмы не зарекайся."
И еще на собственном опыте убедился Гвидон, что невозможно подсчитать и определить - кто достоин княжеской милости, а кто не достоин. И вместо того, чтобы содержать целую армию чиновников, юристов, охранников, да полицейских (для защиты сытых людей от голодных), лучше будет обеспечить всех людей поголовно таким достойным уровнем жизни, который способно создать и поддерживать все ныне живущее сообщество.
"Ветер весело шумит, с
удно весело бежит м
имо острова Буяна, в
царство славного Салтана - и
желанная страна в
от уж издали видна; в
от на берег вышли гости; ц
арь Салтан зовет их в гости,... видят:
весь сияя в злате, ц
арь Салтан сидит в палате н
а престоле и в венце, с
грустной думой на лице...
Царь Салтан гостей сажает
за свой стол и вопрошает:
"Ой вы, гости-господа, д
олго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет; з
а морем житье не худо; в
свете ж вот какое чудо: о
стров на море лежит, г
рад на острове стоит с
златоглавыми церквами, с
теремами да садами, ...
Все в том острове богаты, и
зоб нет, везде палаты; а
сидит в нем князь Гвидон; о
н прислал тебе поклон".
Царь Салтан дивится чуду.
"Если только жив я буду, ч
удный остров навещу, у
Гвидона погощу".
А ткачиха с поварихой, с
сватьей бабой Бабарихой н
е хотят его пустить ч
удный остров навестить."
Ведь ткачиха с поварихой вышли замуж за местных ростовщиков. А ростовщики в первую голову думают о своей мошне - о маммоне. Им выгоднее народ всегда в страхе и невежестве держать, вдов с детишками в бочках в море бросать, да кровушку народную с помощью долговой повинности сосать.
Интересная заметка Edward L. Glaeser в ньюйорктамсовском блоге " Еconomix ". Автор, отрекомендовав себя экономически мыслящим родителем, задается вопросом как учить экономике (или по крайней мере экономности) своих детей... и обращается к теме поиска экономического смысла в детских сказках.К счастью, столь любимые детьми истории могут служить блестящей иллюстрацией основных положений экономической науки. Многие сказки уже включают в скрытые экономические наставления, а родителям только и остается сформулировать их вместе с моралью, закрывая книгу.
Возможно, самый известный пример очаровательной экономики является -в-очарование является «Волшебник Изумрудного города » (в англоязычном девичестве: «Волшебник страны Оз»). Эту книгу ваще можно рассматривать как не очень завуалированную аллегорию, описывающую финансовые дебаты популистского толка, денежно-кредитную политику США в конце XIX века. Там есть фермер, пролетарий, споры о соотношение унции золота и денежной массы.
Однако, в произведении слишком много примеров нерациональных экономических действий. Так, одной из центральных идей сказки является свободный выпуск большого числа серебряных монет, что, конечно, сразу может напомнить нам о политике, стимулирующей инфляцию.
Не менее интересными с точки зрения обучения детей экономике представляется сказка «Три Поросенка ». Она рассказывает не только о том, что качественные стройматериалы гарантируют надежность и безопасность, но и о том, какую роль играют разумные инвестиции, приносящие отдачу и признание в подходящий момент.
Сказка «Джек и Бобовое Дерево » повествует о том, что авантюрные предприятия все же могут неожиданно принести большой доход, но также несут риск быть съеденным гигантом.
Есть сказки, где показана важная роль сотрудничества. Коллективное взаимодействие играет решающую роль в «Бременских музыкантах ».
Первой же работой об экономическом подтексте сказок у Эдварда Глазера была статья о сказке «Золушка
», опубликованная в научном журнале.
Он пытался объяснить, почему «инвестируют» только в двух дочерей, хотя экономические стандарты зачастую пропагандируют более равномерное распределение ресурсов. Сама история объясняет этот факт гипотезой о произволе "злой мачехи", которая решает игнорировать интересы Золушки в пользу своих дочек. Автор блога предлагает другое объяснение: предложение на рынке браков было слишком ограниченным, тем более, что принц вообще был единственным. В таком случае победитель может быть тоже только один, и, с экономической точки зрения, действительно лучше сократить число конкурентов, в которых стоит инвестировать. И в этом смысле мачеха из сказки «поставила не на ту лошадку», но это делает ее действия неразумными, а не злономеренными.
А я подумал: а на примере каких русских сказок можно объяснить экономическую логику. Пошарил в памяти.
Я когда то « » разъяснил. Но это про отношение с женщиной. В крайнем случае, про агрессивный маркетинг. А вот чисто правовой экономической логики нормально функционирующего рынка… Может вы подскажете?
Значительное место при знакомстве дошкольников с экономикой отводится сказке. Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.
На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, нестандартности, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она перевоплощает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.
Авторская сказка, содержанием которой является познавательный материал (экономическая, экологическая сказка), придуманная педагогом или детьми, имеет свою специфику. Она развивает личность, творческую сущность ребёнка, акцентирует внимание на необходимых знаниях и умениях. Используя сюжеты сказок, можно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста.
Погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения.
Ястребова Л., Мальгина Н.
Сказка « Хранители бюджета »
Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали, доставая денежные купюры. Их он хранил в разных своих кармашках. Крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали для покупок крупных вещей, продуктов, игрушек, приобретения мебели, оплаты за квартиру, свет, газ. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.
Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда купюры наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.
Но бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяин забыл о нём, потому что у него внутри было почти пусто. И его перебрасывали с одного места на другое.
Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая Карточка. Кошелёк насторожился:
Привет, - сказал он. - Я - Кошелёк. Я - хранитель семейного бюджета.
А я - пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.
Но где же ты хранишь купюры?
Они во мне, - гордо ответила Карточка.
Но ты такая тонкая и маленькая, - изумился Кошелёк, - и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются?
А мне не нужны карманчики, - загадочно улыбнулась Карточка. - Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.
«Значит, обо мне не забудут», - подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:
А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.
Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».
И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.
Сказка « История одной реки »
Случилось это в те времена, когда миром правили боги. В одном древнем городе жил человек по имени Нил. Он был очень жадным, богатым и важным господином, который считал, что всё, что даёт природа, принадлежит только ему, и только он может этим распоряжаться, как ему заблагорассудится.
В это время природа действительно была удивительной и необыкновенной. В лесах жили невиданные звери и птицы, а в реках было много рыбы; кругом всё благоухало яркими красками. Существовала легенда, что далеко от этого города течёт чудо-река. Она настолько чиста и прозрачна, что вся рыба, которая обитает там, видна с берегов.
Узнал об этом жадный Нил. Собрал он своих слуг и отправился на поиски этой чудо-реки.
Увидел Нил реку и глазам своим не поверил: она была широкой, кристально чистой, а рыбы в ней было видимо-невидимо. Тогда приказал он слугам своим выловить всё, что водится в этой реке, и слуги принялись за дело. Ловили они день, два, три пока не выловили все, что там было.
Стал Нил ещё более богатым, жадным. Захотел теперь осушить эту реку. Приказал он своим слугам выкопать самый глубокий колодец в мире и перенести с неё всю воду в его колодец.
Так и сделали слуги. Долго они носили воду с этой чудо-реки пока полностью не осушили её. Стал Нил самым богатым в своём городе, так как вода в те времена была на вес золота.
Узнали об этом боги, разгневались и вызвали к себе Нила.
Ты зачем выловил всю рыбу? - спросил Нептун.
Ты зачем осушил реку? - спросил Зевс. - Кто тебе дал право разрушать то, что сотворила природа?
Но Нилу нечего было ответить богам. И тогда приняли они решение, что он сможет искупить свою вину только тем, если вернёт всё на круги своя. Нилу не под силу было выполнить это, несмотря на своё богатство и власть. Тогда боги наказали жадного господина и превратили в длинную и широкую реку. И исчезнет это заклятие только тогда, когда люди исчерпают всю воду из этой реки.
После этого люди решили, что так не должно больше повториться на Земле. Они всегда будут беречь воду и пользоваться ею только по назначению. Они будут стараться, чтобы реки никогда не исчезали с лица Земли и никогда не возвратились к нам такие люди, как Нил.
С тех времён течёт та река и с каждым годом становится всё глубже, краше и шире.