Конспект нод по фэмп с элементами экспериментальной деятельности в средней группе. Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования «Удивительные пузыри» в средней группе Нод в средней группе экспериментальная деятельность
Хайдукова Надежда Николаевна,
воспитатель
МБДОУ « ДС « Дельфин» г. Муравленко
стаж работы – 18 лет
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, умение делать выводы, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, в парах, умение обсуждать, договариваться.
Оборудование:
Ноутбук, видео запись мультгероя, магниты на каждого ребенка,(8 шт.) сосуды с водой, подносы с песком, магниты на ниточках, герои смешарики из бумаги, стеклянная доска - 4 шт., скрепки, детали железного конструктора, листы картона для гоночной трассы - 4 шт., карточки с условными обозначениями свойств магнита, гоночные машинки из бумаги, двухсторонний скотч, клей – 8 шт., кружки из цветной бумаги для старта и финиша на каждого ребенка.
Звучит торжественная музыка, входят дети. У каждого ребёнка на груди эмблема магнитных игр с именем.
На экране телевизора ведущий приветствует участников.
Ведущий: Приветствуем вас на Магнитных Играх. Представляем участников команды:
На экране появляются герои м/ф «Смешарики».
Воспитатель: Ребята, вы узнали этих мультгероев, кто это?
(Смешарики)
Воспитатель: Со Смешариками вы знакомы, а вас они не знают. Давайте представимся Смешарикам и нашим гостям.(дети по очереди называют свои имена)
На экране появляются символы детей.
Воспитатель: Теперь и мы в команде смешариков. Нам необходимо пройти несколько испытаний, чтобы получить кубок Победителей Магнитных Игр. Чтобы пройти все задания нам помогут свойстваволшебного камня, который спрятан в этой коробочке. Отгадав загадку, вы узнаете название этого камня:
Этот жадный предмет
Всё железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.
(Это магнит.)
Воспитатель: Проверим, верно-ли?
Воспитатель проводит магнитом над коробочкой и к нему притягиваются магниты, лежащие в ней.
Воспитатель: Вы правильно догадались – этот волшебный камень называется магнит. Какими же свойствами обладает магнит, проверим. Возьмите магнит в руки. Осмотрите его, исследуйте, какой он наощупь.
(Тяжёлый, гладкий, холодный, твёрдый, чёрного цвета )
Воспитатель: Отметим на доске свойства, которые мы назвали.
(Из предложенных карточек, дети выкладывают необходимые карточки на магнитной доске)
При необходимости (наличии спорных карточек) ведётся обсуждение
Воспитатель: Магниты-помощники у нас в руках, приступаем к соревнованиям. Наши смешарики готовы. Первое задание – добраться до вершины стеклянной горы.
Воспитатель демонстрирует фигурки смешариков, на спине у каждого металлическая деталь, которую дети пока не видят
Ведущий (на экране монитора): Внимание, внимание необходимо выбрать снаряжение для участников игры. Используйте для этого магнит, он притянет нужное снаряжение.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки магнит и проведите над каждым из предметов.
Дети проводят магнитом над предложенными предметами.
Воспитатель: Максим, какой предмет притянул твой магнит?
(Скрепку)
(Воспитатель задаёт аналогичный вопрос каждому ребёнку)
Воспитатель: Почему магнит притянул именно эти предметы, а другие нет?
(Потому что одни предметы сделаны из металла, а другие нет)
Воспитатель задаёт дополнительные вопросы о свойствах предложенных предметов.
Воспитатель: Почему не прилип ластик?
(ластик резиновый) и.т. п
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
(магнит притягивает только железные предметы).
Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе металлические предметы называется магнетизм.
Воспитатель демонстрирует карточку с изображением выявленного свойства и предлагает одному из детей прикрепить карточку с выявленным свойством на доске.
Воспитатель : Итак, снаряжение смешариков готово к первому заданию.
Воспитатель демонстрирует обратную сторону фигурок смешариков, на спине у каждого металлическая деталь
Воспитатель: Ваша задача – помочь смешарикам взойти на вершину горы от старта до финиша по намеченному пути, используя магнит.
Воспитатель: Как мы это сделаем?
(рассуждения детей, показ выполнения задания одного ребёнка)
Вспомогательные вопросы:Из какого материала снаряжение на спине у смешариков?
(из металла)
Воспитатель: Сможет-ли магнит притянуть смешарика через стекло? Попробуем.
Поставьте смешариков на старт. Внимание, начинаем двигаться к финишу.
Во время подъёма на гору (дети двигают смешариков через стекло,используя магнетизм имитируя восхождение на гору) воспитатель может обратить внимание на название данного вида спорта (альпинизм, альпинисты)
Воспитатель:
Молодцы! Первое задание мы прошли.
Воспитатель: Сделайте вывод, как нам помог магнит?
(Притянул смешариков сквозь стекло)
Воспитатель: Внимание, следующее задание. Нам пришло видео сообщение от Пина.(герой смашариков)
(На экране появляется анимационное видео сообщение, в котором Пинсообщает, что начал изобретать машину для автогонок, но ему понадобятся для этого различные детали.Пинпросит смешариков и вас, ребята, найти детали под водой и в песке.
Воспитатель демонстрирует ёмкости с водой и песком, магниты на ниточках. На дне ёмкости с водой просматриваются детали металлического конструктора.
Воспитатель: Нам нужно помочь смешарикам, не замочив и не испачкав своих рук, достать детали. Как мы можем это сделать?
(Дети высказывают свои идеи: опустим магнит на ниточке в воду, проведём магнитом над песком)
Воспитатель может задать вспомогательный вопрос: Как вы думаете, сквозь воду и песок будет действовать магнетизм? Проверим.
Каждый ребёнок пробует выполнить задание с водой и песком.
Воспитатель: Задание выполнено, все детали найдены. Ребята, сделайте вывод, как нам помог магнит выполнить это задание.
(Магнит притянул детали через песок и стекло)
Воспитатель демонстрирует карточку с изображением выявленного свойства и предлагает одному из детей прикрепить карточку с выявленным свойством на доске.
Воспитатель: Теперь нужно добавить недостающие детали к машинкам и подготовить гоночные трассы. Нужно взять полоску двухстороннего скотча, отклеить защитную плёнку и приклеить к машинке, прикрепить к скотчу металлическую деталь. Эта машинка готова. Теперь с одной стороны картона нужно приклеить старт, а с другой финиш. Трасса готова. Предлагаю вам найти себе пару и вместе изготовить машинки и трассу, договоритесь кто, что будет делать.
Дети договариваются о совместном выполнении задания, распределяют между собой работу и изготовляют настольную игру «Автогонки», воспитатель предлагает поиграть в гонки.
Воспитатель: Ребята, Магнитные Игры подошли к концу. Команде смешариков и детей вручается победный кубок.
Воспитатель вносит кубок.
Воспитатель: Скажите, какое задание вам понравилось больше всех? Какие свойства магнита помогли вам выполнить задания? Как свойства магнита могут помочь нам в жизни?
Воспитатель: Смешарикам тоже понравилось с вами играть. Они подружились с вами и решили остаться в нашей группе. Посмотрите, какие чудесные домики я для них приготовила. Теперь можете поиграть с ними.
Воспитатель демонстрирует магнитное панно «Страна Смешариков», которое можно использовать для сюжетных игр.
Литература:
Дыбина О.В, Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М., 2013.
Исакова Н.В Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб.,2013
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Цель: ознакомление детей со свойствами сахара и соли в сравнении.
1. Показать сходство соли и сахара по внешнему виду.
2. Учить определять соль и сахар по вкусу в процессе экспериментирования.
3. Закреплять свойства воды.
4. Совершенствовать умение детей употреблять в активной речи слова: сладкий, соленый, сыпучий, растворимый, кристаллики, прозрачная, безвкусная, бесцветная.
Пособия: стаканы с кипяченой водой, тарелочки с сахаром и солью, ложечки, кукла Незнайка, сахарница и солонка.
— Дети, к нам в гости пришел Незнайка.
— Здравствуйте, ребята!
— Здравствуй, Незнайка! Почему ты грустный? Что случилось, расскажи нам, может мы тебя сможем помочь?
— У меня был день рождения, ко мне пришли гости, Я угощал их вкусным тортом и хотел напоить чаем. Гости положили в чай сахар, а когда стали его пить, он оказался солёным. Гости обиделись на меня и ушли. А я ничего не мог понять и очень расстроился.
— Незнайка, успокойся, сядь и послушай. Сейчас у нас с детьми будет интересная беседа. Слушай внимательно, думай старательно и у тебя всё получится.
— Дети, перед вами стоят тарелочки. Посмотрите, какого они цвета? Правильно, красного и желтого. Как вы думаете, что в них лежит? (сахар, соль). Какого цвета сахар, соль? (белый — белая). Правильно, они одинаковые по цвету, имеют одинаковый цвет — белый. Чем они еще похожи? (Сыпучие, как песок, состоят из маленьких кристалликов). Кристаллики — маленькие твердые частички — кусочки. А как же нам узнать, в какой тарелочке лежит сахар, а в какой соль? Сейчас мы с вами узнаем. Возьмите свои стаканы с водой и попробуйте ее на вкус. Какая вода на вкус? (безвкусная). Какого цвета (бесцветная). А в стакане что-нибудь лежит? (нет). Как мы это увидели? (вода прозрачная). Теперь возьмём ложечкой то, что лежит в красной тарелочке, положим в стакан и размещаем. Давайте попробуем на вкус. Какой вкус стал у воды? (сладкий). Почему он стал сладкий? (положили сахар). Что случилось с сахаром? (растворился). Вот мы и узнали, что в красной тарелочке у нас лежит сахар.
Бел как снег, сладок на вкус.
В рот попал и там пропал. — Что это, как вы думаете? (сахар).
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Сахар и соль». Опытно-экспериментальная деятельность с средней группе.
— Дети, подумайте, что еще бывает сладким? (конфеты, варенье, печенье). Правильно, молодцы! У нас осталась ещё одна тарелочка, жёлтая. Что же в ней лежит? А вот сейчас мы и узнаем. Давайте положим то, что лежит в желтой тарелочке в другие свои стаканы и размешаем. Попробуем воду на вкус. Почему вы сморщились? (вода невкусная, солёная). Почему она стала солёная? (положили соль). Куда исчезла соль? (растворилась). Правильно. Соляные кристаллы в воде растаяли.
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня – не вкусна еда. — Что это, как вы думаете? (соль).
— Дети, подумайте, куда кладут соль, где его используют? (в суп, в салат). А что вам больше понравилось на вкус: сахар или соль? (сахар). Почему? (Он сладкий, вкусный). Подумайте, какой будет суп, если в него не положат соль? (невкусный). Чем же на вид похожи сахар и соль? (белые, как снег; сыпучие, как песок; состоят из кристалликов и в воде растворяются). Чем отличаются? (по вкусу). Правильно. Вот видишь, Незнайка, как много мы сегодня узнали о сахаре и соли. Узнали о том, что сахар и соль похожи по цвету, они белые, сыпучие, состоят из маленьких кристалликов, но разные по вкусу — у сахара сладкий вкус, у соли — солёный. А еще чтобы их не спутать, сахар и соль хранят в специальной посуде, для сахара — сахарница, а для соли — солонка. Теперь уже мы не спутаем сахар с солью.
А сейчас, дети, давайте угостим Незнайку сладким чаем.
НОД с элементами экспериментирования в средней группе
Тема: «Металл, его качества и свойства».
Образовательная область: «Познание».
Цели:
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Материалы.
Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа.
Словарная работа.
Металл, металлические предметы, магнит, притяжение.
Предварительная работа.
Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, послушайте загадки:
Сам худ, голова с пуд.
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
Как вы думаете, о каком предмете эти загадки?
Дети. Эти загадки о молотке.
Педагог. Правильно, эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток?
Дети. Молоток сделан из металла. Педагог. Да, молоток сделан из металла. А еще можно сказать, что он металлический. А вы знаете, для чего нам нужен молоток? Дети. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди.
Педагог. В далекие времена молоток использовали с другой целью. Например, если где-то пожар, и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.
Педагог стучит молотком по металлическому предмету.
В группу вбегает запыхавшийся домовенок Кузя.
Кузя. Что у вас случилось? Почему так громко стучите? Педагог.
Во – первых, здравствуйте.
Кузя. Здравствуйте, где что горит?
Педагог. У нас ничего не горит. А вот вы, я смотрю, чем-то взволнованы. Сядьте, успокойтесь и расскажите нам, кто вы и как вас зовут?
Кузя. Я домовенок Кузя. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали? Педагог. Я рассказывала детям, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.
Кузя. Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали. Педагог. Нет, Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали.
Опыт № 1.
Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом – металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.
Педагог. Кузя, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?
Кузя. Да я и сам это умею делать. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра.
Кузя заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, что все они сделаны из металла. Педагог. Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от не металлических.
Игра «Наведи порядок в сундуке».
Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.
Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла?
Ответы детей.
Кузя. А я тоже знаю такие предметы!
Педагог. Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла?
Кузя (задумывается). Стул.
Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем.
Опыт № 2.
Дети берут два шарика – одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.
Педагог. А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.
Опыт №3.
Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, сто она стала теплой.
Кузя (берет в руки металлическую пластинку). Фу, какая холодная!
Опыт №4.
Дети кладут пластинку на батарею, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой.
Педагог. Кузя, а сейчас тебе и детям я покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней.
Опыт №5.
Педагог надевает рукавичку и проводит ей над мелкими предметами.
Педагог. Что произошло и почему?
Дети отвечают и с помощью педагога делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.
Педагог. Ну, что Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле.
Дети. Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивается магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы.
Кузя. Спасибо, ребята! Я сегодня узнал много о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе дошкольного возраста.
Автор : Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Маленькие исследователи». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о различных свойствах предметов, исследуют окружающий мир.
Конспект «Путешествие в научную лабораторию»
Цель: изучение свойства различных предметовЗадачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, картофелем, проведение опыта «Тонет-не тонет».
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).
Воспитатель : но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это маски и перчатки.
Воспитатель предлагает детям надет медицинские маски и перчатки. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где и находится «Научная лаборатория».
Воспитатель : мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Воспитатель: у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей (он жёлтый, сухой, сыпется).
Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель : точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
Воспитатель : да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Воспитатель : да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей (можно взвесить на весах).
Воспитатель : правильно.
Воспитатель взвешивает на чашечных весах песок – на одну чашу кладётся песок сырой, на другую – сухой. Дети убеждаются, что сухой песок легче.
Воспитатель: ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага и спичка. Что тяжелее?
Ответы детей (камень самый тяжёлый).
Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы. Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжёлый, а вот плотная бумага, спичка и салфетка – нет, потому, что они лёгкие. Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.
Воспитатель: ребята, вам понравились наши эксперименты?
Ответы детей (да, очень понравились!).
Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим!)
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)
Воспитатель:
ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идём опять в нашу научную лабораторию! Нас ждёт следующий эксперимент. Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей (да, ведь оно тяжёлое).
Воспитатель:
ну тогда давайте с вами и проверим!
Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
Воспитатель:
а хотите узнать, что будет я яйцом, если воду посолить?
Ответы детей (да, конечно хотим узнать).
Воспитатель:
тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в солёную воду.
Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.
Воспитатель
: утонило яйцо в солёной воде?
Ответы детей (нет, не утонуло).
Воспитатель:
ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть. Ну и ещё один опыт в нашей лаборатории для вас припасён. Он называется «Измени цвет предмета». Как, по-вашему, можно изменить цвет любого предмета?
Ответы детей (покрасить краской).
Воспитатель:
действительно, можно использовать краску. А можно и взять специальный раствор и выяснить, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. И сейчас мы с вами в этом убедимся! Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей (да, мазали).
Воспитатель
: а мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдёт!
Воспитатель разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладёт небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить зубочистку йодом и провести ей по кусочку картошки.
Воспитатель
: ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
Воспитатель
: да, верно. Это всё произошло из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Вот так и выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал. Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах.
Ирина Поняева
Конспект НОД по ОО «Познание » (ФЦКМ) . Тема : «Удивительные пузыри » в средней группе
Цель – Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей .
Задачи :
Образовательные : Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование» , подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды : мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри , при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.
Развивающие : Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования ;
Воспитывающие : Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам , умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей : познание (формирование целостной картины мира, познание (формирование элементарных математических представлений, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (рисование)
Материалы и оборудование : Пузырик – воздушный шар , таинственная коробочка, рисунки-схемы «Как получить пузыри » , пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, гуашь, бумага, кусочки мыла, коктейльные трубочки, пищевые красители.
Словаррь : аромат, пузырьки , прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло : пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.
Примерный ход проведения непосредственно образовательной деятельности :
Дети заходят в группу и встают в круг . Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь мне свои улыбки.
Воспитатель : Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда слушайте :
«Жил – был мыльный пузырь , а звали его Пузырик . Он был очень красивый, но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей) Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями . Пузырик прислал нам коробочку с письмом : «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки . Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились . Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик .»
Воспитатель : Ребята, поможем Пузырику ? (да) Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться . Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки) . Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.
Воспитатель : Первый наш помощник – глаза.
Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой) .
Следующий помощник – уши.
О чем они говорят? (предмет не издает звука) .
А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный) .
Возьмите этот предмет в руки.
Что они вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый) .
Какой помощник нам еще может помочь? (нос) . Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий) .
Назовите, аромат чего он вам напоминает?
Воспитатель : Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен? (умываться, стирать, мыть руки) . Скажите, что это за предмет? (мыло) . (появляется воздушный шар - Пузырик )
Пузырик : Я понял, это мыло! Но как из него сделать пузырят –моих друзей ? (версии детей) .
Воспитатель : Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы. Что надо помнить при работе с мылом? (не трогать руками глаза, рот) . Займите свои места вокруг столов.
Посмотрите, что в емкостях? (вода) .
Потрогайте пальчиками, какая вода? (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха) .
Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.
Какое стало мыло? (скользкое) .
Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах) .
Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.
Пузырик : Размылили мыло, а пузырьков нет !
Воспитатель : Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри ? (выдуть через трубочки) . Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.
Какие пузыри у вас получились ? (большие, маленькие, прозрачные) .
Когда много мыльных пузырей , что получается? (пена) . Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.
А мы с вами дружные? Давайте покажем Пузырику , какие мы дружные.
Физминутка : Игра «Пузырь » , первый раз образуют один общий круг (закрепление величины - большой, кто находится в круге (девочки и мальчики) ; второй раз делятся на два круга : один круг образуют девочки, другой – мальчики (сравнение по величине, пересчет девочек и мальчиков, сравнение количества)
В наших стаканчиках тоже хотят поселиться мыльные пузыри .
Возьмите свои стаканчики, выдуйте пузыри . (дети с помощью соломинок делают мыльные пузыри ) На что они похожи?
Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет) .
А если подуть? (полетят) . Почему? (внутри воздух) .
Ребята, давайте раскрасим наши пузыри в разные цвета , чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете? (дети высказывают свои версии : в мыльную пену добавить краски) .
А сейчас я предлагаю Вам нарисовать нашим гостям подарки, а рисовать мы с вами будем цветными мыльными пузырями .
Пузырик : Ура! Как много пузырьков - друзей у меня ! Только я забуду, как их делать.
Воспитатель : Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас расскажем. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности. (дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри ).
«Пузыри , чтоб получить,
Надо чудо совершить :
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать».
Пузырик : Спасибо, вам, ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям!