Сказки как средство духовно нравственного воспитания. Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника. Средства нравственного воспитания дошкольников
Маргарита Хахалева
Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Представляю вашему вниманию проект -презентацию практических достижений по теме "Сказка , как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ".
Условия формирования личного вклада.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве , методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей . Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой , наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Актуальность, выбранной мною темы вижу в следующем : в настоящее время сказка , как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников , способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы , живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете : дедушка и бабушка посадили репку, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Цель : Создатьоптимальныеусловиядляформированиядуховно- нравственногоразвитиядетейдошкольноговозрастачерезсказку
Задачи :
1. Развивать у детей любовь к театральной деятельности и сказке .
2. Формировать умения называть сказочные произведения , их авторов, тексты, персонажей.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
4 Развивать способность детей использовать различные средства выразительности .
5 Содействовать развитию мотивационной сферы : формированию самостоятельно выбирать сказку , вживаться в свою роль.
Ведущая педагогическая идея
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.
Я считаю, что сказка , доступна пониманию дошкольника . Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Изучив специальную литературу, я пришла к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, был создан Проект «В гостях у сказки » .Цель проекта :приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи :
Знакомить с различными видами сказочных произведений , -учить узнавать персонажи сказок , знать название и автора, -пересказывать содержание ,
Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки ,
Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Реализация проекта разделена на три этапа –
диагностический, основной, заключительный.
1-й этап Диагностический
Задачи этого этапа :
Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;
Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;
Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;
Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника .
На этом этапе работы использованы следующие методы :
1. Метод наблюдения.
2. Беседа.
3. Диагностическая методика "Сюжетные картинки"
4. Методика "Закончи историю"
2-й этап Основной
*Апробация методов и приёмов работы
детей со сказкой для формирования нравственных качеств;
*Проведение промежуточной диагностики.
3-й этап Заключительный
1. Анализ результатов работы.
2. Обобщение опыта работы.
В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы, в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам , продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация) на темы сказок , прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов , что позволяет детям узнавать сказки , их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка
Коммуникация : Составление творческих рассказов : «Сочини конец сказки » , «Сочини сказку про … »
-Театрализованная деятельность : Инсценировка сказок .
Проведение сюжетно- ролевых, театрализованных, дидактических игр
Подвижные игры, прогулки с элементами игр из сказок
Дидактические игры «Отгадай сказку » , «Из какой сказки герой ?» , «Чей костюм» и т. д.
-Художественное творчество : - Рисование героев сказок
Организация развивающей среды :
настольный театр;
театр мягкой игрушки;
пальчиковый театр;
варежковый театр;
театр на фланелеграфе;
куклы бибабо;
уголок книги.
Совместное продуктивное творчество
Участие в постановке сказки «Новогодний теремок»
Участие в фото выставках «Угощение для любимого сказочного героя »
Выставка детского творчества. Рисунки по теме «Герои моей сказки »
Показ-драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» для детей разновозрастной группы
Результативность профессиональной деятельности.
В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки :
Знание определенных сказочных сюжетов ;
Умение понимать сюжетную линию сказки ;
Выделять проблему, актуализированную в сказке ;
Выражать свои мысли и чувства в речи;
Умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
Умение продолжить сюжетную линию сказки , используя вербальное воображение, активный речевой запас;
Сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;
Умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций» ;
Понимать эмоциональные состояния окружающих.
График уровня диагностики знаний детьми сказок на начало и конец года
Ю. А. Афонькина «Мониторинг качества освоения общеобразовательной программы дошкольного образования . Средняя группа »
Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;
Результаты, которые мною достигнуты видны на графике.
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
Транслируемость
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, так же на всероссийском портале МААМ. ru,интернет-портал педагогических работников ns-portal.
Cказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Даньшина.М.Ю
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 16
Московская область,Сергиево-Посадский район,поселок Реммаш.
Актуальность. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Сухомлинский В.А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма.
«Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Цель: формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку. Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.
- Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей и родителей.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Образовательный процесс можно осуществлять:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др.
После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.
В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка».
В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев.
В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми, «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.
Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
Литература
- Алексеенкова Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 39-47.
- Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
- Зинурова Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством «диалектических наглядных схем» на основе мифов и сказок // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 174 –181.
- Пазухина И. А. Ступеньки к самопознанию // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 3 - С. 35.
- Славина Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. –2002. - № 7 – С.3-7.
- Филиппов Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе // Мир психологии. – 2003. – № 3. – С.160 – 173.
- Шорыгина Т.А. Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание. – М. Прометей, 2005 – С.10-17.
Сказка как средство духовно - нравственного воспитания
дошкольников
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.
Именно, ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
На мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки.
Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.
За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
С древнейших времён русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Для сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко и определенно выраженные добро, красота, правдивость, честность показаны рядом с безобразием, злом, несправедливостью. Например, Крошечка-Хаврошечка в одноименной сказке - олицетворение доброты и трудолюбия, а ее мачеха - жестокости и коварства; противопоставляются нравственные качества дочери и падчерицы в сказке «Морозко»; кота и лисы в сказке «Кот, петух и лиса» и т.д. Народная сказка не ограничивается объективным изображением плохих и хороших сторон характера и поведения героев. Она стремится силой фактов убедить слушателей в правильности своей морали. Так, в сказке «Морозко» дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость. Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка» сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке; за это они помогают найти ему Кощееву смерть и освободить Василису Прекрасную. И, наоборот, Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», не послушавшийся совета Аленушки и выпивший воды из козлиного копытца, становится козленочком. Девочка-привередница в сказке «Гуси-лебеди» не выполнила наказ родителей беречь братца, и гуси унесли его к Бабе Яге, чтобы спасти братца девочке пришлось преодолеть много трудностей. Персонажи сказок, совершающие плохие поступки, наказываются по-разному. Те, кто совершил их без злого умысла, не имея намерения нанести вред другим, претерпевают наказания, а затем получают поощрения: козленочек опять становится мальчиком Иванушкой, девочка находит унесенного гусями братца. Персонажи, заведомо действующие со злым умыслом, жестоко наказываются: ведьму, которая хотела погубить Аленушку, привязывают к лошадиному хвосту и «пускают в чистое поле».
Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку - дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка.
В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что, же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и оттого, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать...
С древних времён сказка являлась самым доступным и эмоциональным способом передачи знаний, опыта в человеческом обществе. Позднее сказка стала не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сказка до сих пор обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Работа, проводимая мной с детьми по сказкам, включает нетрадиционные приемы, при её организации развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей.
Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сенситивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.
В тоже время формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказку – результат длительной и глубокой творческой работы. В системе воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.
Анализ проблемы в психолого-педагогического литературе показал, что в последнее время произошло осознание и актуализация осуществления нравственного воспитания в ДОУ и в тоже время понимание воспитательных возможностей сказки позволяет педагогам практикам все чаще обращаться к поиску наиболее эффективных приёмов работы со сказкой, чтобы она являлась средством формирования нравственных представлений.
Исследование, проведённое мной на практике, в детском саду, показало, что при использовании в работе с детьми сказок, с ярко выраженными нравственными понятиями, и нетрадиционных приёмов работы со сказкой у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания.
Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Добрынина Наталья Леонидовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
КОУ "Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт:
город Сургут, Тюменская область
Наименование материала:
Результат работы по теме самообразования
Тема:
"Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания"
Дата публикации:
24.01.2016
Раздел:
дошкольное образование
КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Результат работы по теме самообразования
«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания»
Воспитатель высшей категории: Добрынина Наталья Леонидовна
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и
волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные
сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений,
происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках,
а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени
сесть с ребенком и почитать книгу, считаю это большим упущением взрослых
в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей
группы показали, что дома чтению детских книг уделяется недостаточно
времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные
сказки. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и
воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Поэтому
я
решила
уделить,
немного
больше
времени
именно
русским
народным сказкам в развитии и воспитании моих воспитанников. Ведь самые
обычные
народные
сказки
обладают
целительными
свойствами
и
очень
полезны
для
малышей.
Дети,
которым
читают
сказки,
раньше
начинают
говорить,
говорят
более
грамотно.
Хорошая
сказка
завораживает
своим
сюжетом,
речевыми
оборотами
и
позволяет
ребенку
погрузиться
в
мир
фантазий.
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства,
чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными
сказками;
формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых
поступков и их необходимость в жизни людей;
развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных
героев, учить давать оценку поведению своему и других;
подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание
уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских
народных сказок.
Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для
родителей.
В своей работе использовала следующие этапы работы со сказкой:
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,
беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития
эмоционального отношения к действиям и героям сказки. При
ознакомлениисказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям
наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.
Большую же часть произведений читаю по книге. Из большой сказки
повторно читаю отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и
рассказывание, возможно, сочетать с рисованием и лепкой.
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, использую ряд
дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие,
т.е. показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования,
движения пальцами, руками. А так же, использовала словесные приемы,
зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких
случаях давала им возможность понять новое слово, строить фразы путем
осмысления ситуации. Главное в передаче рассказчика – выразительно
рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания
сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью
закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой
позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.Для закрепления знаний
использовала дидактические игры на материале знакомых сказок и
литературные викторины.Примерами дидактических игр могут служить игры
“Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?”
(описание героев), «Сказочное лото». Литературные викторины провожу как
итоговые, квартальные занятия или вечерние развлечения.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,
рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое
отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки
сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из
сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с
использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в
героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию
нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев
сказки, но и окружающих людей.Бережное обращение с книгой в момент
чтения является примером для детей.
Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя
интегративный метод:
Подготовительный этап:
подбор и изучение методической литературы;
подбор дидактических игр;
разработать перспективный план работы.
Основной этап или этап реализации:
Образовательный процесс осуществляла: в ходе непосредственно
образовательной деятельности; в процессе совместной деятельности педагога
с детьми; при организации самостоятельной детской деятельности. В
самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с
помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники
придумывали свои сказки.
Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания
нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка»,
критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных
ситуаций. В начале учебного года провели родительское собрание на тему «
Сказка ложь – да в ней намек». Познакомили с предметно-развивающей
средой группы, с перспективным планом, составили план посещений
театральных пятниц. Информировала родителей о том, какие сказки входят в
круг чтения детей данного возраста детей. Информацию представляем в
уголке для родителей в виде списков литературных произведений с
указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для
домашнего чтения.
В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как
организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками:
«Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и
когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после
чтения»
;
«Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем
сказку». Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на
темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о
животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка»,
«Воспитание и книги», «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными
книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания,
пополнили театральный уголок пальчиковым театром и другими видами
театра по русским народным сказкам по нашему возрасту.
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на
литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что? Где? Когда?»,
«В стране добра и зла».
Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей по
мотивам сказок: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «В гостях у
сказки!».
Чтобы ребёнок нормально рос и развивался, ему необходима не только
любовь и внимание взрослых, но и заинтересованное участие взрослых в
детской жизни. Осуществили проект «Здравствуй, сказка!». Основным
результатом стал совместный показ с родителями показ спектакля по
мотивам русской народной сказки «Три медведя».
Заключительный этап
Подобрала диагностический материал по отслеживанию уровня воспитания
нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Использовала диагностику Н. В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка»,
критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных
ситуаций. Дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла,
хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, не
боясь, выбирают любую роль. Наметилась динамика во взаимоотношениях с
родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников,
выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой
обстановке.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок
проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если
сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно
рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких,
внимательных слушателей.
Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное
воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания
у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью
народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной
ему форме познавать окружающий мир.
Литература:
1.
Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб: Алетея,1996,с.99.
2.
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005.
– 310 с.
3.
Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в России.
– 1997. – № 4.
4.
Психолог в детском саду 2004 № 2.
5.
Расскажи мне сказку…: Сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:
Просвещение, 1993. – 63с.
6.
«Здравствуй» М.Л.Лазарев. Журнал «Детский сад от А до Я» № 6 – 2005 год.
7.
«Улыбка судьбы» Н.К.Медведева.
8.
«Наши талантливые малыши» Е.П.Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997
– №6.
9.
«Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко.
10. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного
возраста» О.А. Куревина.
11. Комиссарова Л.Н. Кузнецова Г.В. «Ребенок в мире музыки». – М.: Школьная
пресса, 2006. – 128с.
12. Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
13. Детский сад от А. до Я, №6 2005г.
14.Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г
15.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ.
Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
16.Ушакова О.С. Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой.
Задачи: Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Месяц Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь Чтение знакомых сказок, рассматривание иллюстраций, речевые игры. Придумывание своих сказок. Изготовление книг «Сочиняем сами»
Октябрь Развивающие игры Никитина. Развивать познавательную активность детей, мышление, зрительную память, наблюдательность, речевую активность. «Сложи квадрат»
Ноябрь Работа над лексико - грамматическим строем речи и связной речи. Выставка книг со сказками
А. С. Пушкина
К. и Чуковского и т. Д. Просмотр сказки Гуси лебеди», пересказ (с использованием здоровьесберегающих технологий) .
Декабрь Слушание детской оперы «Золушка» муз М. Красева Развитие творческой самостоятельности в передаче образа. Конкурс рисунков «Моя золушка».
Январь Знакомство со сказкой «Лисичка сестричка и серый волк». Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, помочь подобрать из предложенных пословиц соответствующее содержание сказки. Картотека по сказкам.
Февраль «Морозко». Работа над оценками характера и мотивы поступков героев, передавать диалоги героев с интонацией, насмешкой, обидой, просьбой. Показ сказки.
Март Работа над обогащением и активизацией словаря, закрепление знаний полученных по обучению грамоте. Активизация родителей на развитие у детей познавательной деятельности, внимательности, памяти. Консультация для родителей «Что за прелесть эти сказки».
Апрель Работа со словами и выражениями из текста, схемы, закреплять умение понимать смысл пословиц. Воспитывать интерес и развитие творческих способностей через театральную деятельность. Проект «Волшебная страна сказок».
Май Развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас. Показать сказку как средство духовно нравственного воспитания, уточнить и обогатить знания о русских народных сказках, развивать воображение, воспитывать интерес к сказкам, обогащение эмоций. Литературная викторина «Петрушка со сказками»
Форма отчёта: Проект «Волшебная страна сказок».
www.maam.ru
План самообразования по теме «» (старшая группа)
План самообразования
воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1»
на 2015- 2016 учебный год
ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна
«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Введение:
Зная возрастные особенности детей 6-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Пояснительная записка
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Образовательный процесс можно осуществлять:
1. в ходе непосредственно образовательной деятельности;
2. в ходе режимных моментов;
3. в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
4. при организации самостоятельной детской деятельности.
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
4. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Cрок реализации: 1 год (2015- 2016 учебный год)
(заполняется в процессе реализации плана)
Теоретический этап
1. Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года 1. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г.
2. Малова В. В.
«Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» Владос, 2010
2. Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обуч» В течение года Изучить статьи из журналов по данной теме
Практический этап
4. Изучение инновационных методик и технологий В течение года «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания»
5. Консультации для родителей В течение года 1.«Сказка как средство духовно-нравственного
воспитания детей дошкольного возраста»
2.«Роль сказок в развитии детей»
3. «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
7. Презентация Февраль «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
10. Презентация Март «В стране сказок»
11. Самоанализ проделанной работы
Проведение открытого мероприятия Апрель «Путешествие по русским народным сказкам»
12. Отчёт о проделанной работе Май Презентация проекта: «Какая прелесть – эти сказки»
13. Планирование деятельности и перспектив развития Июнь - август Составление плана работы на следующий год по теме самообразования
Подготовительный этап:
1. Подбор и изучение методической литературы;
2. Подбор дидактических игр
3. Составление перспективного плана
www.maam.ru
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Тема инновационного опыта:
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования , его практическая значимость) .
Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.
Ведущая педагогическая идея
Результативность опыта.
www.maam.ru
Тема опыта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок» (стр. 1) | pandia.ru
Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Семицветик»
ТЕМА ОПЫТА:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Ведущая идея опыта
o Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка - дошкольника
o Способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.
o Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) , знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Цели и задачи:
Общие цели:
1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.
3. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) , знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Обучающие задачи:
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие задачи:
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Накопление и систематизация опыта проходило в процессе организации образовательной деятельности воспитателя по организации дополнительных образовательных услуг – кружка «Волшебное лукошко».
Результативность представленного опыта
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Изучение группы воспитанников «Сказка как средство развития духовно-нравственной сферы у дошкольников»
Проблема педагогического исследования состояла в поиске психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка дошкольного возраста.
Мы предположили, что влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В качестве системы целенаправленной педагогической деятельности использовалась программа, выстраивающая основные условия традиционной культуры воспитания в семье, "Воспитание сказкой" для детей и родителей. (См.: Воспитание сказкой: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста") .
Изучение группы воспитанников проводилось с участием детей дошкольного возраста. Всего было обследовано 21 ребенок, из них 11 девочек и 10 мальчиков.
В процессе итогового диагностирования изучались изменения поведения и уровня эмоционального развития детей экспериментальной группы после внедрения программы "Воспитание сказкой".
Диагностика духовно-нравственного развития
Подробней pandia.ru
Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников
Разделы: Работа сдошкольниками
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.
Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Проблема
состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.
Актуальность проблемы
состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.
Целью нашей работы является изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи.
- Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;
- Создать и организовать театрализованную среду для эффективного использования в процессе нравственного воспитания детей.
- Продолжить работу по имиджтерапии.
Новизна данной работы является организация в нашем детском саду уголка имиджтерапии.
I этап
Цель: изучение литературы по данной проблеме, работа с родителями по изготовлению костюмов и декораций.
- Проводилось с родителями анкетирование на тему: “Семья и книга”
- Изготовление костюмов и декораций, кукол – игрушек из бросового материалов, пошив кукол – варежек, изготовление детьми конусных кукол, масок, коллаж “В мире сказок”.
II этап
Цель: приобщить родителей к чтению книг детям и привитию любви к народному фольклору.
Работа с родителями:
Программа реализации темы по самообразованию:
"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
в подготовительной к школе группе № 15
МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"
подготовила воспитатель: Трощенко Л. П.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) .
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Новизна моего исследования заключается в следующем:
Разработано перспективное планирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе использования сказки;
Определены педагогические условия повышения эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания;
Разработаны методы, формы и средства педагогического руководства, процессом нравственного воспитания дошкольников обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей;
Разработана непосредственно-образовательная деятельность с использованием сказок, реализуемая посредством трёх этапов: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.
В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.
Наличие теоретической базы опыта
В своей работе я использую следующую литературу: журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ;
Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005. ; Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.; Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.;
О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М. :; 2012.;
Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек.
Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.
Ведущая педагогическая идея
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Оптимальность и эффективность средств
Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;
Развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,
Развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
Воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
Воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
Развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки:
Знание определенных сказочных сюжетов;
Умение понимать сюжетную линию сказки;
Выделять проблему, актуализированную в сказке;
Выражать свои мысли и чувства в речи;
Умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
Умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;
Сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;
Умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;
Понимать эмоциональные состояния окружающих.
Результативность опыта.
Считаю, что результатом воспитания детей сказкой является:
Усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;
Осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.
Результаты, которые мною достигнуты:
Дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;
Научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми.
Календарные планы, разработки занятий, план работы с родителями, план профессионального саморазвития, наглядный материал, иллюстрации и репродукции к различным видам сказок; наглядно - дидактический материал по сюжетам знакомых сказок; игровые атрибуты для театрализованной деятельности; кукольный театр, подобраны дидактические, настольно - печатные игры.