План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие в старшей группе "Овощи и фрукты - витаминные продукты". Комплексное занятие «Беседа об овощах
учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям;
учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками;
учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие задачи:
Развивать понимание текста загадки, стихотворения и соотносить его с предметами и образами по содержанию;
развивать общую моторику и моторику рук, тактильную память, зрительное внимание;
обогащать словарь по теме «Овощи»;
акцентировать внимание детей на произносительной стороне слова.
Воспитательные задачи:
Воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, интерес к художественным произведениям разных жанров (стихи, сказка, загадка), практически уметь их различать.
Оборудование : фланелеграф, картинки к нему (герои сказки «Репка»), маски-шапочки, макет репки для драматизации сказки, муляжи овощей, корзинка, аудиозапись детской песенки про Антошку.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры, рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Разукрашивание контуров овощей.
Ход занятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель. Приготовились, ребята?
Будем мы как поварята:
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми
кистями рук вверх и вниз.
Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки,
движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее
посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Разжимание и сжимание кулачков.
2. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Воспитатель. Ребята, на занятии мы будем играть с овощами и героями известной сказки. Какая сказка – сами догадаетесь, а пока встречайте ее героев…
Игра «чудесный мешочек»
На фланелеграфе появляется фигура деда.
Воспитатель. Дедушка в огороде собрал много овощей, да в мешочек они перепутались.… Поможем ему различить овощи.
Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, складывают в корзину. По возможности объясняют, как догадались. Дедушка благодарит за помощь.
3. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Игра «Садовод»
На фланелеграфе – фигурка бабушки.
Воспитатель. У дедушки овощи перепутались, а у бабушки – слова в стихах. Давайте угадывать, о чем говорит поэт.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста,
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел…
Н. Кончаловская
Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.
Игра «Большие – маленькие» (с мячом)
На фланелеграфе – фигурка внучки.
Воспитатель. Внучка у деда с бабкой маленькая, овощи любит тоже маленькие. В кружок встаем, маленькие овощи назовем.
Дети встают в круг, воспитатель в центре. Он кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребенок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно-ласкательный суффикс: огурец – огурчик, морковь – морковка…
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На фланелеграфе – Жучка.
Воспитатель. Жучка очень любит бегать, кружиться, прыгать. Давайте включим музыку и подвигаемся вместе с собачкой.
Дети имитируют текст песенки про Антошку под руководством воспитателя.
5. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
На фланелеграфе – кошка.
Дети из корзины берут муляжи тех овощей, которые доставали из «чудесного мешочка» (каждый – свой) и садится на стульчики.
Воспитатель. Умная кошка принесла загадки. Если загадка про ваш овощ – надо встать, поднять его над головой и сказать «Это мой огурец».
Дети с учетом речевых возможностей объясняют, почему они так думают, опираясь на текст загадки.
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса – на улице.
(Морковь)
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редис)
Голова на ножке,
В голове – горошки.
(Горох)
Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленный,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?
(Огурец)
Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня ищи!
(Капуста)
Круглый бок, желтый бок –
Сидит на грядке колобок.
К земле приросла крепко.
Что же это?
(Репка)
6. ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «РЕПКА»
Воспитатель. Из какой же сказки были герои на занятии? Кого не хватает на фланелеграфе? Правильно, мышки. Она принесла нам «шапочки» и предлагает поиграть в театр.
Драматизация сказки.
7. ИТОГ
Воспитатель. С кем играли на занятии? Чей подарок больше понравился? Что же у нас лежит в корзинке? Как это назвать, одним словом?
На память герои дарят изображения корзиночек. Дети должны соединить изображенные овощи с соответствующими геометрическими фигурами. (Игра «На что похоже» )
воспитатель МБДОУ Детский сад «Аккош»
Ютазинского муниципального района РТ
Таня Богданова
Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи "
Образовательные задачи :
Закрепление представлений об овощах ;
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи »
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);
Учить употреблять глаголы.
Развивающие задачи :
Развитие связной речи (составление описательного рассказа) ;
Зрительного внимания и восприятия;
Артикуляционной и тонкой и общей моторики;
Творческого воображения;
Развивать внимание, память.
Воспитательные задачи :
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
Учить отвечать полным ответом.
Оборудование :
Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор) ;
Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики) ;
Костюм огородника;
Свежие овощи для угощения .
Предварительная работа :
Рассматривание овощей ;
Беседа о пользе овощей ;
Знакомство со схемой "Овощи ";
Составление рассказов по схеме;
Разучивание пальчиковой гимнастики;
Ход занятия
I. Организационный момент
Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т. д.)
II. Дыхательная гимнастика
Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)
Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки :
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят :
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а» , «и-и-и» , «о-о-о» , «у-у-у»
III. Упражнение «Наша грядка»
Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей . Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.
«Наша грядка»
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.
Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи )
IV. Введение в тему
Правильно овощи , они растут в огороде на грядке. А как растут овощи ? (растут в земле, над землей, на кустах….)
А одинаковые ли они? (нет)
Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)
Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)
Что можно приготовить из овощей ? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную )
Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный)
Скажите, как готовят овощи ? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)
Вы так много знаете об овощах , а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)
Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи ) А вы помните, кто ухаживает за овощами ? (огородник)
Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.
Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова : «Вокруг себя повернись, в семена превратись»
Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей .
V. Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена овощей . Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Упражнение «Толстушки – худышки»
Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т. д.
VI. Игра «Собираем урожай»
Поздним летом в огороде
Собирается народ
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай?
1. Здесь весною было пусто.
Летом выросла …. (капуста - капустка)
2. Собираем мы в лукошко
Очень крупную…. (картошку-картошечка)
3. От дождя земля намокла –
Вылезай толстушка…. (свекла - свеколка)
4. Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную…. (морковку-морковочка)
5. Помогает деду внук –
Собирает с грядки …. (лук - лучок)
6. Вкусно выглядит синьор,
Ярко-красный (помидор - помидорчик)
7. Под листом укрылся молодец
Зеленый, длинный ….(огурец - огурчик)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
VII. Физминутка
Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад .
«Марш овощей »
Плавно идет капуста
(Шаг с носочка)
Важно шагает помидор
(На всей стопе)
Осторожно идет лук
(На носочках)
Не спеша вышагивает картошка
(На пятках)
Вприпрыжку спешит морковка
(Подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы
(Шаг марша)
VIII. Составление описательного рассказа по схеме
Овощи , а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)
Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме .
Какие же вы молодцы.
А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа » .
IX. Пальчиковая гимнастика
«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла
(Шагают на месте)
Хозяйка с базара домой принесла
(Загибают пальцы на руках)
Петрушку и свеклу
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкуснее всего на столе
(Попеременно ударяют кулачками)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(Складывают руки накрест)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
И суп овощной получился , не плох!
(Показывают, как едят суп)
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.
Где мы с вами были? Чем занимались?
Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи . Угощайтесь.
Лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Овощи». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово, речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.
Лексико грамматическое занятие по теме: «Овощи»
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Физическое развитие»
Программные задачи:
Речевое развитие:
1. Закреплять и активизировать словарь по лексической теме «Овощи».
2. Упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением
3. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы.
Познавательное развитие:
1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Продолжать работу по воспитанию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Физическое развитие:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать умение координировать речь с движениями.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, сюжетная картинка «Огород», овощи (помидор, огурец, капуста, морковь, картофель, лук, чеснок, кабачок, баклажан, перец, редис, репа, редька, тыква).
Ход занятия
1. Открытый вход в деятельность.
Игра «Путаница»
Детям предлагается назвать овощи по контурным изображением, наложенным друг на друга.
2. Вводно-организационный этап.
Как назвать все это одним словом?
Где растут овощи?
Какие овощи вы видите на грядках?
Кто сажает овощи в огороде?
Для чего люди выращивают овощи?
Когда собирают урожай овощей?
Что можно приготовить из овощей?
3. Мотивация на деятельность.
Детям предлагается отгадать загадки:
Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него и взрослые и дети? (лук)
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)
Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке крепкие, соленые. (огурцы)
Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос. (морковь)
По ходу отгадывания выставляются картинки с изображением овощей.
4. Расширение имеющихся знаний:
Как вы думаете овощи все одинаковые или разные?
Чем они отличаются? (цвет, форма, размер)
Представьте, что мы попали в огородик к маленькому гномику, все овощи у него маленькие и называть мы их будем ласково.
Игра «Назови ласково».
А вот у великана не огород, а огородище, там растут огромные овощи. Как бы вы их назвали.
Игра «Большой – маленький»
Ребята, вы хотите помочь нашим друзьям собрать урожай с их огородов?
Вам надо вспомнить, какие действия надо выполнить, чтобы собрать овощи.
Игра «Собираем урожай» .
Дети называют слова – действия, которые выполняют при сборе картофеля, моркови, помидоров, капусты и т.д.
Вы молодцы, много овощей собрали. Предлагаю вам поиграть в игру «Один – много» и назвать, какие овощи вы собрали.
(логопед называет овощи в ед. числе, дети во мн.).
5. Динамическая пауза.
Игра «Вершки – корешки»
Логопед называет овощи, если он растет в земле, дети садятся на корточки, если над землей встают на носочки, поднимают руки вверх.
6. Чтение стихотворения.
Логопед читает стихотворение и просит детей ответить на вопрос в конце.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат-
Наша грядка просто клад!
Но арбузы не растут
Тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай – ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
7. Практическая работа.
Детям предлагается выполнить штриховку по теме «Овощи»
8. Открытый выход из деятельности.
Внесение лото «Овощи». Детям предлагается ознакомиться с новой игрой и поиграть.
Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед
Елена Стулова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Фрукты и овощи»
Тема : «Овощи и фрукты »
Программное содержание.
Познание : Закреплять знания детей об овощах и фруктах : где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны.
Уточнить представление о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов .
Коммуникация : Побуждать вспомнить загадки об овощах и фруктах .
Ввести в словарь детей новые слова.
Упражнять в употреблении глаголов действия.
Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
Социализация : Продолжать формировать дружеские чувства.
Закреплять навыки коллективной работы.
Труд : Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.
Материалы.
Иллюстрации с изображением овощей (картофель, капуста, помидор, свёкла, морковь, репа, огурец, редис, кабачок, тыква, горох, баклажан, лук, чеснок) и фруктов (яблоко, груша, банан, персик, слива, ананас, апельсин, мандарин, лимон, арбуз, киви).
Таблица для составления описательного рассказа.
Корзина с муляжами и свежие овощи и фрукты , 2 подноса.
Нарезанные маленькими кусочками овощи и фрукты . Пазлы : «Овощи » и «Фрукты » .
Игрушка – Крош (герой мультфильма Смешарики)
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Крош.
Крош. Здравствуйте, ребята! Я тут недавно решил стать художником, но у меня ничего не получилось. А теперь я решил для своих друзей «Праздник урожая» устроить, накормить всех вкусненьким. Но вот беда : я готовить не умею. Надо мной все смеются, говорят, что у меня ничего не получится, что я ничего не знаю. Вот и пришёл я к вам за помощью, вот сколько всего принёс. (Показывает детям корзину с овощами и фруктами ) . Помогите мне разобраться, где тут овощи , а где фрукты . И, главное, что с ними делать.
Воспитатель. Поможем Крошу? Я предлагаю поиграть в игру «Суп и компот» .
(Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает на поднос из корзины овощи , другая - фрукты , говорят, что они взяли)
Воспитатель. Крош, а ты знаешь, где растут овощи ?
Крош. Нет, конечно!
Воспитатель. Ребята, какие овощи растут в земле ? (Дети называют, а педагог выставляет на наборном полотне картинки овощей – картофель , свёкла, редиска, лук, чеснок, репа)
Крош. А какие овощи растут на грядке , на земле? (Дети называют, а педагог выставляет картинки овощей – огурец , помидор, тыква, кабачок, капуста, баклажан, горох)
Воспитатель. Давайте поиграем. Я буду называть овощи , а вы – говорить, как их убирают.
Помидоры – срывают.
Картофель – выкапывают.
Морковь – выдёргивают.
Лук – выдёргивают.
Тыкву – срезают.
Капусту – срезают.
Огурцы – срывают.
Горох – рвут.
Чеснок – выдёргивают.
Репу – выдёргивают.
Баклажаны – срезают.
Свёклу – выдёргивают.
Кабачки – срезают.
Крош. Как интересно ! А прежде чем начать готовить из овощей что-нибудь , что надо делать сначала? (хорошо помыть) Обязательно мыть, зачем? Так ведь быстрее. (Ответы детей) А какие овощи необходимо почистить? (Ответы детей : свёклу, морковь, тыкву, картофель, лук, чеснок, кабачки, баклажаны) И потом сразу всё сварить?
Воспитатель. Не торопись, Крош. Скажите, ребята, какие овощи можно есть сырыми ? (Ответы детей : помидоры, огурцы, редиску, капусту, горох, морковь) А какие овощи едят и сырыми , и варёными? (Капусту, морковь, помидоры, репу)
Крош. А что можно приготовить на первое? (Ответы детей) Из каких овощей ? (Ответы детей)
Воспитатель. А какую зелень добавляют в первое блюдо? (Петрушку или укроп)
Крош. А на второе что приготовить? Кашу можно? (Кашу из тыквы) А котлетки я бы хотел. (Морковные, капустные, свекольные) А из картофеля что можно приготовить? (Варёный и жареный, тушёный картофель, печёный) Из кабачков и баклажанов? (Их можно подать жареными и тушёными) Прекрасно, но у меня столько овощей , что ещё много останется. Что же мне с ними делать? (Можно засолить)
Воспитатель. Ребятки, давайте покажем и расскажем нашему Крошу как убирают урожай.
Физкультминутка
В огород пойдем, (маршируем на месте)
Урожай соберем. (идем по кругу)
Мы моркови натаскаем (имитируем как тащут)
И картошки накопаем. (копаем)
Срежем мы качан капусты (срезаем)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руки)
Щавеля нарвем немножко (рвем)
И вернемся по дорожке. (идем по кругу)
(Дети хором произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения)
Воспитатель. Давайте поиграем в «Огород»
Перед вами две коробочки :в одной пазлы с изображением овощей ,а в другой-с фруктами . (дети делятся на 2 команды и собирают картинки)
Крош. А ещё я хочу приготовить вкусные соки.
Воспитатель. Дети, давайте скажем Крошу, какие соки у него получатся. Я буду называть фрукт , а вы будете говорить, какой сок из него получится.
Яблоко – яблочный, апельсин – апельсиновый, персик – персиковый, банан – банановый, слива – сливовый, арбуз – арбузный, лимонный и т. д.
Что можно приготовить из фруктов на зиму ? (Варенье, цукаты, посушить)
Крош. Вот теперь-то у меня всё получится! Я вам вкусный сюрприз приготовил. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта , а вы мне скажете, что вы попробовали – овощ это или фрукт , как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить. (Дети описывают овощи - фрукты по таблице )
Воспитатель. Крош, твои угощения для друзей будут не только вкусными, но и полезными. Кто расскажет, почему нужно есть и овощи , и фрукты ? (Дети – в них много витаминов, минералов, овощи и фрукты помогают расти здоровыми и крепкими)
Крош. Спасибо, ребята! Сегодня я много узнал интересного и многому научился .
Стал я поваром сегодня,
Чищу, режу, варю репу,
Свёклу тру, картошку жарю,
Могу сварить я вкусных щей
И котлет из овощей .
Я думаю, мои друзья будут довольны. До свидания!
Воспитатель. До свидания, Крош! Друзья мои, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы!
Занятие закончено .