Проект в первой младшей группе детского сада на тему: Закаливание. Методическая рекомендация:"Закаливающие процедуры во второй младшей группе" Закаливание детей 2 младшей группы
Алёна Клюквина
Закаливание детей в первой младшей группе
Закаливание детей в первой младшей группе
Принципы организации закаливающих процедур .
1. Осуществлять закаливание в то время , когда ребенок практически здоров.
2. Интенсивность специальных закаливающих процедур увеличивать постепенно.
3. Систематичность и последовательность при проведении закаливания .
4. Спокойное и радостное настроение ребенка во время проведения закаливающих процедур .
5. Сочетать закаливания с физкультурными упражнениями, активной деятельностью.
6. Гибкий режим закаливания в зависимости от сезона года, температуры воздуха в помещении, эпидемиологической обстановки в группе .
7. Обеспечение санитарно-гигиенических условий при проведении закаливающих процедур .
Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к условиям внешней среды вырабатывается повторением упражнений или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постоянного повышения его дозировки.
Элементы повседневного закаливания .
1. Воздушно-температурный режим - от +22°до +18° (обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды)
2. Сквозное проветривание - проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа
3. Утренняя гимнастика - ежедневно
4. Воздушные ванны - температура +20° - +22°
5. Прогулка - до -15° (обувь и одежда соответствуют метеорологическим условиям)
6. Дневной сон (в теплое время при открытых окнах, без маек)
7. Физические упражнения, подвижные игры на улице - ежедневно
8. Упражнения на дыхание, пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушение осанки (в гимнастиках, физ. паузах, физкультурных занятиях, в повседневной деятельности).В теплое время года проводятся на свежем воздухе.
9. Гигиенические процедуры - ежедневно в течении всего режима дня.
Организация закаливающих процедур .
2. Прогулка два раза в день;
4. Дыхательная гимнастика;
5. Самомассаж рук;
6. Утренняя гимнастика. ^
Практический материал.
Утренняя гимнастика.
1. «Любимые игрушки»
Ходьба врассыпную (20 сек)
Бег врассыпную (20 сек)
Ходьба врассыпную (10 сек)
Основная часть.
Упражнение «Кукла»
И. П.: стоя, руки опущены.
Поднять руки перед собой - вверх, вернуться в и. п. (5 раз)
Упр-е «Неваляшка»
И. П.: сидя, ноги раздвинуты, руки на поясе.
Наклониться вперед, вернуться в и. п. (4 раза)
Упр-е «Медвежонок»
И. П.: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Поднять одну ногу,опустить. То же другой ногой, (по 3 раза каждой ногой)
Упр-е «Веселый мячик»
Подпрыгивание на месте.
Повторить 2 раза по 10 секунд.
Заключительная часть.
Ходьба вокруг игрушек (20 сек)
2.«Ласковая киска»
Ходьба обычная (20 сек, бег обычный (20 сек, ходьба со сменой направления(20 сек) . Построение врассыпную.
Основная часть.
Упр-е «Кошечка греется на солнышке»
Наклонить голову к одному плечу, вернуться в и. п.
Наклонить голову к другому плечу, вернуться в и. п. (по 3 раза в каждую сторону)
Упр-е «Кошечка играет»
И. П.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки за спиной.
Наклониться вперед, положить голову на колени, вернуться в и. п. (3 раза)
Упр-е «Кошечка дышит»
И. П.: сидя на полу.
Сделать вдох носом.
На выдохе протяжно тянуть «М-м-м-м» , одновремено постукивая пальцем по крыльям носа. (Повторить 5 раз)
Упр-е «Кошечка спряталась»
И. П.: стоя, руки внизу.
Присесть, закрыть глаза руками, вернуться в и. п. (4 раза)
Упр-е «Кошечка радуется»
И. П.: стоя, руки внизу.
Подпрыгивание на месте.
Повторить 2 раза по 10 сек
Заключительная часть.
Спокойная ходьба и медленный бег «стайкой» (1,5 минуты)
3.«Веселые гуси» (с элементами дых. гимнастики)
Ходьба стайкой (15 сек, ходьба за воспитателем руки вверх (15 сек, бег врассыпную(15 сек) . Построение врассыпную.
Основная часть.
Упр-е «Гуси проснулись»
И. П.: стоя, руки опущены.
Поднять руки через стороны вверх, произнести «Га-га!»
Вернуться в и. п. (5 раз)
Упр-е «Гуси шипят»
И. П.: стоя, руки за спиной.
Наклониться вперед, отвести руки назад, сказать «Ш-ш-ш»
Вернуться в и. п. (3 раза)
Упр-е «Спрятались гуси»
И. П.: стоя, руки внизу.
Присесть, руки положить на голову.
Вернуться в и. п. (4 раза)
Упр-е «Радуются гуси» .
И. П.: стоя. f
Подпрыгивание на месте. Повторить 2 раза по 10 сек
Заключительная частьэ
Медленный бег за воспитателем стайкой (30 сек) Медленная ходьба за воспитателем (30 сек) Дыхательное упр-е «Дуем на крылышки»
Самомассаж рук.
«Стряпаем вместе» - имитация скатывания колобков
Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем будем маме помогать.
«Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга, чтоб стало горячо Мы как древние индейцы добываем огонек :
Вот ладошки разотрем - будет нам тепло с огнем.
«Греем ручки»
Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим по ладони, предплечью другой руки. Пилим, пилим, мы бревно - очень толстое оно.
Надо сильно постараться и терпения набраться.
Игровые упражнения дыхательной гимнастики
Г реем руки
И,П.: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу.
Вдох. Длительный выдох на руки.
Повторить 4-5 раз.
Рубим дрова
И,П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опушены.
Руки поднять вверх - вдох. Наклониться вперед (имитация рубки дров) - выдох. Повторить 3 раза.
Часики идут
И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
Размахивая прямыми руками вперед и назад произносить : «Тик-так» Указание : .
1. Воздушные ванны - ходьба в маечках и трусиках;
2. Прогулка два раза в день; *
3. Босохождение по профилактическим дорожкам;
4. Дыхательная гимнастика;
5. Гимнастика после сна;.
6. Умывание лица и рук до локтя прохладной водой;
7. Утренняя гимнастика;
8. Пальчиковые игры.
Практический материал.
Утренняя гимнастика.
1. «Части тела»
(20 секунд) .
БеГ стайкой за воспитателем (20 секунд) .
Ходьба обычная (10 секунд) .
Остановка. Построение врассыпную.
Основная часть
Упражнение «Покажи руки»
И. П : стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, выпрямить и сказать : «Вот!»
Вернуться в исходную позицию.
Упражнение «Где колени» .
И. П : стоя, ноги расставлены, руки за спину.
Наклониться вперед, ладони положить на колени, смотреть на колени, сказать : «Вот!» Вернуться в исходную позицию.
Повторить 4 раза. Темп медленный.
Упражнение «Спрячь голову»
И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
Присесть, обхватить руками колени, голову положить на ноги.
Вернуться в исходное положение.
Показ и объяснения воспитателя.
Упражнение «Прыгают ножки»
И. П.: стоя, руки произвольно.
Подпрыгивание на месте. Повторить 2 раза. Чередовать с ходьбой. Указание : «Прыгать мягко» .
Заключительная часть
Ходьба стайкой за воспитателем (20 секунд) .
2. «Петя-петушок»
Ходьба стайкой за воспитателем (20 секунд) .
Бег врассыпную (20 секунд) .
Ходьба врассыпную (20 секунд) .
Построение врассыпную.
Основная часть
Упражнение «Петушок машет крыльями»
Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью.
Вернуться в исходную позицию.
Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Указания : «Держите спину ровно»
Упражнение «Петушок пьет водичку»
И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться.
Вернуться в исходную позицию. Высоко поднять голову. Повторить 4 раза. Темп умеренный.
Указание : «Хорошо выпрямить спину после наклона» .
Упражнение «Петушок клюет зернышки»
И. П стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.
Присесть, постучать пальчиками по полу.
Вернуться в исходную позицию.
Повторить 4 раза. Темп умеренный.
Упражнение «Петушок радуется»
И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
2-3 пружинки и 5-6 подпрыгиваний. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой на месте.
Заключительная часть
Ходьба в колонне за воспитателем (30 секунд) .
3. «Серенькнй зайчишка"
Ходьба по залу друг за другом (15 секунд) . Ходьба на носочках (10 секунд) .
Обычный бег (20 секунд) .
Ходьба врассыпную (10 секунд) . Построение врассыпную.
Основная часть
Упражнение «Зайка греет лапки на солнышке»
И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, повернуть ладонями вверх-вниз, сказать : «Тепло» . Вернуться в исходное положение.
Повторить 6 раз. Темп умеренный.
Индивидуальные поощрения.
Упражнение «Зайка греет ушки»
И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.
Повернуть голову в сторону.
Вернуться в исходную позицию.
Повернуть голову в другую сторону.
Вернуться в исходную позицию.
Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
Упражнение «Зайка прячет лапки»
ИД1 стоя, руки в стороны.
Наклон вперед, ладони положить на живот, сказать : «Нет» .
Вернуться в исходную позицию.
Повторить 4 раза. Темп у меренный.
Индивиду альные указания и поощрения.
Упражнение «Зайка занимается спортом»
И. П.: стоя, ноги вместе, руки опущены.
Бег на месте 8-12 сехущд, Повторить 3 раза, череду я с ходьбой на месте.
Поощрения.
Заключительная часть
Бег по залу.
Дыхательная гимнастика
1. Трубач играет на трубе
Исходная позиция : сидя или стоя, кисти рук сжаты в трубочку, руки подняты. Вдох. Медленный выдох, громко произнося : «П-ф-ф-ф-ф» . Повторить 4-5 раз. Указание : «Соблюдать устойчивое положение» .
2. Звонкий петушок
Исходная позиция : встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки через стороны - вдох; выдыхая хлопать руками по бедрам, произнося : «Ку-ка-ре-ку» .
3. Веселый паровозик в пути
Ходьба по комнате, выполняя попеременные движения руками (руки согнуты в локтях) и приговаривая : «Чух-чух-чух» . Продолжиз€льность 20-30 секунд.
4. Вырасти большой
Исходная позиция : стоя прямо, ноги вместе.
Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, Опустить руки, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести : «У-х-х-х» !
Повторить 4-5 раз. Темп умеренный.
Указание : «Соблюдать устойчивое положение» .
5. Бросим мячик
Исходная позиция : стоя, мяч в опущенных руках.
Поднять руки вверх - вдох. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе произносить длительное : «У-х-х-х» . Повторить 5-6 раз.
Гимнастика после сна
1. «Веселый зоопарк»
(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)
1. «Звери проснулись» . И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
В-ль. Отгадайте загадку :
В лесу зимой холодной Ходит злой, голодный.
Он зубами шелк! Это серый. (волк)
2. «Приветствие волчат» . И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
3. «Фнлин» . И. п. - лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф» . Повторить четыре раза; темп медленный.
4. «Ловкие обезьянки» . И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуть-ся на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.
5. Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть «м-м-м-м- м» , одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
В-ль : Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись, (дети выполняют закачивающие процедуры )
2. «Жучки-паучки»
(с элементами корригирующей гимнастики)
1. «Потянулись жучки» . И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться - руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.
2. «Проснулись глазки» . И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему^раю глаз и обратно (10 с) : темп умеренный.
3. «Проснулись ушки» . И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать учти снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с) ; темп умеренный.
4. «Проснулись лапки» . И. п. - лежа на спине, руки вдоль ту ловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с) ; темп быстрый.
5. «Жучки греются на солнышке» . И. п. - лежа на спине,:и вдоль ту ловища. 1 - поворот на живот. 2 - поворот на спину. Повторить пять раз : темп умеренный.
6. «Жучки готовятся к прогулке» . И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую колене. Опустить. Поднять левую ногу. согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.
9. «Веселые жучки» . И. п. - лежа на спине, руки вдоль ту ловища. 1-3 - хлопки руками перед собой. 4 - вернуться в и. п. Повторить пять раз : темп быстрый, (закачивающие процедуры )
3. «Просыпающиеся котята >
(с элементами самомассажа/
В-ль. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте загадку : Мохнатенькая, усатенькая,
Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)
В-ль. Правильно, киска. Давайте поиграем, сегодня с вами - маленькие пушистые котята.
Кот решил котят учить,
Как же нужно лапки мыть,
Мы недалеко сидели,
Все движенья подглядели. Выполняют движения по тексту
Лапку правую потрем,
А потом ее встряхнем.
Вот и левой лапке тоже Правой лапкой мы поможем.
Ушко левое свое Левой лапкой достаем,
Правое не забываем,
Лапкой правой умываем.
Проведем по шерстке лапкой,
Каждый гладим, умываем.
Чистим носик осторожно.
Грудку нам разгладить можно.
Вот и чистые котята,
Вот и выспались ребята!
(Дети встают, выполняют закаливающие процедуры )
Пальчиковые игры
Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)
Кашу сварила, малышей кормила. (круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша) ^
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала (загибать пальчики, начиная с большого)
А этому - не дала, (слегка потрясти за мизинчик)
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
Капустка.
Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)
Мы капустку солим-солим (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим) Мы капустку трём-трём (потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмём-жмём. (сжимать и разжимать кулачки)
Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.) Мы посуду перемыли : (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибать пальчики, начиная с большого.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.) Так мы маме помогали. (Хлопок в ладоши)
1_ Воздушные ванны - ходьба в трусиках и маечках;
2. Прогулка два раза в день;
3 Босохождение по профилактическим дорожкам;
4. Дыхательная гимнастика;
5. Утренняя гимнастика;
6. Гимнастика после сна;
7. Умывание прохладной водой лица и рук до локтя;
8. Пальчиковая гимнастика;
9. Самомассаж.
Практический материал.
Утренняя гимнастика.
1. «Медвежата делают зарядку» .
I. Часть. Вводная.
Ходьба «Идём по полю» - ходьба на носочках, руки вверх - «Растёт высокая трава!» ;
Бег обычный - «Мы спешим» ;
Ходьба, дыхательное упражнение - «Дуем на одуванчик» .
II. Часть. Комплекс общеразвивающих упражнений.
1. «Поймай бабочку»
о Исходное положение - ноги вместе, руки к плечам.
та Поднять руки вверх через стороны, «хлопок - и. п. опустить руки через стороны (выполнить 5 раз) .
2. «Мишки ищут шишки»
о Исходное положение - ноги вместе, руки к плечам :
та Наклон вперёд, руками коснуться пола - и. п. (выполнить 5 раз) .
3. «Где мёд?»
о Исходное положение - ноги слегка расставлены, руки вниз; та Наклоны вправо и влево (выполнять по три раза в каждую сторону) .
4. «Мишки на велосипедах»
о Исходное положение - лёжа на спине, руки вдоль туловища;
та Поднять ноги, согнуть в коленях, вращательные движения ногами - и. п. (повторить 5 раз) .
5. «Мишки топают, зайки прыгают»
та Ходьба на месте в сочетании с поскоками - и. п. (по 8 раз) .
III. Часть. Заключительная.
Ходьба с перепрыгиванием «через пенёчки» ;
Бег обычный в медленном темпе;
«Дуем на одуванчик» .
2. Комплекс с мячами
I. Часть. Вводная.
Ходьба обычная - идём по «мостику» (на носочках, руки в стороны) ;
Бег обычный - «Надо спешить» ;
«Дуем на одуванчик» .
1. «Подними мяч»
о Исходное положение - ноги слегка расставлены, мяч внизу в обеих руках;
то Поднять мяч вверх, опустить вниз - и. п. (выполнить 5 раз) .
2. «Положи мяч»
о Исходное положение - сидя, ноги в стороны, руки с мячом внизу; то Наклониться вперёд, положить мяч между ног, выпрямиться, опустить руки, наклониться, взять мяч, выпрямиться - и. п. (выполнить 5 раз) .
3. «Приседания»
о Исходное положение - ноги слегка расставлены, руки с мячом внизу;
то Присесть, положить мяч на пол между ног, выпрямиться, присесть, взять мяч, встать -
и. п. (выполнить 5 раз) .
4. «Мой весёлый мяч!» ^
о Исходное положение - ноги вместе, руки внизу, мяч на полу; то Поскоки на месте на двух ногах около мяча (20 секунд) .
III. Часть. Заключительная.
Ходьба обычная;
Бег обычный;
3. «На лугу» .
I. Часть. Вводная.
Ходьба «Идём на лужок» (на носочках, руки вверх - «Растёт высокая трава» ):
Бег обычный - «Надо спешить» ;
Ходьба. Дыхательное упражнение - «Дуем на одуванчик» .
II. Часть. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом.
1. «Собираем большой букет»
о Исходное положение - ноги вместе, руки вниз;
то Развести руками в стороны - и. п. (выполнить 5 раз) .
2. «Где ромашки?»
о Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе;
то Повороты туловища вправо и влево - и. п. (выполнить 5 раз) .
3. «Сорвём цветы»
о Исходное положение - ноги вместе, руки вниз;
то Наклониться вперёд, руками достать пол - и. п. (выполнить 5 раз) .
4. «Бабочки сели на цветок»
о Исходное положение - ноги вместе, руки внизу;
то Присесть, разводя руки в стороны - и. п. (выполнить 5 раз) .
5. «Жуки в травке»
о Исходное положение - лёжа на спине, ноги согнуть в коленях;
то Поочерёдно сгибать, разгибать колени и локти - и. п. (выполнить 5 раз) .
6. «Мы радуемся»
о Исходное положение - стоя, руки на поясе;
то Поскоки на двух ногах на месте - и. п. (повторить 8 раз) .
III. Часть. Заключительная.
Возвращение домой - «ходьба по мостику» ;
Бег обычный;
Ходьба. Дыхательное упражнение «Дуем на одуванчик» .
Гимнастика после сна
1. В гостях у солнышка»
(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа)
Дети встают на коврик рядом с с кроваткой
1. «Улыбнись солнышку» . И. п. - стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный. Указание : быть внимательным, четко выполнять задание : одновременно действовать правой рукой и правой ногой.
2. «Играем с солнышком» . И. п. - сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
Указание : при повороте руками не помогать.
3. «Играем с солнечными лучами» . И. п. - сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлсп- ,ть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;
темп быстрый.
Указание : ноги в коленях не сгибать.
4. «Отдыхаем на солнышке И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.
(переходят в группу , проводятся закаливающие процедуры )
1. Разминка в постели. Самомассаж.
Повороты головы, вправо, влево.
Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.
Разведение и сгибание рук.
2. «Мишка» - руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу. Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает и в карман кладёт Вдруг упала шишка Прямо мишке в лоб Мишка рассердился и ногою топ Больше я не буду шишки собирать Сяду на машину и поеду спать.
3. «Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.
4. «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову - Ку - ка - ре - ку.
На болоте нет дорог,
Я по кочкам скок да скок.
1. «Потягивание»
И. П. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх,
пяточками двух ног вперед;
и. п. - выдох ^
(4-6 раз)
2. «Поймай комарика»
И. П. - лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой вернуться в и. п.
(4-6 раз)
3. «Велосипед»
И. П. лёжа на спине (10 -12 секунд)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот, задом наперед.
II. «Пингвин» - семенить мелкими шажками, чуть - чуть похлопывая по бокам прямыми руками, опущенных вдоль туловища
III. «Зайчик» - руки согнуты перед грудью, кисти опущены, скачет, передвигаясь на двух ногах вперед, назад, вбок.
IV. «Дудочка» - сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п -ф - ф - ф»
(4 раза)
3.«Потягивание»
Самомассаж
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами - большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Псиупали.
(несильно потянуть вверх)
(несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз) Мочки надо пощипать : (пощипывание в такт речи)
Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья, снижения заболеваемости.
Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка, переносить перемены температуры в окружающей среде.
Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце.
При закаливании детей соблюдаем основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.
В своей работе мы используем систему закаливания, предложенную медицинскими работниками нашего детского сада:
В 1 квартале у нас запланировано постепенное обучение полоскания рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.
Начну с наиболее доступного вида закаливания - закаливание воздухом.
1. Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Поэтому следим, чтобы воздух в группе всегда был свежий и чистый. С этой целью проводим сквозное проветривание утром, до прихода детей в детском саду, во время прогулки или сна детей.
В утренние часы, перед приемом, расставляем тарелки с чесноком в раздевалке, в групповой комнате.
Перед сном проводим ионизацию воздуха с пихтовым маслом. Во время сна детей - кварцевание групповой комнаты. Соблюдаем температурный режим в группе.
Основное внимание уделяем одежде детей, так как закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей, как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка Прогулки и игровую деятельность детей организовываем так, чтобы дети больше двигались и вовремя сменяли подвижную деятельность на спокойную.
Для оздоровления детей в своей работе не используем “комплекс оздоровительных мероприятий после сна” под редакцией Л В. Белкиной.
Пробуждение
Воспитатель звонит в колокольчик:
Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
“Просыпайтесь!” - говорит,
“Закаляйтесь!” - всем велит.
Комплекс закаливающих упражнений.
1. “Киски просыпаются” (предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спинку, вытянуть вверх руки, перевфнутъся с боку на бок.)
На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам олдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать.
2. Игры с одеялом. (Дети прячутся под одеялом и так 2-3 раза)
- Вот вдет лохматый пес,
А зовуг его - Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят.
3. Легкий массаж (“поутюжить” руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).
4. Ходьба на носочках из спальни в группу.
- Потянулись, быстро встали,
На носочках побежали…
5. Ходьба по “дорожкам здоровья”.
(1 дорожка - обычная, 2 дорожка - ребристая, 3 дорожка - с плоскими пуговицами, 4 дорожка - с камешками.)
“Зашагали ножки - топ, топ, топ!”.
Закаливание проводим во время физкультурных занятий, утренней гимнастики. В утренние часы планируем и проводим бодрящую гимнастику, артикуляционную гимнастику - способствующую укреплению слизистой оболочки дыхательных путей. Одной из нетрадиционных форм закаливания в раннем возрасте является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на координацию движений, способствует развитою мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения гимнастики не только развлекает деток, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире.
2. Вода - общепризнанное средство закаливания.
Закаливающее влияние на организм ребенка оказывают все гигиенические процедуры: мытье рук, ног, лица, тела ребенка.
В 1 квартале, как я уже говорила, у нас запланировано постепенное обучение полосканию рта (начинают полоскать со 2 младшей группы), Элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода (мытье рук до локтя).
В целях профилактики можно чесночный напиток в осенненвесенний период и ромашковый чай.
Во втором квартале запланирована ходьба по мокрым дорожкам от 15-20 секунд.
3. Закаливание солнцем.
Наиболее широкие возможности для оздоровление и закаливания наших детей солнцем представляется летом. Солнечные лучи оказывают на организм ребенка общее, укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становиться самочувствие и сон. Количество солнечных ванн, а также место их проведение в летний период определяется врачом детского садика.
Чтобы добиться хороших результатов по снижению заболеваемости активно проводим с родителями работу по обучению пальчиковым играм с использованием материал из книги Л.В. Белкиной “Адаптация детей раннего возраста”.
Летом в родительском уголке выставляются консультации по закаливанию детей:
- “закаливание солнцем - памятка для родителей”
- “прогулки в лес”
- “ребенок на даче”
- “тебе пора купаться”.
Осенью подготовим консультацию осенние прогулки – с рекомендациями для родителей, как одевать детей по сезону, какими играми разнообразить прогулки детей.
Вывод. Таким образом закаливание, соблюдение температурного режима, графика проветривания помогло добиться хороших результатов по снижению заболеваемости и укреплению здоровья детей.
Закаливание детей раннего возраста
1младшая группа «Колобок»
(консультация для родителей)
Сильный, но не закаленный человек
подобен крепости с толстыми высокими
стенами, в которой забыли поставить ворота»
- гласит народная мудрость.
Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.
Противопоказания к закаливанию
Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.
В своей группе мы планируем использовать такие нетрадиционные виды закаливания как:
1.Хождение босиком
Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.
2. Фито - терапия (полоскание рта настоями лекарственных трав в зимний период),
3.Закаливание рук (игры с водой по плану воспитательной работы).
У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.
Предлагаем Вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.
Водопад
Для этой игры Вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».
Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Игра с мылом
Маленький кусок мыла отпускается на дно тазика. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.
Тонет - не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.
Лейся, лейся
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.
Сквозь сито
Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
Закаливающие мероприятия в младшей группе
Мероприятия |
||
Сквозное проветривание в отсутствии детей |
3 раза в день |
|
Кварцевание |
3 раза в день |
|
Утренняя гимнастика в проветренном помещении |
||
Физкультурные занятия |
3 раза в неделю |
|
Умывание прохладной водой |
В режимных моментах |
|
Проветривание группы перед занятием |
2 раза в день |
|
Прогулка на свежем воздухе |
2 раза в день |
|
Дыхательная гимнастика |
2 раза в день |
|
Гимнастика в постели |
||
Ходьба по “дорожкам здоровья”(коврик с шипами, ребристая доска, пуговичный коврик, по полу босиком для профилактики плоскостопия |
Перед дневным сном и после |
|
Ходьба босиком по песку, обливание ног, воздушные ванны. |
В летний период |
|
Фитонциды (лук, чесночные киндеры) |
Во время эпидемии гриппа |
Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:
- Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.
- Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.
- Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).
- Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.
- Динамика заболеваемости у детей:
- Уменьшение числа часто болеющих детей
- Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка
- Сокращение длительности одного заболевания (в днях)
- Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.
Подготовила воспитатель 1 младшей группы
Скулкина Е.И.
Проект на тему «Закаливание как форма укрепления здоровья» в первой младшей группе
Автор проекта: Воспитатель Золотухина Надежда ГеннадьевнаПродолжительность проекта: Долгосрочный (учебный год).
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети 1,5-2 года, воспитатели, родители.
Актуальность: основы будущей жизни, как известно, закладываются в детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего МДБОУ. Необходимость организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение Известно, что здоровье определяется комплексом факторов, характеризующих морфофункциональное развитие, физический статус ребенка, уровень адаптации к окружающей среде, дееспособность.
Существенная роль в системе физического воспитания детей принадлежит мероприятиям по закаливанию. Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий. Никакой оздоровительный режим немыслим без использования закаливающих процедур. Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей.
Цель: укрепить детский иммунитет и общее состояние здоровья, выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.
Задачи:
-Разработать и доказать эффективность методики закаливания для укрепления здоровья детей.
-Показать возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ. Укрепить здоровье детей посредством закаливания.
-Разработать программу оздоровления детей посредством закаливания.
-Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
-Снизить заболеваемость в группе.
Формы проведения: организованная двигательная деятельность, оздоровительная работа, консультации родителей, физкультурные досуги.
Ожидаемые результаты:
1.Снижение количества респираторных заболеваний детей старшей группы.
2.Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
3. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Модель развития личности ребенка в процессе реализации проекта :
Модель здорового ребенка
Здоровый ребенок это:
Веселый и жизнерадостный
Не подвержен простудам
Психически здоров
Физически здоров
Хороший аппетит
Чистая речь
Любознательный
Хороший иммунитет
Правильная осанка
Активный
Румяный
Красивый
Организованная двигательная деятельность:
-Утренняя гимнастика (ежедневно)
-Занятия физкультурой (3 раза в неделю)
-Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
-Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
- утром
- после завтрака
- на прогулке
- после сна
- на второй прогулке
Базовая и игровая деятельность
Закаливание:
- оздоровительные прогулки, ежедневно
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)
- кислородный коктейль.
Оздоровительная работа
1. Сквозное проветривание
2. Санитарный режим
3. t0 = 20-22С
4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
6. Утренняя гимнастика
7. Физкультурные занятия
8. Подвижные игры
9. Закаливание:
- оздоровительные прогулки;
- умывание прохладной водой;
- воздушные ванны:
а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
б) дорожка здоровья;
в) облегченная одежда;
г) сон с открытой фрамугой.
10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период
11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний
12. Приём кислородного коктейля(осеннее- весенний период).
Основные этапы проекта.
Разработка проекта: выбор темы, постановка цели, составление плана деятельности по её достижению; работа с детьми, для стимулирования познавательной активности (беседы, просмотр видео, игры, привлечение к проектной деятельности родителей воспитанников, педагогов ДОУ (консультации).
II этап – основной
Сбор, накопление материала, подборка методов и вспомогательных материалов. Реализация проекта.
III заключительный
Подведение итогов проекта. Анализ сформировавшихся навыков здорового образа жизни, полученных детьми; активности детей. Сравнение данных по заболеваемости воспитанников в начале и в конце проектной деятельности по закаливанию.
I этап проекта – подготовительный
-изучение медицинских карт.
-наблюдение за детьми.
-создание необходимых условий для реализации проекта.
-перспективное планирование проекта.
-разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной.
План реализации проекта.
Апрель
-Консультация для родителей «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»
-Консультация для родителей «Понятие и методика закаливания».
-Стимулировать повышения внимания
к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности. Формировать у родителей систему знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей.
Май
-ознакомление детей с методами закаливания – солнце, воздух, вода.
- утренняя гимнастика «Весна»
-принятие воздушных ванн; температура воздуха + 30 - + 28 градусов.
-сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна «Путешествие цветка» (с элементами дыхательной гимнастики).
-хождение босиком по дорожке здоровья.
Июнь
- утренняя гимнастика «На лугу»
-принятие воздушных ванн; температура воздуха + 30 - + 28 градусов. Цель оздоровление и закалка организма детей.
- босохождение на прогулке по земле, траве, песку.
- сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна « Бабочка» (с элементами дыхательной гимнастики).
Июль
- утренняя гимнастика «Стрекоза».
-принятие воздушных ванн; температура воздуха + 30 - + 20 градусов.
-водные процедуры(бег под фонтанчиками) вода комнатной температуры +30 градусов,
5 – 10 минут.
- сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна «Хорошо,хорошо»(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
Август
- утренняя гимнастика «Одуванчик».
-принятие воздушных ванн; температура воздуха +30 - +20 градусов.
-босохождение на прогулке по земле, траве, песку.
- водные процедуры(бег под фонтанчиками) вода комнатной температуры +30 градусов,
5 – 10 минут.
-сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна «Любопытные вороны» (с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
Сентябрь
-Консультация для родителей «Малыши холода не боятся». Цель – просвещение родителей о вреде «утепления» детей. Советы при подборе одежды.
- утренняя гимнастика «Солнышко».
-босохождение на прогулке по земле, траве, песку.
-сон с открытой фрамугой.
- гимнастика после сна «Мы проснулись»(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
Октябрь
- утренняя гимнастика «Весёлый огород».
-принятие воздушных ванн; при открытой форточке температура воздуха +28 - +20 градусов. Цель закаливание организма детей.
- гимнастика после сна «Лесные приключения»1-я часть(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
- приём кислородного коктейля.
Ноябрь
- утренняя гимнастика «Птицы».
-принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна « Лесные приключения » 2-я часть(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
Декабрь
- утренняя гимнастика «В гости к ёлочке».
-принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна « Снежинки просыпаются»(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
- употребление лука, чеснока в осенне-зимний период.
Январь
- утренняя гимнастика «Снежинки».
-принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна «Заинька – зайчишка »(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
Февраль
- утренняя гимнастика «Весёлые погремушки»
принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна « Ветерок» (с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период(чесночные амулеты).
Март
- утренняя гимнастика «За воротами весна»
-принятие воздушных ванн при открытой форточке; температура воздуха +28 - +20 градусов.
- гимнастика после сна « Пробуждение солнышка»1-я часть(с элементами дыхательной гимнастики).
- хождение босиком по дорожке здоровья.
-диагностика детей.
-общее родительское собрание «Об итогах работы за год».
III этап – итоговый, диагностический.
Оформление результатов:
1. Поощрение участников проекта:
а) награждение грамотами детей и их родителей
б) вручение памятных сувениров
2. Оформление презентации
Подведение итогов
Анализ активности детей,анализ сформировавшихся навыков здорового образа жизни, полученных детьми.
Сравнение данных по заболеваемости воспитанников в начале и в конце проектной деятельности по закаливанию.
Выявить позитивные изменения в здоровье детей. Обобщить имеющийся опыт и презентовать своим коллегам.
Закаливание – это целый комплекс, включающий в себя воздействие посредством воздуха, воды и солнца. Схема проводимых мероприятий может быть разной, зависит от уровня закалки детей, их возраста и возможностей детского учреждения. Индивидуальный подход диктует необходимость разделения детей на несколько групп. Например, совершенно здоровые дети и недавно переболевшие, ослабленные малыши, ранее закаливаемые и впервые приступающие к процедурам.
Закаливание малышей ясельного возраста.
Прежде чем вы начнете закаливать своего малыша, посоветуйтесь с врачом педиатром. И будет лучше всего, если вы будете советоваться с врачом весь период времени закаливания малыша.
Перечислим основные принципы закаливания:
-закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
-интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
-эффект закаливания зависит от систематичности его проведения;
-воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:
-воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
-сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
-поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18...20°С)
-ежедневные прогулки на свежем воздухе по 1-3 часа на свежем воздухе в любую погоду -тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
-одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;
Закаливание воздухом
– это постоянное и тщательное проветривание помещения, где находится ваш малыш. Даже если на улице холодная погода, помещение необходимо проветривать примерно 3 раза в день. А вот летом, лучше всего, если форточка в комнате у малыша будет открыта постоянно. Так же очень важно и необходимо, что бы ваш малыш пребывал достаточное время на свежем воздухе.
А вот продолжительность пребывания малыша на свежем воздухе зависит от возраста малыша и погоды, примерно 1 – 3 часа. А вот в теплое время года, гуляйте с малышом как можно чаще. И лучше всего, если игры и сон вашего малыша проходили на свежем воздухе. Зимой воздушные ванны проводите в хорошо проветриваемой комнате. И в комнате, где вы будете закаливать своего малыша, должна быть температура воздуха не ниже 20 градусов и продолжительность первой воздушной ванны должна быть примерно 3 – 5 минут. Малыша раздевайте постепенно, а промежуток между этапами раздевания должна быть примерно 1 неделя. И постепенно, через 3 – 4 дня температуру снижайте на 1градус, доводя примерно до 16 градусов. Летом воздушные ванны малышу начинайте проводить с температуры 20 градусов и ее продолжительность примерно 5 минут. Так же процедуру необходимо проводить в тени, для того, что бы на малыша не попадали прямые солнечные лучи. Лучшее время для закаливания с 9 до 12 часов утра.
Солнечные ванны проводите через 1 – 2 часа после завтрака, малышу которому уже исполнилось 2 годика. Лучшее время для солнечных ванн с 10 – 12 часов дня, 1 раз в день. Первая солнечная ванна должна длиться примерно 2 минуты, в тени при температуре не ниже 18 – 20 градусов. И каждые примерно 2 дня продолжительность ванн увеличивайте на 1 минуту. Постепенно доводите до 20 – 30 минут не более. И если вдруг в поведении вашего малыша что-то изменилось, прекратите процедуру.
Закаливание водой.
Для этого можно использовать обтирание, умывание и обливание. Начальная температура воды при умывании должна быть 30 градусов, а затем снижайте ее на 1градус и постепенно доводите, каждые 3 дня до 20 градусов – для малышей от 1 – 2 лет и до 18 градусов – для малышей 2х – 3х лет. Начинайте умывание с лица, шеи, а так же руки до локтя. Проводите обтирание рукавичкой смоченной водой. Сначала оботрите ручку малыша и следом вытрите сухим махровым полотенцем, проделайте эту процедуру с другой ручкой, затем грудь, живот, спина и ножки малыша. Температура воды для обтирания должна быть 34 – 35градусов. И постепенно снижайте на 1градус, но она должна быть не ниже 25 градусов. И продолжайте обтирание примерно 6 минут. Примерно через 1.5 месяца можно приступать к обливаниям. Обливание можно проводить, если малышу уже исполнилось 1.5 годика и малыш совершенно здоров. И проводите обливание, как летом, так и зимой. Летом температура воздуха должна быть не ниже 18 градусов. А начальная температура воды при обливании малыша должна быть не ниже 34 – 36градусов каждые 4 дня снижайте на 1 градус, доводя до температуры 26 – 28градусов – для малышей до 2х лет и до 24 – 26 градусов – для малышей до 3х лет. Начинайте обливать сначало шею, затем грудь, бока, спину, руки и ноги малыша. После обливания оботрите малыша махровым полотенцем. После обливания оботрите малыша махровым полотенцем. Голову малышу обливать не стоит. Обливание должно длиться примерно 2 минуты, и проводить обливание малыша лучше с утра. А вот уже с 2-х летнего возраста, малыша можно купать в реке или в озере.
Но не оставляйте малыша одного в воде без присмотра. И перед купанием облейте малыша несколько раз водичкой. Начните купать малыша примерно через час после еды. Необходимо, что бы погода была безветренной, а температура воздуха примерно 24 – 25градусов и вода 22 – 23градуса. И купать малыша лучше после обеда. Не стоит купать малыша первый раз более 3х минут. А постепенно время купания можно довести до 6 минут.
Приложение
Комплекс утренней гимнастики в первой младшей группе №6
Сентябрь без предметов «Солнышко»
Выглянуло солнышко и зовет гулять.
Как приятно с солнышком вместе нам шагать
Выглянуло солнышко, светит высоко.
По тропинке с солнышком нам бежать легко.
ОРУ «Поиграем с солнышком»
1.«Греем ладошки»
Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,
Наше солнышко-колоколышко
И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза.
2.«Ищем лучик»
Показался солнца лучик – стало нам светлее.
Справа лучик, слева - лучик, стало веселее.
И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И.п., влево И.п. 2 раза
3.«Радуемся солнышку»
Солнцу рады все на свете и воробушки и дети. 5 раз
И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте.
Вот и кончилась игра!
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора
Октябрь без предметов «Веселый огород»
В огород мы пойдем, урожай соберем!
Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.
Эй, лошадка, гоп-гоп,
Отвези нас в огород.
Бег стайкой за воспитателем 8 сек.
ОРУ «Веселый огород»
1.«Капуста»
У капусты качены -вот такой величины!
И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И.п. – 3 раза.
2.«Морковка»
Прячет морковка свой носик на грядке.
Видно, морковка играет в прятки!
И.п. сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – и.п. – 4раза
3.«Веселье»
Дружный наш огород веселиться и поет
И.п. – ос. Прыжки на двух ногах на месте. – 4 раза
Вот и кончилась игра!
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.
Ходьба стайкой за воспитателем.
Ноябрь без предметов «Птицы»
Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.,
Птицы улетали, крыльями махали.
Вот так, вот так крыльями махали.
Бег стайкой за воспитателем 8 сек.
ОРУ «Птички»
1.«Птички ходят по водичке»
Ходят по водичке птички-невелички.
Ходят, лапки поднимают птички – невелички.
Вот так, вот так ходят у водички
И.п. – о.с. ходьба на месте высоко поднимая колени. - 6 раз
2.«Пью птички»
Сели у водички птички – невелички.
Лапки, клювики помыть сели у водички.
И.п. – о.с. Приседание на месте. – 4 раза
3.«Зернышки клюют»
И воробушки тут как тут, зернышки с земли клюют.
И.п.- ноги на ширине плеч руки опущены, наклоны вперед.
Полетели птички, птички невелички.
Взвились в небо высоко, улетели птички.
Ходьба стайкой за воспитателем.
Декабрь без предметов
«В гости к елочке»
Чтобы нам не потеряться
Нужно за руки держаться.
Отправляемся мы в лес,
Ждет нас много в нем чудес.
По сугробам мы шагаем выше ножки поднимаем!
По сугробам мы идем и не чуть не устаем.
Ходьба с высоким подниманием колена 10сек.
Холодно в лесу зимой побежали все за мной
ОРУ «В гости к елочке»
1.«Высокая елка»
вот полянка, вот и лес.
Вот и елка до небес.
Вот она какая,
Елочка большая!
И.п стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.
Поднять руки верх посмотреть на них – И.п. – 4 раза.
2.«Украшаем елку»
Мы сегодня принесли
Яркие игрушки.
Здесь конфеты и шары,
Пряники хлопушки
Вы игрушки доставайте елку вместе украшайте
И.п. стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «берем игрушки»); выпрямиться, вывести руки
вперед-вверх – движение кистями «вешаем игрушки» - 4 раза.
3.«Радуемся елке»
Распушила елка лапы,
Стала красоваться.
А мальчишки и девчонки
Стали улыбаться.
И.п. – о.с. прыжки на месте на двух ногах. – 4 раза
Январь без предметов «Снежинки»
Ах, зима, зима белоснежная пришла
Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.
Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.
Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать.
Ходьба на носках 10сек.
Начался снегопад. Снегу каждый очень рад.
Побежим ловить снежинки, побежим ловить пушинки.
Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.
ОРУ «Снежинки»
1.«Играем со снежинками»
В одной ладошке и в другой подержим мы снежочек свой
И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Вытянуть руки перед собой ладони вверх, потом поднять вверх - И.п.. – 4 раза.
2.«Делаем снежок»
На снежок ты погляди, да смотри не урони
И.п. стоя, ноги на ширине плеч руки в низ. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «собираем снег»); выпрямиться – И.п - 4 раза.
3.«Замерзли ножки»
Мы попрыгаем немножко, мы погреем наши ножки
Февраль без предметов
«Веселые погремушки»
Ходьба на носках 15сек.
Бег в колонне по одному за воспитателем 20 сек.
Перестроение в полукруг
ОРУ «Веселые погремушки»
1.«Позвеним вверху»
И.п. стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки с погремушками за спиной. Поднять руки вверх, позвонить ими, потом вернуться в И.п. – 4
раза
2.«Спрятали погремушки»
И.п. погремушка за спиной, присесть вынести погремушку, позвенеть и вернуться в и.п. – 4 раза.
3.«Прыгаем с погремушкой»
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра.
Март без предметов
«За воротами весна»
Солнце в небе высоко, с солнцем нам идти легко
Ходьба в колонне друг за другом 15 сек.
Ходьба на носках 15сек.
С солнцем нам легко бежать, будем мы весну встречать
Бег в колонне по одному за воспитателем 30 сек.
Перестроение в полукруг
ОРУ «За воротами весна»
1.«Сосульки»
Вот сосульки как морковки, нам их хочется сорвать
Только в рот нельзя их брать.
И.п. стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и подняться на носочки, потом вернуться в И.п. – 4
раза
2.«Капель»
Солнце светит целый день кап-кап звенит капель
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо с отведением правой руки (ладонь вверх – «ловим капельки») – И.п. – 4 раза.
3.«Радуемся весне»
Ой весна, весна, весна, долгожданная пришла
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз
Апрель без предметов «Весна»
Просыпается природа, улучшается погода.
Ах, в апреле весна настоящая пришла.
Солнце в небе высоко, нас солнышком расти легко
Ходьба на носках 15сек.
Снег растаял там и тут – ручейки звенят, бегут.
Перестроение в полукруг
ОРУ «Весна»
1.«Скворцы прилетели»
Из далеких из краев возвращаются скворцы.
Будут гнезда скоро вить, и появятся птенцы.
И.п. стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки в низу. Поднять руки вверх через стороны и подняться, потом вернуться в И.п. – 4 раза
2.«Птички зернышки клюют»
Ходят птички там и тут, зернышки с земли клюют.
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз. Наклон вперед достать пальцами пол – И.п. – 4 раза.
3.«Ленивый кот»
лежебока кот проснулся и лениво потянулся – что такое?
Весна долгожданная пришла
И.п. – о.с. Потянуться вверх, потом прыжки на двух ногах на месте. – 5 раз
Май без предметов «На лугу»
Скоро травка подрастет, кто на луг гулять идет?
Ходьба в колонне друг за другом 20 сек.
Чтобы травку не помять надо на носочки встать
Ходьба на носках 15сек.
А лошадка на лугу прыгает резвиться, зиму всю и всю весну
Травушка ей сниться.
Бег в колонне по одному за воспитателем 40 сек.
Перестроение в полукруг
ОРУ «На лугу»
1.«Бабочка»
Расправляет крылышки бабочка красавица.
Яркая нарядная всем ребятам нравиться
И.п. стать, ноги на ширине ступни параллельно, руки к плечам. Руки в стороны, потом вернуться в И.п. – 4 раза
Июнь «Стрекоза»
Это что за вертолет, Отправляется в полет?
Это просто стрекоза, непоседа егоза.
И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на пояс. Повороты вправо - влево – И.п.
4 раза.
Июль «Одуванчик»
Маленькие солнышки, яркие головушки.
Одуванчики цветут, распускаясь там и тут.
И.п. сидя ноги согнуты, руками обхватить колени, голову опустить. Выпрямить ноги (можно слегка развести), одновременно выпрямить руки вверх
и в стороны. 5 раз
4.«Жук»
Жук проснулся и жужжит, Над травою он летит.
Дети бегают врассыпную по залу со звуками «Ж-Ж-Ж» под музыку, музыка останавливается дети останавливаются и походят к воспитателю – 2 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
Апрель
«Пробуждение солнышка» 2-я часть
1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.
2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.
3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.
4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.
(Повторить 2 раза).
Май
«Путешествие цветка» 1-я часть
1. «цветы просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.
2. «цветочки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.
3. «цветочки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.
4. «листопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.
5. «Танец цветов» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.
Июнь
"Бабочка"
Спал цветок И.п.: сидя на корточках, вместе под щекой, глаза закрыты, голова наклонена.
И вдруг проснулся И. п.: то же. Медленно открыть глаза, опустить руки через стороны, встать.
Больше спать не захотел И. п.: стоя. Повороты головы вправо-влево, показать пальчиком «не захотел».
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел Дети выполняют движения по тексту. (2-3 раза).
Июль
«Хорошо, хорошо»
1. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.
2. «Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
3. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза).
Август
«Любопытные вороны»
1. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».
2. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.
3. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.
Сентябрь
"Мы проснулись"
1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)
2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)
3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)
4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)
Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.
Октябрь
«Лесные приключения» 1-я часть
1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.
3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».
Ноябрь
«Лесные приключения» 2-я часть
1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».
3. «Волчок-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.
4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.
5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.
Декабрь
«Снежинки просыпаются»
1.Снежинки просыпаются - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.
2.Снежинки-пушинки - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.
3.Снежинки-балеринки - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.
4.Снегопад - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.
5.Танец снежинок - и. п. то же. Кружение на месте на носках.
Январь
«Заинька – зайчишка»
1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, серенький, повернись» И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же. Мягкая пружинка.
4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
5. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте.
6. «Пошел зайка по мосточку» Ходьба по ребристой доске.
7. «Да по кочкам, да по кочкам» Ходьба по резиновым коврикам. 3 притопа.
Февраль
«Ветерок»
1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».
2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.
3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.
4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.
5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.
6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.
Март
«Пробуждение солнышка» 1-я часть
1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)
2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)
3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)
4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)
5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)
6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)
Обычная ходьба босиком.
Анна Белая
Система закаливания во второй младшей группе
Система закаливания во 2 младшей группе .
Закаливание организма – одно из лучших средств укрепления здоровья, снижения заболеваемости.
Задача закаливания – приучить хрупкий растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.
Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы – воздух, вода, солнце. Закаливающее влияние на организм ребенка оказывают все гигиенические процедуры.
При закаливании детей соблюдаем основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.
В своей работе мы используем систему закаливания .
Начну с наиболее доступного вида закаливания - закаливание воздухом .
1. Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Поэтому следим, чтобы воздух в группе всегда был свежий и чистый. С этой целью проводим сквозное проветривание утром, до прихода детей в детском саду, во время прогулки или сна детей.
В утренние часы, перед приемом, расставляем тарелки с чесноком в раздевалке, в групповой комнате .
Во время сна детей - кварцевание групповой комнаты . Соблюдаем температурный режим в группе .
Основное внимание уделяем одежде детей, так как закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей, как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка Прогулки и игровую деятельность детей организовываем так, чтобы дети больше двигались и вовремя сменяли подвижную деятельность на спокойную.
Для оздоровления детей в своей работе мы используем “комплекс оздоровительных мероприятий после сна” под редакцией Л В. Белкиной.
Пробуждение.
Воспитатель звонит в колокольчик :
Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
“Просыпайтесь!” - говорит,
“Закаляйтесь !” - всем велит.
Комплекс закаливающих упражнений .
1). “Киски просыпаются” (предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спинку, вытянуть вверх руки, перевернутъся с боку на бок.)
На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать.
2). Игры с одеялом. (Дети прячутся под одеялом и так 2-3 раза)
Вот вдет лохматый пес,
А зовуг его - Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят.
3). Легкий массаж (“поутюжить” руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь) .
4). Ходьба на носочках из спальни в группу .
Потянулись, быстро встали,
На носочках побежали…
5). Ходьба по “дорожке здоровья”.
“Зашагали ножки - топ, топ, топ!”.
Закаливание проводим во время физкультурных занятий, утренней гимнастики. В утренние часы планируем и проводим бодрящую гимнастику, артикуляционную гимнастику - способствующую укреплению слизистой оболочки дыхательных путей. Одной из нетрадиционных форм закаливания в раннем возрасте является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на координацию движений, способствует развитою мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения гимнастики не только развлекает деток, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире.
2. Вода - общепризнанное средство закаливания .
Закаливающее влияние на организм ребенка оказывают все гигиенические процедуры : мытье рук, ног, лица, тела ребенка.
3. Закаливание солнцем .
Наиболее широкие возможности для оздоровление и закаливания наших детей солнцем представляется летом. Солнечные лучи оказывают на организм ребенка общее, укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становиться самочувствие и сон.
Чтобы добиться хороших результатов по снижению заболеваемости активно проводим с родителями работу по обучению пальчиковым играм детей.
Летом в родительском уголке выставляются консультации по закаливанию детей :
“закаливание солнцем - памятка для родителей”
“прогулки в лес”
“ребенок на даче”
“тебе пора купаться”.
Осенью готовим консультацию осенние прогулки – с рекомендациями для родителей, как одевать детей по сезону, какими играми разнообразить прогулки детей.
Вывод. Таким образом закаливание , соблюдение температурного режима, графика проветривания помогло добиться хороших результатов по снижению заболеваемости и укреплению здоровья детей.
Публикации по теме:
Мы предложили родителям дома изготовить массажные коврики для плоскостопия, варежки, перчатки для закаливания. Все игры и пособия направлены.
Картотека комплексов закаливания в группе раннего возраста Картотека комплексов закаливания для детей раннего возраста. Разработала старший воспитатель МДОУ «Д/с №181 п. о.» г. Магнитогорска.
Консультации для родителей «Летние закаливания» Лучше начинать закаливание вашего ребенка летом. Для этого есть все условия- воздух, солнце и вода. Конечно нужно учитывать многие факторы.
Возрастная группа: вторая младшая Форма организации и количество детей: коллективная работа (группа 15 человек) Программные задачи: 1.
Нетрадиционные методы закаливания в условиях ДОУ по Ю. Ф. Змановскому Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной.
Основные правила закаливания ребенка в домашних условиях Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность.
Рекомендации по организации закаливания в ДОУ Закаливание - одно из эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы.
Система Марии Монтессори - система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде Система Марии Монтессори – система самостоятельного развития ребенка в специально организованной средеВ мировой педагогической культуре.
Традиционные и нетрадиционные методы закаливания Традиционные и нетрадиционные методы закаливания В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается.
Занятие во 2 второй младшей группе по аппликации