Неравный брак по-азиатски. Семьи Йемена: особенности и традиции Жизнь обычной семьи в йемене
Журналисты Guardian отыскали, возможно, худшее место на земном шаре для женщин. В Йемене их выдают замуж в 12 лет, они умирают при родах, их арестовывают на улице и бросают в тюрьмы. Местные женщины безраздельно принадлежат мужчинам.
В арабском мире слова "женщина" и "права" почти никогда не ставятся вместе. В Йемене жизнь женщины тяжелей всего. Пожалуй, только в Саудовской Аравии представительницы слабого пола имеют меньше свобод, но там у них, по крайней мере, есть доступ к образованию и медицине. В Йемене у женщин нет никаких гражданских прав вообще.
Они не только являются собственностью мужчин и не имеют права без их разрешения покинуть дом под страхом уличного ареста. Их выдают замуж еще задолго до достижения половой зрелости, и множество женщин умирает при родах. "Наши семейные законы худшие на всем Ближнем Востоке, - говорит Суха Башрейн, которой посчастливилось получить работу в благотворительной неправительственной организации Oxfam. - Это настоящее средневековье".
Йемен - одна из наименее развитых стран в мире, занимающее 149 место из 177 стран по индексу развития человеческого потенциала. Уровень бедности здесь составляет 40%. Только 35,9% граждан имеют доступ к чистой питьевой воде. Для женщин жизнь еще тяжелей. Только одна из каждых трех жительниц Йемена умеет читать (среди мужчин количество неграмотных составляет 31%).
Женщин повсеместно арестовывают по обвинению в адюльтерах, курению или поглощению пищи в ресторанах с "бойфрендами". Причем право на арест имеет не только полиция, но практически любой мужчина, наделенный какими-то охранными полномочиями - вплоть до сотрудников береговой охраны. В женских тюрьмах несчастные содержатся зачастую вместе с новорожденными детьми, их принуждают к проституции.
Если женщина в Йемене забеременеет, то у нее всего 1 шанс из 5 наблюдаться у профессиональной акушерки и 1 шанс из 39 умереть во время беременности или родов. Государство официально не предоставляет женщинам практически никаких прав, даже нет закона о возрасте вступления в брак. Это позволяет мужчинам приводить к себе в дом 12-летних девочек.
Власть сильного пола здесь подавляющая и несомненная. И не только в политике. Женщина здесь не может выйти замуж без разрешения своего родственника мужского пола. Если у нее нет в живых отца, она обязана спросить брата, если нет брата, то кузена и так далее - до самой отдаленной родни. А если у нее вообще нет ни одного родственника мужского пола, то она должна отправиться за разрешением к судье.
Бедные семьи бывают рады отдать маленьких девочек в жены - их больше не придется кормить. А семьи, в которых живут мужья, не прочь получить очередную бесплатную прислугу. Одна девушка рассказала корреспонденту Guardian о своих впечатлениях после брака.
Ее выдали замуж в 12 лет , еще до того, как у нее вообще начались месячные. Поначалу ей понравилось в новом доме, где девочке дали красивое платье и туфли. Но потом наступило время исполнения супружеских обязанностей. У ребенка случилась истерика, и "муж" вызывал к ней ее мать. Та объяснила дочери, что отныне она "взрослая" и должна во всем повиноваться мужу.
Девочка не возражала убираться в доме и готовить еду. Единственное, чего она боялась больше всего, - ночного времени. Она все чаще искала оправдания, которые помогли бы ей избежать выполнения супружеских обязанностей, но муж требовал своего. В конце концов, она родила мальчика. Через четыре года супруг бросил свою уже слишком "взрослую" жену.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
ЖЕНЩИНЫ, СВАДЬБЫ И ЗНАКОМСТВА ПО-ЙЕМЕНСКИ
Йемен, женщины, знакомства, свадьбы, одеждаВ Йемене все женщины ходят в черном. Сквозь узкую прорезь в платке за вами наблюдают любопытные глаза. Стоит поднять фотоаппарат и в ответ с земли поднимается камень. Камень, конечно, не всегда в руке, но отказ сфотографироваться следует в 99 случаях из 100. (Один - это когда муж разрешает жене сфотографироваться.) Зато сомнений, что пущенный камень, даже со 100 метров попадет точно в стекло автомобиля или вам в голову, ни у кого не возникает.
Женщина в Йемене не работает в общественных местах. Только дома. Зато дома почти никогда не работает муж.
Женщина закутана в черное с ног до головы. На руках обычно одеты черные перчатки. Иногда и глаз не видно – поверх черного одеяния накинута полупрозрачная черная шаль. И что можно увидеть из-за этих черных занавесок?
Женщина ходит за водой к источнику или водопроводу иногда за 10 км и возвращается с канистрой воды на голове. Но – это почти единственная легальная возможность пройти по улице и поговорить с соседками (наши предположения).
В Йемене девочка становится женой с 12 лет, хотя это и запрещено законом. Когда мы приехали, в местной англоязычной прессе обсуждалась смерть 12 летней матери во время родов…
Мусульманин может иметь четыре жены – ведь даже у стола четыре ножки! Только содержать он должен всех одинаково хорошо, а не одинаково плохо. Поэтому, в основном у йеменцев по одной жене.
За жену нужно заплатить деньги. Даже сейчас, в 2010 году. Отец невесты получает что-то типа 5000 долларов. Поэтому мечта каждого мужчины – бесплатная европейская жена. Она может быть даже второй – недорого, экономно и престижно.
Каждый год йеменская жена рожает ребенка. Поэтому, всего через пару лет население Йемена должно вырасти в 2 раза и составит 44 миллиона человек. Йеменцы – одна из самых молодых наций на земле.
Итак, все женщины в черном, лиц не видно, голосов почти не слышно, в общественных местах не бывают. Дискотека, кинотеатр, театр или вечеринка – научная фантастика в стиле Станислава Лема и Рея Бредбери. Как же знакомятся, как женятся?
РАССКАЗ №1.
Красива ли женщина можно узнать по глазам и по пяткам. Дальше в семью нужно заслать маму или сестру – они все дело и решат. Кстати, у многих женщин, ресницы длинные, как у верблюда.
РАССКАЗ №2.
Все решит мама. Посмотрит на девушку и посоветует сыну – вот эта хороша, ее и бери. Счастливец жену увидит на свадьбе.
РАССКАЗ №3.
Мы возвращались в город Таиз. Водитель Мухамед, родом из этих мест, приготовил жене подарок – пучок ката, который и было решено ей завезти. Тут-то нам и предложили заглянуть на женскую половину дома. Мы с радостью согласились.
Нас провели в большую комнату. Принесли каждой по чашке сока. Внезапно погас свет. Тут-же появился Мухамед с фонариком. Потом пришли его жена и дочери. Жена была одета в юбку и кофту, лицо и волосы открыты. Обычная женщина просто у себя дома. Мы познакомились. Женщина немного смущалась. Старшая дочка стыдливо пряталась. Младшие с любопытством нас рассматривали. Говорить особо было не о чем. Мы попрощались и пошли по машинам.
В машине я была буквально сметена шквалом вопросов. Первое, что интересовало Салеха (нашего водителя), действительно ли так красива жена Мухамеда, как он говорит. Ведь он, Салех, его друг, НИКОГДА не видел ее лица! Разумеется, я сказала, что она красавица.
Второй вопрос просто загнал меня в тупик – как выглядит дочь Мухамеда и на сколько она хороша? Ведь жена Салеха, родив ему четверых детей, уже отошла в мир иной. А Салеху только 28 лет! И он подумывает жениться второй раз. Девчонка 14-16 лет – то что нужно! Стало понятно, что свет в комнате перед появлением женщин дома Мухамеда пропал не сам по себе. И вообще, весь этот приезд оказался тонко продуманной операцией под кодовым названием “Будущая жена Салеха глазами иностранных туристок”.
Девочка действительно была милой и я с чистой совестью сказала, что она тоже красавица.
Салех помычал и сказал, что раз она нам понравилась, то он, наверное, на ней женится.
Своеобразно…
РАССКАЗ №4.
В аэропорту Саны нас встретил тощенький улыбчивый гид. Он сопровождал нас в офис и в ресторан. Из рук он не выпускал мобильный телефон и все время что-то там писал и читал. В какой-то момент гид застенчиво улыбнулся и сообщил, что переписывается со своей будущей женой. Прекрасно. Я поинтересовалась, видел ли он ее когда-то. О, да! В школе, много лет назад. Один раз! Надо полагать, это было в первом или во втором классе.
За чаем, гид вдруг стал совать мне в руки телефон с просьбой поговорить с его невестой. Трубка очень прилично защебетала по-английски. Я рассказала откуда мы, была приглашена в гости. И тут вдруг стало все ясно – последовал вопрос, как себя ведет и что делает будущий муж? Я рассказала, что он все время говорит о своей невесте и будущей свадьбе. Трубка счастливо охнула. Недоверчиво переспросила. Я все повторила. Будущий муж ответы слышал и от удовольствия даже раздулся. Когда разговор окончился, гид засыпал меня вопросами – как говорит по-английски его будущая жена? Какой у нее голос? Что еще она говорила? Точнее? Слово в слово, что сказала?
Оказывается, счастливец даже не слышал ее голоса… Хорошо хоть свадьба не за горами – 18 февраля. Этого года.
РАССКАЗ №5.
У нас был легкий треккинг в горах. Абдулла (разнообразие имен в арабском мире не велико – все мужчины или Абдуллы, или Мухамеды, или Салехи). Рассказывал про свою семью. Вот уже год, как он женатый мужчина. Ему повезло – будущая жена была сестрой друга и друг дал на нее посмотреть в дырочку в заборе! Теперь Абдулле уже 30. И ребеночек родился недавно. Да, своей жене он в школу запретил ходить. Не нужно обольщаться, она не учительница, она школьница. И школу закончить не успела. И уже никогда не закончит. Мечта Абдуллы – вторая жена, бесплатная, европейская. Но не сейчас, чуть позже. Сейчас, как он сказал, он очень любит свою школьницу!
К полудню местные базары напоминают ульи – в них свозят свежий кат. Туда же приходят покупатели. Все население торгуется. Потом кушает рис и мясо. Или просто рис с подливкой. Потом все одевают на рукоятку заткнутого за пояс кинжала (джамбия) кулечек с катом и начинается долгое жевание. Через 2 часа все мужское население Йемена сидит с оттопыренной щекой. Так они сидят и жуют, ходят и жуют, по-моему, спят и жуют. Абсолютно все – водители, торговцы, военные, полицейские, подростки. Уже нет в стране кофе, нет пряностей, нет овощей. В стране есть кат. И выращивают его для мужчин тоже женщины.
Создан 18 янв 2010 | |||||||||
Фотограф Аарон Хьюи недавно отправился в исламский Йемен, где ему посчастливилось поговорить и сфотографировать девушек, которые носят традиционный исламский хиджаб и бурку.
1. САХИРА (18 лет, студентка, не замужем)
1. Любит меня.
2. Хорошо воспитан.
3. Уверен в себе.
Мечта:
«У меня нет мечты».
Скрытый талант:
«У меня нет никаких талантов».
Карьерные стремления:
«Я хочу быть доктором».
2. СА’АДИА (20 лет, не замужем, студентка по специальности английский язык и компьютеры)
Скрытый талант:
Современный арабский танец.
Три вещи, которые я ищу в муже:
1. Честный.
2. Красивый.
3. Высокий.
Любимый пассаж из Корана:
«Бог един. Не рождал Он и не был рожден, и нет Ему равного или подобного, Он не нуждается в чьей-либо помощи».
Почему я ношу хиджаб:
«Это было моим решением. Я начала носить хиджаб только восемь месяцев назад. Я сделала это, чтобы стать невидимой. Общество и наши традиции говорят, что это хорошо».
Если бы я могла встретить любую историческую личность, это...
«...был бы Саддам Хуссейн. У всех есть плохие и хорошие стороны. Он был смелым и выступал за Панарабизм».
Любимая музыка:
Hip-hop, Usher, Westlife, Backstreet Boys, Ricky Martin, Enrique Iglesias
«Западные люди ничего не знают про арабов. Они невежественны в отношении Ислама. Они думают, что Ислам - это только терроризм. Но Ислам основывается на любви, мире и человечности».
«Мне запрещено говорить о них».
3. САЛАМ (21 год, студентка, замужем)
Три вещи, которые я хочу в жизни:
«Быть хорошей матерью, хорошей женой, и помочь Йемену. Я также хочу заниматься бизнесом. Я хотела бы побывать во всех городах и в Америке».
Меня раздражает:
«Богохульство, сквернословие и когда парни на улице говорят: «Посмотрите на эту высокую девушку с симпатичными глазами!».
Любимая телезвезда:
«Доктор Фил. Он говорит нам, как решить наши проблемы».
Какая самая большая проблема современного мира?
«Палестина. Мы посылаем им деньги. Еще нищета. Мы посылаем бедным десятину. Самая большая проблема Йемена - это женщина, которая не хочет учить свою дочь. Ранний брак - это тоже проблема».
4. РАБИА (20 лет, замужем, студентка)
Скрытый талант:
Поэзия.
Почему я ношу хиджаб:
«Все женщины в моей семье обязаны носить его. Это не вопрос выбора. Это решение общества и религиозная обязанность».
Если бы я была животным, то была бы...
«...какой-то рыбой. Вероятно, очень большой, и в то же время очень быстрой. В море множество мест, чтобы спрятаться. Море больше суши. Я ездила к океану с семьей, но вынуждена плавать в одежде».
Свободы, которыми я хотела бы обладать:
«Я хотела бы жить в Европе или Америке, но этого никогда не будет».
5. ВАФА’А (19 лет, не замужем, студентка)
«Я хотела бы встретить нашего пророка, Мухаммеда. Хотела бы спросить у него, как мы могли бы изменить нашу нацию, чтобы она снова стала такой, какой была, пока не наступил современный мир со всеми его проблемами».
Скрытый талант:
Плавание.
Что мне нравится в хиджабе:
«Единственное, что мне в нем нравится - это что девушка может смеяться, когда ей вздумается, потому что ее лицо спрятано».
Что мне не нравится в хиджабе:
«То, что он делает некоторых девушек более привлекательными, чем они заслуживают».
Почему я ношу хиджаб:
«У меня нет выбора».
6. ФАТИМА (19 лет, студентка, не замужем)
Три вещи, которые я ищу в муже:
«Я никогда не выйду замуж».
Я ненавижу:
«Гамбургеры»
Я люблю:
«Яблочную газировку «Mirinda»
Скрытый талант:
«Телепатия. Я знаю, о чем думают люди».
Любимый актер:
«Мне нравится Том Круз, Антонио Бандерас, Дензел Вашингтон и Том Хенкс».
Что людям Западным необходимо знать про исламский мир, чего они еще не понимают?
«Западные люди убеждены, что мы несчастны, хотя на самом деле мы живем в мирной реальности. Ислам учит нас как убирать, как есть, как делать что угодно».
7. САФАА (21 год, не замужем, журналистка)
Меня раздражает:
«Харкающие соплями мужчины на улице».
Скрытый талант:
«Традиционный арабский и зарубежный современный танец».
Любимые исполнители:
Celine Dion, Mohammed Abdu, Shakira, Abu Bakr Salem
Любимый Западный фильм и телезвезда:
«Мне нравятся боевики и романтические фильмы, Доктор Фил и Опра».
Любимый пассаж из Корана:
«Мы принадлежим Богу и к Нему вернемся».
Почему я ношу хиджаб:
«Это мой личный выбор, меня никто не принуждал. Если честно, семья меня даже отговаривала. Но я чувствую себя свободней, надевая его. Мне в нем комфортно».
Три вещи, которые я ищу в муже:
1. Красивый.
2. Он должен быть знаменитым.
3. Он должен дать мне свободу делать все, что я захочу.
Что людям Западным необходимо знать про исламский мир, чего они еще не понимают?
«Может показаться, что Йемен - необразованная и отсталая страна, но это не так. У нас больше свобод, чем вам кажется. И, однозначно, у нас есть свободы, которые вам в Европе и не снились. К примеру, здесь ты можешь быть невидимой, одевая хиджаб. Ты можешь делать все незаметно, словно призрак».
8. АЗХААР (21 год, не замужем, журналистка)
Меня раздражает:
«Любой царапающий звук».
Скрытый талант:
Рисование и шитье.
Любимые фильмы, актеры и телезвезды:
Гарри Поттер, Lost и Стивен Сигал.
Почему я ношу хиджаб:
«Когда я выросла, отец сказал, что я должна носить его. Также в обществе, в котором я живу, носят его, так что и я должна поступать так же. Мне он нравится, так как в нем я чувствую себя более защищенной. [длинная пауза] Когда я думаю об этом... понимаете, женщины, которые не носят хиджаб, получают меньше внимания. Когда ты в хиджабе, мужчины стремятся узнать, что же там под ним, и поэтому сильнее присматриваются к тебе. Чрезмерная открытость приводит к обратному эффекту. Сама я не доверяю мужчинам, поскольку обычно они предают женщин. По этой причине, думаю, я никогда не выйду замуж”.
Если бы я могла встретить любую историческую личность, это был бы:
«Саладин. Он объединил Египет, Сирию и Йемен против крестоносцев и захватил большую часть Иерусалимского Королевства».
Что людям Западным необходимо знать про исламский мир, чего они еще не понимают?
«Не все арабские женщины - необразованные отсталые террористки. Они такие же женщины, как и все остальные. Многие девушки здесь сами пробиваются в жизнь. Йеменские женщины образованны, успешны и открыты».
Фото: Голос России
Интифаду, бушующую в в Йемене, славят во всем мире. Во всяком случае, в арабском — точно! Штурмуя бастионы диктатуры, антисалехская, южноаравийская революция обходит стороной болевые проблемы общества, не пытаясь даже слегка реформировать вековой уклад и шариатские устои, ставшие тормозом прогресса, символом косности, дремучей отсталости и невежества.
Арабские интеллектуалы задаются вопросом: что, в таком случае опаснее? Тоталитарный режим или традиции, якобы освященные Кораном: бытовое насилие, многоженство, ранние браки…
В какой стране мира вы встретите бабушку, которой нет и тридцати? Да еще с целым выводком внуков. Национальная южноаравийская специфика. Чисто йеменская прерогатива, исконное, так сказать, право, которое веками остается незыблемым и неизменным. А сколько за ним горя. Детских слез. Выплаканных и невыплаканных.
Фатиме 14 лет. Ее выдали замуж в 12. Муж вдвое старше. Она поведала мне о своем тайном желании развестись с ним, жаловалась на агрессивность мужа, ежедневно подвергающего ее побоям. Девочка вся в синяках и ссадинах. От сильного удара повреждена барабанная перепонка левого уха.
Подобных примеров искалеченных детских судеб в Йемене сколько угодно. Фатиму выдали замуж не по любви, а «по согласованной договоренности», точнее сказать, отец продал ребенка «взрослому мужчине» за 200 долларов. Такая вот такса… Через два года истязаний и жизни впроголодь девочка сбежала к матери. Однако суров закон гор и племен: беглянку вернули в лоно семьи, супруг сжег куклы, прочие побрякушки: ничто не должно напоминать юной жене об украденном детстве.
Защитники прав человека давно исследуют «ранние йеменские браки», высвечивая чудовищный социальный изъян общества, где женщин если и принято считать гражданами, то лишь второго сорта. Подросткам и юношам столь ранние браки запрещены. Девочек же, по сути, продают в рабство, лишают возможности ходить в школу, заточают в семейное узилище, где нещадно эксплуатируется детский труд. И где господствует средневековый уклад. Жены-малолетки подвержены более серьезным опасностям, чем взрослые женщины. Это признают все правоведы, кто занимается этим вопросом.
За порогом родительского дома бытовая жестокость и насилие, черствость и враждебность новой семьи. Оторванные от ласковых материнских рук, девочки попадают в сущий ад.
21-го февраля 2012 года ныне действующий президент Йемена Али Абдалла Салех слагает полномочия главы государства. Будем молиться, чтобы первым декретом новой власти стал указ о запрещении ранних браков. В одном ряду среди главных приоритетов реформы йеменского общества.
Известная йеменская правозащитница Таваккюль Курман, лауреат Нобелевской премии мира, первой заявила о том, что как юноши, так и девушки должны иметь право вступать в брак не ранее 18 лет.
«Режим свергнут, и революция должна позаботиться прежде всего о построении цивилизованного гражданского общества. Чтобы никто не смог упрекнуть нас в том, что кровь мучеников была пролита напрасно», сказала Таваккюль на недавней пресс-конференции в Сане.
По данным исследовательской программы ООН, сорок восемь процентов йеменок выдают замуж в детском возрасте. Редкий случай, когда невеста идет под венец в восемнадцать лет. Зато на селе, в горных деревнях, в местах обитания многочисленных оседлых племен почти в каждый дом входит восьмилетняя заплаканная девчушка, в неокрепшей душе и в детском сознании которой никак не укладывается тяжелая премудрость нового ее положения — замужней женщины.
И представьте, ни одна из этих юных барышень даже не догадывается, кто ее, так сказать, суженный. Это не ее забота. Случается, увидев, наконец, «избранника судьбы», да еще с ликом бородатым, морщинистым и неприглядным, девочки приходят в ужас и закатывают рев. Что в новой семье воспринимается крайне неодобрительно.
Кявкаб. 16 лет. «О замужестве я даже и не думала… Мой отец и отец будущего супруга были в суде и оформили договор. Потом мне сообщили: отныне ты мужняя жена».
Султана. 13 лет. «Я горько тосковала по маме, по любимой учительнице, по нашему классу и подружкам. Я научилась читать и писать, но считаю себя неграмотной. Зачем тебе образование, приговаривает отец, чем оно тебя одарит»?
Суад. В день бракосочетания ей исполнилось 14 лет. Своего жениха она увидела лишь в первую брачную ночь…
Афрах. 16 лет. «Отец настоял на браке. А так хотелось поступить в университет и выучиться на адвоката. Жду ребенка».
Мир, не ведающий о горькой участи йеменок, возмущается тем, что 50 миллионов девушек в третьем мире вступают в брак в возрасте от 15 до 19 лет.
По данным ВОЗ, крайне высока смертность от ранней беременности, особенно когда роженице нет еще и пятнадцати. Не успевший сформироваться по-женски организм, отсутствие элементарных знаний, медицинских препаратов и средств, невежество, предрассудки — все это превращает юных йеменских жен в реальную группу риска. И мы не знаем, что творится за массивными, окованными темной медью воротами деревенских жилищ, где жизнь вращается по замкнутому кругу, сокрытому от глаз людских…
В 1999 году йеменский парламент взялся было за исправление ситуации. После долгих прений пришли к заключению, что возраст брачующихся не должен противоречить исламскому шариату. На том и поладили. А что изменилось за прошедшие годы? Скольких девочек продали за 200 долларов, даже не справившись, что по этому поводу думает какой-нибудь уважаемый толкователь Корана?
В 2009 году вновь собрались по тому же поводу. Решено было определить возраст вступающих в брак не моложе 17 лет. Но Партия реформ и правящая Партия Национальный конгресс отклонили проект. Было принято расплывчатое решение — «зрелым возрастом считать тот, при котором брак не будет представлять угрозы для детского здоровья».
Йемен вступает сегодня в новую эру. Революция готова упразднить все, что угодно, однако считает неприкосновенными такие болевые проблемы и традиции, как многоженство и браки с теми, кто не достиг совершеннолетия. Зло глубоко коренится в обществе. Проще свергнуть режим, труднее реформировать сознание.
Или начать новую интифаду? С нуля. В надежде, что революционеры разглядят наконец кое-что пострашнее диктатуры — нашу собственную косность, отсталость, архаичность и мракобесие…
Революция, возможно, победит. Но если под пение фанфар и гром литавр всеобщего торжества где-нибудь в глубинке в чужой дом неслышно войдет девочка, держа под мышкой куклу, по-детски всхлипывая, испуганная и растерянная, и преподнесена будет великовозрастному греховнику-сластолюбцу, знайте, господа мятежники, — ваша революция пошла прахом. И кровь за нее пролита напрасно.
Надия Халифа — ученый-исследователь Центра «Права женщин Ближнего и Среднего Востока».
…стеснительны
Заглядывая в лавку со специями, я не могла не обратить внимание на мешки с мелкой сухой рыбой — анчоусами. На вкус она чуть солоноватая, но точно не заменит привычной закуски к пиву. Мне стало интересно, зачем эти рыбешки нужны, в таком-то количестве. Оказалось, что сухие анчоусы, называемые здесь wasif, вполне себе достойный ингредиент, который используют в местной кухне. Чаще всего их растирают в порошок, а затем добавляют вместе со специями в блюда, что придает последним особый вкус.В той же лавке я однажды покупала мускатные орехи. А сама краем глаза посматривала, что там народ берет, вдруг и мне надо. Увидела, что перед парнишкой справа что-то выложили в пакетиках. Нечто светлое и продолговатое. «Коренья!» — подумала я и цапнула пакет, который был ближе ко мне. И тут же невольно отбросила. Внутри были засушенные ящерки, похожие на маленьких крокодильчиков. «Что это?» — спрашиваю. «Саканкур», — отвечает продавец. Тут я заметила, что потенциальный покупатель испарился, оставив товар нетронутым. Застеснялся. Потому что« саканкур» оказался ничем иным, как лекарством для мужской силы.
…колоритны
Те, кто бывал в Йемене и видел в местных галереях рисунки, которые продают туристам, знают, что женщина в ситаре — неотъемлемая часть практически любого пейзажа старого города или рынка. Ситара — это такая накидка, которую носят йеменские девушки поверх обычной одежды. По их же словам, они используют ее, когда не надо далеко идти: в магазин или на рынок возле дома, к соседке забежать посплетничать.Ситары очень колоритны. Яркий замысловатый орнамент по краям и рисунок в центре — чаще всего квадрат синего, зеленого или красного цвета. Кстати, рисунок ситары может рассказать о многом. Знающие люди, лишь взглянув на ситару, с легкостью определят, из какого именно региона страны ее обладательница. Правда, со временем даже устоявшиеся обычаи меняются. И сейчас для местных женщин уже не так важно, какого цвета квадрат на спине, поэтому узор теперь не всегда соответствует« географическому положению».
Также жительницы Йемена носят вуаль на лице. Это прямоугольная полупрозрачная тряпица с рисунком,
как правило,
с цветными кругами на черном или красном фоне. А надевается она обычно поверх черной ткани,
которой закрывают почти все лицо.
…честны
Довелось нам поприсутствовать и на местных выборах. Проводятся они в школах, госпиталях, частных домах, при мечети. Для женщин — отдельный вход и отдельные помещения.В Йемене почти на всех официальных документах рядом с подписью принято оставлять… отпечатки пальцев! То же пришлось сделать и мужу, когда мы покупали машину.
Что касается выборов,
отпечаток ставят не на бюллетени,
а в списке — напротив своей фамилии и подписи. При этом сначала макают лишь подушечку пальца,
чтобы поставить печать. Затем палец вытирают и макают уже целиком в другие чернила. Таким образом помечают проголосовавших,
чтобы избежать их повторной явки на другой избирательный участок.