Черный верх белый низ на полного мужчину. Платье белый верх черный низ – классическая гамма на страже красоты и стиля. Светлый верх, темный низ
© М. Аромштам, 2018
© ООО «Новое литературное обозрение», 2018
* * *
Моим взрослым сыновьям, Иосифу и Григорию
От автора
Я, конечно, знала, что мои бабушки и дедушки прожили «непростую жизнь». И что у мамы с папой было «трудное детство». Но долгое время все это не имело ко мне никакого отношения. Все это «было в прошлом» – за границами моего собственного существования.
И когда я взялась за эту книжку, то думала, что напишу смешные истории о вещах – о детских лифчиках и ботинках с галошами, о том, как я, ребенок шестидесятых, слушала радиопередачу «Приходи, сказка!» и училась заряжать пленку диафильма в диапроектор… Конечно, родители как-то в этом участвовали: мама и папа не могут не быть персонажами твоего детства. И бабушка с дедушкой – те, что дожили до «твоего» времени, – тоже…
Но в какой-то момент меня пронзила простая мысль – даже не мысль, а внезапное понимание: их собственная жизнь началась совсем не в тот момент, когда я училась застегивать детский лифчик и мечтала о резиновых сапогах!
Они продолжали жить. Их настоящее – переплетенное с моей жизнью – вытекало из прошлого и не было от него отделено. Это прошлое что-то сделало с моими бабушками и дедушками, с моими родителями. Их страхи и предрассудки настигли меня как во?лны нашей общей истории – пусть они и молчали о многом.
Тогда я поняла, что нужно писать не столько о вещах, лифчиках и диафильмах, сколько о том, как взрослые в это самое время молчали. Как у них не было сил что-либо говорить о себе. Как у них не было понимания, что с ними произошло. Как у них для этого не было языка. Как они хотели забыть все, что можно забыть…
И как я в результате стала маленьким монстром, обитавшим в аду счастливого пионерского детства.
В том, чтобы так думать о себе и о своих родных, мало приятного. Скажу больше: это довольно болезненно. Но нет другого способа расколдоваться – только взглянуть на себя в пыльное зеркало своей личной истории и сказать: да, так и было.
Не совсем понятно, как из всего этого выбираться.
Но для начала надо хотя бы признать…
Вот об этом и книжка.
Предисловие
А я говорю: не клянись вовсе… ни небом… ни землею… ни Иерусалимом; ни головою твоею не клянись…
Евангелие от Матфея
В 1991 году на территории Англии, в долине реки Нин, недалеко от деревни Стэнвик в графстве Нортгемптоншир, археологи обнаружили древнее захоронение. Это открытие посчитали большой удачей – и в силу возраста захоронения (примерно III?IV век нашей эры), и в силу целостности останков: могилы и их содержимое – самое красноречивое свидетельство жизни живых, их обычаев и представлений.
Нортгемптонширская находка содержала загадку: скелет захороненного человека лежал в могиле «лицом» вниз, а между челюстными костями черепа был вставлен небольшой плоский камень.
Видимо, умерший при жизни был лишен языка.
Но древние обряды, предположили археологи, могли требовать, чтобы тело, предаваемое земле, было «целостным», и вместо отсутствующего языка умершему положили камень.
Вдруг ему на том свете придется отвечать на вопросы?..
1
«Мир начался с меня» – вот главное ощущение детства с момента, когда ты себя уже помнишь.
Мама, папа, бабушки, дедушки (присутствующие, отсутствующие) – это все обстоятельства твоей жизни, возникшие вместе с тобой. Можно сто раз повторить: «Они были и до тебя» и «Они тоже были когда-то маленькими». Непонятно, что именно это значит. Ты совершенно не чувствителен к знанию, что их жизни «перетекли» в настоящее и вплетены в твою жизнь, и что их прошлое – часть вашего общего настоящего. Что их прошлая жизнь что-то делает и с тобой…
На вопрос «Когда ты родился?» тебе в голову не придет ответить: «Через пятнадцать лет после Второй мировой войны».
Через семь лет после смерти Сталина.
Через год после того, как собачки Белка и Стрелка слетали в космос. (И вернулись обратно! – в отличие от других собачек, отправленных в космос до них. Это значило, что вот-вот наступит очередь человека. И очередь новых ракет и новых боеголовок…)
Тебе показалось бы странным заниматься такой арифметикой, пусть ты уже и умеешь неплохо считать. Семь лет – это целая жизнь! Тебе самому недавно исполнилось восемь (десять или двенадцать), и все случившееся «до тебя» было в «другое время».
На вопрос «Когда ты родился?» ты называешь число и месяц – «мое деньрождение». Этот день и есть точка отсчета времени, и окружающие будто бы соглашаются с этим, соглашаются ненадолго признать твою исключительность. И дарят тебе подарки. «Деньрождение» – день исполнения твоих заветных желаний…
Правда, годам к шести ты уже понимаешь, что с желаниями все обстоит не так просто. Что желания могут быть правильными и неправильными.
Тебе говорят: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Загадай три желания». И если ты, например, пожелаешь сто порций мороженого или съесть банку варенья… У Николая Носова были такие рассказы. И в детских радиопередачах какой-нибудь персонаж то и дело желал съесть сто порций мороженого или целую банку варенья. За это его подвергали безжалостному осмеянию. А если он ради этой цели «совершал дурные поступки», то авторы передач наказывали его ангиной, постельным режимом и невозможностью погонять во дворе в футбол, то есть разными литературными способами изолировали от веселого и дружного коллектива и обрекали на мучительное одиночество.
Я, правда, не припомню, чтобы в реальной жизни хоть один нормальный ребенок захотел сто порций мороженого. А губительную страсть к варенью я и вовсе не понимала: мы были «городские», без родственников в деревне, и варенье у нас не варили.
Но разве дело в этом? Истории в детских книжках были «правдоподобными» и с понятным посылом: нельзя желать «просто так», слишком много и для себя.
Я никогда не попадалась в ловушку. Я сразу понимала, что меня хотят испытать. Это была заслуга мамы. Она подготовила меня к подобным испытаниям.
Вот мы с ней идем куда-нибудь в магазин (мне лет семь или восемь), и она говорит:
– Я читала такую книжку… Ее написал Чуковский (Макаренко). Он считал, что детям надо все объяснять. С детьми надо разговаривать. Тогда у них развивается речь. Ребенку с развитой речью будет легко учиться.
То есть мама в буквальном смысле «обнажала прием».
А я слушала, слушала про Чуковского и Макаренко! Чуковский собрал смешные детские выражения, и получилась книга «От двух до пяти». (Мама приводила из нее какие-нибудь примеры.) Одно время мама, как и Чуковский, записывала за мной разные выражения. Но у нее было мало времени. А выражений моих могло бы хватить на книгу…
Педагог Макаренко работал с бывшими беспризорниками. Они грабили и воровали, пока к нему не попали, но он всех перевоспитал. И мама рассказывала, как беспризорников приучали к самообслуживанию и как они ели за столами, покрытыми белыми скатертями…
Мне нравилось думать, что вот: мы с мамой идем, разговариваем, и от этого у меня развивается речь. А это так полезно…
И когда мама говорила: «Давай представим, что у тебя оказалась волшебная палочка…», – я всегда радостно соглашалась.
С волшебной палочкой мы «упражнялись» чаще всего. (Иногда мама заменяла волшебную палочку цветиком-семицветиком из сказки про девочку Женю.) И я очень быстро усвоила, что означает «правильно желать вслух». Если ты правильно желаешь вслух, то тебя считают хорошим. А это очень приятно.
Поэтому первое, что я всегда говорила: «Пусть будет мир во всем мире!»
Мама согласно кивала. То, что это было абсолютно правильное желание, доказывала и вывеска, сияющая над крышей красного дома с аркой, на углу Ленинского и Ломоносовского проспектов. Арка вела вглубь квартала «красных домов». В этих домах, объясняла мама, жили ученые и университетские преподаватели. А надпись над крышей сообщала, чем именно они заняты: создают «Атом для мира». Было ясно, что «атом для мира» – это «против войны».
Потом мы с мамой разрабатывали «варианты» и дополняли список: чтобы люди не болели, чтобы никто не умирал. После того как ты пожелал всеобщего благоденствия, можно было «попросить» что-нибудь более частное: чтобы бабушка не болела, чтобы мама и папа никогда не умирали… Такие желания тоже не считались эгоистичными. И я чувствовала, как они нравятся моей маме.
Когда же моя фантазия истощалась, мы просто запевали:
Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек…
Пусть всегда будет солнце!..(Муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина )
Мы с мамой шли и пели…
* * *
Пели так часто не только мы с мамой. Все кругом все время пели.
По радио то и дело исполняли какие-то песни. В школе был предмет «пение». В пионерском лагере обязательно проводился конкурс строя и песни. А в школе – чаще без «строя», просто конкурс военной песни. В заводских домах культуры, в районных домах пионеров и тем более в городском Дворце пионеров и школьников были детские хоры. И хоры взрослых тоже были. Например, бабушка Аня, мамина мама, пела в хоре пенсионеров.
Мама не пела в хоре (ее свободное время до моего рождения было потрачено на спектакли самодеятельного студенческого театра). Но пела она при первой удобной возможности: песни из кинофильмов, песни времен войны, пионерские песни 30-х годов, песни, которые пели дети на праздниках в детском саду (где она проработала большую часть своей жизни), песни Детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (почему телевидение называлось Центральным – ведь никакого другого не было?), песни Краснознаменного ансамбля Советской армии имени Александрова.
Мама считала, что существуют песни на все случаи жизни. О чем бы тебя ни спросили, что бы тебе ни сказали, ответить всегда можно песней. Мы с ней иногда так играли – получалось весело. И я усвоила, что можно петь не только «правильно» (то есть не фальшивить), а еще и «с чувством»: поешь и представляешь себе что-то связанное с сильными переживаниями. Тогда пение делается «выразительным».
Обычно мне было понятно, какое чувство мама «старается передать»:
весело – грустно,
хорошо – плохо.
А здесь вот звучит «юмористическая нотка»…
Но иногда, без особых причин, мама вдруг говорила:
– А знаешь, как пели в наше время?
«Нас вы-ы-растил Ста-а-лин на благо наро-о-ду…»(Муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова)
Кроме этой «старой» версии гимна она еще пела про русского и китайца:
Русский с китайцем братья навек.
Крепнет единство народов и рас!
Плечи расправил простой человек…
Сталин и Мао слушают нас…(Муз. В. Мурадели, сл. М. Вершинина)
Такая бодрая песня в ритме марша. А припев «Сталин и Мао слушают нас» повторялся через каждые три строчки.
Мама всегда начинала вдохновенно и звонко, будто она – солистка Детского хора Всесоюзного радио, но до конца не допевала и торопилась с итогом:
– Вот как мы тогда пели…
В том, как мама пела про Сталина, было что-то загадочное, какая-то захватывающая тайна.
Хотя в целом принципы мироустройства не вызывали у меня вопросов. Все укладывалось в простую формулу: хорошо – плохо.
Откроем тетрадь в клеточку. Возьмем простой карандаш и линейку. Отсчитаем сверху страницы две клеточки и проведем через нее горизонтальную линию. Это шапка таблицы. Впишем в нее название:
«Надо делать хорошо и не надо плохо!»(Сл. Вл. Маяковского ).
Измерим ширину страницы – 22 см. Разделим 22 см на 2. Отметим точкой отрезок длиной 11 см и проведем через точку вертикальную линию.
В левой колонке пишем хорошее, в правой колонке – плохое.
Много – один. Коллективизм – индивидуализм. Большинство всегда право. Индивидуалист никогда не бывает прав. Он – неправильный человек.
Весело – грустно. Бодрость духа – упаднические настроения. (Мама мне иногда говорила: «Что это за упаднические настроения?») Упаднические настроения никуда не годятся. Они превращают личность в «лишнего человека». О жизни «лишних людей» нам известно из литературных произведений. Быть «лишним» очень плохо. Это значит, что человеку просто нет места в жизни!
Коммунисты – фашисты. Если не коммунист – значит, не «наш», «фашист».
Белое – черное.
…Белый верх – темный низ…
Когда я вступила в пионеры, у меня появилась пионерская форма – рубашка с погончиками и металлическими пуговицами и синяя юбка, к которой полагался пионерский ремень (на «золотой» пряжке – рельефное изображение костра). Я не очень нравилась себе в форме. Но она и нужна была для другого. Она нужна была для того, чтобы ты стал частью единого целого. Чтобы в нужный момент все слились в одно «тело»: «все как один» – белый верх, темный низ.
В школе говорили: «Завтра торжественная линейка, всем приходить в парадной форме: белый верх, темный низ». Пионерская форма фабричного пошива была не у всех: в отличие от школьной формы, она не была «строго обязательной». Так что некоторые родители позволяли себе на ней экономить. Пионерскую форму заменял «белый верх, темный низ».
Белое – то, что выше пояса. Под белым – пламенное сердце в груди, которое «бьется в такт времени». На белом «алеет» пионерский галстук – символ крови, пролитой «за дело коммунистической партии». И, видимо, той, которой еще суждено пролиться.
Красному очень красиво на белом. Особенно когда красное – кровь.
А темное – лучше не говорить, что там, за темным, скрывается.
Но скрываться не значит отсутствовать…
И если ты умеешь «правильно желать вслух», это не значит, что у тебя нет невысказанных желаний.
* * *
Мы с братом ходили за хлебом. (Мне было четыре с хвостиком, ему – чуть больше двух.) Нам выдавали мелочь и сумку-авоську. И мы отправлялись к рынку, где стоял хлебный фургон. Нас всегда пропускали без очереди. И еще смотрели так ласково: маленькие – и одни! И знают, что надо купить! Ай да хозяева, ай, молодцы! Мы забирались по приставным ступенькам в фургон, я отдавала продавщице деньги и говорила: «Дайте, пожалуйста, большую буханку белого и полбуханки черного».
А потом я чуть подросла и походы за хлебом перестали быть приключением. Теперь я ходила обычно одна и меня уже не пускали без очереди.
Однажды почему-то не привезли белых буханок. Я купила полбуханки черного, и у меня осталось 20 копеек, которые мне дали на белый хлеб.
Дорожка сворачивала к дому за газетным ларьком.
Я всегда проходила мимо этого ларька – и когда шла туда, и когда шла обратно. Но сейчас я не просто возвращалась, выполнив поручение. Я как бы и выполнила его – но выполнила не совсем, хотя вины моей в этом не было. Теперь у меня в кармане лежало 20 копеек. И это все изменило. Вдруг изменилась моя способность видеть. Вот иду я мимо ларька, бросаю короткий взгляд – и вижу какие-то дополнительные подробности, вижу за стеклом какие-то вещи, которые раньше не видела. Я вдруг вижу – четко и ясно, – что кроме газет и журналов, конвертов и марок в ларьке продаются цветные карандаши. В такой красивой коробке.
Не просто красивой – красивейшей. На коробке – лисичка. Рыженькая. В сарафане. Сказочная лисичка с высунутым язычком и милыми хитрыми глазками.
И эта коробка лежит близко-близко к стеклу…
Лисичка меня совершенно заворожила. Я встала перед ларьком, просто застыла на месте, и стала смотреть почти не мигая. Коробка была приоткрыта. Специально. Чтобы все видели, как красиво уложены карандаши – в два ряда, ослепляя невозможным многообразием цветов. Особенно фантастическими были белый и розовый. Розовый – представляете? Для чего нужен белый и при каких обстоятельствах можно им рисовать, так и осталось неразрешимой загадкой. Но в тот конкретный момент это было не важно.
Белый, розовый… И остальные. Цвета настоящего счастья. Я представила, как я рисую…
Вообще-то я рисовала плохо. Редко и очень «обычно»: домики с треугольными крышами (в середине окошко, труба справа, колечками дым). Рядом дерево (веточки должны «куститься»). Иногда принцесс в пышных юбках до пят, на голове – пружинки кудрей и корона с «фатой». (Так рисовали все девочки.)
Но, может, я рисовала плохо именно потому, что у меня никогда не было таких замечательных карандашей?
А если бы у меня оказалась коробка с лисичкой… Она стоит 17 копеек…
Тут у меня перед внутренним взором пронеслась вся прошедшая жизнь… Рука дернулась – будто чужая – и протянула в окошко две монетки по десять копеек…
И вот у меня в авоське лежит полбуханки черного, а другой рукой я прижимаю к груди коробку с карандашами.
Мое движение страшно замедлилось. Коробка с лисичкой не принесла мне счастья. Она как будто бы не признавала во мне свою хозяйку. А у меня в голове со скрипом прокручивалась какая-то заезженная пластинка, и незнакомый голос с разными интонациями произносил:
«Мамочка, хлеба не было. Но зато посмотри, какие прекрасные карандаши. Я решила, что ты не будешь ругаться».
«Мамочка, хлеба не было. Я не успела спросить разрешения. Но это такие хорошие карандаши».
«Мамочка, ты не будешь ругаться? Хлеба не было, были карандаши. И мне так захотелось…»
Последнее, ощущала я всеми фибрами своей души, вообще никуда не годилось: «мне захотелось»!
Мама открыла дверь. Я не помню, что я сказала. Может, и ничего. Мама только взглянула – и, не дав мне раздеться, приказала холодно и отчужденно: «Сейчас же неси назад».
Это было ужасно.
Не то было ужасно, что мне не придется порисовать розовым карандашом. С этой мыслью я смирилась мгновенно. Но ведь надо идти к той же самой тетеньке, продавщице в ларьке! Надо будет что-то ей говорить. Объяснять (объяснять!), что я совершила нечто запретное. Она думала, я действительно покупаю. А я просто взяла и украла 17 копеек… А вдруг она не возьмет? А вдруг она?..
…Я не помню, как добрела до ларька. Прелесть лисички совершенно померкла. Я уже не могла понять, что в ней было такого… Я протянула коробку в окошко и выдавила из себя: «Извините, возьмите, пожалуйста, мне мама не разрешила…» До сих пор удивляюсь, как эти «извините-возьмите» не застряли у меня в горле. И как это я, протянув в окошко коробку с карандашами, от стыда не упала замертво?
И тогда меня, бездыханную, куда-нибудь понесли бы… И тогда мне бы все простилось…
Продавщица поморщилась и с некоторой брезгливостью взяла у меня коробку.
И вернула 17 копеек…
Через день я снова пошла за хлебом. Теперь мой путь осложнился: нужно было как можно скорее проскочить мимо газетного ларька. Я боялась, что продавщица меня заметит. И узнает – и мне придется выносить ее взгляд…
Но каждый раз краем глаза я все-таки замечала: «Лисичка» еще продается…
Хорошо, что хлебный фургон перестал приезжать. Скоро недалеко, в недавно построенном большом доме, открылась новая булочная.
* * *
А я ведь знала, что с этими карандашами все так и будет!
Мама не только заботилась о развитии моей речи. Она еще мне объясняла, почему «так не надо делать». Запрещает что-нибудь – и всегда объясняет, почему запрещает. Ребенок, по мнению мамы, «должен все понимать», а не «слушаться из-под палки».
Вот не хочу я, трехлетняя, уходить с прогулки домой и устраиваю рев. Так и кричу на весь двор: «Не хочу-у-у домой!»
(Еще бы я хотела домой! Мы тогда жили в трехкомнатной коммунальной квартире. В одной комнате – мы: четверо взрослых и двое детей. В соседских комнатах – по семье: четыре и два человека. Из комнаты мне выходить не разрешали, а то можно и с Требуковым столкнуться. Фамилию «Требуков» произносили по-разному. Мама – со страхом, папа – с плохо скрываемым гневом.
Требукова я видела пару раз. Один раз издалека. А второй раз вблизи. Он был огромным, до самого потолка. Во второй раз, хотя мы и оказались рядом, я его толком разглядеть не успела. Я вдруг лишилась точки опоры, и шею сдавило так, что в глазах потемнело: это Требуков поднял меня за шиворот. Когда ноги мои снова коснулись пола, я обнаружила, что стою, уткнувшись носом в закрытую дверь. А Требуков глухо цедит сквозь зубы: «Ваш жжжиии… (тут было неразборчиво ) мешается под ногами. Уберите ее отсюда». Мне тогда было три года.)
В общем, я любила гулять и когда меня уводили со двора обратно домой, устраивала рев.
Но на маму мой рев никакого впечатления не производит. Она говорит даже тише обычного:
– Мариночка, плачь – не плачь, слезами делу не поможешь. Домой все равно идти придется.
Принцип «все надо объяснять», утверждала мама с нескрываемым торжеством, в моем случае действовал просто великолепно. Чуть ли не с первого раза. На второй день я уже просто всхлипывала. А на третий сама говорила:
– Плачь – не плачь, слезами не поможешь… – утирала слезы и брела к подъезду.
Так что мама мне все объясняла. По крайней мере, ей казалось, что она все объясняет.
* * *
На кнопку дверного звонка нашей новой квартиры мы по привычке нажимали два раза. Так звонили еще в коммунальной квартире: к тете Шуре – один звонок, к Требуковым – три, а к нам – два. Теперь мы жили в «отдельной квартире» (отдельной от соседей) и было понятно: кто бы ни позвонил, это именно к нам. Но два звонка – коротких и с небольшим интервалом между нажатиями кнопки – означали, что звонит кто-то свой. А если звонят по-другому, значит, за дверью чужой.
В этот раз звонил кто-то чужой – уверенно и настойчиво. Мама спросила:
Что-то ей там ответили. Она сначала застыла, потом открыла дверь «на цепочку», выглянула в щелку, снова прикрыла дверь и стала бороться с цепочкой. Дверная цепочка была несложным приспособлением. И обычно проблем с ней не возникало. А здесь она вдруг перестала слушаться. И мама в борьбе с ней покрылась потом. Тому, кто стоял снаружи, пришлось еще раз позвонить. Наконец мама справилась с дверью. Вошел какой-то уверенный в себе человек и попросил разрешения воспользоваться телефоном.
Твитнуть
Класснуть
Особенно подбирают свой look школьники! Ведь особо не разгуляешься, когда знаешь, что нужно обязательно надеть "черный низ и белый верх". А хочется выделиться из толпы, хочется как-то нарушить эти правила, хочется вяглядеть модно, стильно.
Вспоминая свои школьные годы, могу заверить, что представляю, как надоело школьникам носить школьную форму. А когда-то я еще и была уверена, что хуже, чем сочетание белого и черного просто не бывает. Вернуться бы в то время, да отругать себя за такие мысли.
Что может быть лучше вечного "классического" сочетания белого и черного?! По-моему, ничего. Черно-белый наряд - это самый простой способ выглядеть элегантно, но в то же время эффектно.
Итак, предлагаю Вам несколько вариантов подобного сочетания:
1. ЮБКА+БЛУЗКА
Если речь идет об университете, а уж тем более о школе, то советовать мини-юбки было бы как-то странно. То же самое касается и полюбившиеся многим юбки-макси - табу! однозначно!
Самое идеальная длина "колеблется" в районе колена, можно либо чуть выше, либо чуть ниже.
"Юбка-татьянка" (на фото) скроет большие бедра. Кроме того, если такая юбка еще и с завышенной талией, то можете абсолютно не переживать за "маленький" животик. Лучше всего талию подчеркнуть массивным ремнем на ваше усмотрение.
Блузка может быть абсолютно любой. Остерегайтесь, главное, шифона. Прозрачность - не есть хорошо в школе!
Чтобы создать полноценный классический образ, предлагаю вот такие босоножки на толстом каблуке. Разумеется, каблук может быть и ниже. Обратите внимание скорее на то, как они выполнены. Хорошо, если они будут замшевыми, еще лучше, если никаких цветных страз и драпировок не будет вообще. Из акссесуаров очень здорово будет смотреться украшения из серебра или белого золота, или же бижутерия из однотонного метала.
Сумку также не стоит выбирать какого-либо другого цвета. Черный будет просто превосходным.
2. БРЮКИ+БЛУЗКА
Если Вам ненавистны юбки, то и для Вас найдется немало вариантов. Один из них, например, сочетание вот такой блузки с красивым воротничком и брюк.
Блузка, заметьте, шифоновая, но имеет подкладу. Тем самым нижнее белье видно не будет абсолютно. Воротничок со стразами делаю эту вещь более женственной и прекрасно подойдет на торжественные мероприятия.
Мне очень понравились эти брюки. Во-первых, у них завышенная талия, во-вторых, нашитые пуговички придают немного армейского шика.
Из обуви я вновь предлагаю босоножки. На этот раз более простые в отличие от первых. Но простота - не значит плохо!
Мне захотелось, чтобы сумка также была неоднотонной. И уаля! В сочетании с аккуратненькими маленькими часами выглядит просто отлично.
3. КОМБИНЕЗОН
Если Вы девушка, которая не боится экспериментов, и которая обожает комбинезоны, тогда вы по адресу.
Это чудесная "склееная" вещь не выходит из моды уже несколько сезонов, да и в ближайшее время уходить не собирается. Поэтому смело запасайтесь подобными "брючками с маечками". Безусловно, выбирать Вам: лежит у вас душа к комбинезону-брюкам или все-таки к шортам? Но помните, что брюки сделают силуэт немного стройней. А если Вы еще и не обладаете завидными 180 см, тогда ликуйте - визуально вы станете чуть выше. Комбинезоны черного, синего или темно-серого цвета смотрятся наиболее выигрышно.
Вы спросите, а где же "белый верх"? И тут Вам на помощь придет жакет. Разумеется, белого цвета. Вы только представьте, как шикарно, даже не побоюсь этого слова, БОГЕМНО вы будете выглядеть, сочетая подобные вещи.
Снова мой выбор пал на босоножки. В данном случае, я считаю, что уместна будут танкетка.
Ну и конечно, чтобы еще больше выделиться из толпы, предлагаю выбрать сумку в тон жакета. А свою ручку украсить блестящими белыми часами или браслетом.
4. ПЛАТЬЕ
Если из вышепредложенных вариантов, твой взгляд упал именно на этот, тогда поздравляю, ты настоящая леди. Ни дня без платья! И это на самом деле здорово. В данном случае, мне хочется предложить вот такое черное платье с белой вставкой вдоль всего платья. Именно такой вариант подойдет полненьким девушкам, потому что скроет все недостатки.
В отличие от вышеперечисленных, в этом варианте я все-таки решила добавить немного яркости сумке и туфлям кораллового цвета. Однако лучше, не перегружать еще больше образ акссесуарами. Лучше всего выбрать их однотонного цвета.
5. ШОРТЫ+МАЙКА
И мы подошли к самому, наверное, дерзкому варианту, который подойдет далеко не всем, и скорее всего, только в очень либеральной школе.
Итак, шорты и майка. Да, вариант не самый женственный, но стильный. Я все-таки рекомендую приобрести шорты "разумной" длины. Заправить майку (как можно более простую, без всяких рисунков) в шорты. И подпоясать каким-либо тонеьким ремешком.
Из обуви Вам на выбор предлагаю огромное количество вариантов: это могут быть кроссовки, это могут быть кеды, а могут и обычные балетки. Ну и коль уж мы нарушаем правила: выбираем цвет, какой душе угодно.
Так.. сумка... какая сумка? Рюкзак, товарищи, рюкзак! В данном случае, он, как нельзя уместен.
Аксессуары также на выбор. Часики, конечно, лучше выбрать также в спортивном стиле. Или же вот такой незамысловатый браслет, который можно найти в любом магазине бижутерии.
Надеюсь, вам понравилась моя подобрка.
Мода окружает нас повсюду, и порой нам кажется, что ее капризы - вещь абсолютно случайная. Однако современные психологи, социологи, антропологи и историки культуры с этим не согласятся. Для представителей этих научных дисциплин мода - целая система коммуникации, с помощью которой человек или группа людей сообщают окружающим важную информацию о себе. И если меняется мода, значит, общество переживает определенные изменения. Мы решили в серии статей остановиться на разных аспектах моды, а для простоты сосредоточиться на моде в одежде. Сегодня мы поговорим о том, какую роль в выборе одежды играет ее цвет.
Люди с незапамятных времен носят одежду
разных цветов не только с целью украшения. Цвет - это знаковая система, которой
и по сей день можно пользоваться с целью собственной социальной идентификации.
Выбор цвета одежды практически никогда не бывает случайным. На него влияет
множество факторов, начиная от способности людей той или иной культуры
различать определенные цвета, до иерархии цветов в культуре и особенностей
психологического восприятия цветов. Попробуем во всем этом разобраться.
Виноцветное море
Хотя сама способность различать цвета дана людям на биологическом уровне, далеко не все люди делают это одинаково. О том, что между различными культурами в восприятии и трактовке тех или иных цветов, нам говорит лингвистика. В разных языках имеется от двух до одиннадцати так называемых цветовых категорий, в каждую из которых входят один базовый цвет и множество его оттенков. Например, полный набор категорий имеется в русском и большинстве других индоевропейских языков (черный, белый, красный, зеленый, желтый, синий, розовый, серый, коричневый, оранжевый и фиолетовый), а вот в даркиньюнге, одном из языков австралийских аборигенов, всего два слова для обозначения отдельных цветов - черного и белого.
Также хорошо известно, что представления носителей различных языков об одном цвете могут не совпадать. Так, в русском языке присутствуют два отдельных слова - «синий» и «голубой», в отличие от многих германских языков, где диапазон цветов одной части спектра характеризуется общим обозначением вроде английского «blue».
При этом добавление в язык слов,
обозначающих цвета, идет по устойчивой модели, нарушений которой лингвисты и
антропологи нигде не зафиксировали. Все начинается с двух слов, «черный» и
«белый», затем добавляется «красный», затем «желтый» или «зеленый» и так далее. По
данным ряда исследований, «синий» - слово, которое появляется в языке для
обозначения базовых цветов одним из последних.
Нет слова, определяющего этот цвет, в таких древних
языках, как греческий, китайский, японский, иврит. Когда Гомер сочинял свои
поэмы, то называл море «виноцветным». Наибольший вклад в изучение феномена
отсутствия цветов в некоторых древних культурах вложил Лазарус Гейгер в своем исследовании «Ursprung und Entwicklung der
menschliehen Sprache und Vernunft». Гейгер отмечает, что ни в Ведах, тысячи
строк которых посвящены событиям на небесах, ни в Библии, где небо упоминается
430 раз, ни разу описание небес не было снабжено цветовым эпитетом.
Продолжив исследования, Гейгер обнаружил, что в более старых источниках, например в Ригведе, нет в том числе и упоминаний зеленого цвета. Возможно, первыми слово «синий» придумали египтяне - цвет связывался с богом Амоном-Ра, многочисленные портреты царей XVIII династии с синими лицами символически отражают их уподобление этому богу, а само слово имеет четыре варианта написания иероглифами.
«Портрет молодого скульптора», Аньоло Бронзини, XVI век (Лувр)
Антропологи согласны с лингвистами: человеческое восприятие цвета начинается с трех основных цветов: черного, белого и красного. Эти цвета являются основными для всех народов - похоже, что все древние сообщества признавали их символику. Cогласно исследованию Джона Бейнса даже слова, обозначающие их, похожи в разных языковых семьях. Почему же черный, белый и красный повсеместно являются жизненно важными цветами? Предположения, существующие на этот счет, разнообразны, но на сегодняшний день возобладала теория, выдвинутая в книге историка искусств Манило Брусатина The History of Colours, согласно которой они являются цветами тени, света и жизни (крови).
Черный цвет повсеместно является символом смерти, разделения или подчинения. Для носителей культуры хауса в Нигерии, Судане, Камеруне, Гане, Кот Д"Ивуаре и Чаде черный обозначает негативные и социально нежелательные качества и вещи, которые вредят человеку. Белый - символ чистоты и «всего, что хорошо»: с помощью белого можно изгнать зло и предупредить неприятности, даже мертвых хоронили в белых одеждах в знак очищения. Хауса считают , что белый является символом желательных вещей, а слово «белый» на их языке используется для позитивной характеристики: иметь белое сердце, чтобы быть справедливым и благородным, иметь белую кровь, чтобы быть популярным, иметь белый живот, чтобы быть счастливым.
Легендарный цвет: черный
Всем знакомы привычные интерпретации черного цвета: депрессия, траур, мистика, зло. В Европе XVI столетия черный костюм не только выражал скорбь, но и был оружием «модников». Черный обозначал «антимоду» для избранных и служил способом заключить себя в раму, словно картину.
Таким образом знать, одетая в черное, эффектно выделялись на фоне общей пестроты. Екатерина Медичи, привлекавшая к себе внимание показным трауром; герцог Бургундский Филипп Добрый, появившийся на балу в черном костюме - первые ласточки, оценившие возможности этого цвета. Примерно в это же время Эль Греко пишет «Портрет мужчины» в черном - образец того, как цвет может выделить человека и придать ему глубокую выразительность.
Модным с оттенком роскоши черный цвет стал в 1926 году благодаря Коко Шанель. В 1960-е года черная кожаная куртка Марлона Брандо стала олицетворением духа свободы, андеграунда, молодежного протеста. В 1970-е Ив Сен-Лоран представил черный как универсальный, а 90-е с культом японских дизайнеров сделали цвет синонимом интеллектуальности и художественного гламура.
Сейчас черный в одежде - универсальный код для представителей богемы. Такой нейтралитет часто занимают фешн-дизайнеры: Карл Лагерфельд, Том Форд, Марк Джейкобс, Александр Вонг и другие. Все они появляются на публике исключительно в черном.
Еврейская традиция утверждает, что имя Адам означает «красный» и «живой», а славянские языки используют слово «красный» для описания красивых вещей. В Китае красным украшают жертвенные вазы, связанные с культом смерти, красный там - символ призраков и потустороннего мира, так же, впрочем, как и у племен навахо.
Чтобы понять, как складываются подобные предпочтения, ученые сосредоточились на эволюции. Общепринятая теория гласит , что мы любим цвета, которые связаны со здоровыми и способствующими выживанию вещами и явлениями. Например, голубое небо указывает на спокойную погоду, и этим можно объяснить, почему синий цвет является предпочтительным в одежде. С другой стороны, насыщенные желтые тона ассоциируются с желтой желчью, которая по мнению Аристотеля, портит характер.
Как и ожидалось, синий и желтый находятся на противоположных полюсах почти во всех исследованиях по всему миру. Это отразилось во многих языках, в том числе в русском: желтый дом (больница для душевнобольных), желтый билет, легализующий деятельность проституток в Российской империи, желтая пресса, желтая лихорадка. Желтый - цвет бедности, страдания и болезни. Именно он чаще всего упоминается в романе «Преступление и наказание» - Достоевский часто прибегает к нему для описания внешности героев: в романе много «бледно-желтых» лиц, упоминаются «пожелтелая меховая кацавейка» старухи-процентщицы, желтые обои в ее квартире, в каморке Раскольникова, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича.
Получается, что символический смысл различным цветам придают эмоции, связанные с тем, что эти цвета олицетворяют. Поэтому в любой культуре цвет - это не символ сам по себе, а олицетворение символа, подобно тому как красный цвет олицетворяет кровь, которая, в свою очередь, сама по себе несет массу символических значений.
Особую роль в развитии этой
цветовой символики цвета сыграли мировые религии. Так, христианская церковь
приняла зеленый цвет как символ новой жизни, заменив им красный, а белый
наделила новым смыслом - святости и невинности. Голубой заменил языческое
значение белого как цвета достатка и здоровья. Как отмечает Брусатин, синий и зеленый стал
олицетворять монотеизм. Ислам в
своей цветовой символике последовал за христианством, приняв зеленый цвет в
качестве символа религии и пророка и голубой - как цвет нового сообщества
истинно верующих.
Но на роль цветовых обозначений в той или иной культуре влияние оказывают и другие факторы: природные явления, социальная иерархия, бытовые реалии. Так, народы маори в пустынях Новой Зеландии различают сотни оттенков красного, в языке инуитов в Арктике имеется семь обозначений для оттенков белого, а современные европейцы, живущие в городах, различают по меньшей мере сто оттенков серого.
Желтые штаны
Цвет как олицетворение символического значения уже в древности играл важную роль и в окраске одежды. Эта роль могла быть чисто функциональной - например, в Шотландии каждый клан традиционно имел свой цвет и рисунок килта, по которому, как по паспорту, можно было считать данные о его носителе. В Китае оранжевые одежды традиционно надевали на осужденных на смерть.
У многих древних и средневековых народов цвет одежды являлся частью иерархических характеристик. Яркий пример - Индия, где исторически вместе с кастовой системой внедрились представления о присущим разным слоям населения цветах - собственно, слово «варна» (она же «каста») буквально значит «цвет». По белой одежде можно было узнать ученого брахмана, по красной - воина-кшатрия, по желтой - земледельца или торговца, по черной - шудру, или слугу. Конечно, в современной Индии правила дифференциации цветов соблюдаются только в семьях традиционной знати, но все прекрасно осведомлены о символике того или иного цвета. Кстати, именно поэтому традиционная для индийских дизайнеров выставка модных коллекций - Amazon India Fashion Week - так бедна на черный цвет.
В свою очередь, в средневековой Японии цвета одежды разных сословий были связаны с искусством окрашивания ткани «бингата». Очень яркие краски и шелк - эти два атрибута одежды характерны для японской знати, тогда как представители низших слоев носили тусклый хлопок и абаку (ткань из волокон банановой пальмы). На крупные и яркие рисунки на одежде имели право только члены императорской семьи, и лишь они во всей Японии могли появляться в желтых нарядах. Аристократии были разрешены светло-голубые и белые одежды.
Легендарный цвет: розовый
Повседневная одежда богатых людей сейчас
выглядит неброско (если только они не идут по красной дорожке). Это связано с
тем, что состоятельные люди, как правило, носят одежду из натуральных волокон, окрашивание
которых редко дает яркий цвет, но главное, современная этика диктует им не
выделяться, подчеркивая тем самым, что они относятся к собственной состоятельности как к обыденному факту.
В то же время в современном мире цвета играют важную роль для демонстрации политических убеждений - достаточно вспомнить, например, роль красного цвета для левых движений всех мастей, от красного флага социалистов и коммунистов до радикальных Красных бригад или Фракции Красной армии в Европе 70-х - 80-х годов прошлого века. Напротив, черный цвет - цвет радикалов из правого лагеря, от итальянских фашистов до греческой «Золотой зари», а также анархистов. Синий предпочитают умеренные консерваторы - недаром бутоньерки и галстуки этого цвета носили представители тори, от которых они перешли к нынешней Консервативной партии Великобритании.
В одном из исследований выяснилось , что лучшие студенты американского университета Беркли считают самыми отвратительными цветами красный и белый - символы их соперника Стэнфордского университета. А стэнфордцы, в свою очередь, не выносят голубой и золото - цвета Беркли.
Сквозь цветные очки
По мере того как жесткие сословные различия в Европе, а потом и в остальном мире уходили в прошлое, цветовая гамма одежд становилась все более пестрой, а предпочтения в выборе цветов - все более гибкими. Люди задумались уже не о политической символике и не о социальном наполнении цветов, а об их влиянии на нервную систему людей, то есть - о психологии цвета.
Первые наблюдения в этой области, как обычно, принадлежали художникам, поэтам и писателям. Так, Гёте, в соответствии с разработанной им оригинальной теорией цвета и в зависимости от типа создаваемых в данную минуту произведений, пользовался очками со стеклами, окрашенными в разные цвета. Писатель утверждал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет настроение и уверенность в себе.
Особенный импульс психология цвета в живописи и литературе получила одновременно с развитием символизма во второй половине XIX века: перестав копировать действительность по законам внешнего правдоподобия, сосредоточившись на выражении внутреннего переживания, французские импрессионисты произвели революцию в искусстве, открыв дорогу целому сонму новаторов других направлений, в том числе таким признанным мастерам работы с цветом, как Матисс, Сезанн, Ван Гог и другие.
Французский писатель Й.-К. Гюисманс, автор культового романа «Наоборот» , ярко описал, в соответствии с «математически точной» теорией, пристрастие носителей разных темпераментов к строго определенным цветам. В Англии Оскар Уайлд носил в петлице гвоздику зеленого цвета и одевался в костюмы немыслимых форм и цветов, чтобы подчеркнуть эстетическую тонкость своей натуры.
Ж.-К. Гюисманс, «Наоборот»
Дез Эссент выбрал оранжевый, подтвердив тем самым теорию, которую всегда считал математически точной: художественные натуры связаны с цветом, любимым и, выделяемым ими.
Итак, думал дез Эссент, не будем принимать во внимание людей заурядных, чей грубый глаз не заметит ни ритма цвета, ни таинственной прелести его угасания и перехода от оттенка к оттенку; исключим обывателя, который не воспримет торжественного великолепия сильных, горячих тонов; но обратимся к людям зорким, тонким, образованным. В этом случае очевидно, что, например, идеалист, мечтатель, строитель воздушных замков предпочтет, как правило, синий цвет со всеми его производными, скажем, сиреневый, лиловый, жемчужно-серый, лишь бы они не утратили своей нежности, легкой неопределенности, не стали просто фиолетовыми или серыми.
А, в частности, любители поволочиться за дамами и вообще люди полнокровные, сановники, здоровяки, которые презирают половинчатость, мимолетность и бросаются во все очертя голову, они обожают и ярко-желтые, и кричаще-красные, карминные, и зеленый хромовый. Эти цвета ослепляют и опьяняют их.
И наконец, люди болезненные и истерики - их чувственный аппетит просит острого, пряного, и они в своих перевозбуждении и немощи все, как один, любят именно этот раздражающий, бьющий по нервам и полный призрачного блеска оранжевый цвет.
Пер. с фр. Е. Л. Кассировой под редакцией В. М. Толмачева
Еще в начале 1930-х годов индийский ученый Д. Р. Гхадиали
описал терапевтический эффект, который
оказывают на организм различные цвета - по его мнению, органы и системы тела
чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их
действие. Но «официально» цвет вошел в психологию
в середине 1940-х годов благодаря швейцарскому ученому Максу Люшеру, который, в
частности, изобрел цветовой тест для анализа
состояния личности.
Хотя тест Люшера строился на гипотезе о том, что цветовые предпочтения являются субъективными, ученый полагал, что само по себе восприятие цвета объективно и универсально. Так, утверждал он, красный цвет представляет собой эрготропное физиологическое состояние: повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание. Красный цвет - это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения, поэтому он имеет значение желания и всех форм аппетита.
То, что женщина в красном - вожделенный стереотип для мужчин, говорит и исследование психолога Эндрю Эллиота из Университета Рочестера. Напротив, темно-синий цвет - это отдых и цветовое выражение биологической потребности в покое и удовлетворении. Недаром Шеллинг в своей «Философии искусства» пользовался исключительно символами синего цвета и утверждал: «Тишина - это то своеобразное состояние красоты, что и покой безмятежного моря».
Оскар Уайлд. Фото Наполеона Сарони (1882)
Photo Tractatus / Flickr
Разобравшись с наличием общих тенденций
в восприятии разных цветов, психологи задумались над вопросом о личных цветовых
пристрастиях людей. Карен Шлосс и Стивен Палмер из Калифорнийского университета
в Беркли поставили серию экспериментов , в ходе которых
разным группам добровольцев показывали цветные слайд-шоу. Изображения были
подобраны предвзято: одной группе демонстрировали красные объекты с приятными
ассоциациями, например спелую клубнику, и зеленые объекты с отталкивающими
ассоциациями, например слизь. Добровольцы из другой группы наблюдали неприятные
изображения красного цвета - лужи и пятна крови, но приятные изображения
зеленого цвета - кроны деревьев.
Изучив реакции участников эксперимента, Шлосс
и Палмер заключили: люди предпочитают тот цвет, который в их сознании связан с
положительными ассоциациями, будь то красный или зеленый.
Таким образом, эксперименты психологов подтвердили многолетние наблюдения лингвистов, антропологов, этнографов и историков культуры: восприятие цвета человеком задано объективными биологическими параметрами, однако фактические цветовые предпочтения разных людей в разное время и разных местах остаются достаточно гибкими, будучи продиктованы бессчетным числом уникальных факторов.
Палитра потребления
Но это не значит, что особенностями цветового восприятия людей нельзя управлять. Пока ученые бьются над придумыванием новых экспериментов, маркетологи прекрасно научились извлекать выгоду из пристрастия людей к различным цветам.
Маркетинг эксплуатирует человеческие ассоциации, возникающие с тем или иным цветом, чтобы вызвать определенную эмоцию и повлиять на привлекательность товара. Так в одежной индустрии сложилась система покупательских стереотипов: пожилым идут мелкие орнаменты и пастельные цвета, импульсивного покупателя ловят на резком контрасте, потребителей мужской одежды - на солидности темно-синего цвета, а интернет-магазины, торгующие одеждой, как правило, оформляются в розовых или голубых тонах.
В одежде король цветов - синий, он считается наиболее приятным у 57 процентов мужчин и 35 процентов женщин. При этом покупатели вещей тех или иных цветов, разумеется, не знакомы с работами Люшера, а лишь руководствуются сиюминутным эмоциональным состоянием или же чистой утилитарностью - например, черный выбирают, чтобы скрыть лишний вес, и так далее.
Мнение эксперта
Выявлением новых цветовых «предпочтений» на стадии их зарождения занимаются специальные прогноз-бюро (forecasting agencies), которые ведут поисковую исследовательскую работу и строят сценарии перспективного развития стиля, цвета и так далее. Можно утверждать, что тренд на цвет - это действительно результат маркетинговой аналитики.
Эксперты в области прогнозирования моды определяют зарождающиеся социальные изменения в обществе на основе исследований ученых-социологов, а затем переводят эти явления в конкретные рекомендации для предприятий индустрии.
Прежде чем товар появится на прилавках, за два с половиной или три года составляется прогноз фактур и цветовых палитр. Проводится экспертиза производителей волокон, которые разрабатывают структуру и текстуру будущих тканей и демонстрируют их на специализированных выставках и конференциях. Дальше профессиональные организации, такие как «группы цветового прогнозирования» (color forecasting groups), решают задачу выявления цветовых предпочтений, которые станут массовыми в ближайшие годы.
Так формируется палитра из приблизительно 250 красителей для волокон всех типов и толщины. Двадцать процентов из этих красителей - ключевые и не смешиваются, остальные преобразуются в дальнейшем в сложнейшие цветовые палитры.
Цветовые прогнозы создают эксперты в области цветового прогнозирования, что является результатом анализа данных, полученных из большого количества самых различных областей, а результат - цветовой мудборд, который влияет сначала на производство ткани определенного цвета и фактуры, а потом уже на конкретные крупные бренды, которые решают влиться в тренд.
Как правило, во всех марках и в любое время хорошо продаются модели так называемых «базовых цветов»: белый, черный, синий, серый, бежевый, бордовый. В коллекциях на цвета, которые гарантировано хорошо продаются, байеры делают основную ставку. Как правило, изделия этих цветов они не боятся перезаказать, ведь излишки, которые не продались в этом сезоне, можно запросто продать в следующем именно благодаря цвету, но при условии, что модель довольно классическая.
Проверьте свой гардероб - вне зависимости от вкуса и стиля, вы точно обнаружите у себя футболки, брюки, юбки, свитера, платья и толстовки этих цветов, не говоря уже о верхней одежде.
Современные магазины одежды, обуви и аксессуаров сложно представить без технологий визуального мерчендайзинга. Для удобства выбора, но в первую очередь - с определенной маркетинговой целью, одежду развешивают в торговом зале по цветам - этим занимаются специалисты визуального мерчендайзинга.
Есть несколько правил такой развески:
- одежда во входной зоне магазина должна продолжать цветовую тему витрин, чтобы покупатель сразу нашел то, чем был привлечен в витрине;
- количество цветовых тем в торговом зале зависит от бренда и количества коллекций, разработанных дизайнерами. Развеска по цветовым темам не только позволяет покупателям найти нужный товар необходимого цвета, но и составить комплект (look);
- торговый зал должен «читаться» покупателями. Одна цветовая тема должна плавно сменять другую, что подсознательно мотивирует покупателя осмотреть весь ассортимент.
Ануш Гаспарян,
директор образовательного центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, со-основатель Fashion Consulting Group
В США существует целая организация Color Association of the United States , которая осуществляет маркетинговые
исследования и является экспертом в области цветовых трендов для различных
игроков рынка. Ее исследования опираются на медицинские эксперименты - например,
ассоциация утверждает, что мужчины и женщины видят цвета по-разному. Мужчины внимательны к мелким деталям и
чувствительны к мимолетным впечатлениям, но женщины лучше различают цвета.
Согласно исследованиям головного мозга мужские половые гормоны (андрогены) концентрируются в участках коры, которые отвечают за обработку изображений. Андрогены также ответственны за контроль развития нейронов в зрительной коре при эмбриогенезе - у мужчин этих нейронов примерно на четверть больше, чем у женщин. Следовательно, мужские рубашки все так же будут в мелкую полоску, а женские летящие платья из шифона будут яркими и в крупный цветок.
Другое исследование подтверждает, что мужчины - действительно рабы синего, а женщины - синего и фиолетового. Даже если вы не из числа любителей этих цветов, увы - придется подчиниться тому, что диктует индустрия. Маркетологи годами изучают цвет, чтобы видеть на несколько шагов вперед, а потребитель с удовольствием заучивает стереотипы, которые транслируются через СМИ и линейки производителей готовой одежды. Круг замкнулся.
Итак, выбор цвета в одежде - очень сложный процесс, в котором участвует множество людей, не только потребитель; за этим выбором стоит множество факторов, зачастую не осознаваемых потребителем. Именно поэтому, встречая человека по цвету одежды, мы заранее, еще до знакомства с ним, составляем себе впечатление о его культурном и социальном бэкграунде, а также об особенностях его темперамента. И как правило, не ошибаемся.
Софья Шпильберг
Современные тенденции в дизайне интерьера тяготеют к минимализму и функциональности. На смену классическим линиями и формам приходят простые и точные, плавные и угловатые, и главный акцент с формы смещается в сторону тона и композиции. Кухни светлый низ — темный верх – одно из популярных решений в колористике, которое имеет множество преимуществ. Универсальность, вариабельность и гармония – главные плюсы подобного дизайнерского решения. Не обязательно делать дизайн кухни в строгом черно-белом исполнении: за основу можно взять несколько оттенков светлого и темного, которые удачно сочетаются между собой. В качестве цветов-компаньонов можно брать любые яркие и спокойные тона.
Когда и где лучше использовать кухни с темным верхом?
Несмотря на то, что традиционно расположение более темных оттенков в ансамбле мебели – нижнее, инверсия также может создавать интересные визуальные эффекты. Темный цвет обладает свойством приземлять и обычно играет роль основы, базы и опоры, на которой строится интерьер. Поэтому кухни светлый низ темный верх нужно выбирать для помещений с высокими потолками, т.к. в противном случае темные оттенки в верхней плоскости будут несколько утяжелять интерьер.
Уравновесить и сбалансировать преобладание темного над светлым поможет включение в ансамбль дополнительного тона в центральной части гарнитура. Идеальный вариант – использовать столешницу третьего оттенка. Например, если низ кухни выполнен в бежевом, а верх – в темно-коричневом, то столешницу можно выбрать серую, черную, серебристую, тона яичной скорлупы и других нейтральных оттенков.
Другое удачное решение, позволяющее избежать давящего ощущения от доминирования темного верха над нижним – это асимметричное расположение модулей верхней части. Навесные шкафчики темного цвета можно разместить в шахматном порядке на стане, делая одни выше, другие ниже. Так вам удастся создать ощущение воздуха и пространства. Но такое решение подходит для высоких потолков.
Какие цвета можно выбрать в качестве базовых?
Темно светлая кухня – это множество возможностей для реализации основ и тонкостей колористики в интерьере. Кроме классического нейтральных серого, белого, черного и коричневого можно использовать практически все цвета радуги. Акцент в верхней части гарнитура важно дополнить третьим оттенком, который может стать связующим звеном даже при зрительно несочетаемых комбинациях верха и низа.
Синий верх белый низ
Это популярное дизайнерское решение в любимой многими морской тематике. Синий и голубой оттенок в верхней части гарнитура оказывает гармонизирующий и успокаивающий эффект. Придать пространству в рабочей зоне объема можно с помощью третьего дополнительного тона. Отлично смотрится коричневый как цвет фронтальной стены, на которую навешаны шкафчики с синими фасадами, а также темный фартук сходного цвета. В сочетании с коричневой столешницей ансамбль приобретает законченность и глубину.
Лиловый верх сиреневый низ
В качестве нижнего оттенка можно использовать светлые приглушенные оттенки сиреневого, розоватого, ирисового, перламутрового. Лиловый (фиолетовый) в качестве основного цвета относится к холодной спокойной гамме, оказывая благотворное воздействие на психику.
В качестве игры цвета можно использовать несколько вариантов расположения:
- строгое разделение — все верхние шкафчики лиловые, нижние – светлые;
- шахматная композиция – чередование фасадов светлого и темного оттенков;
- использование линий, полос, геометрических фигур противоположного цвета на фасадах и торцевых частях изделий – например, можно сделать белую полосу на верхней кайме лиловых фасадов, и лиловую – на белых фасадах в нижней части.
В качестве цвета-партнера можно использовать фартук на стене в рабочей зоне и холодных, и теплых оттенков. Хорошо будет смотреться фронтальная стена и фартук тона мокрого асфальта, коричневого, серого. Очень ярко и необычно выглядит ярко-желтый оттенок в сочетании с лиловым. Желтая стена на фоне фиолетовых блестящих фасадов создает великолепный дизайн кухни в современном стиле.
Зеленый верх белый низ
Зеленый цвет – еще один популярный выбор дизайнеров интерьеров кухни. Насыщенный зеленый оттенок фасадов позволяет обыгрывать его дополнительными оттенками и фактурами. В качестве нижнего светлого оттенка можно использовать как нейтральный белый или бежевый, так и более яркий и контрастный желтый. Третий оттенок компаньон можно выбрать темнее и насыщеннее. Кухня светлый низ темный верх на фоне черной фронтальной стены со столешницей сходного оттенка выглядит очень ярко и свежо.
Советы по оформлению цветового контраста в гарнитуре
Дизайн кухне, основанной на контрасте светлого и темного цветов, требует правильного выбора фактуры, формы и оформления аксессуарами и предметами декора. Современные светлые кухни с темной столешницей, выполненные в ярких, сочных и даже несколько кислотных оттенках, чаще всего выполняются в глянцевых фасадах из акрила и гладкого пластика. Легкий зеркальный эффект и световые блики в сочетании с ярким и насыщенным цветом выглядит невероятно стильно. Но можно выбирать и матовые текстуры, которые можно использовать в комбинации с глянцевыми фасадами.
Второй секрет, как оформить контрастный кухонный гарнитур – обыграть его с помощью формы. Стандартные прямоугольные фасады, распложенные блоком, выглядят несколько скучно. Можно выбрать комплект с угловыми шкафчиками, внешние торцы которых закруглены. Яркий цвет, глянцевый блеск и обтекаемая форма радиусных фасадов позволяет создать интересный футуристичный стиль. Для угловых кухонь небольшого размера можно выбрать столешницу, которая словно перетекает из одной рабочей поверхности на другую с плавным изгибом в районе мойки.
Аксессуары и декор на контрастной темно-светлой кухне
На светлой кухне с темным верхом можно удачно расположить мебель в обеденной зоне, а также выбрать аксессуары сходных или дополнительных оттенков. Основные предметы декора и мебели, которые могут удачно дополнить контрастную кухню, это:
- шторы и занавески – их можно выбрать в одном из двух основных цветов, а также в дополнительном третьем оттенке;
- мягкая мебель – диваны уголки, пуфы, банкетки – по предыдущему принципу;
- светильники – навесные лампы с плафонами основного темного цвета;
- посуда – яркого основного цвета.
На светлой кухне, выполненной с использованием яркого насыщенного оттенка – лилового, желтого, зеленого, синего, можно удачно расположить мягкую мебель – диваны, кресла в обеденной зоне. Цвет обивки следует выбрать идентичный базовому темному цвету. На фоне светлой стены и напольного покрытия такой дизайн кухни смотрится очень современно, тяготея к стилю лаунж. Расположив предметы декора по на горизонтальных поверхностях контрастирующих оттенков, можно добиться гармонии и единства композиции.
Пример использования аксессуаров основной цветовой гаммы
Например, если у нас темный или светлый верх в лиловом цвете, а низ/верх – в желтом, а фоновая стена и столешница – черная или белая, то можно поступить следующим образом:
- на черной столешнице в рабочей зоне поставить вазон из тяжелой керамики желтого цвета;
- на обеденном столе расположить по центру вазу для фруктов фиолетового цвета;
- на окнах использовать занавески бананового или лимонного оттенка в горох или полоску фиолетового цвета;
- в обеденной зоне поставить небольшой диван с плюшевой фиолетовой обивкой;
- на диван бросить несколько желтых подушек.
Современные модные тенденции транслируют нам прямой посыл одеваться ярче и выглядеть приметнее: чего стоят только цвет металлик, ярко красный и розовый цвета в одежде, обуви и аксессуарах! Плюс ко всему: актуальное отсутствие меры - многослойность образа, два и более украшений на шее, запястьях и пальцах, глиттер, бусины, стразы и обилие принтов на тканях… Во всем этом буйстве красок, на самом деле, легко затеряться и утратить свою индивидуальность.
Знаете, почему «маленькое черное платье» великолепной Шанель так взорвало умы масс в свое время? Да потому что оно было простым, лаконичным и скромным, в то время, как женская одежда, согласно моде, должна была обязательно быть сложного кроя, с узорами на тканях, корсетами и прочими сложными элементами пошива и декора. Еще одним моментом, конечно, являлось неприемлемое использование черного цвета, который считался исключительно траурным… Но суть в другом: из толпы разноцветных «попугаев» дама в черном платье выделялась своим изяществом и простотой. Вот и мы предлагаем вам рассмотреть подобные простые, но очень стильные сочетания на основе двух базовых цветов: черного и белого, которые выглядят сдержанно и красиво, а главное всегда приходятся к месту.
«Белый верх - темный низ»
Беспроигрышный постулат, известный нам со школьных времен, можно интересно обыграть, если не придерживаться строгости в образе. Например, идеально выглядит белая женственная блузка или рубашка с воланами (или оборками), каким-либо мелким орнаментом, нестандартным фасоном рукавов или любыми другими нетрадиционными элементами фасона. В качестве темного «низа» идеально подойдут черные брюки свободного кроя, или актуальные наступающей осенью расклешенные от бедра джинсы (черные джинсы, кстати, отличный вариант, более универсальный, чем джинсы стандартного синего цвета).
Еще одно сочетание белого «верха» и черного «низа»: белая укороченная курточка (что всегда выглядит эффектно) и строгая юбка карандаш. Такой ансамбль визуально удлиняет силуэт и выглядит очень элегантно.
«Темный верх - белый низ»
Как видите, аксиома из предыдущего пункта работает и наоборот: темный свитер и белая юбка в сочетании с обувью на низком ходу с цветочным черно-белым принтом выглядят просто отлично!
Обратите внимание: черный «верх» должен быть не по фигуре. Выбирайте свитеры, гольфы, футболки, свитшоты, рубашки или блузы либо свободного кроя, либо вообще oversize, потому что белый «низ» на фоне обтягивающего черного «верха» (который сужает силуэт) будет делать бедра визуально шире. Впрочем, если вы обладательница фигуры типа «перевернутый треугольник», то такой эффект только сыграет вам на руку!
Еще одно удачное сочетание «черный верх - белый низ», в котором роль вещи черного цвета играет верхняя одежда. Например, очень нескучно и свежо смотрится черная джинсовая курточка с белой рубашкой и широкими белыми брюками в мелкую полоску.
Делаем талию тоньше с помощью черного цвета
Как вам известно, на фоне других цветов, черный выделяется своим умением зрительно корректировать фигуру. Почему бы не воспользоваться этим прекрасным качеством черного цвета для того, чтобы подчеркнуть линию талии?
Однотонная одежда и аксессуары биколор
Если вы наденете белое (или черное) платье, а свой образ дополните черно-белыми аксессуарами и обувью, то будете выглядеть стильно и необычно одновременно. А вот если платье тоже будет черно-белым, то вы рискуете получить эффект зебры (который чаще всего выглядит не очень удачно). Поэтому обязательно попробуйте такое нехитрое, но очень качественное сочетание.
Вдохновляйтесь на создание собственных стильных образов, пробуйте повторять чужие, но обязательно придумывайте свою «изюминку» модного ансамбля! Вся современная мода - это один большой эксперимент! Экспериментируйте!