Воспитание безопасного поведения дошкольников в природе. Безопасность детей в природе,дома,на улице Безопасность в природе для доу
Введение.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.
2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Цели и задачи.
Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих
задачи:
Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Правила безопасного поведения в природе
Многие объекты живой природы становятся источниками опасности вследствие неумения детей обращаться с ними. Поэтому основная задача воспитателя – познакомить детей с особенностями животных и растений
Возможные причины опасности:
*грибы (съедобные и ядовитые), ядовитые растения, ягоды;
*дикие и домашние животные, пчелы, осы и т.д.
Инструкция для детей
Нельзя собирать грибы на участке, в городе. Они могут оказаться ядовитыми. Съедобные грибы растут в лесу.
Можно собирать грибы в лесу только с разрешения взрослых.
Никогда не берите в рот сырые грибы. Перед употреблением в пищу их всегда варят и жарят.
Если вы нашли грибы во время прогулки:
*не трогайте их руками;
*немедленно сообщите об этом взрослому и покажите это место;
*позаботьтесь, чтобы малыши или другие дети не трогали грибы.
2. Растения
Запомните, что лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать цветы, кустарники, другие растения, если они вам не знакомы. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям. Они могут вызвать ожог кожи и трудно заживающие раны.
У некоторых детей есть привычка – покусывать травинку. Запомните, что стебли, листья, цветы многих растений ядовиты, а несколько несъедобных ягод могут даже оказаться смертельными для человека.
Придя с прогулки, из парка, леса, обязательно вымойте руки с мылом.
Есть растения, которые считаются лекарственными. Их следует собирать со взрослыми на даче, в лесу. В пределах города листья растений поглощают ядовитые вещества, поэтому тоже могут стать ядовитыми.
3. Контакты с насекомыми, животными
Если рядом с вами летает пчела или оса, не размахивайте руками и не пытайтесь её поймать или убить. Пчелы и осы очень больно жалят. Спокойно перейдите на другое место.
Не трогайте муравейники и не наступайте на них. Муравьи тоже могут больно вас покусать, защищая своё жилище.
Нельзя гладить и брать в руки чужих или бездомных животных. Они могут быть больными, а некоторые животные кусаются без предупреждения.
Никогда не дразните и не бейте животных, не пытайтесь отобрать у них корм и не трогайте детеныша. В таких случаях животные почти всегда бросаются и кусают или больно царапают.
Не убегайте от собаки, лающей на вас, а остановитесь и не двигайтесь.
Не целуйте животных, даже домашних кошек и собак, так как они часто роются в земле и у них на морде много микробов, которые при поцелуе передадутся вам.
Если вы играли со своим четвероногим другом, не забудьте тщательно вымыть руки с мылом.
Если вас укусила собака, немедленно скажите об этом взрослым и обратитесь к врачу.
Правила безопасного поведения детей на воде
Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании. Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде. Начинать купание следует при температуре воды не ниже 18 градусов и при ясной безветренной погоде при температуре воздуха 25 и более градусов.
Не следует входить в воду уставшим, разгоряченным или вспотевшим.
Если Вы плохо плаваете, не доверяйте надувным матрасам и кругам.
Паника – основная причина трагедий на воде. Никогда не поддавайтесь панике.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!
Купаться можно только в разрешенных местах;
Нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.;
Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина;
Не отплывайте далеко от берега на надувных плавсредствах – они могут оказаться неисправными, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать;
Нельзя цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования – бакены, буйки и т.д.;
Нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер;
Нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя;
Если вы оказались в воде на сильном течении, не пытайтесь плыть навстречу течению. В этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;
Если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него;
Если у Вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы. Не стесняйтесь позвать на помощь;
Нельзя подавать крики ложной тревоги.
Ребенок и улица.
Современный мир таит в себе большое количество разных опасностей. И с самого раннего возраста ребенка мама и папа должны рассказывать ему обо всех потенциальных угрозах его жизни и здоровью.
Многие родители совершают большую ошибку, не отпуская от себя ребенка ни на шаг вплоть до подросткового возраста, полагая, что ребенок повзрослеет, наберется ума, тогда и можно будет освободить его от своей постоянной опеки. Но практика показывает, что такие дети менее остальных способны позаботиться о своей безопасности, поскольку привыкли надеяться на родителей. Либо, наоборот, получив долгожданную свободу, наслаждаются ею, нарушая все правила и запреты, потеряв всякую бдительность и осторожность.
Поэтому безопасное поведение ребенка на улице в отсутствие взрослого должно стать одной из важнейших целей в воспитании родителями своего чада, но реализацию этой задачи необходимо осуществлять грамотно.
Не стоит акцентировать внимание на ужасных событиях, которые происходят в мире, запугивать ребенка. Кроме ощущения страха перед внешним миром и недоверия к нему, это ничего не сформирует. Лучше сосредоточиться на правилах безопасного поведения, поощрять у ребенка стремление рассказать о своих проблемах взрослому, поддерживать с ним эмоциональный контакт. Доверие к родителю – очень важное условие того, что они смогут вовремя узнать о негативных моментах из жизни ребенка и помочь ему.
Кроме этого, пожалуй, самым важным условием успешного обучения безопасному поведению детей является собственный пример, который демонстрируют взрослые. Согласитесь, не особо убедительно звучит правило «дорогу переходить можно только на зеленый свет» из уст того, кто сам перебегает на красный.
Говоря про безопасное поведение на улице нельзя забывать рассказать ребенку и о том, что некоторые факторы и моменты его поведения способны спровоцировать неприятные ситуации.
Правила безопасного поведения на улице
Для того чтобы ребенок мог безопасно находиться на улице без родителей, следует изучить с ним следующие правила:
Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, позволять им касаться ребенка;
Нельзя садиться в транспорт к незнакомым и малознакомым людям;
Необходимо доверять внутреннему чувству тревоги, в случае опасности кричать, убегать, применять доступные способы самозащиты, а затем обязательно рассказывать об этом родителям;
Необходимо отказываться от любых подарков со стороны незнакомцев, сообщать об этих случаях родным;
Нельзя помогать кому-либо незнакомому в чем-либо;
Обязательно рассказывать родителям про любые случаи прикосновения к ним взрослых (кроме самых близких), про принуждение ребенка касаться их частей тела (имеются в виду интимные зоны);
Стараться не прокладывать свой путь через малоизвестные места, избегать пустырей и по возможности не гулять одному, быть с друзьями
Нельзя поднимать с земли чужие предметы, особенно такие, как ножи, шприцы;
Нельзя играть возле проезжей части, необходимо знать правила поведения на дороге;
Важно иметь представления о том, какие последствия таятся за детскими шалостями, к примеру, к чему может привести драка, игры на стройплощадках и прочее;
В случае возникновения опасности со стороны животного на улице нужно постараться спокойно, не отводя взгляда от этого животного, не поворачиваясь спиной к нему, уйти. Если животное нападает, можно пользоваться любыми подручными средствами (камнями, палками, сумкой), чтобы отбиться, убегать в направлении подъезда, дерева, на которое можно залезть, или людей, способных помочь.
Не доставать крупные суммы денег на виду у людей, особенно в транспорте.
Безопасное поведение на льду
В каждое время года есть свои особые опасности, на которые следует своевременно обращать внимание ребенка. Особенно важно проговорить правила безопасности весной для детей. В этот период очень важно рассказать ребенку об опасности тающих льдов на водоемах. Выход на лед в любое время года, а особенно весной, таит в себе смертельную опасность.
Тем не менее, запрещая выходить на лед, стоит рассказать и про безопасность на льду для детей. Расскажите, что человеку, который все же оказался на льду водоема и провалился в воду необходимо:
Не паниковать и стараться оставаться на плаву;
По возможности избавиться от тяжелых вещей;
Кричать и звать на помощь;
Широко раскинуть руки и постараться опереться ими на края льдины;
В том случае, если край льда достаточно крепкий, пытаться, навалившись на него грудью, закинуть на лед ноги.
Безопасность летом.
При занятии активными видами спорта: езда на скейте, роликах, велосипеде – обеспечьте ребенку надежную защиту уязвимых мест. Для этого надо использовать шлем, наколенники, налокотники, защиту ладоней. При езде на роликах обращайте внимание на то, чтобы они надежно фиксировали лодыжку, которую ребенок может вывихнуть. Старайтесь приобретать спортивные товары от надежных производителей, особенно это касается травматических видов спорта. Обучите ребенка технике правильного падения в критической ситуации или обратитесь к инструктору. При использовании любого спортивного инвентаря следите, чтобы он был исправен и соответствовал возрасту ребенка. Например, если ребенок ездит на велосипеде, то рама должна быть хотя бы на 7 см ниже, чем высота паха стоящего на земле ребенка. Это необходимо для того, чтобы избежать опасных травм паховой области. Высота сиденья велосипеда должна быть такова, чтобы ребенок мог нормально дотягиваться прямой ногой до педали в нижнем положении, при этом его ступня должна стоять на ней средней частью. Всегда обращайте внимание на качество защиты цепи, чтобы туда не попала штанина - это может привести к травме
На глаз обнаружить у ребенка перелом не так то и просто даже специалисту. У детей кости еще очень гибкие и потому часты случаи микрорасщеплений и микротрещин. Поэтому если ребенок достаточно сильно травмировался, то лучше как можно быстрее показать его травматологу. Переломы у детей могут сопровождаться болью или проходить почти безболезненно, может отмечаться потеря силы и подвижности в поврежденном месте, а также изменение её формы.
Солнечная активность
В солнечный день всегда надевайте ребенку головной убор. Когда на небе облака, берите головной убор с собой. Ориентировочно с 10:00 до 16:00 самая большая активность солнца, поэтому в это время старайтесь, чтобы ребенок не находился долго под воздействием его прямых лучей. Время нахождения под солнцем строго индивидуально для каждого ребенка, оно во многом зависит от возраста, здоровья и строения кожи. Обсудите этот вопрос со своим лечащим врачом. Но в любом случае, как и взрослый, ребенок должен постепенно привыкать к солнцу, и каждый день надо увеличивать время его нахождения по ним. Это позволит избежать солнечных ожогов.
Солнцезащитные средства наносите минут за 15-20 до выхода на улицу и после купания. Применяйте защиту уровня SPF-20 или SPF-30, при этом старайтесь использовать максимально безопасные средства, разрешенные для применения детям.
Дошкольникам лучше наносить защитный крем или молочко, они более жирные, чем другие средства.А спреи, гели и муссы могут сушить кожный покров. И не забывайте, что нанесения крема не отменяет нормы нахождения под прямыми лучами, лучше избегать периода с 10:00 до 16:00 часов. В зависимости от региона и времени года он может быть подкорректирован с 11:00 до 17:00 часов.
Носите с собой много воды и давайте ребенку много пить. Избегайте сладкой воды, она вызывает еще большую жажду. Следите за ребенком, чтобы он не перегревался и не обгорел, при первых признаках покраснения коду уведите в тень. Старайтесь больше гулять в тенистых местах, используйте свободную хлопчатобумажную одежду. Всегда держите в аптечке средство от ожогов. Если вы защищаете глаза ребенку солнцезащитными очками, то применяйте качественные модели со стеклом, дешевые подделки из пластика могут нанести большой вред.
Избегаем пищевых отравлений
Приучите ребенка мыть руки перед каждым приемом пищи или хотя бы тщательно вытирать их влажными салфетками. Не употребляйте на жаре скоропортящиеся продукты, особенно мясо, которое может превратиться в яд уже после 20 минут нахождения на солнце.
Старайтесь больше употреблять овощи, фрукты и ягоды. Мойте их тщательно, перед тем как употребить в пищу. Старайтесь не приобретать фрукты, которым еще по сезону не должны продаваться. Как правило, это продукты, выращенные с большим добавлением химических веществ, стимулирующих рост, они очень опасны для здоровья и могут вызвать сильное отравление. В аптечке всегда держите средства лечения отравлений.
Пожарная безопасность.
Опасность огня не только в том, что это разрушительная стихия, но в том, что вызвать её может даже маленькая спичка в руках несмышленыша. Сами взрослые часто сквозь пальцы смотрят на технику пожарной безопасности, хотя прекрасно понимают возможные последствия, а что же говорить о детях дошкольного возраста, опыт которых еще ничтожно мал.
Обучать дошкольника элементарным правилам безопасности надо с самого раннего возраста, даже малыш двух лет от роду уже должен понимать, что в розетку нельзя ничего засовывать, нельзя трогать плиту и грызть провода.
Но это тема для другого материала, а в этой статье речь пойдет о детях старше четырёх лет. Современная педагогика признает этот возраст самым оптимальным, чтобы начать изучать правила пожарной безопасности для дошкольников . Дети в этом возрасте очень доверяют взрослым, в первую очередь папе и маме. Поэтому немаловажным фактором здесь является личный пример родителей. Если дошкольник будет видеть, что дома валяются незатушенные сигареты, над огнем сушится рубашка, а розетка время от времени искрит и воняет пластмассой, то это будет вызывать в нем стойкое убеждение, что в нарушении правил пожарной безопасности нет ничего страшного. Взрослые ведь нарушают и всё прекрасно.
Вот отсюда и следует первое правило для родителей и педагогов – ребенок должен понять, что огонь не просто светлячок, что он может быть опасен. Не талдычьте дошкольнику заученные фразы типа «спички детям не игрушка», а разъясните, что из маленькой искры может вырасти большой пожар и всё сжечь, и ЕГО любимые игрушки, и телевизор, и весь дом. И вот именно поэтому детям нельзя играть с огнем! Пользоваться им можно только взрослым и то очень аккуратно. Если у ребенка выработается защитный рефлекс опасности, уважительное отношение к маленькому огоньку в плите, который нам помогает, но его просто так трогать нельзя, то это уже половина дела. Это же касается и других опасных сфер жизнедеятельности, например, автомобильных дорог. Мы рекомендуем вам также прочесть статью "Безопасность дорожного движения для детей". И хотя, скорее всего, пока что ваше чадо всегда при вас и по дорогам самостоятельно не ходит, но чем раньше вы начнёте прививать ему безопасные навыки, тем лучше.
Второй половиной дела можно считать обучение самим правилам пожарной безопасности для дошкольников. Ведь мало понимать опасность, надо знать, как от неё уберечься. Вот здесь мы бы тоже не рекомендовали обходиться формальным подходом, как учителям, так и родителям. Возможно, для кого-то это покажется крамольным, но если дошкольник не до конца поймет отличие клена от липы или не сможет до школы пояснить почему улетели птицы, то это незначительно скажется на его жизнедеятельности, а вот незнание техники безопасного поведения может реально закончиться трагедией. Поэтому в ход надо пускать все механизмы насаждения знаний. Без сомнения это базовые уроки дошкольной программы в старшей и подготовительной группе. Конечно же, воспитателю необходимо максимально приложить усилия для раскрытия материала, но и родители не должны быть в стороне. Поиграйте со своим малышом в пожарных, выберите несколько игрушек, которые плохо себя вели и баловались с огнем, и вот загорелся дом. И вы спешите на красной машине тушить пожар. Он потушен, ура, вы спасли дом!
Потом поговорите с непослушными игрушками, пусть ребенок поругает их и четко разъяснит правила поведения с огнем . В этом процессе малыш и сам будет взрослеть в своем отношении в вопросу пожара. Также активно применяйте соответствующие мультипликационные фильмы, книги, раскраски, пока не почувствуете, что ваш ребенок четко усвоил правильную линию поведения.
И напоследок хотелось бы сказать, то, что нам взрослым кажется элементарным, для детей может стать загвоздкой. Поэтому обращайте на это внимание при обучении правилам безопасности.
Приведем пример. Вы объяснили дошкольнику, что опасно трогать электроприборы, но он с удовольствием раскрутил свой детский светильник с картинками. На вопрос, зачем он туда полез, вы получите ответ полный непосредственности – «это же не электроприбор, это моя игрушка!». Поэтому старайтесь всегда изъясняться четко и однозначно, и тогда техника пожарной безопасности будет всегда сопровождать ваше чадо.
Литература:
Вакса О. Твоя безопасность / О. Вакса // Вакса О. Все, что должны знать мальчишки / Вакса О. - М., 2004. - С. 73-110.
2.Волков В. М. Азбука безопасности: советы старого милиционера / В. М. Волков // Карапуз. - 2002. - N 10. - С. 2-20: ил.
3. Детская энциклопедия : помоги себе и другим, или безопасность в чрезвычайных ситуациях: [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт.-сост.: Ю. Воробьев, Ю. Гуллер, В. Пучков]. - М. : Аргументы и факты, 2005. - 72 с. : ил.
4. Соколова Ю. А. Правила безопасности / Ю. А. Соколова; худ.: В. Трубицын. - М. : Эксмо, 2007. - 47 с. : ил.
5. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: книга для детей и родителей / Цвилюк Г. Е. - М. : Просвещение, 1994. - 63 с. : ил.
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Образования «ВГПУ»
«Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности»
РЕФЕРАТ
На тему: Правила безопасного поведения детей
на природе. Ориентирование, безопасность
на водоемах, пожарная безопасность.
Опасные и безопасные грибы, ягоды, растения.
Выполнил: студентка 2 курса ППФ
Профиль,Дошкольное образование,
ЗФО Старцева Оксана Николаевна
Проверил: К.П.Н. доцент Романова Т.А.
Воронеж,2017
1.Введение……………………………………………………………….2
2.Цели и задачи………………………………………………………...2
3.Правила безопасного поведения в природе……………………...3
4.Правила безопасного поведения детей на воде………………….4
5.Ребенок и улица………………………………………………………5
6.Безопасное поведение на льду……………………………………...7
7.Безопасность летом…………………………………………………..8
8.Пожарная безопасность……………………………………………..9
9.Литература……………………………………………………………12
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
8. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения на природе?
9. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями?
Приложение 3 . Сценарий досуга для старших дошкольников "Безопасное поведение в природе"
Цели : закрепление правил безопасного поведения в природе. Расширение представления о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, насекомых. Воспитание чувства бережного отношения к природе и своему здоровью. Развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных. Развитие познавательного интереса к миру природы, развитие речи в беседе, логического мышления, внимания через дидактические игры, развитие фантазии, творчества.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Предметы: рюкзак, предметы для д/и "Что возьмём с собой в поход?": коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, топор, зажигалка.
Для аппликации: клей ПВА, кисточки по количеству детей, салфетки, полуватман, природный материал (листочки), медали "Юный друг природы".
Звучит музыка. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем" Приготовьте ладони и на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.
Здравствуй, солнце золотое (касаются большие пальцы друг друга)
Здравствуй, небо голубое (касаются указательные пальцы)
Здравствуй, вольный ветерок (касаются средние пальцы)
Здравствуй, синий ручеёк (касаются безымянные пальцы).
Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую! (касаются мизинцы и ладони раскрываются).
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои лучезарные улыбки и нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение.
Ребята, а в каком краю мы живём?
В Сибири. А Сибирь богата лесами, полями, реками и озёрами. А что такое лес? (Растёт много деревьев, растений, грибов, ягод, и в нём живут животные).
А зачем люди ходят в лес? (Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать ягоды и грибы.)
А для чего нужен свежий воздух? (Чтобы не болеть.)
Сегодня вы также узнаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе.
Научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях. Дети, а как вы понимаете слово безопасность? (Безопасность-это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.) Вот и мы сейчас отправимся в лес на прогулку. Нам нужно взять всё необходимое, что может пригодиться.
Д/И "Что возьмём с собой в поход?" (рюкзак, аптечка, зажигалка, спички, рогатка, топор, детская косметика).
Дети одеты: длинные брюки, рубашка, кофта с длинным рукавом, головной убор, открытые места смазать средством, отпугивающим насекомых.
Мы всё сложили в рюкзак и поехали на электричке. Друг за другом (чух-чух-чух).
Воспитатель: Станция ЛЕСНАЯ! Я предлагаю вам выйти и сесть на пенёчки.
Ребята, а в лесу не только много интересного, но и сказочного. В лесу живёт старичок Лесовичок, но он от нас прячется. Чтобы старичок Лесовичок вас не боялся, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с ним на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему слово "лесной".
Воспитатель: Гриб какой? (лесной). (Дорога, ягоды, тропинка, воздух, листочек, дерево, запахи).
Давайте его позовём! (с разной интонацией: шёпотом, погромче, совсем громко).
Старичок - Лесовичок, выйди к нам!
Выходит с корзинкой, в которой грибы, ягоды.
Здравствуйте, ребята!
Я весёлый старичок,
Старичок-Лесовичок,
Я люблю гулять по лесу
Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову!
Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы будем говорить дальше.
Под сосною у дорожки
Кто сидит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть-нет головы.
Слайды со съедобными грибами, немного информации.
Дети, а все ли грибы съедобные? (Ответы детей.)
Правильно, не все грибы съедобные, есть грибы, которые собирать нельзя! В несъедобных грибах есть яд. Если человек их ест, может возникнуть отравление. В этом случае, необходимо сразу обратиться к врачу.
Слайды с несъедобными грибами
А чем они отличаются, съедобные и несъедобные грибы? (Ответы детей.)
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
А сейчас мы отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём
Вверх на солнышко посмотрим
А затем похлопаем,
Ногами мы потопаем,
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали.
1, 2, 3, 4, 5 мы пойдём гулять!
Лесовичок: Природа таит в себе ещё много опасностей, в лесу, в котором вы не раз бывали со взрослыми, множество опасностей. Как вы думаете, что это за опасности? (Ответы детей.)
Лесовичок: Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу? Как нужно было поступить в этой ситуации? (Ответы детей.)
Лесовичок: Иногда приходится вызывать спасателей МЧС. Кто знает номер телефона? (01).
А сейчас мы вместе погуляем по тропинкам и дорожкам! А почему нельзя ходить по траве? (Ответы детей.) В траве много насекомых, которых вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и покусать.
Слайды опасных насекомых
Игра " Назови опасных насекомых "
Ой, ребята, что-то стало очень душно, влажно, подул сильный порывистый ветер. Неужели это начинается гроза? Даже насекомые спрятались.
Слайды о грозе
Что опаснее, гром или молния? (Ответы детей.) Как нужно вести себя, если гроза застала вас на природе? Можно ли использовать зонт в грозу? (Ответы детей.)
Вот и закончилась гроза, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте осмотрим себя, нет ли на одежде клещей? А теперь пойдём в детский сад! Садимся на электричку (чух-чух-чух).
Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте вспомним, чему нас научил Лесовичок.
Игра "Топай - хлопай"
1. Собирай в корзину только те грибы, которые ты знаешь.
2. Собирай в корзину мухоморы, ведь они такие красивые!
3. Не трогайте ядовитые растения и не берите их в рот.
4. В грозу нужно снять металлические вещи и спрятаться в овраге.
5. А может быть в грозу нужно укрыться зонтом?
Хорошо, ребята, правила безопасного поведения в лесу вы усвоили. Я предлагаю вам сделать для Лесовичка подарок. Подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат плакат и картинки, выберите и приклейте на плакат только те картинки, которые показывают, как правильно вести себя в лесу.
Дети приклеивают и комментируют.
Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня посвящаем вас в "Юные друзья природы". Друг природы-человек, который любит, бережёт её и соблюдает правила безопасности. Вручаю вам медали "Юный друг природы"!
Приложение 4 . Сценарий интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" (по правилам безопасного поведения в природе) для дошкольников старшей возрастной группы )
Цель : закрепить знания детей по безопасному поведению в природе.
Задачи:
1. Закреплять знания о правильном поведении на природе во время грозы, при встрече с дикими животными, насекомыми.
2. Расширять знания о съедобных и несъедобных грибах, о ядовитых растениях.
3. Развивать речь детей.
4. Закрепить знания о пользе и вреде огня. 5. Воспитывать культуру поведения и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование : изображения сказочных персонажей (Баба Яга, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Снежная королева, Карлсон, Буратино), изображения разных трав, ягод, грибов, опасных ситуаций в природе, изображения насекомых, черная коробочка, вращающийся диск со стрелкой, мультимедийное оборудование, коробок спичек.
Ход игры:
Дети сидят за столом, на котором диск со стрелкой. Вокруг диска конверты с заданиями от сказочных персонажей. Во время вращения стрелка указывает на задание.
Воспитатель: Дети, в наш детский сад пришло письмо от сказочных персонажей. Они хотят проверить вас, как вы знаете правила безопасного поведения в природе. Они уверены, что вы ничего не знаете, и они легко выиграют у вас это соревнование. А вы хотите у них выиграть? (Да.) Тогда вращаем стрелку и выбираем первое задание.
Задания в конвертах.
1. Против вас играет Баба Яга (на картинке показывается изображение Бабы Яги, стоящей под деревом во время грозы). Вопрос: Дети, скажите, пожалуйста, что неправильно я сделала и посоветуйте, как надо правильно поступить. (Во время грозы нельзя стоять под деревом, бегать, разговаривать по телефону, держать в руке металлический предмет).
(вращается диск)
Против вас играет Карлсон. (Дать детям картинки с разными ягодами и травами.) Задание: Дети, я очень люблю жевать траву, ягоды, но от некоторых у меня болит живот, посмотрите на картинки - это то, что я недавно ел. От чего у нас могли заболеть животы и что надо делать если мы не знаем съедобная трава или ягода перед нами. (Вороний глаз)
Против вас играет Красная Шапочка. Задание: Посмотрите на картинку и скажите, какое правило безопасного поведения здесь изображено. (При встрече с дикими животными надо вести себя тихо и осторожно отойти от него).
Черный ящик. Против вас играет Снежная Королева. В этот ящик она спрятала предмет и хочет, чтобы вы угадали, что же там. Задание: В ящик спрятан предмет, который поможет вам в лесу, но с другой стороны этот предмет может стать причиной большой беды.
Подсказка - загадка:
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками, Тоненькими...
Какой предмет загадала Снежная Королева? (Спички). А как спички могут помочь в лесу? (можно разжечь костер, чтобы приготовить еду и согреться, огонь отпугивает диких животных). А какой вред может нанести огонь в лесу? (если не потушить костер, то в лесу может начаться пожар, и все звери могут остаться без жилья или погибнуть).
Против вас играет Карабас Барабас (в корзинку сложены изображения грибов). Задание: Дети, я очень вредный человек и поэтому даю вам самое коварное задание. Я собрал в лесу все грибы, которые встретились мне на пути. Я хочу, чтобы вы из корзинки выбрали только съедобные грибы.
Давайте проверим, правильно ли вы выбрали грибы, посмотрите на экран.
(На экране появляется правильный ответ). Кто может назвать эти грибы? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, маслята, сыроежки, волнушка). А почему подберезовик и подосиновик так называются? (Потому что растут под березой и под осиной).
Против вас играет Буратино. Задание: Посмотрите на картинки, каких насекомых вы знаете? Какие из них могут быть опасны для человека? Какие правила безопасного общения с этими насекомыми вы знаете? (Не махать руками перед осой или пчелой, не тревожить и не разорять их гнезда, использовать средства, отпугивающих насекомых).
А теперь подведение итогов. Вы, ребята справились со всеми заданиями, и становитесь победителями в нашем соревновании. Чье задание выполнить для вас было сложнее всего? А какое задание понравилось больше остальных? (Ответы) Награждение команды.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Анализ программ и современных подходов в вопросе социального развития личности дошкольника и формирования основ безопасности жизнедеятельности. Определение уровня знаний детей по основам безопасности. Система работы, эффективность использованных методик.
курсовая работа , добавлен 05.11.2009
Сущность психической, физической и социальной безопасности ребенка. Правила безопасного поведения детей в быту, дорожного движения пешехода и пассажира транспортного средства. Методы формирования осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям.
курсовая работа , добавлен 24.10.2014
Виды угроз и способы их реализации. Подразделение физической охраны персонала, цели и задачи его деятельности. Технические средства охраны и личной безопасности. Правила личной безопасности. Меры обеспечения безопасности в условиях экстремальной ситуации.
курсовая работа , добавлен 09.04.2004
Основные понятия, сущность и определения безопасности труда. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. Зарубежный опыт безопасности управленческого труда. Анализ формирования системы безопасности труда на примере Сургутского УФМС.
курсовая работа , добавлен 02.11.2014
Особенности школьного курса основ безопасности жизнедеятельности в разделе "Дорожная безопасность". Поведение на дороге ребенка дошкольного возраста, младшего школьника и подростка. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
дипломная работа , добавлен 27.10.2017
Безопасность жизнедеятельности как область научных знаний, предмет и методы ее исследования. Понятие и принципы обеспечения личной безопасности. Поражающие факторы ЧС и их воздействие на организм. Безопасность в системе: "человек-общество-природа".
шпаргалка , добавлен 05.10.2011
Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Воспитание привычки ребенка к аккуратности и чистоте. Сформированность гигиенической культуры. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
презентация , добавлен 28.05.2014
Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.
презентация , добавлен 17.12.2014
Сущность и структура системы обучения безопасности труда населения. Особенности обучения безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях и на предприятиях. Проверка знаний рабочих, руководителей и специалистов. Инструктажи по безопасности труда.
контрольная работа , добавлен 17.11.2010
Рассмотрение требований безопасности при эксплуатации сельско-хозяйственной техники. Анализ основ экологической безопасности в сельском хозяйстве. Выявление особенностей создания оптимальных условий труда в условиях сельскохозяйственного производства.
Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас» и др.
Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с дошкольниками его назвали .
Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления работы этого блока:
Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
Охрана природы
Съедобные и несъедобные грибы
Лекарственные и ядовитые растения
Контакты с насекомыми, животными
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
разбора проблемных ситуаций
С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:
специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.
Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Блок «Азбука безопасности в природе»
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе» |
||||
№ | Тема | Цели | Работа с родителями |
|
1. 10. | Человек – часть природы Земля - наш общий дом Осторожно - лед! Осторожно – сосульки! Стихийное бедствие – землетрясение Стихийное бедствие – наводнение ^ Возле речки, на реке летом Правила поведения во время грозы Что нужно знать о буре и урагане Осторожно, солнце! | Формировать представления о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным. Расширять представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Формировать элементарные представления о гололеде; воспитывать стремление помочь людям, попавшим в беду; учить соблюдать правила безопасности на льду. Дать детям знания об опасности, которые могут представлять сосульки Знакомить детей со стихийным бедствием – землетрясением и его последствиями Знакомить детей со стихийным бедствием – наводнением, причиной его возникновения и его последствиями Формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде. Знакомить детей с правилами поведения во время грозы. Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана). Знакомить детей с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, дать первичные представления о солнечном и тепловом ударе. | Организация акции «Самый чистый участок детского сада» Встреча с работниками городского МЧС Викторина «Общение с природой –прекрасно или опасно?» Совместное оформление стенгазеты «Опасность в природе» Семейный клуб «Как провести лето с ребенком» Консультация «Что нужно знать об ожогах, солнечном и тепловом ударе» |
|
«Охрана природы»
|
||||
1. | Вода- это жизнь! Будем беречь и охранять природу Жалобная книга природы
| Познакомить детей со значением воды в жизни растений, животных и человека ; дать элементарные знания о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях. Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать ответственное отношение к природе. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. | Фотовыставка «Вода в разных состояниях» Составление альбома «Самые красивые места на нашей планете» Оформление брошюры «Если ты пошел в поход, не забудь…» |
|
«Лекарственные и ядовитые растения»
|
||||
1. 4.
| Съедобные и несъедобные грибы Не собирай незнакомые грибы! Проект «Лекарственные растения Самарской области» Осторожно, ядовито! | Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут оказаться опасными для человека. Познакомить детей с лекарственными растениями родного края, дать знания о простейших способах их использования для лечения. Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями; учить узнавать их; дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться. | Оформление коллажа «В осеннем лесу» Оформление памятки «Что делать при отравлении грибами» Сбор гербария «Лекарственные растения Самарской области», составление картотеки лекарственных и ядовитых растений Папка-передвижка «Растения могут быть опасными» |
|
«Контакты с насекомыми и животными»
|
||||
1. | Кошка и собака – наши соседи Как вести себя с домашними животными в деревне (коза, овца, корова, лошадь). Берегись насекомых! | Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться. Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными. Формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними. | Оформление памятки «Как вести себя при встрече с животными» Создание коллажа «Наши четвероногие друзья» Оформление памятки «Первая помощь при укусе насекомых» |
Воспитание безопасности человека – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.
Литература:
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – «Детство-Пресс», 2004
Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В.,Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н., Как обеспечить безопасность докольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 2001
Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду»: Пособие для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1977
Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду: Книга ля воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1991
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. – М., Просвещение, 1985
Иванова И.В. Что растет вокруг тебя: Определитель растений. – М., Учпедгиз, 1962
Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1986
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. – М., Просвещение, 1982
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Пособие для воспитателей и учителей. – Минск, Асар, 1999
Смирнова В.В. и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. – С.-П., Союз. 2003
Танасийчук В.В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970
Смирнова А.Д. Ядовитые растения. –Волго-Вятское книжное изд.,1968
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей: Развивающие сказки для детей. – изд. Прометей, 2002
Турчина Г.П. и др. Окно в мир: Экологический атлас. – М.,Лазурь, 1995
Седлецкая Е.А. Цветок: Экологическая библиотека. – М., 1997
Карпенко М.Т. Сборник загадок. - М, Просвещение, 1988
Веретенникова С.А., Клыков А.А. Четыре времени года: Книга для воспитателя детского сада. – М., Учпедгиз, 1960
Выполнила воспитатель МБДОУ д с №8 Овсянникова В.А.
«Воспитание безопасного поведения дошкольников в природе»
Природа создает условия для физического, материального, духовного развития человека. Знакомство с этим огромным окружающим миром-миром природы происходит у ребенка с первых дней рождения. Именно в детстве закладывается отношение к природе, к себе, к окружающим людям. Надо научить детей любить природу, познакомиться с ее особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Природа не только создает условия для всестороннего развития, но и является основным фактором укрепления здоровья детей.
Не секрет, что особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. А как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?
Актуальность темы:
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Основная задача нас, взрослых, – привить детям культуру безопасного поведения на улице, в быту, в общении, на природе – все это составляющие общей культуры безопасности.
Как сделать так, чтобы и родители были спокойны и дети находились в безопасности? Нужна планомерная, профилактическая работа с детьми с самого раннего возраста в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
1. Дидактических игр: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … »;
2. Игровых ситуаций: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»;
4. Показов схем «Что можно и что нельзя делать в природе» и демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».
5. Рассматривания альбомов «Жалобная книга природы», «Правила
поведения в природе», «Природа родного края» и репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М.
6. Наблюдениям в природе: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением младших и старших детей на других участках;
7. Заучиваниям стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес,
дремучий лес» С. Погорельского;
8. Беседам: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины»,
«Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все
нужны на Земле», «Как вести себя в лесу».
9. Отгадыванием загадок о лесе, о его обитателях.
10. Подвижных игр: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по
тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки».
11. Пальчиковой гимнастики: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как
шла лиса по тропке», «Явления природы».
12. А также практической трудовой деятельности: сбор веток и мусора на территории группового участка, полив растений и т.д.
Игра – как способ моделирования окружающей жизни. Отражает события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.
Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.
Необходимо отметить, что очень часто родители не уделяют достаточного внимания обучению детей ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений. Бузина, белена, вороний глаз, ландыш майский, дурман обыкновенный, желтый лютик, болотистый вех и другие растения могут стать причиной отравления и даже смерти. Некоторые семьи, не имея представления об опасных растениях своей местности, упускают тот факт, что в отпуске, проводимом в природных условиях, отличных от местных, дети могут встретиться с незнакомыми им, но не менее ядовитыми видами растений. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу с родителями в этом направлении с помощью консультаций, бесед, памяток.
Пребывание на природе – это еще и контакты с животными и насекомыми. Познавая окружающий мир, ребенок может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или домашними животными, причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни. Поэтому одна из важных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными, растениями (в виде разнообразных игр, бесед, проблемных ситуаций).
Вывод: Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.
Литература:
1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
5. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе:
Правила поведения на воде
* Находясь у воды, будь очень осторожен.
* Купайтесь только под присмотром взрослых.
* Не купайтесь в незнакомых местах.
* Не заплывай далеко от берега, если еще не умеешь плавать.
* Не плавай в водоеме на предметах – это очень опасно.
* Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.
* Никогда не заходи в воду, не плавай и не играй в воде, если рядом нет взрослых.
* Купаться можно в специально оборудованных местах.
Правила поведения на природе
* Не разоряй птичьи гнезда.
* Не ломай ветки деревьев.
* Не разоряй муравейники.
* Не лови бабочек ради забавы.
* Не обижай лесных жителей.
* Не рви много цветов.
* В лесу держитесь вместе.
* Не шумите.
* Не оставляй после себя мусор.
* После отдыха на природе загасите костер водой.
* Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.
Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста
- Тема: «Контакты с незнакомыми людьми на улице»
Цель: Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
- Тема: «Если ты дома один»
Цель: Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.
- Тема: «Электроприборы»
Цель: Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования.
4.Тема: «Горячие предметы на кухне»
Цель: закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром от кастрюль.
5. Тема: «Острые предметы»
Цель: закрепить представление об острых предметах, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.
6.Тема: «Чтобы не было беды»
Цель: дать знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка.
7. Тема: «Опасности вокруг нас»
Цель: учить замечать опасные предметы вокруг детей.
8. Тема: « Как песок может стать опасным»
Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
9.Тема: «Опасные предметы»
Цель: закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях.
10.Тема: «Здоровье – главное богатство», «Чтобы не было беды»
Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью.
11.Тема: «Если ты потерялся»
Цель: Учить детей не уходить с того места, где тебя оставили взрослые. Если ты потерялся, не пугайся и не плачь!
12.Тема: «Спички детям не игрушка!»
Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём. Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.
13.Тема: «Пожар – это опасно»
Цель: Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону.
14.Тема: «Электричество»
Цель: Обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации. Расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем (спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома.
15.Тема: «Огонь друг - огонь враг»
Цель: Расширить знания детей о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать навыки безопасности в быту, на природе. Учить адекватным действиям в пожарных ситуациях. Развивать познавательную активность, любознательность.
16.Тема: «Чем опасен пожар»
Цель: Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами.
17.Тема: « Путешествие по улице: правила для пешеходов»
Цель: Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход».
18.Тема: «Безопасность на дорогах»
Цель: Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения.
19.Тема: «Счастливый случай»
(ситуация: мальчик перебегает дорогу в неположенном месте, перед близко идущими машинами).
Цель: закрепление знаний о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, воспитание дисциплинированного пешехода. Закрепление умения детей находить правильное решение в трудной ситуации.
20. Тема: «Насекомые - польза и вред»
Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
21. Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке»
Цель: сформировать представление ребенка о существовании ядовитых растений и грибов;
познакомить с растениями нашего участка;
Научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться;
воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.
22.Тема: «Если ты потерялся или заблудился»
Цель: Объяснить детям, чтобы помочь себе, ты должен: уметь обращаться за помощью к взрослым, знать и называть свое имя и фамилию, знать и называть свой возраст, свой полный домашний адрес (улица, дом, квартира).
23.Тема: «Правила поведения детей на воде»
Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь. Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.
24. Тема: «Как вести себя в жару на участке?»
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
25.Тема: «Осторожно, ядовито!»
Цель: Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.
26.Тема: «Контакты с животными»,
«Не дразни животных».
Цель: Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными.
27.Тема: «Смотри во все глаза!»
Цель: Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека, познакомить детей со строением глаза; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
28. Тема: «Гололед»
Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
29.Тема: «Правила безопасности на льду»
Цель: Дать детям знания о правилах поведения на льду.
30.Тема: «Природные явления»
Цель: Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде.
31.Тема: «Берегись мороза!»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе.
32. Тема: «Как был наказан любопытный язычок»
Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;
Научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай
33. Тема: «Зимой на горке»
Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
34.Тема: «Осторожно, сосульки!»
Цель: Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами во время таяния снега, около высоких домов, откуда в любой момент могут упасть сосульки, пласты снега.
35. Тема: «Не ешь снег и сосульки!»
Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть - ангина)
36. Тема: «Зимние дороги»
Цель: расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге.