Роль музыкального воспитания в развитии ребенка. Роль воспитания в музыкальной деятельности. Громко - тихо запоем
Целенаправленное музыкальное воспитание ребёнок начинает получать уже в детском саду, следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.. Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности. В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, ритмических соотношений в музыке, разнообразия форм. Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково. На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.
Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У них совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому на музыкальных занятиях используются самые разнообразные виды музыкально-развивающей деятельности:
Активное слушание качественной музыки, доступной детскому восприятию (музыкальный репертуар подобран из музыкальных произведений классической, народной, авторской и современной музыки);
Детская исполнительская деятельность (пение песен, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);
Знакомство с элементарными музыкально-теоретическими знаниями;
Музыкально-развивающие игры - система оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность в спектре вокальной, инструментально-исполнительской, актерской деятельности.
Детская музыкально-творческая деятельность (рисование под музыку, пластические интерпретации музыки);
Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В индивидуальной работе музыкальному руководителю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т.п.)
Очень важен контакт музыканта - педагога с родителями: проведение консультаций, помощь в организации домашней фонотеки, рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по прослушиванию музыки, просмотру телепередач и т. д.
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, развлечений, на праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности. Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на прогулках. При таком подходе музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.). Если музыкальные занятия, как занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становиться косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативы, что особенно важно при самостоятельных проявлениях детей.
Форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы, и пристрастия детей. Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующий определенные музыкальные умения и навыки, способность переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь принять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:
Обучение – средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающие его возрастные и индивидуальные особенности;
Музыкальные занятия – основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;
Руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера. Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народною попевку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребёнок постарше наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. И, конечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов. Ребенку могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь руководства взрослого, педагога, иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).
Помимо обучения во всех его видах к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушание радиопередач и просмотры телепередач, детских мульти- и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения. Такая эмоциональная насыщенность в жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка: объединяют детей общими радостями, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержания зависит от учебных заданий и возраста детей, они очень насыщенные, и здесь, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требование к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д.) чего нет на занятиях рисования, лепки, математики и других. Музыкальное воспитание реализуется при условии активности самих детей и правильной организации педагога в их разнообразной деятельности.
Задачи, которые ставятся на музыкальных занятиях:
Научить ребенка усваивать определенные последовательности в музыке, способы восприятия, исполнительства.
Развить его музыкальные и творческие способности.
Обогатить переживаниями, создать запас ярких впечатлений.
Значение музыкальных занятий многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка, формируется его эстетическое отношение к окружающему искусству посредством применения и чередования пения, ритмики, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах.
На занятиях формируются положительные качества, как отдельной личности, так и коллектива в целом. Следовательно, музыкальные занятия можно считать необходимым компонентом подготовки ребят к школе.
Для развития артикуляционного аппарата, используют музыку, потому что мелодия песни строится так, чтобы в нужное время можно было сделать вдох. Краткая, удобная для ребенка музыкальная фраза позволяет ему дышать естественным образом. Дети должны запевать песню одновременно, петь в лад, отчетливо, с хорошей дикцией произносить текст. Плохое произношение, с которым может столкнуться педагог, обучая ребенка пению, проявляется и в обычной речи. Ребенок овладевает звуковой системой языка в раннем возрасте, слушая речь окружающих его взрослых.
Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников, развлечений способствует нравственному воспитанию детей, они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового об окружающем их мире. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступления детей – все это важные факторы эстетического воспитания. Музыка, как ведущий компонент праздника и развлечения, соединяет в себе все виды искусства, создает эмоциональный настрой в соответствии с основной темой, она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрприза; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день Восьмого марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Структура праздника может быть различной. Например, в начале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается другой вариант, когда все эти номера чередуются, вполне возможно в начале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям. Музыкальные номера помогают воспитать у детей: эстетические, нравственные качества, расширяют круг знаний, а также формируют музыкальные способности каждого ребенка. Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми – необходимое условие воспитательного воздействия праздника на ребёнка. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов. Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, и еще раз получить удовольствие от выступления. На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме того, праздники являются источником новых приятных и радостных впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы: («Мы на лугу ходили» А. Филиппенко, «Землюшка-чернозем» – русская народная песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например: «Пошла млада за водой» – русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др. На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и другие). Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалок, например, «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы балалайка», «Зайка белый куда бегал» и другие. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. Летом на прогулке можно использовать детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии, при наличии определенных навыков игры на музыкальных инструментах, объединяться в ансамбль. Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и другие. Можно интересно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой). Эти игры развивают у детей чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух.
Задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий – способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Для эмоционального настроя, бодрого заряда активной деятельности ребенка на физических занятиях и утренней гимнастике используют музыку. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метание в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует.
Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной и т. п. Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики, должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию, снижает физиологическую нагрузку, соответственно маршевая музыка будет спокойной, умеренной. Но на физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер. Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой контрастного характера. Например, в «Марше» В. Агофонникова спокойная мелодия, удобный умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет», имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп, и применяется только в работе со старшими дошкольниками. Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян). В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений, и, наоборот, в жаркое – снизить его. В этом случае гимнастику делать без сопровождения музыки.
На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры, могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключения составляют некоторые подвижные игры) так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания. Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показом музыка облегчает восприятие. Например, воспитатель показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» Б. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть мягкими, неторопливыми, плавными.
Для осуществления коммуникативной функции важно владеть коммуникативными умениями – находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.
Исследовательская функция предлагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений. Таким образом, выполнение общетрудовых функций требует от музыкального руководителя знаний, умений, качеств личности, традиционных для педагогической деятельности и в тоже время специфичных. Использование музыки в повседневной жизни детского сада является важной темой.
Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и глубокого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, например, укладывает девочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю-Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, воспитатель говорит им: «Пароход уходит всё дальше и дальше, поэтому песня едва слышна». Воспитатель может предложить построить часть игры или всю её на основе музыки. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая ход игры, то в какой-то степени будет преодолён разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музыкальной деятельности.
Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, её отдельные явления. В то же время наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или в лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно её рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, который они разучивали на музыкальном занятии («Во поле береза стояла», русская народная песня «Ай, да березка», музыка Т. Попатенко и др). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного восприятия природы, при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придаёт прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое время года, явление природы по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять её явления с музыкальными образами
Музыку целесообразно включать и в занятие по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться о том, чтобы инструментальное произведение или песня не нарушали целостности сказочного образа, а наоборот, дополняли его. Так, при прочтении детям сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать прослушать фрагменты одноименной оперы Н. Островского-Корсакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, белку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской оперы-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебеди» − спеть песню маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберга). Исполнение песни по ходу сказок придаёт им особую эмоциональность. Музыка может быть использована и при проведении на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине, детском саде и т. д.)
В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с её содержанием. Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят звуки, а так же их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение распевных песен помогает исправить отдельные недостатки речи. Пение быстрых, чётких песен способствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибауток с чётко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воробей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огурчик», «Две тетери».
Влияние музыки на быт детского сада огромно. Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной творческой инициативе, в организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.
Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательного распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствии возрастным возможностям детей. Таким образом, музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах. Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Музыкальные занятия имеет ясную структуру, которая завуалирована в игру для легкого восприятия детьми. На занятиях не нужно навязывать свое решение и мнение ребенку, необходимо побуждать мыслить его самостоятельно, творчески. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику, может сопереживать, сочувствовать, разыгрывать, передавать различные эмоциональные состояния героев. Музыкальные занятия наиболее глубоко захватывают ребенка и организуют его эмоциональное восприятие. В общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы дошкольника является условием его успешного музыкального - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения.
Чувства и настроения, вызванные музыкальными занятиями, придают движению, эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Как отмечают исследователи, музыкально - двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях, остаются на всю жизнь. Итак, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальней он становится, чем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней малышам и в детском саду. Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности.
Восприятие музыки (слушание) – ведущий вид музыкальной деятельности детей. Музыкальное восприятие – восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности. Восприятие происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Вместе с тем, восприятие является и самостоятельным видом деятельности на занятиях. Музыкальный репертуар, используемый для слушания, должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности. Художественность – высококудожественные образцы музыкального искусства: классическая музыка разных времен и стилей, народная музыка, современная. Формирование интонационного музыкального опыта происходит посредством накопления разнообразных музыкальных впечатлений. Доступность проявляется в двух аспектах: 1) доступность художественно-образного содержания музыки (восприятие программно-изобразительных образов, близких детям – природа, игра, образы животных; возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент – грусть, нежность, радость); 2)доступность, связанная с объемом восприятия ребенка (целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты продолжительностью 1 -2 минуты).
Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников (анализ программ по дошкольному воспитанию).
Этапы развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте:1) вступительное слово воспитателя; 2) полный показ произведения; 3) анализ музыкального произведения; 4) повторный полный показ. Цель первого этапа: вызвать интерес к музыке посредством образного рассказа о композиторе, жанре (виде) музыкального произведения, его содержании. Полный показ произведения – исполнение музыки, качество ее звучания.
Анализ музыкального произведения предлагается проводить, опираясь на следующую последовательность вопросов «Какие чувства передает музыка?» (характеристика эмоционально-образного содержания музыки), « О чем рассказывает музыка?» (выделение черт программности и изобразительности при их наличии), «Как рассказывает музыка?» (характеристика средств музыкальной выразительности). Определение эмоционально-образного содержания произведения (настроения, характера) – важнейшая часть анализа. Методы и приемы активизации музыкального восприятия, используемые при повторном прослушивании: оркестровка музыкальных произведений; передача характера музыки в движении; сравнение произведений одного жанра, пьес, имеющих одинаковые названия или близких по тематике, различных вариантов исполнений одного и того же произведения, сравнение с произведениями различных видов искусств (картинами, репродукциями, стихотворениями); отражение характера музыки в рисунке, в цветовом решении, музыкально-дидактические игры.
Музыкальное восприятие развивается не только на музыкальных занятиях. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей – проводить тематические концерты, включать слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушать музыкальные произведения в группе во второй половине дня. Можно использовать музыку и в часы тихих игр, свободного рисования, на прогулке, включать в другие (немузыкальные) занятия. В этом случае беседа о музыке не проводится.
Выбирая музыкальные произведения, воспитатель прослушивает много музыки, расширяя тем самым свой собственный кругозор.
Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.
Цель музыкального воспитания в ДОУ – формирование основ музыкальной культуры ребенка как части общей духовной культуры. Основную работу в этом направлении осуществляет музыкальный руководитель. Воспитатель выступает в роли активного его помощника, располагая большими возможностями приобщения детей к музыке.
1.Воспитатель активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. В младших группах воспитатель поет вместе с детьми. В средней и старшей группах помогает разучиванию песен. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах участвует во всех видах движений, тем самым активизируя малышей. В средней, старшей и подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, давая детям отдельные указания в пляске, игре и т.д. Воспитатель помогает музыкальному руководителю готовить и проводить различные виды занятий. Особенно важна его роль на комплексных занятиях (с включением различных видов художественной деятельности).
2.Важнейшая задача воспитателя по музыкальному воспитанию дошкольников – включение музыки в повседневную жизнь детей, чтобы их пребывание в группе было ярче, разнообразнее. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь непринужденного ее включения в детскую деятельность. Возможности использования музыки: в часы досуга, в сюжетно-ролевых играх, на различных занятиях, во время прогулки, в других режимных моментах (перед сном, во время приема детей и т.д.). В свободное время воспитатель, поддерживая интерес к музыке, закрепляя знания, полученные на музыкальных занятиях, слушает вместе с детьми музыкальные произведения, поет знакомые и новые песни, помогает детям освоить игру на ДМИ, элементы танцев. Полезно организовывать просмотры музыкальных фильмов, мультфильмов, празднование дней рождений детей (с включением музыки).
Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. В таких играх как «концерт», «музыкальное занятие» музыка составляет основное содержание. В других случаях - иллюстрация к действиям игры (в игре «мама и дети» участники поют колыбельную, празднуя новоселье, поют и пляшут; мальчики, играя в солдат, маршируют под звуки барабана; театр, в котором кукольные персонажи поют песенки).
На прогулке включение музыки наиболее целесообразно в летний период. Возможно пение и инсценирование песен (связанных с природой, со временем года), хороводов («Мы на луг ходили», « Земелюшка-чернозем»), проведение подвижных игр с использованием музыкальных инструментов, ТСО. Музыка может входить как составная часть в занятия по развитию речи, ознакомлению детей с природой, изобразительной деятельности . В зависимости от задач, которые ставит воспитатель, музыка или предшествует наблюдению или закрепляет детские впечатления (ставит эмоциональную точку в занятии). На занятии по природоведению, понаблюдав за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка» или послушать с детьми пьесу К. Сен-Санса «Аквариум». На занятии по развитию речи музыку можно включать при рассказывании сказки (рассказывая сказку «Колобок», желательно спеть песенку Колобка, при прочтении сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане» - послушать фрагменты одноименной оперы), исполнение распевных песен помогает исправить отдельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способствует выработке артикуляции. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание знакомой песни (при проведении занятия «Моя любимая песня» предлагается нарисовать (слепить, сделать аппликацию) то, о чем поется в его любимой песне). Музыка помогает передать в художественной работе характерные особенности художественного образа (перед рисованием клоуна дети слушают пьесу Д.Кабалевского «Клоуны»). Музыка на утренней гимнастике и физкультуре, сопровождающая физические упражнения , создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Под музыку целесообразно выполнение основных, общеразвивающих, строевых упражнений. Прыжки с разбега, метание, лазание под музыку выполнять не рекомендуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Каждый вид упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений.
3.Некоторые музыкальные досуги и развлечения воспитатель проводит самостоятельно или под руководством музыкального руководителя.
4.Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, поддерживая интерес к музыкальной деятельности, создает проблемные ситуации, активизирующие творческие проявления, учитывая интересы и склонности воспитанников. Руководство самостоятельной деятельностью носит косвенный характер: воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка. Педагог организует предметно-пространственную среду, способствующую возникновению самостоятельной музыкальной деятельности. «Музыкальный уголок» должен содержать пособия, материалы, набор музыкальных инструментов, портреты композиторов, диафильмы, пластинки, магнитофонные записи, музыкально-дидактические игры, комплекты различных видов театра, элементы костюмов, атрибуты и др.
5. Воспитатель проводит работу с родителями, рекомендуя посещение музыкальных театров, концертов, просмотр телепередач, мультфильмов, привлекает к организации совместных мероприятий.
Для осуществления руководства музыкально-эстетической деятельностью детей воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру, совершенствовать исполнительские умения, быть в курсе новинок музыкально-методической литературы.
Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста
Музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение малышей к музыке формирует отношение к искусству и окружающему миру, способствует всеобщему и личностному развитию. Музыка обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на ребенка. Первые музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Огромное значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкаль но - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека. «Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления». Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление.
Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления. Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49»
Роль музыкальной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников
Выступление на родительском собрании
Музыкальный руководитель:
Белова Е.А.
Саранск 2012
Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы и театра). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны: игры, занятия, экскурсии, праздники и развлечения.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Ребёнок входит в мир искусства, знакомясь с творчеством разных народов, музыкой и танцами, спектаклями кукольного театра и т. д.
Но для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей решаются постепенно, от простого и элементарного (у малышей) до сложного (у старших дошкольников).
Задачи эти таковы:
- Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость, радость, волнение.
- Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным музыкальным знаниям, практическим умениям.
- Формировать основы эстетического вкуса и способность самостоятельно оценивать произведения искусства.
- Развивать художественно-музыкально-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринуждённой, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.
Если для малышей достаточно понимать и эмоционально откликаться на песни, подпевать за воспитателем несложные песенки, прислушиваться к звукам музыки, приучаться танцевать, то в старшем дошкольном возрасте, слушая музыку, дети должны не только эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, но и улавливать связь между содержанием и средствами выразительности (например: весёлая плясовая музыка звучит быстро, весело, отчётливо, громко), узнавать знакомые произведения, запоминать новые и сравнивать их с уже знакомыми. Такие же усложнения происходят и в песенной, и в танцевальной деятельность детей.
Успех всей работы по эстетическому воспитанию во многом определяется тем, какие методы используются, а так же как учитываются индивидуальные способности детей и уровень их общего развития.
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Поэтому нужно развивать у детей музыкальный слух, способности и эмоциональную отзывчивость.
Дети способны осмыслить музыку, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым пьесу можно считать весёлой, радостной, спокойной или грустной. Детям понятны требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Уже в дошкольном возрасте складываются музыкальные интересы: отдаётся предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки, а к 6-7 годам наблюдается первоначальное проявление художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
Действия детей на музыкальных занятиях направлена на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкальные игровые образы.
Разностороннее развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим. На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведения, слушая рассказ о них и их авторов. Это умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребёнка и придают им осмысленность.
Чтобы достичь гармоничности музыкально-эстетического воспитания, используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности дошкольников.
Итак, задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности дошкольников решаются посредствам выполнения ряда специфических задач, характерных именно для музыкального искусства:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке. Развитие эмоциональной отзывчивости и восприимственности даёт возможность использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
- Приобщать детей к разнообразным видам деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Всё это позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно.
- Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма и др.), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребёнка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
- Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательная, а затем оценочное отношение к исполняемому произведению.
- Развивать творческое отношение к музыке посредством передачи образов в музыкальных играх и хороводах, а также импровизации попевок и комбинировании знакомых танцевальных движений. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь и танцевать.
Литература
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
- Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
- Михайлова М. А, Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М,; ВАКО, 2006. – 240 с.
Вопрос о музыкальном воспитании детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.
Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.
Учитывая огромное влияние музыки на жизнь человека, мы должны позаботиться о том, чтобы привлечь детей к музыке, показать детям всю красоту и разнообразие этого вида искусства. Для того, чтобы привлечь детей к музыке, мы должны как можно раньше познакомить детей с ней, определить их музыкальные задатки и способности. Многими учеными было доказано, что музыкальные задатки и способности проявляются активнее и ярче в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы как можно раньше обнаружить у ребенка эти задатки и способности и начать развивать их.
Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. Психология и педагогика утверждают, что способности личности формируется и развивается в деятельности. Через деятельность у дошкольника формируется и выражается тип отношения к миру. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Генезис развития музыкальной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период.
Становление музыкальной деятельности дошкольников проходит ряд этапов: музыкально-предметная деятельность, когда интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки; музыкально-игровая деятельность, когда музыка становится источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка -- игра.
Решению вопросов музыкального воспитания детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствует игровая деятельность. С точки зрения ученых, осуществлять процесс музыкального воспитания в этом возрастном периоде позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности.
В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
На основании вышесказанного, актуальность работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников.
Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: «Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников».
Объект исследования - процесс музыкального воспитания дошкольников.
Предмет исследования - музыкальное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности.
Цель исследования - определить и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников.
Определить и предложить к использованию наиболее приемлемые формы игровой деятельности с целью музыкального воспитания детей.
Обосновать целесообразность применения материалов исследования в практической работе.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, метод сравнительного анализа, сопоставление, формирование выводов, а также - исследовательские беседы; опросы по вопросам исследуемой темы.
Методологическая основа исследования:
научные исследования отечественных психологов по проблеме развития личности (Б.Г. Ананьева, В.В. Богословского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.)
труды отечественных педагогов (Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, И.П. Подласого, К.Д. Ушинского, и др.);
психолого-педагогическая концепция игровой деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев, Б.П. Никитин, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская и др.);
теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов исследования в работе педагогов-практиков.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы; определены объект, предмет; сформулирована цель и задачи исследования; представлены методы исследуемой проблемы, структура работы.
В первой главе раскрываются психолого-педагогические аспекты музыкального воспитания детей дошкольного возраста - проводится ретроспективный анализ проблемы, даны сущностные характеристики основных положений и понятий, рассмотрена специфика детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.
Вторая глава посвящена практическому аспекту раскрытия темы исследования - рассмотрению возможности реализации музыкального воспитания дошкольников посредством игровой деятельности. Раскрыты содержательные характеристики; виды и формы игры, определена специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе, предложены формы работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности.
В заключении сведены результаты проведенного исследования.
Список литературы включает 44 наименования: труды в области педагогики, психологии, музыкальной педагогики и методики.