Православные крестные ходы. Во сколько состоится пасхальный крестный ход
Крестный ход – это торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией.
Крестные ходы свершаются в честь церковных праздников; при перенесении мощей святых, религиозных святынь; в период природных бедствий, эпидемий и войн, как способ испросить у Бога защиты и спасения от постигших бед.
В Германии, шествие на Корпус-Кристи процессии в сочетании с умоляя обратить невзгоды и упрощение погоды, и, таким образом, была предоставлена зачатки 4 алтарях поется Евангелие и торжественное благословение. Процессия была отмечена великой помпой. Поскольку евхаристический процесс обычно заканчивается благословением Блаженного Причастия, он предоставляется вместо обычного священнического благословения. В случае шествия Божественного Тела Евхаристическое благословение является торжественным завершением всего праздника.
Благословения больных людей хорошо известны, заимствованы из Лурда. В связи с тем, что благословение святого причастия не является самостоятельной форма евхаристического благочестия, но путь до конца евхаристического чина, потому что правила запрещают литургический вопрос «который призван обеспечить только благословение.».
Существовали и крестные ходы, посвященные определенным святым, либо святыням, либо связанные со святыми местами. В случае, когда святыня имеет давнюю широкую известность и сам ход насчитывает многие годы от своего основания, он собирает тысячи богомольцев.
В нашей стране крестные ходы были заимствованы от греков и проводились по обычаям Константинопольской Церкви. Церковная же история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. В летописях отражены совершавшиеся в последствии крестные ходы по велению великих князей русских Ярослава I, Изяслава I, Владимира Мономаха. Кроме постоянных и общецерковных (в Пасху, Богоявление) на Руси было много инициированных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. С особой торжественностью и особым благолепием совершались они при непременном участии патриархов и царей.
Церковь восхваляет обычай заканчивать многие евхаристические благословения, когда присутствует священник или дьякон. Это делается очень правильно и приносит обильные плоды, когда священник среди наклонных голов общества поднимается до верхней части хлеба Ангелов, сметает его перекрестные соответствии с литургическими законами и просить Небесный Отец милостиво обратил свой взор на Сыне Его, из любви к нам на кресте и что из-за него и через него, кто хотел быть нашим Спасителем и брат, он соизволит налить сверхъестественную благодать на тех, кто «был погашен с драгоценной кровью Христа как Агнца незагрязненной.».
В 12 веке появилась традиция совершать крестные ходы при перенесении мощей святых. Так, в правление Владимира Мономаха, 2 мая 1115 года, состоялся крестный ход при перемещении мощей святых Бориса и Глеба из старой церкви в новый каменный вышегородский храм. На торжественном событии присутствовали воеводы, бояре, духовенство и простой люд. С пением псалмов и горящими свечами они сопровождали мощи святых.
Рекомендуются, чтобы верующие, прежде чем получить благословение молитвы в тишине, объединенной со скрытым Богом и Его благодатью получили во время благословения, и что после этого обряда оставила в курсе, что с Божией благодатью идти дальше в вашей жизни.
Церковь призывает верующих внести вклад в «то, что Евхаристия будет по-прежнему сиять всей своей тайной». Во время так называемого. Кратковременное воздействие - до окончательного благословения - Вы должны потратить некоторое время на чтение слова Бога, пение и короткую молитву в тишине.
В 1352 году в Пскове православные совершили крестный ход, возввав к помощи Бога для избавления от моровой язвы. Архиепископ Новгородский Василий облекся в священные ризы и, сопровождаемый духовенством и всеми способными стоять на ногах жителями, обошел вокруг города с крестом и святыми мощами при громогласном пении и молитвах.
Конгрегация божественного поклонения дает различные формы поклонения Евхаристии. Если нет священника или диакона, или действительная причины они не могут присутствовать, то они могут поставить Благовещения таинства для общественного поклонения, а затем скрыть его: псаломщик, чрезвычайный министр Причащения или других верной делегировал на местном Обыкновенном. Все они могут быть открыты при открытии скинии, и, если позволяют обстоятельства, они могут разместить банку на алтаре или разместить Хозяина в монстрах.
Епархиальный епископ может обозначать «святых стюардов или других лиц, представляющих святое причастие». - Из условия этого положения ясно, что просто стюарды Святого Причастия не имеют права отображать Блаженное причастие. Это один из главных праздников, отмечаемых в Католической церкви. Хотя сознание необычайного чуда превращения освященного хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христа сопровождало верующих с самого начала христианства, однако нужно было ждать десять столетий до того, как внешние проявления этого культа возникли и поселились в Католической Церкви.
При императрице Елизавете Петровне был учрежден ежегодный крестный ход из центра Санкт-Петербурга на Пороховые в ознаменование засухи 1730 года. Под Петербургом горели леса, возникла угроза пожара и в самом городе. Тогда был совершен крестный ход с молебном из центра города к Ильинскому храму. По преданию вскоре начались дожди, спасшие столицу. Традиция совершения этого крестного хода просуществовала порядка сорока лет.
Откровение Святых Таинств Тела и Крови Христа было прямой причиной. Он всегда включался в основные праздники. Истинное присутствие Христа в Евхаристии. Церковь провозгласила с самого начала веру в истинное присутствие Христа в Святом Причастии. Христос основал Святое Причастие на Тайной Вечере. Эти три евангелиста описали это: Матфей, Марек, Лук и Св. Это моя кровь. В Святом Таинстве Евхаристии есть поистине, поистине и по существу Тело и Кровь, вместе с душой и божественностью Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, Христа.
Эта практика была введена в Милане святой Сегодня эта практика присутствует во всей Церкви. Были установлены даже особые приказы, главная цель которых - постоянное обожание Христа в Святом Причастии. В Польше есть три порядка вечного обожания: бенедиктинцы-таинства, францисканцы из Святых Таинств и Евхаристии.
Начало 20 века было ознаменовано ярким расцветом свершения крестных ходов. Чрезвычайными событиями в народной жизни становились крестные ходы по перенесению мощей святых. Как, например, крестный ход высшего духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи по случаю обретения в 1903 году мощей преподобного Серафима Саровского. Подобное большое значение имел и крестный ход с мощами святого Иоасафа епископа Белгородского в 1911 году.
Евхаристические процессии Корпус-Кристи были введены позже самого праздника. Во время шествия крест был перенесен при Святом Причастии. Таким образом, они были отнесены к старому обычаю отправления пути Евхаристии для защиты опасностей. В Германии процессия Корпус-Кристи сочеталась с процессом умоления об изменении нищеты и хорошей погоды, поэтому четыре алтаря были исполнены с оригинальными текстами Евангелия, и были даны торжественные благословения.
Процессия была отмечена великой помпой с момента ее создания. В Польше, со времен переходов с участием в процессии, в сознании верующих проявляется национальность. По этой причине государственные атеисты часто запрещали уличные процессы. Юзефа Глема представляли представители государственного и местного самоуправления.
В справочнике «Православные русские обители» за 1910 год указано, что в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. Порядка 19-ти из них представляли собой многонедельные и даже многомесячные обходы окрестных сел и городов России с чудотворными иконами.
После Октябрьской революции крестные ходы в стране были запрещены. Однако богомольцы совершали паломничества к местам явления чудотворных икон, памятным местам. В настоящее время традиции крестных ходов возрождаются.
Поскольку Израиль в Ветхом Завете пошел на свободу и на спасение, так Церковь все еще находится на пути. Различные типы шествий символически выражают эту реальность. Процессия, хотя и характерная для христианской литургии и христианской религиозности, принадлежит не только христианству. Это важный элемент поклонения, найденный во всех религиях, которые мы знаем, и в некотором смысле «христианство» было воспринято как внешняя форма религиозности. Кроме того, также в так называемом. В «светской сфере» человеческой жизни мы сталкиваемся со многими формами социального поведения: шествия, свиты и марши, аналогичные религиозным процессам, такие как все более популярные «белые марши» или «марши молчания», организованные как выражение неодобрения определенных действий и поступков или знаков солидарность с кем-то или поддержка идеи.
Долгое время крестным ходом признавалось только пешее шествие с участием священнослужителей и верующих. Однако благодаря техническому прогрессу по благословению духовенства стали совершаться и неканонические крестные ходы. Во время Великой Отечественной войны, 2 декабря 1941 года, вокруг Москвы облетел самолет с чудотворным списком Тихвинской иконы Божией Матери на борту (по другим данным, это была икона Казанской Божией матери). После чего столица избежала наступления врага.
Мы не называем их шествиями, желая сохранить этот термин для религиозного языка. Точно так же единственным религиозным термином является термин «паломничество», в отличие от «свиты», «марша», «марша» и «марша», которые относятся к политической, социальной или культурной сфере нашего существования. Следует помнить, что «паломничество» - это явление, которое шире по своему смыслу, чем «шествие». Последнее может быть ритуальной частью паломничества; Процессы могут принимать некоторые конкретные этапы паломничества, такие как его начальная или заключительная фаза.
Во время крестного хода освящается земля, на которой мы живем, освящается как бы стопами Самого Спасителя, Божией Матери и святых Божиих, шествующих по ней в своих ликах. Затем освящаются воздух, огонь, вода, без которых мы не можем обходиться в своей земной жизни. Освящаются они окроплением святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом в местах, где останавливается крестный ход.
Паломничество - это движение к определенному месту, которое обычно является святилищем. В паломничестве момент достижения места назначения важнее процессии; Паломничество - это «выход из», чтобы «протянуть руку». Паломничество может проходить в одиночестве. В случае шествия это невозможно; Это всегда сообщество. Шествие - шаг в какое-то место, но это не исключает возврата к месту его начала. Шествие, в отличие от паломничества, по сути является «местом и моментом празднования»; Его суть - «празднование само по себе».
Чтобы понять происхождение и, следовательно, богословский смысл христианских шествий, мы должны сначала обратиться к их психологическим, социологическим, историко-религиозным и антропологическим-культурным корням. Такая ссылка позволяет различать горизонтальный размер каждой процессии, а также - вертикальный размер явлений процесса, неразрывно связанных с горизонтальным размером. Добавим, что эта вертикальная размерность процессии решает существенную разницу между процессами иудаизма и христианства, с одной стороны, и всеми другими процессами, с другой.
Митрополитом Филаретом были составлены правла поведения во время крестного хода из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носят они общий характер.
«Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые.
Процесс формирования процессии - на личном и межличностном уровне - идентичен или похож на формирование маршей и маршей, которые даже не имеют как минимум религиозного характера. Мотивом для организации шествия и всех видов маршей является желание быть вместе, проявлять - в движении и через движение - определенные идеи, убеждения или переживания, общие для всех участников мероприятия. В этом смысле можно говорить о горизонтальном измерении каждой свиты, марша, шествия и каждого паломничества и процессии.
Шествиях и перерывах было известно в Древней Греции, где их называли «насос». Они не всегда были священными. Слово «насос» могло означать поддержку и безопасность, которые сильнее придавали более слабым, сопровождающим его. «Помпой» также называли сакраментальными приходами и свитами, сопровождающими государственных сановников, спортсменов, гладиаторов, молодоженов и покойников. В древнем Риме термин «насос» понимался в светском смысле и не был связан с царством поклонения. Неохотными для таких понятых маршей были христиане, которые ссылались на свои войны как на «просодои» или «процессии», а в византийской литургии - «облегченные».
Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом.».
Приглашение епархиального епископа на шествие Розария на улицах Тарнов. Шествие Розария начнется с 00 в Святилище Богоматери в Скапуле, и его маршрут приведет к Святилищу Богоматери Фатимы. Маршрут процессии будет проходить по следующим улицам Тарнов: заполнит пространство нашего города.
Процессия остановится в церквях Тарнов вдоль маршрута, то есть в церкви св. Семья и Божественное Милосердие. Пожалуйста, возьмите с собой фонарики. В этом году молитва Розария будет особым призывом к Богу за дар мира в мире и возрождение святости жизни в наших семьях. Согласно Постановлению Польской епископальной конференции сегодня число верующих, посещающих мессу, подсчитывается. и присоединение к Святому Причастию. По этой причине, после Масс Будет сбор банок для Фонда Нового Тысячелетия, посвященный стипендиям для талантливых молодых людей, которые из-за материальной бедности не могли развиваться. После Св. Есть выборы для Пастырского совета. Бог заплатил за жертвы, сделанные в конвертах, и заплатил в приход. Джон Кантего, священник; в субботу - Бл. Начиная с Евхаристии в 18. 00. Епископ Анджей Джеза. Мы приглашаем вас в церковь в Тарнов Мохикаче, ул. Для родителей, которые испытали смерть ребенка. Святая месса Анджей Джеż будет возглавлять епископ. После мессы на муниципальном кладбище в Тарновском Мошице, ул. Черный Отец, епископ посвятит Мемориал Потерянным детям. Новая евангелизация епархиальной курии в Тарнуве.
- Сегодня, после первенства, будет служба св.
- Станислав Костка и поцелуй мощей.
- Мы живем в Папский день в Польше.
Религиозные практики в современной России Коллектив авторов
Обычай прохождения под иконой: его формы и функции
Среди различных сакральных практик, посвященных Иерусалимской иконе, особый интерес вызывает прохождение под иконой. Этот обычай достаточно распространен. Он встречается в локальных «деревенских» культах Северо-Запада России: верующие проходят или пролезают под иконой, статуей или ракой с мощами святого 43 . Например, существует обычай проходить под ракой с мощами преподобного Нила Столобенского во время крестного хода, ежегодно совершающегося в Нило-Столобенской пустыни 9 июня, в день обретения мощей преподобного Нила 44 . Это прохождение под мощами, которые священнослужители в конце крестного хода поднимают над входом в собор, напоминает повсеместно распространенную традицию прохождения под Плащаницей после крестного хода в Великую пятницу.
Чаще всего пролезание под иконой происходит во время крестных ходов: верующие подходят к иконе, которую несут двое или несколько человек, целуют ее и проходят или пролезают под ней. Однако в Малахове происходит пролезание под постоянно находящейся в храме иконой. Под самой иконой, в киоте, сделано небольшое отверстие, в которое человек может пролезть, только сделав земной поклон. Это отверстие обычно закрыто и открывается либо перед богослужением и после него, либо во внебогослужебное время, когда в храм приезжают паломники и просят разрешения пролезть под иконой.
Богослужения в Малахове, как это обычно бывает в сельских храмах, совершаются только по воскресным и праздничным дням. Перед началом богослужения «окошко» под иконой открывается, верующие прикладываются к иконе и проползают в отверстие под ней, обходят ее слева (краем амвона) и вновь становятся в очередь к иконе, чтобы пройти под ней трижды. Затем это отверстие закрывается и вновь открывается после окончания богослужения. Тогда прохождение под иконой повторяется. Пролезание под Иерусалимской иконой может совершаться в любой день, однако наибольшее количество верующих собирается в Малахове в два праздника, посвященные этой иконе: в день общецерковного празднования – 25 октября (12 октября по юлианскому календарю) и местный, в честь Бронницкого списка Иерусалимской, в десятое воскресенье после Пасхи. На праздничном богослужении обычно бывает больше верующих, чем на воскресном. В эти дни в Малахово приезжают паломники из Раменского, Бронниц и Москвы, постоянные прихожане других церквей.
На праздничную службу иногда приезжает благочинный церквей Раменского округа (настоятель Троицкого собора Раменского) или кто-либо из духовенства, знающего об Иерусалимской иконе. Так, например, 25 октября 2002 года праздничную литургию в Малахове совершал архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии.
Праздничное богослужение 25 октября 2004 года, которое довелось наблюдать автору, как обычно, началось водосвятным молебном перед Иерусалимской иконой. Около восьми утра началась литургия. До литургии и в течение некоторого времени после ее начала верующие поклонялись иконе. Из-за большего, чем обычно, количества народа (на богослужении присутствовало около 80–90 человек) верующие пролезали под иконой не трижды, а один раз. После литургии начался молебен с акафистом в честь Иерусалимской иконы. Для большинства прихожан кульминацией богослужения этого дня был именно молебен 45 . Молящиеся были окроплены святой водой, во время чтения молитвы в конце акафиста все присутствующие встали на колени. Затем вокруг храма был совершен крестный ход с небольшим списком Иерусалимской иконы. С окончанием молебна праздничное богослужение этого дня закончилось и верующие, еще раз приложившись к иконе и пройдя под ней, стали расходиться. Некоторые верующие, однако, специально ждали, когда народу у иконы станет меньше, чтобы пролезть под иконой не торопясь и по возможности трижды. Так, женщина средних лет, прихожанка Раменского собора, затруднилась объяснить смысл пролезания, но сказала, что большинство верующих пролезает «неправильно», т. е. слишком торопливо, а она ждет, чтобы пройти под иконой без лишней спешки. Еще несколько присутствующих по этой же причине подходили к иконе в самом конце.
Объясняя смысл пролезания, большинство верующих связывает его с Покровом Богоматери. Так, по словам алтарника Раменского собора Алексея, «праведников в раю встречает Господь, а нас, грешных, Пресвятая Богородица…» 46 . Богоматерь оказывается единственной заступницей грешников, поэтому, вспоминая об этом, принято проходить под иконой. Это действие символизирует Покров Богоматери, ее заступничество за всех верующих. Говоря о пролезании под иконой, многие связывают этот обычай с исцелениями, вспоминают, что раньше больных либо проносили под иконой, либо клали на пути крестного хода, чтобы икону пронесли над ними. По словам бывшего алтарника малаховского храма, Виктора Павловича Мусина, пролезание под иконой «полезно для здоровья… это как Покров Богоматери..» 47 . Однако не все оказываются достойны пройти под иконой: некоторых Богоматерь «не пускает». По словам алтарника Алексея, некоторые «неправедные » люди физически не могли пролезть под иконой: их отбрасывала назад некая невидимая сила. Этот рассказ перекликается с другим фольклорным повествованием: однажды, когда Иерусалимскую икону несли с крестным ходом, некая невидимая сила остановила людей, несших ее, перед мостом через реку. Пронести икону по мосту смогли только после того, как под мостом был обнаружен мертвый ребенок и его тело вынесено оттуда. Святыня не только «не допускает» к себе «нечестивцев», но и не позволяет внести ее в оскверненное место.
Другое отношение к обряду прохождения под иконой сложилось в приходе Троицкого собора города Раменского, современного районного центра. В 1997 году икона была отреставрирована и поставлена в Раменском соборе. Тогдашний настоятель собора и благочинный, протоиерей Владимир Бушуев 48 , с почтением относящийся к Иерусалимской иконе, предпринял попытку установить прохождение под этой иконой: под ней было сделано небольшое отверстие по образцу малаховского, закрывающееся двумя дверцами. Однако «пролезание» в Раменском не получило всеобщего распространения, а нынешний настоятель собора и благочинный, протоиерей Владимир Гамарис, вообще запретил пролезать под Раменским списком Иерусалимской иконы. По свидетельству алтарника Алексея, «раньше еще можно было пролезть, пока настоятель не видит, а теперь там все загорожено» 49 . Протоиерей Гамарис вообще не приветствует почитание Иерусалимской иконы: в 2004 году праздник 12/25 октября не был указан в расписании богослужений и никак не отмечался литургически.
Практику пролезания под иконой можно наблюдать и в единоверческом приходе церкви Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода. Самая почитаемая святыня этого храма – список Иерусалимской иконы Богоматери, написанный в память о спасении села от эпидемии холеры в 1864 году. Однако, по версии нынешнего настоятеля храма, игумена Иринарха (Денисова), этот список Иерусалимской иконы был написан во время эпидемии 1864 года и исцеления связаны с ним (а не с Бронницким списком). Прохождение под иконой практикуется раз в году, во время крестного хода по окрестным деревням, совершаемого в память о спасении местных жителей от эпидемии 1864 года. Этот крестный ход, не совершавшийся в те годы, когда храм был закрыт, был восстановлен в конце 1980-х – начале 1990-х и всегда происходит в Неделю жен-мироносиц (второе воскресенье после Пасхи). В наши дни список Иерусалимской иконы из Михайловской Слободы постоянно находится в храме, а во время крестного хода несут сравнительно небольшую икону (ее свободно могут нести двое).
Прохождение под иконой происходит во время «встречи иконы». Эта достаточно известная и распространенная практика ранее совершалась в каждом селе, куда приходил крестный ход с иконой, в наши дни она происходит только в Михайловской Слободе. На улице около дома ставится стол, накрытый белой скатертью, на нем стоит миска или ведро с водой, иногда (далеко не везде) – хлеб. При приближении крестного хода встречающие его люди целуют икону, а затем проходят под ней (держащие образ для этого несколько его приподнимают). В это время священник освящает воду в сосуде, погружая в нее крест, благословляет крестом людей и окропляет их водой. Во «встрече иконы» принимают участие в основном пожилые женщины, молодежь участвует в этом обряде в тех домах, где осталось старшее поколение, еще заставшее старые крестные ходы. Во время крестного хода многие местные жители не выказывают никакого интереса к происходящему. По словам членов общины, число встречающих икону с каждым годом уменьшается.
Большинство встречавших икону в Михайловской Слободе затруднялись объяснить смысл прохождения, говорили, что «сами не знаем», и мотивировали свои действия тем, что «так было всегда» и «началось это очень давно». Некоторые участники крестного хода высказали предположение, что «так люди присоединяются к крестному ходу». По мнению одной из старушек, встречавших икону, прохождение под ней «все грехи снимает». Одна из прихожанок, молодая женщина из Раменского, отвечая на этот вопрос, вспомнила историю прославления Иерусалимской в этой местности и предположила, что «икона ограждает от заразы» 50 .
Во время крестного хода в Михайловской Слободе наблюдался еще один своеобразный обряд. В середине дня крестный ход остановился возле дома церковного старосты и все были приглашены на трапезу. Люди, входящие в калитку, прикладывались к иконе и проходили под ней. То же самое происходило во время выхода из дома после трапезы. Прохождение под иконой символизирует пересечение определенной границы, оно делит пространство на «сакральную» и «профанную» сферы. Пройдя под чудотворной иконой во время эпидемии, человек оказывается в сакральном пространстве, он защищен и огражден от болезни. Проходя под иконой до и после Литургии, человек маркирует границу сакрального и профанного миров 51 . Проходя под иконой перед входом на трапезу в доме церковного старосты, человек обозначает сакральный характер этой трапезы. Проходя под чудотворной иконой, человек оказывается под защитой Богородицы, под ее Покровом. Малаховские прихожане, объясняя смысл этого обряда, говорят именно о Покрове Богоматери.
Говоря о связи пролезания под иконой с исцелениями и чудесами вообще, следует отметить, что в наши дни категория чуда трактуется значительно шире, чем в XIX – начале XX века. В те времена под чудом, совершаемым иконой, понималось исключительно исцеление, в наши дни – любая помощь свыше в сложных жизненных ситуациях. Например, существует устное повествование о школьниках-старшеклассниках, приехавших с экскурсией в Малахово и прошедших под иконой. После этого все они удачно поступили в институты. Верующие рассказывают, что икона помогает в конфликтных ситуациях, возникающих на работе, благополучно разрешает ссоры с коллегами и руководством. Икона воспринимается защитницей и заступницей, часто от верующих можно услышать «спасибо Иерусалимской!».
В наши дни буквально на глазах происходит формирование новых практик, связанных с прохождением под иконой: так, по словам алтарника Алексея, пролезая под иконой, желательно снять обувь подобно тому, как Господь повелел сделать Моисею возле Неопалимой Купины (следует отметить, что из всех проходивших под иконой в Малахове 25 октября 2004 года таким образом поступил только он).
Прохождение под Иерусалимской иконой в Малахове непосредственно связано с прохождением под иконой во время «встречи иконы» и с пронесением под ней больных во время крестных ходов в XIX веке. Скорее всего, пролезание началось в 1940-х годах, когда икона оказалась в Малахове. Крестные ходы к тому времени прекратились, и ставшее невозможным прохождение под иконой во время «встречи» (подобно тому, как это совершается в наши дни в Михайловской Слободе) было заменено прохождением под постоянно находящейся в храме иконой. Как и прежде, для большинства верующих прохождение под иконой связано с сакральной защитой (распространенное объяснение смысла этого обряда через Покров Богоматери и исцеления) и с сакральной границей (прохождение под иконой до и после Литургии, перед входом в дом и после выхода из него). Некоторые верующие (в основном в Михайловской Слободе) уже не могут дать объяснение пролезанию под иконой и апеллируют исключительно к традиции («так было всегда»).
Дальнейшая судьба почитания Иерусалимской иконы зависит от того, останется ли она в Малахове или будет перенесена в Бронницы. Перенесение иконы вызовет трансформацию богослужебных практик и, возможно, уменьшит значимость местных чудотворных списков, которые начали почитаться в те годы, когда Иерусалимская икона была доступна не для всех. Почитание местных списков значительно уменьшится и в случае восстановления многодневных крестных ходов с Иерусалимской иконой.
В наши дни происходит встреча уходящих сельских религиозных практик с новой, «городской» религиозностью. Это хорошо видно на примере современного почитания Иерусалимской иконы. Представители новой религиозной культуры присматриваются к старым деревенским религиозным практикам и охотно их воспринимают. Для новообращенных верующих, учащихся церковному благочестию, почитание икон и связанные с ним практики оказываются важными и значимыми. Так, приезжающие в Малахово паломники охотно пролезают под иконой, не понимая смысла этого действия, но зная, что так нужно делать, поскольку этот обычай существует издавна.
Сложно предполагать, каким будет почитание Иерусалимской иконы в будущем, но очевидно, что чудотворные иконы еще долгое время будут значимы для религиозного сознания.
Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав АлександровичОбычай Писаными законами не охватывается действующее в Церкви право. Есть еще и такой вид церковного права, как обычай. Обычай действует и вне церковной сферы. Юристы определяют обычай как регламентированный образ действий, обязательность которого основана не на прямом
Из книги Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей автора (Максимович) Иоанн ТобольскийВсё приписывать воле Божьей - святой обычай Все святые угодники Божьи имели величайшее старание познать провидение Божие во всем и от этого познания возвыситься до несомненного упования на Бога. От упования же придти к сладчайшей покорности своей воли Божественной
Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник ИоаннОбычай или навык Какую имеет силу навык в добром и злом? .Что обращается в навык и чувство, то бывает неотъемлемо. .Увлекающийся по временам страстию раздражительности и гнева получает в этом вредный навык. .Худой навык возвращает и укрепляет нечувствие.
Из книги Карманные записки молодого священника автора Скрынников АнтонийНенациональный обычай Слава Богу, в последнее время священноначалие стало требовать от священников остановки бесконечного конвейера массовых крещений. Кому-то может показаться прекрасным, когда в наших храмах еженедельно крестятся десятки людей. Посмотрев на это,
автора раздел сайта ПравославиеRuКогда возник обычай молиться лицом к востоку? Иеромонах Иов (Гумеров)Правило это установили святые апостолы. Об этом пишет святитель Василий Великий: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас, от
Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRuКогда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Иеромонах Иов (Гумеров)В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать
Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRuКак появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи? Иеромонах Иов (Гумеров)По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал
Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.Откуда обычай праздновать Новый год Обычай начинать новый год 1 января установили древние римляне. Первоначально у них был лунный календарь, и началом года считалось 1 марта (начало весны и весенних земледельческих работ). Лунный календарь был сложный и неудобный:
Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила12. С чем связан обычай закрывать усопшему глаза? Даже для древнего грека было утешением знать, что глаза его в смертный час закроет близкий человек («Илиада». Кн. XI, 452–453). Святитель Григорий Богослов, говоря о том, каких забот о себе он желал бы после смерти, вопрошает: «Кто
Из книги Основы здорового питания автора Уайт ЕленаОбычай последовательной подачи блюд побуждает к обжорству СИ, 306, 307:218. Многие, кто отказался от употребления мяса и других жирных и вредных продуктов, думают, что если они теперь употребляют простую пищу, ее можно есть, сколько хочется, без всякого ограничения, что они и
Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман ДжонМодификация формы с одновременным показом функции Достаточно часто ни описание внешних черт, ни объяснение назначения по отдельности не могут дать исчерпывающего представления о незнакомом объекте. В таких случаях, особенно если контекст также не содержит никаких
Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-БухариГлава 6: О том, что (обычай) угощать (людей) является одним из проявлений Ислама. 12 (12). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое проявление Ислама является
Из книги Душа после смерти автора Серафим Иеромонах4. Современные случаи прохождения мытарств В книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» можно познакомиться с реакцией типичного «образованного» человека нашего времени на встречу с мытарствами во время его 36-часовой клинической смерти. «Взяв меня под
автора Шуляк Сергей3. Когда возник обычай молиться лицом к востоку? Вопрос:Когда возник обычай молиться лицом к востоку?Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):Правило это установили святые апостолы. Об этом пишет святитель Василий Великий: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные
Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей6. Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека,
Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич