Первые минуты, месяцы и годы жизни ребенка. Период новорожденности: основные особенности и характеристика Период новорожденности возрастные границы особенности
Период новорожденности - наиболее критический возрастной период у детей. Его патология сложна и разнообразна. Неправильное ведение родов, недостаточный уход, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима и пр. способствуют повышению заболеваемости и смертности среди новорожденных. Наибольшая смертность наблюдается на первой неделе жизни и, особенно, в первые три дня после родов. Естественно, большое значение имеет переход от внутриутробных условий жизни к внеутробным и приспособление новорожденного к факторам внешней среды. Организм новорожденного впервые принимает на себя такие жизненно важные функции, как дыхание, терморегуляцию, кровообращение, пищеварение и др. Поэтому знание особенностей течения раннего неонатального периода, правильный уход за новорожденным ребенком исключительно важен для его дальнейшего развития и здоровья.
Периоды детского возраста
I. Период внутриутробного развития - длитсяот зачатия до родов.
Подразделяется на 2 фазы:
а) фазу эмбрионального развития - ее продолжительность - от зачатия до 11–12 недель беременности;
б) фазу плацентарного развития - с 11–12 недель гестации до конца беременности.
II . Период новорожденности (неонатальный) - длится от рождения ребенка до 28 дней жизни. Включает в себя:
а) ранний неонатальный период - от рождения до 7-го дня жизни ребенка;
б) поздний неонатальный период - от 7 до 28 дня жизни.
Выделяют также перинатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:
а) на антенатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до начала родов;
б) интранатальный период - от начала родовой деятельности до рождения ребенка;
в) на ранний неонатальный период - с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.
III . Грудной возраст (или младший ясельный) - от 28 дней до 1 года жизни ребенка.
IV . Период молочных зубов - с 1 года до 6 лет. Подразделяется:
а) на преддошкольный или старший ясельный - от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;
б) на дошкольный возраст - от 3-х до 6 лет.
V . Младший школьный возраст (период отрочества) - от 6–7 лет до 12 лет.
VI . Старший школьный возраст (период полового созревания) - от 12 до 15 лет.
Неонатология
Это достаточно молодая наука. Как самостоятельный раздел медицины (раздел педиатрии) возникла в XX в. Она изучает возрастные особенности и заболевания детей первых 4-х недель жизни.
Термины «неонатология» и «неонатолог» были предложены американским педиатром Александром Шаффером в 1960 г. Неонатология состоит из трех слов: греческого «neos » - новый, латинского«natus » - рожденный и греческого «logos » - учение.
ОсновнЫе направления неонатологии
Исследование влияния отклонения в состоянии здоровья беременной женщины на развитие плода и новорожденного.
Изучение функциональной и метаболической адаптации новорожденного к внеутробному существованию.
Реанимация и интенсивная терапия новорожденных.
Исследования становления иммунного статуса.
Изучение наследственных и врожденных заболеваний.
Разработка специальных методов диагностики заболеваний, лечения с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в этом периоде.
Реабилитация больных новорожденных детей.
Вопросы вскармливания и питания как здоровых, так и больных детей.
Одним из важных показателей развития здравоохранения является показатель младенческой смертности , который характеризует количество умерших детей от 0 до 1 года жизни и рассчитывается по формуле:
В свою очередь, младенческая смертность включает в себя неонатальную смертность от 0 до 28 дней, которая рассчитывается по формуле:
Неонатальная смертность может быть ранняя и поздняя.
Ранняя неонатальная смертность - от 0 до 7-го дня жизни. Рассчитывается по формуле:
Поздняя неонатальная смертность - с 7-го до 28-го дня.
Всегда необходимо анализировать еще один показатель - перинатальной смертности , который рассчитывается по формуле:
Для снижения перинатальной, неонатальной и младенческой смертности необходима интеграция служб акушер-гинекологов, педиатров, генетиков и реаниматологов. Важную роль в решении этих вопросов играет перинатальный центр с хорошей материальной оснащенностью.
Отклонения в состоянии здоровья женщины до беременности, осложнения течения беременности и родов, социальные и бытовые проблемы могут представлять угрозу для здоровья плода, т. е. являются факторами риска развития патологии плода и новорожденного. По времени воздействия на плод и ребенка выделяют следующие факторы риска:
пренатальные (возникающие до и во время беременности);
интранатальные (возникающие во время родов);
постнатальные (действующие после рождения ребенка).
Врачу необходимо своевременно выявить факторы риска для прогнозирования и профилактики развития патологических состояний у плода и новорожденного.
Оценка факторов риска развития патологии у плода и новорожденного проводится во время беременности, по меньшей мере, три раза:
в ранние сроки беременности (при первичном посещении врача, т. е. при постановке беременной на диспансерный учет);
в середине беременности;
в процессе родов.
Для своевременного выявления факторов риска необходимо проанализировать:
1. Генеалогический анамнез (с составлением родословной): выяснить, есть ли у родителей и родственников наследственные и обменные заболевания, наличие наследственной предрасположенности к аллергии, другим болезням.
2. Социально-биологический анамнез: оценить возраст матери и отца, уточнить, имеются ли профессиональные вредности, вредные привычки, наличие других социальных факторов риска (например, одинокие мамы, многодетные семьи, плохие бытовые условия и т. д.).
3. Акушерско-гинекологический анамнез : были ли аборты, мертворождения, другие нарушения в половой сфере беременной (например, пороки развития или опухоли матки, бесплодие, рубцы на матке после операций).
4. Сведения об экстрагенитальных заболеваниях матери: например, сердечно-сосудистых (пороки сердца, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония), эндокринных (диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников) и других, а также какие медикаменты и в какие сроки беременности принимались.
5. Особенности течения настоящей беременности: наблюдались ли токсикозы I и II половины, нефропатия, преэклампсия, угроза выкидыша, многоплодие, многоводие, маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация, инфекционные заболевания, аномальное положение плода и др.
6. Особенности течения родов, а именно: затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, кесарево сечение, преждевременная отслойка плаценты и т. д.
Врач оценивает возможное влияние неблагоприятного фактора с учетом сроков беременности, во время которых отмечалось действие данного фактора.
Например, краснуха , перенесенная матерью в I триместре беременности, сопровождается высоким риском формирования врожденных пороков развития плода (риск 23 %). Но, если заболевание развилось во II триместре беременности, - риск пороков у плода составит только 1 %. Сахарный диабет I типа у беременной, который сопровождается периодами гипергликемии и кетоацидоза, гипогликемией, в I триместре беременности может приводить к развитию диабетической эмбриопатии с высоким риском формирования врожденных пороков (каудальная дисгенезия, пороки мозга, сердца, почек), во II триместре - к диабетической фетопатии (риск макросомии, гипогликемии, кардиомегалии, полицитемии, гипербилирубинемии и др.). В последующем дети, родившиеся от матерей с сахарным диабетом, относятся к группе риска по развитию ювенильного сахарного диабета (риск 2 %).
Неблагоприятные факторы , действующие на плод во время беременности, прежде всего нарушают маточно-плацентарное кровообращение и могут приводить к развитию хронической внутриутробной гипоксии плода. Патологическое течение родов может приводить к развитию острой асфиксии в родах, родовым травмам, синдрому аспирации мекония и др.
У новорожденных в зависимости от факторов риска принято выделять следующие основные группы риска развития патологических состояний (см. приложение):
по нарушению функции ЦНС;
развитию гипербилирубинемии;
развитию ГБН;
внутриутробному инфицированию;
развитию СДР;
развитию гипогликемии;
развитию геморрагических расстройств;
по развитию острого анемического синдрома.
При выписке ребенка из родильного дома, врач должен определить его группу здоровья .
В периоде новорожденности выделяют III основные группы здоровья :
I группа (15–20 % всех новорожденных) - здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, нормально протекавших беременности и родов, с оценкой при рождении по шкале Апгар 8–9 баллов и которые не болели в роддоме. У детей этой группы в раннем неонатальном периоде могли наблюдаться пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья.
II группа (70–80 % всех новорожденных) - практически здоровые дети, которые имеют факторы риска возникновения какого-либо заболевания (например, поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.
Группа IIA (минимальный риск развития патологических состояний) - практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с малой степенью риска возникновения патологических процессов. К ним относятся:
дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);
дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;
недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;
дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.
Группа IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) - практически здоровые младенцы, но имеющие в анамнезе несколько факторов риска, а также те дети, которые перенесли какие-либо заболевания в раннем неонатальном периоде, закончившиеся выздоровлением. К ним относятся:
новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);
недоношенные II–IV степеней;
переношенные новорожденные;
дети с задержкой внутриутробного развития;
новорожденные с признаками выраженной морфофункциональной незрелости;
новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию.
III группа - больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхолегочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).
Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7–10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.
Дети группы IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а группы IIБ - 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1 месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.
Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.
Многие родители, говоря о , подразумевают время от первого крика малыша и до наступления 12-месячного возраста. Однако в неонатологии под этим понятием рассматривают период от первой минуты и до 28-го дня жизни. Это самое сложное в адаптационном плане время, и важно преодолеть его, сведя возможные риски к минимуму.
Периоды адаптации новорожденных детей
В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.
1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;
2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.
В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.
Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.
Оценка состояния новорожденного ребенка
Сразу после рождения проводится оценка физиологического состояния ребенка в период новорожденности по шкале Апгар.
По этой шкале определяются 5 важнейших признаков:
- частота и ритм сердцебиений;
- характер дыхания;
- мышечный бонус;
- рефлекторная возбудимость;
- окраска кожных покровов.
Каждый признак для характеристики периода новорожденности оценивается 0, 1, 2 баллами. Баллы складывают; сумма, равная 1-3, свидетельствует о тяжелом состоянии новорожденного. Здоровые дети набирают 8-10 баллов. Через 5 минут оценка состояния младенца по шкале Апгар повторяется. Общую характеристику этого периода новорожденности в цифровом выражении обязательно сообщают матери.
Таблица «Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар»:
Показатель |
Оценка в баллах |
||
Частота сердцебиений |
Отсутствует |
Менее 100 в минуту |
Более 100 в минуту |
Отсутствует |
Нерегулярное - гиповентиляция |
Регулярное |
|
Мышечный тонус |
Отсутствует |
Частое сгибание |
Активные движения |
Рефлекторная возбудимость |
Отсутствует |
Выражена слабо |
Громкий крик, активные движения |
Цвет кожи |
Бледный, синюшный |
Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей |
Розовая окраска всего тела и конечностей |
Физиологические особенности новорожденных детей
Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.
Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.
Температурный режим. После рождения ребенок приспосабливается к новому температурному режиму, меняющемуся постоянно. Система терморегуляции в первые дни у младенца несовершенна, и в первые часы после родов температура его тела может снижаться на 1-2 °С, а на 3-5-й день иногда возникает преходящая лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется в пределах 38-39 °С. Основными причинами этих колебаний являются несовершенство терморегулядии, потеря жидкости после рождения, избыточное поступление белка с молозивом в организм младенца.
Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% - у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.
Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1-3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.
Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.
Желтуха исчезает к концу первой недели жизни. Если желтуха затягивается, то необходимо обследование для выявления вызвавшей его патологии.
Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.
Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.
Какой кал и моча у новорожденных
Многих мам интересует, какой кал у новорожденных в ранний неонатальный период и какая у младенцев моча. Первородный кал представляет собой содержимое пищеварительного тракта, перемешанное с проглоченными околоплодными водами. Это густая масса темно-зеленого цвета, называемая меконием. В последующий период новорожденности, при развитии ребенка меконий постепенно переходит в обычный стул новорожденного ребенка - желтовато-золотистый кашицеобразны я кал, выделяющийся несколько раз в сутки.
В первую неделю жизни в связи с адаптацией к новым условиям жизни ребенок нуждается в специальном уходе, особых гигиенических условиях, чтобы предупредить заболевания, которые могут возникнуть в этот период.
Одна из характерных анатомо-физиологических особенностей периода новорожденности – 4-5 мочеиспусканий в первые сутки и более частое мочеотделение к концу первой недели жизни. Какая моча у новорожденного в ранний неонатальный период? В первые дни у младенца с мочой выделяется белок. В просвете мочевых канальцев может откладываться мочевая кислота (мочекислый инфаркт); в таких случаях моча окрашена более ярко, имеет желтовато-коричневый цвет, на пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. К концу первой недели эти изменения проходят самопроизвольно.
Анатомо-физиологические особенности и признаки недоношенных новорожденных
Недоношенными являются дети, рожденные до наступления 40-недельного срока беременности (между 28-3 7-й неделями беременности), с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-40 см. Исключением могут быть доношенные дети от многоплодной беременности, они в норме имеют массу до 2500 г. Кроме этого, низкую массу имеют доношенные дети от курящих и злоупотребляющих алкоголем матерей, младенцы с пороками развития.
Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 45 см, независимо от срока беременности являются незрелыми.
Внешние признаки недоношенности недоношенных новорожденных проявляются следующим образом:
- подкожно-жировой слой отсутствует или развит очень слабо;
- все тело младенца покрывает обильный пушок;
- кости черепа достаточно плотны, но могут заходить друг на друга;
- малый родничок не закрыт;
- ушные раковины мягкие, асимметричные;
- размеры головы превышают размеры грудной клетки;
- ногти тонкие и обычно доходят до конца ногтевого ложа;
- пупочное кольцо расположено в нижнем квадранте живота.
Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных и функциональные признаки недоношенности:
- недоразвитость центральной нервной системы и других органов и их функциональная незрелость;
- несовершенство терморегуляции. Эта особенность недоношенных новорожденных заключаются в невозможности удерживать температуру тела на постоянном уровне;
- несовершенство акта дыхания, колебания в его ритме вплоть до остановки и внезапной смерти;
- слабая выраженность сосательного и глотательного рефлексов;
- недоразвитие сосудистой системы, проявляющееся в хрупкости и тонкости кровеносных сосудов, что способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.
Как ухаживать за новорожденным ребенком: алгоритм утреннего туалета
Утренний туалет новорожденного ребенка и последующий ежедневный уход за младенцем – необходимое условие для быстрой адаптации малыша в новых условиях.
Алгоритм туалета новорожденного следующий:
- умывание лица;
- промывание глаз раствором фурацилина;
- обработка пуповинного остатка 70%-ным спиртом с последующим его прижиганием 5%-ным раствором марганцовокислого калия. После отпадения пуповины пупочная ранка обрабатывается 3%-ным раствором перекиси водорода, а затем 70%-ным спиртом и 5% -ным раствором марганцовокислого калия;
- по показаниям обработка носовых ходов и слуховых проходов (жгутиками, смоченными стерильным вазелином);
- при наличии молочницы туалет новорожденного ребенка обязательно включает обработку слизистой оболочки рта 20% -ным раствором буры в глицерине.
А как ухаживать за новорожденным после того, как подживет пупочная ранка? В это время малыша разрешается купать. Вода для купания берется теплая - ее температура должна составлять 36,5-37,5 °С, в ванне ребенок, не достигший 1 года, может находиться не более 5-10 минут.
Новорожденного малыша, быстро распеленав, погружают в воду, поддерживая под голову и спинку одной рукой, нижнюю часть туловища - другой. Моют ребенка, положив его голову себе на руку, несколько согнутую в локтевом суставе, ладонью поддерживая его за подмышечную впадину. Сначала намыливают голову, затем шею, грудь, спину и в последнюю очередь - ноги и руки. В процессе того как ухаживать за новорожденным ребенком, помните, что мыть лицо младенца водой из ванны нельзя.
Детей, когда они могут уверенно сидеть и стоять самостоятельно, моют сидя.
Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному
Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе - до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до -12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.
Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время - при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.
В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания - обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6-12 месяцев- 19-20 °С. Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более - дрожи.
Статья прочитана 16 991 раз(a).
Врожденные рефлексы новорожденного (биологическая основа выживания ребенка) Рефлексы позволяют приспособить организм к внешним условиям:
- Физиологические (пищевые) (необходимы для выживания во внешнем мире). Сосательный, поисковый - готовность к новому типу питания
- Защитные (зрачковый, мигательный, болевой). На 12-й неделе отмечается вздрагивание, икание, чихание.
- Ориентировочные (направлены на контакт с внешним миром - поворот головки на сильный источник света как основа потребности во впечатлениях). К 14-й неделе развит слух. В 24 недели зажмуривает глаза и отворачивается от яркого света, который проникает через стенку живота матери; чувствует вкус (активизация глотательных движений на сладкий вкус). Достаточно зрелой является тактильная чувствительность -реагирует на прикосновение уже на 7- неделе, а к 6 месяцам угадывается отношение к разным видам внешних раздражителей. 5-месячный плод двигает головкой, если погладить ее рукой; отодвигается от холодного датчика УЗИ; бьет ножками от холодной воды, когда обливают живот матери. После рождения на 2-й недели в сторону источника света или звука.
- Двигательные:
Хватательный (рефлекс Робинсона). Исчезает на 2-4 мес.
Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) - отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением в исходное положение). Исчезает после 4-х мес.
подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) - изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам. Исчезает после 12 мес. рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Исчезает после 4-х мес.
- Тонические:
Лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве.
Рефлекс Кернига: у лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах. Рефлекс считается положительным, если сделать это не удается; исчезает после 4-х мес.
Все врожденные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения. У животных - это природная необходимая основа для поведения взрослой особи.
В течение 4-х недель ребенок считается новорожденным. Это время, когда ребенок наиболее беспомощен. Он еще не владеет средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением простейших органических потребностей, поэтому складывается впечатление, что младенец чисто биологическое существо (выживание ребенка обеспечивается включением врожденных рефлексов; уход взрослого).
Особенность новорожденного: большие способности к обучению, возможности к приспособлению к новой жизни на основе подражания, копирования многих действий.
Взрослый человек - центр всякой ситуации в младенческом возрасте. Поэтому смысл всякой ситуации для ребенка определяется прежде всего присутствием взрослого. Отделяясь от матери, ребенок не отделяется от нее ни биологически, ни психологически - ситуация «пра-мы» (изначальная психическая общность матери и ребенка).
Взрослый для ребенка - не внешняя среда, не объект внешнего мира, а внутреннее содержание его психической жизни. С этой особенностью связана высокая подражательность ребенка, которая порой опережает собственные возможности ребенка, что отличает его от животных. При отсутствии связи со взрослым возникает явление госпитализма.
Психологическая сущность кризиса новорожденности.
В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. К тому же ребенок из одной среды существования - водной - переходит в совершенно иную - воздушную. Л.С.Выготский приписывает психической жизни новорожденного 2 характеристики:
1) новорожденный обладает лишь начатками психической жизни;
2) эта жизнь носит очень специфический характер и связана преимущественно с подкорковыми отделами мозга.
Кости новорожденного - мягкие, слабые; череп со швами и родничками. Дыхание неритмичное, животом. Вступают в действие многочисленные рефлексы, которые формируются на 7-м месяце внутриутробной жизни. Активность ребенка характеризуется высокой подражательностью. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу около 25% от мозга взрослого человека. К концу первого года жизни головной мозг ребенка составляет 50%, а в два- уже около 75% мозга взрослого.
Основными задачами в данный период выступают (по программе «Кроха»):
Тщательный гигиенический уход;
Формирование четкого и правильного ритма кормления (7 раз через 3 часа) и суточного ритма с концентрацией сна на ночь, а бодрствования на день;
Создание условий для возникновения первых социальных и личностных проявлении ребенка.
К концу 1-го месяца в психической и социальной жизни ребенка происходит переломный момент, который связывается с реакцией на человеческий голос. Появление улыбки в ответ на голос взрослого - суть этой специфической реакции и условная границ: перехода ребенка в период младенчества. Социальная ситуация развития характеризуете» следующим: взрослый человек - центр любой ситуации. В отсутствии взрослого ребенок беспомощен. Ведущей деятельностью выступает общение, которое создает возможности для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавал эмоции взрослых и совершенствование собственных), предречевого развития.
Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и в предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Сенсорные системы новорожденного настроены на восприятие тех стимулов, которые связаны с образом человека (звуками голоса, движущимися предметами, округлой замкнутой формой и пр.).
Потребность в общении не является врожденной, а приобретается прижизненно. Она складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним (органические потребности, о которых ребенок сигнализирует взрослому). Постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единственного источника всех желанных воздействий. Потребность в общении формируется на основе врожденной потребности во впечатлениях (источник развития лежит не внутри, а вне ребенка Продукты материальной и духовной культуры раскрываются ребенку взрослым. Поэтому начало психической жизни состоит в формировании специфически человеческой потребности в общении).
Потребность в общении о взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-ей недели жизни у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Она является способом сообщения взрослому о своем удовлетворении; средством налаживания отношений.
На основе улыбки появляется комплекс оживления (на 2-м мес. жизни), что свидетельствует о переходе на новый период психического развития.
Комплекс оживления - первый акт выделения взрослого, акт общения, который помогает воздействовать на взрослого. КО включает: зрительное сосредоточение на взрослом
Двигательное оживление
Вокализации
КО является не просто ответной реакцией, а средством общения ребенка со взрослым, формой активного участия в общении. Младенец ведет себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый.
Таким образом, КО выполняет активную функцию в общении со взрослым. Поэтому можно сказать, что начиная со 2-го мес. жизни ребенок овладевает способностью к общению со взрослым и это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.
Дефицит общения в этот период оказывает отрицательно влияние на все последующее психическое развитие.
Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
Отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;
Выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);
Появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);
Зарождение и развитие первой формы поведения - комплекса оживления;
Развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.
Давайте вначале подумаем, а кто он такой, ребенок?
Сейчас исследователи доказали, что ребенок - постоянно развивающийся организм. От рождения до 16 лет, до своего совершеннолетия. За этот срок каждый человек проходит через несколько последовательно сменяющихся периодов. В каждом имеются и свои особенности, и свои заболевания, и своеобразные реакции на них...
Сколько же, по современным представлениям, стадий развития ребенка? Их шесть.
Период новорожденности, который длится от рождения до 28 дней; грудной возраст (от 28 дней жизни до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); ранний дошкольный возраст (от трех до семи лет); школьный возраст (от семи до 15 лет); подростковый период - от 15 до 17 лет.
Теперь подробнее о каждом из сейчас установленных «периодов».
Период новорожденности . За 40 недель своего внутриутробного развития плод проходит сложный путь превращения в ребенка, имеющего к моменту рождения вес от 3200 до 3600 (и даже выше) г и рост 50-52 см. К моменту появления на свет жизненно важные развитые органы и системы ребенка обеспечивают ему самостоятельное существование.
Период грудного возраста - от 28 дней до одного года. Очень важное и ответственное время. Эта кроха совсем беспомощна. Ничего самостоятельно не может, кроме как сосать грудь матери, кричать, если что-то беспокоит, да спать. Вес около 3500-4500 г. И вот год позади. Год напряженного ухода за ребенком. Его надо ежедневно правильно кормить, ухаживать за ним, купать, предохранять от заболеваний, приучать к порядку в жизни - вовремя сон, вовремя еда, развитие двигательных навыков (в частности, умение переворачиваться, затем - сидение, стояние, самостоятельная ходьба). Ребенок уже реагирует на близких, узнает мать, отца, чужих...
К году малыш - уже сознательное существо, активно откликающееся на все окружающее. Вес ребенка уже 10 кг - в 3 раза больше, чем у новорожденного, да и в росте он прибавил на 25 см.
Ясельный возраст . От одного года до трех лет. Позднее идет развитие и совершенствование систем ребенка - он уже самостоятельно может многое. В ясельный период осваиваются основные навыки и функции - развивается речь, ребенок начинает многое понимать, уже сам одевается, все больше и больше интересуется окружающим миром. Очень многое в этот период зависит от правильного воспитания.
Ранний дошкольный возраст - с трех до семи лет. Правда, теперь - до шести лет, так как принято решение о начале школьного обучения с этого возраста. И как важно помочь ребенку правильно и гармонично развиться.
Школьный возраст - ответственная пора становления человеческой личности. Надо и получить побольше информации, побольше запомнить, ибо «мы знаем столько, сколько помним».
Надо помочь ребенку воспитать характер, выбрать дело по душе и определить профессию для будущей жизни. И здесь у педагога, родителей может быть хороший помощник - врач-педиатр.
Подростковый период - от 15 до 17 лет - крайне ответственный период мужания. В организме подростка происходит значительная перестройка многих функциональных систем, начинается половое созревание. В последние два десятилетия в связи с ускорением процесса созревания наблюдается явление, которое названо акселерацией. Сопровождается оно значительными сдвигами в эндокринной системе при обычном или даже замедленном развитии других систем - центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и др.
Такие «ножницы» могут быть причиной различных функциональных нарушений - снижения артериального давления и частых головных болей, болей в интенсивно растущих костях, сердечная слабость при физической перегрузке и др.
Сейчас установлено, что многие болезни у человека возникают еще до его рождения. Ребенок развивается в утробе матери 9 месяцев (40 недель), и в этот период на него могут влиять многие неблагоприятные факторы. Самые плохие условия для развития плода возникают при заболеваниях матери. К таким состояниям относятся токсикоз беременности, сердечно-сосудистые заболевания, выраженная анемия (малокровие), различные эндокринные заболевания матери или наличие у нее инфекции.
Во многих наших крупных городах открыты специализированные родильные дома для женщин с сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями эндокринной системы, заболеваниями почек и прочими болезнями.
Всесторонне обследуя таких женщин, проводя им лечение, мы ясно сознаем, что оказываем помощь и ребенку.
Роды - тоже тяжелое для него испытание. На ребенка падает огромная нагрузка и напряжение.
После рождения ребенок должен мгновенно перестроиться - включить множество новых, прежде бездействовавших систем: дыхания, кровообращения, пищеварения, терморегуляции и т. д. Ему нужно сразу же приспособиться, адаптироваться к внешней среде. Наблюдения показали: от того, как произошла эта адаптация, зависит очень многое в дальнейшем развитии ребенка.
Перенесенный стресс во время родов влияет на изменение обмена веществ. Для обеспечения обменных процессов нужен кислород. Но дыхательная система еще как следует не включилась. Ребенок начинает мобилизовывать собственные ресурсы, запасы которых ограничены. Начинается интенсивный расход углеводов, затем жиров.
Надо подчеркнуть, что здоровый новорожденный ребенок довольно быстро перестраивает свой обмен веществ, приспосабливаясь к внешним условиям. И это закономерно. У нас есть доказательства того, что плод «готовится» к родам еще в утробе матери. По теории известного канадского ученого Г. Селье в разрешении острых для жизни (стрессовых) ситуациях большое участие принимают надпочечники. Так вот, за всю жизнь человеческую - от младенчества до старости - надпочечник не весит так много относительно массы всего тела, как у плода перед родами. Это-то и доказывает, что он готовится к стрессу, предстоящим перегрузкам. Но готовность к испытаниям, увы, оказывается разной.
И кто поможет в критическую минуту ребенку, если не ?
Пронзительный детский крик разорвал тишину… На свет появился новый человек - мамина и папина радость, доченька или сыночек, на которого возложено много надежд. Для родителей, особенно для женщин, которые перепробовали различные средства, чтобы забеременеть, рождение ребенка - это долгожданное событие и необыкновенная радость. Чего нельзя сказать о ребёнке, для которого появление на свет - своеобразный кризис новорожденности или, другими словами, переход от жизни внутри утробы матери в большой мир, где нужно жить самому.
Этот новый недружелюбный мир
Для ребёнка, привыкшего к темному, теплому миру внутри мамы, рождение является отрывом от неё и представляет собой переход в холодный мир, полный света и шума, обязывающий самостоятельно дышать, есть и переваривать пищу. Это физиологические причины, вызывающие кризис новорожденности. Существуют и психологические причины: когда ребенок рождается, он отделяется от матери и перестает чувствовать её тепло и сердцебиение. Поэтому детские врачи настоятельно советуют, чтобы новорожденный проводил как можно больше времени у материнской груди.
Общая характеристика периода новорожденности
Период новорожденности, начинающий свой отсчет со времени физического отделения ребенка от матери - это время совершенствования рефлексов, данных ему при рождении, и привыкания к условиям окружающего мира. Безусловные рефлексы, такие как дыхательный, сосательный, защитный, хватательный и ориентировочный, помогают ему выжить в первые минуты после рождения. «Багаж» знаний и умений невелик, тем более что хватательный рефлекс - это подарок предков, который вскоре исчезает за ненадобностью, а сосательный рефлекс хоть и существует, но непосредственно процессу сосания ребенку приходится учиться.
Новорожденный ребенок беспомощен и не только потому, что он не имеет возможности удовлетворять свои потребности самостоятельно, но и по причине отсутствия отработанных поведенческих актов. Также он не приспособлен к смене температуры, так как у него отсутствует терморегуляция. Из-за этого купать ребенка в первые дни жизни нужно чрезвычайно бережно, тщательно измерив температуру воды и погружая его в ванночку постепенно. Температура воды должна практически не отличаться от температуры тела, то есть не превышать 36–37°С.
Недавно родившийся ребёнок много спит. Даже время бодрствования можно назвать условным, потому что он находится в полудреме. Время сна никак не регулируется и ни с чем не связано. Чтобы ребёнок перестал спать днем и начал отдыхать только ночью, придется подождать достаточное время, так что молодой маме нужно запастись терпением и научиться добирать часы сна, необходимые ей для полного восстановления сил, во время сна ребенка.
Вижу, слышу, улыбаюсь тебе, мама!
Главное, чему должен научиться ребёнок в период новорожденности, это слуховое и зрительное восприятие. Слуховое восприятие начинает проявляться через 2–3 недели после рождения, а зрительное - через 3–5 недель. Ребенок слышит звуки - голоса родителей, топот, хлопки. Видит лица и предметы, которые ему показывают заботливые родственники, пытаясь познакомить с миром, в котором ему предстоит жить. Сначала ребенок замирает при громких отчетливых звуках, чуть позже начинает поворачивать головку в сторону их источника. При виде ярких предметов он также останавливает на них взгляд.
Наблюдая за спящим ребенком, можно заметить, как его губки складываются в нечто подобное улыбке. Позже улыбка она возникать в ответ на голос, особенно на высокие нотки. Но проходит ещё немного времени (чуть меньше месяца), и малышу голоса становится мало, ему необходим зрительный стимул, например, человеческое лицо.
Когда слуховое и зрительное восприятие получат достаточное развитие, и малыш научится улыбаться, внешние раздражители начинают складываться в целостный образ. Например, когда перед ребёнком предстает мама (он её видит), ласково говорящая с ним (он её слышит) - он начинает улыбаться, протягивать к ней ручки и сучить ножками. Подобная реакция на появление мамы называется «комплексом оживления» и означает, что период новорожденности закончился и начался период младенчества.