Три «талака» (развода)! Как их понять
Талак (развод) - чрезвычайно деликатный вопрос. В Исламе он описывается как самое ненавистное из всего дозволенного . Посланник Аллаха (мир ему и Божье благословение) сказал: «Из дозволенных деяний самым ненавистным для Аллаха является развод». (Абу Дауд)
Однако несмотря на всю гнусность развода Шариат его разрешает. В некоторых случаях, когда брак оказывается непоправимо разрушен без какой бы то ни было надежды на примирение, лучшим выходом является развод, чтобы обе стороны могли с достоинством разойтись и пойти каждый своей дорогой, начав все заново.
До того, как брак достигнет данной точки, нужно постараться сделать все, чтобы проконсультироваться с алимами и разрешить проблемы и трудности, которые могут привести к разводу. В любом браке жизненно важными факторами для сохранения спокойствия, гармонии и любви являются следование Нормам Шариата и претворение Сунны в жизнь.
Несмотря на всю однозначность талака, есть моменты, которые совершенно неправильно понимаются большинством мусульман. Как и в случае с любым другим религиозным вопросом, мусульмане обязаны изучить и понять правила талака. Их незнание и неправильное понимание - главная причина импульсивного, непреднамеренного развода, приводящего к горькому разочарованию во многих супружеских парах.
Что такое талак ?
Под талаком подразумевается развод в Исламе. Муж может дать развод жене, используя слова «талак» или «развод».
Кто может выдать талак ?
Талак - исключительная прерогатива мужа. Женщина не может дать талак. Если она его выдаст, он в силу не вступит. Как только муж выдает талак, развод получает обязательную силу, и у жены не остается выбора. Развод в этом случае несомненно вступает в силу. Однако у женщины есть возможность воспользоваться процедурой хул" , если она пожелает выйти из брака.
Когда талак вступает в силу ?
Как только муж обращается к своей жене со словами талака (развода) с такой громкостью голоса, что он сам может слышать себя, развод вступает в силу. Это не зависит от того, произнес ли он эти слова с глазу на глаз или на людях, слышала ли жена эти слова или нет. Также не имеет значения, было ли произнесение данных слов намеренным или же непреднамеренным, сказал ли он это всерьез или в шутку, произнес ли он эти слова в гневе или нет. Во всех случаях происходит развод. Талак также вступает в силу в некоторых случаях с иными (не только «талак» и «развод») произносимыми словами. (См. ниже пункт «Талак баин»)
Каковы разновидности талака ?
1. Талак радж"и (развод, который можно отменить )
Под талаком радж" и подразумевается развод, выдаваемый словами с явным значением развода: например, «Развожусь с тобой». Такой развод может быть отозван мужем в устной или физической форме (даже без согласия или одобрения жены) в течение периода идда. Выдача такого развода не вызывает немедленное прекращение никаха. Нет необходимости заново заключать брак для воссоединения. Муж может выдать два талака подобным образом, и оба они будут радж" и. По окончании периода идда талак радж" ипреобразуется в талак баин.
2. Талак баин (безотзывный развод)
При талаке баин развод выдается со словами, явно указывающими на то, что талак - баин (безотзывный), или же со словами, значение которых указывает на развод, если при этом было намерение развестись , например: «Уходи!». Такой развод однозначно вступает в силу, и никах немедленно прекращает свое действие. Его нельзя отозвать даже в период идда. Для воссоединения необходимо обновление никаха . При этом нет необходимости жене выходить замуж за кого-то другого перед его заключением.
3. Талак мугалляза (окончательный и бесповоротный )
Если муж выдал три развода (подряд или раздельно, в один день или в разные дни) , он станет действителен, и супруги станут отныне посторонними людьми. Они не могут воссоединиться. Новое заключение брака между ними - харам для них. Бывшим супругам разрешается заключить брак только в том случае, если после периода идда женщина вышла замуж за другого и вступила с ним в брачные (интимные) отношения, а после этого ее второй муж умер или развелся с ней. Только по завершении идда от ее второго брака, ей разрешается выйти замуж за первого мужа. Такой талак известен под названием «талак мугалляза» .
Как выдается талак ?
Муж ясно произносит: «Развожусь с тобой» или «Даю развод своей жене». Иными словами, он выдает развод столь четкими и ясными словами, что у этих слов никакого иного значения быть не может. Такой развод называется талак сарих (развод в ясных словах).
Муж не произносит слова ясным, однозначно понимаемым образом. Вместо этого, он использует двусмысленные слова, значением которых может быть как развод, так и нечто иное . Например, муж говорит: «Пакуй свои вещи и уходи!». Такие и другие подобные высказывания могут означать развод, а могут означать и нечто иное. Произнесение таких двусмысленных фраз, которые могут иметь несколько значений, называется талак киная (развод в неясных словах).
Другие примеры талака киная :
«Ты больше не моя жена.»
«Я отлучил тебя от моего дома. Уходи!»
«Пакуй вещи и возвращайся в свой дом!»
Во всех перечисленных случаях, если намерением мужа является талак, то происходит талак баин , если же такого намерения нет, то - нет.
Важные правила
Идда - это период времени, в течение которого женщина обязана оставаться дома на означенный срок вследствие расторжения ее никаха из-за развода или смерти мужа. В отношение требований во время идды следует проконсультироваться с алимами.
Идда талака менструирующей женщины составляет три (3) полных менструальных цикла . Идда для женщины, которая не может менструировать, составляет 3 полных лунных месяца, а идда беременной женщины длится до рождения ребенка.
Талак следует давать, когда женщина находится в состоянии тухр (чистоты) . Выдача талака в период хайд (менструации) является гнусным поступком. Если муж даст жене талак во время хайда, талак вступит в силу , и идда жены начнется немедленно . Однако поскольку хайд, во время которого был выдан талак, не считается полным циклом, ее идда закончится по завершении трех полных циклов . Цикл, в котором был выдан талак, полным считаться не будет.
Если развод был дан ясными словами, он вступит в силу в момент произнесения данных слов независимо от того, намеревался ли муж разводиться с женой или нет, дан ли был развод в шутку или всерьез.
Если только один или два развода были выданы ясными словами, то вступает в силу первый вид развода, т.е. у мужа есть возможность отозвать талак и воссоединиться с женой до окончания ее периода идда.
Однократное произнесение слов развода приводит к вступлению в силу только одного развода (не двух и не трех). Однако если он произнесет слова развода трижды или скажет: «Я даю тебе три талака», то произойдет не один, а сразу три талака.
Если муж выдал один развод, то пока у его жены длится период идда, он может дать ей второй или третий развод. Если он даст второй или третий развод, он будет действительным и вступит в силу.
Если муж обратится к жене словом «разведенная», развод вступит в силу, даже если он пошутил.
Талак также может быть выдан посредством SMS , по факсу, телефону и т.д. Поэтому нужно быть предельно осторожным.
Правила талака достаточно сложные, и малейшее изменение формулировки слов может в корне поменять решение (правило) в их отношении. За решением всегда следует обращаться к знающему специалисту (алиму, муфтию), честно и точно описав свой конкретный случай.
Распространенные ошибки и заблуждения
Главными причинами угрожающего роста случаев талака являются два фактора: невежество (отсутствие знаний) и бесконтрольный гнев.
Невежество и гнев - два опасных недуга, от которых каждый мусульманин должен стараться спастись. Каждому из нас следует убедиться в том, что мы не пали жертвами этих болезней.
Очень больно наблюдать, как столь судьбоносное действие осуществляется с полнейшим пренебрежением и пугающей частотой.
Существуют несколько широко распространенных заблуждений в отношении талака:
ЗАБЛУЖДЕНИЕ 1
Талак осуществляется, только если выдать три талака .
Из ранее приведенной информации можно легко понять, что это неправда. Более того, выдача трех талаков ставит супружескую пару в положение, когда они не могут воссоединиться, что чрезвычайно глупо.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ 2
Как только муж дал первый талак,
оставшиеся два талака вступают в силу автоматически.
Как бы глупо это ни звучало, некоторые люди верят в это. Пока муж не даст второй или третий талак, никакой развод сам по себе, автоматически не возникает.
Здравствуйте! Подскажите, если свидетельство о браке порвалось, не будет ли это считаться как таляк (разводом)?
Здравствуйте! Испорченное свидетельство о браке не является основанием считать, что произошел таляк и супруги теперь в разводе. Таляк считается свершившимся и действительным в следующих случаях:
- Если муж открыто заявляет жене о том, что дает ей таляк, или же говорит об этом используя слова, имеющие переносный смысл (слова, которые можно употребить и в значении развода, и в другом смысле. При этом, при произношении слов, имеющих двойной смысл, важно намерение)
- Если супружеская пара официально развелась (в суде);
- Если муж задает супруге развод с выкупом (в шариате это называют «хулъ», таляк, произведенный таким способом именуют «малый баин таляк».)
- Если мужчина дал женщине право самой определять развод (в шариате это называют «тафуизи таляк» )
- Муаллак таляк (Так называют таляк, связанный с каким-либо действием, которое произойдет в будущем. Большинство ученых полагают, что муаллак таляк считается действительным, при условии выполнения определенного действия. Например: "Я разведусь с тобой, если ты пойдешь на свадьбу, поедешь куда-нибудь, сделаешь что-либо т.д.". Некоторые же ученые склонны считать, что в этом виде таляка важно намерение, с каким были произнесены слова развода ).
- В сердцах я сказал своей невесте, с которой мы уже договорились о женитьбе, что она может найти себе другого. Будут ли мои слова считаться как слова о разводе - талак?
Слова таляк (развод) могут быть произнесены только в отношении супруги, с которой был заключен никах. Слова же произнесенные чужой женщине, с которой не был заключен брак, не имеют никакой силы, и талаком не считаются. В вашем случае, вы можете восстановить достигнутую ранее договоренность о создании семьи. В шариате это называют «хитба». В исламе существует ряд правил относительно хитбы. Подробней о которых вы можете узнать, перейдя по указанной ниже ссылке (на казахском).
- Ассалям алейкум! Мы сильно поссорились с мужем по причине ревности. В пылу ссоры я сказала,что уйду от него. На что супруг ответил: «Значит ты хочешь уйти? Уходи, давай, беги!». Не стали ли эти слова причиной для развода? Или наш никах по-прежднему действителен?
Валейкум ассалям!Таляк не было. Истинное значение слов вашего мужа означают: «Уходи, если сможешь. Все равно ведь не уйдешь!». Эти слова не приводят к талаку. Самое лучшее же даже в порыве гнева не говорить об уходе, и вообще слов. О которых потом пришлось бы горько сожалеть. Истина же ведома лишь Аллаху!
Перевод с казахского Зарины Нокрабековой
Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.
Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?
Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три ; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три ]» .
В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один . Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.
Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:
«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те - грешники (притеснители, тираны)» (см. ).
На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)» .
Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»
Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.
Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?
Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).
И напомню, что после третьего окончательного развода супруги обратно сойтись уже не могут. Это практически невозможно, кроме как при определенных условиях.
Мнение ‘Умара взяли на вооружение практические все мусульманские ученые. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72.
Однако осмелюсь заметить, что это их мнение, а не прямой текст аята или хадиса. И оно (мнение) последние столетия (не знаю, как было в те времена, более 1000 лет назад, когда ученые высказывали согласие со словами ‘Умара и давали соответствующие фетвы) несет очевидный вред для семейной жизни, а не пользу. Предположу критику в свой адрес касательно аргументации мнения большинства ученых, а потому сразу отмечу, что она косвенная, в отличие от приведенного ранее хадиса.
Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.
Замечу, что есть мнение вообще не считать такую нововведенческую (бид‘а) форму развода за развод, игнорировать и не принимать во внимание. Подробнее об этом мнении и его аргументацию см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 101.
См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.
Степень достоверности хадиса низкая, но по смыслу он верен, мусульманские богословы принимали его во внимание. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 359, хадис № 3401, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.
Три «талака» (развода)! Как их понять?
Вопрос: Каковы предписания Корана по разводу по инициативе мужа (т.е. при талаке) ?
Ответ: О разводе на нашем сайте говорится широко и подробно. Обратим внимание на стороны, представляющие интерес в данном конкретном случае:
Если мужчина и женщина решили развестись по предписаниям Корана, тогда им следует обратить внимание на аяты (2/229-231, 65/1-4). Встает вопрос, как по этим аятам разобраться в последовательности самого процесса развода.
Сторонам, решившим развестись, следует пригласить двух свидетелей (как это было во время бракосочетания) при объявлении мужа о разводе со своей женой. Объявление развода действительно тогда, когда его жена только очистилась после очередного цикла. С этого объявления начинается срок трехмесячного ожидания для женщины (курр, иддат). В это время женщина должна находится в доме у мужа для того, чтобы муж имел возможность вести правильный счет трехмесячного срока. Основное правило в этом случае заключается в том, что мужчина и женщина не могут входить в связь. Она нарушет условия развода.
Первый срок развода длится до начала следующего цикла. Общая продолжительность срока ожидания (иддата) – это три месяца (примерно 90 дней). Если мужчина и женщина во время этого периода передумают о разводе, тогда они могут продолжать жить вместе как муж и жена. А если по окончанию трехмесячного срока мужчина остался в раздумии, но к примеру, на 91-й день всё-таки решил вернуться к своей жене, тогда в этом случае следует обновить брак (никях). Но если по окончанию трехмесячного срока развода муж и жена так и не передумали, тогда мужчина должен отпустить женщину по-доброму. Как об этом сказано в аяте.
Если, к примеру, через полгода мужчина и женщина передумали о разводе и решили сохранить семью, тогда они должны совершить новое бракосочетание, чтобы им снова быть мужем и женой. Но если они решили развестись во второй раз, то им предется снова выждать трехмесячный срок. Как уже отмечалось, и в этот раз у мужчины есть право на восстановление брака. Но Аллах позволил мужчине разводиться подобным образом только два раза…
Третьей такой возможности у него нет (!). В третий раз Аллах предписывает следующий порядок действий. Мужчина может взять обратно в жены свою бывшую жену только после того, как она выйдет замуж за другого и потом разведется с ним…
Таким образом, мы привели краткое изложение предписаний Корана в части развода по инициативе мужчины (талак). Вы предлагаете внести сюда свои изменения. Но вы знаете, что никакие такие изменения для Корана неприемлемы. Вы или примите его условия, или нет, встав после этого на любую точку зрения по вопросу. Это так и в целом по Корану, и по каждой отдельной его теме (проблеме). Значит это так и по вопросу о разводе.
См. по теме дополнительно на линке:
(на русск.).
Теги : три «талака» (развода), как их понять.
Вопрос сокрашен до его сути.
Для интересующихся приводим его полностью:
В вашем читается: «Этот талак бывает дважды. После каждого из них женщину надо или по-хорошему удержать, или по-доброму (по-прекрасному) отделить» (2/229).
А как по вашему сл. перевод, из которого явствует, что … если мужья ТВЕРДО решили развестись… объявляют об этом жене и оба выдерживают СРОК в три периода месячных, и по истечении этого срока, если до окончания срока не примирились, РАЗВОДЯТСЯ окончательно:
… разведенные женщины должны выжидать три менструальных срока …
Пророк, ведите сроку счёт, когда вы разводитесь с вашими жёнами…
Разводу два исхода:
– благопристойно удержать жену или
– отпустить её достойным образом.
Если перевод сделан верно, то из этого явствует, что обиходное во всем мусульманском (суннитском) мире ” о разводе обьявляется три раза” вообще не находим в Коране.
Решили развестись, обьявили об этом, выждали три срока и конец на том, вполне и больше достаточный срок на раздумье, что практикуется и в органах ЗАГСА…
После того, как он дал ей развод, она непозволительна ему, пока не выйдет замуж за другого, и пока тот не разведётся с ней.
Ибн Таймийа придерживался мнения, что тройной развод выраженный одним словом или трижды единовременно, является лишь одним разводом. Ибн Къайим аль-Джавзия писал: “
То, что тройной развод одним словом, является лишь одним разводом, было мнением некоторых Сахабов. Это Зубейр ибн Аввам, Абдурахман ибн Ауф, так же есть две передачи от Али и Ибн Масуда. Из табиинов,- это Икрима и Тавус, а после них, Мухаммад ибн Исхак, подобным образом считал Абу Давуд ибн Али из Зохиритов. Подобные фатвы давали некоторые соратники Имама Малика, некоторые последователи Абу Ханифы, некоторые соратники Имама Ахмада, да и сам Имам”. [Цитировалось по книге “Джала аль-Айнейн”, Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.237.]
Мухаммад Амин ибн Умар, известный как Ибн Абидин аль-Ханафи говорил: “Развод “бидъий”,- запрещенный - когда даётся трижды в одном периоде чистоты, либо одной фразой. Передается от Ибн Аббаса, что подобный развод является лишь одним разводом, подобное мнение выражали Ибн Исхак, Тавус и Икрима. Мы так же знаем что Ибн Аббас говорил:“Развод во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и два года при правлении Умара, да будет доволен ими Аллах, если происходил трижды за раз, считался лишь одним. Но Умар сказал: “Поистине люди проявили спешку в том, в чем для них была возможность пересмотреть этот вопрос, а что если мы утвердим их слова?”, и он утвердил это" (Муслим 1472). [Книга “Рад аль-мухтар аля дар аль-мухтар”. Глава “Развод”. Цитировалось по книге “Джала аль-Айнейн”, Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.238]
Сказал Махмуд Афанди аль-Алуси в своем Тафсире “Рух аль-Маани” в суре “ат-Талакъ”: “Под тройным разводом подразумевается то, как если кто-то скажет: “Ты разведена, ты разведена, ты разведена”, либо одним словом: “Ты трижды разведена”. В том, становится ли этот развод действительным или нет, есть разногласия среди ученых, как и в том, становится ли развод действительным во время менструального цикла. У шиитов - имамитов, развод тройным произношением недействителен, как и при менструальном цикле, потому что это новшество, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Кто совершит дело, на которое мы не указывали, то это дело несущественно”. Подобное же мнение передается с нескольких путей от Ибн Мусейиба и группы табиинов... Некоторые из них, как это передаётся от Тавуса и Икримы, сказали:“Тройной развод одной фразой, считается одним разводом”, это передавал Абу Давуд от Ибн Абаса
Это мнение было выбрано Шейхом Ибн Теймийей среди Ханбалитов. В Сахихе передается, что Абу ас-Сахба сказал Ибн Аббасу: “Разве ты не знаешь, что тройной (развод) во время Пророка, а так же при Абу Бакре и в начале правления Умара, считался одним?”, он ответил:“Да” [“Джала аль-Айнейн”, Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.240] ..... Это так же подкрепляется тем, что привел аль-Байхакъи в передачи от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах: “Ракана развел свою жену тройным разводом за один раз, после чего сильно пожалел об этом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его:“Как ты её развел?”, он сказал:“Тройным разводом”, Пророк, сказал:“За один раз?”он сказал:“Да”, тогда Пророк, сказал ему:“Это будет считаться одним разводом, если желаешь, верни её обратно”. [Приводит Имам Ахмад 1\265 под номером 2387. аль-Байхаки 7\339. Иснад этой передачи посчитали достоверным Шейх Ахмад Шакир и Шейх Албани]