Цветовой круг и история возникновения. Цветовой круг
Цветовой круг - способ представления непрерывности цветовых переходов, а также модели HSB (англ. Hue, Saturation, Brightness - оттенок, насыщенность, яркость). Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета.
Это своеобразное мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, создавать нужный оттенок в любой цветовой модели. ()
"Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона - цветовой круг , составленный из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.
Приемы смешения, которыми пользовался Ньютон, также не были безупречными. Но все законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения - естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча.
По окружности цветового круга расположены непрерывно изменяющиеся но цветовому тону насыщенные цвета - спектральные и пурпурные. Против пурпурно-красного расположен зеленый цвет, против красного - сине-зеленый, против оранжевого - синий и против желтого - фиолетовый. На каждом радиусе расположены цвета одного цветового тона, непрерывно изменяющиеся по насыщенности от спектрального или пурпурного до белого, расположенного в центре круга. Изменение цвета по светлоте в цветовом круге не учитывается.
На цветовом круге легко наглядно показать три закона оптического смешения цветов. Согласно идее Ньютона, цвет смеси находится (по принципу центра тяжести) на прямой, соединяющей смешиваемые цвета, ближе к тому цвету, которого в смеси "больше".
Позднее (конец XVIII в.) Гете построил свой цветовой круг . Его исследования расходились с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гете - не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем попарного смешения рядом лежащих основных цветов. Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета. ()
"Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд
. В своей книге об основах цвета он писал: "Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так:
Гармония = Порядок.
Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - гармонию цветов равнозначной цветовой тональности".
Когда Оствальд утверждает, что "... цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными", то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов. Когда Оствальд говорит: "Гармония = Порядок", предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой яркости и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работаете цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет . Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.
Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:
жёлтый: красный: синий =3:6:8."
Несмотря на то, что Иттен раскритиковал цветовой круг Оствальда, он широко применяется в наши дни.
В конце XIX в. В. Оствальд создал свой цветовой круг, который содержит двадцать четыре цвета. В цветовом круге представлены только хроматические цвета, здесь нет белых, серых и черных цветов.
Цвета, расположенные на круге напротив друг друга (на концах одного диаметра), называют дополнительными (комплиментарными). При смешении в определенной пропорции пара дополнительных цветов дает ахроматический цвет (черный для красок или белый для световых лучей).
Любые 3-4 цвета, расположенные на круге последовательно, называют близкими (смежными).
Если представить в цветовом круге равнобедренный треугольник, то цвета, которые окажутся на его вершинах, образуют триады. Триады - три цвета, равноотстоящие друг от друга на цветовом круге. ()
Большой цветовой круг Оствальда
применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.
Цветовой круг Оствальда дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Например: если в композиции имеется предмет с насыщенным цветом, то к нему можно подобрать другой предмет, цвет которого усилил бы ощущение насыщенности цвета первого.
Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне. ()
В свою очередь Иттен предложил свой 12-ти частный цветовой круг :
Вот как он сам поясняет принципы, на которых он создал свой круг:
"Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета
- жёлтый, красный и синий
. Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка
размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов
, и получаем, так разом, цвета второго порядка
:
жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый.
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это нелёгкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка , каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка , и получаем:
жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.
Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.
В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными .
Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации. Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?
Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.
Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сера и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн, считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды." (
Сегодня будет немного полезной теории. Если вы уже определились со своей палитрой, ее нужно уметь использовать. Да и в принципе, знания о том, как сочетать цвета , пригодятся в разных сферах жизни. Как-то я уже рассказывала, как сочетать цвета интуитивным способом. . Это мой любимый способ, которым я сама и пользуюсь. Однако, чаще говорят о сочетании цветов по цветовому кругу Иттена. Этот способ тоже может работать, особенно как своеобразные "костыли" для тех, кто только начинает работать с цветом и не уверен в своем чувстве гармонии.
Если мы используем оттенки одного цвета ("одноцветное сочетание", монохром ), получаются довольно однозначные образы без полутонов, настроение образа зависит от психологии цвета - ассоциаций, связанных с оттенком (они общечеловеческие - зеленый - гармония, оранжевый - активность итд). Про психологию цвета мы тут уже говорились, осталось только обсудить синие и сиреневые оттенки.
Если мы используем оттенки, близкие друг к другу (соседние или через один, в круге - в пределах прямого угла, так называемое аналогичное или родственное сочетание ), получается более многогранный образ, но той же направленности, без особой динамики. (например, от сине-сиреневого до бирюзового - расслабленность, располагающий образ, спокойствие, вода. От сине- сиреневого до красно - фиолетового - мистика, творчество, загадка итд)
Если использовать в этом "прямом угле" края, без середины (например в выделенном примере сине-сиреневый и бирюзовый), будет "родственный контраст ". Чуть более творческий и динамичный образ.
Если мы используем противоположные цвета (комплементарные, дополнительные), получается сталкивание противоположностей, довольно драматический посыл. Всегда яркий и заметный. Можно использовать,чтобы привлечь внимание или подчеркнуть активность. Чаще всего более светлый и яркий цвет занимает меньшую площадь, чем более темный и мягкий, но не всегда, это можно варьировать в своих целях.
Расщепленный контраст ("разбитое дополнение" Несет примерно тот же посыл, но "накал" меньше. Тоже яркий и запоминающийся образ, но без явного вызова.
И еще один вариант - это триадические сочетания , которые получаются, если брать три равноудаленных цвета. В случае с первичными цветами (красный - желтый - синий) сочетание получается довольно активное и "в лоб", без полутонов. В случае со всеми остальными цветами получается необычное творческое активное сочетание.
И с интуитивным способом и с цветовым кругом отдельный человек применительно к себе всегда тяготеет к определенному способу сочетаний, а не ко всем. Именно способы сочетания цветов создают разные образы внутри одной палитры.
Предалагаю обсудить, кому как нравится сочетать цвета. Мне самой нравится родственный контраст, нередко использую родственное сочетание и контраст по Манселлу. Сочетаю интуитивным способом, с цветовым кругом мне скучно сочетать.
И самое главное - примеры цветовых кругов для всех 12 цветотипов
В некоторых цветотипах нет оранжевого или его оттенков, вместо оранжевого там серо-бежевый или коричневый (это тоже варианты оранжевого). Внизу под кругами варианты черного, белого и серого для цветотипа.
Яркая весна и яркая зима
Холодное лето и холодная зима
Светлая весна и светлое лето
Мягкая осень и мягкое лето
Темная осень и темная зима
Теплая осень и теплая весна
Урок
2
Полный цветовой круг
Цели и задачи : развивать графические умения и навыки; изучать свойства цветов и приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных материалов.
Оборудование: акварель, гуашь (лучше), бумага, кисти, палитра, циркуль, линейка.
Литературный ряд: стихи о цветах (живописных).
Зрительный ряд : методические таблицы «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные и сближенные цвета», «Подбор оттенков разных сочетаний цвета».
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
1. Работа с методическими таблицами.
Учитель . Сколько цветов вы знаете? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас может получиться очень много, но не меньше, чем 6 цветов. Именно столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Смешивая эти цвета, можно получить намного больше, чем 6.
– А где мы их смешиваем? Что может служить палитрой?
В природе множество оттенков и цветов, гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. Чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов и науку, которую изучают художники, – цветоведение .
– Рассмотрите методические таблицы.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. «Хрома, хроматос» – в переводе с греческого «цвет», ахроматические – не цветные, это белый, черный, все серые. В этой группе «цвета» отличаются только по светлоте, тону, они не имеют цвета как такового.
Хроматические – все остальные цвета, цвета спектра. Они различаются по светлоте (оттенки, насыщенность) и цветовому тону. В свою очередь они делятся на основные и составные цвета.
Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов. А вот все остальные цвета можно получить смешением этих цветов. Поэтому и называются эти группы цветов основными и составными .
Попарное смешивание двух основных цветов дает нам составной.
– Назовите, какой новый составной цвет получим от смешения пар:
красный + желтый = (оранжевый) ;
красный + синий = (фиолетовый) ;
желтый + синий = (зеленый) .
Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов – это цвета радуги.
– Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?
каждыйохотник
желает
знать,
где
сидит
фазан
красный
оранжевый
желтый
зеленый
голубой
синий
фиолетовый
Но голубой цвет не является ни основным, ни составным, так как получается смешиванием не основных цветов, а основного какого? (синего) с ахроматическим – белым. В этом ряду цветов составные цвета чередуются с основными.
– А какой составной цвет находится между двумя основными? (Тот, который они дают при смешивании.)
Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца. Получается простой цветовой круг.
В рисовании используются обе группы цветов.
Цвета ахроматические чаще всего используются в рисунке, графике.
– Продолжим анализ таблицы. Вспомните краски вечернего неба в холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге.
Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Эти цвета напоминают солнце, огонь, жару. В цветовом круге они держатся вместе.
Холодные цвета – цвета зимы, луны, сумерек, мороза.
– Какие это цвета? (Синий, фиолетовый, их смеси.)
А вот зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого, – он теплый, если синего, – холодный. Рядом с теплыми он холодный, а рядом с холодными – теплее, чем они.
Красный и синий цвета – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.
Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают.
Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, а также их смеси и оттенки.
– Назовите пары контрастных цветов. (Красный – зеленый. Желтый – фиолетовый. Синий – оранжевый.)
2. Художественное слово о живописности осени.
Учитель . У каждого вида искусства есть свои выразительные средства, помогающие изобразить окружающий мир.
– Отгадайте загадку о цветах.
Разноцветные воротаНа лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно ль их нарисовать?
(Радуга.)
– Слушая следующее стихотворение, запомните и назовите цвета, которые упоминаются в нем:
Не во сне, а наяву –Что же здесь такого?
Я на радуге живу
В домике лиловом .
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В темно-синей чаще,
Филин желтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озерам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишневый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости.
Т. Белозерова
– Названий каких цветов вы услышали больше – теплых или холодных? (Из 9 цветов – 5 теплых.) Перечислите те и другие. (Теплые – бежевые, алый, желтый, розовый, вишневый.)
III. Практическая работа под руководством учителя.
Учитель . Сегодня мы рисуем полный цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические, ахроматические.
Последовательность выполнения работы.
1. Возьмем циркуль и начертим на месте бумаги большой круг (во весь лист). Лист лежит вертикально. Делим его пополам. Отмечаем центр.
2. Делим его на 6 равных частей (геометрическим способом, с помощью транспортира).
3. Внутри и снаружи рисуем малый и большой круги.
4. Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и ровно закроем ими части круга (средние дольки) через одну в следующем порядке: красный, желтый, синий.
Закрашиваем средний ряд долей, не трогая соседние, внутренний и внешний круги.
5. Оставшиеся просветы закрашиваем составными цветами, смешивая 2 соседних основных цвета (не путать!). Работаем только с основными цветами и палитрой (а не готовой краской!).
6. Теперь к каждому цвету среднего круга поочередно добавляем поочередно добавляем по чуть-чуть черной краски (ахроматическая) и закрашиваем соответствующие им участки внешнего круга. Получится цвет более темный, глухой.
7. Затем к каждому цвету среднего круга поочередно добавим по чуть-чуть белой краски (также ахроматической) и также закроем соответствующие участки внутреннего круга.
– У нас получился полный цветовой круг, в котором использованы хроматические (основные и составные) и ахроматические цвета.
– Теперь нарисуем 3 пары квадратов – по 2 рядом. Раскрасьте квадраты контрастными цветами, взятыми из цветового круга.
Во время выполнения заданий учитель напоминает детям правила работы на уроке:
– аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос. Нельзя кисточку тереть о бумагу, держать долго в воде (искривится и испортится волос);
– смачивать (слегка) краски водой перед работой, аккуратно набирать краску на кисть, каждый раз промывая ее от предыдущей краски;
– нельзя пачкать краски грязной (непромытой) кистью, для получения другого оттенка или цвета используем палитру;
– карандаши должны быть хорошо заточены (показать) , линия должна быть легкой и без сильного нажима;
– не берем краску слишком густо или слишком бледно! Краска должна ложиться ровно, мазками слева направо, горизонтальными линиями, лучше кистью № 5–8, с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она вся высыхала, но и не слишком много, иначе она потечет вниз;
– лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно ее отжав;
– работа считается законченной, если завершена в цвете, оценена учителем;
– можно говорить шепотом с соседом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, но нельзя шуметь, спрашивать и отвечать сразу всем, очень громко смеяться, то есть нарушать рабочую обстановку на уроке.
IV. Итог урока.
На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы.
– Что вам понравилось на уроке?
– Что интереснее: пользоваться готовыми «составными» цветами из набора или найти желаемый цвет самому?
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Схема № 1. Комплементарное сочетание
Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.
Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов
Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.
Схема № 3. Аналогичное сочетание
Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.
Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание
Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.
Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов
Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.
Схема № 6. Квадрат
Сочетания отдельных цветов
- Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
- Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
- Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
- Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
- Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
- Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
- Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
- Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
- Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
- Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
- Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
- Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
- Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
- Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
- Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
- Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
- Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
- Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
- Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
- Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
- Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
- Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
- Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
- Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
- Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
- Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
- Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
- Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
- Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
- Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.
Существует множество секретов стилистически выдержанного гардероба, но, пожалуй, главным из них является умение комбинировать цвета между собой ! Цветовой круг в этом самый лучший помощник ! Что же собой представляет данный круг, и как им правильно пользоваться? Немного истории, откуда, так сказать, начался цветовой круг!
Суть цветового круга
Множество веков назад при формировании палитры оттенков своих картин художники-колористы руководствовались интуицией. Однако со временем был сформирован цветовой круг, и он стал базовым инструментом цветового конструирования. В него были заложены все накопленные на протяжении столетий знания о гармоничном сочетании цветов.
Цветовой круг был незаменим в живописи, для определения результата смешивания красителей.
Основу круга составляли три цвета - красный, синий и жёлтый. А результат их сочетания друг с другом давал возможность предугадать именно цветовой круг RYB . В настоящее время RYB остался больше в теории цвета, а на практике чаще всего используется модель RGB , основа которой - красный, зеленый и синий цвета. RGB отличается от RYB также другим вариантом расположения второстепенных цветов.
Наиболее часто находит применение цветовой круг, который состоит из восьми секторов . Это все цвета радуги и пурпурный. В основе его красный, желтый, зелёный и синий цвета - это первичные цвета. Остальные считаются дополнительными (вторичными или третичными). При смешивании двух первичных цветов получается вторичный цвет, который располагается между ними.
Цветовой круг визуально делится на тёплую и холодную части.
К теплой относятся: красный, оранжевый, жёлтый и их модификации. К холодной: синий, голубой, зелёный и варианты, полученные в результате их смешивания. Но это условное деление, так как в стилистической колористике, применимой, например, к выбору оттенков одежды, у каждого цвета есть так холодный так и теплый оттенок, исключение - оранжевый (он всегда теплый!).
Ниже представлен классический круг Иттена , состоящий из двенадцати частот
Как Вы видите, в центре фигуры представлено три главных цвета - синий, красный и жёлтый , причем каждая пара формирует по одному дополнительному оттенку второго уровня (оранжевый, фиолетовый и зелёный) .
Помимо круга Иттена , достаточно известны цветовые круги Ньютона, Гёте и Освальда . Например, Ньютон разделил круг на 7 частей, аналогично нотному стану. Семь нот, семь цветов радуги.
Ньютон считал, что в природе объективно существует только один цвет, белый, который разделяется на 7 составных цветов.
А вот Гёте имел другое мнение. Так, согласно Гёте , каждый цвет реален и существует в природе. Есть цвета, которые нельзя получить путем смешивания (красный, синий, жёлтый). Все остальные цвета и их оттенки получаются путем смешивания. Так, принято считать, что 8-цветовой круг (замкнутая "радуга") - изобретение Гёте , хотя часто он встречается в различных источниках как "8-цветовой круг Ньютона" .
Интересен и круг Вильгельма Освальда, визуально не разделяющийся на чёткие сегменты, а представляющий из себя плавное "перетекание" одного цвета в другой, со всем спектром оттенков . Основа круга - 3 цвета: красный, синий и зелёный. При этом белый цвет как таковой отсутствует, а чёрный принимается за максимальную насыщенность цвета.
Хотите узнать, как на практике с помощью цветового круга составлять стильные и интересные цветовые сочетания для своего гардероба?
Узнайте подробнее:
Монохромная схема. Сочетание цветов в одеждеАналогичная схема. Сочетание цветов в одежде
Комплементарная схема. Сочетание цветов в одежде
Триадная схема. Сочетание цветов в одежде
Квадратная схема. Сочетание цветов в одежде
Прямоугольная схема. Сочетание цветов в одежде