Закон номер 400 о страховых пенсиях. Последняя редакция закона «О страховых пенсиях. Закон о страховой пенсии по случаю потери кормильца
Вопрос 21. Общая характеристика фз от 28.12.2013 № 400-фз «о страховых пенсиях».
ФЗ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.
Цель ФЗ: защита прав граждан РФ на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом соц. значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом гос-ве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате кот. создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
ФЗ предусматриваются виды страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
К страх. пенсии устанавливается фиксированная выплата - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.
Со дня вступления в силу ФЗ не применяется ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» за исключением тех норм, кот. регулируют исчисление размеров трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом «О страховых пенсиях».
Условия назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ: пенсионный возраст (для м. 60 лет, а для ж. – 55 лет), продолжительность страхового стажа постепенно увеличивается до 15 лет (2015 г. - 6 лет, начиная с 01.01.2016 будет ежегодно увеличиваться на год). Периоды включаются в стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Вводится новое доп. условие, необходимое для возникновения права на страховую пенсию по старости, - наличие величины ИПК в размере не менее 30.
ФЗ состоит из 7 глав и 36 статей; имеет 4 приложения (1. Коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца. 2. коэффициент повышения размера фиксированной выплаты. 3. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости (с 2015 г. и далее). 4. Макс. значение ИПК (с 2015 г. и далее).
Гл. 1: общие положения: цель и предмет регулирования ФЗ; правовое регулирование в области страх. пенсий; основные понятия (страховая пенсия, страховой стаж, ИПК, стоимость пенсионного коэффициента, установление страх. пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии, корректировка размера страховой пенсии, выплатное дело); лица, имеющие право на страх. пенсию; право на выбор пенсии; виды страх. пенсий; источники финансирования.
Гл. 2: условия назначения страх. пенсий.
Гл. 3: страховой стаж (периоды работы и иной деятельности, включаемые в страх. стаж; иные периоды, засчитываемые в страх. стаж; порядок его исчисления; правила подсчета и порядок подтверждения страх. стажа).
Гл. 4: размеры страх. пенсий (формулы исчисления); фиксированная выплата к страх. пенсии; возможность повышения фикс. выплаты; определение, перерасчет страх. пенсий, фикс. Выплаты и корректировка размеров страх. пенсий; доля страх. пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет фед. гос. гражданским служащим, гражданам из числа работников летно-испытательного состава).
Гл. 5: порядок установление страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии; сроки назначения страх. пенсии; сроки перерасчета страх. пенсии и фикс. выплаты; порядок приостановления и возобновления, прекращения и восстановления выплаты страх. пенсии; удержания из страх. пенсии, фикс. выплаты.
Гл. 6: сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения (лица, кот. положена досрочная страх. пенсия; суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страх. пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Кр. Севера и приравненных к ним местностях; перерасчет размеров страх. пенсий по документам выплатного дела).
Гл. 7: заключительные положения (переходные положения и вступление в силу ФЗ).
Для многих пожилых граждан России пенсионные начисления являются единственным источником дохода, и они интересуются всеми деталями ФЗ о страховых пенсиях.
Существующий регламентирует порядок и условия выплат материальных средств населению, а также основания, на которых эти средства будут выплачиваться.
Существующий Федеральный Закон о пенсионном страховании действует в согласии с Конституцией РФ и направлен на защиту прав населения.
Правовое законодательство, направленное на страхование пенсионеров, состоит из следующих законов:
- ФЗ №165 «О страховании на социальном уровне в обязательном порядке».
- ФЗ №167 «О страховании по пенсионному показателю».
- ФЗ №27 «Об учёте граждан в системе обязательного пенсионного учёта».
- ФЗ №166 «О пенсионном обеспечении на государственном уровне».
- Других законов, принятых на федеральном уровне.
Периодически в Федеральный Закон о страховых пенсиях вносятся изменения, которые значительно сказываются на размере и порядке выплат.
Категории граждан, на которых распространяется действие ФЗ-400
Назначение страхового пособия предусмотрено для граждан, вступивших в пенсионный возраст. Такой возраст у женского пола начинается с 55 лет, а у мужского – с 60.
Особое значение играет трудовой стаж. Он должен составлять не менее 15 лет.
Кроме лиц пожилого возраста на получение выплаты могут рассчитывать следующие категории граждан:
- Инвалиды.
- Лица, потерявшие кормильца.
- Граждане, взявшие на себя ответственность по уходу за нетрудоспособными лицами.
Инвалиды могут претендовать на назначение выплат, не зависимо от того, в каком возрасте они утратили трудоспособность. В данном случае не играет роли ни стаж инвалида, ни его доходность, ни возраст.
Важно! Получать страховое пособие по инвалидности могут даже несовершеннолетние.
– закон о страховых пенсиях, распространяется также на лиц, которые потеряли кормильца. Такими лицами могут быть несовершеннолетние дети погибшего, которые находились на его обеспечении, либо граждане, не имеющие возможности работать по причине инвалидности или старости.
Внимание! Если потерявший кормильца не работает по собственному желанию, он не может рассчитывать на получение выплат, предусмотренных Федеральным Законом-400.
Какие следует представить документы для назначения пособия?
ФЗ №400 о страховых пенсиях в 2017 году регламентирует порядок назначения выплат. Когда возникает ситуация, при которой лицо имеет право обратиться с просьбой о назначении пенсии, то следует направиться в Пенсионный Фонд или многофункциональные центры своего города за получением подробной информации об условиях выплаты страхового пособия.
Чтобы оформление прошло успешно, к письменному заявлению о назначении выплаты следует приложить следующий пакет документов:
- Гражданский паспорт.
- Страховое пенсионное свидетельство с индивидуальным номером.
- Удостоверение пенсионера (если назначается по старости).
- Удостоверение инвалида (если назначается по инвалидности).
- Свидетельство о смерти кормильца (когда требуется назначение выплат по потере кормильца).
- Трудовая книжка, где указан стаж работы.
- Документ, подтверждающий факт рождения детей.
- Военный билет (для лиц мужского пола).
- Документы, отображающие периоды, зачисляющиеся в трудовой стаж, но не относящиеся к работе.
- Данные о лицевом счёте заявителя.
Данные документы проходят тщательную проверку в соответствующих органах, и если всё в порядке, то назначается ежемесячная выплата.
Основные правовые дефиниции ФЗ-400
ФЗ о пенсионном страховании каждый год может претерпевать изменения, за которыми важно следить. Могут меняться условия выплат, расчёт страховой пенсии, но понятия, составляющие закон, всегда остаются теми же.
Для чёткого урегулирования настоящего закона применяются следующие понятия:
- Страховая пенсия – выплата материальных денежных средств каждый месяц гражданам, находящимся в соответствующем закону возрасте, лицам, осуществляющим уход за такими гражданами или инвалидам. Такие выплаты служат заменой заработной платы, которую получали в период трудоспособности. Имеющийся закон о страховых начислениях не требует предоставления каких-либо доказательств по утрате трудоспособности.
- Страховой стаж – время трудоспособности на предприятии или в иной сфере деятельности, за которое производились страховые отчисления в Пенсионный Фонд.
- Личный пенсионный коэффициент – показатель, определяющий права конкретного лица на получение выплат, исходя из страховых отчислений.
- Назначение страховой пенсии – определение сроков, размеров и порядок выплат начислений.
- Стоимостной показатель пенсионного коэффициента – параметр стоимости, который влияет на размер страховых начислений, в зависимости от отчислений и поступлений в бюджет Пенсионного Фонда.
Также существуют правовые нормы, определяющие период времени, включающийся в трудовой стаж, который играет немаловажную роль в назначении пособия по старости.
По , в 2017 году в трудовой стаж засчитывается:
- Военная служба в армии или по контракту.
- Альтернатива военной службе.
- Отпуск на время ухода за ребёнком до полутора лет (в сумме может засчитываться не более 6 лет).
- Получение пособия по безработице.
- Тюремное заключение, осуществляющееся не по закону.
- Уход или опекунство за пожилыми гражданами возраста после 80 лет, или инвалидами.
- Нахождение вместе с супругом на территории военного городка, в период его службы по контракту.
Данные периоды времени будут зачтены в трудовой стаж и учтутся при назначении страховой пенсии по Федеральному Закону Российской Федерации.
Например, расчёт страховой пенсии по старости производится по следующей формуле: пенсия*количество баллов, набранных гражданином в период трудового процесса*стоимостной показатель пенсионного коэффициента. Как видно, ни один гражданин не может предугадать размер своих будущих выплат, поэтому расчёт ведётся непосредственно в Пенсионном Фонде, когда собран весь пакет требуемых документов.
Итак, предусматривает выплату пособия по достижению пожилого возраста, по получению инвалидности или по потере кормильца. Данный законодательный акт регулирует порядок и условия выплат, с которыми важно ознакомиться до того, как наступит время для получения выплат.
ФЗ № 400 о страховых пенсиях написан с комментариями, чтобы каждый отдельный человек смог получить ответ на волнующие вопросы. В комментариях к Федеральному Закону лица, приближающиеся ко времени назначения пособия по старости, могут ознакомиться со всеми основными понятиями и вникнуть в суть закона, чтобы по праву получить достойную оплату.
Закон «О страховых пенсиях» , подписанный 28.12.2013 года (далее ФЗ-400), пришел на смену закону «О трудовых пенсиях в РФ». В настоящий момент нет больше такого понятия, как «трудовая пенсия». Помимо наименования, новый законопроект имеет ряд новшеств, о которых пойдет речь в данной статье.
Общая характеристика закона
Федеральный закон № 400 «О страховых пенсиях» (далее ФЗ-400) вступил в силу в январе 2015 года.
Основная причина введения нового законопроекта – это наличие проблем, связанных с финансированием пенсионных выплат.
Цель пенсионного законопроекта – увеличение размера отчислений к 2030 году до уровня трех прожиточных минимумов.
Выделим основные нововведения закона:
- Размер пенсионных отчислений зависит от набранных ПК (пенсионных коэффициентов) за весь период трудовой активности, а также от стоимости ПК на момент оформления пенсии.
- Размер пенсии зависит от окладной части за весь период работы.
- Граждане, которые оформляют пенсионные выплаты в более поздние сроки, могут получать дополнительный ПК .
- К страховым выплатам добавляют ежемесячные фиксированные выплаты (далее ФВ) в размере 3935 рублей. Данная сумма подлежит ежегодному индексированию. Кроме того, часть граждан получает повышенный сумму ФВ, например, инвалиды, многодетная мать, ветераны.
- Пожилые люди, которые уже получают пенсионные отчисления, переходят на новый порядок расчета . При этом размер страховых пенсионных выплат не может быть ниже ранее установленных трудовых отчислений.
Полную версию ФЗ-400 можно бесплатно скачать по ссылке: http://www.pfrf.ru/info/order/organization_appointment_payme/~2084.
Краткий обзор статьи 8 закона №400
В 8-ой статье закреплены базовые пункты, которые играют весомую роль при формировании пенсионных отчислений.
Так, пожилой человек может получать пенсию при наличии следующих критериев :
- Достижение 60 лет среди мужчин и 55 лет – среди женщин.
- Стаж от 15 лет . Подробнее про трудовой стаж и как он формируется читайте .
- ПК (пенсионный коэффициент) более 6,6 . Каждый год данный коэффициент повышается на 2,4 пункта. Максимальные показатели ПК – 30.
Основные критерии статей 15-17
В данном разделе будет произведен краткий обзор 3-х статей ФЗ-400, а именно – 15, 16, 17.
Статья 15
В данной статье выделены формулы, в соответствии с которыми рассчитываются пенсионные выплаты.
Основная формула, с помощью которой производится расчет пенсионных выплат:
СП = ИПК * СПК
ИПК – ПК (пенсионный коэффициент);
СПК – цена одного ПК на дату формирования пенсионных выплат.
Ребенок, который остался без матери и отца, получает коэффициент путем суммирования индивидуальных ПК обоих родителей.
Кроме указанной формулы, данная статья имеет другие важные аспекты, а именно:
- Определение пенсионных выплат при потере кормильца;
- Выявление величины ПК;
- Значение ПК за год;
- Максимальные показатели ПК;
- Стоимость одного ПК;
- Период индексирования ПК.
Статья 16
В данной статье указаны правила формирования ФВ (фиксированной выплаты) .
Определим важные пункты указанной статьи:
- ежегодная индексация ФВ производится в феврале;
- органы власти вправе дополнительно увеличивать ФВ в апреле каждого года с учетом роста доходности ПФР;
- сумма ФВ по старости, инвалидности третьей группы ежемесячно составляет 3 935 рублей;
- данная выплата назначается в период формирования основой части пенсионных выплат.
Статья 17
В данной статье закреплены условия повышения ФВ , о которых расскажем прямо сейчас:
Выделим группы граждан имеющее право на повышение фиксированных выплат:
- Лица, достигшие 80 лет.
- Инвалиды первой группы.
- Пожилые люди, которые имеют иждивенцев.
- Граждане, проработавшие на Крайнем Севере больше 15 лет. Общий стаж должен составлять не менее 25 лет среди мужской части населения и 20 лет – среди женской.
- Сироты. Подробнее про пенсию детям сиротам .
В заключение хотелось бы отметить, что новый закон № 400, благодаря которому назначают страховые пенсионные выплаты, дает обычному гражданину подробное разъяснение о правилах получения пенсии. Следовательно, каждый гражданин предпенсионного возраста, изучив данный законопроект, сможет понять особенности начисления страховой пенсии.
Действующий
Важным является то, что размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2015 г. установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, уточняются в порядке, установленном . В ст. 35 законодателем определен механизм перехода от назначения и выплаты трудовых пенсий, выплачиваемых до 1 января 2015 г., к страховым. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до вступления Закона в силу, рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.
С 1 января 2015 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с комментируемым в части, не противоречащей комментируемому Закону. Другими словами, отдельные положения ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжают применяться, но как вспомогательные для целей исчисления размеров пенсий.
Закон нацелен на защиту прав граждан РФ на страховую пенсию, которая предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев. Понятие "обязательного пенсионного страхования" раскрывается в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подразумевает систему мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование изначально создавалось для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.
Обязательное пенсионное страхование закладывает основу для пенсионного обеспечения. До 1 января 2015 г. большинство пенсионеров России получали трудовые пенсии, и точно так же с даты вступления в силу комментируемого Закона большей части пенсионеров будут устанавливаться и выплачиваться страховые пенсии (наряду с накопительными, о которых см. "О накопительной пенсии").
1. Пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования). До 1 января 2014 г. также в нее входило профессиональное пенсионное страхование, которое перестало быть актуальным (подробнее см. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463, которым одобрена федеральная пенсионной реформы, определившая основные принципы и направления развития новой пенсионной модели).
Законодательство РФ о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (т.е. пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.
Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.
В комментируемой статьи названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях. Надо сказать, что само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты (о них речь пойдет ниже).
Предметом регулирования "Об основах обязательного социального страхования" являются отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.
В ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий.
Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.
Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.
В комментируемого Закона содержится ссылка на "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со комментируемого Закона. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.
Каждому лицу, проживающему на территории РФ и достигшему определенного возраста или утратившему возможность обеспечивать себя лично, в связи с приобретением инвалидности либо утратой кормилица, Конституцией РФ гарантирована социальная защита посредством назначения пенсии.
При этом учитывая, что с каждым годом процент трудоспособного населения уменьшается, а количество пенсионеров растет, Пенсионный фонд РФ испытывает острый дефицит в средствах, предназначенных для выплат пенсий, что собственно и привело к необходимости реформирования пенсионной системы.
Основные положения
Многие слышали о том, что за рубежом новоиспеченные пенсионеры могут себе позволить не только вполне комфортное проживание, но и кругосветные путешествия благодаря пенсионным накоплениям, собранным на протяжении трудовой деятельности. В то время как большинство граждан РФ, имеющих трудовой стаж от 35 и более лет, при выходе на пенсию наоборот испытывают острую необходимость в материальных средствах в связи с тем, что уровень сегодняшней пенсии покрывает лишь повседневные затраты.
Именно поэтому многие даже после достижения пенсионного возраста и оформления пособии продолжают работать, таким образом увеличивая собственный доход. При этом в связи со сложившейся обстановкой Пенсионный фонд испытывает значительный дефицит финансовых средств в связи с тем, что процент отчислений страховых взносов значительно ниже в сравнении с общим перечислением средств, предназначенных для выплаты пенсий.
Решение возникшей проблемы нехватки средств, а также возможности увеличения пенсий в течение какого-то времени предлагалось купировать за счет увеличения пенсионного возраста, но в связи с бурным протестом рядовых граждан Правительство РФ решило пойти по другому пути, результатом которого и стало принятие нового федерального закона о страховых пенсиях №400, введенного в действие 28.12.2013 года .
Так в частности, в соответствии с новым пенсионным законодательством пенсия получила двухуровневую систему , подразумевающую страховую часть пособия и накопительную в порядке ФЗ №424. При этом страховая пенсия также была разделена на две части, состоящую из базовой части , которую любой пенсионер получит в любом случае и страховой , рассчитываемой в соответствии с имеющимся стажем, переведенным в и их , ежегодно повышаемой на соответствующий коэффициент в связи с инфляцией.
Также еще одним из новшеств пенсионной системы стало условие о добровольном отказе от оформления пенсии при достижении пенсионного возраста с целью увеличения размера пособия в дальнейшем, к примеру, через пару лет. Таким образом, внедренные вышеописанных новшеств позволило увеличить размер пенсий и предупредить образование дефицита финансовых средств в Пенсионном фонде РФ.
Определение понятий
Каждому пенсионеру нормами ФЗ №400 гарантирована ежемесячная выплата страховой пенсии, которая в соответствии со ст.3 представляет собой материальную компенсацию за потерю трудоспособности в связи с достижением преклонного возраста либо ограничением физических возможностей, не говоря уже об утрате источников существования в связи с безвременным уходом кормильца.
То есть, по сути, нормами ФЗ №400, а именно ст.6 предусмотрены следующие виды пенсионных пособий :
При этом гражданам при наступлении вышеописанных обстоятельств, страховая пенсия назначается не автоматически, а только при соблюдении ряда условий , оговоренных в ст.8-10 ФЗ №400 и к которым относятся:
- Пособие по возрасту:
- обязательное наличие трудового стажа не менее пятнадцати лет;
- достижение установленного законом возраста, а именно 65 и 60 лет;
- ИПК не менее 30 баллов.
- Пособие по выслуге:
- достижение 55 и 50 лет в отношении лиц мужского и женского пола;
- наличие вредного стажа не менее 12,6 и 10 лет либо северного стажа – 15 лет;
- наличие общего стажа занятости 25 и 20 лет;
- По инвалидности:
- установление ограничения физических возможностей;
- наличие стажа даже в минимальном размере.
- При потере кормильца:
- нетрудоспособность в связи с юным возрастом либо ограничением физических возможностей, не говоря уже о невозможности трудиться в связи с уходом за ;
- утрата основного источника материальной помощи, которую оказывал умерший родственник;
- наличия трудового стажа у погибшего.
Начиная с 2019 года эти правила применяются с учетом переходных положений. В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года право на пенсию по возрасту имеют граждане у которых:
- обязательное наличие трудового стажа не менее 10 лет;
- достижение установленного законом возраста, а именно 60,5 и 55,5 лет (мужчины и женщины);
- ИПК не менее 16,2 баллов.
Порядок расчета страхового стажа
Одним из основных условий назначения пособия в порядке ФЗ №400 претенденту на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа, который при оформлении пенсии требуется подтвердить.
Так в соответствии со ст.11-12 ФЗ №400 к учету принимаются следующие периоды трудовой деятельности :
При этом порядок подтверждения и расчета совокупного трудового стажа осуществляется в порядке норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 1015. В частности, основным документом, подтверждающим занятость, является трудовая книжка, а при ее отсутствии либо частичной утрате данных трудовые договора, справки с предыдущих мест работы и лицевые счета о начислении оплаты труда, не говоря уже о справках, об уплате страховых взносов.
При этом если оговоренные документы невозможно представить в виду их безвозвратного уничтожения в связи со стихийными бедствиями, понадобится два свидетеля из бывших сослуживцев и справка из органов местного самоуправления о том, что то же наводнение или землетрясение имело место быть.
После подтверждения всех периодов трудовой деятельности порядок расчета осуществляется в порядке раздела 8 Постановления №1015, где в частности сказано, что стаж исчисляется в календарных месяцах с усредненным показателем в 30 дней, которые суммируются до 12 месяцев и переводятся в полные года. При этом к учету принимаются только периоды, фактически отраженные в документах с момента принятия на работу и вплоть до увольнения, начиная с первой записи о трудоустройстве вплоть по день обращения в Пенсионный фонд за установлением пособия.
Определение размера выплат
Страховая пенсия, по сути, состоит из двух частей, а именно фиксированной или базовой, которая рассчитывается на основании норм ст.16-17 ФЗ №400? и трудовой, устанавливаемой в соответствии с нормами ст.15 ФЗ №400.
В частности, минимальный размер фиксированной части пенсии в 2019 году составляет 5334 рубля 19 копеек и выплачивается всем пенсионерам, за исключением лиц, претендующих на пенсию по утрате кормильца, учитывая, что данной категории в соответствии со ст.16 ФЗ №400 базовая часть перечисляется в размере 50% от указанной суммы. При этом фиксированная выплата может быть и увеличена в случае, если на содержании пенсионера находятся иждивенцы на 30% либо при наличии северного стажа еще на 50%.
Трудовая часть пенсии исчисляется уже на основании имеющегося стажа переведенного в пенсионные баллы или так называемые ИПК, которые рассчитываются исходя из количества лет и совокупности перечисленных взносов. При этом минимальное количество баллов в 2019 году составляет 16,2, к которым, в большинстве случаев, добавляются баллы за в количестве 1,8 за каждого малыша. После установления количества ИПК, каждый из них умножается на установленную законом стоимость баллов, которая ежегодно индексируется.
Сроки осуществления выплат
В соответствии со ст.22 ФЗ №400 пенсия претенденту на пособие назначается с момента регистрации заявления и документов , которые после приема сотрудниками ПФ РФ изучаются в течение 10 дней на предмет достоверности. При этом, если гражданин не предоставил какие-либо данные либо требуется подтверждение определенных сведений, ему дается еще три месяца на дополнение.
Также ч.5 ст.22 ФЗ №400 в качестве дополнительной льготы предусмотрено и досрочное назначение пособия , то есть не с момента обращения, а ранее в случае, если гражданин, претендующий на пенсионное обеспечение по старости, обратился в ПФ в течение 30 дней с момента увольнения в связи с достижением пенсионного возраста, а в случае назначения пенсии по инвалидности на протяжении года с момента получения удостоверения об ограниченных физических возможностях.
При этом после оформления пенсии посредством предоставления полного пакета документов, пособие пенсионеру назначается ежемесячно и за текущий месяц в порядке норм ст.26 ФЗ №400 независимо от того, какого числа были представлены необходимые данные. А вот доставка назначенного пособия осуществляется уже в соответствии со ст.21 ФЗ №400, которой пенсионеру дано право выбора способа получения пенсии, которая может передаваться посредством почтовых услуг либо зачислением на банковскую карту или счет гражданина.
Досрочное начисление
Учитывая, что некоторые граждане РФ трудятся в особых условиях, подразумевающих влияние либо климатические особенности, отклоняющиеся от нормы, для данной категории тружеников предусмотрен особый порядок пенсионного обеспечения ранее достижения общего пенсионного возраста на пять лет, то есть в 55 и 50 лет для лиц мужского и женского пола.
Так в частности, досрочная пенсия устанавливается в порядке ст.30-32 ФЗ №400 в следующих случаях:
Последние изменения и дополнения в 2019 году
Внесенные в Федеральный Закон ФЗ№400 «О страховых пенсиях» изменения касаются отдельных положений данного нормативно-правового акта, а также некоторых формулировок . Российским гражданам, интересующимся вопросом назначения страховых пенсионных выплат, следует учитывать такие важные нюансы :
- Мужчины могут выйти на заслуженный отдых по достижении 60,5 лет, а для женской аудитории эта граница увеличена до 55,5 лет.
- Для оформления страховой пенсии необходим трудовой стаж минимум 10 лет.
- у претендента на получение ежемесячный выплат должен быть пенсионный коэффициент минимум 16,2 баллов.
- Страховые пенсии могут оформлять люди с ограниченными возможностями, способные документально подтвердить 1, 2 или 3 группу инвалидности.
- Претендовать на получение страховой пенсии по потере кормильца могут нетрудоспособные родственники покойного пенсионера: внуки, сестры, тети, братья, супруги, родители. Стоит отметить, что для оформления таких выплат граждане должны документально подтвердить факт смерти кормильца. Если он числится пропавшим без вести, то этот статус также должен быть подтвержден официальным документом, выданным правоохранительными органами.
Про основные положения данного закона О страховых пенсиях смотрите в следующем видеоматериале: