Как правильно расположить ткань раскрое. Подготовка ткани к раскрою и раскрой. Раскладка выкроек и раскрой
Интересная статья! ((несмотря на иронию, с которой преподносятся портновские хитрости)).
"Кто бы что ни говорил, я все равно готовлю ткань к раскрою по своим, раз и навсегда выработанным правилам. И, может быть, именно поэтому ни ткани, ни сшитые из них вещи меня ни разу не подвели.
Правило 1. Любую ткань, кроме кожи и замши, НАДО постирать. Натуральный шелк, например или лен - практически в кипятке, шерсть, даже пальтовый драп - в воде при температуре ок 35 градусов. В идеале -нужно "продраить" это все в стиральной машине в режиме быстрой стирки. Есть три следствия, устанавливаемые в результате этого казалось бы необдуманного поступка:
(1) ткань дает максимальную усадку и больше уже не сядет, поэтому вещь можно будет стирать в домашних условиях, что я благополучно и делаю уже не первый год; (2) вы убеждаетесь, что ткани, заявленные как натуральные, действительно натуральные, так как настоящий шелк не боится даже кипячения, только без отбеливателей конечно, как и лен, а при глажке он разгладится на сто пудов; (3) происходит естественная линька ткани, благодаря чему снижается риск линьки и взаимной перекраски вещей при совместной стирке.
Правило 2. Не жалей МЫЛА при крое тонких тканей.
Когда натуральный шелк, а особенно шифон или атлас, уже "посажены" в соответствии с Правилом 1 и еще не высохли, их нужно густо намылить, очень густо - как при намыливании больного педикулезом. Чем больше осядет мыла на ткани, тем вам же будет легче. Отжимаю влагу руками из ткани и раскладываю ее на старом толстом одеяле, расстеленном прямо на полу сложенную вдвое так, как это необходимо при раскрое и даю подсохнуть. Утюгом разглаживаю и получаю... практически лист бумаготкани. Мыло действует как временный крахмал, только гораздо лучший, чем пропитка ткани, которая содержалась в непостиранной ткани.
С шерстями таких выкрутасов не нужно, конечно же, но если они тонкие - можно попробывать. Примеркам этот мылокрахмал, как ни странно, не мешает, зато срезы не осыпаются, булавки не выскальзывают, ткань при раскладке выкроек и выкраивании не елозит, хотя и сложена скользкими сторонами друг к другу (особенно натуральный шелковый атлас). А когда готовую вещь постираешь, она вдруг предстает такой внезапно прекрасной, и разводов от мыла, даже заутюженных, не остается.
Правило 3. Только жесткий целофан для выкроек. Для того чтобы выкройки вас не бесили, они должны быть удобными в работе. Кальку ненавижу за одно только шуршание, уж про ее "свертываемость" вообще молчу. Иду в магазин для огородников, покупаю метра 3-4 пятимикронной пленки для парников и снимаю выкройки с журналов простой шариковой ручкой. КРАСОТА! Хранятся такие выкройки не в пример дольше и лучше всех остальных, из-за их прозрачности ткань хорошо видна и манипулировать ими на полотне очень удобно, они не рвутся и все такое прочее.
Правило 4. Рисуй по ткани фломастерами. Не надо падать в оММорок!!! Знаю, что говорю! Купите смываемые фломастеры марки Крайола, специальные детские, экологически чистые, они состирываются даже если вы приутюжили нарисованную линию утюгом сотпариванием.
Правило 5. Лучше: шикарная ткань + простой крой = одна хорошая вещь, чем куча тряпок из дешёвки с выкроечными выкрутасами. Ну, это уже из области философии вкуса, но не могу не сказать.
С пожеланиями творческих успехов всем портняжкам."
Я полностью согласна с авторами советов,а иначе бы не опубликовала. Думаю, эти ценные советы практикующих портних могут пригодиться не только начинающим любителям шитья,но и тем, кто собирается покупать ткань для очередного заказа.
Форум "Осинка"
"При обработке тканей используется пропитка- аппрет,который наносится при прохождении через каландровый механизм - кучу валов, где последовательно пропускается ткань, пропитывается растягивается, гладится. Иногда растяжка бывает сверх нормы - чтобы выход ткани метражем был больше.Ткань также проходит через ширительный механизм, где её растягивают поперек.
После таких обработок площадь ткани увеличивается - вот тебе и экономия!!!
Но в процессе декатировки (обработки ткани перед раскроем) ткань может перекоситься-как бы уток и долевая уже не под прямым углом, а параллелограммом становится, а аппрет, типа крахмала и клея ПВА(тоже используется), держит эти нити, не давая им вернутся в норму.
Чтобы ткань не перекашивалась после декатировки,нужно, сложить отрез по долевой и совместив кромки, проложить крупными наметочными стежками шов по кромке. А потом уже стирать и сушить.
В магазине такую ткань режут под прямым углом к кромке и соответственно по углом скажем 15 градусов к нити утка. Естественно, после намачивания, когда аппрет частично смывается, нити возвращаются на место.Сразу все огрехи отрезания ножницами продавцом в магазине становятся явными. Приходится ровнять и отрезать до 15 см клин с каждой стороны.
Поэтому я никогда не беру ткань, если её не рвут,когда это возможно, или заставляю мерить с короткого конца кромки с последующим отрывом, чтобы после подравнивания обреза я не пострадала в меньшую сторону. Продавцы хренеют от моего, с их точки зрения, идиотизма,но я ставлю свои условия - или рвешь или иду к другому продавцу!
Чаще всего страдает от неправильного обреза шторная органза, которую внаглую режут под углом. А потом ко мне бедные люди приносят, и я безжалостно выравниваю, выдергивая нитку, и по ней режу, причём перекос бывает до 50 см. Поэтому будьте внимательны при покупке!!!"
**************************
"Шелковая ткань обычно имеет дополнительный слой краски на поверхности, поэтому перед использованием ее лучше постирать. Лучший способ предварительной стирки шелковой ткани заключается в следующем: поместите ткань (исключение составляет костюмный шелк) в ванну с большим количеством воды. Вода должна быть комнатной температуры. В нее добавьте четверть чашки белого уксуса для сохранения цвета ткани. Оставьте ткань в воде на один час, затем стряхните воду. Прополоскайте ткань в воде, имеющей комнатную температуру.
Не выжимайте шелковую ткань. Слегка отожмите из нее воду и просушите ее на полотенце. Утюжьте шелковые ткани слегка влажными с изнаночной стороны."
******************************
"Если ткань изготовлена и покрашена качественно, а не кустарно, то она должна выдержать с честью все экзекуции - стирки, сушки, выжималки и т.д., как обычные цветные натуральные ткани. То есть, температура - 30-40 градусов, моющие средства для цветного белья. В принципе, батик итак прошел все гнусные процедуры в процессе изготовления.
Вы можете проверить его на линючесть, намочив маленький участок ткани и потерев это место белой тряпочкой. Если тряпочка напрочь теряет белизну, то изготовление кустарное, и качество покраски никакое. Значит, то, что вы сошьете из ткани будет одноразовым изделием.
Я стараюсь с такими деликатными тканями поступать осторожно - стирать только в холодной воде, используя щадящие моющие средства. Уксус закрепляет цвет, уменьшает линючесть."
Некоторые ткани при стирке дают усадку. Особенно сильно садятся материалы из натуральных волокон, таких как лен, хлопок, шерсть, шелк. Норма усадки ткани может составлять от 1,5 до 10% (она индивидуальна для каждого вида ткани). Это значит, что при высоте штор 2 м 50 см после стирки они могут укоротиться на 3,7-25 см. Чтобы этого избежать, при шитье штор ткань нужно подвергать декатировке, т.е. принудительному усаживанию до начала раскроя. Соответственно, покупать материал нужно с запасом на усадку. Не забывайте об этом, если шьете шторы своими руками.
Декатировка ткани
представляет собой влажно-тепловую обработку с целью исключения усадки ткани в процессе пошива и эксплуатации изделия. Для декатировки ткани в домашних условиях применяется обычный утюг. Существующие для этих целей специальные приспособления - парогенераторы есть смысл покупать, если вы много шьете.
Хлопчатобумажные, льняные, искусственные ткани следует на несколько минут опустить в теплую воду, слегка выжать, не выкручивая, затем вытянуть лучше всего на палке или перекладине. Не забудьте, что хлопчатобумажные ткани могут линять. Особенно это касается красных и зеленых цветов. Чем больше подвержена линьке ткань, тем менее теплой должна быть вода. Слегка влажную ткань утюжат с изнанки. Утюг при этом ведется по долевой нити. Отрезы ткани для пошива штор имеют внушительную длину, поэтому перед проглаживанием ткани тщательно вымойте пол.
Шелковые и шерстяные ткани следует увлажнить, завернув их в намоченное и отжатое полотенце (или простынь), оставить в таком положении на 2-3 часа. После ткань утюжится обязательно через проутюжильник.
На некоторых тканях из искусственных, синтетических и смесовых волокон замины и заломы, образовавшиеся при неаккуратном проутюживании удалить невозможно. Такое редко встречается, но об этом нужно знать.
Вельвет, бархат, плюш и прочие ворсовые ткани не декатируют. Если возникает потребности в проутюживании, это делают на весу. Можно уложить ворсовую ткань на ткань с таким же ворсом (т.е. ворс к ворсу) и слегка, через влажный проутюжильник, почти не касаясь утюгом ткани, просто обработать ткань паром.
Искусственную и натуральную кожу, лаке, "мятые" ткани, болонью, не подвергают декатировке.
Кроме того, некоторые виды портьерных тканей могут садиться постепенно, при каждой стирке понемногу. В этом случае нужно либо делать при шитье дополнительные припуски по нижнему краю, за счет которых, в случае необходимости, можно будет увеличить длину шторы, либо выбирать сразу более длинные шторы, чтобы после стирки они приняли нужную форму. Кстати, сейчас шторы модно делать такой длины, чтобы их можно было укладывать на полу красивыми драпировками. В этом случае усадка материала шторы при стирке - не проблема.
Материал ознакомит с таким, на первый взгляд, простым этапом, как подготовка к раскладке выкройки на ткань. Понятно, что для верного раскладывания выкройки, нужен большой, ровный столом. Выкройки побольше, например широченные юбки, можно разложить и на полу. Только ноги потом будут болеть. Особенно у тех, кто гиподинамичен… Нужны: мел, измерительные инструменты, булавки . Раскладка деталей совершается довольно просто. Но это все потом. Сначала ткань нужно к этому подготовить.
После построения базовой выкройки, для начала, есть необходимость выверить ее на точность. А кроме этого на совпадение проверочных линий. Проверяется длина швов, длина линии бедер, и обхват талии. Далее промеряется полуобхват груди, и бедер по выкройке. Это позволит сравнить их с мерками, при учете прибавки на свободное облегание. Кроме всего прочего, достаточной степени важной меркой слывет высота посадки брюк, и глубина проймы. После завершения проверки выкройки, детали переводят на кальку. Затем идет непосредственная подготовка перед процессом раскроя.
Как подготовить ткань к раскрою?
Ткань готовится конкретным образом. Она проходит ВТО (всемирная торговая организация, на самом деле, конечно, влажно-тепловая обработка). Влажная, тепловая обработка позволит предупредить возможную в будущем утрату внешнего вида изделия после стирки. Кроме этого предупреждает усадку и растягивание. Есть, конечно, изделия, которые в подобного рода предварительной подготовке и не нуждаются вовсе. Джинсы, например… Или вот такие вот штаны ... Нормы ВТО ткани, в зависимости от качества материала, отличаются. Поэтому их необходимо пристально, загодя, изучить. Вообще декатировать можно простым заворачиванием ткани декатируемой в ткань влажную Единстdенно, что нужно соблюсти, так это сложение лицевой стороной внутрь. Пусть так и полежит пару часов. Потом утюжите по долевой с изнанки.
Простые правила раскроя изделия
Долевую нить (ее еще называют нитью основы) располагают параллельно с кромкой ткани. Поперечную (называемую нитью утка) располагают перпендикулярно ей.
Определить позицию долевой нити, если материал не имеет кромок, довольно просто. Нужно отрез потянуть. В перпендикулярных направлениях. Ткани, обычно, не тянутся по долевой нитке. Получается, что особое внимание обращается на эластичность ткани.
После материал отпаривается без усилия на разглаживание. Часто отрез замачивается в теплой воде. Отжимается без скручивания, а просто проминается комком, и сушится. Я пришел к выводу, что правильнее будет сушить, просто разложив горизонтально на сборной сушке. В этом случае ткань не оттягивается под своим весом, что непременно произойдет, если она будет висеть свободно. Собственный вес тут играет плохую роль. Да еще если ткань набрала воды. Декатируют или через проутюжильник (выступает как буфер), или по изнаночной стороне. Ткань подсаживается, становится сухой. Можно кроить.
После того, как ткань подготовлена, отрез складывают пополам. Строго по долевой. Детали выкройки накалываются в соответствии с нанесенными на них направлениями долевой. Если материал не содержит ворса, либо рисунка (клетки например), детали помещают в различных направлениях. Это сэкономить материал . В противном случае, учитывая тканевый раппорт, используя маячки-маркеры в виде булавок, например, выкройки раскладывают в определенном порядке. Детали поясов, кокеток, клапанов, подзоров, обтачек, раскладываются в местах между основными деталями. Долевая нить учитывается.
Раскладку деталей в одном направлении предполагает материал с направлением ворса.
По завершению раскладки всех деталей, их прикалывают с помощью булавок. Хорошо, если стол имеет покрытие типа ковролина. Тогда выкройку можно приколоть к ткани, проколов булавкой и подложку. В этом случае происходит отличная фиксация всего отреза. Он не будет ерзать по столу. Контур обводят мелом, или обмылком, или текстильным фломастером. Потом отмечают припуски. По низу деталей отмечают припуск на подгибку. Это, обычно, 3–4 см. Наносят контрольные линии. Потом детали вырезаются. Профессионалы припуски режут вприглядку. Посмотрите на Татьяну Рогову, или Караулова Сергея. По необходимости, после того, как выкройки сняты, проводят контрольные линии. Или переносят их наметочными стежками на лицевую сторону. Не забывайте про надсечки.
на главную
Хотите стать автором и разместить свой материал на страницах ресурса? Это сделать проще, чем вы предполагаете... Присылайте заявку на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Декатировка ткани - это влажно-тепловая обработка материала перед раскроем.
Дело в том, что все ткани, содержащие натуральные волокна на 50% и больше, при влажно-тепловой обработке дают достаточно значительную безвозвратную усадку, что влечет за собой изменение размеров и искажение формы одежды при носке или после стирки.
Перед декатировкой необходимо проверить на небольшом кусочке ткани, не остаются ли на ней пятен от воды и утюга, а также стойкость красителя - на тканях с набивным рисунком.
Процесс декатировки для различных тканей происходит по-разному.
Шерстяную ткань разложите на плоской поверхности стола или гладильной доски лицевой стороной вниз. Как можно равномерно увлажните ее с изнаночной стороны (для этого лучше использовать пульверизатор), а затем дайте ей отлежаться в течении 8-12 часов. После этого проутюжить с изнанки в долевом направлении через проутюжку.
Тяжелые, креповые ткани перед раскроем следует целиком замочить в воде, слегка отжать и ненадолго повесить, а затем окончательно высушить утюгом, проглаживая с изнаночной стороны.
Хлопчатобумажные, льняные и смесовые ткани увлажните пульверизатором и утюжьте с изнаночной стороны, пока ткань не станет сухой.
Штапельная ткань очень садится при стирке. Поэтому ее нужно замочить в горячей воде, выжать, а затем высушить утюгом с изнаночной стороны.
Ткани из натурального шелка имеют незначительную усадку. Их достаточно проутюжить через влажный проутюжильник, совмещая долевую нить.
Ткани из синтетических волокон . Костюмные и плательные ткани с содержанием синтетических волокон более 50%, усаживаются незначительно, и поэтому в декатировке не нуждаются.
Особое внимание следует уделить вискозной и джинсовой тканям. Несмотря на то что вискоза это искусственное волокно, она тоже подвержена усадке, причем очень существенной. Поэтому вискозные ткани обязательно декатируются.
Джинсовая ткань при стирке сужается, а при носке обратно растягивается. Эту ткань декатировать не стоит, так как в противном случае вы получите изделие не своего размера.
Некоторые ткани увлажнять нельзя (бархат, вельвет, синтетические трикотажи, кожа, кожа заменители). Чтобы ткань не линяла и лучше сохраняла свой первоначальный блеск, ее можно замочить в воде с добавкой уксуса (на 3л холодной воды 1 ст. л. уксуса).
Если вы точно знаете, что в процессе носки вы не будете стирать сшитое вами изделие, а будете пользоваться услугами химчистки, вы можете отказаться от декатировки ткани и лишь прогладить ее с изнанки горячим утюгом, соблюдая при этом рекомендации по тепловой обработке данного вида ткани.
Привет. Этот пост о том как провести подготовку ткани к раскрою и раскрой изделия. По-началу я не особо обращала внимание на такие «мелочи» и случалось что изделия после первой стирки портились. Самый запомнившийся мне случай — это льняные брюки, которые сели так, что мне пришлось делать вставки по низу из кожзама не меньше одиннадцати сантиметров высотой.
Со временем я пришла к тому, что сначала знакомлюсь со всей информацией, а потом берусь за дело. Итак.
Подготовка ткани к раскрою
Перед раскроем большинство тканей (кроме ворсовых – бархата, вельвета, саржи подкладочной, искусственных шелков, тканей типа «болонья», плащевых) декатируют.
Декатирование – увлажнение ткани во избежание усадки готового изделия.
Ткани хлопчатобумажные, льняные, штапельные можно намочить в горячей воде, отжать (без выкручивания), затем развесить, следя за ровным положением долевой и уточной нитей. Затем ткань проутюживают в чуть влажном виде с изнанки по долевой нити.
Ткани шерстяные, смешанные с синтетическими и другими волокнами, раскладывают на отжатой развернутой простыне и свертывают их в рулон. Затем заворачивают в пленку и держат под небольшим грузом 2-3 часа. Для смачивания простыни можно взять раствор уксуса (из расчета 1 столовая ложка на 2 литра теплой воды). Просушивают ткань до чуть влажного состояния и по долевой нити проутюживают с изнаночной стороны.
Цветные, особенно многокрасочные, ткани проверяют на стойкость окраски путем проглаживания края через мокрую ткань.
Все ткани перед раскроем проутюживают.
Определение лица, направления ворса, дефектов ткани
Ткани шерстяные в рулоне обычно свернуты лицом внутрь, шелковые – лицом наружу. Ткани со сгибом сложены лицом внутрь. Проколы около кромок обращены выпуклостью на лицевую сторону. Сатин с лицевой стороны имеет блеск, благодаря длинным перекрытиям нитью утка (то есть поперечной). Если ткань выглядит с лица, и с изнанки одинаково, лицевой считают более качественную сторону.
Из ворсовых тканей кроят все детали в одну сторону: бархат и вельвет – ворсом вверх (для глубины оттенка), ткани с «начёсом» — ворсом вниз.
Крупный растительный орнамент на изделии располагают симметрично, «корешком» вниз.
Ткань просматривают с обеих сторон и отмечают мелом, мылом или стежками дефекты – узелки, дырочки, пятна, сбой орнамента и т.д. При раскрое эти места обходят или используют на таких участках, где они не заметны.
Раскладка выкроек и раскрой
Перед раскроем ткань складывают вдоль пополам, лицом внутрь, совмещая обе кромки, следя за перпендикулярностью уточной нити и нити «основы». Если по концам отреза ткани образуется перекос, данные участки «выпадают» из кроя. Расположение крупных клеток, букетов может быть не одинаковым у кромок, тогда ткань складывают по центру симметрии. Край ткани в этом случае используют на долевые детали (пояс, манжеты и др.). Места пересечения клеток совмещают и скалывают по всей площади сложенной ткани через 15 – 20 см.
Раскладывают все выкройки сразу, в том числе и самые мелкие. Если выясняется, что ткани недостаточно, то надо искать решение прежде всего за счет наиболее экономной раскладки. Допускается надставка в нижней части подбортов, на нижнем воротнике, обтачках, с изнанки пояса. При этом желательно сохранять направление долевой нити. При обработке «чужой» тканью низа платья, юбки, рукавов долевая нить должна идти по вертикали, как если бы подгибка была «своя».
В крайнем случае можно делать внутренние, не видимые с лицевой стороны, обтачки и прочие детали из другой ткани, подходящей по фактуре и цвету. Возможны комбинации из разных тканей, если сочетать их по тем же признакам.
Найдя наилучший вариант раскладки, выкройки прикалывают булавками к ткани, обводят контуры тонким мелом (мылом), отмечают все контрольные точки, концы вытачек, углы карманов и пр.
После обмелки выкройки снимают. Детали внутри контуров снова скалывают булавками, проверяя еще раз симметричность рисунка ткани. Выкраивают детали.
До первой примерки можно не выкраивать мелкие и отделочные детали, требующие уточнения, а заменить их макетами из бумаги или «макетной» ткани – лоскутков, остатков.
На этом все. Пока.