В каких случаях дети считаются сиротами или оставшимися без родительского попечения: понятие, статус и защита прав. Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Государственная защита этих граждан
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Понятие сиротства, причины его появления, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство на сегодняшний день в современной России является значимой проблемой, влияющей на политику нашей страны, но и на общество в целом. Это выражается в основном в том, что современная социальная и экономическая ситуация в нашей стране нуждаются в ее совершенствовании.
С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка дает понятие «сиротство» как «одиночество, состояние сироты».
Словарь-справочник социального работника определяет понятие «сиротство» - социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот, то есть сирота – ребенок, который находится постоянно или временно вне семейного окружения, или ребенок, который имеет право на помощь и защиту со стороны государства, также в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении.
Согласно педагогического терминологического словаря, сиротство-это социальное явление, которое характеризуют образ жизни детей, которые остались без попечения родителей.
Наиболее четкое определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано в федеральном законодательстве. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ дает определения категории таких детей:
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли единственный родитель или оба родителя;
Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя в связи с ограничением их в родительских правах, лишением их родительских прав, признанием родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими, отбыванием родителями наказания в учреждениях в виде лишения свободы, объявлением их умершими;
Лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет. Когда они находились в возрасте до 18 лет, у них умерли единственный родитель или оба родителя либо которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
По мнениям Д.В. Волкова и Г.М. Погореловой социальное сиротство в России имеет свои особенности:
Обострение в семьях проблемы жестокого обращения с детьми;
Увеличение числа социально неблагополучных семей;
Постоянный рост численности детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот;
Неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов воспитания, дальнейшей судьбы и временного жизнеустройства детей;
Низкий уровень предупреждения социального сиротства;
Сокращение или отмена социальных льгот;
Ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних;
Резкое увеличение количества безнадзорных детей.
Тюгашев Е.А. в своих исследованиях выделяет следующие виды сиротства:
Собственно сироты. Такие дети, чьи родители рано умерли;
Домашние сироты. У таких детей есть родители, но им нет дела до их ребёнка, который живет с ними. В худшем случае дети с такими родителями находятся в антагонистических отношениях, а в лучшем случае они чужие друг другу;
Интернатские сироты. Такие дети, у которых родители практически не участвуют в их воспитании, так что они воспитываются в интернате далеко от родителей;
- «отказники». Такие дети у родителей, которые отказались от родительских прав;
- «лишенцы». Такие дети у родителей, которые лишены родительских прав.
По мнению Тюгашева Е.А., особенно выделяет социальное сиротство. К такому сиротству относят таких детей, которые имеют биологических родителей. Но родители таких детей по каким-то личным причинам не заботятся и не занимаются воспитанием своих детей. Такие родители юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
На основе социального сиротства автор выделяет «скрытое» социальное сиротство. Оно вызвано изменением со стороны родителей отношения к своим детям, вплоть до полного вытеснения детей из семьи. Такое отношения приводит к росту беспризорности огромного количества подростков и детей. В итоге, автор классифицирует сиротство как социальное понятие и как социальное явление.
Для того чтобы глубже понять и решить проблемы сиротства, необходимо исследовать источники сиротства и причины его появления в современной России. Источники сиротства в России берут начало свое из далекого прошлого, когда во времена войн, голодовок, эпидемий, стихийных бедствий, ряда других стихийных бедствий родители погибали, поэтому их дети становились сиротами. В современной Росси ситуация отличается причинами, которые приводят к сиротству, а не процентным соотношением детей сирот. Многие исследователи отмечают, что больницы, специальные заведения, родильные дома заполнены брошенными младенцами.
По нашему мнению, в нашей стране распространение явления сиротства обусловлено комплексом процессов и особых условий в обществе, которые характеризуют развитие страны на протяжении XX века: Революция 1917 года, террор 20-х-30-х годов, три разрушительных войны (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная война), последствия перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.
Большевиками в первые десятилетия после революции был нанесен мощный удар по вековой русской культуре. Известным русским культурологом и философом Ю.М. Лотманом введено понятие «вековое здание культуры». Автор считал, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта, что такое выражение не случайно. Одно из главных определений культуры –это ее «негенетическая» память, всегда подразумевает непрерывность интеллектуальной, духовной, нравственной жизни общества и человека, и человечества, всегда связана с историей. Когда мы говорим о культуре современной, то сами того не подозревая, мы говорим о том огромном пути, который наша культура прошла. Этот путь перешагивает границы национальных культур, исторических эпох, насчитывает тысячелетия, погружает нас в одну культуру всего человечества».
Известно, что в наши дни Россия страдает от социальных и экономических неурядиц из-за происшедших значительных перемен в последние годы. Правительству России приходится уделять первостепенное внимание национальной безопасности и экономическому развитию, сохранению основ государственности, так как наша страна вступила в строительство посттоталитарного общества. Первые шаги в этом направлении сопровождаются сокращением или отменой социальных льгот, что вступает в противоречие с основной функцией любого государства - социальной защитой нуждающегося населения. Рост зарплат и пособий не поспевает за ростом цен, поэтому ухудшаются возможности родителей в воспитании детей, снижается уровень жизни семей с детьми. В свою очередь, такое состояние изменяет во многом общественное сознание. Интересы индивидуального выживания становятся главенствующими, а духовные и социальные потребности, куда входит забота о детях, отодвигаются на второй план. К сожалению, представители наименее защищенных социальных слоев нашего общества особенно чувствительны к таким деструктивным процессам .
Сейчас вызывают большую тревогу более увеличивающееся число детей, которые лишились родительского попечения при живых родителях, то есть социальные сироты. Социальное сиротство – это одна из проблем, которые остро стоят перед современным государством и обществом России. При этом понятие «социальное сиротство» указывает на особую роль процессов в обществе и социальных условий при формировании данного явления, широко распространено в нашей стране.
Предполагается, что социальное сиротство порождается одним из важнейших факторов современности- процессом урбанизации. Город ускоряет эмансипацию женщин, изменяет мораль, способствует распаду патриархальных семейных связей, создает для человека особый покров социальной анонимности, приводит к распространению среди женщин мужских пороков - наркомании, преступности, алкоголизма, то есть к психическому и физическому отторжению от ребенка.
Причины социального сиротства, как многоаспектного явления, по мнению Г.Н. Соломатина, заключаются в:
Добровольном отказе матерей от своих несовершеннолетних детей (отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные);
Принудительном изъятии ребёнка из семьи, когда родители лишают родительских прав в целях защиты интересов ребёнка (асоциальный обзор жизни, недееспособных родителей);
Природных или социальных катаклизмах, вынуждающие население страны к хаотической миграции (потеря ребёнка, отказ от ребёнка).
А.Ю. Васильев феномен социального сиротства связывает, прежде всего, с двумя факторами: кризисом семьи и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы образуются круг причин проявления социальных сирот:
Социальная дезориентация семей;
Материальные и жилищные трудности родителей;
Слабость нравственных устоев;
Негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребёнка).
На основе анализа ранее выделенных причин сиротства и согласно отечественной практике, можно сказать, что основными причинами сиротства в современной России являются:
Отказ родителей от ребёнка в роддоме;
Тяжёлое материальное положение семьи;
Нежелательная беременность (в большинстве случаев такая беременность возникает у несовершеннолетних детей, которые рано вступили в половую жизнь);
Социальная дезадаптация родителей ребёнка, связанная чаще всего с потреблением наркотиков, алкоголя;
Рождение ребёнка с патологией (сюда относят детей-инвалидов, детей с неизлечимыми заболеваниями и т.д.);
Смерть или неизличимая болезнь одного или двух родителей, при отсутствии близких родственников;
Родители ребёнка в местах лишения свободы отбывают наказание;
Родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
Родители уклоняются от обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, то есть лишены родительских прав;
Жестокое обращение с детьми в семье;
И другие причины.
По мнению Н.В. Скаткова, лишение родительских прав – основная причина, по которой дети в России лишаются попечения родителей. Согласно статистике ежегодно в домах ребёнка 80% воспитанников составляют дети, от которых родители отказались сразу после их рождения, по причине болезни ребёнка – 60%, в связи с тяжёлым материальным положением семьи – 20%. В 2015 году было выявлено 40 000 россиян, которые лишены родительских прав. Из них 29 000 были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, 12%- в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5%- за злоупотребление родительскими правами.
В настоящее время доля детей-сирот, детей, оставшихся без обеспечения родителей в России, составляет более 600 тыс. человек. Это довольно большая цифра, но за последние годы видна тенденция сокращения числа сирот в России. Так, например, в 2012 году это количество составило 654 355 детей, в 2013 году эта цифра немного увеличилась и составляла более 660 тыс. детей, а в 2014 году снова сократилось до 634 000 детей. Как показывает практика, количество сирот в России каждый год меняется, но, к сожалению неизменным остаётся причины социального сиротства. Статистические данные в настоящее время о распространении сиротства в России периодически публикуются во многих средствах массовой информации, поэтому нетрудно представить реальную картину такого явления.
Можно сделать вывод, что актуальной особенно проблема социального сиротства становится для крупных индустриальных городов России. Среди воспитанников интернатных учреждений 95% детей были переданы на полное государственное обеспечение, от них родители по различным причинам отказались, либо лишены родительских прав, а только 5% детей не имеют родителей.
К сожалению, среди сирот встречаются и дети-инвалиды с различными отклонениями в психическом и физическом развитии. Такие дети представляют собой особую категорию, до конца своей жизни нуждаются в поддержке со стороны взрослых, также им необходимо постоянное медицинское обследование, на которое тратиться большое количество средств и времени.
Считается, что каждый ребёнок с момента своего рождения нуждается в заботе, любви и ласки со стороны своих родителей. Постоянное внимание к ребёнку закладывает в нём основные качества личности, которые в свою очередь обеспечивают психологическую устойчивость, нравственные ориентиры, любовь к жизни и целеустремлённость. Но, к сожалению, в нашем обществе есть и такие дети, которые лишены родительского внимания. И на протяжении всей жизни им приходится испытывать ряд проблем влияющих на их развитие.
Многие учёные пришли к выводу, что проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, носят:
Медицинский характер. Среди проблем медицинского характера можно выделить следующие: отклонения в психическом и физическом развитии сирот (сюда можно отнести синдром Дауна, заболевание Детским церебральным параличом (ДЦП), а также атрофию подвижных конечностей и др.); болезни желудочно-кишечного тракта; болезни органов дыхания (пневмония, различные респираторные вирусные заболевания); врожденный порок сердца; инфекция мочевых путей; недоношенность, анемия, гипотрофия и рахит (все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей); заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (основным источником таких заболеваний являются родители алкоголики, наркоманы, а также матери перенёсшие во время беременности сифилис или гепатит). То есть присутствует повышенный риск заболеваемости детей-сирот: частые хронические патологии, отставания в уровне физического, психического, интеллектуального развития, поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, неврозы, которые обусловлены психическими травмами;
Социальный характер. К проблемам социального характера, во-первых следует отнести социальный статус ребёнка-сироты, воспитывающегося в детском доме или интернате. Он- будто «ничей» ребёнок. Такой ребёнок испытывает недостаток внимания со стороны взрослых. Это вызвано тем, что внимание педагогов и воспитателей в детских дома сосредоточено не на конкретного ребёнка, а на группу детей. Во-вторых: дети, воспитывающиеся в детских домах, испытывают пренебрежительное отношение к себе со стороны детей и родителей из обычных семей. В-третьих, дети-сироты, дети, оставшиеся без обеспечения родителей до наступления своего совершеннолетия, состоят на полном обеспечении государства. Дети привыкают к постоянному их покровительству взрослыми. Таких детей называют иждивенцами, для них характерен низкий индекс самостоятельности. При выходе из интерната такие дети самостоятельно не могут решать многие жизненные проблемы;
Педагогический характер;
Психологический характер. Особое значение для детей-сирот имеют проблемы психологического характера. Обычно они определяются недостатком любви и родительской ласки. Младенцы могут умереть, если будут оставлены без тепла эмоционального, несмотря и на нормальный уход за ними, у детей постарше наблюдается нарушение процесса развития. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию уверенности в себе с одной стороны, и доверия детей к другим людям с другой стороны одновременно. Отсутствие к конкретному взрослому некой привязанности дезориентирует ребёнка, заставляет чувствовать свою уязвимость и малоценность. Дети, отвергаемые, неблагополучны эмоционально. Такое гасит их познавательную и интеллектуальную активность. Вся внутренняя энергия уходит на приспособление в условиях его жёсткого дефицита к поискам эмоционального тепла и борьбу с тревогой». Внимание работников домов-интернатов и детских домов не может компенсировать ребёнку общения с его родной семьёй. Такие дети учреждений имеют ограниченный круг общения. Дети становятся агрессивными, эмоционально холодны, замкнуты, повышено уязвимы. Тот ребёнок не имеет устойчивый положительный «Я- образ», дружеские и тёплые отношения с другими людьми, больше шансов на самоуважение, который не был лишён родительской любви, что доказывается множеством исследований. Дети, у которых родители лишены родительских прав, больше всего переживают жизненную травму. С одной стороны это связано с плохим обращением с ребёнком внутри семьи (физическое и сексуальное насилие, недостаток должного внимания детям), а с другой тяжело переживает разлуку с семьёй. Вынужденную разлуку ребёнок воспринимает в качестве смерти своих родителей. Дети стараются не думать о том, что с ними случилось, так как эмоциональные глубокие связи со значимыми для нас людьми являются источником и основой жизненных сил для каждого.
Испытывая постоянное насилие в семье, дети убегают из неё, что является развитием в нашей стране бродяжничества и беспризорности. Согласно статистике ежегодно в России 26 000 детей становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей, 10 000 детей и подростков убегают из дома, 2 000 детей и подростков спасаясь от домашнего насилия, покончат жизнь самоубийством.
Помимо домашнего насилия ребёнок может снова встретиться с ним в стенах детского дома, что негативно влияет на его психическое развитие, вызывает чувство страха и недоверие к людям. Такое насилие можно рассматривать со стороны разных аспектов. Во-первых, насилие со стороны персонала – удары головой о стену, связывание, избиение детей, оставление или запирание детей без смены одежды в течение нескольких дней, их избиение. Также оно может быть выражено в сексуальном насилии со стороны персонала. Иногда дети не получают необходимого ухода- это второй признак, то есть отсутствие заботы. Наиболее опасно для детей отсутствие заботы у детей-инвалидов. Для детей-инвалидов во многих учреждениях с воспитанниками не проводят и не играют в развивающие занятия, не дают должного образования. Порой в течение продолжительного времени их оставляют лежать в постели без контакта с другими людьми. Обращение такого вида может привести к проблемам в эмоциональном состоянии, возникновению долговременных проблем со здоровьем. Насилие со стороны других подростков и детей в детских дома также присутствуют: сюда можно отнести унижения, оскорбления, физическое насилие.
В итоге, сиротство в современной России имеет свои признаки и особенности: появление новых характеристик социального сиротства, которые определяются падением нравственных устоев семьи, постоянным ухудшением жизни семьи россиян, следовательно, значительное увеличение размеров социального сиротства. Все это приводит к безнадзорности огромного количества подростков и детей практически во всех регионах страны, изменению отношения взрослых к детям вплоть до полного вытеснения их из понятия «семья», обескультуриванию русского народа.
Необходимо изучать причины возникновения сиротства, чтобы вовремя предупреждать ее. Несомненно, что основной причиной детской безнадзорности является аморальный образ жизни и пьянство родителей, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей. Отчуждение ребенка от семьи также часто вызвано внутрисемейным конфликтом, который основан на упорном нежелании взрослых помочь преодолеть кризисную ситуацию и простить ребенка, войти в положение их ребенка.
2.1. понятийный аппарат, причины сиротства.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.
(сноска Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.
Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. (Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)
По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.
Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.
В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: · добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Во время прохождения преддипломной практики, я просматривала банк детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детского дома №3» города Перми, обнаружила, что в большинстве имеющихся дел, дети являются социальными сиротами (примерно 75% из 100) в каждом деле есть история попадания ребенка в детский дом. Основными причинами было нахождение детей на улице в позднее время суток, без присмотра родителей, или по заявлению одного из родителей, родственника, соседей проводилась проверка органами опеки и попечительства жилого помещения, где проживает ребенок. Чаще всего это были ужасные условия не пригодные для проживания. Родители, которые часто находили под воздействием алкогольного или наркотического опьянения - это все являлось основным фактором лишения родительских прав. Встречались дела, в которых указывалось, что ребенок сам ушел из семьи и обратился за помощью в государственные органы, или, например, родители сами приводили детей в детский дом, причем не только в раннем возрасте(4-5 лет), а старше (14 лет) из нежелания воспитывать ребенка, а не по каким- либо другим обстоятельствам.
Это все, я считаю, неким падением нравственных приоритетов населения страны. Отсутствие чувств ответственности и развязного образа жизни. Многим просто не под силу содержать собственных детей, или нет возможности завести ребенка. Но для этого государство выплачивает различные пособия, гражданам имеющим детей, для поддержания естественного прироста населения и помощи семьям.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства(Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)
Основанное на положениях ст.121 Семейного Кодекса, законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».(сноска "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ; Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Согласно данному законодательству:
1.Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
2.Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием или наказания в учреждениях, исполняющие наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением от родительских родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.(сноска "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ)
Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это - мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.
К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям - это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства.
(Брутман В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 1994. с. 38.)
2.2 сравнительный анализ детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству СССР и настоящему.
Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей
Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.
Нормативное регулирование
В основе законодательного регулирования данного аспекта лежит Конвенция прав ребенка, принятая на международном уровне, служащая базой для иных актов правотворчества, основное предназначение которых - охрана и защита прав и свобод граждан, не достигших совершеннолетия.
Что касается нормативного регулирования прав и интересов детей, которые остались без попечения родителей, выполняется оно в соответствии с предписаниями таких законодательных актов:
1. СК РФ, в частности ст. 155.3;
2. Постановление правительства РФ №676, в 30 пункте которого прописаны права воспитанников образовательных учреждений, в которых проживают несовершеннолетние граждане, оставшиеся без обеспечения матери и отца;
3. Федеральные законы и подзаконные акты, гарантирующие социальную поддержку детям - сиротам, а также несовершеннолетним лицам, лишенным родительского обеспечения.
В статье представлены сведения об основополагающих правах и свободах рассматриваемой категории детей, содержащихся в вышеперечисленных источниках, а также об условиях их реализации и охране.
Основания для предоставления статуса, дающего право своему обладателю на социальное обеспечение
В соответствии с законодательством к категории лиц, имеющих статус детей, оставшихся без обеспечения родителей, дающий право на социальное обеспечение и предоставление других материальный и нематериальных благ, относят:
. Несовершеннолетних лиц, которые остались сиротами в результате смерти матери или отца, или же обоих родителей;
. Граждан до 18 лет, родители которых по решению суда лишены родительских прав;
. Детей, в том случае, если их родители ограничены в осуществлении своих родительских прав в соответствии с постановлением суда;
. Несовершеннолетних лиц, родители которых признаны недееспособными;
. Лиц до 18 лет, если их родители считаются безвестно пропавшими;
. Детей, чьи родители осуждены и отбывают назначенное наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также в случае назначения последним такой меры пресечения, как заключение под стражу;
. Несовершеннолетних граждан, если их родители пребывают в специализированных медицинских заведениях;
. Несовершеннолетних лиц, если их родители злостно уклоняются от их материального обеспечения и воспитания;
. Несовершеннолетних лиц, если родители отказались их забирать из лечебных, образовательных, а также других социальных заведений;
. Граждан в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения родителей, в установленных законодательством случаях.
Права детей, оставшихся без попечения родителей
Материальные и нематериальные
Меры социальной поддержки рассматриваемой категории детей направлены на реализацию их материальных и нематериальных прав и свобод. К материальным благам относится обеспечение жильем, питанием, одеждой, бесплатным проездом в общественном транспорте, предметами быта и обучения.
Перечень нематериальных прав содержит:
. Право бесплатно учиться;
. Право работать;
. Жилищные права;
. Право бесплатно пользоваться медицинскими услугами;
. Право на отдых;
. Право на развитие способностей и интересов.
Личные и имущественные
Отдельно можно выделить личные и имущественные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения.
Имущественные права:
1. Право на социальное обеспечение;
2. Право на имущество, которое перешло в собственность лица на основании договора дарения или по наследству;
3. Жилищное право, которое предусматривает сохранение права собственности на закрепленное за несовершеннолетним лицом жилое помещение, несмотря на то, что ребенок проживает в государственном социальном учреждении;
4. Право на получения жилья вне очереди, при условии отсутствия недвижимого имущества, пребывающего в собственности лица.
Личные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения, включают право:
. Беспрепятственно общаться с матерью и отцом, при их наличии, а также с близкими родственниками;
. Выражать собственное мнение, когда решается вопросы относительно осуществления их интересов, а также защищать свои права законными способами, в том числе и в ходе судебного разбирательства;
. Жить совместно с опекуном и членами его семьи до достижения 16 лет, после допускается раздельное проживание, требующее предварительного согласования с органами опеки и попечительства;
. Требовать уважения чести и собственного достоинства от других лиц.
Остановимся на основных правах детей, оставшихся без попечения родителей более детально.
Право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное общее образование и материальное обеспечение во время обучения
Понятие получение общего образования за счет средств из федерального бюджета предусматривает:
. Бесплатное прохождение подготовительных курсов абитуриентами перед поступлением в средние учебные заведения и вузы на бюджетной основе. При этом наличие документа, подтверждающего получение основного или среднего образования обязательно (аттестат, диплом);
. Бесплатное получение второго профильного образования;
. Сохранение полного социального обеспечения, в частности выплаты стипендии, в случае академического отпуска, если избежать отрыва от учебного процесса невозможно по медицинским показаниям;
. Бесплатный проезд студентов в некоторых видах общественного транспорта;
. Компенсацию расходов на проезд к месту обучения и обратно, если учебное заведение находится в другом населенном пункте. Возмещение производится один раз в год;
. Выплату одноразового денежного пособия выпускникам, а также обеспечение последних одеждой и необходимым оборудованием по окончании учебного заведения. Компенсация производится за счет образовательного учреждения, в котором выпускник обучался.
Во время обучения содержание детей, оставшихся без родительского обеспечения, а именно питание, проживание в студенческом общежитии, а также обеспечение других материальных благ, связанных с получением образования, осуществляется за счет государства.
Право на развитие способностей и интересов
Развитие способностей и интересов предусматривает создание необходимых условий как для несовершеннолетних лиц с отставанием в развитии, так и для тех, которые проявили выдающиеся таланты. Реализация данного права осуществляется в соответствии со специальными программами, разработанными для отдельных категорий детей с учетом их умений и навыков.
Если ребенок нуждается в коррекции проблем в развитии, ему предоставляется помощь квалифицированного специалиста, а дальнейшее обучение проводится по программе, направленной на продвижение его способностей и способствующей прогрессу.
Право детей на получение пособия, а также на другие социальные льготы
Ребенок, лишенный родительского обеспечения, имеет право на следующие выплаты и льготы:
1. Алименты. При этом средства, взысканные с родителей детей, лишенных родительского попечения, перечисляются на счет того заведения, в котором ребенок проживает. Одна половина денег идет на содержание получателя алиментов, а вторая - ложиться на его счет, открытый в Сбербанке РФ;
2. Пенсия;
3. Социальные выплаты и пособия;
4. Льготный или бесплатный проезд в некоторых видах общественного транспорта.
Право на отдых,
Под правом на отдых подразумевается предоставление ребенку свободного времени для проведения досуга в соответствии с его интересами и предпочтениями. Также понятие полноценного отдыха включает организацию свободного времени детей в период каникул и выходных дней.
Право на защиту законных интересов и прав
Законом гарантировано право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на судебную защиту своих нарушенных интересов и предоставление бесплатной юридической помощи (консультация юриста, составление иска и других процессуальных документов, представление в суде).
Наравне с подопечным лицом, интересы которого нарушены, обратиться в суд за восстановлением справедливости вправе его законный представитель, прокурор, а также представитель органа опеки и попечительства, в обязанности которого входит охрана прав и свобод детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без обеспечения родителей.
Охрана прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения
Охрана и защита осуществляется следующими способами:
1. Защита интересов законным представителем (опекун, попечитель, воспитатель);
2. Самозащита;
3. Представителями органов опеки и попечительства;
4. Защита прокурором.
Государственная забота о детях-сиротах находит свое выражение в предоставлении пенсий, льгот и пособий. Их существует довольно значительное число. Статья поможет разобраться во всех видах помощи и условиях, при которых их можно получить.
Категории льготников – сироты и оставшиеся без попечения родителей
Перед перечислением льгот для детей, потерявших кормильца и оказавшихся в трудных жизненных условиях, следует определиться с понятиями. Сиротами считаются дети до совершеннолетия, оба родителя или единственный у которых умерли и ребенок остался без их попечения. К ним приравниваются дети, в силу различных жизненных обстоятельств тоже лишенные родительского попечительства. Льготы детям, оставшимся без попечения родителей, положены в следующих ситуациях:
- при отсутствии родителей и невозможности их установить;
- при лишении родительских прав или ограничении в них;
- родители признаны судом безвестно отсутствующими после безуспешного розыска;
- находятся на длительном стационарном лечении с диагнозом, не поддающимся лечению;
- объявлены умершими;
- признаны недееспособными или применяются ограничения дееспособности;
- лишение свободы для отбывания наказания или пребывание под стражей для расследования преступления;
- при отказе забрать домой из лечебных, воспитательных и других учреждений.
В любом перечисленном случае ребенок считается сиротой. До 14-летнего возраста родственники или другие лица могут установить над ним опеку. До достижения совершеннолетия оформляется попечительство. ФЗ-159 устанавливает привилегии и льготы для детей сирот, которые сохраняются за ними до 18-летнего возраста. Существуют обстоятельства, которые позволяют пользоваться помощью и дальше. Они касаются в основном лиц, обучающихся на стационаре в любом учебном заведении.
Социальная помощь сиротам – виды пенсий, пособий, льгот
Действующее законодательство предусматривает для детей, оставшихся без попечения родителей, выплату пенсий. Они существуют в двух формах: страховая и социальная. Страховые пенсионные средства положены детям, родители которых работали, из заработка проводились отчисления в Пенсионный фонд. В другом случае предоставляется социальная пенсия, имеющая строго фиксированную сумму, подлежащую индексации. Оба случая – это виды ежемесячной социальной помощи ребенку.
Другие льготы касаются образования. Они начинаются при поступлении в любое образовательное учреждение, в том числе ВУЗ. Чтобы быть зачисленным студентом высшего учебного заведения или среднего, достаточно набрать определенные балы. В дальнейшем, при обучении, сироты также пользуются льготами. Выплачиваются все ранее назначенные пособия, студенты вузов и учащиеся средних специальных учебных заведений обеспечиваются одеждой, обувью и всем необходимым для проживания и учебы, в том числе учебниками. Их стипендии минимум на 50 % выше обычных.
Приобретение специальности, к сожалению, не всегда гарантирует рабочее место. В поисках работодателя выпускники-сироты могут обратиться на биржу труда, при необходимости пройти бесплатные курсы для приобретения актуальной в регионе специальности. Сотрудники центра занятости помогут с профориентацией, поиском работы. Впервые зарегистрированному положено пособие в размере среднего регионального заработка.
Следующие льготы относятся к медицинским и оздоровительным услугам. Лечение, в том числе операции, сиротами не оплачивается. Они пользуются льготными путевками для оздоровления в санаториях, оплачивая только проезд. Что касается использования транспорта, то он бесплатный на городских и пригородных маршрутах.
Законодательством охраняются имущественные права сирот. Если родители имели жилплощадь, на которой ребенок был прописан, она полностью или ее часть сохраняется за ним в зависимости от обстоятельств. При отсутствии недвижимости, пригодной для проживания, существуют льготы, позволяющие сироте получить жилье в собственность.
Пути решения жилищной проблемы:
- бесплатное проживание в образовательных учреждениях, где сирота пребывает на постоянной основе;
- предоставление общежития при обучении на стационаре до 23-летнего возраста;
- бесплатная аренда жилья до совершеннолетия;
- встать в очередь на квартиру с 18 до 23-летнего возраста.
Права на жилье определяются ФЗ-159 , 1996 год, с изменениями 2017 г. До новой редакции Закона льготники не становились в очередь, им предоставлялось жилье, имеющееся в муниципалитете. Но выявились многочисленные нарушения, что привело к изменениям в Законе.
Возраст претендента на бесплатную жилплощадь – от 18 лет до 23. На протяжении этого 5-летнего периода он должен официально заявить о нужде в жилплощади и стать в очередь, ожидая реализации своего права. Оно остается даже после 23-летнего возраста.
Согласно новой редакции Закона, на госорган, в ведении которого находится решение этого вопроса, возложены обязательства проверки имущественных прав претендента на жилье:
- наличие квартиры, переданной в аренду, у льготника или лиц, с которыми он проживает;
- есть ли у него или членов его семьи жилое помещение или часть на правах собственности;
- условия проживания.
Даже если у сироты есть жилье, оно должно соответствовать санитарно-техническим нормам. Проживание совместно с лицами, нуждающимися в постоянном уходе или с родителями, лишенными прав в отношении ребенка, не лишает сироту возможности претендовать на отдельную жилплощадь.
Вместо муниципальной жилплощади сироте могут предоставить целевой сертификат, потратить который можно только на покупку жилья.
Страховая пенсия для сирот – условия назначения и получения
Статьей 10 ФЗ-400 определяются условия, при которых назначается страховая пенсия сиротам, потерявшим родителей:
- у страховика был трудовой стаж – достаточно одних суток;
- он умер не в результате совершения противоправных действий;
- лицо, претендующее на пенсию, нетрудоспособное, содержалось умершим.
Обычно пенсия выплачивается до совершеннолетия, но для студентов очной формы она сохраняется до 23-летнего возраста. Не играет роли, в чьей собственности находится учебное заведение – государственной, ведомственной, муниципальной или частной – льготы сохраняются. На получение дополнительного образования они не распространяются.
По достижении 23-летнего возраста выплата прекращается. Лицо считается трудоспособным, независимо от того, закончил человек обучение или продолжает учиться. Получать пенсию после 23 могут только сироты, являющиеся инвалидами. Заочники не могут претендовать на пенсию после совершеннолетия.
Сумма трудовой пенсионной помощи для льготников зависит от индивидуального персонального коэффициента и его стоимости. К нему добавляется фиксированная сумма, которая составляет для сирот в 2017 году 4558 рублей. Она индексируется в зависимости от реального размера инфляции.
В отношении пенсионных выплат сиротам возникает много вопросов после достижения совершеннолетия. В частности, это касается студентов, взявших академический отпуск. Они продолжают считаться студентами, поэтому для обучающихся на стационаре пенсию продолжают выплачивать. Но для лиц, одновременно обучающихся на стационаре и работающих, выплаты прекращаются. Вступает в силу положение законодательства, что пенсия выплачивается только нетрудоспособным.
Устроившись на работу, учащийся аннулирует это обстоятельство, возникают условия для прекращения пенсионных выплат.
Социальная пенсия – особенности начисления и выплат
Если ни у кого из родителей нет страховых отчислений в Пенсионный фонд, сироте выплачивается социальная пенсия из федерального бюджета. Она назначается на тех же основаниях, что и страховая или, по-другому, трудовая: несовершеннолетним до 18 и обучающимся на стационаре до 23-летнего возраста. На нее, как и на страховую, могут претендовать не только родные, но и усыновленные дети, а также умерших матерей-одиночек.
Пенсия назначается на основании ФЗ-166, 2001 г. детям, которые проживают в РФ, без доходов для жизнеобеспечения. Среди других специфических особенностей назначения пенсий:
- срок выплат определяется на время нетрудоспособности или бессрочно;
- если после совершеннолетия или достижения 23-летнего возраста для студентов стационаров гражданин признается инвалидом, его пенсия, положенная сироте, не отменяется;
- учащиеся очной формы обучения пользуются пенсионными выплатами независимо от принадлежности учебного заведения к любой организационно-правовой форме.
Сумму социальных пенсий устанавливает государство с учетом прожиточного минимума, региона проживания. Размер фиксированный, с ежегодной индексацией. С 01.04.2017 года она повышена на 1,5 % и составляет для сирот, потерявших одного из родителей, 5034 рубля. Если ребенок остался без обоих родителей или мать имела статус матери-одиночки, пенсия повышается до 10068 рублей. Для отдельных районов с трудными климатическими условиями определяется коэффициент надбавки. При переезде в другую местность он утрачивается.
Документы для оформления пенсии ребенку-сироте обычно подает опекун. Часто представителем выступает учреждение, в котором ребенок находится постоянно. В ПФ по месту пребывания сироты подаются, кроме заявления:
- до 14-летнего возраста свидетельство о рождении, после – паспорт;
- свидетельство, удостоверяющее смерть одного или двух родителей;
- подтверждение родства: документы об усыновлении, постановления суда, справка из жилищной конторы и подобное;
- справка из ЗАГСа о статусе матери-одиночки при таких обстоятельствах.
Дополнительно требуется справка об учебе и подтверждение постоянного проживания в РФ. При отсутствии некоторых бумаг предоставляется 3 месяца, чтобы их собрать. Если предъявить вовремя, пенсия назначается с первого числа месяца подачи заявления. Даже если обратились в последний день месяца, она начисляется с 1 числа.
Существуют обстоятельства, при которых сиротами утрачивается право на льготную пенсию – ст. 24 ФЗ-166 . Это касается лиц, постоянно проживающих за границей или имеющих два места проживания: в РФ и другой стране. Также прекращают выплачивать сиротам при официальном трудоустройстве с постоянным доходом или когда назначена страховая пенсия.
Получатель или его представитель обязан известить ПФ о наступлении одного из обстоятельств, иначе может возникнуть ситуация, когда ПФ через суд потребует вернуть незаконно выплаченные средства.
В целом сироты пользуются льготами, направленными на создание условий для проживания, получения образования и устройства жизни.