Безопасность ребенка в природе дошкольник. Проект по ОБЖ «Безопасность в природе. Стихийное бедствие – наводнение
Ирина Ромашова
Проект по ОБЖ «Безопасность в природе»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение
Детский сад № 94 «Солнышко» г. Твери
Проект по ОБЖ
Тема : «Безопасность в природе »
Выполнила воспитатель высшей
Ромашова И. Е.
Цель проекта : познакомить детей с элементарными правилами ; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления работы этого блока :
1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления )
2. Охрана природы
3. Съедобные и несъедобные грибы
4. Лекарственные и ядовитые растения
5. Контакты с насекомыми и животными
Задачи :
Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей
Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды
Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе , сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы
Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними
Тип проекта : краткосрочный.
Длительность проекта : 1 неделя.
Участники проекта : педагоги, дети и их родители.
Планируемый результат : дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения в природе , умеют действовать в различных ситуациях.
1. Безопасность
2. Здоровье
3. Социализация
4. Коммуникация
6. Чтение художественной литературы
7. Познание
8. Художественное творчество
Основные формы реализации проекта : беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, тренинг-соревнования, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Этапы проекта :
I. Подготовительный. Работа с родителями.
Цель : повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе .
Анкетирование
Консультации : «Общение с природой – прекрасно или опасно?» , , «Растения могут быть опасными» , «Что делать при отравлении грибами?» , «Если ребёнок потерялся в лесу»
КВН для детей и родителей «»
Досуг для детей и родителей : «Чтобы не было беды»
Художественное творчество
Непосредственно образовательная деятельность
Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию основ безопасного поведения детей в природе .
II. Реализация проекта
Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.
Каждый день недели имеет свою общую структуру : название, цель дня, в конце дня подводятся итоги.
Темы дня :
Понедельник природе (природные явления ) » – дети должны знать, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы .
Вторник : «Будем беречь природу и охранять » - дети должны знать : какие действия вредят природе , портят её, а какие способствуют её восстановлению.
Среда : - дети должны уметь различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду.
Четверг : - дети должны уметь различать съедобные ягоды и ядовитые растения, правильно их называть.
Пятница : - дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.
Понедельник
Тема дня : «Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления ) »
Цель : формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы ; закрепить знания детей о явлениях природы .
Беседа : «Земля – наш общий дом»
Чтение художественной литературы : стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой» , А. Барто «Весенняя прогулка»
Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях
Наблюдение : за деревьями, птицами, растительностью на участке
Рассматривание репродукций картин : И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» , «Перед грозой»
Развлечение : «Мы знаем, как вести себя в природе »
Рассматривание альбома : «Правила поведения в природе »
Подвижная игра : «Птички в гнёздышках»
Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей »
Продуктивная деятельность (рисование) : «Чтобы я хотел видеть на Земле»
Экспериментальная деятельность : опыт «Гром и молния» (с воздушными шарами)
Тема дня : «Будем беречь и охранять природу »
Цель : формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна , поэтому её надо охранять.
Рассматривание альбомов : «Жалобная книга природы » , «Природа родного края »
Просмотр презентации : «Правила поведения в лесу»
Показ схем : «Что можно и что нельзя делать в природе »
Заучивание стихотворений : «Если я сорву цветок» , «Здравствуй лес, дремучий лес» С. Погорельского
Игровая ситуация : «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»
Беседа : «Мы – юные друзья природы »
Дидактическая игра : «Живая природа »
Пальчиковая гимнастика : «Вышли пальчики гулять»
Чтение художественной литературы : стихотворение Е. Карасёва «На земле исчезают цветы» , А. Берестова «Лес не только для нашей забавы»
Физминутка : «Вместе по лесу идём»
Рассматривание плакатов : «Запрещающие правила поведения в природе » , «Разрешающие правила в природе »
Тема дня : «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель : учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки)
Беседа : «Лес – богатство нашей Родины»
Дидактические игры : «Что будет если…» , «Собери грибы в корзину»
Отгадывание загадок на эту тему
Чтение художественной литературы : Н. Сладков «Белкин мухомор» , сказка В. Даля «Война грибов с ягодами»
Оформление памятки : «Что делать при отравлении грибами»
Рассматривание макета : «Грибы в лесу»
Сюжетно-ролевая игра : «Первая помощь при отравлениях»
Игра-аттракцион :
Продуктивная деятельность (лепка) : лепка грибов для игры-аттракциона «Помоги собрать грибы для Красной Шапочки»
Видеозапись : «Съедобные и несъедобные грибы»
Физминутка : «Боровик»
Тема дня : «Съедобные ягоды и ядовитые растения»
Цель : учить внимательно относиться к растениям в природе , познакомить с ядовитыми растениями, учить узнавать их.
Беседа : «Зачем люди ходят в лес»
Дидактическая игры : «Верно – не верно» , «Съедобные – несъедобные ягоды»
Чтение художественной литературы : сказка «На лесной тропинке» ; стихи В. Рождественского «Ромашки» , «Подорожник»
Рассматривание альбома : «Ядовитые растения» , «Лекарственные растения»
Подвижная игра : «У медведя во бору»
Раскрашивание картинок : «Что растёт в лесу»
Проигрывание ситуации : «По ягодку в лес пойду…»
Физминутка : «За малиной»
КВН : «Безопасность ребёнка в природе »
Видеозапись : «Лекарственные и ядовитые растения»
Продуктивная деятельность : объёмная аппликация «Рябина-лекарственное растение»
Тема дня : «Контакты с животными и насекомыми»
Цель : учить понимать состояние и поведение животных и насекомых, знать, как с ними обращаться»
Беседы : «Все нужны на земле» ; «Не дразните собак…»
Дидактическая игра : «Правильно – неправильно поступают люди»
Чтение художественной литературы : В. Танасийчук «В гостях у насекомых» ; Б. Житков «Беспризорная кошка»
Оформление памятки : «Как вести себя при встрече с животными»
Рассматривание энциклопедии : «Насекомые»
Проигрывание ситуации : «Осторожно! Я кусаюсь…»
Сюжетно-ролевая игра : «Будем дружно жить!»
Составление рассказов на тему : «Осторожно с собаками, кошками, пчёлами, змеями, клещами!»
Продуктивная деятельность (рисование) : коллективная работа «Наши друзья»
Итоговое мероприятие : досуг для родителей и детей «Чтобы не было беды»
III. Результаты проекта
У детей дошкольного возраста сформировалось представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях и явлениях, которые встречаются в природе .
Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста
- Тема: «Контакты с незнакомыми людьми на улице»
Цель: Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
- Тема: «Если ты дома один»
Цель: Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.
- Тема: «Электроприборы»
Цель: Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования.
4.Тема: «Горячие предметы на кухне»
Цель: закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром от кастрюль.
5. Тема: «Острые предметы»
Цель: закрепить представление об острых предметах, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.
6.Тема: «Чтобы не было беды»
Цель: дать знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка.
7. Тема: «Опасности вокруг нас»
Цель: учить замечать опасные предметы вокруг детей.
8. Тема: « Как песок может стать опасным»
Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
9.Тема: «Опасные предметы»
Цель: закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях.
10.Тема: «Здоровье – главное богатство», «Чтобы не было беды»
Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью.
11.Тема: «Если ты потерялся»
Цель: Учить детей не уходить с того места, где тебя оставили взрослые. Если ты потерялся, не пугайся и не плачь!
12.Тема: «Спички детям не игрушка!»
Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём. Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.
13.Тема: «Пожар – это опасно»
Цель: Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону.
14.Тема: «Электричество»
Цель: Обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации. Расширить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем (спички, электроприборы, об опасных последствиях пожара дома.
15.Тема: «Огонь друг - огонь враг»
Цель: Расширить знания детей о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать навыки безопасности в быту, на природе. Учить адекватным действиям в пожарных ситуациях. Развивать познавательную активность, любознательность.
16.Тема: «Чем опасен пожар»
Цель: Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами.
17.Тема: « Путешествие по улице: правила для пешеходов»
Цель: Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход».
18.Тема: «Безопасность на дорогах»
Цель: Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения.
19.Тема: «Счастливый случай»
(ситуация: мальчик перебегает дорогу в неположенном месте, перед близко идущими машинами).
Цель: закрепление знаний о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, воспитание дисциплинированного пешехода. Закрепление умения детей находить правильное решение в трудной ситуации.
20. Тема: «Насекомые - польза и вред»
Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
21. Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке»
Цель: сформировать представление ребенка о существовании ядовитых растений и грибов;
познакомить с растениями нашего участка;
Научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться;
воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.
22.Тема: «Если ты потерялся или заблудился»
Цель: Объяснить детям, чтобы помочь себе, ты должен: уметь обращаться за помощью к взрослым, знать и называть свое имя и фамилию, знать и называть свой возраст, свой полный домашний адрес (улица, дом, квартира).
23.Тема: «Правила поведения детей на воде»
Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь. Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.
24. Тема: «Как вести себя в жару на участке?»
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
25.Тема: «Осторожно, ядовито!»
Цель: Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.
26.Тема: «Контакты с животными»,
«Не дразни животных».
Цель: Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными.
27.Тема: «Смотри во все глаза!»
Цель: Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека, познакомить детей со строением глаза; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
28. Тема: «Гололед»
Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
29.Тема: «Правила безопасности на льду»
Цель: Дать детям знания о правилах поведения на льду.
30.Тема: «Природные явления»
Цель: Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде.
31.Тема: «Берегись мороза!»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе.
32. Тема: «Как был наказан любопытный язычок»
Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;
Научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай
33. Тема: «Зимой на горке»
Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
34.Тема: «Осторожно, сосульки!»
Цель: Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами во время таяния снега, около высоких домов, откуда в любой момент могут упасть сосульки, пласты снега.
35. Тема: «Не ешь снег и сосульки!»
Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть - ангина)
36. Тема: «Зимние дороги»
Цель: расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы. Цель: разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« От того как прошло детство, кто вел
Ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш ».
В.А.Сухомлинский
Педагогический проект
Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».
I.Тип проекта:
1.По доминирующей деятельности: познавательный.
2.По времени: продолжительный.
3.По характеру: в рамках ДОУ с детьми старшего возраста и родителями.
4.Участники проекта: дети старшего возраста, педагоги, родители.
II. Актуальность.
Проблема безопасности жизни деятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и других катастроф ежегодно погибает более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий - первостепенная задача нашей страны.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан-дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Ведь ребенок при неумелом поведении может нанести вред своему здоровью, а за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения в природе.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Достигнув старшего дошкольного возраста, дети характеризуются любознательностью; у них продолжают развиваться навыки общения, что является основой словесно-логического мышления, навыки рассуждения. Игровые действия становятся более сложными, ребенок поддерживает свою сюжетную линию.
Поэтому, тема проекта: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».
III. Цель проекта
Разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.
IV. Задачи
Проектной деятельности:
- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение родителей к формированию потребности у детей соблюдения элементарных основ безопасного поведения в природе.
- Способствовать общему развитию детей на основе формирования элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
- Воспитывать уважительное, бережное отношение к людям, к окружающему миру.
В работе с детьми:
Цель : формирования основ жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающему миру, чувства взаимопомощи и товарищества.
Принципы реализации задач:
Системность и последовательность,
Доступность,
Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.),
Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал),
Динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности),
Психологическая комфортность.
- Предполагаемый результат
Организационный
- Разработка системы работы с детьми стар шего дошкольного возраста по формированию элементарных основ безопасного поведения в природе. Создание и подбор необходимых методов и приемов работы по данной теме.
- Составление перспективного плана работы с детьми, через организацию НОД (занятий) и совместную деятельность в интеграционном процессе образовательных областей.
- Создание банка разработанных «занятий» и других форм организации работы, отраженных в перспективном плане.
- Вовлечение родителей в решение важной проблемы: воспитание безопасности (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни) у детей.
Эффективность для детей:
- Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
- Формирование безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости - действовать.
- Формирование грамотного поведения в природе.
- Формирование привычки управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- Развитие основ экологической культуры, ответственное и бережное отношение к природе.
- Развитие чувства взаимопомощи и товарищества.
- Предполагаемым результатом является диагностика, в ходе которой определяется рост уровня развития, элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.
Эффективность для родителей:
- Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ, с целью воспитания детей не только в детском саду, но и дома.
- Положительная оценка деятельности ДОУ, воспитателей и специалистов со стороны родителей.
- Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по воспитанию основ безопасного поведения детей в природе.
Эффективность для воспитателя:
- Повышение профессионального мастерства.
- Личностный и профессиональный рост.
- Самореализация и моральное удовлетворение.
- Методы проекта
- Формирование элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.
- Организация практического опыта поведения.
- Стимулирование.
- Мониторинг.
- Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида» г. Саранска, под руководством старшего воспитателя Мироновой Татьяны Михайловны совместно с воспитателем Карпуниной Надеждой Ивановной:
- С детьми старшего дошкольного возраста – в различных видах деятельности, по всем образовательным областям (материал по каждому блоку включается в модуль тематическо-перспективного планирования ДОУ на месяц).
- С родителями – в совместной деятельности.
IX. Этапы управления проектом
Подготовительный этап.
Цель: Разработать систему по формированию основ безопасного поведения дошкольников в природе .
Задачи:
- Подбор и изучение литературы.
- Определение задач в работе с детьми.
- Подбор диагностического материала. Мониторинг.
- Организация развивающей среды и подбор дидактического материала.
- Составление перспективного плана с учетом всех образовательных областей.
- Подбор методов и приемов по реализации содержания.
Основной этап.
Цель: Апробировать проект, выявить положительный опыт и проблемы, внести коррективы.
Задачи: (Деятельность в соответствии с перспективным и календарным планированием).
- Разработать тактику и стратегию внедрения проекта.
- Апробировать методы, приемы, формы организации, отобранные для проекта.
- Дополнять развивающую среду по мере необходимости.
- Провести мониторинг с целью выявления положительного опыта и путей решения проблемных вопросов.
- Внести коррективы по мере необходимости.
Итогово-диагностический этап .
Цель: Проанализировать результативность проекта и дать анализ работы по нему.
Задачи:
- Проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями.
- Систематизировать данные мониторинга по реализации проекта.
- Систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта.
X. Описание работы по проекту
1.Диагностические методики
- Диагностика «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; ознакомление с природой», автор составитель Ю.А. Афонькина.
- «ОБЖ для дошкольников», автор Гарнышева Т.П.
Диагностический метод | Основная направленность | Исходные данные |
Беседы: как избежать неприятности на улице, в лесу и др. Тренинги: «Я потерялся…», «Незнакомое растение», «В лесу » и др. Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?», «Что ты будешь делать, если увидишь мухомор?» и др. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Конкурсы детского рассказа. Занятия. Интегрированные занятия. КВН. Проекты. | Выявление знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. | Организация и |
Дидактические игры «Вредно - полезно», «Разрешается - запрещается» | Выявление уровня знаний, умений, навыков. | Организация и Анализ педагогического процесса. |
2.Методическое обеспечение проекта
Комплексная программа ДОУ | Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г. |
|
Методические пособия | «Предметно-пространственная развивающая среда» Н.В.Нищева «Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова. |
|
Педагогические технологии | Эксперементирование Моделирование Проектирование |
|
Планирование | Тематическое Перспективное Конспекты занятий |
- Развивающая среда
Цель: создание условий для познания ребенком элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе. Создание обогащенной предметно-развивающей среды в группе рассматривается не только" как условие, но и главным образом - как метод воспитания - ибо эта деятельность является непрерывной, педагогически обусловленной и совместной с детьми.
В группе оформлен «Центр безопасного поведения в природе» , где имеются:
Плакаты по ОБЖ в природе;
Памятки «Безопасное поведение на льду», «Ядовитые растения», «Безопасность глазами детей» и др.;
Художественную литературу: В. Семерин «Запрещается-разрешается», Г.Ш. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» и др.
Дидактические игры: «Мамы всякие нужны», «Кто где живет?», «Кто действует правильно?», «Что где растет?» и др.;
Настольно-печатные игры: «Путешествие в лесу», «Ралли по пустыне», «Морское путешествие» и др.;
Фотоальбомы,
Совместные проекты детей и родителей на заданные темы;
Этапы работы с детьми:
1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть практическими действиями.
Формы организации детей:
Специально организованная деятельность детей – занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания;
Самостоятельная деятельность детей – игры, рассматривание иллюстраций и т.д.
Наиболее эффективная форма организации, метод и прием - игра
Составляющие содержания – Темы разделов:
- Формирование навыков экологически безопасного поведения дошкольников в природе.
- Ядовитые растения.
- Игры-тренинги на развитие навыков безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста.
- Правила поведения и безопасности детей на льду в зимне-весенний период.
- Ядовитые грибы.
- Путешествие в лесу.
- Меры безопасности на воде летом.
- Укусы насекомых и змей.
- Солнечный удар и ожог.
Комплексный подход в воспитании, обучении и развития детей помогает реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира, что позволяет заложить основы мотивированного обучения.
6. Взаимодействие с семьей
Цель : Объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Задачи:
Систематизировать работу над совершенствованием компетентности родителей по вопросам основ безопасного поведения дошкольников в природе и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы по данной теме.
Сотрудничество с семьей:
Направление | Цели | Формы общения |
Информационно-аналитические Познавательное Наглядно-информационное Досуговое | Выявление интересов, Потребностей, запросов родителей, Уровня их педагогической грамотности. Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми. | Проведение опросов, анкетирование. Родительские собрания, семинары-практикумы. Организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток. Совместное проведение досугов, праздников, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала. |
XI. Описание мониторинга
Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе ».
Цель : Выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.
Критерии:
Овладение знаниями о правилах безопасного поведения в природе, об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование предпосылок экологического сознания.
Уровни развития заданных критериев:
В (высокий) – знает все, в соответствии с программой; развиты интегративные качества. Все критерии проявляются как в совместной, так и самостоятельной деятельности.
С (средний) – знает все в соответствии с программой; развиты интегративные качества (но не всегда устойчивые). Все критерии проявляются, но иногда требуется помощь взрослого.
Н (низкий) – знания, представления, побуждения не проявляет; выполняет в общей с взрослым деятельности не всегда или не выполняет.
Обследование детей по данной теме проводилось на основе методик представленных выше в таблице – диагностические методики.
Вывод: Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.
Результаты диагностики представлены в таблице.
Диагностика уровней развития элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Уровни развития | 2014-2015 |
|
Начало года | Конец года |
|
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
Вывод: Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Рост уровня развития составляет:
- Высокий – 35%
- Низкий. – 20
XII. Конечный результат.
В детском саду создана и внедрена система работы
Цель: учить с детьми нормы и правила поведения на природе.
Задачи:
- и творчеству.
- Вызвать у детей желание помогать в природоохранном процессе: беречь родную природу, реагировать на поведение окружающих относительно природы, рассказывать о своих действиях по охране природы.
- Развивать навыки бережного отношения к природе, как к своему здоровью.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.
Материал: схемы-рисунки правил поведения на природе, запись звуков природы, белая бумага, карандаши.
Ход занятия
В гости к детям пришел Лесовичок. Он очень взволнован потому, что в лесу где он живет, побывали дети.
Они сорвали цветы, побросали их, потоптали грибы – мухоморы, разрушили муравейники, и шумели так, что все птички повылетали из леса.
Они очень навредили природе. Этот вред очень велик. Лесовичок говорит, что растения, букашки, зверюшки, птички, могут исчезнуть навсегда. А без них наша с вами жизнь невозможна.
Люди не смогут слушать птичье пение. Все это потому, что некоторые дети, а может и взрослые не знают правила поведения на природе.
Лесовичок предлагает посмотреть знаки-рисунки. А вы мне поможете догадаться, о чем они напоминают? (Просмотр знаков-символов. Обсуждение)
Нельзя забирать животных с постоянного места жительства.
Нельзя ломать веточки на деревьях.
Нельзя разрушать птичьи гнезда.
Нельзя резать на коре деревьев.
Нельзя громко включать музыку.
Не разбрасывать мусор.
Не ломать веточки на деревьях и кустах.
Не топтать пресмыкающихся.
Не топтать грибы.
Не разрушать муравейники.
Не обрывать паутину.
Не разрушать птичьи гнезда.
Не ловить бабочек.
Не оставлять мусор.
Не ловить птиц.
Не рвать цветы.
Не жечь костры.
– Дети, а теперь подумайте и скажите, что сделали бы вы для того, чтобы вернуть птиц в лес Лесовичка. (Ответы детей.)
А сейчас, я предлагаю нарисовать рисунки на тему: «Что я сделаю для того, чтобы вокруг было всем хорошо и красиво ».
(Дети под запись звуков природы рисуют)