Изучаем широкий узкий с малышами. Конспект занятия по математике Тема занятия: «Широкий- узкий
Наталья Альчека
Конспект занятия по математике «Широкий-узкий, шире-уже»
Конспект занятия по математике «Шире – уже » .
Цель :
1. Формировать пространственные представления : шире , уже
2. Развивать внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать интерес к математике .
Оборудование : полоски одинаковой длины, но разные по цвету и размеру; карандаши; ленты разного цвета и ширины
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты .
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
а) Гимнастика «Думательная шапочка » .
Уши двумя руками, начиная сверху, пальцами перебираем до мочки (делаем пельмени) . 3-5 раз.
б) Игра «Глазки спят, а ручки работают» . Для игры используются карандаши разной длины. Сначала дети рассматривают карандаши. В игре ребята должны только путем ощупывания определить какой карандаш длинный, а какой короткой.
Закройте глазки.
Угадайте на ощупь, какой карандаш дали : длинный или короткий? (Один ребенок выполняет задание, другие наблюдают)
2. Практическая работа.
Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.
Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отмечаются полотенца? (одна широкое , а другое узкое, и они разного цвета) .
Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое )
Почему широкое ? (Мишка большой, толстый) . Дети пытаются наложить полоски выявляется и проговаривается правильный способ наложение. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось : «Голубое полотенце шире оранжевого , поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».
Работа по картинке :
Сколько девочек на картинке? (2) - Давайте сравним их пояса на платьях по ширине? (У девочки в синем платье ремень шире , чем у девочки в белом платье)
4. Физминутка «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за столы все снова, уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем (Выполнение движений вслед за воспитателем) .
5. Практическая работа.
Игра «Полотенца для лягушат» .
На речке живут много лягушат. Они очень любят купаться и мама – лягушка постоянно сушит их полотенца. Развешивает она их вот так : широкое , узкое, широкое , узкое. Помогите ей развесить все полотенца.
Воспитатель выкладывает начало на фланелеграфе, затем дети выходят по одному и продолжают.
У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной веревочкой, и набор полосок, одинаковых по длине, разных по ширине. Дети выполняют аналогичное задание самостоятельно.
Игра «Скажи наоборот» .
Дети образуют круг. Воспитатель становится в середину. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит : «Ручеек узкий, а река …» «Широкая » - отвечает ребенок и бросает мяч воспитателю.
Ребята, чем мы сегодня занимались с вами?
Организация: МБ ДОУ № 41
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Возрастная группа детей: 3-4 года.
Цель занятия: формировать у детей умение сравнивать два предмета по ширине способом наложения.
Образовательные задачи:
- Развивать познавательные интересы, внимание, наблюдательность, мышление, память, речь, воображение.
- Отрабатывать умение сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения.Определять результаты сравнения словами широкий- узкий, шире- уже.
- Воспитывать групповые и коллективные навыки общения.
- Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения
Оборудование: красная широкая и зеленая узкая полоски (одинаковой длины). Предметные картинки: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.
Ход занятия:
I часть «Мотивционно-побудительная»
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся. А теперь давайте улыбнемся друг другу.
II часть «Основная»
1. Покажи зеленую (красную) полоску.
2. Воспитатель: (закрепляет красную широкую полоску на доске).
Какого цвета эта полоска? (красная)
Эта полоска – широкая. (заучивание слова «широкий»).
3. Воспитатель: (закрепляет зеленую узкую полоску на доске под красной).
Какого цвета эта полоска? (зеленого)
Эта полоска – узкая. (заучивание слова - узкая).
Одинакового ли цвета эти полоски? (нет)
Одинакового ли размера эти полоски? (нет)
4. Воспитатель: (накладывает зеленую полоску на красную).
Полностью ли зеленая полоска закрывает красную? (нет)
5. Работа с раздаточным материалом.
У каждого ребенка узкая желтая полоска и широкая синяя.
Покажите широкую полоску.
Какого цвета широкая полоска? (синего)
Покажите узкую полоску.
Какого цвета узкая полоска? (желтого)
Одинаковые ли по ширине эти полоски?
6. Игра «Широкий- узкий»
Задание: назвать, что может быть широким (узким). По предметным картинкам: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.
7. Физминутка.
На полу две дорожки- узкая и широкая. По команде педагога «Гуси!!!»- дети должны пробежать по широкой дорожке. По команде «Цыпленок!!!»- дети должны пробежать по узкой дорожке.
8. Работа в тетради.
В тетради приклеены гусь и цыпленок. Задание: нарисуйте для цыпленка узкую тропинку, а для гуся широкую дорожку.
III часть «Рефлексивная»: педагог обобщает материал, изученный на занятии.
Обучению детей таким понятиям как: "высокий - низкий", "маленький - большой," "широкий - узкий", "длинный - короткий" можно начинать довольно рано. Конечно же, обучение дошкольников сводится к обучению через игру. Если пытаться ребенку объяснять такие понятия на научном уровне - он просто не будет вас слушать.
Понятие "маленький-большой"
Для того чтобы ребенок понял, какие предметы называют - маленькими, а какие - большими Необходимо показывать ребенку примеры. Например, поиграйте с ребенком в кубики. Попросите из кубиков построить башенку. Рядом постройте еще оду башенку, но меньшую по размеру. Попросите показать, какая башенка больше, а какая меньше, если малыш затрудняется в ответе - помогите ему.
Попросите слепить из пластилина маленький и большой шарик и т.д. Как только кроха поймет, какие предметы большие, а какие маленькие можно приступать к следующему этапу - обучать понятиям высокий - низкий, короткий - длинный и т.д.
Понятия "высокий - низкий"
Попытайтесь научить ребенка в нужном контексте употреблять слова "высокий - низкий". Ведь, если употреблять слова "маленький - большой" относительно человека - можно легко запутаться (не понятно, что подразумевается под этими словами - рост или возраст).
Вы скажите, как же объяснить ребенку, в каком случае, какие слова употреблять. Все очень просто. Ребенок постепенно сам дойдет до того, что о многих предметах нельзя сказать высокий - низкий, а некоторые предметы лучше не описывать через понятия "маленький - большой".
Итак, приступаем к обучению ребенка понятиям "высокий - низкий". Прежде всего, подумайте, о чем или о ком мы говорим - "низкий - высокий". Конечно, прежде всего о людях, о домах, о стульях и т.д. О чем мы говорим маленький - большой? О фруктах, овощах и т.д.
В ходе игры показывайте ребенку окружающие предметы. Описывать предметы можно и дома и на улице. Например, во время прогулки покажите ребенку дерево и кустик. Скажите: «Что выше дерево или куст?» Можно попросить ребенка определить, кто выше из деток и т.д.
Посмотрите с ребенком на небо. Расскажите - как высоко над вами расположено солнышко. Посмотрите на птичку, сидящую на дереве. Скажите малышу, что птичка сидит высоко на дереве. Понаблюдайте над высоко летящим самолетом и т.д.
Старайтесь в обыденной речи употреблять данные понятия. Постепенно малыш поймет, что они обозначают.
Понятие "широкий - узкий"
Что касается понятий "широкий - узкий", то и здесь обстоит дело также. На примере показывайте ребеночку, что значит широкий и узкий. Вместо этих понятий малыши часто употребляют слова - "большой - маленький". В ходе игры покажите ребенку, например, узкий шарфик и широкий, вначале самостоятельно покажите где из них широкой, а где узкий. Можно на улице показать малышу узкую тропинку и широкую дорогу и т.д.
Понятия "длинный - короткий"
Рассмотрим понятия "длинный - короткий". Как помочь малышу понять эти мудреные слова. Все очень просто, снова на помощь приходит игра. Покажите ребенку длинную веревочку и короткую. Попросите определить какая из них больше. После этого скажите: «Та ниточка которая больше - она длинная, а та, которая поменьше - короткая".
Можно показать на картинке зайчика и медвежонка. Попросите определить, у кого длиннее ушки. На прогулке попросите кроху найти длинную палочку и т.д.
Мы привели лишь примерные игры, через которые можно научить ребенка оперировать такими понятиями коротки - длинный, узки - широкий, высокий - низкий, большой - маленький.
Порисуйте с малышом на эту тему. Проявляйте терпение, не ругайтесь на малыша за ошибки. На ошибках мы учимся. Вспомните себя - и у вас не все с первого раза получается.
воспитатель: Шишкина С. А.
МДОУ Д/С №4 "Лебедушка"
общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой
Цель:
- Формировать пространственные представления: шире, уже.
- Закреплять счет до двух, умение соотносить цифры один и два с количеством.
- Формировать умение находить признаки сходства и различие предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.
Демонстрационный материал: Четыре веревки, карточки с изображением грибов, ягод, овощей; две полоски одинаковой длины, разного цвета и ширины; набор полосок одинаковой длины, разной ширины (двух видов) по 6-7 штук каждой; карточки с цифрами.
Ход занятия:
I часть
Игра «Прогулка по лесу»
А) На полу обозначены речка и ручеек. (прыгалками) . Предложить детям пойти на прогулку. Подошли к ручейку.
Давайте попробуем воду! Холодная! Не будем в нее входить, перепрыгнем через ручеек.
(Дети легко перепрыгивают через веревочки, изображающие ручеек)
На доске развешаны картинки грибов, лесных ягод, овощей. Дети должны перечислить, что не растет в лесу (например, капуста, морковь) . В ходе обсуждения дети выполняют и проговаривают названия грибов (белый, подосиновик, подберезовик, мухомор) и ягод (земляника, черника) .
А почему мы смогли перепрыгнуть через ручеек? (Он узкий) .
Б) Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.
Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отмечаются полотенца? (одна широкое, а другое узкое, и они разного цвета) .
Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое)
Почему широкое? (Мишка большой, толстый) . Дети пытаются наложить полоски выявляется и проговаривается правильный способ наложение. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось: «Голубое полотенце шире оранжевого, поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».
II часть.
Физминутка.
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
Он назад шагнул сначала,
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
III часть.
Работа с раздаточным материалом. Игра «Домик зайца».
У детей на столах домик с прорезью и две двери: одна точно закрывает прорезь, другая немного уже.
Приплыли к домику зайца. Он прыгал около домика и вдруг видит волка. Серый трусишка бросается в дом, хочет спрятаться. Помогите ему закрыть дверь. (Дети подбирают нужную дверь) .
Молодцы! Помогли зайчишке! Какая дверь подошла? Узкая или широкая? Широкая.
А что случилось бы, если бы взяли дверь, которая уже?
IV часть.
Физминутка.
Игра «Один - два»
Показать детям в разном порядке карточки.
Если показывается карточка с цифрой 1 или 2, то надо хлопнуть в ладошки столько раз, сколько записано на карточке. А если показываются точки, то надо столько же раз присесть.
V часть.
Поиск закономерности.
Сказка – игра «Полотенца для лягушат».
На речке живут много лягушат. Они очень любят купаться и мама – лягушка постоянно сушит их полотенца. Развешивает она их вот так: широкое, узкое, широкое, узкое. Помогите ей развесить все полотенца.
Выкладываю начало на фланелеграфе, затем дети выходят по одному и продолжают.
У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной веревочкой, и набор полосок, одинаковых по длине, разных по ширине. Дети выполняют аналогичное задание самостоятельно.
VII часть.
Итог занятия.