Правила поведения в общественных местах. Поведение в общественных местах
Каждый из нас неоднократно был свидетелем неподобающего поведения ребенка на улице, в магазине или на остановке транспорта. Маленькие дети чаще всего устраивают истерики относительно своих желаний, подростки – шумят, портят имущество, мусорят, а то и курят, сквернословят. Все это издержки как домашнего, так и школьного воспитания.
Ребенок должен знать, как вести себя в магазине и других общественных местах
Эти дети просто не знают, что существуют правила поведения в общественных местах – и они должны их придерживаться.
Даже, если детям о них и известно – а в детском саду и в школе об этом говорят обязательно, часто они не понимают простых вещей:
Обучение основам правильного поведения в обществе надо начинать первого года жизни – и это одна из ключевых задач родителей, аналогичная по важности интеллектуальному, духовному и физическому развитию. Навыкам, как себя вести рядом с чужими людьми, в таких общественных местах, как магазин, театр, музей, транспорт и даже детская площадка, надо обучать малыша так же, как и чистить зубы или завязывать шнурки.
Перечень правил поведения детей за пределами дома
Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях. Требования к поведению подростков, конечно, намного сложнее, чем для малышей, но основные, общие для всех, приведены в списке:
Правила поведения, разработанные Минобразования РФ
- На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
- Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
- Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
- Беречь общественное и чужое имущество.
- Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
- Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
- Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.
Эти подростки злостно нарушают правила поведения
Эти основные требования включают и целый ряд запретов для школьников и подростков:
- Принимать участие в любых акциях, нарушающих порядок в общественных местах.
- Распивать спиртные напитки, курить, сквернословить, играть в карты в общественных местах.
- Заниматься торговлей и перепродажей.
- Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
- Ездить на подножках общественного транспорта.
- Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых.
- Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.
Детям до 16 лет запрещено выезжать на скутере на дорогу
Для подростков существует также запрет ездить по дорогам на велосипеде до 14 лет, а на мопеде или скутере – до возраста 16 лет.
Чему родители должны научить своего ребенка
Существует также целый ряд неформальных требований, с которыми родители должны ознакомить своего ребенка буквально в первый выход в любое общественное место.
Например, при посещении зоопарка надо малышу объяснить, что нельзя лезть к клеткам животных, бросать что-либо в них, дразнить и шуметь, чтобы не напугать и не мешать другим людям.
Перед посещением театра надо объяснить детям, как положено себя вести
Также ребенка надо научить, как надо вести себя в театре, в кино и пояснить, почему правила поведения в этих общественных местах отличаются. Дети должны понимать, почему воспитанный человек не должен громко разговаривать в этих заведениях, шуршать фантиками, вставать во время представления или фильма. Детей интересует, почему в театре нельзя кушать и пить во время спектакля, а в кино можно купить попкорн и взять напиток. В музеях и на выставках нельзя трогать экспонаты, надо слушать экскурсовода и не мешать другим посетителям.
Дети должны уступать место пожилым людям
Включают несколько аспектов. Во-первых, это элементарная вежливость. Ребенка надо научить, что принято пропускать вперед при входе женщин и пожилых людей, уступать им место, нельзя расталкивать пассажиров локтями. Во-вторых, воспитанный человек обязательно оплачивает проезд. Третье требование – не сорить в салоне, не загрязнять его надписями. В транспорте не надо громко смеяться, разговаривать, включать музыку, любым способом отвлекать водителя от дороги.
Найчите малыша пользоваться носовичком и салфетками
Другие требования к поведению в обществе включают такие моменты:
- При кашле и чихании принято прикрывать рот.
- Пользоваться носовым платком при насморке.
- Не выходить на улицу небрежно одетым и непричесанным.
- Аккуратно и тихо кушать в заведениях общественного питания, пользоваться салфетками.
- Нельзя публично отзываться грубо или плохо о других людях или происходящих событиях.
Обучение вежливости
Это один из важных этапов развития культуры поведения и начинать обучение надо с первых слов малыша. Лучше всего это делать не поучениями, что, если хочешь что-то попросить, то надо сказать слово «пожалуйста», а показывать это ежедневно на своем примере.
Когда родители просят ребенка и при этом сами говорят слова вежливости, то малышом это будет восприниматься как норма и специально учить его не будет необходимости.
Основные слова, которые должен знать воспитанные детки, следующие:
- спасибо;
- благодарю;
- пожалуйста;
- прошу;
- извините;
- здравствуйте и до свиданья;
- спокойной ночи;
- доброе утро;
- разрешите;
- будьте добры;
- будьте здоровы;
- приятного аппетита;
- приятно познакомиться;
- можно вам помочь;
- мне очень жаль;
- угощайтесь и другие.
Другие правила поведения
Обучение вежливости у малышей можно превратить в интересную игру. Забыл сказать «пожалуйста» - плати штраф. Не деньгами, конечно, а каким-либо действием (10 приседаний, убрать игрушки, помочь чем-то) или ограничением (выключить мультики). Это касается и взрослых членов семьи. С них штрафы серьезнее – купить мороженое, сделать что-то по просьбе ребенка. Сделайте список вежливых слов и повесьте его на видном месте. Со временем привычка их употреблять будет доведена до автоматизма.
К законам вежливости относится телефонный и подарочный этикет: ребенок должен первым представиться, если звонит кому-то, поблагодарить за полученный подарок.
Нельзя кричать на улице и в общественных местах
Также, правила поведения в обществе требуют соблюдения таких норм:
- стучаться перед тем, как открывать двери;
- не шептаться при других людях, не говорить на непонятном им языке;
- не перебивать, когда кто-то говорит;
- не поворачиваться спиной, когда к тебе обращаются.
Поведение за столом
Это один из самых сложных в обучении раздел общественных правил. Многие взрослые не умеют вести себя за столом. А их дети во всем подражают им, так как не видят ежедневно другого примера. С самого детства обучайте ребенка основным правилам и запретам.
Обучение можно проводить в игровой форме
- мыть руки перед едой;
- уметь пользоваться столовыми приборами;
- пользоваться салфетками (а не вытирать рот руками, а руки – о скатерть или штаны);
- брать адекватную порцию;
- благодарить за трапезу.
- чавкать, кушать с открытым ртом;
- говорить с полным ртом;
- баловаться за столом;
- ковыряться во рту;
- критиковать блюда;
- плеваться за столом.
Личный пример
Одних воспитательных разговоров и пояснений для того, чтобы детей и подростков обучить правилам поведения среди людей, будет недостаточно. Видя, что отец плюется на улице под ноги, или мама громко и некрасиво ругается в магазине – ребенок и сам будет вести себя так же, копировать поведение взрослых.
Личный пример - лучший способ обучения
Поэтому начинать воспитание ребенка надо с себя.
Большое влияние на детей, особенно подростков, оказывают сверстники, компания, в которой они проводят свободное время. Если Вы считаете, что ребенок попал в неподходящую компанию, руганью не обойтись. Наиболее эффективный путь, как отвернуть подростков от нежелательных друзей – показать им сбоку, как некрасиво и непрезентабельно они смотрятся в обществе, объяснить, почему они находят осуждение у других людей, и какое это будет иметь влияние на всю их последующую жизнь.
С детских лет ребенку надо объяснять, что такое хорошо, что такое плохо. Для этого играйте с ним в ролевые игры, прорабатываете различные сценки, показывая на примерах, как неприятно находиться рядом с невоспитанным человеком. Также, объясняйте это, пересматривая мультфильмы и фильмы. И помните – учить всегда легче, чем переучивать.
Похожие материалы
Зачем нужно знать и соблюдать правила поведения в общественных местах?
Правила поведения в общественных местах нужно знать и соблюдать для того, чтобы поддерживать порядок и для безопасности своей и окружающих. Если хотите чтобы вас уважали окружающие вас люди, нужно соответственно относиться к ним. Поступайте с другими также как бы вы хотели чтобы обращались с вами.
Существуют правила поведения, нарушение которых ведет к изоляции от общества, в котором вы их нарушаете.
Если нарушение уголовного характера, то изоляция получится физическая - арест, несколько суток + расслетование, суд и т.д.
Если нарушение нравственно-поведенческого, но не уголовное, то общество само оттолкнет вас, потому что не захочет общаться с вами. Ведь вы не соблюдаете правила поведения данного общества, значит вы - аутсайдер. И общество вам не поможет в трудную минуту, не поддержит, так как вы не поддерживаете его, нарушая нормы поведения в данном обществе. По-моему вс по-честному.
Как-то так...
Просто напросто, чтоб не выглядеть белой вороной, чтоб не смотрели осуждающими или оценивающими взглядами. И вообще, правила поведения придумали же не зря, это проявление уважения к окружающим вас людям.
Представьте, что не только Вы но и все другие люди перестанут соблюдать правила поведения... Это будет хаос, в котором жить захочется только хамам, беспредельщикам и анархистам. Элементарные правила нужно соблюдать даже из уважения к себе.
Знать и соблюдать правила поведения в общественных местах надо для того, чтобы не навредить себе, окружающим людям и природе. Культурный человек всегда будет соблюдать правила поведения. С таким человеком приятно общаться.
Вообще то, правила поведения, желательно соблюдать не только в общественных местах. Просто в общественных местах, несоблюдение этих правил, особенно бросается в глаза и вызывают возмущение окружающих. Ведь не зря говорят, что как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе.
Чтобы не быть похожим на деревенщину, ведь так могут сказать о вас если вы будете чавкать и не соблюдать правил поведения за столом. И также в общественных местах, чтобы на вас не кидали косые взгляды.
Правила поведения нужно для гармонично развитой страны, что бы не быть похожими на животных, быть людьми в конце концов, быть развитыми, образованными, уважать других людей, быть культурными, культура - это нравственность.
В общественном месте мы находимся не одни и не всегда окружающим приятно, то что мы привыкли делать у себя дома. В местах общего пользования мы вынуждены соблюдать определенные нормы поведения и хотим того же от окружающих. Например, далеко не всем приятно находиться с пьяным, дурно пахнущим и ругающимся нецензурной бранью человеком. Вот на этот случай и нужны правила.
Нужно соблюдать эти правила,что бы не быть белой вороной в обществе.Что бы вас не считали за сумасшедшего.Так как сложившийся менталитет в обществе,это долгосрочное явление.Вас могут не приять в это общество,если вы не будете соблюдать эти правила.
Введение……………………………………………………………………….2
Основная часть………………………………………………………………...3
1.Правила поведения в общественных местах………………………………3
1.1.Требования к поведению на улице и в общественном транспорте…….3
1.2.Правила поведения при посещении театров, кинотеатров, концертных залов…………………………………………………………………………….7
2.Особенности национального этикета………………………………………9
2.1.Особенности делового этикета западных стран (Америка, Франция)…9
2.2.Национальный этикет восточных стран (Япония, Китай)……………..12
3.Практическое задание. Письмо-напоминание……………………………14
Заключение……………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………..16
Введение
В условиях переоценки ценностных ориентиров, что наблюдается в нашей стране, возрастает значимость соблюдения этикета. Этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всем мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создает приятный психологический климат, способствующий деловым контактам. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избежать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.
Вопросы, рассматриваемые в данной работе, занимают важное место при изучении дисциплины «Этика деловых отношений» и в процессе формирования правил этикета у учащихся. Они охватывают правила поведения человека в общественных местах и рассмотрение особенностей этикета разных стран.
В наше время деловому человеку приходится контактировать с другими людьми на улице, в транспорте, в государственных и не государственных административных учреждениях, театре. Кроме того, деловая сфера многих людей сегодня связана с общением людей из разных стран и поездками за границу. Аделовой этикет предписывает соблюдение при переговорах правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу. Все это определяет актуальность вопросов данной работы.
1.Правила поведения в общественных местах
1.1.Требования к поведению на улице и в общественном транспорте
К внешнему виду на улице предъявляются также требования, как и в других общественных местах. Одежда и обувь должны быть чистыми, опрятными, волосы причесанными, головной убор должен хорошо сидеть на голове. Переходить улицу следует в положенных местах, нельзя ходить по проезжей части и газонам, на тротуаре необходимо соблюдать правую сторону, не мешать прохожим. Если случится в тесноте или нечаянно толкнуть прохожего, следует извиться. Вопросы типа «Как пройти…?» задают вежливо. За ответы благодарят. Если вас спрашивают, то отвечайте четко и ясно. Если сомневаетесь, лучше извинитесь, откажитесь от ответа. На ходу не следует горбиться, размахивать сильно руками или держать их в карманах. Только в очень холодное время их можно засунуть в карманы пальто или куртки. Не следует ходить с сигаретой в зубах, есть на ходу. Если очень хочется покурить или поесть, для этого нужно отойти в сторону. На прохожую часть нельзя бросать окурки или другой мусор.
Максимальное число идущих в ряд - три человека, на многолюдном тротуаре - два. В паре с мужчиной женщина занимает место с правой стороны, за исключением военнослужащих, которым необходимо отдавать честь. В компании двух мужчин женщина идет посередине, если две женщины и мужчина, то справа от него находится старшая, а рядом с ней - младшая. Когда женщины равны по возрасту, мужчина занимает место между ними. Сумку надо нести так, чтобы не задевать прохожих. Зонтик держат в вертикальном положении.
Когда идешь по тротуару, нужно быть внимательным, одновременно смотреть под ноги и по сторонам, не пропуская без приветствия знакомых. При желании поговорить со встретившимся знакомым необходимо отойти для этого в сторону, чтобы не мешать прохожим, как и в случаи, если захочется поближе познакомиться с памятником архитектуры.
На улице не следует громко кричать, свистеть, показывать пальцем, пристально рассматривать прохожих, оглядываться вслед им.
Хорошо воспитанный человек не толькособлюдает писанные и не писаные правила поведения на улице, но и оказывает помощь тем, кто в ней нуждается: помогает перейти улицу, спуститься по крутой или по скользкой лестнице пожилому человеку, инвалиду, своей спутнице./3,с.299/
В общественном транспорте следует соблюдать следующие правила этикета. Прежде чем войти в автобус, троллейбус, трамвай, следует дать возможность выйти пассажирам, ехавшим в нем. Входят не толкаясь, помогают войти тем, кто нуждается в помощи (пожилым людям, инвалидам и т.д.). Если мужчина едет с женщиной, он должен пропустить ее вперед. Войдя в транспорт, не нужно останавливаться у входа, а пройти в салон,чтобы дать возможность уехать и другим пассажирам. Те, кто едет до первой или второй остановки, входят последними.
Молодым людям при наличии в транспорте пожилых людей, пассажиров с детьми, инвалидов не следует садиться на передние сиденья, предназначенные для этой категории пассажиров. Такие места, как правило, обозначены специальными знаками. Воспитанные молодые люди уступают места пожилым. Те, кому предложили сесть, обязательно должны поблагодарить за любезность и воспользоваться ею. Если же по-прежнему хотят стоять, то вместес благодарностью стремятся объяснить причину,например, словами: «Спасибо! Я скоро выхожу».
В переполненном транспорте следует располагаться так, чтобы как можно меньше доставлять беспокойства соседям. Особенно надо быть осторожными с сумками, рюкзаками. Их обязательно снимают с плеч и держат в руках. На сиденье сумку ставить не следует. Стоящих или сидящих рядом людей не рассматривают. В развернутые для чтения книги, газеты, журналы не заглядывают. В свою очередь читающие должны держать газету или журнал сложенными.
В транспорте нельзя громко разговаривать, и тем более навязывать свои разговоры и расспросы попутчикам. При кашле надо закрывать рот платком, при желании чихнуть — массировать переносицу. Если вы простужены, следует избегать общественных мест. Есть в общественном транспорте, за исключением поездок на дальние расстояния, следует избегать.
С просьбой прокомпостировать билет или передать деньги для его покупки обращаются со словами: «Пожалуйста...», «Будьте добры...», «Будьте любезны...» За проявленную любезность обязательно благодарят.
Пассажирам с детьми надо следить, чтобы последние вели себя подобающим образом, не шалили, не шумели, не становились в обуви на сиденье, не трогали руками и ногами соседей. Детей школьного возраста родители должны учить уступать место старшим. Но громко отчитывать, тем более шлепать детей по поводу плохого поведения не стоит. Просто надо негромко сделать замечание, а наедине с этической точки зрения оценить проступок ребенка.
Нельзя мешать контролеру выполнять свои служебные обязанности. Без всяких комментариев следует предъявлять проездной билет и без возмущения, тем более без оскорблений, платить штраф за проезд «зайцем».
Пробираясь к выходу, спрашивают, не выходят ли впереди стоящие. Мужчина, который едет с женщиной, выходит первым и при выходе предлагает ей руку. Это же делают молодые люди при выходе со своими спутниками — пожилыми людьми. Так же помогают выйти старым людям, инвалидам, с которыми незнакомы.
При посадке в такси мужчина должен открыть дверь женщине или другому уважаемому лицу. Ей, как и другим людям, к которым относятся с почтением, предоставляется близкая к тротуару сторона заднего сиденья. Мужчина усаживается рядом с женщиной. Если пассажирами являются две женщины и мужчина, женщины садятся на заднее сиденье, а их спутник — рядом с водителем. При поездке в такси одного мужчины или одной женщины приемлемым для них местом является сиденье рядом с водителем. В салоне автомобиля присаживаются на край сиденья и втягивают ноги. При выходе ноги ставят на тротуар и поднимаются с сиденья. Подбирать по пути следования автомобиля прохожих водитель может только с разрешения пассажиров, находящихся в автомобиле. Курить также следует с позволения спутников.
Готовясь к поездке в поезде, необходимые в дороге вещи (туалетные принадлежности, еду и т. д.) укладывают в отдельную ручную кдадь, но таким образом, чтобы при их выемке не перебирать все содержимое этой клади.
Войдя в купе, здороваются. Представляться спутникам, с которыми едете в одном купе, не обязательно. Если при взаимном обмене первыми нейтральными фразами (о погоде, транспорте, станции и т. д.) обнаружится обоюдное желание продолжить общение, то в процессе беседы можно познакомиться. Однако вопросы о личной жизни попутчика задавать не следует.
Отъезжая на поезде, не загораживайте окна вагона без необходимости, так как ваши спутники, возможно, также желают с кем-нибудь проститься. В купе не открывайте окно, не спросив предварительно согласия других пассажиров. При путешествии поездом рекомендуется брать с собой не авоськи и пакеты, а дорожные сумки или чемоданы. В купе следует вести себя корректно. Неприлично класть ноги на противоположное сиденье, курить, слишком громко разговаривать, веселиться, петь, свистеть и т. д.
В транспорте дальнего следования нужно располагаться на месте, указанном в билете. Культурный человек предложит пожилому спутнику или женщине свою нижнюю полку. Следует помнить, что на этой полке имеют право сидеть и обладатели верхних мест. Для общего пользования предназначен размещенный в купе столик. Поэтому его не стоит заставлять своей едой. Она должна храниться в сумках. В дорогу пищу целесообразно брать в виде бутербродов. Мясо птицы лучше разрезать дома, чем на виду у других людей. Во время еды пища находится на захваченных с собой салфетках. Предлагать или не предлагать попутчикам разделить застолье? В данном случае можно поступать по собственному усмотрению. Отказ от совместной еды надо воспринимать спокойно. По окончании несъеденную еду убирают в сумку, остатки же выбрасывают в мусорный ящик, расположенный в коридоре вагона, а не в окно или под сиденье.
С попутчиками вести себя следует вежливо и тактично, как можно меньше доставлять им беспокойства. Курить надо в тамбуре. Во время ночного сна даже автономное освещение для чтения включать нежелательно. Это же касается и работы радио. Если ваши попутчики собираются лечь в постель, следует выйти из купе. Первыми обычно готовятся ко сну пассажиры верхних полок. Те, кто уже готов ко сну, отворачиваются к стенке./1, с.123/
Прощаясь с попутчиками, желают им доброго пути. Если вы приезжаете на свою станцию во время, когда знакомые спутники спят, будить их для прощания не надо. Это можно сделать перед сном или по их просьбе.
Если мужчина едет с женщиной, то из поезда, как и из иного транспортного средства, он выходит первым, поднося ее багаж и помогая ей сойти на перрон.
При посадке в самолет и в полете следует строго выполнять требования, предъявляемые к авиапассажирам. Необходимо правильно заполнять таможенную декларацию, безропотно проходить таможенный досмотр и т. д.
При входе в самолет приветствуют стюардессу. Важнейшее этическое правило, которое должны соблюдать пассажиры, — не показывать свой страх другим пассажирам, не вспоминать вслух об авиакатастрофах, не делиться своими замечаниями типа «что-то шасси не выпускаются» и т.п. Со всеми вопросами и просьбами обращаются к стюардессе. Чтобы скоротать время пребывания в воздухе, можно почитать или побеседовать с соседом, если он не против. При выходе из самолета благодарят стюардессу и прощаются с ней.
1.2.Правила поведения при посещении театров, кинотеатров, концертных залов
Нахождение в культурно-просветительном учреждении требует особенно щепетильного отношения к этикету. Основное требование к поведению в этих общественных местах — не мешать людям отдыхать, следить за игрой актеров, музыкантов, перипетиями сюжета театрального спектакля или кинофильма.
Одеваются в театр, на концерт нарядно. Верхняя одежда, которую не снимают только в кинотеатре, также должна быть опрятной.
Как и на деловую встречу, так и на культурно-зрелищное мероприятие нельзя опаздывать. Если же это случится, следует сесть на ближайшее свободное место или обратиться за помощью к дежурной. Мужчина, пришедший с женщиной, в гардеробе помогает ей снять верхнюю одежду, сдает ее и берет номерок, по окончании спектакля получает одежду и помогает ей одеться. В вестибюль мужчина пропускает женщину первой, но в зрительный зал входит первым сам. Он же ищет места соответственно купленным билетам, просит разрешения пройти у сидящих и усаживает спутницу на более удобное для нее место. Следует помнить, что проходят между рядами спиной к сцене. Надо также иметь в виду, что каждый зритель имеет право только на один подлокотник. В кинотеатре мужчина снимает головной убор, женщина может не снимать берет или шляпку с невысокой тульей и полями. Если в зрительном зале усаживаются две пары, дамы сидят в центре, мужчины — по обеим сторонам. В ложе впереди сидят дамы, за — ними мужчины./3, с.303/
Во время концерта, кинофильма не следует есть, разговаривать, топать ногами или барабанить пальцами в такт музыке, громко смеяться. Аплодировать предпочтительнее в конце части театральной постановки или после исполнения музыкального номера.
Ни в коем случае нельзя опираться на спинку переднего кресла руками или на кромку переднего сиденья ногами. Естественно, очень беспокоят зрителей соседи, которые кашляют и сморкаются. Более свободные проявления своих эмоций (ритмические аплодисменты, вставание с мест, движения в такт музыке) сейчас позволительны на гала-концертах рок-певцов и музыкантов в больших молодежных аудиториях, но не в залах классического типа (филармониях и др.).
Пользуясь биноклем, не разглядывают людей, сидящих в зале. Не следует пристально рассматривать и прогуливающихся в фойе зрителей.
Нельзя без особой необходимости оставлять одну женщину, с которой вы пришли в театр или на концерт. Если мужчина предложил ей посетить буфет, он должен позаботиться о ней - принести ей то, что она пожелает.
Если вам не нравится то, что вы видите на сцене или на экране, не следует во время действия это обсуждать. Уходить из зала можно после антракта или по окончании зрелища. По окончании спектакля нельзя срываться с места, следует дождаться закрытия занавеса и выхода актеров к зрителям и спокойно уйти.
2.Особенности национального этикета
Деловой этикет предписывает соблюдение при переговорах правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными и религиозными обычаями и традициями. И чтобы добиться успеха и взаимопонимания, нужно считаться с чужими обычаями и традициями: интересы дела должны быть выше ваших собственных вкусов и пристрастий. Ярким образцом для подражания может быть японская сверхвежливость — своего рода наркотик, усыпляющий бдительность партнера по переговорам. Такая вежливость и уважение к партнеру обеспечиваются знанием национального менталитета./4, с.177/
Национальный менталитет — это свойственный конкретной этнической общности стиль жизни, культура, присущая нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения.
В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже отвечая на простейшие типа «Как дела?», необходимо помнить о чувстве меры. Деловой русский этикет предписывает отвечать на этот вопрос: «Спасибо, все хорошо». При этом нужно поинтересоваться: «Надеюсь, что и у Вас все обстоит нормально?» Такой ответ нейтрален, он следует сложившимся в России традициям. Однако у чехов, словаков, поляков на вопрос «Как дела?» не возбраняется кратко рассказать о трудностях, но говорить об этом следует бодро, подчеркивая, что деловой человек преодолевает трудности, знает, как с ними справиться и гордится этим. А большинство американцев в повседневном общении используют «короткий разговор»: они задают друг другу вопросы типа: «Как дела?», «Прекрасный денек, не правда ли?», — и вовсе не ждут на них ответа. В дискуссиях американцы предпочитают высказываться ясно и четко и стремятся, прежде всего, выдвинуть основной аргумент, чтобы вызвать у оппонентов желание услышать остальную информацию.
Рассмотрим специфику деловых отношений с партнерами западных (на примере Америки и Франции) и восточных (Япония и Китай) стран. Хотя даже в этикете близких цивилизаций превеликое множество различий. Отсюда вывод: прежде чем выходить на деловые контакты с представителями других стран, в обязательном порядке необходимо изучить особенности их культуры, хотя бы по энциклопедии.
2.1.Особенности делового этикета западных стран (Америка, Франция)
Американцам присущи хороший настрой, открытость, энергичность и дружелюбие, им импонирует не слишком официальная атмосфера деловых контактов. При решении проблемы они стремятся обсудить не только общие подходы, но и механизм реализации договоренностей.
Увязывая различные вопросы, американцы часто предлагают так называемые «пакетные» решения. Их отличает высокий профессионализм: в деловые контакты вступают, как правило, компетентные и имеющие соответствующие полномочия люди. Американский деловой партнер не терпит затяжек в контактах и в случае медлительности скорее прекратит их. Ради быстроты операций часто практикуется решение проблем по телефону, которое затем подтверждается телетайпом или факсом. Как недостаток американцы отмечают нередко проявляемый эгоцентризм, стремление навязать в контактах свои правила игры, поэтому партнеры часто считают американцев излишне напористыми, агрессивными.
Американцы любят свою страну, с почтением относятся к ее политическим символам — флагу, гербу, гимну. Многие уверены, что США — самая лучшая экономическая и демократическая система в мире, а американские нормы жизни единственно правильные. Поэтому они мало интересуются другими культурами, недостаточно знают о народах европейских и азиатских стран./4, с.181/
Американские бизнесмены считаются самыми жесткими деловыми людьми, однако во многих отношениях дела с ними вести легче, чем с другими партнерами. Их философия проста. Они стремятся заработать как можно больше и быстрее. Доллар для них — всемогущая сила, которая перевешивает все аргументы.
Американцы прагматичны, при обсуждении вопросов большое внимание уделяется деталям, связанным с реализацией договоренностей. Они последовательно добиваются своих целей, любят «торговаться», довольно часто объединяют для рассмотрения различные вопросы в один «пакет», сначала определяют общие рамки возможного соглашения, добиваются принципиального согласия, а затем анализируют подробности. К переговорам готовятся тщательно, учитывают все, что может принести успех делу.
Американский стиль делового общения отличается достаточно высоким профессионализмом. В состав американской делегации включаются люди компетентные, хорошо разбирающиеся в сути обсуждаемой проблемы.
Американцы — индивидуалисты, им нравится действовать самостоятельно, без оглядки на начальство. На переговорах они пользуются достаточной свободой при принятии решений. Однако часто они проявляют эгоцентризм, считая, что партнер должен руководствоваться теми же правилами, что и они сами, поэтому со стороны они кажутся слишком напористыми, грубыми и агрессивными.
Американцы очень демократичны в общении. Они сразу начинают вести себя неформально — снимают пиджак, обращаются друг к другу по имени, независимо от возраста и статуса, обсуждают личную жизнь. Они чрезвычайно дружелюбны, жизнерадостны и улыбчивы, любят незатейливые шутки и юмор, ценят в других честность и откровенность.
Американцы берегут время и отличаются пунктуальностью. Время для них всегда — деньги. Их любимая фраза: «Перейдем к делу». Они пользуются ежедневниками и живут по расписанию. Они не любят пауз или молчания во время беседы, переговоров, принимают решения обычно быстро. Они последовательны. Когда говорят: «По рукам», то редко меняют свое мнение.
В американских школах есть такой предмет — «построение взаимоотношений». Даже дети знают основы взаимоотношений. Например, приходят на день рождения к твоему ребенку, и ты потом должен каждому написать открытку: «Спасибо, что ты пришел. Твой подарок был самый лучший». Так же и в бизнесе. Если посетил какую-то фирму, то обязательно придет отзыв: «Спасибо. Извините, нам с вами нечего делать». Но обязательно — спасибо. Необходимо помнить о прочно внедрившемся в американское общество понятии «прайвеси» — личная независимость и неприкосновенность. «Прайвеси» гласит: необоснованный физический контакт с незнакомым, чужим человеком нежелателен, ибо для американца он граничит отчасти с интимной близостью, отчасти — с физическим насилием. Особенно ощутимо действие «прайвеси», если ваш деловой партнер — женщина. За нескромный взгляд на вас могут подать в суд, поэтому и комплиментов, подчеркивающих половые различия, нужно избегать. Акцент необходимо делать на деловых качествах партнера./4, с.182/
Французский стиль деловых контактов описан американцем М. Харрисоном. Большое внимание французы уделяют предварительным договоренностям и обычно избегают официальных обсуждений деловых проблем «один на один». Подбирая доказательства, ориентируются прежде всего на логику и «общие принципы». Стараются максимально сохранить свою независимость и очень жестко ведут переговоры, не имея, как правило, запасной позиции. Могут кардинально менять поведение в зависимости от того, с кем обсуждают проблему. В деловом общении часто применяют конф-ронтационный тип взаимодействия. Это проявляется и в избрании для деловых контактов исключительно французского языка. Вопросы языкового оформления деловой коммуникации для французов имеют принципиальное значение.
О некоторых особенностях речи французов и французского языка свидетельствует И. Эренбург:
«В речах ораторы любят щеголять оборотами, взятыми у авторов XVIII в., а письмо, касающееся очередной биржевой сделки, маклер кончает, как его дедушка, обязательной формулой: «Благоволите, милостивый государь, принять уверения в моем глубоком к вам почтении»./4, с.183/
Французы любят конкретность, точность, ясность. Всего лучше об этом свидетельствует язык. По-французски не скажешь «она в ответ усмехнулась» или «он тогда махнул рукой»: нужно объяснить, как усмехнулась — злобно, печально, насмешливо или, может быть, добродушно; почему он махнул рукой — от досады, от огорчения, от безразличия? Французский язык долго именовали дипломатическим, а его употребление, наверно, затрудняло работу дипломатов: по-французски трудно замаскировать мысль, трудно «говорить не договаривая».
2.2.Национальный этикет восточных стран (Япония, Китай)
Высокая зависимость коммуникации от контекста характерна для многих восточных культур, проявляется в расплывчатости и неконкретности речи, изобилии некатегоричных форм высказывания, слов типа «может быть», «вероятно». Так, японцам соблюдать вежливость и сохранять гармонию межличностных отношений помогает сам строй родного языка, в котором глагол стоит в конце фразы: говорящий, увидевший реакцию на свои первые слова, имеет возможность смягчить фразу или даже полностью изменить ее первоначальный смысл.. Японец старается говорить так, чтобы избежать слова «нет»; вместо этого он использует мягкие обороты — отрицания, например:
«Я прекрасно понимаю ваше идущее от сердца предложение, но, к несчастью, я занимаю иное положение, чем вы, и это не позволяет мне рассматривать проблему в нужном свете, однако я обязательно подумаю над предложением и рассмотрю его со всей тщательностью, на какую способен». В деловых отношениях японцы обычно ведут разговор «вокруг да около», долго рассуждая обо всем, только не об основном предмете дискуссии. Эта стратегия позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров, чтобы либо подладиться к ним, либо противостоять, не уронив при этом достоинства противоположной стороны.
В. Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета: «В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками». Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно»./2, с.163/
Если токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произнести слова «нет». К примеру, вы звоните японцу и говорите, что хотели бы встретиться с ним в шесть вечера в пресс-клубе. Если он в ответ начинает переспрашивать: «Ах, в шесть? Ах, в пресс-клубе?» и произносить какие-то ничего не значащие звуки, вы должны тут же сказать: «Впрочем, если вам это неудобно, можно побеседовать в другое время и в другом месте». И вот тут собеседник вместо «нет» с превеликой радостью скажет «да» и ухватится за первое же предложение, которое ему подходит».
В Японии не принято смотреть прямо в глаза друг другу: женщины не смотрят в глаза мужчинам, а мужчины — женщинам, японский оратор смотрит обычно куда-то вбок, а подчиненный, выслушивая выговор начальника, опускает глаза и улыбается. То есть в японской культуре контакт глаз не является обязательным атрибутом коммуникации. Да и молчание в Японии не рассматривается как вакуум общения, а расценивается как признак силы и мужественности.
Наиболее характерной чертой китайского стиля деловой коммуникации является четкое выделение этапов: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап. На первом этапе значительное внимание уделяется внешнему виду партнеров и манере их поведения. Это позволяет определить статус каждого из участников общения и выявить приоритеты. В деловых контактах для китайцев особенно важен «дух дружбы». Выявляя тех, кто симпатизирует китайской стороне, они стараются через этих людей оказать влияние на остальных участников деловой коммуникации. На втором этапе в процессе обсуждения принимают участие эксперты по самым разнообразным областям знаний (финансы, экономика, политика, социальные вопросы), поэтому китайские делегации бывают обычно весьма многочисленными. Китайские бизнесмены обычно не сразу «открывают карты» и при обсуждении всегда имеют в запасе довольно много возможныхуступок. Но делаются эти уступки в самом конце встречи, когда партнеру уже кажется, что деловые коммуникации зашли в тупик. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны вышестоящих или центральных органов обязательно. Третий этап — этап заключения сделки — происходит, как правило, в неофициальной обстановке, часто даже в домашнем кругу. Большое значение придает китайская сторона неукоснительному выполнению обоюдно принятых решений и на этой стадии часто применяет различные формы оказания давления.
Практическое задание. Письмо-напоминание
Письмо-напоминание - это служебное письмо, которое используется тогда, когда организация-партнер не выполняет взятые на себя обязательства или принятые договоренности.
Общество с ограниченной ответственностью
«Новый стиль»
16.12.2006 № 251-5
О выполнении условий договора поставки продукции от 1.11.2006 № 7/12
Ул. Космонавтов, д.2, г.Бугуруслан, 461630
Р/с 40702810548310202099 в КБ «Спутник»
К/с3010100024000000
ИНН 5804028871
Директору Оренбургского текстильного цеха «Ткани»
г-ну Иванову И.И.В соответствии с договором поставки от 16.12.2006 № 251-5 ваше предприятие взяло на себя обязательство произвести поставку ткани (вельвета) в количестве, указанном в договоре, в наш адрес в срок до 14.12.06.
Ставим Вас в известность, что в настоящее время данная партия ткани не доставлена на наше предприятие.
Напоминаем Вам, что в соответствии с п.2.3 договора вы обязаны выплатить штрафные санкции в размере 0,01% общей стоимости договора за каждый день задержки. Убедительно просим Вас обеспечить поставку продукции в наш адрес в кратчайшие сроки.
Генеральный директор
А.А.СидоровЗаключение
Итак, дисциплина «Этика деловых отношений» сегодня играет важную роль при подготовке специалистов любого профиля. Это обусловлено тем, что вежливость, тактичность, умение управлять коммуникационной ситуацией на любой работе помогает человеку добиваться лучших результатов.
В данной работе были раскрыты одни из важных вопросов предмета. В первом разделе дано подробное описание того, как подобает себя вести деловому человеку в общественных местах, таких, как улица, общественный транспорт и театр. Владение такими знаниями поможет любому держать себя достойно в любой обстановке и произвести на окружающих впечатление образованного, воспитанного человека. Многим деловым людям приходиться также сталкиваться и с более сложными ситуациями - общение с иностранцами. Здесь, как и описано в работе свои трудности. Ведь это люди с другим менталитетом. Во избежание проблем стоит лишь ознакомиться с особенностями их делового этикета. В работе были рассмотрены особенности этикета нескольких стран, которые в большей степени отражают специфику двух противоположных культур - «западной» и «восточной».
Список используемой литературы
1.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебник, М.: Финансы и статистика, 2003 - 130с.
2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник, М.,1999 - 472с.
3.Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник, М.: Инфра - М, 2002 - 368с.
4.Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие, Москва - Ростов-на-Дону, 2005 - 266с.
Наша статья будет посвящена, давно забытым многими, правилам поведения в общественных местах и учреждениях. Сегодня в обществе нередко действует принцип: вежливость - это слабость. И, к сожалению, прошли те времена, когда культура поведения была знакома практически каждому. Люди, которые рассуждают таким образом, на самом деле, прикрывают этим свои страхи и презрение к окружающим. Давайте же не будем уподобляться им и вспомним старый-добрый этикет поведения в общественных местах. Начнем мы с общих правил, а затем рассмотрим, как нужно себя вести в лифте и в магазине, на лестнице и даже на эскалаторе.
Культура поведения в общественных местах
Здесь я расскажу вам о том, как следует вести себя возле двери практически любого заведения. Согласно этикету, не следует долго уговаривать друг друга пройти первым. Если вас пропускают - проходите. Если перед дверью встречаются двое ровесников или людей, примерно, одинакового возраста, первым пройти должен тот, кто находится ближе всего к двери. А так: мужчина должен пропустить вперед себя даму, младший - старшего, а подчиненный уступить дорогу начальнику. Очень часто я вижу, в каком затруднительном положении находятся люди, когда нужно пройти в двустворчатую дверь, к тому же балансирующую. Прежде всего, проходить нужно с правой стороны.
Если вы идете с дамой, то женщина должна подойти к двери и потянуть ее на себя, а мужчина затем должен перехватить и придерживать дверь, ожидая, пока женщина пройдет. Если дверь открывается внутрь, то первым заходит мужчина и также придерживает дверь, чтобы дама могла беспрепятственно войти в помещение. Если вы водите по дому или по офису даму или высокопоставленного гостя, нужно, забегая вперед, открывать все двери, встречающиеся ей или ему на пути. Кроме того, если хозяин дома - мужчина, он должен пропускать гостя вперед, а вот женщина должна входить в помещение первой - и только за ней гости. Однако если гость не знает дороги или в комнате темно, хозяин-мужчина должен всегда входить в помещение первым, даже если у него в гостях женщина.
Как вести себя в магазине
Продолжая «дверную» тему, отметим, что, прежде всего, нужно пропустить людей, выходящих из магазина. Это касается не только магазина, но и любого общественного заведения и диктуется простыми логическими соображениями. Если не пропускать выходящих, внутри заведения может образоваться людское столпотворение, поэтому возьмите за правило всегда пропускать выходящих из магазина, клуба, кафе или любого другого заведения.
Теперь о других нормах этикета в магазине. В крупные универмаги или иные большие магазины, можно заходить в полной верхней одежде, то есть, не снимая шапки. Что же касается магазинов с индивидуальным обслуживанием, этикет предписывает не только снимать головной убор, но и поздороваться с сотрудником, который будет вас обслуживать. При выборе товара, не забывайте о других покупателях и не будьте излишне придирчивы, чтобы не утомить продавца.
Этикет не рекомендует подолгу выбирать товар, цепляясь к различным мелочам, если только нет возможности отойти от прилавка, чтобы подробно рассмотреть ту или иную вещь. Также деньги желательно готовить заранее, а придирчиво пересчитывать сдачу все же «отходя от кассы». А сейчас давайте рассмотрим другие правила поведения в общественных местах. Речь у нас пойдет о лестницах, эскалаторах и лифтах и других подобных сооружениях.
Как вести себя на лестнице
Прежде всего, скажем, что вопреки старым традициям, мужчина должен подниматься по лестнице первым только в том случае, если лестница темная или крутая, чтобы, в случае чего, подать руку даме. В остальных случаях, по лестнице первой должна подниматься женщина. А вот спускаться должен первым мужчина. На узкой лестнице нужно пропустить идущего навстречу человека, встав боком. Если, таким образом, пропускают вас, нужно поклониться и сказать «благодарю вас» или хотя бы «спасибо». Если же на лестнице встречаются мужчина и женщина, то женщина должна идти по той стороне лестницы, где есть перила. При этом неважно, правая или левая это сторона.
Как вести себя на эскалаторе и в лифте
Когда мужчина входит на движущийся эскалатор, он должен пропустить вперед себя даму. Исключения составляют случаи, когда эскалатор короткий, либо забит людьми, а мужчине нужно будет затем помочь женщине сойти. В остальных случаях, мужчина должен затем опередить даму и помочь ей спуститься с эскалатора. Что касается лифтов, то внутрь первым входит мужчина, а выходит - женщина.
Если в лифте едет несколько человек, то мужчина, стоящий поблизости от панели с кнопками, должен спросить всех (в первую очередь, женщин), кто на какой этаж едет и нажать на соответствующую кнопку или кнопки. В случае, если в лифте едет много людей, а вы стоите близко к дверям и вам высоко подниматься, то нужно, когда другие пассажиры будут выходить на своих этажах, не прижиматься, пропуская их, а выходить и затем снова входить в лифт. Что касается вопроса, нужно ли снимать в лифте головной убор, то согласно старому этикету, мужчина должен был снимать шляпу или шапку, если в лифт заходила дама, но в настоящее время это уже не является обязательным. А вот здороваться с соседями весьма желательно.
Поведение в общественных местах детей
Любому родителю следует помнить, что по его ребенку судят, в первую очередь, не о ребенке, а о нем самом. Именно поэтому нужно приучать своих детей не шуметь, не кричать и не устраивать скандалов в общественных местах, а все проблемы решать дома. Также дурным тоном считается публично наказывать детей - ругать их, шлепать и т.д. Все беседы и другие воспитательные мероприятия следует отложить до прихода домой.
Если ребенок чем-то недоволен, нужно приучать высказывать свое недовольство в другой форме, а не с помощью топания ногами или криков. Как видим, нормы поведения в общественных местах с ребенком не требуют от родителей чего-то особенного. Ну и напоследок о том, как должны себя вести мужчины, если они видят женщину с коляской без сопровождающего ее другого мужчины. В этом случае, любой нормальный мужчина просто обязан оказать женщине помощь в подъеме коляски.
Наверное, каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с ребенком, который ведет себя неправильно. Его поступки могут вызывать разную степень неприятия, однако всем сразу становится понятно, иногда интуитивно, что ребенком нарушаются устои, принятые в обществе.
Особенности
Порядок в обществе обеспечивают законы и нормы морали. Дети несут ответственность перед законом только после достижения определенных возрастных рамок, однако это не значит, что они остаются безнаказанными.
За тяжелые правонарушения отвечают родители и другие законные представители. Кроме этого, следствием любого проступка является общественное порицание. Учащийся, не соблюдающий те или иные нормы, не сможет наладить общение, полноценно жить и учиться, рискует стать изгоем.
Причин, почему школьники ведут себя плохо, может быть несколько:
- они могут попросту не знать, как это нужно делать;
- правила могут соблюдаться чисто формально, без осознанного желания;
- дети часто просто не понимают, для чего существуют правила поведения, и какие преимущества дает их соблюдение.
Чтобы этого не возникало, важно следующее.
- Своевременно объяснять ребенку как нужно себя вести. Для этого проводятся индивидуальные и групповые беседы, размещаются плакаты и памятки. В раннем детстве источником знаний являются родители. Когда ребенок становится воспитанником детского сада или школы, к воспитанию также подключаются специалисты.
- Связывать теорию с практикой. Подробно разобрать все ситуации невозможно, но можно дать учащимся основные принципы, согласно которым они будут выстраивать свою модель поведения.
- Контролировать нарушения, разбирать проблемные ситуации. Важно научить ребенка основам самоанализа.
Если ребенок уже усвоил асоциальные действия, переучить его будет сложнее. Поэтому обучение должно начинаться с раннего детства. Это не значит, что на ребенка будут наложены ограничения. Просто такие меры помогут ребенку понимать поведение других людей и формировать свое мнение.
Культура поведения
Культура поведения обязывает вести себя в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. Причем здесь можно говорить как об общечеловеческих нормах, так и принципах, присущих какому-то конкретному обществу. Нельзя различать культуру для высшего или среднего класса. Ценности у всех одинаковые, и они не зависят от статуса человека.
Установленные нормы этики должны быть общими для детей разных возрастных групп: как для младших школьников, так и для подростков. Правильные манеры могут быть даже у малыша, а вести себя хорошо надо не только в обществе, но и в семье.
Культура поведения представляет собой систему взаимосвязанных элементов, таких как:
- межличностные отношения внутри групп и между отдельными индивидами, а также между учащимися и учителями, родителями и другими членами общества;
- этикет (и умение применять его в разных ситуациях);
- грамотную устную и письменную речь (поскольку с помощью нее и осуществляются все коммуникации);
- невербальные знаки (к ним можно отнести жесты, мимику и другие действия, которые дополняют речь и способствуют пониманию другими людьми);
- отношение к окружающей среде (в том числе природе).
Не стоит недооценивать и своеобразную подготовку: перед тем как отправляться в любое общественное место, учащийся или его родители (если мы говорим о младшем школьнике) должны позаботиться о его внешнем виде, гигиене.
Опрятный и аккуратный внешний вид – тоже часть культуры ребенка, впрочем, как и его отношение к себе, организация учебы, дома, быта или досуга.
В целом, на культуру поведения школьника всегда влияют несколько факторов:
- воспитание родителей;
- влияние образовательных учреждений;
- принадлежность к религиозной или этнической общности (менталитет);
- пример окружающих.
Правила общения
Все нормы, регулирующие общение учащихся, можно разделить на несколько групп (в зависимости от места их применения).
В процессе обучения
Сюда можно отнести поведение в общеобразовательной, музыкальной, спортивной школах, секциях, кружках.
- Общение между учащимися происходит на переменах, после уроков или в специально отведенное учителем время.
- На перемене нельзя бегать по лестницам и играть в подвижные игры, в ходе которых могут пострадать окружающие.
- Общение должно быть спокойным, без употребления ненормативной лексики.
- Во время уроков нельзя переговариваться, шуметь, вставать с места без разрешения и отвлекать других учеников.
- Приветствовать и обращаться к учителям нужно уважительно. В урочное время, прежде чем что-то сказать или спросить, нужно поднять руку.
- На территории школы действуют правила, формирующие устав школы. Согласно ему, ребенок обязан подчиняться требованиям персонала.
- Поскольку деятельность в школе подчинена жесткому расписанию, важно соблюдать пунктуальность, не опаздывать. В случае пропуска по уважительной причине, необходимо предупредить учителя.
На улице
Путь в школу или другое общественное место учащиеся преодолевают пешком, на общественном или личном транспорте; в сопровождении родителей или самостоятельно (если позволяет возраст). Несколько правил поведения в таких случаях:
- находясь вне школьных стен, учащийся должен помнить, что любой поступок может отрицательно сказаться как на его репутации, так и на репутации учебного заведения;
- общение со сверстниками и детьми младшего возраста должно быть доброжелательным, обязательно нужно поздороваться и попрощаться;
- к людям старшего возраста следует относиться вежливо, предложить посильную помощь, уступить место в транспорте, придержать дверь;
- нельзя отвлекать водителя в автобусе или родителей, когда они находятся за рулем;
- все игры, мешающие прохожим или угрожающие чужой собственности, должны проходить на соответствующих детских и спортивных площадках;
- учащийся должен быть проинструктирован родителями или учителями о том, как следует себя вести на тротуаре и проезжей части;
- законодательно запрещено нахождение в общественных местах несовершеннолетних после десяти часов вечера без сопровождения взрослых;
- в целях собственной безопасности, не стоит разговаривать с незнакомыми людьми, садиться с ними в машину или соглашаться на просьбы отойти в другое место.
В других общественных местах
При посещении кино, театра, зоопарка, библиотеки, стадиона следует помнить следующее.
- Перед тем как пойти на какое-либо мероприятие в новое место, необходимо тщательно изучить допустимые правила поведения. Например, в кино допустимо употребление еды и напитков во время показа, а в театре – нет. В зоопарке можно приобрести специальный корм для животных и даже погладить их, а в музее все прикосновения запрещены.
- Все действия должны выполняться с тем расчетом, что они никому не мешают. В библиотеке, театре и кино (в равной степени) учащимся запрещено смеяться, разговаривать по телефону и любым другим способом доставлять неудобства остальным посетителям.
- Если по этикету можно разговаривать, не стоит привлекать к себе внимание громким шумом (например, в кафе). С собеседником и обслуживающим персоналом следует общаться внимательно. Нельзя поворачиваться спиной, игнорировать приветствия и пренебрегать вежливыми словами (такими как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»).
- Мальчиков с ранних лет нужно приучать помогать девочкам, пропускать их вперед. При входе в здание сначала проходят выходящие, потом – входящие.
- В случае возникновения опасной ситуации следует незамедлительно обратиться в службу спасения или хотя бы сообщить взрослым.
Общепринятые принципы
Любой ребенок рано или поздно станет взрослым. Страшно представить, что будет происходить в обществе, если поведение людей будет хаотичным, ничем не ограниченным. Вот почему важно воспитывать в ребенке качества, предающиеся на протяжении нескольких поколений.
В основе любого воспитания лежат принципы ответственности за свои действия, гуманизма, доброты, дружбы, уважения. Усвоивший их учащийся способен принимать индивидуальные решения в соответствии с ситуацией и без противоречия нормам общественным.