Что делать чтобы развить память. Способы развития памяти. Как развить память – изучать иностранные языки
Память и поиск работы
Не кажется ли вам, что человек с отличной памятью может работать руководителем почти на любом месте, почти без подготовки? А если еще умеет хорошо говорить!..
А почему не берут на работу пенсионеров? Может возникают проблемы с памятью у пожилых и они плохо помнят задачи, а точнее их решения?
На фото ниже реальный пример, как может проводиться тестирование, попробуйте старички обойти молодых, если не тренируете свою память:
Кликните и получите результат!
Как у вас с памятью:
- Ходите в магазин с бумажкой от жены со списком покупок в кармане?
- Все телефоны- только в памяти записной книжки?
- А как было раньше, в детстве, молодости?
- А попробуйте проверить ее в игре. Правила простые:
Выбираем уровень. На 30 сек. будут показаны картинки. Надо запомнить их расположение. Потом они пропадут и надо их вернуть на место, перетаскивая мышкой из нижнего ряда.
Если вы хорошо запоминаете, то возможно вы делаете упражнения для памяти и вы волшебник, творец своего счастья! Поздравляю вас!
Поиграйте еще в игру на сообразительность.
На игровом поле два игрока в любом свободном месте ставят шар своего цвета. Цель этой игры поставить подряд 5 шаров в один ряд: по вертикали, или по горизонтали, или по диагонали. Так же надо помешать это сделать противнику. Вы играете голубыми шарами, противник /наш сайт;)/ — жёлтыми.
Но если у вас
Работа требующая особого внимания
то вам приходиться вытаскивать из памяти множество алгоритмов работы, планов, правил, использовать программы и множество других сведений. Если вы их не помните, то работа осложняется постоянными поисками подсказок в записных книжках и закладках браузера.
Будет очень хорошо помнить все это наизусть и вы сможете работать значительно быстрее и увереннее.
Что делать при ухудшении памяти? Видео
Более конкретный вариант на видео, подробности о нем в конце статьи:
Молодых людей волнует вопрос развития памяти, а с возрастом и ее сохранение. В последнее время говорят о понятиях «суперпамять» и «супервнимание». Разрабатываются новые методики тренировки. Одним людям легко все дается, другим сложнее. Но занимаясь, можно конечно однозначно сделать память лучше.
Для развития памяти есть много приложений для телефона, которые можно использовать даже в дороге. Но у вас не будет системы, а просто игра «пока не надоест». Результат, который нельзя измерить, сильно не вырастет.
Можно пытаться делать скучные упражнения из старых книг, можно играть «в приложениях», а можно заниматься с максимальной эффективностью, с научным подходом:
Протестируйте этот сервис и удивитесь своим результатам через 3 (три) дня!
На ЭТОЙ страничке я сделал специально краткий обзор сервиса B-trainika, что бы вы сразу могли понять, насколько велик его потенциал и показал в виде скринов, какие именно упражнения для развития памяти вы можете испытать на себе онлайн. В конце статьи вы видите скрин, где отображаются ваши результаты рядом с результатами остальных пользователей сервиса (анонимно). По «горке» на экране вы видите свои недостатки и достоинства.
Память — это психический процесс получения, сохранения и воспроизведения информации, почти как у компьютера. Ему не свойственно забывать. А вот для человека это естественно. Мозг удаляет неиспользуемую информацию, а вот действительно важную надо уметь не забывать.
Мини тест на внимательность
Просмотрите это минутное видео и посчитайте количество передач мяча игроками в белых футболках. Смотрите внимательно за мячём! Собьетесь- повторите, отмотав видео на начало сюжета. Только не смотрите ответ заранее. Он вас впечатлит!
Для разных видов памяти нужна своя тренировка:
- Зрительная и слуховая память сохраняет информацию всего 3 секунды.
- Кратковременная память сохраняет небольшой объем данных и хранит его до 30 секунд.
- Для запоминания, надо повторять, иначе информация исчезнет со временем.
- Долговременная память сохраняет информацию на долго. Простого механического заучивания мало, нужна интерпретация и установление связей со знаниями, которые уже есть. Но хранить информацию не достаточно, надо уметь воспроизвести ее.
Для улучшения внимательности очень популярны таблицы Шульте. Они развивают зрительную память и расширяют угол зрения:
Обычно применяется до 2-х десятков таблиц, что бы они не повторялись часто при тренировках.
Фотографическую память развивает метод Айвазовского. Ведь для переноса на холст требовалось мысленно останавливать движение волн. Для этого надо внимательно смотреть пять минут на объект, запоминать все мелкие детали. Дальше с закрытыми глазами, воспроизвести образ объекта. Со временем точность повышается. Как ее развить- смотрите далее.
Рассмотрим самые простые способы, доступные каждому человеку, даже в быту. Главным условием, конечно же является систематичность занятий.
Упражнения для улучшения памяти
Внеплановое упражнение
Как проверить свои успехи в тренировках памяти? Предлагаю полезный способ, особенно во время криптобума. Есть сайт Freebitco.in , где надо для получения бесплатного биткоина каждый раз вводить капчу.
Чаще всего она в виде букв. Попробуйте посмотреть на неё, запомнить и не глядя ввести. Ошибетесь- выше упражнение продолжится до успешного результата.
Упражнение 1. Привычные действия непривычным образом.
Например, чистка зубов непривычной рукой или еда не на одном и том же месте за столом.
Упражнение 2. Повторение.
Желательно после просмотра фильма мысленно восстановить ход событий. Это недолго, а польза будет колоссальная.А вот пример, немного отличающийся, но не сильно. Это отрывок о «железном наркоме» Генрихе Ягоде из одной известной книги «Змееед» (Напоминаю, что этот человек добился невероятной власти благодаря своим способностям и целеустремленности. Не будем здесь рассматривать его моральные качества, они уже всем известны):
Хоть и врагом оказался Генрих, но память у Сталинского наркома была крепкой и возможно, что так он ее и тренировал.
Повторять можно старый материал не весь подряд, а только необходимое. Это хорошо показано в примере Как быстро выучить билеты ПДД
Упражнение 3. Кроссворды.
Всем известные кроссворды, сканворды и прочие головоломки приносят очень много пользы. Кажется, что их чаще всего берут в дорогу, чтобы занять чем-то время. А вот просто покупают и разгадывают дома далеко не многие. А зря.
Упражнение 4. Нестандартный маршрут.
Ходить по привычному маршруту неинтересно и бесполезно для памяти. Новые впечатления прекрасно усиливают деятельность мозга. Поэтому следует запоминать новые здания, магазины, чаще посещать кинотеатры, театры, музеи, кафе, различные праздники и вспоминайте, что уже видели, а что изменилось. Играйте с детьми- кто что первым увидит новое.
Упражнение 5. Новое.
Упражнение 6. Заучивание.
Чем больше тренировать мышцы в спортзале, тем лучше они развиваются. С памятью аналогично. Очень полезно запоминать монологи актеров, рецепты лекарств, номера машин. Причем лучше придумывать ассоциации, а не просто заучивать. Можно учить одно стихотворение в неделю и это будет целых 52 стиха в год – отличная тренировка.
Начните с простого:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
И когда на дворе будет плохая погода, вспомните это стихотворение и порадуйтесь за будущий день!
Вот вы смотрите сериал по телевизору, из десятка серий. А сможете назвать имена героев сериала? Хоть главных?
Упражнение 7. Сочинение.
Метод подходит для запоминания списка дел, покупок и прочего. Нужны яркие образы, сюжет, который развивается логически и последовательно. Придумывается история или фраза наподобие запоминания палитры цветов с историей про фазана. Список покупок многие носят на листике, а не в голове. Да, это полезно, чтобы не накупить лишнее. Но лучше держать его все-таки в памяти, чтобы и к шестидесяти годам можно было вспомнить, что нужно купить, куда сходить и что сделать.
Номера мобильных телефонов тоже лучше запоминать, а не брать из сохраненного списка в телефоне. Пин-коды, имена – тоже прекрасная тренировка.
Придумывать можно ассоциации для более легкого запоминания. Заставлять надо мозг работать, создавать связи. И чем больше, тем лучше.
Упражнение 7. Подслушивание.
Это кажется неприличным, но очень полезно. Послушав, о чем говорят, например, в транспорте, надо закрыть глаза и воспроизвести все услышанное с теми же интонациями, с воспоминанием лиц. Так улучшается восприятие информации на слух.
Упражнение 8. Питание.
Причем все подряд, какие предлагали. В результате, уже через пару недель, перед глазами, по желанию, стали появляться лица людей, которых я даже мельком видел на улице. Ну, не всех конечно!
Т.е. зачатки:) фотопамяти стали появляться автоматически , без особых усилий, просто после регулярных (громко сказано, через день-два правильнее) не утомительных тренировок в течении нескольких недель. А до этого и близко ничего похожего не было!
Хотя есть и специальные упражнения именно для тренировки зрительной памяти. Их можно проводить без интернета:
- Разбросайте несколько спичек перед собой. Запомните, а потом выложите в стороне из других спичек получившуюся картину. Начинайте с минимума спичек, хоть с двух, главное, чтоб было меньше ошибок.
- Посмотрите на любой предмет, а потом мысленно, а еще лучше на бумаге нарисуйте его по памяти.
Упражнения- это хорошо, но лучше все делать в комплексе. Например есть специальные тренинги. Сейчас он уже прошел, но посмотрите, о чем они вообще бывают. О новом времени проведения — смотрите здесь позднее.
Тренинг на развитие внимания и памяти у взрослых
Как проверить внимание- увлекательное видео с участием"карманника":
Кстати, опять о внимании. Для будущего руководителя оно просто необходимо. И если вы претендуете на руководящую должность или хотите работать в сфере обслуживания, то придется повышать свои социальные навыки. А это сейчас называется модным словом soft skills (мягкие навыки) . Как приобрести эти навыки? Кликните по картинке ниже:
А как развить внимание? Пройти тренинг, например.
(Сейчас тренинг окончен, при начале следующего здесь будет сообщение об этом)
Даниил Бублиевский
Они регулярно проводят тренинги по развитию мозга, по сохранению и восстановлению его свойств. Вот программа занятий:
Программа курса
Двухдневный экспресс-тренинг «Мегамозг!» совершенно бесплатно!
Посмотрите подробности, не пожалеете. Найдете много интересного!
На этом все, пишите отзывы, результаты!
Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию. Или желание помочь ребенку с уроками обернется полным фиаско.
У взрослого? Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты.
Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое.
У взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют:
- высокое давление;
- атеросклероз;
- диабет;
- полнота.
Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Как развить память у взрослого? Прежде всего ему необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать.
Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память.
Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии:
- обогащать кровь кислородом;
- обязательно хорошо высыпаться;
- не злоупотреблять алкоголем и табаком;
- отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения.
Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея - и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить.
Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.
Подготовка к занятиям
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений:
- 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания.
- Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического.
- С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Развитие способности запоминать
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
- можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
- Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено. Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
- Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
- Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
Заключение
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Прекрасная память - ценнейший инструмент жизнедеятельности человека в любом его возрасте, но в большинстве случаев, ценить этот инструмент люди начинают лишь тогда, когда возникает острое понимание того, насколько важна хорошая память и как сильно портят жизнь забывчивость и рассеянность. С возрастом любые тренировки становятся сложнее.
Так, для того чтобы без особого труда удавалось запоминать любую информацию, детям необходима заинтересованность, подросткам - высокий уровень мотивации, взрослым людям - регулярные тренировки. И вместе с тем постоянные тренировки этого психического процесса влекут за собой и поддержание активности мозга, а, значит, полноценную жизнь взрослого человека на всем её протяжении.
Виды памяти
Психологи классифицируют память следующим типам:
- Зрительный тип . В случае преобладания этого типа полученную информацию человек лучше запомнит, если у него будет возможность увидеть событие своими глазами или прочитать информацию в каком-либо источнике.
- Слуховой тип . При преобладании слухового типа человеку бывает достаточно услышать один раз, и он уже будет способен даже спустя какое-то время воспроизводить услышанную информацию. Так, людям с более развитым слуховым типом памяти, для лучшего запоминания текстов, рекомендуется проговаривать их вслух.
- Двигательный (моторный, тактильный) тип предполагает способность человека «автоматически» запоминать все часто осуществляемые действия. Например, при уверенном вождении автомобиля с механической коробкой передач работает именно этот вид памяти, точно так же, как и в случае с навыками написания текста. В случае преобладания двигательного типа индивиду необходимы ассоциации с двигательной физической активностью. Так, например, прекрасно владея «слепым» методом печати, человеку с двигательным типом памяти достаточно сложно воспроизвести на бумаге всю последовательность расположения букв на клавиатуре, до тех пор, пока он не начнёт с помощью движения рук вспоминать о том, где какая буква расположена.
- Смешанный тип . В этом случае, отсутствует единственный приоритетный способ запоминания, но активно используются два типа или (что случается значительно реже) способности к запоминанию распределяются равномерно по всем типам памяти.
Кроме этого, выделяют кратковременный и долговременный виды памяти.
Кратковременный тип возникает в результате реакции на происходящие события и способна храниться в голове не дольше 3 месяцев. На этом этапе происходит анализ полученных данных и на уровне работы нейронов головного мозга принимается решение о том, нужно или нет «переносить» данные сведения в долгосрочный тип. Благодаря этому свойству, человеческий мозг не переполняется неактуальной информацией.
Долговременный тип обеспечивает сохранность информации в течение длительного времени, часто на протяжении всей жизни. Вся имеющаяся информация в долговременной памяти может воспроизводиться неограниченное количество раз. Этот тип памяти позволяет в нужный момент времени вспомнить необходимую информацию и применить имеющиеся сведения в жизни.
У каждого человека преимущественный тип памяти зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей. Этот параметр считается врождённым и не меняется в течение жизни. И точно зная о том, какой из типов памяти наиболее развит, можно не только с большим успехом запоминать полученную информацию и пользоваться ей в профессиональной или повседневной деятельности, но и развить способности к запоминанию, и тренировать память в более «слабых» местах.
Приёмы тренировки памяти
Существует огромное количество методов и способов тренировки памяти. Суть любого из методов заключается в возможности переноса получаемой информации в долговременную память, для дальнейшего использования этой информации при необходимости. Практически все упражнения предназначены для тренировки того типа памяти, который развит у конкретного человека в наименьшей степени. Наиболее распространённые методики тренировки памяти можно классифицировать следующим образом.
- Метод взаимосвязи внимания и впечатления . Здесь имеется в виду, что наилучшим образом запоминается те сведения, которые интересны человеку и на чём он сконцентрирован больше всего. Таким образом, для того чтобы научиться лучше запоминать какую-либо информацию, важно освоить способ концентрации на ней и научиться получать эмоциональную отдачу. Например, чтобы запомнить все нудные правила дорожного движения, нужно чётко определить для себя пользу от полученных знаний и для окраски эмоционального фона можно добавить элемент игры или азарта. Скажем, чем быстрее и точнее будут выучены правила, тем быстрее можно будет сдать экзамен в ГАИ, получить водительское удостоверение и наконец-то, сесть за руль автомобиля.
- Метод использования ассоциаций . Ассоциации позволяют сконструировать воображаемую связь между сведениями, уже имеющимися в долгосрочной памяти и информацией, которую необходимо запомнить. Использование этого метода позволяет запоминать больший объем данных за меньшее количество времени. Так, для успешного запоминания нового материала необходимо найти соответствующие яркие ассоциации, способные помочь воспроизвести усвоенный материал. Главное правило этого метода - ассоциация должна быть необычной, понятной, лёгкой для запоминания и воспроизведения.
- Метод структурирования . Прекрасный способ для целенаправленного запоминания. Он заключается в разделении информации на тематические блоки, основанные на логике и ассоциативном мышлении. Основное правило метода структурирования заключается в необходимости создания удобной и логичной структуры изучаемой информации. Здесь выделяют следующие способы структурирования:
- Способ римской комнаты (цепочка Цицерона). Суть метода заключается в мысленном расположении запоминаемых объектов в хорошо знакомом помещении в строго зафиксированном порядке. Для последующего воспроизведения информации необходимо вспомнить помещение и «что где лежит».
- Способ ментальных карт Бьезена (диаграмма связей, ассоциативная карта, майндмэппинг) - использование блок-схем для изображения структуры запоминаемого материала.
- Метод повторения - самый простой и привычный метод тренировки. Для того чтобы информация надолго сохранилась в памяти взрослого человека, необходимо время от времени возвращаться к когда-то выученному материалу. И чем свежее изученная информация, тем чаще необходимы повторения для наилучшего запоминания. В дальнейшем просто необходимо периодически «освежать» когда-то усвоенную информацию. Этот нехитрый приём позволяет не только закрепить в голове полученные знания, но и развить функцию памяти.
- Мнемотехника или использование совокупности перечисленных выше методов для запоминания определённых типов сведений. Под определёнными типами сведений в этом случае понимается объединение информации в условные группы, например, «имена и лица», «цифры и числа», «иностранные слова» и т. д. Основными инструментами мнемотехники считается использование свободных ассоциаций и условного кодирования.
Так, например, чтобы выучить новые иностранные слова, можно использовать метод ассоциаций или созвучия с русскими словами и, безусловно, метод повторения.
Замечено, что очищение ума, улучшает, как память, так и когнитивные способности в целом . Используйте самую быструю для этой цели систему – .
Тренировка памяти в повседневной жизни
- Рекомендация о ежедневном чтении и извлечении из этого занятия новой для себя информации была, есть и будет актуальной во все времена.
- Пересказывайте прочитанные книги - не только способ мотивировать ближайшее окружение к прочтению, но и прекрасное упражнение для тренировки слухового типа памяти.
- Один из лучших «бытовых» приёмов развить способность к запоминанию - изучение иностранного языка, новых иностранных слов, пословиц, устоявшихся выражений.
- То же самое можно сказать о ежедневном разучивании новых стихов и песен.
- Очень эффективно для ежедневной тренировки памяти упражнение по запоминанию телефонных номеров, номеров проезжающих мимо машин и т. д.
- Это же относится и к запоминанию точных дат дней рождения родственников, друзей, коллег и т. д.
- Отправляясь в магазин, список необходимых покупок можно держать в голове, безусловно, храня «в рукаве» заранее подготовленную шпаргалку.
- Возвращаясь из магазина, полезно вспоминать все совершённые покупки и их стоимость.
- Отправляясь спать, полезно вспомнить и «прокрутить» в голове в мельчайших деталях события прошедшего дня, вплоть до того, из каких продуктов состояло сегодняшнее меню в течение дня.
Англичанин Доминик О`Брайан, обладает невероятной способностью. Победитель Чемпионата мира по памяти 1994 года, способен за час выучить более 300 иностранных слов, а спустя несколько дней, говорить на новом языке. При этом, О`Брайану запрещено появляться во всех казино мира, уникально развитая память, помогает считывать оставшиеся в колоде карты и срывать огромный денежный куш.
Приведённые в данной статье методы и техники рассчитаны главным образом на взрослого человека, лично заинтересованного в улучшении качества своей памяти. В случае необходимости развития памяти у детей, психологи и педагоги рекомендуют проводить занятия в форме игр. К счастью, сегодня достаточно информации о развитии любых детских способностей, в том числе и о совершенствовании памяти.
Но независимо от возраста, для укрепления памяти абсолютно всем одинаково полезны свежий воздух, качественный полноценный сон и употребление продуктов питания, благоприятствующих улучшению работы психических процессов, связанных с безупречной работой этой до сих пор малоизученной области человеческого мозга.
Как очищение ума влияет на память и когнитивные способности
- негативные эмоции (страхи, тревоги, обиды, ревность, злость и т.д.)
- комплексы (напр.: я толстая, у меня кривые ноги/зубы и т.д.)
- ограничивающие убеждения (“я это не смогу”, “так не делается” и т.д.)
- негативные установки (у многих людей есть целые мета-программы по самоуничтожению, которые провоцируют вредные привычки, разрушительный образ поведения и т.д.)
- и многое другое
А ведь это только вершина айсберга. Известно, что эмоции поглощают огромное количество биоэнергии. Так какая же связь очищения ума с улучшением памяти и когнитивных способностей?
Во-первых: человек, в подавленном или подпорченном настроении, имеет способности к запоминанию хуже (как, впрочем, и когнитивные в целом); во-вторых: ограничивающие убеждения и представления ограничивают когнитивные способности; в-третьих: ментальный мусор, подъедая ваши энергетические запасы, опять же, ограничивает способности к мышлению и запоминанию, ведь чем больше у вас энергии, тем легче происходит запоминание и тем лучше мышление вообще.
Для ускоренного очищения ума используйте систему – . Система хороша тем, что задействует ресурсы подсознания и фактически, перекладывает основную часть работы на него. А вам, в основном, остается только зачитывать готовые инструкции для подсознания. Безусловно, интересная штука.
Чем больше наше содержание,
тем богаче наш внутренний мир,
тем шире наше восприятие.
Самой загадочной тайной для ученых мира является память. Миллионы экспериментов и научных исследований так и не привели к разгадке этого феномена.
Неизвестно как она работает, и даже где она находится, какие ее ресурсы и сколько информации в день дано запомнить каждому из нас. Но как развить память и укрепить ее не знают только ленивые люди.
А ведь без этой способности человек не пришел бы к цивилизации, и не было бы возможности обучаться. Как бы приспособился человек к изменчивости мира или состоялась эволюция, не будь генетической памяти?
К счастью, нам эта способность дана как дар природы. Мы способны запоминать и обучаться. На ее базе построено наше мышление. Информация течет к нам из разнообразных источников, в которых участвуют всевозможные анализаторы.
Виды памяти человека
Зрительная память позволяет нам запоминать увиденное, услышанное запоминается благодаря слуховой памяти, а вот информацию расположения тела или конечностей мы черпаем от рецепторов своих мышц, сухожилий и суставов, на чем основывается кинестетическая память.
Действие становления этой способности генерируется из нескольких этапов:
- Ограничения следов на рубежах анализатора формируют мгновенное запоминание. Оно быстро фиксируется в процессе увиденного, услышанного и прочувствованного человеком явления.
- Вся необходимая информация мгновенной памяти переходит к другому процессу – к кратковременной памяти, способной удерживаться несколько часов. Она подвергается анализу мозгом, и если определяется как ценная, то переходит, можно сказать, на «склад».
- Существенная и многократно повторяющаяся информация приводит к консолидации памяти, благодаря чему она становится долговременной. И тогда информация будет храниться и сможет воспроизводиться всю жизнь.
Весь мозг человека участвует в процессе становления памяти, но гиппокамп, по мнению ученых, играет особую роль.
Гиппокамп - это часть лимбической системы головного мозга (обонятельного сектора). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (т. е. перехода из кратковременной в долговременную).
Незначительная его патология может привести к утрате человеком способности развития внимания и памяти. С возрастом люди неизбежно утрачивают многие способности, и запоминание не исключение.
Стираются, как правило, ближайшие события, отдаленные − более стойкие. Но, не укрепляя и не развивая своей памяти, человек рискует потерять ее вовсе, что приведет к серьезным проблемам и заболеваниям. Поэтому и были разработаны всевозможные методики развития памяти.
Универсальные способы совершенствования памяти
Обладателям хорошей памяти завидуют многие люди, а представителям человечества с феноменальной памятью завидуют все. Люди на зависть тратят столько времени, которое можно использовать в своих интересах – для развития памяти.
Причем это не так уж и сложно. Важно уяснить, что эта способность, как и любая способность человека, развивается и тренируется в ответ на запрос, то есть, если способность запоминания востребована жизнью, то она развивается.
Холотропное дыхание – и расслабление, и тренировка
Психотерапевт С. Гроф разработал метод, при помощи которого человек может расширить свое сознание и подключиться к внешним потокам информации, после чего происходит развитие скрытых возможностей человека.
Эта методика позволяет улучшить физическую форму, снизить нервное напряжение, вспомнить то, что происходило с человеком много лет назад, и расширить возможности памяти до желаемых размеров. Чем не метод для развития памяти?
Человек ложится на маты, расслабляется, включается ритмичная трансовая музыка, и он начинает дышать глубже и чаще. Мозг при холотропном дыхании перенасыщается кислородом, вследствие чего наступает состояние, когда мозг прекращает ограничивать поток информации, поступающей извне.
Еще глубоко в древности шаманы пользовались такой методикой дыхания для расширения сознания и путешествий в прошлое или будущее.
Зубрежка – опыт прошлых лет
В царской гимназии обязательным предметом был древнегреческий язык, который потом так никто толком и не знал, но о том, как укрепить память, не задумывался.
Это была фактически зубрежка, при которой упражнялся мозг учащихся. Факт того, что мозг, как и любой другой орган, не развиваясь, атрофируется, остается фактом.
Нет, изучать древнегреческий язык молодому поколению или престарелым людям никто не предлагает, но заучивая стихи, прозы, отрывки из произведений для развития памяти − отличный способ. И если вы хотите запомнить не пять слов или цифр в последовательности, а например, тридцать и более, то ежедневные четверостиший приведут к удивительным результатам не только развития памяти, но и быстрого запоминания информации.
Не всем зубрежка дается легко. И к вопросу о том, как развивать память должен быть индивидуальный подход. Кто-то может запоминать информацию, представляя ее на мысленном экране, а кому-то удобней представить цветовой ряд или запомнить на ощупь.
Приемов запоминания много, и каждый может найти такой способ, к которому он больше склонен. Мозг человека анатомически разделен на области, которые отвечают за разные процессы, у каждого человека какая-то область развита больше другой. Ваши симпатии к тому или другому способу развития памяти зависят от того, что лучше у вас получается.
Мнемотехника – эффективно и увлекательно
Эксперты утверждают, что мозг тренируется не тогда, когда запоминается информация, а при попытке осуществить воспоминания.
Мнемотехника – методика развития памяти, которая включает в себя два направления (цепочки и Цицерона), позволяющие развить именно процессы воспоминания. Вся техника запоминания основывается на работе с образами.
Например, для того чтобы запомнить несколько слов, их нужно связать с хорошо известными вам предметами, находящимися в вашей комнате. Вспоминая последовательно эти предметы, в мозге всплывают и связанные с ними слова. Этот прием запоминания превосходно действует на развитие памяти и внимания.
Если вам необходимо связать группу слов, то методом цепочки, то есть фантастическими связями можно осуществить запоминание. Например, слова зонтик, лодка, конь, велосипед, легко запомнить, связав их в воображении таким образом: зонтик прикрывал лодку, в которой сидел конь на велосипеде. Нереально, но запоминается легко.
При использовании мнемотехники очень важно соблюдать ритм и единообразие, то есть ассоциативный ряд выстраивается в абсурдной последовательности для всех слов одинаково.
Попробуйте проверить память, используя этот метод. Если такой способ вам понравился и увлек, то вопрос о том, как укрепить память, уже решен. Укрепляйте таким способом, с каждым разом увеличивая количество слов.
Эйдетика – для маленьких и взрослых
О том, как развить феноменальную память, прекрасно разъясняется эйдетикой.
Этот способ запоминания продемонстрировал эйдетик Стивен Вилтшер, который способен в деталях нарисовать всю линию горизонта незнакомого ему города, увидев его однажды.
Эта методика применяется в школах Соединенных Штатов и Европы, где слабые ученики за несколько занятий становятся отличниками.
Секрет такого способа заключается в позитивном воображении и фантазии. Чем ярче у ребенка или взрослого развито образное мышление, тем легче запоминается и воспроизводится информация.
Прежде всего, этот способ развивает ту область головного мозга, которая отвечает за образное мышление, несомненно, имеющего прямое отношение к развитию памяти и внимания.
Применяются специально разработанные упражнения. Например, игра «Кулак, палец». Вытянутые вперед две руки, правая зажата в кулак, а левая показывает, что все хорошо. После хлопка руками, следует показать, что все хорошо с правой рукой. После каждого хлопка меняется положение рук, при этом следует частоту хлопков увеличивать.
Таких упражнений, направленных на развитие фотографической памяти или статической, которые относятся к кратковременному запоминанию, много, а после некоторых манипуляций, можно запомнить информацию надолго.
Упражнения рассчитаны на развитие внимания и памяти, что немаловажно, так как развить память и внимание – это прекрасный способ тренировать мозговую деятельность. Эйдетика объединяет в себе и мнемотехнику, и пиктограммы, и физические упражнения, и еще множество техник.
Учимся запоминать музыку
О том, как развить музыкальную память, можно было бы спросить у Моцарта, который умудрялся не только сыграть однажды услышанную музыку, но и перенести ее на ноты. Возможности такой нет, но специалисты разработали технику запоминания звуков.
Начинается она простыми упражнениями отстукивания карандашом по столу определенного ритма. Любая музыка основывается на ритме. Поэтому, начиная с несложных отстукиваний, и заканчивая целыми произведениями, можно отработать чувство ритма у любого человека.
Желающим продолжить музыкальное образование прекрасно помогает технология XIX века по слогописи Белецкого. Кстати, развивая музыкальные способности, не будет необходимости задумываться над тем, как укрепить память, все происходит на автоматическом уровне.
Школа запоминания Самвела Гарибяна
Самвел Гарибян стал мировым рекордсменом по запоминанию и написал книгу о том, как быстро развить память любому человеку. По его методу можно стать ходячей энциклопедией, быстро изучить иностранные языки и сделать карьеру.
В восьмидесятых годах прошлого века Самвел создал свою школу запоминания, карьера многих его учеников пережила фантастический взлет. Самвел разработал свою методику, и дает гарантии, что она годится для всех без исключения.
Запоминание по Гарибяну основано на создании каждому слову образа, несущего личную эмоцию для человека.
Самвел знает не понаслышке, как быстро развить память путем запоминания иностранных слов. Например, на иврите кондиционер звучит как «мозган». Для Самвела это слово легко запомнить, если представить, что в мозгах необходимо кондиционирование. После этого мы все уже знаем, что кондиционер на иврите звучит как «мозган».
Вот как развить феноменальную память, не совершая титанических усилий. Попробуйте проверить память, вспомнив это слово завтра и через месяц. Запоминание двадцати слов в день, позволит изучить иностранный язык за удивительно короткое время. Кроме того, такие приемы позволяют быстрее запоминать информацию любого характера.
Невероятной способностью запоминания обладал Александр Македонский, он знал всех своих воинов по именам, Адольф Гитлер обладал феноменальной фотографической памятью, что позволяло ему запоминать лица всех, встречавшихся ему людей, о Моцарте мы уже говорили, и таких людей много даже сегодня. Скорей всего, они знают секреты того, как развивать свою память.
Изучать скорочтение – абсолютно не мучение
Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.
Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.
Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:
- Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
- Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
- Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают. Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
- К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
- Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.
Небольшие пояснения
Доказано, что исключение регрессии позволяет увеличить скорость чтения вдвое, а понимание - в три раза. Но, если часть текста непонятна, то возвратиться назад можно, только после того, как текст будет в течение двух минут переосмыслен читателем. Это уже будет не регрессия, а осмысленный возврат. Проведение анализа своего чтения автоматически отвергается вопрос о том, как укрепить память.
Развитие памяти и скорочтение накрепко связаны еще и тем, что в применении последнего участвует программа интегрального алгоритма чтения, где определяется последовательность умственной деятельности при чтении текста, когда запоминается:
- название текста, статьи, книги;
- автор предложенного или выбранного произведения;
- источник (книга, газета, интернет);
- проблема, которой посвящен текст;
- факты, о которых упоминается в тексте;
- особенности, рассматриваемые в конструкции текста;
- новизна, которая познается из написанного текста.
Все это на первых порах отмечается карандашом и нумеруется до тех пор, пока анализ не дойдет до автоматизма. Вряд ли после таких манипуляций у кого-то возникнут сомнения в том, что развитие памяти и скорочтение зависимы друг от друга.
Ну что же, способы запоминания информации перечислены, а мозг читателя сам определится с выбором.
Конечно, даже упорные тренировки вряд ли научат вас запоминать 30-значные числа с одного взгляда, но улучшить память вполне возможно. И для этого существуют вполне рабочие инструменты. Проведу аналогию: не всем дано стать великими оперными певцами, но если посещать занятия по вокалу, вы сможете научиться петь лучше.
Память, говоря научным языком, это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации.
При запоминании в нашем мозге происходит три важных процесса: сначала мы кодируем информацию, потом отправляем на хранение, чтобы вернуться к ней, когда понадобится, а потом (если этот момент настанет) пытаемся воспроизвести. По этому же принципу организована и работа всех компьютеров. Только вот у них отсутствует процесс, присущий человеку, - забывание. Забывания не надо бояться, это естественное явление. Мозг должен удалять невостребованную информацию. Главное - научиться не забывать действительно важные вещи.
Виды памяти
Существует несколько видов памяти, для каждого из которых требуется своя тренировка.
- Сенсорная. Удерживает информацию, полученную непосредственно от органов чувств. Это зрительная, слуховая память. Информация не удерживается долго, всего 0,1–3 секунды.
- Кратковременная. Удерживает информацию ограниченное время (до 30 секунд) и не может хранить данные о большом количестве объектов. Чтобы запомнить что-то, существует проверенный способ - повторение. Без повторения информация просто исчезает с течением времени.
- Долговременная. Хранит информацию долго (часы, годы, иногда всю жизнь). Причём простое механическое заучивание не поможет надёжно запомнить что-то - необходима мысленная интерпретация, переработка материала, а также установление связей с уже имеющимися знаниями. Хранить информацию - это одно, а воспроизводить её - совсем другое. Иногда нужное знание легко достать на поверхность, иногда для этого требуются серьёзные усилия.
Долговременная память обычно делится на два типа:
- декларативная (знания о мире и о конкретных событиях);
- процедурная (воспоминания о движениях тела и о том, как необходимо использовать объекты в окружающей среде).
Упражнения для развития памяти
1. Таблицы Шульте
Таблицы Шульте помогают не только освоить технику скорочтения. Они к тому же тренируют периферийное зрение, внимательность и наблюдательность - в общем, необходимый набор для развития зрительной памяти.
2. Метод Айвазовского для развития фотографической памяти
Если вы видели картины Айвазовского, вы поймёте, что его метод работает: чтобы остановить движение волны и перенести его на картину, требуется и внимательность, и память. Итак, что нужно сделать: в течение 5 минут пристально смотрите на объект, который нужно запомнить, подмечайте все мельчайшие детали. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно точнее воспроизвести образ предмета. Регулярными тренировками вы сможете развить этот навык.
3. Учите наизусть
Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома - выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации. Результаты не заставят себя ждать.
4. Подслушивайте
Хотите развить слуховую память? Подслушивайте. Да, мы знаем, мама говорила вам, что это неприлично. Но на что только не пойдёшь ради собственной памяти? Когда едете в трамвае или метро, слушайте, о чём говорят люди вокруг вас. И, как в методе Айвазовского, закрывайте глаза и воспроизводите всё услышанное - с точными интонациями, вспоминайте лица людей. Так вы не только будете лучше воспринимать информацию на слух, но и легко станете улавливать эмоции в голосе.
5. Ходите разными маршрутами
Ходить по проторённому пути не только скучно, но и бесполезно для памяти. Дайте своему мозгу новые впечатления. Будьте внимательны, когда идёте домой: запоминайте вывески, дома, магазины. В целом любые новые мероприятия усиливают мозговую деятельность, так что ни в чём себе не отказывайте и посещайте музеи, театры, кафе, кино, праздники и фестивали.
6. Сочиняйте истории
Этот метод подходит, чтобы запоминать списки: перечни дел, покупок, событий. Просто свяжите всё в единую историю. Сюжет должен развиваться последовательно и логично, но фантазию можно включать на полную. Более яркие образы запомнить легче. Это может быть сказка, может быть мнемоническая фраза (известный пример - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Этот способ поможет запоминать и взрослым, и детям.