Национальные костюмы татаров. Татарский женский народный костюм. Нужна помощь по изучению какой-либы темы
В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.
Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.
Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития .
В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.
Женская и мужская татарская национальная одежда
Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.
Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).
Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.
От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.
Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.
Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.
Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.
Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".
Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.
Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.
Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.
Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.
Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.
Татарские национальные головные уборы
Мужские головные уборы татар
подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).
Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.
В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.
Самым популярным девичьим головным убором был калфак.
Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.
Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.
Национальная татарская обувь
Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.
Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.
Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.
Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.
При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.
Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.
Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.
Зимой носили валенки, короткие и высокие.
Национальные татарские украшения
Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.
Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.
Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.
Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.
Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.
Ирина Свистунова
Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.
Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.
Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.
Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.
Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.
Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.
Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.
Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).
Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.
Традиционные костюмы народов России — это воплощение их индивидуальных особенностей. Каждый регион имеет свои отличия в фасоне, цветовой гамме и аксессуарах. Главными отличительными чертами татарской национальной одежды являются богатые полотна и изысканная фурнитура. Татары уделяют большое внимание своим традиционным нарядам и иногда используют их в современной жизни.
История
Костюм каждого народа имеет свою историю и формируется на протяжении многих веков. Хоть общие черты татарского костюма и были определены задолго до этого времени, тот наряд, который сегодня считается традиционным, татары сформировали в XVIII веке.
За основу традиционного наряда современные татары взяли наряд поволжских булгар и немного его модернизировали. Большую роль в этом процессе сыграла вера народа. Ислам не только внес свою лепту в формировании цвета и появлении новых штрихов в уже готовый костюм, но и дополнил наряды татар длинным распашным халатом.
В доисламский период, женщины в Волжской Булгарии были, как и мужчины, наездниками. Что отразилось и в их повседневной одежде. Они носили заправленные в штаны брюки и куртки «камзолы». Но, новая роль женщины в обществе отразилась и на их нарядах. «Тюркские» штаны сменились красивыми длинными платьями.
Очень большое значение в татарской культуре имеет традиционный орнамент. До принятия Ислама, татары использовали его узоры в виде стилизованных животных. Новое мировоззрение повлияло не только на культуру татар в целом, но и традиционный орнамент.
Животные все чаще стали заменяться растениями и цветами. Маки и тюльпаны, колокольчики и ромашки, георгины и хризантемы. По виду отображающихся цветов и растений можно понять, в каком регионе жил тот или иной мастер. Каждый мотив, используемый при изготовлении орнамента имеет свою трактовку. Сочетание узоров в таком орнаменте имеет важное значение.
Орнаментом украшали наиболее важные части рубашки. У женщин его можно встретить в районе груди. Считалось, что с помощью орнамента можно увеличить приток молока, и продлить период кормления грудью. Что, в свою очередь, поможет сделать детей крепкими и здоровыми.
Женский народный костюм
Традиционная одежда татарок состоит из рубахи с длинными рукавами с удлиненным низом. Рукава и низ рубахи декорировались красивыми воланами. Обязательным атрибутом женского наряда являются массивные украшения. Их размещали на груди, спине и в виде тяжелых сережек в ушах. Массивные серьги татарки носили, начиная с 3-летнего возраста и заканчивая в глубокой старости.
Поверх рубахи надевался камзол. Он мог быть изготовлен из однотонного или цветного бархата. Зимний вариант такого наряда дополнялся мехом, а летний – золотой тесьмой. Под рубаху обязательно надевались специальные нагрудники, которые закрывали вырез на груди.
Важной частью традиционного наряда женщины является головной убор. До брака девушки носили вязаные шапочки белого цвета. Замужние женщины поверх такого головного убора надевали платки или покрывала. Женщинам после свадьбы разрешали сменить белый калфак на головной убор, напоминающий тюбетейку. Татарские женщины показывали свое мастерство, украшая свой головной убор вышивкой золотыми нитями, бусинами и монетами.
Замужние женщины использовали в своем наряде покрывало. Применение этого аксессуара имеет языческие истоки. Считалось, что если покрыть волосы, то злые духи не смогут причинить вреда. Ислам видоизменил эту традицию, но смысл покрывать голову остался прежним. Женщины после свадьбы подвязывали такими покрывалами головной убор. В XIX веке на его смену пришел специальный головной платок.
Женские шаровары шились из однотонной ткани. И мужчины, и женщины носили чулки. Их вязали из шерстяных ниток или шили из самодельного сукна. Поверх таких чулок надевались кожаные сапоги (на праздники) или лапти (повседневная обувь).
Булгары очень хорошо научились обрабатывать кожу и шерсть. Изготовленные таким образом ткани очень высоко ценились на рынках Европы и Азии. Но, в XIX веке юфь и сафьян «булгарского изготовления» были заменены на фабричный товар. Это сильно отразилось на внешнем виде. Цветовая гамма стала менее яркой. Но, сама верхняя одежда стала более функциональной. Фабричная ткань выдерживала большие нагрузки, но не могла дать того, что давала ткань, произведенная с помощью ручных механизмов.
Мужской костюм
Татарские мужчины носили одежду, которые мало чем отличались от женского наряда. Да, они не были такими «живописными» и имели меньшую длину. Но, фасон мужской повседневной одежды, практически не отличался от женского наряда. Его основными элементами были широкая рубаха с воротником-стойкой и боковыми клиньями. Ее носили без пояса. В зависимости от времени года она могла быть шерстяной, шелковой или хлопковой.
Мужские шаровары шились из полосатой ткани. Покрой этой части костюма мало чем отличался от покроя штанов других тюркоязычных народов. Его еще называли «штаны широким шагом». Поверх рубахи надевался камзол. Он имел приталенный силуэт и запахивался на правый бок. Интересно, что вплоть до первой четверти XX века татары не носили нижней одежды. Рубахи и штаны надевались на голое тело.
Главным головным убором каждого мусульманина является тюбетейка. В зимнее время года, поверх нее мужчины надевали меховую или стеганую шапку. Она хорошо защищала от мороза и согревала голову. Такая шапка шилась из каракуля или шерсти куницы, бобра и соболя.
Важным атрибутом традиционной верхней мужской одежды был матерчатый пояс. Его изготавливали из самотканых или сшитых полотен. В музеях этнографии сегодня можно встретить такие пояса с богато украшенными пряжками из серебра. Хоть казанские татары и рано отказались от такого пояса, у сибирских и астраханских татар он был популярен вплоть до XX века.
В качестве обуви татары использовали национальные сапожки – ичиги. Их шили из сафьяна или юфти, дополняли различной вышивкой и подошвой из мягкой кожи. Кожаная обувь была доступна только зажиточным горожанам и представителям духовенства. В непогоду, при выходе из дому на ичиги надевали сапоги, а зимой полуваленки.
Украшения и аксессуары
Украшения — это важная часть татарского наряда. Женщины украшали свои наряды изделиями из серебра, яшмы, бирюзы и даже коралла. Суммарный вес всех украшений мог достигать шести килограмм. Казанские ювелиры даже освоили свою технику изготовления украшений – бугорчатую скань. С ее помощью они создавали кольца, серьги и тяжелые подвески. Которые широко использовались для украшения.
Многие украшения применялись не только для придания одежде художественной ценности, но и в виде оберега. От дурного сглаза защищала бирюза. Любовь и верность супругов можно было достичь, только при носке одинакового количества браслетов на обеих руках.
Самыми популярными украшениями женской национальной одежды татар были воротниковые и поясничные застежки и браслеты. Нагрудная перевязь, украшенная драгоценными камнями и ювелирными изделиями, собиралась с рождения девочки и до ее выхода замуж. В специальные кармашки такой перевязи прятали суры Корана, защищающие ее владелицу.
Мужчины в качестве украшений использовали перстни-печати, подтверждающие их личность.
Особенности свадебного (праздничного) наряда
Праздничная одежда татар отличается от повседневной. И мужской и женский праздничный костюм выглядит богаче и легче. Особенно ярко в этом плане заметны отличия в женской одежде. Он состоял из тонкой рубахи из шелка и расшитого золотом парчового камзола. Широкий подол рубахи украшался снизу яркими шелковыми лентами. И конечно весь наряд дополнялся особыми, «праздничными» украшениями. Вырез рубахи обшивался специальным орнаментом-цепочкой.
Ткани и цвета
Историки, с помощью этнографических исследований, выяснили, что до XIX века мужской татарский национальный костюм состоял преимущественно из белых, красных, золотых, зеленых и черных тканей. Женщины предпочитали материалы розового, голубого и оранжевых расцветок. Но ближе к XX веку «колор» изменился. Чаще стали использоваться ткани фиолетовых, синих, желтых и красных тканей.
Особое место в палитре татарского костюма отведено зеленому цвету. Он считается знаком особого отличия и чтится всеми мусульманскими народами. Этот цвет символизирует райские сады и изобилие.
До появления фабричных тканей, элементы верхней одежды шились из самодельного сукна. Рубашки шили из холста. Их украшали нашивками и различной вышивкой. Самыми популярными тканями, используемыми в костюме, считаются хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые полотна.
Разновидности по регионам
Татары Волго-Уральского региона состоят из двух этносов: мишарей и казанских татар. У них есть отличия в языке и культуре. В их национальных костюмах также есть отличия. Мужской костюм мишарей и казанцев мало отличается. А вот в женском наряде отличия были более существенными. Здесь большое влияние отводилось тканевым аппликациям и всевозможным нашивкам.
Изначально рубахи казанских татарок и мишарок шились из домотканых материалов. Но, затем девушки-мишари стали больше использовать ситец. Этот материал видоизменил форму туники. Она стала более пышной, на плечах появились оборки.
В женский наряд обязательно входил передник. У различных татарских субэтносов его назначение было различным. У татар Окско-Сурского междуречья передник использовался в рабочем костюме, а в районах Северного Приуралья и Предкамья его обязательно надевали во время праздников. Конечно внешний вид таких передников сильно отличался.
Костюм крымских татар
Очень сильно отличается одежда крымских татар от казанских. Они первыми заменили шаровары на широкие юбки, которые подчеркивали фигуру женщины. Особое отношение у крымчан было к различным отверстиям в одежде. Они обрабатывались специальными узорами. Считалось, что они могли даже спасти жизнь своего владельцу.
В наряд крымской татарки входят широки и просторные рубахи, длинные изящные платья и кафтаны, которые традиционно окрашивались в малиновые и розовые цвета. Обязательным являлась носка шапочки из бархата, которые украшались монетками, золотыми и серебряными нитями.
Мужской костюм представителя этого народа представляет набор из рубахи с косым воротом, шаровар и тюбетейки. Поверх рубашки обязательно надевалась короткая безрукавка из бархатной ткани яркой расцветки. Такой наряд больше походил на одежду тюркских племен, тогда как в наряде казанских татар прослеживались европейские тенденции.
Современный татарский костюм
Сегодня в Татарстане редко встретишь человека в народной одежде. В быту используются лишь его отдельные элементы. Мужчины носят традиционные головные уборы, а женщины особым образом подвязывают головной платок.
Традиционные татарские наряды используются только во время народных гуляний и различных праздников. Сегодня татарки носят закрытые платья, которые отличаются наличием воротника стойки и пышными рукавами. А вот головной убор не меняется уже много времени.
Современный мужской народный костюм татар мало изменился. На праздниках можно встретить представителя этого народа в широких штанах, заправленных в сапоги. Рубахи и камзолы не претерпели изменения. Для народных гуляний выбирают одежду ярких расцветок, богато украшенную вышивкой.
Всегда было интересно, как раньше одевались татары, и почему традиционная одежда утратила свое значение?
«Старые хвалим года, но в новое время живем мы: то и другое должны мы одинаково чтить» - писал римский поэт Овидий.
Почитание «старых годов» должно воплощаться хотя бы в любопытстве к ним и использовании каких-то элементов прежней "моды". В том числе и в одежде.
В начале ХХ века под влиянием общеевропейских традиций произошли ещё более заметные изменения в женской одежде особенно в городах и некоторых слоях сельского общества.
Стабильными составляющими женского национального костюма повсеместно остаются лишь небольшие калфачки и мозаичная кожаная обувь -специфические в прошлом элементы традиционной одежды
В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя у мужчин и женщин и свободные шаровары.
Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением.
Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу тесьмой и мехом. Предпочтение отдавалось ярким тонам
желтому, зеленому, голубому, сиреневому.
В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.
Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой вышивкой.
Женские головные уборы делились на: уборы девичьи и замужних женщин.
Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) .
Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав различные покрывала, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом.
Особо оригинальным головным убором считалась вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и
умения.
Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря.
Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто покрывалом.
В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женщину, чем увидеть ее.
Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.
Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских калфаков, мужских тюбетеек не раз получали золотые медали в Чикаго и Париже, расходились не только в городах России, но и в Азии и Западной Европе.
источники: http://www.mtss.ru
http://www.tatar.ru
Татарский национальный костюм - традиционная национальная одежда татар. Татарский костюм - собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам.
В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита. Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет,чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевалсяхалат. Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда.
[править]Головные уборы
Среди мужских головных уборов особое место заняла тюбетейка.
Часть национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX веков, следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески. Основным головным убором у женщин был калфак. Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы.
[править]Обувь
В качестве обуви у татар было широко распространено ношение ичиг (читек). В сельской местности представители бедных слоёв носили чабата (лапти)
ашкирские племена начинают формироваться в Приуралье, в IX-X веках смешиваются с населением Южного Урала (финно-угорские, сарматские племена). Башкиры расселились по южным отрогам Уральского хребта, в степном Зауралье.
Основу женского костюма составлял набор вещей из платья, нагрудной повязки, штанов. Сверху надевали камзол и фартук. Раньше платья были более объёмными: с широким станом, просторными, до кисти, рукавами, с длинным, почти до земли, подолом. Одежду украшали вышивкой и аппликацией. Но ближе к нашему времени платья молодых женщин стали более короткими, подол приоткрыл узорную обувь. Повседневный костюм дополнил фартук с грудкой, украшенный вышивкой, аппликацией.
Вышитый фартук хорошо сочетался с ярким головным покрывалом и нарядной обувью, его носили не только в будни, но и в праздники. И всё же, из-за непривычного покроя, «широкие в плечах» передники в состав обрядовой одежды не вошли.
Обязательной домашней и выходной одеждой башкирских женщин являлась приталенная длинная, до бёдер, безрукавка – камзол. В старину камзолы были закрытыми; с односторонней глухой застёжкой на навесные петли. Их украшали узкой лентой в край, иногда над лентой пришивали одиночные монеты. Современные укороченные безрукавки с открытым воротом стали распространённой модой лишь во второй трети ХХ века.
На камзолы шёл синий, зелёный, вишнёвый бархат, чёрный или цветной атлас. Их шили на подкладке, подчёркивая приталенный, расклешённый в полах силуэт. Молодые женщины на грудку, полы и по краю подола нашивали большое количество монет, группируя их по две, три или располагая рядами. На камзолах пожилых женщин монет было меньше – в основном на грудке и спереди на полах.
Возрастную и социальную градацию подчеркивали головной убор и украшения. Вместе с тем следует заметить, что не было резкой смены головного убора. Существовали обычаи, в связи с которыми решался вопрос о внесении в одежду определённых изменений в том или ином возрасте.
В прошлом большой отрезок жизненного пути – от перехода в дом мужа и до повзросления детей – женщина находилась под покрывалом кушъяулык. Позже этот срок сократился до одного-двух лет, затем – нескольких месяцев.
Как бы то ни было, в ХХ веке кушъяулык стал наиболее выразительным предметом сохранившегося костюма. Его декоративное оформление, глубоко традиционное в основе, получило дальнейшее художественное развитие. Покрывало кушъяулык состоит из сдвоенных фабричных платков. Яркими были уже фабричные платки с крупным цветочным орнаментом на красном фоне. Необычна была манера ношения покрывала: наброшенное на лицо широкой стороной, оно закрывало голову, плечи, фигуру. Лицо обрамляла прикреплённая к кромке вышитая полоса ткани, около 5-7 см шириной. На ней могла быть геометрическая гладь с плотным заполнением или тамбурная вышивка в виде извилистых линий и завитков. В орнамент вводились бисеринки, блёстки, мелкие монетки. Над головой платок имел подкладку. Удерживалось покрывало с помощью подбородника.
В наборе украшений главными являлись нагрудник и наспинник. Вначале нагрудник считали оберегом, но из-за утраты традиции он стал просто украшением. Нагрудник закрывал грудь и спускался ниже талии. Он удерживался с помощью ошейника и широкого пояса. Трапециевидная простёганная на подкладке основа была покрыта украшениями. На нагрудниках можно было увидеть кораллы, монеты и штампованные узорные жетоны.
Мужской костюм, по сравнению с женским, был более сдержан в красках. У мужчин существовала своего рода «униформа»: казакин определял костюм людей молодого и среднего возраста. Это была строгая одежда, слегка расклешённая в полах, со стоячим воротником и односторонней глухой застёжкой, длиной до колен или чуть выше, с узким длинным рукавом. Казакин был общепризнанной одеждой, его надевали и подростки. У некоторых молодых юношей на верхнем поле на уровне груди выделялся светлый квадрат – это знак того, что он стал женихом. Обычно верхнюю мужскую одежду ничем не украшали.
В группу основных головных уборов входили тюбетейка и шапка. Тюбетейку надевали уже на мальчиков; она становилась повседневным убором на протяжении всей жизни. Многие мужчины молодые и средних лет носили тюбетейки из цветной ткани. Пожилые носили тёмные тюбетейки.
В процессе работы я узнала, как выглядел женский и мужской костюм в середине ХХ века. Изучила отдельные элементы костюма. Выяснила, что для башкирского костюма характерны красный, синий, зелёный цвета, вышивка в виде зигзага или волны, украшения из монет и жетонов. Для себя я узнала много нового из истории башкирского народа.
Основа любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха и штаны, сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. По особенностям покроя в середине 19-го и начале 20-го вв. имели место два типа мужских рубах: туникообразный — без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями; рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов. Штаны также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюркоязычных народов, получивший в этнографической литературе название «штаны широким шагом». Общим и устойчивым признаком, по которому можно систематизировать всю верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам: 1) одежда с приталенной спинкой; 2) одежда с прямой спинкой. В конце 19-го — начале 20-го вв. преобладающим являлся первый тип одежды. К этому типу верхней одежды относятся: камзол, казакин, бишмет, чоба, билле чикмен, билле тун.
Камзол носили поверх рубахи. Он воспринимался народом как вид домашнего платья.
Казакин — легкая длиннополая или короткая, с длинными рукавами, одежда. Его шили исключительно из фабричной ткани темных тонов.
Бишмет — по покрою идентичен длинному казакину. Его также шили из фабричной материи со сплошной приталенной (пятишовной) спинкой, длиной до икр; он утеплялся ватой или овечьей шерстью.
Чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чоба является древней верхней одеждой. Об этом говорит и тот факт, что она вместе с рубахой и штанами входила в приданое невесты.
Чикмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда, сшитая из домашнего сукна. Застегивали чикмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу.
Шуба приталенная — наиболее древняя меховая одежда. Шили из нагольных, реже дубленых овчин, мехом внутрь. Среди зажиточных татар бытовали шубы из лисьего меха. Одежда с прямой спинкой имеет следующие разновидности: джилян, чикмень прямоспинная, тулуп.
Джилян — просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником; шили его из фабричной однотонной или с еле заметными полосками материи. Джилян представлял собой верхнюю одежду мужчин почтенного возраста. Ходили в нем в мечеть или в другие присутственные места; носили чаще всего с длинным камзолом или с коротким казакином.
Чикмень прямоспинная — длинная и широкая, с глубоко запахивающимися полами, верхняя демисезонная одежда; имеет неширокий, спереди сходящий на нет шалевый воротник и длинные, слегка зауженные к кистям рукава.
Тулуп — длинная верхняя дорожная меховая одежда. Тулупы шили из овчин, реже из лисьего меха. Покрывался он темной фабричной материей, чаще сукном. Встречались также тулупы из дубленых овчин.
Обязательным атрибутом традиционной одежды татарина являлся пояс. Им подпоясывали верхнюю одежду. У богатых пояс служил своеобразным предметом щегольства. Он делался из дорогого цветного шелка, концы украшались золотой или серебряной бахромой.
Головные уборы
Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка. Тюбетейка представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой — шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками.
Основным головным убором у женщин был калфак. Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы.