Проект "Не просто камень" проект по окружающему миру (2 класс) на тему. Проект на тему «Такие простые удивительные камни Проектная деятельность о камнях
ФЛЮОРИТ Флюорит получил свое название от латинского слова fluor течение. Камень применяли как стекла в оптических приборах ночного видения. В спрос на флюорит в качестве декоративного материала возрастает. Из драгоценного камня делают украшения: браслеты, бусы, перстни, иногда встречаются шкатулки, подсвечники, пепельницы.
РОЗОВЫЙ КВАРЦ Кварц издревне используется для изготовления украшений у большинства народов мира. Впервые кварц был упомянут Теофастом, затем Плинием, который считал кварц окаменевшим льдом. Происхождение слова «кварц» возможно идет от вендского «twardy» - твердый.
ТОПАЗ Топаз – необыкновенно красивый драгоценный камень, который часто используется в ювелирных украшениях. Как минерал, топаз прекрасно подходит для резки стекла. Добывается чаще всего в кристаллах. Этот камень был назван в честь острова Топазион в Красном море
МАЛАХИТ Малахит это название произошло от греческого "малахе" - мальве (цветок). Малахит представляет собой водный карбонат всех оттенков зеленого цвета. Месторождениями малахита еще в стародавние времена славились Израиль и Древний Египет. Именно там родилось поверье, согласно которому этот камень являлся наилучшим помощником фараонов в принятии решений. Это способствовало популяризации использования малахита для изготовления оберегов, различных украшений и деталей интерьера.
Янтарь Янтарь – это просто восхитительный подарок для нас от Матери-Природы. Янтарь бывает разных цветов – желтый, оранжевый, красный, белый, коричневый, зеленый, синий и почти черный. Очень часто в янтаре можно найти частички растений или насекомых, оказавшихся в янтаре, что имеет большое значение, как для коллекционеров, так и для ученых.
ХАЛЦЕДОН Халцедон получил свое название по местности Халцедон в Малой Азии. Халцедон также именуют «голубой лунный камень», «меккский камень». Халцедон не обычный драгоценный камень. Халцедон наиболее востребованный материал для изготовления украшений, начиная от роскошного вечернего ожерелья до строгих запонок. Доступность драгоценного камня и разнообразие оттенков делают его так популярным для изготовления ваз, статуэток, мозаик, деталей интерьера.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Выполнила: Солодовник Ксения
ученица 4 «Б» класса
Руководитель:
Романчикова Ольга Михайловна
Цель исследования : изучить свойства минералов и их применение
Задачи :
- изучить литературу о минералах;
- выяснить, как образовались минералы на Земле;
- сколько существует различных минералов;
- узнать, как используют минералы;
- изучить свойства минералов своей коллекции;
- познакомить окружающих с моим увлечением и интересными образцами из моей коллекции
- расширить свои знания и представления в области изучения природы и её законов
- сделать первый шаг в изучении минералогии с привлечением знаний таких наук, как физика, химия, биология, экология
Актуальность изучения минералов обусловлена их уникальными свойствами, необходимостью привлечь интерес окружающих к минералогии, так как мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок.
Гипотеза.
Минералы широко применяются в деятельности человека.
Методы исследования :
- изучение литературы,
- использование интернет - ресурсов,
- опрос,
- наблюдение,
- исследование образцов из собственной коллекции
- классификация минералов
Многообразие минералов
- Сам термин " минерал ", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".
- Минерал (фр. minéral , от позднелат. minera - руда) - природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной коры, горных пород, руд, метеоритов.
Сегодня известно около
4000 видов минералов,
однако только несколько десятков
распространены на поверхности Земли.
Изучение минералов
- Наука, изучающая минералы, называется минералогия. Она изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов.
- Минералогия - одна из древнейших наук.
- Первые описания минералов появились у древних греков. В дальнейшем развитию минералогии способствовало горное дело. В минералогии активно используются достижения физики, химии и других наук.
- Так, минералогическое изучение метеоритов и образцов с других планет позволило узнать много нового об истории Солнечной системы и
процессах формирования планет.
Происхождение минералов
В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами.
Такие природные соединения минералов называют горными породами.
По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические,
осадочные
метаморфические.
Основные формы выделения минералов в природе
Друзы
Конкреции
Агрегаты
Натёки
Дендриты
Жеоды
Внешний вид минералов необычайно различен
Пирит
Пустынная роза
Ставролит
Глендонит
Моя коллекция
Коллекционируя минералы, полезно знать их основные физические, химические и кристаллические свойства.
Каждый минерал отличается характерным набором этих признаков, помогающих в его определении.
Проще всего описать физические свойства минерала, определять которые позволяют наши органы чувств. Например, оптические свойства, такие как цвет и блеск, определяются на глаз.
Важнейшие свойства минералов
Эти свойства минералов легко
определяются в полевых условиях.
- СИНГОНИЯ - классификация кристаллографических групп симметрии, кристаллов и кристаллических решёток
- КЛАСС -разделение минералов по общим чертам
- ИЗЛОМ - характеристика минерала, описывающая вид поверхности, образующийся при расколе минерала.
- БЛЕСК - оптический эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал.
- ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минералов в тонком порошке, служит одним из диагностических признаков для определения минералов и горных пород.
- ТВЕРДОСТЬ. Твёрдость минерала измеряется путём поиска самого твёрдого эталонного минерала, который он может поцарапать; и/или самого мягкого эталонного минерала, который царапает данный минерал.
- Шкала́ Мо́оса (минералогическая шкала твёрдости) набор эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твёрдости. Предложена в 1811 году немецким минералогом Фридрихом Моосом
Шкала́ Мо́оса
Помимо шкалы Мооса есть и другие методы определения твёрдости, но различные шкалы твёрдости нельзя однозначно соотнести друг с другом. Практикой приняты несколько более точных систем измерения твёрдости материалов, ни одна из которых не покрывает весь спектр шкалы Мооса.
Исследование свойств минералов
Каталог минералов
№ п/п
Внешний вид
Название
Горный хрусталь
Семейство
целестин
кварцевые
Формула
Оливин
сульфаты
Класс
Sio 2
SrSO 4
Сингония
окислы
Селенит
сульфаты
(Mq.Fe) 2 SiO 4
Цвет
гипс
тригональная
халькопирит
Твердость
силикаты
CaSO 4 .2H 2 O
ромбическая
прозрачный
сульфаты
SuFeS 2
ромбическая
От бесцветного до синего и зеленого
Излом
раковистый
сульфиды
моноклинная
зеленый
Блеск
раковистый
тетрагональная
От прозрачного до желтоватого
Цвет черты
стеклянный
раковистый
От темно желтого до зеленого и фиолетового
Стеклянный и перламутровый
белый
Использование
Не ровный
Украшение, оптика, радиотехника
Добыча
стеклянный
белый
раковистый
Стеклянный, шелковистый
Япония, Бразилия, Индия, США, Венгрия
при фейерверках
Белый
белый
Испания, Тунис, Турция, Россия
украшения
металлический
Черный с зеленоватым оттенком
украшения
Египет, Пакистан, Россия
Мексика, Италия, США, Испания, Греция
Источник меди
Чили, Испания, ЮАР, США
Минералы вокруг нас
- Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который
геологи называют галит.
- В природных подземных
месторождениях она залегает в виде
камня. Очень красивы кристаллы
каменной соли.
- Добыча драгоценных камней в России началась в середине XVII века: сначала были открыты малахитовые кладовые, затем были обнаружены запасы аметиста, берилла, топаза, многих поделочных камней (агата, сердолика, яшмы).
- Территория Российской Федерации очень богата месторождениями драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, встречаются как распространенные по всему миру минералы, так и редкие, уникальные. Например, аналогов уральскому малахиту как не было, так и нет - хоть прилавки магазинов заполнены африканскими и азиатскими малахитовыми украшениями, по качеству и красоте они не идут ни в какое сравнение с уральскими камнями. А месторождения чароита и некоторых других драгоценных камней в России вообще единственные в мире.
Охрана минералов
Для охраны недр Южного Урала
в 1920 году создан Ильменский минералогический заповедник.
Здесь обнаружено более 270 минералов, из которых 17 - впервые в мире
Ильменские горы до конца не изучены. В поисках новых минералов сюда приезжают ученые со всего мира.
- Аметист Свердловская, Магаданская, Карагандинская области, Карелия, Ангаро-Илимский железорудный р-н, Кольский п-ов, Саха, Республика Коми.
- Гелиодор и аквамарин Читинская, Талдыкургансая, Свердловская области, Казахстан, Иркутская область.
- Изумруд Свердловская область "Изумрудные Копи".
- Гранат Закарпатье, Карелия, Свердловская, Камчатская области, Приморский край, Чукотский автономный округ, Якутия, Западное Забайкалье, Красноярский край.
- Уваровит Пермская область, Приморский край, Якутия.
- Цаворит Приморский край, Якутия.
- Жадеит Красноярский край, Республика Коми, Северный Кавказ, Корякское нагорье.
- Рубин Челябинская, Свердловская области.
- Лазурит Иркутская область.
- Нефрит Урал, Бурятия, Республика Тыва.
- Родонит Якутия, Свердловская область, Башкирия, Бурятия, Хабаровский край, Иркутская область.
- Турмалин Иркутская и Свердловская область.
- Хризоберилл Свердловская область, Карелия.
- Хризолит Таймырский округ, Кольский п-ов.
- Хромдиопсид и чароит Якутия.
- На территории области разведаны месторождения неметаллических (в основном общераспространенных) твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве и как технологическое сырье в промышленности. Полезные ископаемые Пензенской области представлены: сырье для производства строительных материалов.
- Геологическая коллекция Пензенского краеведческого музея насчитывает 2058 единиц хранения. Основу ее составляют поступления из коллекций музеев Горного института Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, Ученой архивной комиссии Пензенской губернии, Академии Наук. Большой вклад в формировании коллекции оказали сотрудники Пензенского краеведческого музея А.А. Штукенберг, Е.М. Пульхритудова, А.Н. Магницкий, И.И. Спрыгин. Формирование и описание ее приходится на начало ХХ века. Коллекция собрана на территории Сурского края, России и зарубежья. Она имеет большое научное и практическое значение. К ней обращаются преподаватели, студенты, школьники. В настоящее время сотрудники отдела природы проводят научное описание геологической коллекции, отвечающее требованиям современности.
Использование минералов и горных пород человеком
Минералы, и, следовательно, минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Что касается экономики, то какой бы аспект мы не взяли, вплоть до проблем современного уровня жизни, любой из них оказывается так или иначе связанным с использованием минералов.
Применение минералов
Где применяются?
Химия и пиротехника
Примеры минералов
В качестве удобрений
Киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит
Сильвин, сера, чилийская селитра, сильвин, карналлит, гипс, апатит, вавеллит
Флюорит, диоптаз, кварц
Изделия из фарфора керамики и стекла
Флюорит, криолит, касситерит, стронцианит, витерит, целестин, кианит, волластонит, пирофиллит, каолинит и др.
В ювелирном деле и как поделочные
Шпинель, изумруд, алмаз, корунд (сапфир, рубин), хризоберилл, чароит, серпентинит, родонит, азурит, малахит, бирюза, хризолит, минералы группы гранатов и др.
В качестве огнеупоров, кислостойких и электроизоляционных материалов
Кианит, брусит, хризотил, колеманит, оливин, андалузит, силлиманит, пирофиллит, тальк, группа слюд, тридимит, альбит, лабрадор
В строительстве
В медицине и фармацевтике
Кальцит, доломит, гипс
Магнезит, мирабилит, сассолин, колеманит, гипс
В металлургии
Доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит
В ядерной промышленности
Целестин, стильбит, мезолит, ломонтит, гейландит и т.д.
Интересны главным образом для коллекционеров (применение может быть найдено в будущем)
Эпидот, арсенолит, фосгенит, ледгиллит, аурихальцит, артинит,борацит, крокоит, гюбнерит, адамин, оливенит, ставролит, ильваит,аксинит, геденбергит, авгит
- Минералы, камни камушки… они достаточно серьёзно могут влиять как на человека, носящего его, так и вне его, как помогая при правильно подобранном камне, так и мешая - при ошибочном. Существуют наборы камней, в которых скрыты огромные силы, используемые в магии как на пользу человека (исцеление, удача), так и во вред. Красивые ювелирные безделушки могут оказаться как ангелом хранителем, так и демоном убийцей для своего хозяина или хозяйки.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАМНИ
«ШАХ»
Один из известных
исторических камней, алмаз (масса 88 кар), хранится в Алмазном фонде России в Москве. На камне выгравированы надписи на персидском языке, рассказывающие о его прежних владельцах: в 1591 алмаз принадлежал Бурхан-Низам-Шаху II из династии Великих Моголов, в 1641 - Джахану-Шаху, в 1824 - шаху Каджар-Фатх-Али, владыке Персии.
Алмазный фонд России - это уникальное собрание произведений ювелирного искусства ХVIII - ХХ веков. В коллекции Алмазного фонда представлены также образцы редких драгоценных камней, самородки драгоценных металлов. Начало коллекции, которой обладает сегодня Алмазный фонд Кремля, положил Петр Первый.
Заключение
Проведя свое исследование, я установила, что:
- из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 4000 видов минералов;
- процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
- каждый минерал имеет свои свойства;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- на Урале можно найти практически все известные минералы;
- широкое приенение минералов мжет привести к истощению запасов
- искать минералы для коллекции можно везде
- На основе моего исследования можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
- Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я продолжу собирать коллекцию минералов, чтобы глубже постигать их тайны, ведь меня ещё ждут открытия, когда буду изучать химию, физику, географию …
- Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. «Земля. Полная энциклопедия». Москва, «Эксмо», 2007 г.
- Гураль С. «Драгоценные камни». Москва, «Эксмо», 2010 г.
- «Камни мира: самые красивые и знаменитые». Москва, «Аванта.Астрель.», 2007 г.
- Фарндон Джон «Драгоценные и поделочные камни, полезные ископаемые и минералы». Москва, «Эксмо», 2009 г.
- Ферсман А.Е. «Очерки по истории камня». Тт. 1,2. Москва, «Терра-книжный клуб». 2003 г.
- Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия». Ленинград, «Молодая гвардия», 1935 г.
Ирина Добрынина
Проект «Удивительный мир камней »
1. Тип проекта : познавательный
2. Признак проекта : экологический
4. По характеру контактов : дети, воспитатель, родители
5. По количеству участников : групповой
6. По продолжительности : краткосрочный (2 недели) ;
7. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы, кристаллы
Основные направления проекта :
Познавательно-исследовательское
Речевое развитие
Цель проекта :
Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей
Задачи :
Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;
Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной
деятельности и чувство взаимопомощи.
Расширять словарный запас детей,формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях и минералах
Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира.
Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.
Актуальность проекта :
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. А ведь киренский район, Иркутская область богаты различными минералами и полезными ископаемыми (слюда, каменный уголь, песчаник, плитняк, известь и пр.)
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты :
Дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.) ; выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;
Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада
План действий :
1. Постановка цели;
2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта ;
3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
4. Определение направлений познавательной практической деятельности;
5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности
План проведения проектной деятельности
Этапы Совместная работа педагога с детьми Цели и задачи
1 Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Подбор художественной литературы.
«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;
«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте
2 Тема : "Удивительные камни "
Цель : Познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов
Тема : «Мы – геологи»
Цели : развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.
Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.
Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
Тема : «Полезные ископаемые»
Цели и задачи :
Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.
Аппликация «Дом мы строим из камней » Цель : познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции
Рисование по замыслу «Превращение камешков» Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.
Чтение художественной литературы
Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»
П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»
Стихи, пословицы и поговорки о камнях . Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.
Просмотр мультфильмов;
По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.
Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень» Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно
Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни » Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики
Что лишнее? "
- "Найди пару"
-"Продолжи ряд""
Настольно-печатные игры
- «Живая, неживая природа»
Сюжетно-ролевые игры
- «В поисках клада» Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.
3 Оформили мини-музей «Удивительные камни »
Провели викторину «Что мы знаем о камнях »
Выставка «Изделия из камня » Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.
Проект «Уральские самоцветы» подготовительная группа.
«На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал,
я хочу, чтобы об этом, ты немного тоже знал»
Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта: средне-срочный
Вид проекта: познавательно-творческий.
Актуальность проекта одним из приоритетных направлении работы ДОУ является развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольников через исследовательскую деятельность. Работая с детьми по ознакомлению с малой Родиной-Уралом, глубже вникая, и любя свой край, дети чаще задают вопросы о горах Урала на прогулках рассматривают разные камни, приносят их из дома находя их вместе с родителями, детям все любопытно и интересно. Могучая цепь гор, прорезает с севера на юг невообразимые просторы страны, это наш Урал. Куда ни посмотри всюду нас окружают великолепные леса, зеркальная гладь воды и синие горы в недрах которых хранятся несметные природные богатства.
Данный проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о камнях самоцветах. Работа над проектом имеет большое значение для формирования и развития детско-родительских отношений, знакомит детей с природными ископаемыми родного края Уральская земля – богата своей историей, своими мастерами и умельцами, своими писателями-сказителями, камнями – самоцветами.Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях.Знакомство с творчеством наших писателей- это основа и фундамент для формирования знании о родном крае.
П.П.Бажов написал много интересных сказов, которых быль тесно переплетается с вымыслом…Урал – земля занимающая особое место на планете. А сам Бажов самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий которая оберегает магию места и основных его реалии-Камня,Горы и пещеры...
Формы реализации проекта: беседы, экскурсии, опыты, продуктивная деятельность, занятия, наблюдения.
Цель проекта: Развитие интереса к природным богатствам родного края -Уральским самоцветам,дать понятие,что самоцветы это и красивые камни,и народное творчество. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, сформировать представление о родном крае.
Задачи проекта:
Познакомить детей с уральскими самоцветами.
Познакомить детей со сказами Павла Бажова. историей о камнях через легенды.
Развивать стремление к познанию природных богатств Урала через познавательную исследовательскую и продуктивную деятельность
Воспитывать любовь к своей малой родине,укреплять интерес к совместной деятельности со взрослыми,сверстниками.
Развивать первичные навыки дошкольников составлять совместно с родителями презентацию по данной теме.
ПРЕПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Формирование первоначального представления о природе гор, ее недрах, камнях-самоцветах.
Формирование таких качеств характера которые помогут стать истинными патриотами и гражданами своей Родины.
Расширение кругозора детей в области знании творчества уральского писателя П.П.Бажова, его сказах как части культуры проживающего на Урале народа.
Развитие творческих способностей детей, привитие бережного отношения к природе.
Приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнерских отношении.
Дети получат элементарные знания о родном крае, о родном городе, появятся новые впечатления и эмоции об окружающем мире, расширится кругозор, овладеют элементарными знаниями о богатствах недр Урала.
Продукт проекта:
Занятия НОД
Выставки рисунков по сказам Бажова.
Подборка книг и иллюстраций…
Мини музей камня.
Презентация отчета «Огневушка поскакушка» Оля Овчарова.
Макет «Серебряное копытце».
Взаимодействие с родителями:
Помощь в организации экскурсии в музей камня.
Экскурсия в магазин «ОбеРЕЖек»
Изготовление макета «серебряное копытце».
Подборка книг и иллюстраций к сказам Бажова.
С помощью родителей создан мини музей в группе
Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Информация в родительском уголке по ознакомлению детей с культурой Урала…
Приглашение родителей на занятие «В гостях у хозяйки Медной горы».
Познакомятся с народным фольклором и сказами П.Бажова.
Информационная папка передвижка с иллюстрациями родного края, природы
Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе по ознакомлению детей с региональным компонентом.
Формировать интерес родителей, по обогащению знаний детей о родном городе, о том месте, где они живут.
Способствовать формированию семейных традиций: совместно посещать краеведческий музей, библиотеку, культурный отдых на природе.
Презентация по сказам Бажова: Огневушка поскакушка, ребенок Оля Овчарова .
Знакомство с коллекцией камней –самоцветов Уральских недр;
Украшение для мамы
- Чтение уральских сказов П.П.Бажова
Предварительная работа:
Рисование героев сказов П.П. Бажова
Беседы Родине, родном крае-Урале.
Заучивание стихов.
Оборудование для реализации проекта:
Шкатулка с ювелирными изделиями.
Поделки из уральских самоцветов Наборы для наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовок)
Коллекция камней, выставка рисунков
Поделки с участием родителей.
Коллективные работы детей и родителей
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Чтение художественной литературы: Сказы П.П.Бажова. Серебрянное копытце, Медной горы хозяйка,Огневушка- поскакушка. Стихотворения: «Любимый город», «Уральские горы», Л.В.Логинова «Стоит гора старушка» |
|
Беседы: «Моя страна – Россия»; «Откуда родом камешки» «Кому нужны камни» «Наш родной город – Реж»; «Моя семья»; «Наш детский сад»; « Природа и быт Урала». |
|
Рассматривание иллюстраций, альбома,картинок «Животные России», Оформление папки «Драгоценные камни» |
|
Мультимедийный просмотр – «Гора самоцветов.» «Огневушка -поскакушка», «Каменный цветок», «Серебрянное копытце», «Хозяйка медной горы». |
|
Фото отчет проекта, создание мини музея-Уральские самоцветы. |
|
«Детский сад». |
|
Слайд – шоу «Природные достопримечательности Урала», «Ремесло из камня» |
|
Художественно - Эстетическое развитие |
|
рисование: «Природа родного края» «Хозяйка медной горы» «Серебренное копытце» Не традиционная техника рисования-водная печать (фактура камня),монотипия. |
|
Рисование пластилином «Животные и птицы» «Каменный цветок», |
|
Коллективная работа «Серебряное копытце» (с использованием бросового материала бумаги картона) «Сад камней», «Бусы для мамы», «Медной горы хозяйка» Аппликация: «Красивые горы» |
|
песня «Самоцветы». |
ЛЕГЕНДА О РАДУГЕ
В давние давние времена сверкала на небе радуга.Вся она была из драгоценных камней. Сияли великолепные бриллианты, огоньками вспыхивали красные рубины, зеленые изумруды, фиолетовые аметисты. Дивным светом переливался этот небесный мост. Но люди не хотели любоваться прекрасной радугой. Топорами, молотками, лопатами стали они разрушать прекрасную радугу, прятать обломки драгоценных камней в мешки и рухнул небесный мост.
Дорогие камни смешались с пылью и грязью, превратились в ямы и не стало волшебной радуги. Но случилось чудо,один конец радуги не рассыпался,а упал на землю,и там,где он упал, выросли горы. Люди назвали эти горы Уральскими, и вот теперь в глубине Уральских гор хранятся клады драгоценных камней. Но открываются эти камни не всем, а только людям с чистыми руками и добрым сердцем.
МАЛАХИТ - СИМВОЛ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИИ, ОН ПОМОГАЕТ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ, СЧИТАЕТСЯ СИМВОЛОМ ЖИЗНИ И РОСТА, ЭТО КАМЕНЬ ГАРМОНИИ И ЛЮБВИ.
ЯШМА-это камень храбрых, послушных, добрых людей.
Янтарь
Легенда «Янтарные слезы»
На берегу моря жил молодой и красивый парень он ловил рыбу и пел песни. А на дне моря жила морская богиня, которую звали Юрата, осердилась Юрате на рыбака, что он пугает ее любимых рыбок. Морская богиня забрала его на дно морское и влюбилась в него, но грозный повелитель богов рассердился и убил рыбача, а Ютаре приковал золотой цепью. Плачет богиня над погибшим рыбаком, а море уносит ее слезы и выбрасывает на берег в виде остывших золотых капель- кусочков янтаря
Проект «Камни – это интересно»
Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6-7 лет.
Продолжительность проекта: 2 месяца.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Актуальность проблемы.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни – это интересно».
Задачи проекта:
формировать представление об уральском писателе – П.П. Бажове, его сказах, как части культуры уральского народа;
формировать у детей дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;
познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён;
воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе;
способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Предполагаемый результат:
дети могут называть свойства камней;
дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней;
ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека;
дети могут находить сходства и различия у камней;
дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал;
оформление Лэтбука « Подземные клады Урала »;
создание коллекции камней.
Создание макета «Уральские горы»
Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни – это интересно»;
рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.);
знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы»;
разучивание загадок, пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала», «Гора»;
просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»;
рисование изделий, предметов из камня.
Сотрудничество с семьёй:
творческий замысел своими руками «Превращение камешка»;
оформление совместно с родителями в группе «Коллекции камней»;
подбор художественной литературы и мультфильмов.
Итоговое мероприятие: выставка рисунков по произведению П. Бажова: «Малахитовая шкатулка».
Продукт проектной деятельности: рассказ о камнях с использованием макета: «Уральские горы, и Лэтбука «Сказы Уральских гор», иллюстраций и тематического альбома «Мир камней», оформление в группе «Коллекции камней», творческий замысел своими руками «Превращение камешка», выставка рисунков по произведениям П.Бажова.
План реализации проекта:
РезультатыФорма регистрации
результата
1. Беседы
«Откуда берутся камни?», «Камни в природе»,
«Камни.
Как человек использует камни».
недели
Формирование
представлений детей о камнях:
их назначении в природе
и использовании человеком.
Конспект занятия «Камни».
2. Выставка детских творческих работ по произведениям П.П.Бажова.
недели
Творческий
продукт изобразительной деятельности.
Выставка детских творческих работ.
3. Творческая мастерская «Превращение камешка»
недели
Создание
художественных образов на
основе природных форм.
Выставка творческих работ.
4. Совместная деятельность детей и родителей – подборка информации и оформление страничек для составления альбома «Мир камня».
недели
Содействие
сотрудничеству детей и взрослых
Оформление странички для альбома
«Мир камня»