"Одежда, обувь, головные уборы". Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. План-конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Наша одежда. Сезонная одежда Нод на тему весенняя одежда
Ход познавательного занятия
— Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. А необычное потому, что к нам в группу пришло много гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга.
— Предлагаю вам встать в круг, опустить руки и повторить за мной слова и движения. (Дети встают в круг, руки опущены, повторяют слова и движения).
Что за чудо-чудеса:
Вот тебе моя рука,
(Каждый протягивает по очереди руку соседу справа и слева)
Вот ладошка правая, вот ладошка левая!
(Берутся за руки).
Скажем вам не тая: это все мои друзья!
(Произносят хором, стоя в кругу).
— Ребята, а теперь подойдите ко мне, станьте вокруг стола и возьмите в руки .
(Дети должны закончить начатые воспитателем предложения в соответствии с названием изображенной на картинке одежды)
— У меня на картинке нарисовано пальто, а у тебя?
— У меня на картинке нарисовано платье и т.д.
(Воспитатель предлагает детям поставить картинки на мольберт).
— Как можно все эти предметы назвать одним словом? (Одежда).
— Что можно делать с одеждой? (Одевать, снимать, гладить, стирать, выжимать, пачкать, носить, сушить, рвать, складывать и.т.д.)
Игра «Собери вместе»
— Ребята, вспомните, какая бывает одежда? (Летняя, зимняя, домашняя, спортивная, рабочая, мужская, женская, детская, праздничная, повседневная и т.д.).
— Я предлагаю вам разложить картинки с изображением одежды по двум обручам. В первый обруч следует положить всю женскую одежду, во второй обруч – всю мужскую одежду. А вот это вам небольшая подсказка. Здесь у нас будет сидеть мальчик, а здесь – девочка.
— Рассмотрите рисунки, придумайте детям имена. Покажи, что наденет мальчик, а что – девочка. (Юля наденет сарафан).
Физкультминутка
Ритмический танец “Большая стирка” (под музыку в стиле диско).
- Движение “Стираем” – дети сгибают руки в локтях, поднимают кулаки до уровня талии, затем опускают вниз. Повторяют движение несколько раз.
- Движение “Полощем” – слегка наклонившись вперед, отводят руки вправо, пальцы сжаты в кулаки. Повторяют то же движение влево.
- Движение “Выжимаем” – руки, слегка согнутые в локтях, ставят перед грудью и делают винтообразные движения кулаками.
- Движение «Встряхиваем» — взять воображаемое полотенце двумя руками и энергично встряхнуть 2 раза с поворотам вправо, 2 раза с поворотом влево.
— Ребята, как нужно ухаживать за одеждой, чтобы она дольше сохранялась и была всегда красивой и аккуратной. (Чистить, гладить, аккуратно складывать, вешать на вешалку, не пачкать).
Игра «Скажи правильно»
— Ребята, я предлагаю вам посмотреть, какие бывают виды тканей, из которых можно пошить одежду. (Показываю разную ткань).
— Если одежда из меха, значит она (меховая); из шерсти (шерстяная); из кожи (кожаная); из шелка (шелковая); из ситца (ситцевая); из льна (льняная); из джинса (джинсовая); из хлопка (хлопчатобумажная).
Игра с мячом «Скажи наоборот»
— А чем же одежда отличается? Давайте поиграем в игру.
Одежда бывает летняя, а бывает (зимняя).
Одежда бывает детская, а бывает (взрослая).
Одежда бывает теплая, а бывает (холодная).
Одежда бывает светлая, а бывает (темная).
Одежда бывает мягкая, а бывает (колючая).
Одежда бывает нарядная, а бывает (рабочая).
Одежда бывает большая, а бывает (маленькая).
— Мы поиграли с вами в игру и узнали, какая же бывает одежда.
Творческая игра «Дизайнеры одежды»
— Рассмотрите иллюстрации из журналов моды, обращая внимание на цвет, фасон одежды, дополнительные детали на одежде – пуговицы, замки, петли, кнопки, крючки и т.д.
— Я предлагаю вам выбрать выкройки различной одежды и украсить ее, используя разные материалы.
Воспитатель подводит краткие итоги, отмечает особенно умелые действия каждого ребёнка
Данный план-конспект НОД составлен с учетом требований ФГТ. В нем изложен материал, изучаемый в рамках , отражены формы и методы совместной деятельности логопеда и детей. Логика образовательной деятельности выстроена с учетом ожидаемых результатов детей. По окончании прохождения темы предлагается итоговое мероприятие.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.
Тема: «Платье для Золушки».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».
- уточнить представление детей о предметах одежды, деталях, материале и орудиях труда, необходимых для ее изготовления («Познание»)
- обобщить и активизировать словарный запас по теме («Коммуникация»)
- развивать навыки связной речи при построении сложного распространенного предложения и составлении рассказа-описания («Коммуникация»)
- упражнять в использовании антонимов и падежном словоизменении («Коммуникация»)
- формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности («Познание»)
- совершенствовать навыки звукового анализа состава слова («Коммуникация»)
- воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера («Социализация»)
- развивать творческие способности посредством изображения одежды для сказочных персонажей («Художественное творчество»)
- способствовать формированию потребности в двигательной активности («Физическая культура»)Методы и приемы:
Практические: физминутка «Пилим дрова»; пальчиковая гимнастика «Переберем крупу»; дидактическая игра «Чудесный мешочек»; составление слов из букв с опорой на цвет; моделирование бального платья путем подбора деталей; рисование одежды для сказочных героев; выкладывание звуковой схемы слова при помощи звуковых фишек.
Наглядные: рассматривание одежды куклы Золушки, демонстрация ее переодевания; наблюдение за действиями логопеда в процессе эксперимента; демонстрация и просмотр таблицы для определения параметров платья; предметные картинки; рассматривание орудий труда для изготовления одежды.
Словесные: загадки; речевая ситуация «Кто принес нам письмо»; игры « Скажи наоборот», «Добавь словечко», «Бесконечное предложение»; составление рассказа-описания.
Материалы и оборудование : кукла Золушка (одна в простой одежде, испачканной золой, другая в бальном платье); оборудование для эксперимента (палочки, щепки для сжигания на металлическом подносе); конверт с буквами разного цвета, картинкой хрустальных туфель, волшебной палочкой; мешочек с предметами для шитья (подушечка с иголками, наперсток, катушка с нитками, ножницы, утюжок); образцы тканей; кубик с цифрами; таблица параметров платья; мисочки с разной крупой, картинки с изображением сказочных персонажей, карандаши, бумага.
Формы организации совместной деятельности
Деятельность детей |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка: речь в движении«Пилим дрова»,пальчиковая гимнастика «Переберем крупу» |
Игровая | Дидактические игры-упражнения « Скажи наоборот», «Добавь словечко», «Бесконечное предложение»,дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
Продуктивная | Рисование одежды для сказочных героев |
Познавательно-исследовательская | Моделирование бального платья для Золушки с использованием кубика и таблицы параметров платья;наблюдение за действиями логопеда во время эксперимента |
Коммуникативная | Речевая ситуация «Кто принес нам письмо»;Загадывание загадок о предметах шитья;Составление рассказа описания бального платья по модели;
Составление звуковой схемы слова с помощью звуковых фишек. |
Восприятие художественной литературы | Сказка Ш. Пьерро «Золушка» |
Логика образовательной деятельности
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Ожидаемые результаты |
|
Обращает внимание детей на конверт, лежащий на подокон-нике:Кто-то бросил нам в окно необычное письмо.Может это воробьишка, пролетая, обронил,
Может кто письмо, как мышку, на окошко заманил? Обращает внимание детей на то, что на конверте изображенна фея с волшебной палочкой; Побуждает их догадаться, что это письмо от сказочной феи. |
Слушают, рассматри-вают конверт, делятся предположениями, догадываются, от кого письмо. | Сформированы мотивация и интерес к предстоящей деятельности. | |
Достает из конверта разноцветные буквы и озвучивает задание феи: выложить буквы в том же порядке, в котором распола-гаются цвета радуги, тогда узнаем, в какую сказку попадем. | Рассматривают буквы, вспоминают последовательность цветов радуги, выкладывают название сказки:красный – Зоранжевый – О
желтый — Л зеленый – У голубой – Ш синий – К фиолетовый — А |
Закреплены представления об основных цветах и их последователь-ности, навыки составления слова из заданных букв. | |
Вносит куклу Золушку, поет от ее имени: В кухне я тружусь- тружусь, С печкой я вожусь-вожусь, Силы не жалея, от того в золе я. Надрываюсь я с утра до глубокой ночи. Всякий может приказать, А «спасибо» мне сказать Ни один не хочет. Побуждает детей к рассматриванию одежды и внешнего вида Золушки: холщевая юбка, кофта, испачканный фартук, лицо и руки испачканы в золе. |
Рассматривают куклу, ее одежду, внешний вид, слушают песню. |
Сформировано эмоциональное восприятие сказки, созданы предпосылки для формирования нравственных чувств, симпатий, сопереживаний. |
|
Спрашивает, почему мачеха и сестры дразнили девушку «Золушкой». Выслушивает ответы детей, объясняет: Золушка – потому, что испачкана в золе. Зола получается, когда в печке сгорают сухие ветки, дрова, палки. | Высказывают свои предположения по поводу имени Золушки. | Возникновение познавательного интереса у детей. | |
Предлагает детям пойти в лабораторию и путем экспериментирования выяснить, как получается зола (сжигает палочки, щепки до получения угля). | Наблюдают за про-цессом экспери-мента, выясняют зна-чение слов «зола», «Золушка», делают вывод. | Пополнен словарный запас путем установления причинно-следственных связей. | |
Сообщает детям (от имени Золушки), что мачеха и сестры едут на бал веселиться, а Золушке приказали выполнить очень много работы. Спрашивает, помнят ли дети, какая была мачеха; проводит дидактическое упражнение «Скажи наоборот». | Упражняются в употреблении антонимов:Мачеха злая – Золушка добрая (грубая — вежливая, неряшливая – акку-ратная, ленивая – трудолюбивая). | Активизация словаря антонимов. | |
Предлагает Золушке рассказать о своей работе. Дидактическое упражнение «Добавь словечко». | Заканчивают фразу путем подбора слова в винительном падеже ед. и мн. ч.:Золушка: я готовлюДети: обед
(мою – посуду, стираю – белье, шью – одежду, глажу – платья, рубашки, пришиваю – пуговицы, штопаю – носки, чищу – туфли, ботинки, пилю –дрова, поливаю – цветы и т.д.) |
Активизация словарного запаса, отработка навыка падежного управления. | |
Побуждает помочь Золушке(подводит детей к выполнению физминутки)1. «Пилим дрова» — речь в движении.
2. «Переберем крупу» — пальчиковая гимнастика |
1.Выполняют движения в соответствии с текстом:Пили пила, пили дроваНа печечку, на банечку,
На теплую лежаночку. (встают в пары, двигают перекрещенными руками, имитируя пилку дров. 2. Работают по трое, разбирают перемешанную крупу: рис, гречку, овес в отдельные тарелочки. |
Обеспечена потребность детей в движении, отработано умение сочетать слово с действием. Активизирована мелкая моторика | |
Благодарит от лица Золушки за работу и просит помочь в выборе тканей для бального платья. | Рассматривают, называют разные виды тканей, определяют, из каких можно сшить бальное платье. | Пополнен словарный запас за счет называния различных тканей. | |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (от лица Золушки достает мешочек для шитья и загадывает загадки:Птичка-невеличка, носик стальной, хвостик льняной (иголка с ниткой).Инструмент бывалый, не большой не малый, у него полно забот, он и режет и стрижет (ножницы).
На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток). Кошка лапой меня катала, и мне все нитки размотала (катушка с нитками). Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается (утюг). |
Отгадывают загадки и достают предметы из мешочка. | Развитие логического мышления, пополнен словарь названиями предметов и орудий труда. | |
Логопед поворачивает куклу спиной к детям (она как бы шьет), проводит словесную игру «Бесконечное предло-жение». | Составляют предложение, определяют количество слов, распространяют его за счет введения однородных членов:Золушка шьет.Добрая, трудолюбивая Золушка шьет.
Добрая, трудолюбивая Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье. Добрая, трудолюбивая Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер. |
Активизирован словарь за счет распространения предложения путем введения однородных членов. | |
Моделирование бального платья для Золушки. Пока Золушки спит, предлагает придумать для нее бальное платье при помощи кубика и таблицы. | По очереди бросают кубик на гранях которого написаны цифры. С опорой на цифру выбирает параметр платья: цвет, воротник, рукава, детали отделки, украшения, и составляет платье на фланелеграфе.Описывает его с опорой на таблицу. | Уточнены детали одежды и их названия. Пополнен опыт совместной работы и получения общего результата. Составлен рассказ-описание. | |
Логопед от лица Золушки благодарит за платье.При помощи волшебной палочки, найденной в конверте, «переодевает» Золушку в бальное платье (за ширмой меняет одну куклу на другую), предлагает отправить ее на бал. | Произносят:Тише, тише, тишина, начинаем чудеса | Сформированы образное восприятие и эмоциональная отзывчивость. | |
Находит в конверте картинку с изображением хрустальных туфель и предлагает провести звуковой анализ слова «туфли». | Проводят звуковой анализ с опорой на звуковую схему | Отработаны навыки анализа звукового состава слова. | |
В месте с детьми вспоминает (с опорой на картинки) других сказочных персонажей и предлагает стать Волшебниками-портными и сшить (нарисовать) для них необычную одежду:Ивану-Царевичу – расписную рубашку;Аленушке – русский сарафан;
Кащею- Бессмертному – пуленепробиваемый комбинезон; бабе Яге – новую юбку, украшенную грибами, ягодами и т.д. |
Дети выбирают сказочного персонажа и рисуют ему одежду. | Активизированы творческие способности детей. | |
Предлагает дома продолжить работу по изготовлению различной одежды и устроить выставку различных видов одежды. | Делятся своими впечатлениями от рисунков, выделяя и мотивируя наиболее понравившиеся им костюмы. | Сформирован интерес к дальнейшей деятельности по данной теме. |
Итоговое мероприятие по теме : организация выставки «Юные модельеры». Представляется одежда, смоделированная детьми совместно с воспитателями, родителями в виде рисунков, аппликаций, кукол, одетых в разные костюмы.
Дорожкина Светлана Александровна,
учитель-логопед,
МКДОУ № 324, г. Самара
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №13 Лесозаводского городского округа»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе.
Познавательное развитие
Тема: «Одежда»
Г. Лесозаводск 2016
Тема: «Одежда»
Форма проведения: интегрированное НОД
Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде.
Задачи :
Социально-коммуникативное развитие:
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Познавательное развитие :
Развивать умение классифицировать одежду по сезону.
Познакомить детей с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения.
Развивать слуховое, зрительное внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции.
Речевое развитие:
Учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи;
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний об одежде и её пошиве;
Расширить словарный запас (ткач, закройщик, швея, модельер) и пополнить словарный запас глаголами, прилагательными;
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Художественно-этетическое развитие:
Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;
Самостоятельно подбирать цвет и размер одежды из бумаги для создания общей композиции.
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Методы и приемы:
- наглядные: показ мультимедийной презентации, показ способов действий, рассматривание предметных картинок;
- словесные: беседа, диалог, объяснение;
- практические: дидактические игры, пальчиковая гимнастика, выстраивание логической цепочки;
- инновационные: использование ИКТ
Материалы и оборудование: картинка первобытного человека; наборы предметных картинок с изображением одежды; кусочки различной ткани; журнал «Модная одежда»; выкройки одежды; элементы для украшения одежды (картинки моделей и к ней одежды) клей
Ход мероприятия
НаглядностьВоспитатель
Дети
Организационный момент
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь подарим хорошее настроение и комплемент друг другу: сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, передам ему «Шарик настроения» назову его по имени и скажу, что я рада его видеть и к примеру какое у тебя красивое (яркое, воздушное) платье. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. Молодцы!
Дети стоят по кругу.
Дети передают мячик и говорят комплименты.
мячик
Основная часть
Послушайте загадку и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить.
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл.
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом. Каким?
Нужна ли одежда человеку?
А для чего она нужна?
Совершенно правильно.
Сядет тот, кто отгадает загадку, а предметы в корзине вам помогут в этом.
Пять чуланов, одна дверь.
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
По чуланчикам сидят…..
В дом войдя, оденьте тапки,
А с голов снимите…
Дождик, посильнее плачь,
Я надену новый…
У девчонки Любочки
Модные все…
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
Много лет назад, когда люди еще не умели ткать ткани, они даже не знали, что это такое, они ходили в шкурах животных (рассматриваем иллюстрации).
Как вы думаете, такая одежда была практичной, удобной?
Может, люди у птиц подсмотрели, а может сами догадались, что некоторые травы и растения обладают таким эластичным свойством, что можно плести. Затем люди изготовили простейший станок, где для того, чтобы протаскивать нить, нужна была заостренная палка. Это было очень давно, несколько тысяч лет тому назад. Отсюда пошло слово «ткать». Ведь первый, «ткач» тыкал палкой, то в одну, то в другую сторону. Уберем, из слова «тыкать», букву «Ы» и останется «ткал».(иллюстрация)
Вот и до сих пор ткани ткут, только для этого придумали удобные большие ткацкие станки, которые стоят на швейных фабриках. Швейные фабрики шьют вещи для большого количества человек. (иллюстрация)
Одежду шьют на фабриках из разных тканей: шелк, ситец, драп, фланель, трикотаж.
А затем ее везут в магазины, где мы ее с вами покупаем. Обратите внимание на экран.
Посмотрите, кто изображен на картинках?
одним словом это семья. Наша семья Ивановых отправилась в магазин одежды за покупками.
Вам нужно помощь подобрать одежду для них, используя вот эти картинки.
Но прежде чем мы начнем выбирать одежду для наших Ивановых, напомните мне
Одежда для мужчин, это какая одежда?
Одежда с шита для женщин?
Одежда для детей?
Молодцы!
Выходи и вы бери одну вещь для любого из члена семьи. Бери маркер и веди к пакету картинки к пакету. (по две на каждого члена семьи и того 8 детей)
Молодцы мы помогли выбрать для каждого члена семьи одежду. Наша семья отправилась домой. И стала разбирать покупки давайте поможем им.
Ребята, что изображено на рисунках?
К какому времени года можно отнести эти картинки?
Под ними расположены разная одежда. Давайте разберем ее по сезонам.
Бери маркер и соедини линией картинку с одеждой и картинкой и признаком времени года. или обвести в круг зимнюю – синим, летнею – желтым, осеннею – красным, весеннею - зеленным.
Молодцы, ребята. Теперь посмотрите на доску у нас остался еще один пакет с вещами, давайте достанем и назовем их. (называют) Но вот не задача наша одежда какая-то вся одинаковая и невзрачная, не яркая. Что же нам делать? Как быть?
Правильно давайте, украсив ее узорами. Сейчас вы будите украшать её рисуя маркером.
Дети становятся по группе врассыпную. Проводится физкультминутка (можно 2 раза.)
Мамам дружно помогаем : Ходьба на месте
Сами в тазике стираем. Наклон, имитируем полоскание
И рубашки, и носочки. Выпрямились, загибаем пальцы на руке
Для сыночка и для дочки. Повороты вправо-влево
Через двор растянем ловко. Потягивания – руки в стороны
Для одежды три веревки. То же
Светит солнышко-ромашка, Потягивания – руки вверх, ладонь раскрыть
Скоро высохнут рубашки. Покачивание, руки наверху
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Кружатся
Раз, два – выше голова.
Три четыре – плечи шире.
Пять шесть – тихо сесть.
Подбирать одежду мы научились, и украшать наши вещи мы тоже научились
Но а теперь пришла пора открывать своё ателье.
Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (журнал «Модная одежда»). Давайте посмотрим, что же на его страницах?
А давайте сделаем свой журнал моделей. Я предлагаю вам стать модельерами, создать свою одежду и поместить ее на страницы нашего журнала.
Продуктивная деятельность:
У вас на столах есть выкройки одежды, которую вы можете украсить так, как вы захотите.
Работы постепенно собираются, оформляется журнал.
О вещах.
Одежда.
Да
Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.
(перчатки)
(шапки).
(плащ).
(юбочки).
(шарф)
Дети присаживаются.
Нет
Мужчина, женщина, дети (мальчик и девочка)
Мужская.
Женская
Детская
(работа с маркером на доске)
Снежинка, солнце, зеленый лист, желтый лист.
К зиме, лету, весне, осени
Предложения детей.
Работа с доской
Дети повторяют слова и выполняют действие.
Присаживаются.
Журнал.
(в корзине лежат вещи перчатки, шапки, плащ, юбочки, шарф)
Картинка 1
Картинка 2
Картинка 3
Интр.доска
Картинки 4,5,6,7
Журнал мод
Рефлексия
Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали?
А какая бывает одежда?
Как нужно относиться к ней?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Ответы детей
План – конспект НОД по развитию речи на тему «Одежда , обувь , головные уборы ».
Задачи :
О. Формировать обобщающие понятия - одежда , обувь , головные уборы . Уточнить названия одежды , обуви , головных уборов и их назначение . Учить группировать одежду , обувь по сезонным признакам. Активизировать словарь по теме. Продолжать учить отвечать на вопросы, составлять простые предложения. Формировать грамматический строй речи : образование притяжательных прилагательных; существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Формировать умение украшать силуэты шапочек геометрическим узором, красиво сочетая цвета и фигуры.
Р. Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание об одежде , обуви и головных уборах по схемам ). Развивать память , внимание, логическое мышление. Развивать речевую активность , интонационную выразительность. Развивать артикуляторную моторику, общую моторику.
В. Воспитывать аккуратность к своему внешнему виду. Воспитывать отзывчивость, доброту.
Материалы : кукла, картинки с одеждой , обувью , головными уборами , одежда для куклы , силуэты шапочек, клей, геометрические фигуры.
Методы, приёмы :
Словесные : беседа, вопросы, чтение худ. литературы,
Наглядные : показ картинок одежды , обуви , головных уборов .
Практический, сюрпризный момент.
Предварительная работа. Беседа на тему одежда . Рассматривание тканей, (джинс, синтетик, ситец, мех, драп) из которой шьют одежду . Рассматривание иллюстраций. Разгадывание загадок, заучивание скороговорок. Проведена сюжетно-ролевая игра «магазин « Одежда » , «Ателье» .
Зашагали наши ножки
Дружно ровно по дорожке
На носочках мы идем
А теперь на пятках
Посмотрите все вокруг,
Как идут ребятки.
1. Организационный этап.
Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
С интересной нужной темой
Познакомлю вас сейчас.
Все поближе подойдите,
Свои глазки покажите.
Здравствуйте ребята! Настал новый день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь : как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
2. Игровое упражнение : «Что сегодня я надел?»
Воспитатель : Посмотрите друг на друга. На нас красивая, нарядная, удобная одежда и обувь . На мне красивое платье, на ногах черные туфли.
Сейчас сядет на стульчик тот, на ком надета футболка (садятся дети в футболках)
Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья) .
А теперь прошу пройти остальных и занять свои места.
Стук в дверь.
Ой, ребята! К нам кто-то идет. Посмотрите, к нам пришла в гости кукла Катя. Но она почему-то сильно дрожит. Что с ней случилось? Она замёрзла! Ребята, а как вы думаете, почему она замёрзла?
(кукла пришла к нам в гости в одном тоненьком платьице)
А можно ли гулять в тоненьком платьице сейчас? (ответы детей)
Какое время года у нас сейчас? (ответы детей) Правильно : весна!
На-на-на на дворе весна (мальчики)
Шу-шу-шу куртку я ношу. (девочки)
Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны :
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шуба, свитер…
Впрочем, я…
Я запуталась, друзья!
Я думаю, многие из вас уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить.
(«Об одежде » (убираешь ткань с мольберта № 1, «О обуви » (убираешь ткань с мольберта № 2, «О головном уборе » (убираешь ткань с мольберта № 3)
В каждое время года мы надеваем одежду соответствующую сезону.
Летом - летнюю одежду ,
осенью -…одежду ,
зимой - …одежду ,
весной –… одежду (ответы детей) .
Ребята, а как вы думаете, почему нельзя гулять весной в летней одежде (Ответ : Весной нельзя гулять в летней одежде , потому что можно заболеть. (полное предложение1)
Ребята, а Катя говорит, что у неё нет весенней одежды . Как можно ей помочь (Ответы детей)
Давайте сходим в «Магазин» и подберём ей одежду для прогулки на улице.
(Идём в магазин)
Физминутка
Мы Катю на улицу все собирали.
Тихо, дружно на ковер все вставали
Ручками похлопали
Ножками потопали
Сели, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
В магазин мы все пойдем.
Вот «Магазин» . Давайте, я буду продавцом и помогу вам подобрать одежду , обувь и головной убор , а вы будете покупателями. Вот у нас корзина покупателя, в неё мы сложим одежду , которую подберём для Кати. (на столе разная одежда , дети выбирают весеннюю куртку, шапку и сапожки)
Вернулись из магазина, Сели :
Ребята давайте расскажем, что мы выбрали кукле? (по алгоритмам)
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ полным предложением!
Молодцы, справились с заданием. А сейчас немного поиграем..
(Воспитатель приглашает детей в круг, приносит мяч. Бросая мяч детям по очереди, называет предметы одежды , а дети, возвращая мяч, образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Игра «Назови ласково» (кофта- кофточка, носки-носочки, туфли-туфельки, шорты - шортики, куртка-курточка, пальто - пальтишко, футболка - футболочка, шуба - шубка, шапка- шапочка, юбка- юбочка, сапоги- сапожки).
Катя очень вам благодарна за то, что вы помогли ей выбрать одежду… .
Катя спрашивает у вас.
Если одежда порвётся , как необходимо с ней поступить (Давайте ей подскажем. починить или зашить её.)
Чем зашивают? (Иголкой с ниткой, швейная машинка)
Если одежда помнётся , как надо с ней поступить (погладить.)
Чем гладят вещи? (Утюгом.)
Если одежда испачкается , как надо с ней поступить (Постирать) .
Где или в чём стирают вещи? (В стиральной машинке.)
(Пальчиковая гимнастика) :
Не плачь, куколка моя, остаёшься ты одна
Не могу с тобой играть, нужно мне перестирать :
Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок,
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Ребята, кукла Катя большая модница. В подарок я приготовила для нее много разных шапочек. (на подносе все шапки) . Посмотрите, Катя не очень обрадовалась подарку. Как вы думаете, почему? Что надо сделать, чтобы шапочки стали красивыми и модными? Вы мне поможете (Ответы детей) Подходим к столу.
Посмотрите, на столе лежат геометрические фигуры. (Ответы детей) Давайте украсим «шапочки» для куклы Кати разными фигурами.
Дарим «шапочки» кукле Кате.
Катя, теперь у тебя есть весенняя одежда , надевай её скорее, и мы встретимся на прогулке.
Рефлексивно-оценочный этап.
Ребята, что мы сегодня делали? (Помогали кукле Кате выбирать одежду ) ;
Куда ходили? (В магазин) ;
Что купили? ( перечислить одежду ) ;
Что вам сегодня больше всего понравилось? (Ответы детей)
Поднимите вверх правую руку, теперь левую руку и похлопайте друг другу и скажите МЫ МОЛОДЦЫ!
Цель: закрепить знания детей об одежде и обуви.
Программные задачи:
1. Расширить представления детей о названиях предметов одежды и обуви.
2. Учить сравнивать, группировать, классифицировать.
3. Закрепить сезонные понятия: зимняя, весенняя, летняя, осенняя одежда; мужская, женская, детская одежда и обувь.
4. Упражнять в образовании относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
5. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
6. Воспитывать бережное отношение к одежде и обуви.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением одежды и обуви.
2. Загадывание и отгадывание загадок по теме.
Оборудование:
1. Предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви.
2. Разноцветная гуашь, ватные палочки, салфетки.
3. Контурные рисунки одежды и обуви, разрезные картинки.
Ход занятия.
Беседа на тему: «Наша одежда»:
Что вы видите на мольберте? (платье, юбка, кофта, брюки, шуба).
А как можно назвать одним словом? Правильно, одежда.
А что вы видите на другом мольберте? (сапоги, туфли, тапочки, босоножки).
А как можно назвать одним словом? Правильно, обувь.
Как называется одежда, которую носят мужчины, женщины, дети? Правильно, мужская, женская, детская.
Какое сейчас время года? (зима) Значит нужна какая одежда в это время года? (зимняя)
А летом, весной, осенью? (летняя, весенняя, осенняя).
Дети, из чего шьют одежду? (из шерсти, хлопка и др.)
Где шьют одежду? (на швейной фабрике).
Сейчас поиграем в игру «Самый внимательный продавец».
Ребята, я буду покупателем, называть то, что хочу купить. А вы, как хорошие продавцы, должны запомнить все мои покупки, то есть повторить и положить картинки, которые назвала.
Начало игры:
Тапки, туфли, кроссовки.
Сапоги, ботинки, туфли.
Туфли, сланцы, босоножки.
Кроссовки, ботинки, сапоги.
Ботинки, тапки, туфли.
Дети, как можно эти предметы назвать одним словом? Правильно, обувь.
Пальчиковая гимнастика.
Посчитаем в первый раз (хлопки ладонями)
Сколько обуви у нас (удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки (загибаем по 1 пальчику)
Для Наташки и Сережки.
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки.
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Загадывание загадок об обуви.
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом за столом,
А ночью под кроватью (тапки).
Чтобы прыгая по лужам, не промокли ножки
Надо на ноги надеть новые (сапожки).
Зимой затянулся,
А летом свернулся (шарф)
Работа с раздаточным материалом «Разрезные картинки».
Ребята, у вас на столах лежат разрезные картинки. Давайте попробуем их собрать. Ребенок собирает картинку и называет ее части. Например: это рукав, это воротник и т.д. Воспитатель следит, чтобы ребенок правильно называл части одежды и обуви.
Игра с мячом «Какой одежды много продается в магазине».
Необходимо назвать одежду во множественном числе. Например: юбка-юбки, кофта-кофты, шуба-шубы и т.д.
Игра «Мы – модельеры».
Дети садятся за стол. У каждого гуашь разного цвета и ватные палочки, рисунки с изображением контурной одежды. Представьте, что вы модельеры, которые будут придумывать новую одежду и обувь. Нужно раскрасить рисунки и рассказать, как выполнили работу. За контуры стараться не выходить, аккуратно пользоваться красками, салфетками. После выполнения, рассказать о том, что дорисовали. Например: у моего платья есть рукава, они зеленого цвета. Так же есть манжеты, они белые, воротничок, пояс, пуговицы – это так же части платья.
Итог занятия: О чем мы сегодня разговаривали? Что вам больше всего понравилось на занятии?
Раздается стук в дверь. Под музыку входит снеговик. Он поздравляет детей с первым днем зимы и угощает их.