Как узбеки живут на две семьи. Обычаи и традиции узбекистана. О воспитании детей
Обычаи и традиции узбекского народа Наверное, всем знакомы слова: по законам восточного гостеприимства. В широком смысле они отражают один из древних и почитаемых народных обычаев, дошедших до наших дней. А в старину у восточных народов, в том числе и среди узбеков, гостеприимство было жизненным правилом и нравственным законом. Отправляясь в дорогу, путешественник обычно оказывался в "диком поле", среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем селении, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют. Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. Недаром старинная пословица гласила: "Гостеприимство - выше мужества". В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей. Некоторые из них выражены в афористичной форме: "Лучше прийти вовремя, чем прийти рано", "Кто зовет на ужин, должен позаботиться и о ночлеге". Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, где традиционным является почтительное отношение к старшим по возрасту. Своя линия существует и в отношении мужчин и женщин. Здороваются за руку, как правило, только с мужчинами. Во время рукопожатия взаимно интересуются здоровьем и состоянием дел. Женщин принято приветствовать легким поклоном, прижав правую руку к сердцу. Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, причем для самых уважаемых отводятся места вдали от входа. После того, как старейший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа, живущего на перекрестке Великого шелкового пути, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном. Особая роль в жизни узбеков отводится обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей, свадьбой и поминанием усопших родственников. Свадьбе обязательно предшествует помолвка "Фатиха туй". В назначенный день в доме просватанной девушки собираются гости. После того, как свахи изложат цель своего визита, проводится обряд"Нон синдириш" - "Переломления лепешки" и назначается день свадьбы. Родственники невесты вручают подарки родным жениха и свахам. С этого мгновения молодые считаются обрученными. Свадьба имеет в жизни узбеков исключительное значение и отмечается особенно торжественно. Она состоит из целого ряда обрядов, которые надлежит неукоснительно выполнять. В доме невесты ее родители одевают на жениха сарпо - свадебный халат-чапан. После того, как мулла прочитает молодым молитву о бракосочетании и объявит их мужем и женой, молодые обычно едут в ЗАГС, чтобы брак перед богом дополнить браком перед людьми. Непременный атрибут свадьбы - праздничный стол, за которым собираются многочисленные гости. Двести, триста человек - считается обычным явлением. Родители жениха должны представить молодоженам дом или отдельную квартиру, родители невесты в качестве свадебного подарка обставляют дом всем необходимым для первых лет жизни молодой семьи. Стоит все это недешево, но в таких случаях с расходами не считаются. Центральным событием свадьбы является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В некоторых районах Узбекистана сохранился древнейший ритуал очищения, восходящий к зороастрийской традиции, - молодожены трижды обходят огонь, прежде, чем жених введет невесту в свой дом. На следующее после свадьбы утро начинается обряд "Келин саломи", означающий прием невесты в новую семью. Родители жениха, его родственники и друзья благословляют невесту и одаривают ее подарками, а она приветствует каждого, низко кланяясь. Такое важное событие в жизни молодой семьи, как появление младенца, сопровождается ритуальным празднеством "Бешик туйи" - "Деревянная колыбель". На сороковой день от дня рождения ребенка родственники молодой матери приносят богато убранную колыбель - бешик и все необходимое для новорожденного и завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки. По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, в детской комнате пожилые женщины проводят обряд первого пеленания дитя и укладывания его в бешик. Церемония завершается смотринами ребенка, во время которых приглашенные преподносят ему подарки и сыплют на бешик нават и парварду, чтобы жизнь его была благополучной и радостной. Рождение мальчика в семье - особая радость и забота. До достижения им девяти лет необходимо провести древний, освященный исламом обряд обрезания - хатна килиш, или суннат туйи. Перед обрядом в присутствие старейшин из махалли читают суры из Корана, накрывается праздничный стол. Старцы благословляют малыша, ему дарят подарки. Кульминацией праздника становится появление разукрашенного богатой сбруей и лентами жеребца, на которого усаживают мальчика, с пожеланиями вырасти могучим богатырем и храбрым джигитом. Отдельную строку в своде житейских правил занимают похороны и поминки. Так, через двадцать дней и через год после смерти по усопшему проводится утренний поминальный плов. Он начинается сразу после утренней молитвы и продолжается полтора - два часа. За пловом поминают усопшего и читают суры из Корана. Все эти главные события в узбекской семье проходят при самом непосредственном участии махалли. Махалля - это соседская община, основанная на полной самостоятельности и самоуправлении с целью совместного ведения дел и взаимной помощи. Она существует века и первоначально была цеховым объединением ремесленников. Управляет общиной махаллинский комитет, избираемый общим собранием жителей. В ее заботы, в частности, входит организация и устройство свадеб, похорон, поминок, обряда обрезания. Махалля в известном смысле самодостаточная организация, удовлетворяющая насущные духовные и телесные запросы граждан. Здесь работает чайхана, обслуживает жителей парикмахерская, нередко действует квартальная мечеть. Однако в пятницу, на общий намаз мужчины идут в соборную мечеть. Но махалля не просто общество взаимопомощи. У общины есть и надзорные, и воспитательные функции. Дети в махалле подрастают под присмотром всей общины и воспитываются неизменно в духе уважения и послушания старших. Здесь существует и древняя традиция восточной взаимопомощи - хашар. Методом хашара, то есть всем миром, жители добровольно и бескорыстно помогают соседям построить дом, организовать свадебный или поминальный плов, благоустроить улицу, район. Махалля выступает как хранительница народных обычаев и традиций. С полным правом можно сказать, что человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последний путь.
ТАШКЕНТ, 1 июн — Sputnik. Эксперты Центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" узнали, что граждане Узбекистана думают о понятиях "репродуктивное здоровье" и "репродуктивное право", как относятся к планированию семьи и сколько хотят иметь детей.
Дети традиционно остаются наивысшей ценностью семьи. Эту точку зрения поддерживают 77,8 процента узбекистанцев. Количество многодетных семей в целом снижается, однако в каждой седьмой семье — четверо детей, в каждой десятой — пятеро и более. Всего же за прошлый год в республике родились 726,8 тысячи детей.Тем не менее среди молодежи до 30 лет наиболее популярно мнение, что лучше всего иметь двоих детей. Люди старше 30 считают, что детей должно быть трое.
24,3 процента горожан хотели бы иметь двоих детей, 32,2 процента — троих, 31 процент — четверых. Среди сельских жителей эти показатели составляют 23,5 процента, 37,8 процента и 23,3 процента соответственно, пишет Nuz.uz.
Мнение о том, в каком возрасте женщине следует рожать первого ребенка, колеблется. Небольшая часть опрошенных высказывается за 18-19 лет, однако в целом узбекистанцы выступают за более поздние сроки. По 25 процентов отдают предпочтение 20-25 и 23-25 годам. Почти треть граждан считает идеальным возрастом 22 года. Статистика показывает, что возраст впервые рожающих женщин в Узбекистане стабильно растет.К интересным результатам привел вопрос о необходимости соблюдения между родами интервала не менее трех лет. В целом эту точку зрения поддерживает половина граждан страны. Однако мнения жителей разных регионов сильно расходятся. О сохранении репродуктивного здоровья женщин заботятся в Андижанской области (72,3 процента респондентов), в Бухарской (71,2 процента) и Самаркандской (66,9 процента).
Зато в Кашкадарьинской области необходимость интервала между родами понимает только 39,2 процента населения. Еще меньше эта цифра в столице: на вопрос положительно ответили только 36 процентов ташкентцев.
Социологи также выяснили, сколько узбекистанцев знакомо с термином "репродуктивное здоровье" — полное физическое, психическое и социальное благополучие, характеризующее способность людей к рождению здоровых детей, гарантию безопасности беременности, родов, выживание и здоровье ребенка, благополучие матери, возможность планирования следующих беременностей, в том числе предупреждение нежелательной.
Как оказалось, это понятие известно 36,5 процента опрошенных, что существенно меньше, чем в прошлом году. Особенно низкий показатель у 18-19-летней молодежи.Была изучена и осведомленность населения о репродуктивном праве — праве мужчин и женщин на получение информации и доступа к безопасным, эффективным, недорогим способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасную беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка. Главным образом, это право решать, иметь или не иметь ребенка.
51,6 процента респондентов охарактеризовали репродуктивное право как право планирования рождения детей, более трети назвало право на получение должного медицинского обслуживания и планирование деторождения. Социологи отметили, что число людей, одобряющих предохранение от нежелательной беременности, продолжает расти. При этом 48,7 процента высказываются против искусственного прерывания беременности.По итогам опроса специалисты "Ижтимоий фикр" рекомендовали повысить качество правового и медицинского просвещения граждан, особенно среди молодых людей.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в , чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.
Традиционная узбекская семья богата обычаями, характерными только для нее традициями, передающимися из столетия в столетие, из поколения в поколение. Благодаря высокой организации внутреннего семейного уклада, сложившимся неписаным нормам семью отличает тенденция к сохранению и процветанию. Здоровая, крепкая семья определяет стабильность всего государства. В обращении, сделанном к семье, Президент Ислам Каримов приравнивает благоденствие семьи благоденствию национальному, народному.
«Отличительная особенность социально-демографического положения нашей страны – это сильный институт семьи как основы общества. В Узбекистане высокий уровень брачности и, что характерно, один из самых низких в мире показатель распада семей. Семья была и остается для населения республики одной из важнейших жизненных ценностей, соответствующей многовековым традиции и менталитету нации. Для республики характерны сложные семьи, где вместе живут и совместно ведут хозяйство семьи разных поколений. Это создает благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям, повышения их образовательного уровня. Именно в таких семьях с раннего детства закладываются трудолюбие, уважение к старшим, стремление к овладению знаниями».
(Каримов И.А., Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент “Узбекистан”, 1997 г.)
Придавая особое внимание семье, определяя ее место и роль в обществе, необходимо признать, что семья является базовой ячейкой общества, которой свойственны свои экономические, культурные, морально-этические отношения, сложившиеся между членами семьи. А ведь основная часть семей в Узбекистане состоит из нескольких поколений. А управлять и сохранить ее — немалый труд. В Узбекистане насчитывается боле 4 миллионов семей, из которых 2,2 миллиона в сельской местности, и средний состав ее 5-7 человек. В республике более 12% семей имеют 10 и более детей. Многодетность является характерной особенностью узбекской семьи. Воспроизводство населения, продолжение человеческого рода является основной функцией семьи, свойственной только семье. Эта важная миссия семьи – репродуктивная — определяет и другие не менее важные ее функции: экономическую, хозяйственно-бытовую, коммуникативную, воспитание и социализацию подрастающего поколения, и, конечно, протекторную и рекреационную для всех членов семьи. Каждая семья, в которой рождаются дети, несет огромную ответственность перед обществом, осуществляя их воспитание. Образованные, хорошо воспитанные, здоровые дети – это огромное достижение старших поколений, это достояние общества, строящего свою независимость. А ведь большую часть населения Узбекистана составляют дети и подростки, которых насчитывается более 10 миллионов.
На Востоке во все времена особое почтение воздавалось семье, семье клановой, традиционной. Семья священна, и потому она неприкосновенна. Являясь неоспоримой ценностью общества при любых формах государственного строя, узбекская семья проявляет и поныне удивительную жизнеспособность, — в то время как в западных обществах наблюдается нарастающий кризис института моногамного брака и семьи. В чём причина жизнеспособности традиционной узбекской семьи?
В чем же неистребимая её сила? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Обсуждению того, как осуществляется эта целостность на примере узбекской семьи с многовековыми культурными традициями, и посвящена настоящая статья.
Семья – колыбель зарождения и воспитания чувства и сознания достоинства человеческой личности, семья сопровождает человека с младенчества до седин, являясь опорой и надеждой, бастионом и цитаделью, священной обителью самых сокровенных взлётов и мечтаний души, спасительной гаванью для израненного сердца. Один восточный мудрец утверждал: «Высшую славу нации приносит не бесчисленная армия воинов, не огромные корабли, а обыкновенная семья, воспитавшая великих личностей, которые своим трудом возвысили достояние нации и человечества».
Узбекские национальные традиции и ценности – этнические и моральные – с древнейших времён направлены на одну цель — сохранить семью от распада и деградации, всё более встречающейся, к сожалению, в современном западном и российском обществах.
В традиционной узбекской семье – многоукладной и часто многодетной – фактически, на протяжении многих столетий осуществляются неписаные правила самоуправления самой древней самоорганизованной системой – семьёй. Определяющими принципами внутрисемейных отношений являются уважение, почитание и авторитет старших поколений, преемственность правил поведения и традиций, огромная роль женщины в организации и сохранении семейного очага, в воспитании детей. В традиционных семьях глава рода осуществляет руководство, держит связь с внешней средой, охраняет семью, принимает судьбоносные решения. Отец отвечает за самые ответственные задачи – пропитание и безопасность семьи, обеспечивающие её жизнеспособность. Супруга его управляет домохозяйством, в том числе и распоряжается семейными финансами – бережно и рачительно, руководит воспитанием детей, воздействуя непререкаемым авторитетом отца. Почитание старших и учтивость выражаются не только в обращении на «Вы» к старшим: «ота» — отцу, «ойи» – матери, брату – «ака», сестре – «опа», «амаки, почча, опоки», — дядюшка, тетушка — но и в правилах поведения и этикета, прописанных ещё в XI веке Кайковусом в рукописи «Кабус-нома» (1082 г.), посвященной внуку Гиланшаху в назидание потомкам.
Отец – мощная гора, дуб, опора и зашита, гарант устойчивости и неприкосновенности семьи. Мать – светильник развития и просвещения семьи. А сама семья – священная обитель – «мукаддас даргох», цитадель – «кал’а»
“Har kimning uyi jonajon qal’asidir” — Для каждого свой дом является родной крепостью.
«О Надира, ты надёжно воздвигла чертог любви:
Обитель счастья ты хранишь, и прочен её гранит», —
так пишет в своих стихах замечательная поэтесса XIX века Надира, правившая Кокандским ханством более 20 лет (1822 -1842 гг.), воспевшая верность и преданность любви, а свою газель, как гимн любви, скрепляющей семью подобно цементу, завершает бейтом:
«Nodira, jomi muhabbatni labolab ichibon,
Mastliq birla qilay ishq namozini ado».
«О Надира, любовную чашу сполна я допью,
В хмельном упоеньи молитву любви вознесу».
(Нодира шеъриятидан, Шарк классиклари меросидан. Тошкент, 1979, с.10)
«ЧЕЛОВЕК КРЕПЧЕ СТАЛИ И НЕЖНЕЕ ЦВЕТКА» — так говорится в узбекских кладезях народной мудрости. В полной мере эти слова можно отнести к семье. Беречь и хранить семью – значит и ограждать человека от напастей и угроз внешней среды. Только в устойчивых, надёжных и здоровых семьях дети могут развиваться, быть любимыми, сами дарить любовь. «Mehr ko’rgan – mehr beradi» — «Кто видел любовь, тот и способен её дарить», — говорят люди.
Традиционно – из поколения в поколение – переходят с одной стороны – иерархия ценностей, приоритетов, целей, задач, с другой стороны – иерархия исполнителей – детей, братьев, сестёр, внуков. Каждый член семьи имеет своё место – и по своим обязанностям, и по правам, и каждый владеет свободой в той мере, на которую может взять свою личную ответственность. Поэтому разделение функций, обязанностей и ответственностей — для узбекских семей является выверенной веками и оправданной традицией. Только в такой семье, где чётко разграничены полномочия (права) и обязанности, может гармонично и свободно развиваться личность ребёнка – будущего гражданина и патриота своего Отечества, и создаются благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям, повышения их образовательного уровня. Именно в таких семьях с раннего детства закладываются трудолюбие, бережливость, уважение к старшим, стремление к овладению знаниями.
“Ota amrini bajarish – bola uchun farz”
Выполнять повеление отца – безоговорочная обязанность детей.
“Каттарогини ака де – култигига кир,
кичикрогини ука де – култикка ол, кунглини топ”.
Старшего зови “ака” — войди под его сень,
Младшего зови “ука” – возьми его под защиту, утешь его.
(Пулат Турсун “Укитувчи”)
Великий Алишер Навои безграничное почитание родителей выражает следующими искренними словами:
Главу свою перед отцом склоняй,
А сердце матери своей отдай…
Пускай отец – Луна и Солнце – мать
Тебе дорогу будут озарять.
Из Хадиса: “Jannat onalar oyog’i ostidadur” «Рай – у ног матерей»
Родители для ребёнка представляют собой два мира, составляющих одно целое:
Ikki jahoningga tilarsen fazo,
Hosil et ush bu ikkisidin rizo.
Двум мирам своим беспредельности космоса пожелай,
Плоды благословений их обоих всю жизнь пожинай.
(«Смятение праведных», 1485 г.)
О важности воспитания в детях непререкаемого уважения к родителям напоминает Навои:
«Жалей дитя, оберегай от бед,
Но в нежности чрезмерной – явный вред.
Святое уважение к своим
Родителям пускай владеет им.
Великим уваженье быть должно
К тому, кем благо жизни нам дано».
(«Смятение праведных», 1485 г.)
Дети должны с молоком матери впитать основные правила порядка и семейных традиций. Только в рамках гармонии свободы и ответственности, прав и обязанностей, возможности и необходимости может развиваться, расти и процветать творческая личность ребёнка.
Где есть чёткая иерархия ролей и ответственностей, — там самая комфортная среда для рационального воспитания детей. Уметь чувствовать гармонию чувств – радости и печали, веселья и грусти, наслаждения и горечи, осознавать динамический баланс прав и обязанностей, свободы и ответственности, долга и совести, потребления и отдачи, а также грани, отделяющие щедрость от расточительства, бережливость от скаредности, жадность от алчности и пр. и последовательно учить – «что такое хорошо и что такое плохо» — это основные задачи семейного воспитания.
В традиционных семьях выбор невесты или жениха для взрослых детей – очень ответственная задача. В «Кабус-номе» автор советует: «Если захочешь жену взять, не требуй от неё приданого (имущества). Не бери чрезмерно красивую, её возлюбят и другие. Если натура и душа женщины чисты, она будет тебе подругой. Она должна быть стыдливой, сдержанной, бережливой. Говорят, хорошая жена – наслаждение для супруга и жизни. Беги от женщины, не ставшей подругой и госпожой… Жена должна быть достигшей совершеннолетия, благородной, получившей воспитание матери — управительницы дома — и отца – главы семьи. Если найдёшь такую прелестницу, немедленно женись».
(«Qobus-noma», гл.27, изд-во «O’qituvchi», Ташкент, 1968, стр.71)
Выбору невесты соответствует и выбор рода и семьи будущей избранницы:
“Kabutar bo kabutar, jins bo jins” — Голубь к голубке, род – к роду.
Какую огромную роль придают выбору жены, свидетельствует народная пословица:
“Erni er qiladigan ham xotin,
Qora yer qiladigan ham xotin”.
“Женщина из мужа творит мужчину,
Женщина же мужа делает чёрной землёй”
Выбору невесты обязательно сопутствует выбор семьи будущих сватьев, так как несомненно, что
“Qush uyasida ko’rganini qiladi” — Птица делает то, что видела в гнезде.
То же относится и к выбору жениха для дочери, и семьи, куда войдёт их дочь, как невестка:
«Бу бола бир безот, ноасл одамнинг боласи эмас, у тагли, зотли одам» («Равшан»)
«Этот парень – не сын какого-нибудь безродного низкого человека, а основательный человек благородного происхождения».
“Тенгини топсанг – текин бер”
Найдёшь ровню – даром отдай (замуж, без выкупа-калыма)
“Тенг – тенги билан, тезак – копи билан”
Ровня с ровней, помёт – со своим мешком.
«Зар кадрини заргар билар, чилангар нени билар»
Цену золоту знает ювелир, а что может понимать в нем слесарь.
«O’xshatmay uchratmas» «Qizni tanlaganga ber»
Встречаются – похожие. Дочь выдай избравшему её.
Исключительное внимание писателей и журналистов, деятелей образования и культуры Узбекистана обращено на вопросы смысла жизни, культуры семейных отношений, согласия и мира в семье, о соответствии звезды (жениха) со звездой (невесты), по современным понятиям – о комплементарности (взаимодополнительности) личностей семейной пары.
Есть такая поговорка: одному тяжелому – один лёгкий, одному хорошему – один плохой (“Bir og’irga bir engil, bir yaxshiga bir yomon”). Согласно этой поговорке свахи, приходя в дом невесты, говорят: «Мы пришли просить вашу хорошую для нашего плохого», заранее прогнозируя благовоспитанность и терпение избранницы, так необходимых для совместной жизни.
По традиции, семья жениха выбирает на брачном рынке невесту для своего жениха из той семьи, которая подходит им по статусу, иерархии ценностей, чтобы род прибавил жизнеспособности и стойкости, семья не теряла своё достояние, а преумножила, и будущая жена была готова воспринять семейные ценности и продолжить семейные традиции мужнего рода. Неслучайно происходит ренессанс всех старинных деталей свадебных церемоний, подчёркивающих святость и уникальность события, вошли в прочную практику видеосъёмка свадеб и оформление красочных свадебных фотоальбомов, закладывающих фундамент будущей прочной семьи.
Соревнованием ума, находчивости, сообразительности, поэтических находок, юмора и веселья являются выступления участников свадебных церемоний и народных гуляний в «лапарах» (наподобие частушек). В лапарах, с одной стороны, формируется образ искренней, умной, верной, воспитанной, стыдливой и чувствительной девушки, с другой стороны, представляется образ влюблённого в неё парня – джигита — с пламенным сердцем, терпеливого и скромного, верного долгу и открытого для любви. Четверостишия лапара, исполняемые поочередно то девушкой, то джигитом, создают захватывающее зрелище – диалога талантов исполнителей, сочиняющих экспромтом свои строфы.
Отношение к женщине в узбекском народном фольклоре – совершенно отличается от стандартов повсюду и неустанно критикуемой «патриархальной» семьи:
“Nozsiz xotin – yolqinsiz o’tin”. «Хотин – уйнинг чироги»
Жена без причуд (капризов) — что дрова без огня. Жена – светильник дома.
«Аёл – уйдаги хазина», «хотин – уйнинг зийнати». «Хотин – эрнинг вазири»
Женщина – сокровище дома. Жена – управительница (визирь) мужа.
«Аёвлигим» — «Моя драгоценность» — этим одним словом так характеризуется отношение отца, старших и младших братьев (всех членов семьи) к женщинам семьи – издревле – почтительное отношение — как к явлению чуда и милости творца-созидателя (из стихотворений Миртемира).
Дистанцирование – одно из самых эффективных способов защиты своего достоинства: в обращении на «Вы» у супругов, у младших к старшим, у невестки к родне мужа, даже малолеткам. Культура домохозяйства в участке («хаули») делила дом на две половины – женскую («ичкари» — внутреннюю часть) и мужскую – («ташкари» — внешнюю), а также и в функциях. Так, традиции диктуют мужчинам не терять своего достоинства, забирая функции у супруги без неотложной на то надобности:
«Когда господин в присутствии госпожи в служанку превращается, подол женской чести (стыдливости) рабом оскверняется.
Бейт:
Когда мужчина этих правил не желает соблюсти,
Пускай он на себя пеняет, коль горе встретит на пути».
(Навои, Соч., т.X «Возлюбленный сердец», Замечание, стр.91)
Вследствие этих неразумных действий постепенно происходят искажение авторитета и престижа главы семейства, ущемление и потеря мужчиной своего достоинства:
«Бора-бора кетди кадрим, интихобим ким десун»
«Шаг за шагом утерялись мои достоинства (моя ценность), кто скажет о моём конце».
Очень большое место в культурных традициях занимает воспитанность, благопристойность:
«Адаблилик одати тугрисидаким, кичикларга бахтиёрлик сабаби, улугларга эса юксак мартабалик боисидир; тавозуъ васфидаким, «дол»дек каддин хам килган кадамини бахтнинг бошига куяди ва хаё нури хакидаким, бирон киши бунинг ичига кирса рахмат ёмгирлари билан сероб булади».
«О тех, у кого в привычке воспитанность, младшим приносит счастье, для старших является источником высокого положения (чина); похвала учтивости состоит в том, что, тот, кто согнёт свой стан буквой «дол» — ﺩ — прямиком ступает на вершину счастья; о свете совести – кто под его лучи взойдёт, тот наполнится изобилием от дождей благодарения».
(А.Навои, «Смятение праведных», т.3, Т.,1968, XXXII глава, 6-я беседа «О благопристойности», вступление)
О понимании важности воспитания культуры общения, культуры слова говорят пословицы:
“Gapni gapir uqqanga” Слова говори понимающему.
«Хар нарса эви билан-да, кам-кам булсин!» Пусть всего будет в меру, понемногу.
“So’zdan so’zning farqi bor, o’ttiz ikki narhi bor”
Слово от слов отличается, 32 значения (цены) есть у него.
“O’zingga boq – nog’ora qoq” —
Сначала посмотри на себя, а потом труби о недостатках других.
“Aytilgan so’z – otilgan o’q” Сказанное слово – что стрела из лука (вылетит – не поймаешь)
«Шутка веселит, если украшена острой и изысканной мыслью.
Если же в ней грубость и бессмыслица, зачем человеку её высказывать (пачкать ею свои уста)?»
«Тот, кто язык свой распустив, всем людям шлёт свои упрёки,
Рискует тем, что в нём другие отыщут худшие пороки»
(А.Навои, “Возлюбленный сердец”, Соч. T.10, Ташкент, 1970)
Прекрасное описание традиционного этикета, культуры учтивости и сладкоречия («ширинсуз») дал в своих романах замечательный писатель Абдулла Кадыри. Так, героиня Кумюш в письме к родителям в Маргелан пишет: «Даже если будете досадовать, всё равно скажу, что люблю свекра больше родного отца, и не за то, что он отец вашего зятя, а потому, что купаюсь в лучах доброты, исходящих от его облика, люблю его мягкие, кроткие, пленительные слова с обращением «ойим» (госпожа моя). Едва он раскроет свои уста для наставлений, душа моя тает и наслаждается, как во сне».
(Абдулла Кодирий «Утган кунлар» — «Минувшие дни», Изд-во худож.лит. УзССР, Т., 1958, с.358)
А обращения в письмах героя романа – Отабека к своей супруге Кумюш – достойны восхищения:
«Ой юзли рафикам, кундуз кошли маъшукам, Кумуш хонимга!»
«Луноликой жене моей, чернобровой возлюбленной, моей г-же Кумюш!»
«Умидим юлдузи, орзум чечаги, хаётим тираги Кумушимга!»
«Звезде моей надежды, цветку моего желания, опоре жизни моей Кумюш!»
Современная узбекская семья опирается на 2 могучие традиции: 1) уважение к старшим и милосердие к младшим; 2) равноправное партнёрство супругов и высочайшая взаимная ответственность перед родителями, родными, будущими поколениями – «Долг и Совесть».
“Yuk ko’targan yutadi” Побеждает взявший на себя груз (ответственность).
Верность долгу – Навои называет жемчужиной человеческой нравственности, терпение – ключом утешения: «Терпение горько, но сладость – его последствие, оно отвращает бедствия…
Бейт: Кто терпеливо сносит горе, жестокие судьбы угрозы,
Тому уколы будут в сладость, тому колючки будут розы».
(А.Навои, “Возлюбленный сердец”, Соч. T.10, Ташкент, 1970, с.57)
Воспитанию «совершенной» личности призывает великий просветитель и поэт:
«Щедрость и великодушие — отец и мать, долг и совесть — их обоюдные дети. В каждом сердце, где поселяется долг, там живёт и совесть… У бесчестного нет совести, у бессовестного — чести (чувства долга). Чья жизнь — без сознания долга, от того не загорится звезда надежды… Совершенные — люди с совестью, а подлые — бессовестные…»
(Алишер Навои, «Возлюбленный сердец», 1500 г.)
В главе XXXII “Смятения праведных” поэт призывает:
«Етса гаму гусса юки тогдек, «Всё горе вынеси, что рок пошлёт,
Булмок анинг остида туфрокдек. Как горы на себе земля несёт.
Айламок жола киби ёгса тош, И град камней бестрепетно прими,
Рост бинафша киби юккори бош. В грозе фиалкой стан свой распрями.
Вазъи тавозеъда вафо айламак, В почтеньи верность долгу восприми,
Даъби адаб бирла хаё айламак. И с воспитаньем честь и совесть соблюди.
То бу васила била топиб кабул, И силу и величье обретёшь,
Максади аслий сори булгай нузул. И к вечной цели верный путь найдёшь».
Недаром самым распространённым эпитетом возлюбленного является «вафодорим» (мой ответственный, надёжный), ибо верность, постоянство и надёжность мужчины – самая главные гаранты прочности семейных уз.
В настоящее время – развития рыночных отношений – женщины оказались более приспособленными и востребованными на рынке труда. В 30% опрошенных семей выявилось, что карьера жены оказалась более значимой, чем карьера мужа. При сохранении семейной миссии, ценностей, традиционных рамок уважения-почтения руководящую роль берут на себя женщины, а управляющую – мужчины, нисколько не умаляя себя в глазах жены и детей, а показывая пример рационального распределения обязанностей и ответственности за семью. Культ семьи является основой стабильности и жизнеспособности узбекского общества.
Наверное, потому и статистика свидетельствует, что Узбекистан последовательно отличался по следующим показателям:
* — самый низкий процент разводов; * — высокая фертильность женщин;
* — высокая рождаемость детей даже в семьях женщин с высшим образованием.
Очень часто причинами распада семей являются не только издержки семейного воспитания и недостаток терпения и последовательности во владении этикетом, а глобальная ошибка выбора. Есть такие глубинные сферы личности, которые не терпят уколов, упрёков, насмешек — понятия цели жизни, методов воспитания детей, отношения к родителям и окружающим. Если супруги за много лет так и не сблизились в понимании принципиальных жизненных позиций, то вряд ли эта семья имеет хороший прогноз. Поэтому каждому, кто собирается связать себя семейными узами, необходимо чётко представлять свою иерархию ценностей: что ценю, что люблю, с чем смириться не смогу никогда, — и выявить представления избранника. Сможете ли вы войти, как две шестерёнки в сцепление? Сможете ли вы стать одним целым, единодушной, спасительной и прочной крепостью для своих детей и потомков?
Современные нуклеарные молодые семьи не теряют связей с родительскими семьями, продолжая жизнеспособные традиции узбекской семьи, одновременно развивают восприимчивость и чувствительность к требованиям современности, отвечая на вызовы нового времени – эпохи глобального информационного общества в планетарном масштабе.
Как завет потомкам, звучат строфы великого Алишера Навои («Стена Искандера», Соч. Т.7, с.393):
«Да будет всем земля ковром услад,
Где радость, песни и плодовый сад.
Пусть в мире справедливость и покой
Воздвигнут совершенные душой!»
Ф.Пирназарова
Обычаи и традиции узбекского народа крайне необычны и интересны. Формирование традиций происходило на протяжении нескольких веков. Узбеки – очень древний народ. С особым уважением в стране относятся к старшим людям. Гостям всегда оказывают положенное гостеприимство и почтение. Множество узбекских традиций связано с празднествами свадьбы, рождение ребенка.
Приветствие друг друга в Узбекистане
В Узбекистане принято здороваться с любым человеком, повстречавшимся на пути, даже в том случае, если вы не знакомы с собеседником. Жест показывает об уважении.
Любопытно, в Узбекистане есть традиции, указывающие на то, кто первым должен подать руку или кивнуть в знак приветствия. Первыми по отношению к старшим всегда здороваются младшие по возрасту люди, всадник на лошади первым приветствует пешехода и более высокий по статусу человек первым должен высказать почтение собеседнику.
Узбекские традиции доказывают: за руку здороваются только мужчины, во время приветствия с женщиной принято прикладывать руку к сердцу и кивать головой.
Узбекское гостеприимство и чаепитие
Традиции Узбекистана содержат множество правил о гостеприимстве и проведении чаепития. Вновь прибывших гостей всегда встречают у двери или у ворот дома, обязательно здороваясь и справляясь о здоровье. В доме гостя всегда сажают за самое почтенное место. Чем более значим и важен гость для главы семьи, тем дальше от входа его усаживают.
Старинная традиция говорит об обязанности женщины и мужчины сидеть за разными столами, но сейчас такой обычай соблюдают только в селах и небольших городах.
Любой прием пищи в Узбекистане всегда начинается и заканчивается одним и тем же – чаепитием. Гостям и владельцам дома подают пиалы с чаем и восточные сладости. Перед этим глава дома произносит молитву и только после нее начинается чаепитие, а затем и трапеза.
Количество налитого в пиалу чая показывает, насколько уважительно к гостю относятся в доме. Чем меньше количество жидкости, тем почетнее гость. Данная традиция объясняется по-разному. Одни говорят, таким жестом проявляется забота о госте, чтобы не обжегся, если чая в пиале будет слишком много. Другие же объясняют тем, что гость будет чаще обращаться к главе семьи за добавкой чая, тем самым показывая свое уважение к нему.
Едят плов в шесть утра
Традиция, иначе названая Обряд утреннего плова, сопровождает собой каждую и поминки. День заранее назначается семьей, которая принимает гостей, но обязательно согласуется со всеми приглашенными. Вечером, за день до утреннего плова, происходит еще один обряд – шинкование моркови для блюда. После распределяются обязанности по подаче и приготовлению утреннего плова. Принимать непосредственное участие могут только мужчины.
Блюдо подается после утренней молитвы. Звуки предупреждают участников о начале обряда. Все усаживаются за стол и пьют чай с лепешками, высказывая пожелания принимающему лицу. Затем подается посуда с пловом. Гости едят, снова высказывают пожелания главе семьи и уходят. Обряд повторяется несколько раз, чтобы дом смог принять больше гостей. Весь процесс исполнения традиции утреннего плова сопровождается музыкой. В конце обряда самым уважаемым гостям преподносят дорогие подарки.
Наливают гостям половину пиалы чая
Во время традиционного чаепития в Узбекистане количество налитого чая имеет прямое отношение к степени уважения гостя. Чаще всего почитаемым гостям наливают лишь половину посудины, чтобы гость не обжегся и еще не один раз обратился за добавкой к главе семьи. Если во время того как гостям доливают жидкость на дне пиалы остается чай – хозяйка дома выливает остатки напитка и снова наполняет чашу наполовину.
Бросают камешки в праздничное угощение
Одно из самых знаменитых угощений Узбекистана – сумаляк – сваренное проросшее зерно, настоявшееся в течение ночи в воде. Блюдо, напоминающее плов, но совершенно отличающееся от него. Готовят сумаляк только раз в году. Участие в приготовлении блюда принимают только женщины. Связана традиция с легендой о появлении сумаляка. Однажды женщина, которой нечем было кормить семью, отчаявшись найти еду, бросила в кастрюлю с водой проросшие зерна и оставила на ночь. Утром она проснулась и увидела наполненную теплой массой до краев кастрюлю.
Сейчас узбекский сумаляк готовят, непрерывно помешивая его в течение 12 часов. В хозяйке дома помогают родственники и друзья. На дно посуды для приготовления складывают несколько камней, предотвращающие возможность подгорания жидкости. А во время еды человек, в чьей посуде окажется камешек, загадывает желание.
Особенности национального менталитета
Обычаи в Узбекистане традиционно передаются из поколения в поколение. Почитание старших и проявляемое к ним уважение заставляет современных жителей страны поддерживать менталитет и придерживаться древнейших традиций, которые иногда кажутся очень необычными.
Решают проблемы всем миром
Еще одна узбекская традиция, которая с давних пор законодательно закреплена – необычная форма принятия решений. В каждом городе общиной выбирается особый комитет, зависящий от высших органов власти. Комитет помогает людям решать их проблемы и принимать решения. Например, помогает детям поступать в школы и университеты, дает семьям, желающим развестись, время на раздумья и возможность изменить свое решени. Принято благодарить за помощь трудом: например, кормить соседей утренним пловом, если те помогали в строительстве дома.
Еще недавно были многоженцами
Известно, у некоторых восточных народов разрешено многоженство, так было и в Узбекистане до недавнего времени. Помимо официальной регистрации брака в стране существует религиозное венчание в храме, называемое Никох. Раньше данные два события не связывались, и узбекские мужчины официально регистрировали брак с одной женой, а потом проводили обряд венчания с другой, тем самым оказываясь женатыми сразу на двух женщинах. Теперь никох и регистрация брака неразрывно связаны, узбекский закон не позволяет больше жить с женщиной, если мужчина зарегистрировал брак, но не провел по традиции обряд венчания.
Женятся по воле родителей
Проявляют большое уважение к старшему поколению и его выбору, поэтому издавна сложилась традиция подбора невесты или жениха родителями. Старшие члены семьи еще с детства договариваются о свадьбе двух молодых, которые зачастую даже не знают друг друга. Но в редких случаях девушка может отказаться стать женой мужчины, даже если жених был подобран ее родителями.
Платят калым за невесту
Калым – своеобразный выкуп за невесту. Перед любой узбекской свадьбой родители молодоженов договариваются о сумме, которую заплатит или потратит на молодую семью каждый из супругов. Иногда обсуждают денежную сумму, иногда покупку квартиры или дома. Сумма выкупа бывает различной, зависит от благосостояния каждой семьи и района проживания пары. Традиция отдавать за узбекских невест калым идет из глубокой древности. В некоторых регионах калым гораздо больше со стороны жениха, который может отдать за свою невесту до нескольких тысяч долларов. В других же регионах выкуп платит семья невесты, отдавая вместе с дочерью большое приданое.
Правила поведения узбеков
Узбекские обычаи требуют от представителей народности особого поведения и соблюдения традиций. Аналогично с другими мусульманами, узбеки соблюдают пост, полностью отказываясь от спиртного, сигарет и пищи до захода солнца. В семейных отношениях существует строгая иерархическая система подчинения старшим по возрасту представителям семьи. Каждый день в Узбекистане по традиции пять раз произносят молитву «намаз».
Не говорят «нет»
Узбеки и другие народы восточной части мира, очень вежливы и добры по отношению к окружающим. Они никогда не говорят «нет» и соглашаются на любое предложение или просьбу. Единственное омрачающее общение – отсутствие точных временных рамок в ответе. Узбекские граждане не будут спешить помочь вам, даже в случае согласия. Агрессия здесь также не в почете, поэтому каждого сердитого человека пытаются всячески задобрить и задарить обещаниями.
Сажают женщин за отдельный стол
Традиция сажать женщин за другой стол до сих пор остается в сельских узбекских поселениях. В древние века семейный дом делился на две части: женскую и мужскую, оттуда и пошли обычаи принятия пищи за разными столами и деления обязанностей на женские и мужские. Вопреки таким традициям, к женщинам в семье относятся с особым уважением и почтением, как к матери, и как к супруге. Но все равно требуют от нее выполнения домашних обязательств, даже если она приносит деньги в семью или занимается научной деятельностью совместно с мужем.
Традиции и обычаи в национальных узбекских праздниках
Каждый узбекский праздник неразрывно связан с традициями и обычаями, основанными только на торжестве. Приглашение означает уважение к гостю.
Праздники:
- Мустакиллик или День независимости – самый масштабный . Отмечается 1 сентября, хотя готовятся к нему за несколько месяцев. Празднество проходит в столице Узбекистана на . Обязательно приглашают известных звезд и устраивают большое представление, завершающееся фейерверками;
- свадебное торжество обязательно присутствует в жизни каждого узбекского жителя. Перед свадьбой по традиции всегда проводится помолвка. В день свадьбы обязательно устраивается праздничный плов, происходят обряды прощания с родителями и приветствия невесты в доме жениха. На узбекской свадьбе обязательно веселятся, режут барана и отдают почтение родителям молодоженов;
- рождение ребенка имеет особое значение в традиционных узбекских празднествах. В связи с этим событием мужчина готовит утренний плов, угощает гостей, принимает поздравления и подарки;
- праздник Навруз – еще одно национальное торжество. Отмечается 21 марта и считается праздником нового года на востоке. На Навруз обязательно навещают родственников и знакомых, просят прощения и прощают других.
Узбекский этнос один из найдревнейших. Поэтому традиции и обычаи этого народа формировались не одно столетие. Это очень многонациональная страна, соответственно культура ее тоже разнообразна.
Приветствие друг друга
Обязательный ритуал при встрече у жителей Азии, даже если они совсем не знают друг друга или вообще враждуют. Для европейцев это не совсем обычное поведение. Хорошо воспитанным человеком считается не только тот, который поприветствовал, но и другой ответивший ему должным образом со всем уважением.
Если человек выше по статусу, он должен обратиться с приветствием первым, тот который едет на лошади первый здоровается к пешим. Младшие возрастом, обязательно первыми приветствуют старших.
Не беспокоят только тех людей, которые молятся, кушают или отошли справить нужду. С грубыми, невоспитанными и не придерживающихся традиций мусульман контакт игнорируют.
Узбекское гостеприимство и чаепитие
Быть гостеприимным у жителей Востока считается не обычаем, а скорее законом. Не стоит удивляться и отказываться, если мало знакомый узбек будет настойчиво приглашать к себе в гости попробовать плов и выпить чаю. Отказавшись можно обидеть хозяина дома. Согласившись прийти в гости, не нужно опаздывать, такое поведение у узбеков считается дурным тоном.
Во время приветствия нужно протянуть одну или две руки, здороваются только с мужчинами. С женщиной здороваются за руку только тогда, когда она первая ее протянет. Нельзя открыто осыпать комплиментами хозяйку дома или ее дочерей.
Если в приглашенном доме есть еще гости, но они находятся вдалеке, чтобы их поприветствовать, нужно немного наклониться и приложить правую ладонь к сердцу.
Все приемы пищи у узбеков начинаются с пиалы чая и ею заканчиваются. Присев за стол, вначале старейшина прочитает молитву и только тогда можно приступать к чаепитию.
Количество налитого чая в пиале говорит о том, как сильно вас уважает хозяин дома. Почетным гостям наливают совсем немного напитка. Это демонстрация заботы, чтобы гость во время чаепития не обжег себе руки.
Узбекская чайхана самое посещаемое место. Это уютные помещения с мягкими диванами и шикарными коврами. Здесь посетители не только чаевничают и кушают. Они общаются, узнают последние новости и ведут переговоры.
Узбекские праздники
Ни один узбекский праздник не проходит без шумной компании, национальной кухни, песен танцев и музыки.
- Самый большой и главный праздник это День независимости Узбекистана — Мустакиллик. Его отмечают в первый день осени (1 сентября). Подготовку к торжеству проводят еще за несколько месяцев. Празднование проходит в Ташкенте на площади независимости. Приглашаются звезды эстрады, выступают детские коллективы. В завершение всему ночное небо озаряет красивейший фейерверк.
- Навруз, что в переводе обозначает новый день – второй по величине крупный праздник. Отмечают его в день весеннего равноденствия (21.03). Именно в этот день нужно обязательно навестить родственников и родных, попросить у всех прощения и самому простить обиды.
- Свадьба – для каждого узбека это один из важных дней в жизни. Шикарное торжество, которое до сегодняшнего дня проводят, следуя всем старинным традициям. На свадьбу приглашаются все — родственники, соседи, друзья и сослуживцы. В этот день режут баранов, готовят плов, поют и танцуют.
- Рождение новой жизни, ребенка – бешик той, не менее масштабный праздник. Мужчина готовит плов и угощает многочисленных гостей. Непременно все сопровождается подарками, танцами и песнями под народные инструменты.
Если человека пригласили на торжество, это значит, что ему оказали глубокое уважение. И недопустимо отказаться или совсем не прийти.