Работа по формированию духовно нравственного воспитания. Доклады, представляющие лучший опыт работы по духовно-нравственному воспитанию. Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье
Эффективные формы воспитательной работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
Груббе Л.О.
учитель начальных классов
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастлив, можно.»
Макаренко А.С.
Одной из важнейших проблем современности является духовно-нравственное развитие личности. А это требует вечного поиска взаимообогащения доброты, истины, красоты в человеке. Вера в ученика способна породить творчество учителя, и в совместном поиске учитель и ученик поднимаются к тайнам духовно-нравственного восхождения, которые определяются через категории «смысл» и «цель».
Когда же начинается духовно-нравственное воспитание человека? Начинать такое воспитание нужно с самого рождения. Ребенка надо окружить атмосферой доброжелательности и любви, добросердечности и чистоты отношений как в семье, так и в школе. Стремление осознания явления духовности приводит нас к идеи культуры. Культура затрагивает весь внутренний и нравственный мир ребенка – устремленность в будущее, ценностные ориентиры, интересы и потребности, чувства и разум. Сообразно с ними человек действует во всех сферах жизни, что определяет его социальную и нравственную зрелость, т.е. духовную зрелость. Чертами характера такого человека являются душевность и доброта, любовь и сострадание, вера в будущее и творческий труд для процветания Отечества. Правдивость и честность, справедливость и почтение к старшим, готовность служить во благо других – эти качества человека являются лучшим мерилом его духовности.
Именно здесь мы подходим к важнейшей категории воспитания – духовно-нравственному здоровью, которое возможно, если в воспитательном процессе классный руководитель соблюдает следующие этапы:
развитие эмоциональной сферы (воспитание нравственных чувств);
этическое просвещение (формирование нравственного сознания);
практическая деятельность этической направленности (воспитание устойчивых навыков нравственного поведения).
Я, как классный руководитель и учитель преподающий такие предметы, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы мировых религиозных культур», в своей работе по организации деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:
Открытость (совместное планирование – классный руководитель+воспитанники+родители).
Привлекательность будущего дела (увлечь детей конечным результатом)
Деятельность ( активное участие в мероприятиях )
Сотворчество (право выбора партнера по выполняемому делу)
Успешность (отмечать реальный успех)
Исходя из этого, я использую различные педагогические средства:
Индивидуальная педагогическая поддержка;
Соуправление и элементы самоуправления;
Групповая деятельность;
Погружение в культуру;
Взаимодействие личности в образовательной среде школы и с окружающим социумом;
Художественно-эстетическая жизнедеятельность;
Традиции.
Важное в работе по воспитанию нравственности – это пробудить внутреннюю активность личности как субъекта самопознания, саморазвития, самосовершенствования в деятельности, отношениях, общении.
Работу с учениками по духовно-нравственному развитию я строю по следующим направлениям:
Духовное
Культурно-эстетическое
Социальное
Духовное направление
Посещение РДК Кормиловского, наших музеев, выставок обогащают нравственный мир школьников, развивают эстетический вкус. Участие в различных конкурсах, спектаклях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе таланты как артиста, чтеца, певца, рассказчика и другие. Перечисленная деятельность формирует нормы и правила поведения, расширяет нравственные представления.
Процесс культурно-эстетического воспитания и развития характеризуется многоплановостью. Остановлюсь на одной из форм работы в этом направлении – классном часе. На классных часах обсуждаются проблемы трудолюбия, бережливости, вежливости, доброты, взаимопомощи и другие. Они имеют целью обогатить моральными представлениями, ознакомить с правилами поведения, поупражнять в культуре поведения. У детей вырабатывается оценочное отношение к своему поведению, к поступкам других людей.
Работая в социальном направлении, я стараюсь готовить своих воспитанников взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, успешно работать в группе, взаимодействовать с другими людьми.
Великодушный, верный в своих чувствах и отношениях;вежливый, мягкий в обращении;
добродушный по характеру;
доброжелательный, ласковый по отношению к людям;
жалостливый, заботливый, внимательный, выражающий участие;
миролюбивый, милосердный, готовый помочь другому.
К другим людям
Прием в доме путника, неожиданно приехавших родственников или друзей; помощь и оказание моральной поддержки больному, пострадавшему, ближнему; умение прощать обиду и отсутствие злопамятности;
прощение ошибок ближнему.
Активный, энергичный;
добросовестный, исполнительный, честно выполняющий свои обязанности;
усердный, старательный, обладающий сноровкой;
основательный, трудолюбивый, способный к труду и любящий работать;
усердный, хозяйственный.
К труду
Посильное участие в создании достатке в семье;
понимание ценности труда;
почтительное отношение к земле, к хлебу, к труду человека.
Исполненный чувства собственного достоинства;
самобытный, не похожий на других.
К самому себе
Честное исполнение взятых на себя обязательств;
не дать повода для оскорбления;
соблюдение моральной чистоты.
Таким образом, сущность духовно-нравственного воспитания в формировании и развитии у воспитанника качеств, которые проявляются в системе ценностных отношений и выражаются в действиях, поступках, суждениях, оценках.
Однако, учащиеся усваивают теоретические нормы морали, но не все воплощают в ежедневной деятельности. Следовательно, можно обозначить следующее противоречие между полученными знаниями и проявлениями их в окружающей среде (улица, семья и прочие общественные места). Над этой проблемой необходимо работать и в дальнейшем.
Через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке).
Через внеклассную и внеурочную деятельность:
факультативные занятия, кружковая работа;
беседы, классные часы нравственного и духовного содержания.
проведение совместных праздников;
экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;
просмотр слайдов фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;
конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера, тематические утренники;
деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;
моделирование, проектирование;
встречи с интересными людьми;
коллективные творческие дела учащихся;
рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
презентация книг духовно-нравственного воспитания;
Формирование у учащихся нравственной культуры как базового компонента культуры личности, включающего в себя потребностно -мотивационный компонент нравственной культуры, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой.
Методика воспитательной работы по нравственному воспитанию учащихся включает в себя следующие приёмы:
- 1) формирование у учащихся потребностно-мотивационной сферы (потребности) связанной с соблюдением нравственных норм и правил как привычных способов поведения и деятельности. С этой целью используются следующие методы и формы воспитательной работы:
- - убеждения,
- - положительного примера,
- - одобрения,
- - осуждения,
- - требования,
- - контроля.
- - уроки,
- - формы внеклассной работы,
- - консультации.
- 2) Включение учащихся в познавательную деятельность по овладению знаниями о существующих нравственных правилах и моральных нормах поведения в современном обществе.
Методы нравственного воспитания:
- - убеждения
- - положительного примера
- - одобрения
- - осуждения
- - требования
- - контроля
- - воспитывающих ситуаций
- - уроки
- - формы внеклассной работы
- - консультации
- 3) Выработка у учащихся навыков и привычек нравственного воспитания как глубоко осмысленных и привычных форм поведения. Методы формирования системы нравственного поведения:
- - общественная, патриотическая, учебная, трудовая деятельность
- - деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы
- - общение с другими людьми
Нравственные критерии воспитанности:
- 1. Гражданственность и патриотизм
- 2. Милосердие, гуманизм
- 3. Учение, образованность, интеллект
- 4. Культура поведения, дисциплина
- 5. Здоровый образ жизни
- 6. Отношение к природе
- 7. Культура семейных отношений
- 8. Межличностные отношения
- 9. Экономическая грамотность
- 10. Трудолюбие
- 11. Эстетическая просвещенность
- 12. Коллективизм
- 13. Ответственность
- 14. Активность
- 15. Самоопределение, выбор жизненных ориентиров
- 16. Коммуникабельность
- 17. Правосознание
"Раннее начало нравственного воспитания - залог формирования полноценного гражданина своей страны" (по материалам статьи Л.А. Парамоновой).
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.
Прежде всего необходимо раскрыть, что входит в понятие "гражданство" и "патриотизм":
Гражданство - принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.
Патриотизм - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.
К этим определения можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает сущностная характеристика гражданско-патриотической позиции человека, которая с давних времен является общечеловеческой культурной нормой.
Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость - очевидна. В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме, а без них любое "общество обречено на вымирание" (А.И. Герцен). Отсюда утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей.
Это привело к идеям космополитизма (я - дитя не какой-то страны, а земли-космоса, где живу сейчас - там и Родина), и к идее национализма (Россия только для русских). И то, и другое не имеет ничего общего с гражданско-патриотической позицией и не способствует ее развитию.
Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (2007 год объявлен Годом русского языка, Годом ребенка, что показывает отношение государства к детству); потребность самих граждан в ощущении причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерии, появление молодежной организации "Наши", других общественных институтов).
Создавшаяся в обществе ситуация позволяет нам верить в успешность усилий образования по формированию гражданско-патриотической позиции.
Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Прежде всего ответ на вопрос ребенка "Кто я такой?" с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям.
В основе лежит процесс идентификации, связанный с объединением себя с другим индивидуумом или группой людей на основании установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Идентификация, на основе которой у человека складывается осознание самого себя как гражданина своего отечества, - очень сложный и глубокий процесс, который в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам невозможно.
Важно учитывать основные принципы работы с дошкольниками. У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности, они еще очень фрагментарны, разрознены. И, понимая это, мы на эмоционально-познавательных основаниях можем грамотно выстроить систему формирования начал (предпосылок) гражданско-патриотических позиций. Она будет органично пронизывать весь педагогический процесс, связанный с освоением развивающего содержания (наблюдения в природе, беседы и чтение художественной литературы, игра, конструирование, изобразительная деятельность и многое другое). Особую значимость имеет формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо относиться к их проблемам, при этом необходимо формировать у детей и цивилизованные способы выражения несогласия, умение отстаивать свою точку зрения.
В методических пособиях по данной теме выделяют следующие тематические блоки и направления работы:
- - Я такой (индивидуальность, особенность, знания о себе: своем теле, здоровье, безопасности, эмоциях).
- - Мир людей (существуют разные правила, которые выполняют все члены общества, социальные отношения, симпатия, толерантность, сотрудничество).
- - Мир природы (причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы, поисково-исследовательская деятельность, экологическое сознание, отношение к природной среде, к здоровью).
- - Рукотворный мир (знакомство, бережное отношение).
- - Гражданство (география, отношение к истории, принадлежность к народу, государству).
- - Культура (обычаи, праздники, искусство, отношение к культурным ценностям, самовыражение в различных видах творчества).
Реализация данных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок подлинно гражданско-патриотических позиций, которые затем лягут в основу личности взрослого человека - полноценного гражданина своей страны.
Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.
Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.
Совместное родительское собрание с детьми — эффективный воспитательный метод
Особенности нравственного воспитания
В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.
Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.
Что такое духовно-нравственное воспитание — составляющие
Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.
Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.
Нравственные основы — цель духовно-нравственного воспитания
Семья – залог нравственного воспитания
Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.
Семейные ценности — основа духовно-нравственного воспитания
К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.
Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.
Кадры из добрых мультфильмов
При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.
Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье
Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:
- научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
- формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
- ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.
Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:
- родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
- вечера-дискуссии;
- открытые показательные выступления педагогов;
- завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
- индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
- совместные с детьми экскурсии;
- активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
- общий с родителя досуг.
При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.
Работа с родителями — совместные занятия
Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания
Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию
На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.
Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.
Утренники для младших школьников — один из методов воспитания
Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности — все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.
Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания
Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.
Патриотическое воспитание — одна из главных составляющих духовно-нравственного развития
Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.
Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.
Воспитание любви к родине — актуальность опыта
Воспитание духовно-нравственных представлений — дело не одного дня и даже не месяца.
Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.
МДОУ детский сад N4 г.Кола Мурманской области
Система работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Казакова Валентина Владимировна
Воспитатель
Алтынбаевой Ольге Генадьевна
Воспитатель
Добрецова Оксана Александровна
учитель-дефектолог
Система работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Номинация: духовно-нравственное и гражданское воспитание детей.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
В нашем образовательном учреждении не первый год ведется работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, ближняя цель которой- заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а дальняя цель– воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родной страны.
Для достижения этих целей мы решаемследующие задачи:
1. Воспитывать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.
2. Закреплять умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.
3. Обогащать словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
4. Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности.
5. Расширять представление о формах традиционного семейного уклада.
6. Развивать уважительное отношение к труду близких взрослых.
7. Учить чувству ответственности за свои дела и поступки.
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Подходы воспитательной системы:
- содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;
- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Принципы реализации работы:
Принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
Принципкультуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
Принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
Принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;
Принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Срок реализации : 1 год.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации работы у воспитанников сформируются следующие представления:
· о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
· о духовных и нравственных ценностях;
· о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
· об истории и культуре своей страны;
· научатся беречь и поддерживать красоту;
- проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.
В ходе решения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей,мы организуем их через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:
- Организованная образовательная деятельность.
Ø Досуги, развлечения.
Ø Экскурсии.
- Конкурсы, выставки.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);
Тематические выставки детского творчества;
Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности;
Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
Экскурсии на природу (красота Божьего мира);
Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (Тематика занятий: «Мать и дитя», «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Совесть», «Благодарность», «Вечность»,«Зависть», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги - наши друзья», «Бедность и богатство»).
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; игра «Гость - хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу).
В своей работе особое внимание уделяем играм-драматизациям. Выбираем сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.
Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников.Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. Например, нашим детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, которая ежегодно проводится в стенах детского сада. Пасха проходит в форме познавательного путешествия. Мы рассказываем детям историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации, презентации).В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.
В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно - нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.
Программы духовно - нравственного воспитания с 1 - го по 4 - класс
1-ый класс
Форма общения.
- 1. Доброе слово что ясный день.
- 2. Ежели вы вежливы,
- 3. Когда идешь по улице.
- 4. Узнай себя.
- 5. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Отношения к окружающему.
- 1. Путешествие в волшебную сказку.
- 2-Я могу быть волшебником.
- 3. Маленькое дело лучше большого безделья.
- 4. Любимый уголок родной отчизны.
- 5. У каждого народа свои герои.
- 6. Мы соберём большой хоровод.
- 7. Я люблю маму милую мою.
- 8. Поздравляем наших мам: коллективный праздник.
- 9. Люби все живое.
Отношения в коллективе.
- 1. Если радость на всех одна.
- 2. Мой класс - мои друзья.
- 3. Самолюб никому не люб.
- 4. Поиграем и подумаем.
- 5.0 дружбе мальчиков и девочек.
- 6. Путешествие в мир мудрых мыслей.
- 7. Доброта что солнце (итоговое занятие).
- 2-ой класс.
Форма общения.
- 1. Если песни петь, с ними веселей.
- 2. Добрым жить на белом свете веселей.
- 3. Добро творить - себя веселить.
- 4-Подумай о других.
- 5. Подарок коллективу.
- 6. Делу - время, потехе - час.
- 7. Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Отношения с окружающими.
- 1. Подари другому радость.
- 2. От чего зависит настроение.
- 3. Не стесняйся доброты своей.
- 4. Мой дом - моя семья.
- 5. В труде человек хорошеет
- 6. Все на белом свете солнышкины дети.
- 7. Поздравляем наших мам.
- 8. Со взрослыми и сверстниками.
- 9. Цени доверие других.
Отношения в коллективе.
- 1. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
- 2. Советуем друг другу.
- 3. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
- 4. Поговорил бы кто со мной.
- 5. Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).
- 6. Делаем газету (итоговое занятие).
- 3-ий класс.
Форма общения.
- 1. Здравствуйте все.
- 2. Будем беречь друг друга.
- 3. Дружим с добрыми словами.
- 4. Любим добрые поступки.
- 5. Подари учителю дело и слово доброе.
- 6. Умеем общаться.
- 7. Каждый интересен.
- 8. Подарок коллективу (коллективная деятельность).
Человеческие отношения.
- 1. Душа - это наше творение.
- 2. Отворите волшебные двери добра и доверия.
- 3. Хорошие песни к добру ведут.
- 4-Вглядись в себя - сравни с другими.
- 5. Помоги понять себя.
- 6.0 настоящем и поддельном.
- 7. Тепло родного дома.
- 8. Поздравляем наших мам.
- 9. Цветы, цветы - в них Родины душа.
- 10. Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни).
Отношения в коллективе.
- 1. Чтобы быть коллективом.
- 2. Коллектив начинается с меня.
- 3. Подарок коллективу.
- 4. Секретные советы мальчикам и девочкам.
- 5-Скажи себе сам.
- 6. Вот и стали добрей и умней.
- 7. Школе посвящается (заключительный праздник).
Фольклорная мастерская как один из способов развития личности
Воспитание - питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой.
Подлинным источником красоты является национальная культура.
К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса педагоги нашей школы пришли к решению строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется в форме творческой фольклорной мастерской.
Мастерская - это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны.
Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).
Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.
1-й класс. «Зачин дело красит» - пропедевтическая ступень.
Программа этого года вводит ребенка в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении последующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля.
В центре внимания
- - загадки, потешки, скороговорки,
- - хороводы,
- - народные куклы,
- - праздники,
- - подвижные игры.
- 2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с
- - прибаутками и небылицами,
- - плясовыми песнями и припевками,
- - частушками,
- - народными инструментами,
- - календарно-обрядовыми праздниками.
- 3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:
- - пословицы и поговорки,
- - частушки,
- - песни лирические и исторические,
- - игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),
- - обрядовые праздники. 4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»
В центре внимания
- - семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;
- - народный костюм;
- - история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;
- - история родного края;
- - работа ансамбля шумовых инструментов;
- - связь со школьным центром «Играй, гармонь!».
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Схему ее организации см. в низу страницы.
Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и др.
От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Для участия в каждом празднике привлекается школьный центр «Играй, гармонь!», в состав которого входят ансамбль шумовых инструментов, ансамбль гармонистов и вокальная группа.
Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школьников нравственных качеств. Один из таких классных часов.
Классный час «Дорогою добра»
- - воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества;
- - развивать коммуникативные навыки, речь;
- - учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.
Ход занятия.
Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.
- - Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).
- - Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.)
- - Правильно. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)
- - Что вы здесь видите? (Пустыню.)
- - Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь!
- - Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)
- - Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Юленька, Мишенька)
- - А что вы при этом чувствовали?
- - Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.)
- - Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обратиться по… (Имени.)
- - Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю.
- - Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)
- - Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».
Дети показывают инсценировку.
- - Давайте вместе порассуждаем. Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий,)
- - Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежливым.)
- - Сделаем вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется… (так и откликнется).
- - Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.
- - Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать.)
- - Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же - нельзя).
- - Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево.
- - Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.
- - У вас еще остались цветочки. Напишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.
- - А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.
- - Кто не постесняется назвать эти качества?
- - А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?
- - Прикрепите эти цветочки на деревья.
- - У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.
- - А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и моим пожеланием всем вам, - «Дорогою добра».