Первой исторически сложившейся формой семьи была. Семья и брак: историческое разнообразие форм семьи и брака. Современная семья: тенденции развития
При всем различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее имеется
некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не
будем рассматривать изменения семьи в доиндустриальную эру. Наша задача
зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального
общества к индустриальному.
Отметим, что вряд ли можно найти какое-либо социальное явление, которое
претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному
обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и
сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества.
Обычно в этих целях используется сравнение "традиционной" и "современной"
модели семьи.
Во-первых, при "традиционализме" прежде всего бросается в глаза родственно-
семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства
над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью.
Модернизм, напротив, отделяет родство от социально - экономической и
политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.
Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей
семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают дома и не за
плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы,
появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой
труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.
Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая
тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом
экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется
потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических
и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных
учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако
в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие
в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В
феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как
итог господства мужчин, поэтому часто желательное "равноправное"
распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом
"демократизации" семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются "оптимальные
модели" семейного "равенства". Однако методология исследования, разработанная
для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень
первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики,
поскольку сама установка ученых на "демократизацию" семьи не согласуется с
законами функционирования малых групп.
В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным
домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными
общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома и
внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности
отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего
окружения в условиях модернизма.
В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как
правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию
отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем,
что проявляет индивидуальную активность.
В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах
такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность
семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость
модернизации становится менее престижным, уступая место ценностям
индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных
достижений, самоактуализация и т. п., что вызывается сменой основного типа
семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.
В-шестых, переход от централизованной расширенной семейно-родственной
системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к
децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество
становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы
пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и
родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).
В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу,
вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе
межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от
предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при
сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных
брачным контрактом).
В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение
контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному
вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию
беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении
репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим
границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной
брачности, традиций пожизненного брака).
Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше
семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной
многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре
непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные
изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить
о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой
однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических
защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для
общества уровне).
Типы семьи (по происхождению) :
Родительская (в которой человек родился)
Прокреационная (которую человек создал сам)
Типы семьи по критерию господства и лидерства:
Матриархальная (господство жены)
Патриархальная (господство мужа)
Матернальная (лидер – жена)
Патернальная (лидер – муж)
Эквалитарная (оба супруга в равной степени являются главой семьи)
Исторические формы брака :
Эндогамия - партнер выбирается только из своей группы (например, запрет вступать в брак с иноверцами в иудаизме)
Экзогамия – партнер выбирается только из чужой группы (например, запрет на брак между близкими родственниками)
Моногамия – брачный союз одного мужчины и одной женщины. Пожизненная моногамия (развод не допускается). Легко разводимая моногамия (развод возможен)
Полигамия – брачный союз нескольких брачных партнеров.
В зависимости от условий заключения : по любви, по расчету, по сговору, по рекомендации родственников
По месту проживания супругов: патрилокальный – в доме родителей мужа; матрилокальный – в доме родителей жены; неолокальный – в отдельном доме; дислокальный (гостевой) – отдельное проживание супругов с регулярными визитами друг к другу
Историческое разнообразие форм брака:
Равный, неравный
Покупной брак (женщина фактически выступает в форме товара, за который мужчина уплачивает компенсацию её семье)
Хищнический брак (заключенный путем похищения невесты (очень редко – жениха)
Священный брак (заключенный с божеством, духом, статуей и проч;)
17. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы.
Исследователи отмечают следующие тенденции и особенности развития белорусской семьи на современном этапе:
уменьшение количественного состава семьи; активное формирование семьи ну- клеарного типа;
высокий удельный вес неполных семей;
формирование т.называемого «гражданского» (незарегистрированного) брака и «гражданской» семьи;
уменьшение количества детей в семье;
изменение репродуктивной функции семьи на основе уменьшения, а затем и спада рождаемости и формирования преимущественно мало- или однодетных семей;
изменение социальных норм рождаемости и детности в семье;
подвижки в ценностных ориентациях молодых семей в сторону приоритета внесемейных ценностей по сравнению с семейными;
уменьшение значимости такой ценности, как много- и среднедетность;
относительно высокий удельный вес семей, находящихся на уровне малообеспеченности и бедности;
дискриминационное положение детей, особенно до 6-летнего возраста, по сравнению с другими группами населения по уровню располагаемых ресурсов;
невозможность обеспечения в Беларуси простого воспроизводства населения в силу устоявшегося режима низкой рождаемости;
изменение гендерных представлений о внутрисемейном ролевом распределении;
гендерная дискриминация в отношении занятости на производстве, в домохозяйстве и оплаты труда женщин;
высокая потенциальная разводимость семей;
зависимость стабильности семей от обеспеченности жильем и материального положения;
устойчивость семейных отношений в зависимости от занятости супругов.
В результате можно констатировать, что в настоящее время семья, как и другие социальные институты, переживает процесс модернизации. Учитывая две противоположные тенденции развития современной семьи, цель государственной семейной политики должна быть органична. С одной стороны, она должна быть направлена на поддержание семей, которым свойственен преимущественно патриархальный уклад и образ жизни.
С другой стороны, государственная семейная политика, должна быть направлена на обеспечение наиболее благоприятных социальных, экономических, нравственных условий свободного развития каждой семьи, обеспечение равновесия между личностью, семьей и обществом на принципах свободы личности, равноправия и партнерства.
Другим важнейшим условием успешности семейной политики является ее долговременность ввиду значительной инерциальности процессов, особенно рождаемости. Это касается формирования у населения установок и потребностей в среднедетной семье, которые в настоящее время у большей части населения замещены потребностью в одно- двухдетной. Важнейшим требованием построения государственной семейной политики является комплексный подход: необходимо охватывать все стороны демографических основ семьи - рождаемость, здравоохранение, брачность, разводимость; семейная политика должна разрабатываться:медиками, социологами,психологами, экономистами, юристами, этнографами, что обеспечит более высокий уровень, всесторонний охват; она должна постоянно совершенствоваться.
Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак , связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (внутри рода половые связи были строжайше запрещены). На смену ему пришёл брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. На начальном этапе в парных браках связи между мужем и женой были весьма непрочными, каждый из них продолжал жить в своем роду. Позже муж стал переходить в род жены, а ещё позже - жена в род мужа. Однако при этом ещё долго сохранялись и пережитки группового брака.
У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она встречалась, правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует Библия, напротив, - довольно часто, хотя у них преобладали моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в. Около 5% индусов жили в полигамном браке; примерно такое же распространение имело многоженство и у буддистов.
Христианство вначале не запрещало полигамию, еще в раннем средневековье некоторые короли и князья, в частности род Меровингов, имели по 2 жены. Однако впоследствии почти все церкви и секты резко осудили многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты и особенно мормоны), опираясь на Библию, проповедовали полигамию, но даже у мормонов в полигамном браке состояло лишь около 7% мужчин. По существу, единственной из мировых религий, последовательно поддерживающей полигамию, является ислам; Коран разрешил мусульманину иметь до 4 законных жен, не считая наложниц-рабынь, число которых у отдельных богатых мусульман измерялось десятками и даже сотнями. Впрочем, и среди мусульман полигамия, видимо, никогда не была господствующей формой брака.
Третья форма брака - полиандрия (многомужество) - по сравнению с полигинией представляет собой гораздо более редкое явление. Известны случаи полиандрии у некоторых индейских племён Северной Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах. Область сравнительно широкого бытования полиандрии - Тибет, Гималаи и некоторые районы Южной Индии. При полиандрии, все мужья являлись кровными братьями; если у женщины имелись сёстры, то они нередко становились также женами братьев; в этом случае полиандрия приобретала форму группового брака. В жилище женщина, как правило, имела отдельную спальню и посещалась мужьями в установленную ночь; дети обычно принадлежали старшему мужу-брату. К причинам полиандрии следует отнести, прежде всего, нехватку женщин, обусловленную пренебрежительным отношением к девочкам, и связанной с этим их повышенной смертностью.
Демократическая форма брака: 1. Децентричная (духовный союз). 2. Эгалитарная (партнёрский союз).
34. Культурное значение эпохи позднего палеолита.
Верхний палеолит - та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура начинается там, куда простирается символическая традиция, где есть уже материал для человеческого понимания Было отмечено, что наскальная живопись эпохи Верхнего палеолита соответствует тотемическим верованиям п/б человека и что изображенные животные представляли собой тотем, защитник определенной группы людей. Полагают, что их авторы, изображая воспроизведение и обилие животных, совершали некий ритуал «плодородия». Существует также предположение, что это - симпатическая магия, внушающая охотнику надежду на то, что он поразит зверя, которого изображает, и что таким образом он в определенной мере его уже «поразил». По другой версии, речь идет о теории символизма, согласно которой нарисованные животные олицетворяют собой женское или мужское начало в зависимости от того, какое животное изображено. Согласно последним теориям относительно символов первобытного искусства, изображения животных, человека, а также знаков, представляют собой комплекс двойственного характера, со своими противоречиями и дополнениями, который в упрощенной форме демонстрирует разделение по признакам пола. Несомненно одно - наскальная живопись играла определенную религиозную роль. Изображения находятся в наиболее отдаленных уголках пещер, где люди, как правило, не жили, а также на потолке, в отдаленных закоулках и труднодоступных нишах. Все это позволяет сделать вывод о том, что это были своего рода «галереи искусств» в современном значении этого термина. Все исследователи едины во мнении о том, что пещеры с наскальными изображениями являлись святилищами, хотя никто не может объяснить, зачем и почему были созданы эти настоящие шедевры, именно на них бросается в глаза тщательное соблюдение на рисунке мельчайших деталей изображаемой модели Все исследователи единодушно подразделяют искусство эпохи Верхнего палеолита на две основные категории: первая, объединяющая изображения на стенах, потолках и полу пещер, - наскальное искусство, - и вторая, к которой относятся небольшие изделя из камня, кости, рога, слоновой кости - искусство мелких изделий, или «мобильное» искусство.
Семья всегда предшествует государству и с возникновением государства семья составляла основную ячейку общества. Истории известны три формы семьи:
1. Малая (или нуклеарная, индивидуальная) семья, состоящая из живущих отдельно от родителей и находящихся в браке и мужчины и женщины (отца и матери), а также их детей.
2. Полигамная семья есть многобрачие в форме полигинии (брак одного мужчины с двумя или более женщинами) и полиандрии (брак одной женщины с двумя или более мужчинами).
3. Расширенная (или большая) семья, состоящая из двух или более малых семей, из нескольких поколений, когда малая семья взрослого сына присоединяется к подобной же семье его родителей. Типичным примером расширенной семьи является патриархальная семья, которая включала в себя пожилого мужчину, его жену или жен, неженатых (незамужних) детей, его женатых сыновей, а также жен и детей последних. Обычно три поколения, включающие малые семьи отца и сыновей, жили под одной крышей - обычно 20 человек, но численность такой семьи могла доходить и до 100 человек.
Преобладающей формой семьи исторически является малая семья.
Функции семьи
Семья выполняла важные социальные функции:
1. Рождение детей, продолжение человеческого рода, удовлетворение половых (сексуальных) потребностей.
2. Хозяйственная (экономическая) кооперация, основанная на разделении труда между мужчиной и женщиной. Мужчина, обладающий большей физической силой, может лучше справиться с задачами, требующими больших усилий, такими, как рубка леса, добыча полезных ископаемых, ломка камня, расчистка земли, строительство дома. Не отягощённый подобно женщине физиологическим бременем месячных, беременности и кормления грудью, он может также легче выполнить задачи, связанные со значительным отдалением от постоянного местожительства: охота, рыбная ловля, пастушество, участие в торговых экспедициях. Женщина, однако, не испытывает проблем с выполнением задач, требующих меньших усилий и исполняемых внутри дома или рядом с ним. Она занимается собирательством растительной пищи, доставкой в дом воды, приготовлением пищи, изготовлением одежды и предметов обихода. В аграрном обществе семья являлась основной производственной ячейкой общества.
Такое разделение труда по половому признаку объясняется врождёнными физиологическими различиями между мужчиной и женщиной. Природа поручила женщине, а не мужчине образование зародыша, зачатие, беременность и рождение детей. Женщина, даже не будучи женой и матерью, рождается, живет и умирает с организацией, предназначенной для материнства. Поэтому роль женщины, это, прежде всего, роль супруги и матери. Преимущественное направление её деятельности - это служение в семье: многочисленные дети (в аграрном обществе - трое детей - это норма, многодетность - это пятеро и более детей), муж, домашнее хозяйство. Служение мужчины преимущественно вне семьи. Именно мужчины по общему правилу осуществляют военную, управленческую, религиозную деятельность, являются воинами, судьями, управленцами, жрецами, священниками.
3. Содержание, уход за детьми, трудовое и религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, усвоение ими знаний и умений традиционной культуры. Они с детства обучаются тому, что должны знать мужчина и женщина. В аграрном обществе большое количество детей является фактором экономического преуспеяния семьи. Мальчики - это будущие мужчины, которые, вступив в брак, будут иметь право на земельный надел. Девочки - это будущие невесты, позволяющие поддерживать широкие связи за счёт породнения с другими семьями. Дети с раннего возраста уже с шести-семи лет постепенно приобщались к сельскохозяйственным рабатам ремеслу, что существенно облегчает жизнь родителей. Более того, выросшие дети оказывают родителям хозяйственную помощь, поддержку в старости при отсутствии гарантированных государственных пенсий.
4. Расширение социальных связей путем формирования широкой сети родственников и свойственников (родственников супругов). Посредством брака стремились расширить свои родственные связи и иметь много родственников.
5. Семья часто становится центром отправления религиозных культов, где отец выступал в качестве семейного жреца. Семья была неразрывно связана с культом предков, которые считались божествами - покровителями семьи, оказывали живущим необходимую помощь: посылали хороший урожай, приплод скота, рождение сыновей, рост богатства. Однако мертвые нуждались в пище и если живые переставали приносить им пищу в качестве жертвы, то они испытывали муки голода, становились враждебными им, насылали на них всевозможные беды. Этим устанавливалась особенно прочная связь между всеми поколениями семьи.
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Поэтому по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».
Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата ; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа сущест- вал групповой брак, отец детей не всегда мог быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.
Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин - членов общины живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (т.е. многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линиям.
Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.
Индивидуальная (нуклеарная , моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого.
Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, способствует возникновению новых проблем в обществе.
Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви и взаимном уважении.
Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Первой формой общественного регулирования половых отношений считается дуально-родовой, или групповой, брак, характерный для ранней стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия), т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.
В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена - в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака.
Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается и дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.
Заключение браков и выбор брачного партнера происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов.
В рабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан, резко осуждались брачные связи свободных с рабынями.
В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов или сословий. Браки между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усиление социальной и особенно экономической функции семьи способствовало усложнению порядка заключения брака, которому предшествовала договоренность о его материальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении брака, а также выбор брачного партнера становятся функциями главы семьи.
Развитие индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием женщины в общественное производство, привело к новым изменениям брака:
- 1) процесс секуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности) приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком;
- 2) заключение брака упрощается, облегчается процедура развода;
- 3) рост общего и специального образования повышает брачный возраст;
- 4) растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак, увеличивается число добрачных связей и незаконнорожденных детей.
В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности между мужем и женой.
С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.
Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.
В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.
В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.
Так Клеопатра (69-30 гг. до н.э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, - младшего. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.
Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.
В период рабовладения в Древней Греции было известно четыре типа женщин: 1) жрицы - служительницы различных культов, «мистические» женщины; 2) матроны - респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры - образованные и одаренные женщины (так называемые женщины для наслаждения).
Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.
С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.
По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.
Европейский брак в эпоху Средневековья и Возрождения. На протяжении IV и V вв. Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, а с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и купечества.
Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.
В эпохи Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей и он имел абсолютную власть над потомством.
Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Могла осуществляться кровная месть - вендетта.
«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) - отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.
В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.
И мужчины, и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.
Существовало четкое различие значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. Многие женщины, чтобы высказать свои требования, пользовались во внутрисемейных ситуациях психологическими средствами, высказывая свои претензии, однако идеалом всегда оставалась женщина покорная.
Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семьяХ-XII вв. Отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования- подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В.Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи».
Женщина обладала свободой, как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - доме и семье.
Аналогичную картину можно увидеть, как считает В.Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.
В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.
Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей отца и вождя, как и отца и учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.
Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов - это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485-1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.
Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.
По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.
В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей, и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений.
Внутрисемейные отношения по «Домострою». Термин «семья» в ее современной трактовке «Домострой» не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.
Обязанность главы семьи - забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу, с тем чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей - обязанность отца). Все решения, связанные с «домовым строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.
Роль жены и матери в «Домострое» оценивалась высоко. Жена в «Домострое» - регулятор эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т.е. поступать сообразно его желаниям и представлениям. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство».
Любовь к детям в «Домострое» рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.