В 6 месяцев у ребенка появляется. Физическое и психическое развитие шестимесячного ребенка
Наконец-то! Вот вы и подошли к первой серьезной дате в жизни вашего крохи – 6 месяцев. Для нас, взрослых, это не великий срок, но для ребенка первые полгода – знаковый рубеж. За прошедшие месяцы ваш малыш уже многому научился: начал постигать азы общения, переворачиваться и садиться, есть густую пищу. А что еще должен уметь ребенок в 6 месяцев?
Что умеет ребенок в 6 месяцев: рост, вес, моторные навыки
В течение первых месяцев жизни ваш ребенок набирал в весе примерно по 600-900 грамм в месяц. На этапе развития ребенка в 6 месяцев он уже должен быть в два раза тяжелее, чем при рождении. К этому времени он набирает вес примерно по 400 грамм в месяц. Скорость его роста также чуть снизится, примерно до 1,2 сантиметра в месяц.
Если на пятом месяце развития малыш научился вставать на четвереньки, то в 6 месяцев ребенок, скорее всего, уже начнет самостоятельно садиться. Сперва он будет опираться на ручки, помогая себе, но очень скоро сможет сидеть без всякой поддержки. И будет делать это с огромным удовольствием! Ведь его кругозор в таком положении намного шире, он больше вовлечен в общение с окружающими и имеет больше возможностей для игр.
Шестимесячный малыш уже давно умеет переворачиваться со спины на животик и обратно, а некоторые дети к этому времени даже могут таким нехитрым способом передвигаться по полу. Они вполне способны ползти вперед, но чаще всего – двигаются пока только в направлении назад, отталкиваясь ручками от пола и скользя на животе. Как бы потешно и нелепо это ни выглядело – малыш делает все правильно: он двигается в ту сторону, куда ему с точки зрения мышечного напряжения двигаться легче и удобнее. Вот увидите, не пройдет и пары недель – ваша кроха будет ползать во всех направлениях и с поразительной ловкостью.
Развитие ребенка в 6 месяцев: сон по-взрослому
На этапе развития в 6 месяцев ребенок уже спокойно может проспать всю ночь до утра - порой он крепко спит до восьми часов подряд. Многие родители, у детей которых в этом возрасте все еще есть трудности с засыпанием, обращаются к методу педиатра Ричарда Фербера.
Метод Фербера заключается в том, чтобы укладывать малыша в кроватку, пока он еще не заснул. Если ребенок при этом плачет, вы не подходите к нему сию же минуту, а некоторое время выжидаете. Причем каждую ночь вы увеличиваете время реакции на плач и подходите на две-три минуты позже, чем в прошлый раз.
Конечно, этот метод сработает не для каждого ребенка, да и не для каждого родителя. Но попробовать стоит, никакого вреда ребенку вы не наносите, а скорее научиться самостоятельно засыпать – в его же интересах.
Теперь, когда ваш ребенок может переворачиваться со спины на животик, не беспокойтесь, если вы обнаруживаете его спящим не в той позе, в какой вы его укладывали. Риск возникновения , которым так напуганы все современные молодые мамы, к шестому месяцу развития ребенка снижается практически до нуля. Тем не менее, лучше все-таки на время сна убирать из кроватки все мягкие игрушки, подушки и тому подобное.
Цвет глаз: последние перемены
Наверняка вы подметили, что к 6 месяцам у вашего малыша цвет глаз уже не такой, каким был при рождении. Светлые глазки к этому времени нередко меняют цвет на более темный. Но если у вашего малыша глаза все еще небесно-голубые – очень высоки шансы, что они такими останутся отныне и навсегда.
Меню и рацион: как и что должен есть ребенок в 6 месяцев
Если к шестому месяцу развития ребенка вы еще не , ваш врач, скорее всего, порекомендует вам это сделать. Начинают обычно с обогащенной железом кашки, разведенной в молоке или . Или – со специальных детских творожков и кефира.
Когда ребенок привыкнет к этим продуктам, начните давать ему перетертые фрукты и овощи. Желательно не смешивая, по одному виду за раз. Каждый раз, когда вы кормите ребенка чем-то новым, ждите несколько дней, чтобы убедиться, что у него нет аллергии на этот новый продукт. Аллергия может проявляться несколькими признаками, но самые распространенные – это тошнота, понос, кожная сыпь.
Если признаки аллергии не проявились в течение 48 часов, значит они уже и не проявятся.
Большинство врачей не считают, что яйца и рыба могут вызывать у шестимесячного ребенка аллергию. А вот мед ребенку давать не стоит, по крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнился год. В меде могут содержаться бактерии, которые взывают у детей ботулизм. , ждите до года. Хотя продукты, сделанные на основе молока – специальные детские йогурты или творожки – давать можно.
Если ребенку не нравится какой-либо новый продукт, подождите два-три дня, а затем попробуйте покормить его этим продуктом снова. На этом этапе развития дети очень переменчивы, их вкусы могут меняться ото дня ко дню.
Ребенок в 6 месяцев: особенности общения
Чтобы помочь шестимесячному малышу, который уже вовсю улыбается, смеется и произносит различные звуки (пока не складывая их в слова) скорее овладеть навыками общения, читайте ему сказки и рассказывайте истории. Можно делать это в любое время дня, чем чаще, тем лучше.
В этот период дети узнают людей и окружающие их предметы. Ваше ребенок уже будет чувствовать себя комфортно в окружении родных – мамы, папы, бабушки и дедушки. Так же как и в окружении любимых и знакомых игрушек. Наконец, 6 месяцев - это тот оптимальный возраст, когда малыша нужно .
Что умеет ребенок в 6 месяцев: резюме
Итак, сведем результаты в емкий список. В возрасте 6 месяцев ребенок уже обычно:
- умеет переворачиваться со спины на животик и обратно;
- демонстрирует готовность к ползанию – подтягивается на ручках, отталкивается и «скользит» на животе назад;
- может сидеть некоторое время с поддержкой или без нее;
- пытается вставать, хватаясь за бортик кроватки;
- охотно берет игрушки обеими руками и очень любит играть в положении сидя;
- любит бросать предметы и наблюдать, как они падают;
- активно произносит звуки и слоги;
- откликается на свое имя и уже может по названию узнавать некоторые предметы;
На что следует обратить внимание при уходе за 6-месячным малышом
Первое, над чем следует установить ежедневное и тщательное наблюдение – кожа ребенка. Ведь 6 месяцев – это традиционный срок начала введения прикорма, и не удивительно, что новый рацион, словно в зеркале, отражается на состоянии кожи малыша. и любое покраснение – сигнал к тому, чтобы на время уменьшить дозу прикорма, или даже «отложить» дегустацию нового продукта на 10-20 дней.
Кроме того, в 6 месяцев ребенку для развития крайне полезны занятия гимнастикой и . Ведь его двигательная активность увеличивается с каждым днем – это значит, что растет и нагрузка на мышцы и суставы. Массаж и гимнастика помогают достойно выдерживать усиленную нагрузку.
И наконец – общение. Теперь, когда ребенок все более и более осознанно пытается вступить в диалог с вами, общаться с ним не только крайне полезно, но и невероятно приятно.
Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.
Рост и вес детей в полгода
До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.
Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.
Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.
Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития
Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:
- Умеет перекатываться с животика на спинку;
- Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
- Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
- Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
- Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
- Учится ползать, не поднимая живота;
- Сидит или полусидит с опорой;
- Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
- При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.
В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:
- Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
- Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
- Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
- Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
- Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
- Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
- Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).
Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.
Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?
Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.
Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.
Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.
Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.
Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!
Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев
- Мячики разных размеров и фактур;
- Пирамидка с колечками разных цветов;
- Простая машинка, неинерционная;
- Книжки с сюрпризами;
- Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
- Набор стаканчиков разных размеров;
- Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).
Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.
Ребенок пытается познать окружающий мир. Он стремится найти применение находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать.
Относясь приветливо к новому человеку, ребенок, тем не менее, всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося малыша могут успокоить только родители. Становится разнообразней и палитра чувств крохи. Раньше его жизнь протекала между двумя состояниями – когда он был счастлив или несчастлив.
Теперь же в поведении малыша можно заметить более разнообразные реакции на происходящее – он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Расширение гаммы чувств влечет за собой и качественное изменение лепета . В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы – «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».
Учимся понимать друг друга
К 6 месяцам ребенок уже освоил многие согласные звуки и среди его лепета можно услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «да-да», «та-та-та». Когда малыш произносит такие сочетания, как «ма-ма» или «па-па», родители обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение.
Младенец, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так получая поддержку, он делает первый шаг от бессвязного лепета к осознанной речи. И хотя малыш не вкладывает смысла в то, что произносит, его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью.
Кроха находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь. Когда мама и папа, ненадолго расставшись с ребенком, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки.
Вижу, слышу, ощущаю…
Для ребенка особенно важным становится образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Теперь же младенец берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.
По мере того как у маленького человечка накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относится к звукам, его окружающим. На этом жизненном этапе он учится различать голоса на слух. Если малыш слышит голос знакомого ему человека, но не видит его, он своим радостным возбуждением даст вам понять, что узнал этого человека. Когда вы входите к ребенку в комнату, обращаясь к нему, он заулыбается еще до того, как увидит вас. Если же в комнату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малыша будет недоверчивым и настороженным.
Младенец делает новые открытия, связанные и с собственным голосом. Он обнаруживает, что если положить в рот палец или игрушку, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.
Кроха учится не только общаться, но и взаимодействовать с окружающим миром. Ему нравится играть со всем, будь то мама или водичка в ванночке. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научился играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать. Когда вода попадает ему в лицо.
Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока его вытирают, обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.
Занятия с ребенком в 6 месяцев
Обеспечьте малыша возможностью получать разнообразные ощущения от прикосновений. Пусть он трогает предметы разной температуры (кубик льда или только что сваренное яйцо), текстуры, жидкости и сыпучие вещества. Окружите любимое чадо разнообразными наглядными материалами – это могут быть и детские картинки, и репродукции картин, и фотографии.
Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и поступит по ней со всех сторон. Как правило, малышам нравится «игрушки» взрослых. Подержите младенца перед большим зеркалом, где он мог бы видеть себя во весь рост. Пусть кроха внимательно рассмотрит сове изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.
В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, посему ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.
Посадите малыша в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели «уйдут» от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадывается, что вы употребляете два разных слова. А через некоторое время обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.
Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за сыном или дочкой. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.
Физическое развитие ребенка на 6 месяце
Учите ребенка поднимать и опускать ручки. Для этого посадите малыша в высокий детский стул и, опустив его руки вниз, спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой я большой!» Вскоре малыш сам начнет играть с вами в эту игру.
Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленках у мамы или папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.
Прикрепите к передней спинке детской кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед. В теплое время года выйдите с ребенком на улицу и в месте, где есть небольшой уклон, расстелите на траве одеяло. Положите кроху на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.
Дети очень быстро растут. Несколько месяцев назад ваш кроха только и делал, что ел да спал. Зато теперь он активно изучает мир, пытается общаться, дергает вас за волосы, играет с погремушками и требует к себе повышенного внимания. Полгода - серьезная веха на пути развития малыша. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и как помочь ему освоить все необходимые навыки?
Физиологическое развитие
Первое, что сделает педиатр во время планового приема - измерит рост и вес младенца. Ребенок на 6 месяце жизни вырастает на 2 см и прибавляет 600-650 г. Рост карапуза в среднем составляет 64-68 см, вес - от 7,5 до 9 кг. Впрочем, допустимы небольшие отклонения от этих цифр.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие всех органов чувств протекает активно. У малыша совершенствуется слух, зрение, обоняние. Он различает людей и предметы, учится правильно оценивать расстояние до игрушки, узнает запахи. Время активного бодрствования увеличивается до 3 часов. Некоторые дети с трехразового дневного сна переходят на двухразовый. Работа пищеварительной системы налаживается, поэтому можно вводить прикорм.
У многих малышей в этом возрасте прорезаются зубки, что может привести к раздражительности, постоянным капризам, повышению температуры.
Развитие самостоятельности и опрятности
Говоря о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, нельзя забывать об освоении основных навыков самообслуживания. К этому возрасту малыш хорошо ест с ложки кашу, пюре. Если дать ему печенье или кусочек банана, он возьмет их в руку, сможет самостоятельно откусить, разжевать деснами. А вот поднести ко рту ложку с едой для него пока слишком сложная задача. Многие груднички пытаются сами удержать бутылочку с молоком. В этом возрасте научите ребенка пить из чашки, поднося ее к губам крохи.
Во время одевания малыш по просьбе мамы начинает протягивать ручку, ножку. Это отличный способ выучить части тела. Он уже умеет стягивать с себя носки, головной убор. Некоторые родители в этом возрасте покупают горшок и высаживают на него кроху после еды, перед сном и прогулкой, после них. Результаты от такого приучения бывают самыми разными. За первыми успехами часто следует откат на исходную позицию. Полугодовалый ребенок еще не способен контролировать свои естественные отправления.
Мелкая моторика
Способность хватать предметы - главное достижение ребенка в 6 месяцев. Что умеют маленькие ручки? Они могут брать и удерживать игрушки разных размеров, бросать их, трясти, сжимать, катать мяч, хлопать в ладоши. Младенец отлично координирует движения своих конечностей, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Однако захват пока осуществляется всей кистью, пальчики слушаются плохо.
Родители могут помочь своему ребенку, играя с ним в пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока" и др.), делая массаж ручек. Очень важно правильно выбрать игрушки с разнородной текстурой, с кнопочками, подвижными деталями, пищалками. Манипулируя ими, младенец учится контролировать и координировать движения рук, пальцев. Полезно в этом возрасте и рисование на листе обоев. Купите пальчиковые краски и окунайте в них всю ладошку. Первые шедевры обязательно сохраните на память.
Ползание
От этого навыка зависит не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка 6 месяцев. Что умеет делать ползающий малыш? Он способен активно исследовать окружающее пространство, добираться до интересующих предметов, изучать их свойства, пробовать на зуб. При этом активно развивается мышление, самостоятельность.
В полгода ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он пробует ползти на животе или другим способом, учится вставать на четвереньки. Чтобы помочь ему, мама может подставлять свои ладони под крошечные стопы. Младенец будет инстинктивно отталкиваться от них и двигаться вперед. Для создания мотивации положите на небольшом расстоянии интересную игрушку.
Когда малыш делает первые неуверенные попытки ползти, подайте ему пример, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. После освоения навыка предложите ребенку преодолеть лабиринт из диванных подушек, переползти через валики из одеял, найти игрушку под накрытым покрывалом стулом.
Учимся сидеть
Любопытство - главная черта здорового малыша. Нередко в возрасте полугода у детей возникает желание приподняться, чтобы увидеть что-то интересное. Кто-то уже уверенно садится. Другие груднички делают неумелые попытки, но при этом быстро заваливаются, так как мышцы спины еще не готовы к нагрузке.
Самостоятельное сидение не входит в основной перечень того, что умеет ребенок в 6 месяцев. И девочек, и мальчиков педиатры не рекомендуют присаживать раньше времени, так как это может спровоцировать нарушение осанки. Считается нормой, если овладение этим навыком произойдет позже, в 8-9 месяцев.
Однако уже сейчас во время гимнастики предлагайте малышу, лежащему на спине, ухватить вас за пальцы. Осторожно подтягивайте его до сидячего положения, задержитесь на 15 секунд и опускайте обратно. Упражнение нельзя выполнять, если у младенца сильно запрокидывается голова.
Учимся стоять
Что умеет ребенок в 6 месяцев, если его развитие протекает без отклонений? Здоровый малыш этого возраста уверенно опирается на ножки, когда его берут подмышки и ставят на твердую поверхность. Многие дети пытаются переступать на месте, "танцуют", подпрыгивают во время таких экспериментов. Младенцам очень нравится вертикальное положение. Некоторые сами пытаются встать, хватаясь за бортики кроватки. Поэтому во избежание травм их лучше не оставлять без присмотра.
Родителям не рекомендуется в этом возрасте стимулировать кроху к прямохождению, покупая ходунки или прыгунки. В них ребенок не научится держать равновесие, может возникнуть деформация позвоночника. Лучшее упражнение для грудничка, подготавливающее его к самостоятельной ходьбе, - активное ползание. Однако не следует и мешать малышу, если он встает в кроватке по собственной инициативе.
Мышление
Осознавать простейшие причинно-следственные связи - это то, что умеет ребенок на 6 месяце жизни. Он уже понимает, что если дернуть за веревочку, колокольчик зазвенит. При тряске погремушка начнет бренчать. Бросая мяч на пол, малыш заранее смотрит вниз.
Подарите ему игрушки, которые умеют что-то делать: пищать, если их сжимают, мигать при нажатии на кнопку. Так ребенок поймет, что способен влиять на предметы. Игры с мячиком, кубиками, волчком учат следить за перемещением вещей в пространстве, видеть результат действий: если башню толкнуть - она рассыпется.
В этом возрасте младенец готов к игре в прятки. Накройте предмет платком, оставив на виду только небольшую часть. Ребенок с радостью найдет спрятанное. Он понимает, что вещь продолжает существовать, даже если ее не видно полностью. Однако если спрятать игрушку целиком, не всякий малыш начнет поиски. Младенцу пока трудно осознать, что предмет присутствует, несмотря на то что его не видно.
Речь
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Девочки и мальчики активно стремятся к общению с близкими, смеются, визжат, привлекая внимание к себе. Они уже отличают ласковый тон от сердитого, ориентируются по мимике взрослого. Обогащается пассивный словарный запас. Дети знают названия игрушек, предметов быта. Вслед за вопросом: "Где у нас часики?" - часто следует указательный жест в правильном направлении.
На смену гулению приходит лепет. Малыши нараспев тянут слоги: "ма", "гу", "ба", "де", пытаются имитировать речь взрослых. Со временем звуки становятся все разнообразнее. Родители могут стать инициаторами веселой переклички, повторяя за грудничком все произносимые слоги и побуждая его отвечать.
В то же время важно вести с ребенком обычные беседы, четко артикулируя все звуки, слегка растягивая ударные гласные. Во время игры много раз повторяйте название игрушек и предметов, воспроизводите звукосочетания, издаваемые ими: кошечка - "мяу-мяу", часы - "тик-так", машинка - "би-би". Выучите потешки, в которых упоминаются части тела. Декламируя стишок, поглаживайте в соответствии с текстом ручки, ножки, носик или щечки малыша.
Эстетическое развитие
Дети рано начинают реагировать на красивые предметы, музыку, потешки. Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Он внимательно исследует яркие, необычные предметы, рассматривает их, пробует на ощупь, облизывает. У него появляются любимые игрушки, вещи. Малыш с радостью наблюдает за кукольными представлениями, разыгранными мамой. Ему нравятся народные игры для крох. Под веселую музыку детки танцуют, под колыбельную - затихают. Знакомые композиции они узнают, реагируют радостным гулением, пытаются сами имитировать пение.
В этом возрасте очень полезны игры с музыкальными инструментами (колокольчики, барабан, ксилофон). Слушая музыку, посадите малыша на коленки, дайте погремушку и трясите ею в такт мелодии. Танцуйте с крохой на руках, попадая в ритм. Читайте нараспев детские стихи, пойти песенки, с помощью игрушек инсценируйте сказки. Полугодовалого малыша пора знакомить с первыми книжками. Лучше, если они будут с тактильными вставками, музыкальными кнопками, на которые так интересно нажимать.
Эмоциональное развитие
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте он способен к активному выражению своих чувств. О хорошем настроении свидетельствует смех, радостное гуление, активные движения. Когда малыш расстроен, он плачет, "сучит" ногами, откидывает игрушки. Просясь на руки, ребенок тянется к взрослому.
Детки очень хорошо знают близких людей, оживляются при их появлении. Особую нежность проявляют к маме, стараясь привлечь ее внимание, прижаться, не отпускать от себя. Незнакомцы их пугают. Оказавшись в новом месте, ребенок становится настороженным, отказывается идти на руки к чужому человеку, может заплакать.
В этот период не следует оставлять малыша одного. Если вы выходите из комнаты, перекликайтесь с ним, чтобы он ощущал ваше присутствие. Давайте время привыкнуть к новым людям, находитесь рядом в непривычных ситуациях. Тогда кроха почувствует себя защищенным, станет увереннее.
Что умеет недоношенный ребенок в 6 месяцев?
Если ваш малыш родился раньше положенного срока, его развитие протекает с отставанием на месяц-полтора. Нормально, если кроха не пытается ползать или садиться, как большинство сверстников. Недоношенный ребенок в полгода должен:
- узнавать родных, активно общаться с ними, реагировать на мимику, интонацию;
- настораживаться при появлении чужого человека;
- учиться переворачиваться со спины на живот;
- смеяться, лепетать;
- реагировать на звуки, оглядываться в их сторону;
- проявлять интерес к игрушкам, держать погремушку в руках;
- при поддержке взрослого опираться ногами о твердую поверхность, отталкиваться от нее.
Тревожные признаки
Мы выяснили, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Теперь поговорим об отклонениях в развитии.
Вам следует немедленно обратиться к специалистам, если:
- малыш не реагирует на близких, не умеет улыбаться, не просится на руки;
- полностью отсутствует лепет;
- кроха не поворачивает голову к источнику звука, не слышит шуршание бумаги за спиной;
- нет интереса к игрушкам, малыш не может взять в руку кубик, удержать его;
- когда грудничка ставят вертикально, он просто повисает, не упираясь ногами в поверхность и не пытаясь отталкиваться;
- если ребенка приподнять за руки из положения лежа на спине, у него заваливается голова;
- лежа в кроватке, малыш не пытается перевернуться со спины на животик и обратно.
Чем раньше выявлено отклонение у грудничка, тем больше шансов на успешное лечение.
Список того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, довольно внушительный. В этот период происходят кардинальные изменения, поэтому родители должны быть особенно внимательными к своим малышам. Тесный контакт с близкими людьми, положительные эмоции - основное условие для успешного развития. Будьте рядом с младенцем, поощряйте его активность, радуйтесь незначительным успехам, и они не заставят себя ждать.
Крошечный комочек в 6 месяцев превращается во вполне взрослого человечка. Хотя он еще и маленький, но уже прекрасно слышит и видит, привык к маме, с ее теплым запахом и к папе, с его ласковыми руками. Он уже может активно проявлять эмоции — возбуждение, печаль, радость, страх или удовольствие. А готовы ли взрослые перейти вместе малышом в эпоху грызуна и ползуна?
Малыш стоит, сидит, пытается с опоры перебирать ножками и делать первые шаги. При виде вашей тарелки с ужином он пытается исследовать ее содержимое. Он любит, когда вы выкладываете его на пол и размещаете вокруг игрушки. Он тянется к ним, бросает, исследует, прикладывает усилия, чтобы исследовать окружающее пространство.
Развитие ребенка в 6 месяцев (что должен уметь)
Шесть месяцев – это своеобразный юбилей, к которому малыш «приходит» с ростом в среднем 64-67 см и весом 6800-7200 г. Конечно, индивидуальные особенности детей разные, отклонения могут быть примерно на две недели, и это считается нормальным. Некоторые малыши вырастают за месяц на 2-2,5 см, и набирают больше веса – до 7800 грамм.
Кроме этого, малыш
:
— может сидеть в подушках или с поддержкой, уверенно держа голову;
— некоторое время может стоять на своих ножках с поддержкой;
— лежа на спине, тянет ножки в рот;
— ползает, перемещаясь на животике;
— исследует игрушки, перекладывая их в руках;
— бросает предметы и наблюдает за их падением;
— пытается встать, держась за спинку кроватки;
— поворачивается в любые стороны, наклоняется;
— прекрасно знает свое имя, различает близких людей и чужих;
— произносит слоги, звуки, поет и лепечет, повторяет услышанные звуки;
— пытается есть своими руками;
— понимает, о каких предметах вы говорите, находит их;
— любит повторяющиеся явления;
— отличает вкусную и невкусную пищу;
— может длительное время сосредоточиться на одном предмете;
— берет в руку полностью игрушки;
— ищет пропавший из поля зрения предмет — поворачивается.
Если ребенок к концу шестого месяца не может дотянуться до игрушки и взять ее в руку, не реагирует на звуки и не просится на руки, обращаясь ко взрослому – не скрывайте это от врача. Возможно, вас направят пройти обследование или посоветуют какие-либо специальные развивающие упражнения.
Уход за ребенком в 6 месяцев
Старайтесь заниматься с ребенком гигиеническими процедурами, когда он сухой, не мерзнет и слегка укутан. Чистите ему ушки, носик, обрабатывайте кожу, умывайте, подмывайте после каждой смены подгузников. Полотенца должны быть из мягкого хлопка, — промокните аккуратно кожу, не растирая. Протирайте складки салфетками, если нет возможности подмыть малыша. В шесть месяцев вам придется приучать малыша еще к одной процедуре – мыть руки перед едой, так как малыш очень активный, берет в руки множество вещей, и вообще – любит есть руками.
Купание, как и прежде, проводится каждый день, в любое время. Слишком активных малышей лучше купать в первой половине дня. Желательно, отвести купанию специальное время в режиме дня, главное, чтобы при купании малыш не был голоден, и имел хорошее настроение. Не оставляйте ребенка в ванной одного, даже если воды в ванной совсем немного. Следите, чтобы не происходило переохлаждение, вода должна иметь температуру 37-37,5 º С, и в самой комнате должно быть тепло. Готовьте заранее все, что необходимо – полотенце, мыльные принадлежности, мочалки и игрушки. В этом месяце у малышей уже могут быть зубки – давайте им после еды по ложечке воды, чтобы они могли очистить ротик от остатков.
Особое внимание нужно уделять уходу за нежной и чувствительной кожей 6-месячного ребенка, иначе не избежать опрелостей, раздражений, высыпаний и даже нагноений. Максимально увеличьте время нахождения малыша без памперсов и ползунков – для открытого доступа воздуха. Старайтесь одноразовые подгузники использовать только при прогулках и на ночь. Если небольшие раздражения все же появились — промывайте эти места, обрабатывайте из антисептическими мазями, отваром ромашки или дубовой коры.
Гимнастика и массаж очень полезны для всех, а для маленьких деток особенно. Продолжайте делать упражнения, используя рекомендованные врачами комплексы.
Питание ребенка в 6 месяцев
Перед кормлением грудью не забывайте чистить малышу носик, чтобы он мог свободно дышать. Прикорм в это время уже необходим, приобщайте малыша ко взрослой пище постепенно, играйте с ним, вызывайте интерес и привлекайте внимание к еде. Он может брать в рот дольки овощей и фруктов, но основная пища — это каша или измельченные вместе с отваром овощи или фрукты, соки. Твердая пища может изменить и количество грудного молока или молочной смеси.
Важное правило – новый прикорм не следует вводить в течение 7 дней перед прививкой, чтобы избежать аллергии и нагрузки на кишечник. Дайте возможность малышу пробовать содержимое тарелки с рук самостоятельно, потом ложкой.
Режим дня ребенка в 6 месяцев
Режим дня на 6 месяц не меняется — малыш все также спит несколько раз в день, бодрствует по 1-2 часа, а ночью спит, почти не просыпаясь. 5-ти разовое кормление может оставаться, промежутки — около 4-х часов. Активность ребенка несколько увеличивается, он может не спать даже на прогулках, которые должны быть обязательными процедурами. Отложить прогулку следует при температуре более 30 градусов, и менее 10 градусов мороза. Купание — 1 раз в день, примерно 7-10 минут. Если ребенок легковозбудимый — можно добавить в ванну перед сном отвар трав — пустырника, валерианы, мяты, мелиссы. Во время бодрствования старайтесь больше играть с малышом.
Занятия с ребенком в 6 месяцев (как развивать)
Что касается физического развития – не стоит форсировать события и подталкивать малыша, чтобы он сидел и ходил раньше времени. Придет время, и данные навыки он приобретет самостоятельно. Просто чаще выкладывайте его на пол, располагайте игрушки на небольшом расстоянии – дотянуться до предмета станет отличным стимулом для малыша. Уберите из этой зоны все опасные предметы, способные поранить малыша, разбиться или нежелательно попасть в рот. Обязательно продолжайте массаж, занятия на мячах, плавание в воде, это необходимо для правильного развития центральной нервной системы, укрепления иммунитета. Рассказывайте ему при этом стишки, потешки, занимайте его внимание так, чтобы малышу было интересно.
Игры и игрушки для детей в 6 месяцев
Старайтесь не покупать игрушки без сертификата качества, а также такие, которые попав в рот, могут ломаться, мелкие предметы закрепите на гладких ленточках.Помните о том, что шестимесячная кроха изучает предметы руками, трогает, ощупывает их, разминает. Давайте ему потрогать твердые и мягкие предметы, палочку, камушек, снег. Озвучивайте при этом название предмета. Уделяйте внимание развитию моторики, покупайте игрушки-головоломки. В шестимесячном возрасте главной игрушкой для малыша являются кубики или всевозможные пирамидки. Разбирайте и собирайте игрушки вместе с малышом, играйте с отдельными элементами.
Интересны и движущиеся игрушки, на которых можно нажимать кнопочки, дергать за рычажки, наблюдать за загорающимися лампочками. Поющие музыкальные инструменты, барабаны, маракасы, домики с дверцами — все это помогает развивать слух, глазомер, логику, чувствительность кожи. Поиграть можно и с руками малыша – небольшая зарядка, например, «красим-красим». Можно учиться гладить кошку на игрушках, приговаривая при этом «хорошая, хорошая». Позвольте ребенку познавать мир во всем его разнообразии, разрушая с ним сделанную пирамидку из кубиков или разрывая ткань, сгибая предметы.
Медицинское наблюдение в 6 месяцев
Возраст 6 месяцев – время контрольного обследования педиатра. Проверяются все органы чувств – слух, зрение, развитие мышц, речи, богатство эмоционального реагирования. Малыш должен переворачиваться на животик со спины, менять положение тела, держать головку. Лежа на животе, опираясь на ручки, он должен уметь хватать предметы впереди себя. Развитие речи — гуление, лепет. Врач удостоверится в способности ребенка сидеть с поддержкой. Также оценивается психическое развитие малыша – интересуется ли игрушками, реагирует ли на чужих людей. Ребенка осматривают узкие специалисты: невролог, офтальмолог, отоларинголог, кардиолог, ортопед. Если падает гемоглобин, назначаются анализы крови, анализом мочи проверяется состояние мочевыводящей системы.
Чтобы ваш малыш хорошо спал
Некоторые детки спят очень чутко. Некоторые вздрагивают, пугают сами себя. Если малыш не может спать в пеленках, попробуйте укладывать его спать на живот, замечено. Что такой сон более спокойный. Укрепляют сон также занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе, плавание в ванной, закаливание.
Первые зубки
В это время ребенок уже имеет несколько резцов. Они могут даже стучать по кружке. Иногда при росте зубов повышается температура. Срок роста каждого зубы очень индивидуален, по этому поводу волноваться не стоит. Первыми появляются нижние средние резцы, затем верхние передние зубки. Во время их роста увеличивается слюноотделение, появляется желание грызть предметы, он сосет нижнюю губу. Часто поднимается температура, может испортиться аппетит. Облегчить страдания ребенка можно, давая ему специальное силиконовое кольцо.
Переход во взрослую ванну
Если до сих пор купание малыша проходило в детской ванночке, — самое время перейти во взрослую. Приучать малыша к общей ванной можно принимая процедуры совместно. Температура воды может быть такой же, как обычно. Некоторые родители пытаются учить малыша плаванию, однако он может только задерживать дыхание и перемещаться на маленькое расстояние, их физиологическое развитие еще не готово к серьезному плаванию. Не стоит придавать этому слишком большого значения, иначе малыш может испугаться воды, и потом этот страх будет еще долго его сопровождать.
Слово «Нельзя»
В воспитании детей нужно быть последовательными. Нельзя запрещать слишком много, но в вопросах безопасности вы должны быть непреклонны. Чтобы запретов осталось меньше — осмотрите квартиру и уберите все предметы, представляющие опасность – лекарства, мелкие пуговицы, химические препараты. Закройте розетки, полки и ящички так, чтобы малыш не мог прищемить пальчики. Теперь помните главное — если «нельзя», то это должно быть всегда!