Досрочая пенсия водителям грузовых автомобилей. Досрочная пенсия водителям городского пассажирского транспорта Закон о выходе на пенсию водителя дальнобойщика
На досрочное установление страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда имеют право водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Кто может выйти на пенсию пораньше
Мужчины по достижении 55 лет и женщины 50 лет приобретают право на получение пенсии, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет — соответственно для мужчин и женщин.Досрочная пенсия таким работникам назначается, если они постоянно в течение полного рабочего дня осуществляют перевозки на регулярных городских маршрутах. К данному виду перевозок относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенным для перевозок пассажиров с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.
К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно следовать через все промежуточные контрольные пункты и прибывать на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
Указанные сведения могут содержаться в таком документе, как паспорт на маршрут. В паспорте на маршрут указана вся информация, которая свидетельствуют о принадлежности маршрута к регулярному городскому (в черте города) или же к маршруту, не относящемуся к таковому, например, пригородный маршрут.
Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы. При этом правом на льготное пенсионное обеспечение такие водители будут пользоваться только при условии документального подтверждения постоянной и полной занятости (не менее 80% рабочего времени) на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Как подтвердить право на льготную пенсию
Водитель приступает к работе на основании путевого листа. На оборотной стороне путевого листа имеются реквизиты для заполнения: время отправления (по графику и фактически) и время прибытия (по графику и фактически), на основании которых можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт маршрута по расписанию с учетом допустимых отклонений. По данным путевых листов считывается отработанное время водителя.При отсутствии путевых листов как документа, на основании которого можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц, необходимо представить справки с предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Кто не имеет права на льготную пенсию
Стоит учесть, что маршрутные таксомоторные перевозки не относятся к регулярным пассажирским перевозкам, а являются специальными, так как для них не устанавливается регулярность. В этой связи водителям автобусов, работающих в режиме маршрутных таксомоторных перевозок, оснований для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение не имеется.Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.
Пенсия
Размер досрочной трудовой пенсии по старости работникам автомобильного транспорта определяется по общим правилам. Он зависит от продолжительности общего трудового стажа и заработка до 1 января 2002 года, общей суммы страховых взносов, поступивших в ПФР за застрахованное лицо после 1 января 2002 года на лицевой счет в системе ОПС.Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, в том числе водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, занятым на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержден Приказом МЗСР РФ от 31 марта 2011г. № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
О назначении пенсии водителю лесовоза
Принято Иркутским областным судом- Судья-докладчик Ананикова И.А. По делу № 33-6439/2012
- АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- 8 августа 2012 года г. Иркутск
- Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
- председательствующего Ткачук М.А.
- судей Ананиковой И.А., Апхановой С.С.
- при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.
- рассмотрев в открытом судебном заседании
- гражданское дело по иску Ефремова А.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, досрочном назначении трудовой пенсии по старости
- по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области
- на Решение Усть – Илимского городского суда Иркутской области от 15 июня 2012 года,
Установила:
- Обратившись в суд с вышеназванным иском, Ефремов А.М. ссылался на необоснованный отказ ответчика в досрочном назначении ему трудовой пенсии по и и Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Просил признать незаконным Решением ответчика от "Дата обезличена" №; включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды его работы "Период времени обезличен" в качестве водителя лесовозного автомобиля <данные изъяты> (с "Дата обезличена" <данные изъяты>, с "Дата обезличена" <данные изъяты>); возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию в связи с особыми условиями труда с "Дата обезличена"
- Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15 июня 2012 года постановлено: исковые требования Ефремова А.М. удовлетворить, признать Решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от "Дата обезличена" № об отказе в назначении пенсии Ефремову А.М. незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области включить Ефремову А.М. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы в качестве водителя лесовозного автомобиля "Период времени обезличен" в <данные изъяты> <данные изъяты>, "Период времени обезличен" в <данные изъяты> Обязать ответчика назначить Ефремову А.М. льготную пенсию по старости с "Дата обезличена"
- В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Маловинский С.В. просит Решение суда отменить, принять по делу новое Решение об отказе в иске. Ссылается на нарушение судом норм материального права, подлежащих применению при разрешении данного дела, несоответствие выводов суда исследованным по делу письменным доказательствам, неправомерное принятие судом свидетельских показаний о характере работы истца.
- Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
- Отказав Ефремову А.М. в назначении пенсии в соответствии с , и ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчик в своем решении от "Дата обезличена" № (л.д. .......) ссылался на отсутствие у истца специального трудового стажа, который, как указано в решении, на момент обращения за назначением пенсии по п.п. 1.7 ст. 27 № 173-ФЗ составил 3 месяца 29 дней, при требуемом стаже по Списку № 2 не менее 10 лет и п.п. 1.7 ст. 27 ФЗ № 173 не менее 12 лет 6 месяцев.
- В специальный стаж истца не включены периоды его работы: "Период времени обезличен" в должности водителя лесовозного автомобиля <данные изъяты> (с "Дата обезличена" - <данные изъяты>, с "Дата обезличена" - <данные изъяты>), так как не представлены документы, подтверждающие постоянную занятость на промышленной заготовке древесины.
- Такое Решение ответчика суд обоснованно признал незаконным.
- Имеющимися в деле документами: трудовой книжкой истца, архивной копией личной карточки (л.д........), приказами от "Дата обезличена" № от "Дата обезличена" №, от "Дата обезличена" № (л.д........), справками о создании предприятий и историческими справками (л.д........), оцененными судом в их взаимной связи, достоверно подтверждено, что "Период времени обезличен" истец осуществлял вывоз леса на лесовозном автомобиле.
- В силу д» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 (в ред. от 24.04.2003 № 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей, утв. Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 273. Согласно указанному Списку право на льготное назначение пенсии распространяется на водителей автомобилей, занятых на вывозке леса, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от видов рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков, независимо от их ведомственной подчиненности.
- Поскольку работа истца в должности водителя лесовозного автомобиля имела место до утверждения Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, то при исчислении специального трудового стажа истца за периоды работы до 01.01.1992г. суд правильно применил Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173.
- Подпунктом «Б» раздела XXII «Лесозаготовки» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, предусмотрены шоферы лесовозных автомобилей.
- Таким образом, вывод суда о работе истца в спорные периоды в должности, включенной в вышеуказанные Списки, соответствует установленным обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению при разрешении возникшего между сторонами спора.
- Судебная коллегия полагает необоснованными доводы ответчика, не принявшего спорные периоды истца в качестве специального стажа по мотивам непредставления документов, подтверждающих постоянную занятость на промышленной заготовке древесины.
- Списками, утвержденными на основании Постановления Совмина СССР от 22.08.1956 года N 1173 и действовавшим до утверждения Списков, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, необходимость занятости в течение полного рабочего дня указанными работами не предусматривалась.
- Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5, утв. Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 235.
- Данные разъяснения были утверждены после 1 января 1992г., и поскольку в требованиях истца указан период работы, имевший место до принятия указанных разъяснений, полная его занятость до указанной даты не являлась обязательным условием для признания особыми условий труда, в которых он работал.
- При этом необеспечение сохранности документов, подтверждающих занятость истца в течение полного рабочего дня, не относится к обстоятельствам, за которые отвечает истец, и не может препятствовать ему в реализации права на пенсию при отсутствии таких доказательств, которые бы прямо указывали на отсутствие предусмотренных законом условий для ее назначения.
- Доводы апелляционной жалобы, содержащие оценку пенсионных прав истца ответчиком, приводились в возражениях на иск, являлись предметом обсуждения суда и с мотивами, по которым эти доводы не приняты в качестве основания для отказа в требованиях о включении спорных периодов в специальный стаж истца, судебная коллегия полагает возможным согласиться.
- То обстоятельство, что суд неправомерно, в нарушение
Досрочная пенсия водителям городского пассажирского транспорта
Лица, работающие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, могут реализовать свое право на досрочную трудовую пенсию по старости при соблюдении следующих условий:
для мужчин |
для женщин |
||
|
достижение возраста 55 лет |
1 условие досрочной трудовой пенсией по старости |
достижение возраста 50 лет |
|
наличие специального трудового стажа работы в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет |
2 условие досрочной трудовой пенсией по старости |
наличие специального трудового стажа работы в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 15 лет |
|
наличие страхового стажа не менее 25 лет |
3 условие досрочной трудовой пенсией по старости |
наличие страхового стажа не менее 20 лет |
Регулярный городской пассажирский маршрут - это заранее определенный и утвержденный путь следования транспорта, движение по которому осуществляется с определенной периодичностью (регулярно) и с обязательными остановками в специально установленных местах.
Право на досрочную трудовую пенсию по старости не будет распространяться на тех лиц, которые работают водителями автобусов, троллейбусов и трамваев, но на иных маршрутах (пригородных, междугородних и т.д.).
Пример назначения досрочной трудовой пенсией по старости
Гражданин Иванов (возраст 55 лет, имеет 35 лет общего стажа) 10 лет работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, 5 лет - водителем автобуса на пригородном маршруте и 5 лет - водителем автобуса на специализированном маршруте, проходящем в черте города. В данном случае в его специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсией по старости будет засчитан только 10-летний период работы водителем автобуса на регулярном городском пассажирском маршруте.
При реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости водителям автобусов следует руководствоваться письмом Минтранса РФ от 2 июля 1992 г. № 13-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах».
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц.
Подтверждение специального трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсией по старости водителями автобусов возможно на основании следующих документов:
приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов;
путевых листов;
справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
При переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до 1 месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ, приравнивается для назначения досрочной трудовой пенсией по старости к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе.
Важно. Вас не устраивает будущая или настоящая жизнь на пенсии? Тогда нужно что-то делать!
Я предлагаю следующее:
- Во-первых, определиться с образом жизни, который бы Вы мечтали вести на пенсии.
- Во-вторых,
рассчитаться со всеми имеющимися у Вас долгами и кредитами. Без этого говорить о ЖИЗНИ на пенсии бессмысленно. Если у Вас психология вечного должника, Вы подсели на кредиты, то никакой ЖИЗНИ на пенсии у Вас не будет.
Как рассчитаться с долгами и кредитами читайте в моей книге «Как освободиться от долгов? Вся правда о кредитах…».
В противном случае Вас ожидает вынужденная РАБОТА на кого-то в пенсионном возрасте. Пока позволит здоровье, а потом ВЫЖИВАНИЕ, нищета…
PS. Внимание. Пока не поздно (фактор времени играет против вас) независимо от возраста приступите к формированию своих пенсионных накоплений не зависимых от государственных.
PS1. Если материал "…." оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.
Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему трудовых пенсий:
Виды трудовых пенсий и их структураВиды и условия назначения трудовой пенсии
Документы для назначения трудовой пенсии
Лица, имеющие право на трудовую пенсию
Примеры назначения трудовых пенсий
Условия назначения трудовой пенсии
Виды трудового стажа
Непрерывный трудовой стаж
Общий трудовой стаж
Примеры подсчета трудового стажа
Специальный трудовой стаж
Страховой стаж
Размеры трудовой пенсии по старости
Методика расчета трудовой пенсии по старости
Накопительная часть трудовой пенсии по старости
Страховая часть трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости: Право и Условия назначения
Трудовая пенсия по старости: Принципы формирования
Примеры расчета трудовой пенсии по старости
Размеры трудовой пенсии по инвалидности
Компенсационные выплаты
Водители получат возможность уходить на досрочную трудовую пенсию на пять лет раньше, пишет «Приморская газета» со ссылкой на сайт Госдумы.
Данный законопроект был внесен в Госдуму депутатом Олегом Ниловым. Согласно документу, мужчины-водители могут выходить на пенсию в 55 лет, а женщины - в 50. При этом стаж по профессии у них должен составлять не менее 12,5 лет и 10 лет, а страховой стаж не менее 25 и 20 лет.
В документе говорится, что данные правила действуют, «если они проработали водителями автомобиля по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ, в том числе водителями, занятыми на международных перевозках, а также работающими в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы».
Таким образом, наряду с водителями автобусов, троллейбусов, трамваев, которые уже имеют право на досрочную пенсию, такой прерогативой будут пользоваться теперь водители-дальнобойщики, таксисты и другие, а Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пополнится новым пунктом.
По мнению руководителя компании ООО «Транс-Лайн», которая занимается перевозками грузов по Приморскому краю, данная инициатива нужна и существенно облегчит жизнь водителям.
В нашем автопарке работает несколько водителей, и стоит отметить, что работа эта нервная, тяжелая и малооплачиваемая, - считает Михаил Яковлев. - Данная инициатива значительно облегчит жизнь, я полностью за то, чтобы данную поправку в Госдуме приняли.
Его поддерживает председатель регионального отделения общероссийского профсоюза «Таксист» Сергей Давыдов.
Любой работник такси скажет вам, что работа у них не из легких и ее вполне можно отнести к деятельности водителей общественного транспорта, которые уже имеют такую прерогативу, - отмечает председатель профсоюза. - Я всецело поддерживаю данную инициативу, в нашем законодательстве она не помешает.
По словам главного врача ГКБ №2 Вячеслава Глушко, данный законопроект нужен, так как профессия водителя связана с определенными сложностями.
Водители - профессия достаточно тяжелая. В больницу они чаще всего обращаются с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, грыжами и остеохондрозом. Кроме этого, люди этой профессии чаще всего переносят простуду, как говорится, «на ногах», из-за чего впоследствии имеют различные осложнения. Сюда так же можно отнести и неправильное питание, вследствие чего возникают проблемы с пищеварением, - подчеркнул руководитель «тысячекоечной» больницы.
Галина Кулимбаева
Сегодня профессия водителя транспортных средств является не только самой распространенной профессией, но и самой востребованной. Каждый из нас знает, какого напряжения и сосредоточенности требует эта работа в условиях интенсивного движения на улицах наших городов.
Такая работа приводит к появлению у профессиональных водителей специфических заболеваний. Поэтому некоторые водители имеют право стать пенсионерами на 5 лет раньше, чем они достигнут общеустановленного пенсионного возраста, но для реализации этого права им потребуется выполнить ряд условий, установленных пенсионным законодательством.
Условия для досрочного назначения пенсии водителям автобусов.
1 . В соответствии части 10 пункта 1 статьи 30 закона «О страховой пенсии» №400-ФЗ, страховая пенсия по старости будет назначаться на пять лет ранее достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию (мужчинам в 55 лет, а женщинам в 50 лет), если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии действующего законодательства, к регулярным городским пассажирским маршрутам относятся перевозки пассажиров, в черте города по расписанию в соответствии графика, утвержденного муниципальной властью, с посадкой и высадкой пассажиров на специально оборудованных остановках, на транспортном средстве с числом мест для пассажиров более 8.
2 . Претендентам на получение досрочной пенсии требуется накопить на своем лицевом счету в ПФР не менее 30 пенсионных баллов (пенсионных коэффициентов). В периоде до 2024 года пенсионных балов требуется иметь меньше, с учетом переходных положений в соответствии статьи 35 закона №400-ФЗ.
3
. В соответствии пунктов 4 — 6 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии… » №516, основанием для предоставления права на досрочное назначение пенсии признается работа, которая выполняется постоянно в течении полного рабочего времени и за которую были уплачены соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды такой работы засчитываются в льготный стаж работника в календарном порядке с зачетом периодов ежегодных основных и дополнительных отпусков, а также периодов получения пособий по временной нетрудоспособности, в том числе и периодов получения пособия по беременности и родам.
■
Если водитель городского общественного транспорта выполнял работу в течение полного рабочего дня, но в режиме неполной рабочей недели (в связи с сокращением объема работы), тогда такие периоды будут исчисляются по фактически отработанному времени.
■
Если водитель пассажирского автотранспортного предприятия совмещает работу на регулярных городских пассажирских маршрутах с работой на пригородных маршрутах, тогда зачет такой работы в его льготный стаж возможен только при условии, что занятость на регулярных городских маршрутах составляет не менее 80% его рабочего времени.
4
. Работа водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах в период после 01.01.2013 года засчитывается в льготный стаж при условии уплаты работодателем страховых взносов в ПФР по ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ тарифам.
На рабочих местах водителей должна быть проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) и им установлен «вредный класс условий труда».
Важно
. Сведения о том, что работа, дающая право на досрочную пенсию, выполнялась в течение полного рабочего времени на регулярных городских пассажирских маршрутах, должны подтверждаться документально.
Документами, подтверждающими факт такой работы, могут быть приказы о назначении работника на работу в качестве водителя на регулярные городские маршруты, а также путевые листы, маршрутные листы, лицевые счета, зарплатные ведомости и другие документы в которых содержится соответствующая информация.
Досрочная пенсия водителям грузовых автомобилей
Кроме водителей городских автобусов право на досрочное назначение страховой пенсии на пять лет ранее достижения пенсионного возраста имеют и водители грузовых автомобилей (ч.5 п.1 ст.30 №400-ФЗ), проработавшие не менее 12 лет и 6 месяцев — мужчины и 10 лет — женщины, непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25/20 лет (муж./жен.)